841 В греческой мифологии Крон был одним из титанов, сыном Урана и Геи (Hes. Theog. 167–182; Apollod. I. 1. 4). После победы над Ураном он взял в жены свою сестру Рею, детей которой проглатывал, чтобы избежать участи отца, которую ему предсказала Гея. В «Первом Ватиканском мифографе» (ПВМ. II. 1. 2) Крон предстает владыкой и покорителем многих царств. Такая характеристика существенно отличается от обычных мифологических представлений о Кроне (ПВМ. С. 132. Прим. 2). Действительно, с именем Крона связано сказание о золотом поколении людей, которые были благонравны, ибо Крон всюду утверждал справедливость (Ср.: Diod. Bibl. V. 66. 4). 842 Следует пояснить, что у Иоанна Малалы ( Mal. I. III .) указаны названия звезд, которые придумал сын Адама Сиф: «Его сын Сиф имел мудрость от Бога и по велению Бога дал имена всем звездам и пяти планетам, чтобы люди их различали. Первую планету назвал Кроном, вторую – Зевсом, третью – Аресом, четвертую – Афродитой и пятую – Гермесом». 844 В греческой мифологии Семирамида – дочь сирийской богини Деркето, ставшая женой вавилонского царя Нина (Luc. De dea syr. XIV. 39). В античной традиции Семирамида изображалась жестокой завоевательницей (Diod. Bibi. II. 13. 1–14. 4; Jus. Eplt. I. 2. 8–9; Oros. Hist. I. 4. 4–8). Известные висячие сады Семирамиды, построенные в VI в до н. э. Навуходоносором II, не имеют отношения к мифу. 845 В греческой мифологии Рея была дочерью Геи и Урана и матерью богов (Hes. Theog. 135; ПВМ. III. 1. 4), а в поздней античности ее стали отождествлять с фригийской матерью богов оргиастической богиней Кибелой. 846 Греческое имя Πκος в русской транскрипции передается в соответствии с фонетическими изменениями в греческом языке VI в. как «Пик». Однако во всех независимых от Иоанна Малалы источниках это имя пишется через йоту долгую. В римской мифологии Пик, отец Фавна, – лесное божество, дававшее оракулы (Sero. Schol. Verg. Аеп. VIL 190, X. 76; Ovid. Met. XIV. 320). У Плутарха (Plut. Numa. XV) Пик и Фавн, «которых можно было бы сравнивать во всех отношениях с сатирами или панами греков», часто посещали Авентинский холм во времена римского царя Нумы и открыли царю много тайн, так как были «знатоками врачебного искусства и записными колдунами» (Пер.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/pash...

По свидетельству новгородских летописей, послы Новгородского владыки действительно привезли ему из Царьграда в 1354 г. ризы крещатые и грамоты от царя и патриарха с золотою печатью (П. собр. р. лет. 3. 86,132, 228 (351)). 2120 Все это ясно изложено в грамоте Константинопольского Собора 1380 г. Acta Patriarch. Constantinop. 2. 12, 13 (425). А отчасти – и в грамоте патриарха Филофея. Ibid. 1. 525–527 (425). 2123 Ник. лет. 3. 207, 214 (374); Даниловича Лет. С. 173–174 (434). А подробнее – в грамотах 1361 г. Цареградского Собора и патриарха. Acta Patriarch. Constantinop. 1. 425–430, 434–436 (425). 2124 См. приписку к этой грамоте, как и самую грамоту, в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 525–527 (425). Кроме того, в рукописи грамота перечеркнута (Григорович. Протокол. Константиноп. патриарх. XIV в. 25 (255)). 2125 Так рассказан этот случай в грамоте Цареградского Собора 1380 г. (Act. Patriarch. Const. 2. 12 (425)). А о путешествии Алексия в Киев – П. собр. р. лет. 8. 10,11 (351); Ник. лет. 3. 211, 214 (374). 2126 Ник. лет. 4. 59–63 (374); Ст. кн. 1. 458–461, 464 (308). Число всех епископов, посвященных святым Алексием, простирается выше двадцати. Они исчисляются в П. собр. р. лет. 8. 27 (351); Ник. лет. 4. 62 (374); Степ. кн. 1. 464 (308); Карамз. 5. Прим. 55 (301). См. еще прил. 10. 2127 Григорьев. О достов. ханск. ярлык. 89 (256). Впрочем, ярлык этот святитель мог получить и чрез послов или во время самого путешествия своего чрез ханские владения в Царьград. 2128 П. собр. р. лет. 1. 230; 5. 228; 8. 10 (351); Ник. лет. З. 208; 4. 61 (374); Ст. кн. 1. 454–458 (308); Карама. 4. Прим. 384 (301); Григор. О достов. ханск. ярл. 88,126 (256). 2130 Собр. госуд. грам. и догов. 1. 27 (391); Ник. лет. 4.10 (374); Карамз. 5. 4. Изд. Эйнерлинг (302). 2134 Этой грамоты патриарха Каллиста нельзя относить к 1352 г. (Acta Patriarch. Constant. 1. 320 (425)). В ней говорится, что великий князь тверский Михаил жаловался на митрополита и требовал его на патриарший суд. Но Михаил в 1352 г. не был еще даже князем тверским и на бывшего тогда митрополита Феогноста не имел никакого повода жаловаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Ибо честь, ему оказываемая, имеет восходить к самому Богу, Которого образ архиерей носит. Во свидетельство чего и дано избранному святейшему митрополиту Галицкому и высокопочтенному, возлюбленному о Христе брату нашей мерности и сослужителю настоящее наше соборное определение и деяние в мае месяце девятого индикта 6879 г.» (ibid. 1. 578 (425)). 14 О настольной грамоте 1393 г. митрополиту Фотию Настольная грамота, данная будто бы еще патриархом Антонием в 1393 г. Фотию как новопоставленному Русскому митрополиту (Акт. истор. 1. 254 (228)),или подложна, или испорчена: 1) Сам Фотий в своем духовном завещании говорит, что он, будучи еще иноком, послан был в Царьград от своего старца Акакия именно к патриарху Матфею (1396–1410) и императору Мануилу, что там внезапно по воле государя «соборне преосвященым кир Матфеем патриархом рукоположен святитель в Киевскую митрополью на Русь» и что это случилось «в лето 6917, месяца сентября в 1 день, индикта втораго». И, умоляя всех христиан сохранять целыми и неповрежденными апостольские и отеческие предания, замечает: «Якож исповеданием моим написано... внегда вначале святитель рукополагахся преосвященным Матфеем патриархом и священным Собором» (Собр. госуд. грамот. 2 (391). 17; Ник. лет. 5.100–103 (374)). 2) Наши летописи, и между ними древняя Новгородская, единогласно говорят, что Фотий поставлен патриархом Матфеем при царе Мануиле и пришел в Россию в лето 6918 (П. собр. р. лет. 3. 104; 4. 112; 5. 258; 6. 139; 8. 85 (351); Ник. лет. 5. 32 (374)). 3) Никак нельзя объяснить, почему и для чего в 1393 г. мог быть Фотий рукоположен в митрополита Русского. Не потому ли, что император и патриарх были недовольны Киприаном и хотели сместить его? Но в том же 1393 г. патриарх Антоний, посылая в Россию Вифлеемского архиепископа Михаила, заповедал ему в инструкции всеми мерами заботиться, чтобы угодить митрополиту Киприану и доказать, как доволен им император за его благотворения и пособия (Acta Patr. Constantinop. 2. 197 (425)). В том же году патриарх писал к новгородцам и убеждал их во всем покоряться митрополиту Киприану (ibid. 177, 181 (425)), писал и к самому Киприану как имеющему полную власть над митрополиею Русскою (ibid. 180 (425)). Или не имел ли в виду патриарх Антоний, поставляя в 1393 г. Фотия митрополитом Русским, разделить вновь Русскую Церковь на две митрополии и одну из них оставить за Киприаном, а в другую послать Фотия? Но в том же году Антоний писал к великому князю московскому Василию Васильевичу и выражал свою радость, что Бог благословил его, патриарха, умиротворить, наконец, Русскую Церковь и соединить обе ее митрополии под властию одного митрополита Киприана и что это так должно оставаться и по смерти Киприана (ibid. 2. 188 (425)). Прибавим, что патриарх Антоний не раз писал к митрополиту Киприану и в последующие годы и относился к нему очень дружелюбно и как к первосвятителю всей Русской Церкви (ibid. 2. 282. 359 (425)).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

345. См. Настоящее издание, т. 6, с. 647. 346.  Стасов В. В. А. М. Горностаев. Вестник изящных искусств. СПб., 1888. С. 460. 347. О. Дамаскин — о нем см. Настоящее издание, т. 3, с. 420. 348. Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова пожертвовала на постройку храма 40 тысяч рублей. См.: Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни Архимандрита Игнатия (Малышева). СПб., 2000. С. 37. 349.  Григорий (Г. П. Постников; 1784–1860) — Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский с 1856 г. 350. С. 499. 351. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 352. С. 221. 353. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 354. Жизнеописание Епископа Игнатия (Брянчанинова). СПб., 1881. С. 125. 355. РНБ PO. Ф. 446. Оп. 1. Ед. хр. 47. Публикация А. М. Любомудрова. 356. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 823. 357.  Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825) — выдающийся русский композитор. 358. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 823. 359.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 360.  М. И. Глинка. Литературные произведения и переписка. Т. 2. Б. М. 1977. С. 95. 361. Полное Жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 191. 362. Будущий Государь Император Александр II. 363. Это третий вариант рассказа об одном и том же событии: первый находится в Жизнеописании Святителя Игнатия, второй — в Записках М. В. Чихачева; все они дополняют друг друга. 364. По этому случаю святитель Игнатий написал статью «Благополучный день». См.: Настоящее издание, т. 4, с. 475–477. 365. Настоящее издание. Т. 5. С. 441. 366. Государь Император Александр II. 367. Государыня Императрица Мария Александровна (1824–1880), супруга Aлekcahдpa II. 368. О. Антонием — о нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 699. 369. Иван Григорьевич Татаринов, будущий архимандрит Иустин — о нем см. с. 323–336. 370. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 371. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 372. Алексей Петрович Брянчанинов — племянник Святителя. 373. РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. 374. О ней см.: Настоящее издание, т. 5, с. 487. 375. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 376. Отец игумен Антоний (Бочков) — о нем см. Настоящее издание, т. 4, с. 565.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

2086. РГБ OP. Ф. 213. К. 58. Антоний (в миру Александр Иванович Путилов; 1795–1865) — Оптинский старец, брат архимандрита Моисея. В 1816 г. удалился к брату в Рославльские леса и прожил там 5 лет. В 1820 г. пострижен в монашество. В 1821 г. вместе с братом перешел в скит Оптиной Пустыни. В 1825 г. определен на должность скитоначальника и состоял в этой должности 14 лет. При нем в Оптиной упрочилось старчество. В 1839–1853 гг. — настоятель в сане игумена Малоярославецкого Николаевского Черноостровского монастыря. 9 марта 1865 г. келейно пострижен в схиму с оставлением прежнего имени. Отличительной чертой его было искреннее смирение; увлекался поэзией. Канонизирован в 2000 г. 2087.  Протасов Николай Александрович (1798–1855) — граф, с 1836 по 1855 г. — Обер-прокурор Св. Синода. 2088. РГБ OP. Ф. 425. К. 3. 2089. РГБ OP. Ф. 213. К. 103. Отец Иоанникий (в миру Иакинф Тихонович Бочаров, 1780–1853) — монах Оптинского скита, в схиме Леонид. По матери приходился племянником старцу схимонаху Феодору, ученику преподобного Паисия (Величковского). В 1807 г. пострижен в рясофор иеромонахом Леонидом (Наголкиным) в Белобережной пустыни. В 1809 г. пострижен в мантию. В 1824 г. поступил в братство Александро-Невской Лавры, где с ним познакомился Дмитрий Александрович Брянчанинов. В 1834 г. переместился в Оптину Пустынь. 31 марта 1851 г. в Калужской Тихоновой пустыни, где временно находился, пострижен в схиму. 2090. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 2091. РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. 2092. РГБ OP. Ф. 425. К. 3. 2093. Обер-прокурор Святейшего Синода Н. А. Протасов. 2094. РГБ OP. Ф. 425. К. 3. 2095. РГБ ОР. Ф. 213. К. 102. Отец Ювеналий (в миру Иван Андреевич Половцев, 1826–1904) — состоял на военной службе, после тяжелой болезни 15 марта 1847 г. поступил послушником в скит Оптиной Пустыни, в 1855 г. пострижен в монашество. В 1857–1861 годах был вместе с иеромонахом Леонидом (Кавелиным) членом Иерусалимской духовной миссии. В 1861 г. настоятель в сане игумена Глинской Богородицкой пустыни; в 1862 г. настоятель в сане архимандрита Коренной Рождество-Богородицкой пустыни; в 1867–1871 — наместник Александро-Невской Лавры, затем пребывал по болезни в Оптиной Пустыни, а в 1884 г. назначен наместником Киево-Печерской Лавры. 25 октября 1892 г. хиротонисан во епископа Балахнинского; 3 сентября 1893 г. возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Литовским и Виленским. Знал в совершенстве многие языки. В Оптиной Пустыни занимался переводом и изданием святоотеческой литературы. В Вильно построил величественный Знаменский собор. Составил жизнеописание архимандрита Моисея (Путилова).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Он начал жаловаться только на митрополита Алексия после известного случая в 1368 г. и в это время был действительно великим князем тверским. 2135 Две грамоты патриарха по этому случаю к тверскому князю в Act. Patriarch. Constantinop. 1. 586, 590 (425). 2137 См. в конце патриаршего послания к нашему митрополиту от 1371 г. авг., индикт. IX. Acta Patr. Const. 1. 584 (425). 2138 Ibid. 1. 577 (425). В словах Казимира о Галицкой митрополии очевидно преувеличение: «От века веков... Галич славился митрополиею». Из поименованных будто бы Галицких митрополитов Петр был митрополитом всея России, а Феодор, вероятно, митрополитом Галицким в 1345 г. (см. выше прим. 31); два остальные вовсе не известны. 2140 Все это о Киприане изложено в акте Цареградского Собора 1380 г. (Acta Patriarch. Const. 2. 12 (425)). О путешествии Киприана вместе с святым Алексием в 1373 г.– Никон, лет. 4. 40 (374). О рукоположении в митрополита в 1376 г.– П. собр. р. лет. 8. 25 (351). 2143 П. собр. р. лет. 8. 28–30 (351); Ник. лет. 4. 63–69, 233 (374); Степ. кн. 1. 464–468 (308); Карамз. 5. Прим. 54 (301). Каких лет скончался святой Алексий см. выше в прим. 41. 2145 Это обстоятельство, вовсе не известное из наших летописей, упоминается в акте Цареградского Собора 1389 г. (Act. Patriarch. Constantinop. 2. 120 (425)). 2147 Послания митрополита Киприана с предварительными соображениями об них напеч. в Православн. собеседнике. 1860. 2. 75–106 (356). 2148 Письмо митрополита Киприана – там же. 103. О прочем говорит он сам в житии святого Петра (Степ. кн. 1. 422–423 (308)) и, между прочим, выражается, что он отправился в Царьград третиему лету наставим) по прибытии своем в Россию. А он прибыл к нам зимою 6884 г. и, следовательно, или к концу 1376 г., или даже в начале 1377 г. (П. собр. р. лет. 3. 91 (351)). 2149 П. собр. р. лет. 8. 29, 30 (351); Степ. кн. 1. 468 (308); Ник. лет. 4. 70–74 (374); Карамз. 5. Прим. 57 (301). В Никоновой лет., где помещена особая повесть о Митяе, замечено, что он, убеждая великого князя созвать в Москву епископов, выразился: «Да мя поставят епискупа и первосвятителя», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

421 «Анабасис». 422 «Греческая история». 423 Алкивиад ок.450—404 до н. э . — афинский политический деятель и полководец эпохи Пелопонесской войны. 424 Аргирополис — «Серебряный город» или «Город Денег». 425 425г. 426 Валентиниан III 419—455 был коронован в Риме 23 октября 425 г. Он правил Римской империей до 16 марта 455 г. 427 Речь идет о будущем константинопольском епископе. Свою церковную карьеру Прокл начал келейником Иоанна Златоуста. 428 426 г. 429 427 г. 430 Несторий родился около 381 г. в военном поселении Германикея в Евфратской Сирии. Возможно, что по происхождению он был персом. Несторий учился в Антиохии, вероятно, под руководством знаменитого теолога того времени Феодора Мопсуэстского. Позже ушел в монастырь Эупрепиос за стенами Антиохии. Там он прославился своим аскетизмом и своим красноречием. Эти качества Нестория и сыграли основную роль в его избрании. Феодосий II надеялся, что антиохийский праведник сможет повысить нравственность столичных жителей. 431 428г. 432 Несторий получил законную основу для своей политики, когда Феодосий II 30 мая 428 г. издал эдикт, подтвердивший и увеличивший старые наказания за еретические взгляды и еретическое богослужение. 433 Кария — область на юго-западном побережье Малой Азии. 434 Речь идет о Первом Бургундском королевстве на Рейне с центром в городе Вормс haч.V-436 437 . 435 По свидетельству самого Нестория спор об именах Девы Марии начался еще до его рукоположения в константинопольские епископы. 436 Спор об именах Девы Марии имел очевидное христологическое значение: если кто-то подчеркивает божественную природу Христа, то он стремится называть его мать «богородицей», если же кто-то акцентирует человеческое начало в Христе, то он предпочитает определять ее как «человекородицу». Несторий отказывался называть Деву Марию именами, которых нет в Евангелиях, — он предложил термин «христородица». 437 Первым с таким обвинением выступил схоластик Евсевий, будущий епископ Дорилеи. Затем в его поддержку выступил Прокл, неудачливый кандидат на епископских выборах 428 г. К ним примкнули константинопольское монашество и многие миряне. Смутой воспользовался Кирилл Александрийский, давно искавший повод унизить своих константинопольских соперников. Кирилл вовлек в конфликт римского епископа Целестина, по инициативе которого Римский собор в августе 430 г. осудил учение Нестория. Несторию не удалось заручиться широкой поддержкой среди константинопольского населения. На стороне столичного епископа, однако, были Феодосий II и его двор, которые предприняли некоторые полицейские меры против враждебных Несторию монахов. Император также осудил Кирилла Александрийского за провоцирование смут в церкви и за попытки внести раскол в императорскую семью александрийский епископ обращался к Феодосию, его супруге Евдокии и к его сестре Пульхерии, настраивая их против Нестория .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

P. 67), на что ему указывал и Несторий: «Я умалчиваю об Иоанне, которого ты почитаешь теперь даже против воли» ( Nest. Serm. 18//Ibid. Vol. 5(1). P. 40). Свт. Кирилл Александрийский. Икона. XVII в. (Византийский музей, Афины) I. Начало несторианского спора (429-431). 10 апр. 428 г. Несторий, приглашенный из Антиохии имп. Феодосием II, был возведен на К-польскую кафедру. В ответ на проповедуемое им в столице учение возникла богословская полемика, ставшая началом «вселенского соблазна». По свидетельству самого Нестория, летом 428 г. 2 группы клириков предложили ему разрешить их спор об именовании Св. Девы. Одни настаивали на имени Богородица (θεοτκος), другие - человекородица, взаимно обвиняя друг друга в ереси. Несторий в ответ указал, что оба имени недостаточны и допускают ложные выводы; Мария «в строгом смысле» не была Матерью Бога, и намного точнее именовать Ее Христородицей ( Nest. Ep. ad Ioan. Antioch.//ACO. T. 1. Vol. 4. P. 5). Вероятно, в нояб. 428 г. ( Russell. 2000. P. 33) приближенный к Несторию пресв. Анастасий, прибывший с ним из Антиохии, публично проповедуя в его присутствии, заявил о недопустимости называть Марию Богородицей, что вызвало в Церкви «смятение». В кон. 428 и в нач. 429 г. Несторий, желая разъяснить слова пресв. Анастасия, обратился к пастве с рядом проповедей, где настойчиво отвергал имя Богородица ( Socr. Schol. Hist. eccl. VII 32). После этого мн. клирики, а также покровительствуемые имп. св. Пульхерией монашествующие прекратили общение с Несторием, обвиняя его в ереси Павла Самосатского ( McGuckin. 1995. P. 31-33). Среди противников Нестория выступили духовник св. Пульхерии архим. Ипатий Халкидонский, свт. Прокл , буд. архиеп. К-польский, в то время нареченный еп. Кизический, и адвокат Евсевий , буд. еп. Дорилейский. Свт. Прокл 26 дек. 428 г, на 2-й день после Рождества, или, как полагает Э. Шварц (ACO. T. 1. Vol. 1(8). P. 7), на Благовещение, 25 марта 430 г., произнес в присутствии Нестория проповедь в похвалу Богородице ( Proclus CP. Hom.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

19. РГБ ОР. Ф. 425. К. 2. 20. Богословский Вестник. 1912. Сентябрь — декабрь. С. 628–638. 21. О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 659. 22. Письма и РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. Письмо РГБ ОР. Ф. 425. С 4. публикуется впервые. 23.  Феофан Новоезерский… — См. с. 168–175. 24.  Н. С. Лесков. Собрание сочинений. Т. 6. М., 1957. С. 457. 25. См. с. 114–116. 26. Мухояр — дешевая бумажная ткань с примесью шерсти или шелка. 27. Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 205. 28. Богословский вестник. 1913. Март. С. 405–417. 29.  Параскева Михайловна Толстая. — О ней см. Настоящее издание, т. 8, с. 95, письмо (Далее — т. 8.) 30.  …боголюбезный о. Аполлос… — О нем см. с. 290–292. 31. Настоящее издание. Т. 5. С. 472. 32. Там же. Т. 6. С. 717. 33.  Л. А. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 2. С. 22–23. 34.  Л. А. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Ч. 1. С. 4. 35. Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник, ф. ЯМЗ-1542; письма были переданы Музеем Издательству им. Святителя Игнатия Ставропольского при Храме Сошествия Святого Духа на Апостолов на Лазаревском кладбище и этим Издательством переданы для публикации в Настоящем издании. — Примеч. О. Шафрановой. 36. О посещении Цесаревича см. Настоящее издание, т. 3, с. 584. 37. Будущий архимандрит Иустин (Татаринов И. Г.). 38.  …иеромонах Леонид Кавелин… — О нем см. Настоящее издание, т. 6, с. 532. 39.  Муравьев… — О нем см. Настоящее издание, т. 5, с. 425–435. 40.  Преосвященного Иринея… — О нем см. с. 95–96. 41. Проектировал храм И. И. Горностаев (1821–1874) — академик архитектуры; см. также примеч. на с. 313. 42.  …архитектором Горностаевым… — А. М. Горностаев, дядя И. И. Горностаева; об А. М. Горностаеве см. с. 578–579. 43.  О. Иустин ( Татаринов И. Г.) — духовный сын святителя Игнатия; о нем см. с. 308–321. 44. 14 августа 1866 г. Николо-Бабаевский монастырь посетили Государь Цесаревич Александр Александрович (будущий Император Александр III) и Великий Князь Владимир Александрович.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

На л. I поздней скорописью запись «Сия книга Житие и деяния святейшаго патриарха Никона пожертвована Воскресенской, именуемый Новый Иерусалим для хранен(ия) в библиоте(ке) того монастыря». Филигрань «Рго Pamria» с литерами «АГ» типа: Клепиков 1978, 29 (1784), 31 (1784), 871 (1793). Содержит: «Известие» о патриархе Никоне , составленное его клириком Иоанном Шушериным (л. 1 – 94); список с грамоты царя Алексея Михайловича об именовании Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом (л. 94 об.); «видение» патриарха Никона (л. 95 – 102 об.); послание патриарха Никона газскому митрополиту Паисию Лигариду (л. 103 – 106 об.); «перехваченная» грамота патриарха Никона константинопольскому патриарху Дионисию (л. 107 – 119 об.); список с челобитной братии Воскресенского монастыря к царю Федору Алексеевичу о возвращении патриарха Никона из ссылки (л. 119об. – 122); «Извещение или объявление совершенное низложение Никона извержения» (л. 122 – 126); разрешительные грамоты восточных патриархов (л. 126 – 142); надписи на каменных плитах при южных вратах Воскресенского монастыря (л. 142 – 146); надпись на камне при гробе патриарха Никона (л. 146 – 147); «Чудеса врачебные» патриарха Никона (л. 147 – 158); список с духовной грамоты царя Алексея Михайловича (л. 158об. – 161); список с духовной грамоты патриарха Иоакима (л. 161 – 172); надгробные стихи патриарху Иоакиму (л. 172). Содержание ркп. опис.: Амфилохий 1876, 174 – 175. Послание к газскому митрополиту Паисию Лигариду («Послание 2») – Ж «Видение» патриарха Никона – В Грамота к константинопольскому патриарху Дионисию – Ю 19. РГАДА, ф. 357 (Рукописное собр. Саровской пустыни), оп. 1, д. 127. Сборник-конволют 1657 г.– первая треть XVIII в. 4°. III+425 л. (л. I – III от переплета, 197 об., 408 об. чист.). Полуустав двух почерков: 1) на л. 1 – 197; 2) на л. 198 – 408, 428. В рукописи имеются владельческие записи: на л. 1 – 9 скорописью XVIII в. «Сия книга Саровской пустыни казенная»; на л. 411 – 425 скорописью XVIII в. «Сея тетрать Василья Иванова сына Лягина». На 425 об. проба пера. Украшения: инициалы геометрической формы с растительными отростками, многочисленные заглавные буквы киноварью, заголовки киноварные. Переплет: доски в коже с тиснением, современным рукописи; отреставрирован в XIX в., сохранились две металлические застежки, одна из которых с глазковым орнаментом. На корешке переплета тиснение золотом «Житие Никона патриарха ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010