школа. 1894. 4. С. 18-21; Соболевский А. И. Славяно-рус. палеография. СПб., 1902. [Т. 2]; он же. Церковнослав. стихотворения IX-X вв. и их значение//Тр. XI Археол. съезда. М., 1902. Т. 2. С. 33, 35; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма//ЭСФ. 1914. Вып. 4. 1; Карский Е. Ф. Слав. кирилловская палеография. Л., 1928. С. 192-193, 254; Сперанский М. Н. Тайнопись в югослав. и рус. памятниках письма. Л., 1929. С. 74-75; Селищев А. М. Старослав. язык. М., 1951. Ч. 1. С. 47, 50; Черепнин Л. В. Рус. палеография. М., 1956. С. 154-156, 243-244, 248-249, 361-362, 365-366, 378-384; Демкова Н. С., Дробленкова Н. Ф. К изучению слав. азбучных стихов//ТОДРЛ. 1968. Т. 23. С. 27-61; Г. Mopфoлoruja натписа на Балкану. Београд, 1974. С. 20, 26; Загребин В. М. Заупокойные стихиры   в сербском Требнике XIII в.//АрхПр. 1981. 3. С. 77; Б. Текстолошка састава и бpoja слова старословенске азбуке приема «Стихирима на и у српском препису//Там же. С. 109; Кобяк Н. А., Поздеева И. В. Славяно-рус. рукописи XV-XVI вв. Науч. б-ки МГУ. М., 1981. С. 143; Кобяк Н. А. Азбуки толковые в сборнике XVII в. собр. МГУ 1356//Из фонда редких книг и рукописей Науч. б-ки Моск. ун-та. М., 1987. С. 142-156; Истрин В. А. 1100 лет слав. азбуки. М., 1988. С. 159-176; Лурье Я. С., Григоренко А. Ю. Курицын Федор Васильевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 504-510; КМЕ. 1995. Т. 2. С. 201-202, 476; Степанов Ю. С. Константы: Словарь рус. культуры: Опыт исслед. М., 1997. С. 421; Щепкин В. Н. Рус. палеография: Учеб. М., 1999п. С. 123, 127, 129, 131, 138, 143-145, 150, 156; Зализняк А. А. Палеография берестяных грамот и их внестратиграфическое датирование// Янин В. Л., Зализняк А. А. Новгородские грамоты на бересте. М., 2000. Т. 10: Из раскопок 1990-1996 гг. С. 152-217; Поликарпов Ф. П. Texhoлoria: Искусство грамматики/Изд. и исслед.: Е. Бабаева. СПб., 2000; Кузьминова Е. А. Грамматический сборник 1620-х гг.: Изд. и исслед. Napoli, 2002. С. 110-111. (Aion slavistica: Annali dell " Instituto Univ. Orientale di Napoli; 1).

http://pravenc.ru/text/1319724.html

Paus. VII, 27, 5. IGR. IV, 292; Ditt. Syll. 870; 885. F. Eph. II , Эфебия за пределами Аттики: ср. старую латинскую диссертацию М. Collignon’a, Quid de collegiis epheborum apud Graecos, excepta Attica …, Paris, 1877; статью Oeler’a, Pauly-Wissowa, V, 2741–2746, Α. H. M. Jones, The Greek City , стр. 220–225, 351–353; С. Α. Forbes, Greek physical education, стр. 179–257; Μ. Р. Nilsson, Die hellenistische Schule , стр. 34–42 (и наши наблюдения по этому поводу: L’Antiquité classique , 25 (1956), стр. 236–240); возраст эфебов очень сильно зависел от города — 14 лет в Египте, 18 в Афинах; также и продолжительность: три года на Хиосе, два в Аполлониде или в Кизике, один — в эллинистических Афинах и в Египте, как мы отметили в своем месте. Эфебия в Эфесе — J. Keil, Anzeiger Венской Академии Наук, Philol.-hist . KL, 1951, стр. 331–336; на Кипре — Т. В. Mitford, Opuscula Archaeobgica , VI ( Skrifter Svenska Institut Rom , XV, 1950), прим. 12; в Киренаике: S. Applebaum, Journal of Roman Studies , 1950, стр. 90. Ditt. Syll. 958, 245.   Id. 578, 21–24. Участие эфебов в религиозных празднествах: М. Р. Nilsson, ор. cit., стр. 61–75. Была ли организована эфебия в эллинистических армиях для их пополнения? М. Ростовцев поддерживает это мнение для Пергамского царства ( The Social and economic history of the hellenistic World , стр. 809–810, 1524, прим. 82), но приведенных им текстов недостаточно для того, чтобы установить, являлась ли военная подготовка предметом самостоятельных усилий (ср. в том же ключе, что и у нас, L. Robert, ар. Revue des Etudes grecques , 1935, стр. 332): мы можем отметить, как в Афинах, устойчивость военных упражнений (дротик, лук) (Ditt., Or., 339, 37; L. Robert, Etudes anatoliennes , Paris, 1937, стр. 201–202), но я не вижу, чтобы этот пережиток имел в Пергаме большее значение, нежели в Аттике. Что касается o δι τν πλων γνες у Ditt., Or. 764, 24, это может быть простой бег в вооружении — скорее, нежели поединок в фехтовании. Ср. для Афин Р. Graindor, Musée beige , XXVI (1922), стр. 166, и сейчас (в общем виде) М. Launey, Recherches sur les armées hellénistiques , I—II, Paris, 1949–1950.

http://azbyka.ru/deti/istoriya-vospitani...

Ист.: Лавров П. А. Мат-лы по истории возникновения древнейшей слав. письменности. Л., 1930; Magnae Moraviae fontes historici. Brno, 1967. T. 2; 1969. T. 3; 1971. T. 4; Климент Охридский. Събр. съч. София, 1973. Т. 3; Мошкова Л. В., Турилов А. А. «Моравьскые земли велеи гражданин»: (Неизв. древняя служба первоучителю Мефодию)//Славяноведение. 1998. 4. С. 3-23; Иванова К. «Успение Методиево»//Paleobulgarica=Старобългаристика. 1999. Год. 23. N 4. C. 7-24; Мирчева Б. Канонът за Кирил и Методий и службата за Кирил в слав. книжнина. София, 2001. С. 68-91, 100-107, 198-201, 217-221. Лит.: Малышевский И. И. Св. Кирилл и Мефодий, первоучители славянские. К., 1886; Lap ô tre A. L " Europe et le Saint-Siège à l " époque carolingienne. P., 1895. Pt. 1: Le pape Jean VIII (872-882); Dvornik F. Les Slaves, Byzance et Rome au IX siècle. P., 1926; idem. Les légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933; Kos M. O pismu papea Hadriana II. knezom Rastislavu, Svetopolku in Koclju//Razprave: Slovenska akad. znanosti in umetnosti. Filoz.-filol.-hist. razred. Ljubljana, 1944. Т. 2. Kn. 2. S. 269-301; Vaillant A. Une homélie de Méthode//RES. 1947. Vol. 23. P. 34-47; Meyvaert P., Devos P. Trois énigmes cyrillo-méthodiennes de la «Légende italique» resolues grâce à un document inédit//AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 375-461; Va ica J. Anonymni homilie rukopisu Clozova po stránce právni//Slavia. Praha, 1956. N 25. P. 221-233; он же (Вашица И.). Кирилло-мефодиевские юрид. памятники//Вопросы слав. языкознания. М., 1963. Вып. 7. С. 12-33; Dittrich Z. R. Christianity in Great Moravia. Groningen, 1962; Vav í nek V. Starosovnské ivoty Konstantina a Metodje a panegyriky ehoe z Nazianzu//Listy philologické. Praha, 1962. N 1. S. 96-112; idem. Ugr " skyj " korol " dans la Vie vieux-slave de Méthode//Bsl. 1964. Vol. 25. S. 288-301; idem. Cyril a Metodj mezi Konstantinoplí a ímem. Praha, 2013; Burr V. Die Anmerkungen zum Konflikt zwischen Methodius und den bayerischen Bischöfen//Cyrillo-Methodiana: Zur Frühgeschichte des Christentums bei den Slaven, 863-1963.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

277 . Beulay R. Jean de Dalyatha et sa Lettre XV//ParOr 1971. 2. 261–279. 278 . Beulay R. Un mystique de l’Église syro-oriental au VIII е sièclë Jean de Dalyath//Carmel. 1977. 190–201. 279 . Beulay R. Précisions touchant l’identité et la biographie de Jean Saba de Dalyatha//ParOr 1977–1978. 8. 87–116. 280 . Beulay R. Formes de lumière et Lumière sans forme, le thérme de la lumière dans la mystique de Jean de Dalyatha//Mélanges Antoine Guillaumont/Ed. Cramer P. Genève 1988. 131–141. 281 . Beulay R. L’enseignement spirituel de Jean de Dalyatha, mystique syro-oriental de VIII е siècle. P. 1990. (Théologie historique. 83). 282 . Sherwood P. Jean de Dalyathä sur la fuite du monde//L’Orient Syrien. 1956. 1. 305–312. Иосиф Прозорливый (Hazzayâ) DS 8. 1341–1349 Монашеский писатель VII в., родом перс. Подвизался в монастырях Аввы Слибы, Мар Бассимы и в обители Раббан Бохтишо. Автор мн. произведений – бесед, проповедей, молитв и писем. 283 . Изд.: Rabban Jausep Hazzaya. Briefe über das geistliche Leben und verwandte Schriften/Übers., erl. Bunge G. Trier 1982. 408. (Sophia. 21). 284 . Beulay R. Des Centuries de Joseph Hazzaya retrouvées?//ParOr 1972. 3. 1. 5–44. 285 . Guillaumont A. Sources de la doctrine de Joseph Hazzaya//L’Orient Syrien. 1958. 3–24. 286 . Scher A. Joseph Hazzaya, écrivain syriaque du VIII е siècle//Rivista degli Studi Orientali. 1910. 3. 45–63. 287 . Sherry E. J. The life and works of Joseph Hazzaya//The Seed of Wisdom: Essays in Honour of T. J. Meek/Ed. McCullough W. S. Toronto 1964. 78–91. Преп. Симеон Столпник Ок. 390–459. Родоначальник столпничества как особого рода аскезы. Монашествовал в Антиохии с 16–18 лет, измышляя себе необычайно суровые лишения и жестокие испытания. В течение 35–40 посл. лет жизни «подвизался на столпе»: подавл. часть времени пребывал на крошечной открытой площадке на вершине высокого столпа, творя непрестанную молитву и беседуя со множеством стекавшегося к нему люда; он обращал язычников, примирял врагов, пробуждал нерадивых в вере и был ревностным поборником Халкидонского правосл. учения. Подвиг его, беседы, послания приобрели ему славу и влияние во всей империи.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Это гуру тантрического кашмирского шиваизма Свами Муктананда Парамахамса (1908–1982), пятнадцатилетним ребенком покинувший родителей, богатых землевладельцев, ставший садху и вскоре сделавшийся учеником Свами Нитьянанды, гуру кундалини-сиддхи-йоги. Уже в 1956 г. Муктананда основал ашрам Шри Гурудэва в Ганешпури, пригороде Бомбея. К концу его жизни созданное им общество Сиддха-йога дхама 197 имело 37 ашрамов и более 300 медитационных центров во всем мире. Муктананда утверждал своим ученикам, что он – Бог, и посредством шактипата сможет дать им возможность реализовать их собственную божественность путем отказа от себя ради поклонения гуру: «Полностью откажитесь от себя ради гуру, он сделает все остальное. Полностью доверяйте ему и подчиняйтесь ему. Он может рассердиться и обругать вас, но его методы эффективны» 198 . «Гуру более необходим, чем здоровье … Лишь посредством его милости раскрывается внутренняя Шакти. Слава Гуру таинственна и предельно божественна. Он дает человеку новое рождение» 199 . Муктананда входил в пятерку самых богатых гуру мира, и после его смерти развернулась борьба за его наследство между его братом и сестрой, назначенными им перед смертью статусом гуру. Преемники Муктананды и подобных ему учителей неоиндуизма представляют собой типичные примеры неогуру, озабоченных властью, славой и материальным благополучием. Именно этот тип гуру играет решающую роль после Второй мировой войны в экспансии неоиндуизма в страны Запада и именно их иронично называют бизнес-гуру, джет-гуру 200 и кока-кола-гуру, отличая от традиционного типа: «Традиционный индийский гуру был отшельником, доступ к которому имели только ближайшие ученики. Сегодняшние же бизнес-гуру с их агентами по рекламе, пресс-конференциями … выступают в роли звезд поп-религий» 201 . Большинство из них имеют филиалы в странах Запада или живут там постоянно, многие из них не получили признание гуру-фундаменталистов из Вишва хинду паришад, и тем более их не признают гуру-традиционалисты – верховный жрец храма в Двараке называет их мошенниками и обманщиками.

http://azbyka.ru/induizm-i-ego-transform...

627 . Массовое появление индейских НРД в США отечественный ученый Цеханская связывает с XVIII в. в целом 628 , а американский исследователь Чемберлен конкретизирует 1680 г. 629 . Этот краткий обзор подтверждает нашу ремарку о том, что вопрос «Что в НРД есть нового?» очень слабо связан с главным вопросом данной работы: «Как и почему появляются НРД?». 543 Bainbridge, W.S. Cult Formation: Three Compatible Models/W.S. Bainbridge, R. Stark//Sociological Analysis. – 1979. – Vol. 40. – 4. – P. 283–295. 544 Джемс, В. Многообразие религиозного опыта/В. Джемс. – СПб.: «Андреев и сыновья», 1992. – 418 с. 545 Bainbridge, W.S. Cult Formation: Three Compatible Models/W.S. Bainbridge, R. Stark//Sociological Analysis. – 1979. – Vol. 40. – 4. – P. 283–295. 546 Littlewood, R. Psychopathology, embodiment and religious innovation. An historical instance/R. Littlewood//Psychiatry and Religion. Context, Consensus and Controversies. Ed. by Dinesh Bhugra. – London & New York: Routledge, 1996. – P. 178–197. 547 Silverman, J. Shamans and acute schizophrenia/J. Silverman//American Anthropologist. – 1967. – Vol. 69. – P. 21–31. 548 Kent, S.A. Education and Re-Education in Ideological Organizations. Report on International Conference of FECRIS. Vienna. 21. May 2005./S.A. Kent. – Vienna: FECRIS, 2005. – P. 1–15. 549 С. 32–33. Джемс, В. Многообразие религиозного опыта/В. Джемс. – СПб. : «Андреев и сыновья», 1992. – 418 с. 550 С. 33. Франкл, В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия/В.Э. Франкл. – СПб.: Речь, 2000. – 286 с. 552 С. 64–65. Linse, U. Barfuige Propheten. Erlöser der zwanziger Jahre/U. Linse. – Berlin: Siedler Verlag, 1983. – 272 s. 553 Wallace, A. Revitalization Movements/A. Wallace//American Anthropologist. – 1956. – Vol. 58. – P. 264–281. 555 Ломсадзе, Л. Матерь Мира или Баба-Яга?/Л. Ломсадзе//Советская Белоруссия. – 1994. – 02 апр. – С. 5.; Орлова, Е. Наваждение, или Похождения «Божией Матери» в Беларуси/Е. Орлова//Знамя Юности. – 1993. – 30 дек. – С. 3. 556 С. 38–39. Lanczkowski, G. Die neuen Religionen/G. Lanczkowski. – Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1974. – 201 s. 557 Stark, R. How sane people talk to the gods: A rational theory of revelations/R. Stark//Innovation in Religious Traditions. Essays in the Interpretation of Religious Change. Edited by M.A. Williams, C. Cox, M.S. Jaffee. – Berlin, New York. 1992. – P. 19–34.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Относительно поздно сочинения И. И. начали переводиться на груз. (X-XI вв.) и слав. языки (XII-XIII вв.). Обе эти традиции сохранили ряд отрывков из экзегетических сочинений И. И., а также неск. гомилий, не дошедших на греч. языке. Соч.: CPG, N 6550-6596; PG. 93. Col. 787-1480; ИАБ, 1082-1086; экзегетические: Sichard J., ed. Isychii presbyteri Hierosolymorum In Leviticum libri septem. Basileae, 1527; Le Gros J., ed. Isychii, presbyteri hierosolymitani, In Leviticum commentaria emendata et annotationibus aucta. P., 1581; Corderius B. Expositio Patrum graecorum in Psalmos. Antw., 1643– 1646. 3 vol.; Combefis Fr., ed. Bibliotheca Patrum concionatoria. P., 1662. T. 6. P. 1–22; Faulhaber M., von. Die Propheten-Catenen nach römischen Handschriften. Freiburg i. Br., 1899. S. IX–X, 21–26, 32–33, 156; idem., ed. Hesychii Hierosolymitani interpretatio Isaiae prophetae. Freiburg i. Br., 1900; Mercati G. Note di letteratura biblica e cristiana antica. R., 1901. P. 155–168. (ST; 5); Чракян К. Исихия, пресвитера Иерусалимского Комментарий на Иова. Венеция, 1913 (на арм. яз.); Jagi V. Supplementum Psalterii Bononiensis: Incerti auctoris explanatio psalmorum graeca. W., 1917; Devreesse R. La Chaîne sur les Psaumes de Daniele Barbaro. Pt. 2: Hésychius de Jérusalem//RB. 1924. Vol. 33. P. 498–521; idem. Les anciens commentateurs grecs de l’Octateuque et des Rois: Fragments tirés des Chaînes. Vat., 1959. P. 181. (ST; 201); Santifaller L. Das Altenburger Unzialfragment des Levitikuskommentars von Hesychius aus der ersten Hälfte des 8. Jh.//Zentralblatt für Bibliothekswesen. Lpz., 1944. Bd. 60. S. 241–268; Wenger A. Hésychius de Jérusalem: Notes sur les discours inédits et sur le texte grec du Commentaire in Leviticum//REAug. 1956. Vol. 2. P. 464–470; Дуйчев И. Болонски псалтир: Бълг. кн. паметник от XIII в.: Фототип. изд. с увод и бележки. София., 1968; Mennes R. Hesychius van Jeruzalem: Inventaris van de Griekse handschriftelijke overlevering met de uitgave en vertaling van het Groot Commentaar op psalm 100 en 102: Diss.

http://pravenc.ru/text/674956.html

Kirchmeyer J., Grecque (Église), DS 6 (1967) 827 слл. Langevin G., Le thème de Vincorruptibilité dans le commentaire de saint Cyrille d " Alexandrie sur l " Évangile selon saint Jean, in Sciences ecclésiastiques 8 (1956) 295–316. Pelikan J., The Shape of Death: Life, Death and Immortality in the Early Fathers, London 1962. Refoulé F., Immortalité de l’âme et résurrection de la chair, RHR 163 (1963) 11–52. Свобода Bläser C., Freiheit, LThK 4 (1960) 329–331. Gaïth J., La conception de la liberté chez Grégoire de Nysse, in Études de philosophie médiévale 43 (1953). Jaeger H., παρρσα et fiducia, in Studia Patristica 1 (TU 63) 221–239. Metz J. B., Freiheit als philosophisch-theologisches Grenzproblem, in Gott in Welt (Festgabe für K. Rahner), I, Fribourg (Suisse) 1964, cc. 287–319. Müller M., Freiheit. ЖЬег Autonomie und Gnade von Paulus bis Clemens von Alexandrien, in Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft 25 (1926) 177–236. Pousset E. – Guillet J. – Solignac A. – Agaüsse C., Liberté, libération, DS 9 (1976) 780–838. Schaerer R., L " homme devant ses choix dans la tradition grecque, Louvain 1965. Schlier H., Eleutheros, in Kittel 3 (1967) 423–468 (библиогр.). Schlier H., La loi parfaite de liberté, in Le Temps de l " Eglise, Tournai 1961, cc. 201–211. Siewerth G. – Richter G. – Metz J. B., Liberté, in Enciclopedie de la foi, vol. II, Paris 1967, cc. 456–480 (библиогр.). Spanneut M., Le stoïcisme des Pères de l’Église, Paris 1957, cc. 236–241. Špidlik T., La libertà corne riflesso del mistero trinitario nei Padri greci, in Augustinianum 13 (1973) 515–523. Zeoli A., Libero arbitrio, grazia e predestinazione nel pensiero di Clemente Alessandrino, in Humanitas 9 (1954) 851–854. Бердяев H., О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии, Париж, 1939. Сердце Baumgärtel F. – Behm J., Kardia, in Kittel 5 (1969) 193–213. Cuk D. A., La Chiesa russa e il culto del S. Cuore, Gorizia 1941. Guillaumont A., Le «coeur» chez les spirituels grecs à l " époque ancienne, DS 2 (1953). 2281–88.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

. Характерно в этом отношении представление иконоборчества как борьбы по существу против монашества. Как это ни странно, подобные утверждения повторяются еще и в наши дни. Так, «одним из главных орудий императорского правительства в борьбе за неограниченную власть являлось иконоборчество, направленное против монастырей...» (Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев, 1966, с.14). Однако в документах мы находим лишь несколько личных нападок на монахов — защитников икон (существовали и иконоборческие монастыри. См. Дворник Ф. Le schisme de Photius. Paris, 1950, p. 113, note 72). Если бы центральной проблемой было монашество, а иконы только предлогом, то вся сила полемики и была бы направлена на защиту монашества. Но ничего подобного в письменных источниках иконоборческого периода мы не видим. Не только исторические, но и специально богословские писания не содержат ничего ни за, ни против монашества как такового; мы не находим здесь ничего, что можно было бы сравнить с тем, что существует в отношении икон и их почитания. . Флоровский Г. Византийские Отцы V—VIII веков. Париж, 1933; см. также; Ориген, Евсевий и иконоборческий спор//Church History, vol. XIX, 2,1950, p. 5. Так, даже монотеизм являлся «политической проблемой», а «цезарепапизм византийских императоров-иконоборцев был также своего рода богословским учением» (там же). Острогорский Г Начало иконоборческого спора//Melanges CH. Diehl, vol. I Paris 1930 p. 235-255, и его же История Византийского государства Париж 1956, с 191-192 (То и другое по-французски) . Манси 12,975 . Гл. XII PG. 94,1,1997 . Хефеле. История Соборов. Париж, 1910, m.III, ч. 2-я, с.677 (по-французски). . В начале его царствования был краткий период в 16 месяцев, когда узурпатором Артавастом иконопочитание было восстановлено. . Патриарх Анастасий умер в 753 г., преемник же его, Константин, был назначен императором и представлен Собору лишь на заключительной сессии последнего. См. Острогорский Г. История... с. 201-202. . Деление на «деятельное меньшинство» (иконоборцы) и «пассивное большинство», которое делает протоиерей А. Шмеман (Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954, с.250), не соответствует исторической обстановке, так как фактически православные иконопочитатели на Соборе представлены не были. См. Острогорский Г. Указ.соч., с.200.

http://sedmitza.ru/lib/text/440341/

Symeon le Nouveau Theologien. Catecheses 23–34 et actios de graces 1–2/Introd., texte critique et notes par B. Krivocheine. Trad. fr. par J. Paramelle Paris, 1965. (Sources chretiennes 113). Pp. 303–357. Symeon le Nouveau Theologien. Hymnes/Introd., texte crit., trad, fr. et notes par J. Koder, J. Paramelle, L. Neyrand. Paris, 1969, 1971, (Sources chretiennes 156 [Hymn. 1–15], Sources chretiennes 174 [Hymn. 16–40], Sources chretiennes 196 [Hymn. 41–58]). Symeon le Nouveau Theologien. Traites theologiques et ethiques. T. 19, 2/Introd., texte crit., trad. fr. et notes par J. Darrouzes. Paris, 1966, 1967. (Sources chretiennes 122 [Theol. 1–3, Eth. 1–3], Sources chretiennes 129 [eth. 4–15]). Un grand mystique byzantin: Vie de Symeon le Nouveau Theologien (949–1022) par Nicetas Stethatos//Texte grec inedit avec introduction et notes critiques par le P. I. Hausherr S. I. et traduction fran9aise en collaboration avec sele P. G. Horn S. I.//Orientalia Christiana. 12 (45), 1928. Михаил Пселл Benakis L. Studien zu den Aristoteles-Kommentaren des Michael Psellos. I. Teil: Ein unedierter Kommentar zur Physik des Aristoteles von Michael Psellos//Archiv fiir Philosophic. 43, 1961. S. 215–238; II. Teil: Die aristotelischen Begriffe Physis, Materie, Form nach Michael Psellus//Archiv fiir Philosophic. 44, 1962. S. 33–61. Duffy J. M. Michaelis Pselli philosophica minora I. Leipzig, 1992. Gautier P. Michaelis Pselli Theologica I. Leipzig, 1989. Ierodiakonou K. Paraphrasis on Aristotle’s «De interpretatione»//Byzantine Philosophy and its Ancient Sources. New-York, 2006. Pp. 157–181. JoannouP. P Christiche metaphysic in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos. Ettal, 1956. Karahalios G. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-Kosmos-Man. Heidelberg, 1970. (Diss.). Lourie B. Michel Psellos contre Maxime le Confesseur: l’origine de l’ " heresie des physethesites»//Scrinium. Revue de Patrologie, D’Hagiographie Critique et D’Histoire Ecclesiastique. 4, 2008: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies/Ed. par B. Lourie et V. Baranov. Pp. 201–227.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010