919 Памятники Византийской литературы IX-XIV вв. М., 1969. Сс. 145–155; Античность и Византия. М., 1975. Сс. 161–175, 598–605. 922 А именно, путаница в заголовках, имеющая место в издании Миня, перекочевала в перевод (в частности, не всегда можно понять, где текст Пселла, а где т. н. ка гены «грех отцов», в XI в. (или немногим позже) искусственно соединенные с сочинением Пселла). Также в переводе отразилось влияние параллельного латинского текста, к которому о. Амвросий обращался чересчур часто. 925 Вместе с гем нам представляется, что те выводы, которые можно сделать сегодня на основании всех изданных текстов, могли бы быть сделаны и на основании одного сочинения «О всеобщем учении», изданного уже давно. 926 Ради справедливости надо сказать, что еще раньше вышла работа Карла Прантля о влиянии Пселла на Петра Испанского: Prantl С. Michael Psellus und Petrus Hispanus. Leipzig, 1867. Однако на данный момент общепризнано, что логический трактат Пселла, на который, как считалось, опирался Петр Испанский, является псевдоэпиграфом. 928 Joannou P. P. Christiche metaphysic in Byzanz: Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos. Ettal, 1956. 929 Karahalios G. The philosophical trilogy of Michael Psellos: God-KosmosMan. (Ph. Diss.) Heidelberg, 1970. 930 Maltese Е. Michele Psello commentatore di Nazianzö note per una let-tura dei Theologica//Grigorio Nazianzeno e scrittore. Bologna, 1992; Idem., I theologica di Psello e la cultura filosofica a Bisanzio fra XI e XII secolo//Storia e tradizione culturale a Bisanzio fra XI e XII secolo. Atti della prima giornata di studi bizantini. Napoli, 1993. ( ΙΤΑΛΟΕΛΛΙΝΙΚΑ 3); Eourie B. Michel Psellos contre Maxime le Confesseur: l’origine de l’ " heresie des physe-thesites»//Scrinium. Revue de Patrologie, D’Hagiographie Critique et D’His-toire Ecclesiastique. 4, 2008: Patrologia Pacifica and Other Patristic Studies/Ed. par B. Lourie et V. Baranov. Pp. 201–227; Щукин Т. А. Некоторые замечания… Сс. 183–189. 931 Benakis L· Studien zu den Aristoteles-Kommentaren des Michael Psellos: I. Teil. Ein unedierter Kommentar zur Physik des Aristoteles von Michael Psellos//Archiv fur Philosophic. 43, 1961. S. 215–238; II. Teil. Die aristotelischen Begriffe Physis, Materie, Form nach Michael Psellus//Archiv fur Philosophic 44, 1962. S. 33–61; Idem., Michael Psellos’ Kritik an Aristoteles und seine eigene Lehre zur «Physis " und «Materie-Form» – Problematik//Byzantinische Zeitschrift. 65, 1963. S. 213–227; Idem., ΜιχαΛ ΨΛΛου, " Περ τν ιδεν, ς Πλτων Λγει». Εισαγωγ, κριτικ εκδση κα νεοελληνικ μεταφρση// Φιλοσοφα. 5–6, 1975–1976. Σσ. 393–423; Idem., Χρνος κα Αν. Αντιπαρθεση λληνικς κα χριστιανικς διδασκαλας στο ανκδοτο ργο του Μιχαλ Ψελλο// Φιλοσοφα. 10–11, 1980–1981. Σσ. 398–421.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРАВАДЖО [полное Меризи да Караваджо; итал. Merisi da Caravaggio; Микеланджело] (29.09. 1571, Милан - 18.07.1610, Порто-Эрколе), итал. живописец, основоположник реалистического направления в европ. живописи XVII в., оппозиционного маньеризму и академизму. Прозвище Караваджо художник получил по названию городка близ Милана, из к-рого происходила его семья. Отец К., Фермо Меризи, был каменщиком; мать, Лючия Аратори,- дочерью управляющего владельцев городка кн. Сфорца-Колонна, в дальнейшем много помогавших художнику. 6 апр. 1584 г. мальчика отдали для обучения в мастерскую Симоне Петерцано, называвшего себя учеником Тициана, но работавшего в маньеристических традициях ( Berra. 2005. P. 198-199). Видимо, по окончании учебы К. посетил Ломбардию и Венето - в его работах заметно влияние живописцев Моретто да Брешиа (А. Бонвичино), Дж. Б. Морони, Дж. Дж. Савольдо, Дж. да Монте, А. и В. Кампи, Дж. А. Фиджино, Ф. Галиции, а также венецианцев Джорджоне и Я. Бассано (Ibid. P. 82). М. да Караваджо. Портрет. Ок. 1621 г. Худож. О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция) М. да Караваджо. Портрет. Ок. 1621 г. Худож. О. Леони (Б-ка Маручеллиана, Флоренция) Первое упоминание о пребывании К. в Риме имеется в деле о нападении на музыканта А. Дзанкони 8 июля 1597 г. В показаниях свидетель сообщал, что «художник Микеланджело лет 28 от роду, роста среднего… лицом не очень бел, но и не темен, с черной, но скудной бородой… одет… иногда опрятно, а иногда нет… говорит, как ломбардец; …здесь уже год, считая с последнего Великого поста…» (Roma. Archivio di Stato. Tribunale Criminale del Governatore. Costituti. Reg. 467. C. 201-203v; Caravaggio: Una vita dal vero. 2011. P. 237-238). Т. о., в марте - нач. апр. 1596 г. К. уже работал у сицилийского худож. Лоренцо Карли, «автора неумелых картин» ( Baglione. 1995. P. 136), специализировавшегося на религ. сюжетах. У него К. писал по «три головы в день» (Ibid.). Нельзя исключить, что он работал и у более известного Антиведуто Граматики, рисовавшего портреты и картины на религ. сюжеты. Биографы ( Mander. 1603. P. 191; Bellori. 1672. P. 233; Mancini. 1956. P. 226; Baglione. 1995. P. 131) отмечали вспыльчивость К., бравшегося за любую работу и терпевшего «крайнюю нужду и бедность» ( Baglione. 1995. P. 136).

http://pravenc.ru/text/1470379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИГИЛЕВ Дмитрий Григорьевич (1831 - сер. 1900-х, Вильна), регент, учитель пения, автор духовно-муз. произведений. Сын священника. С детских лет пел в церковном хоре. Учился в Рязанской ДС (1846-1852). Во время учебы в МДА (1852-1856) пел и управлял академическим хором. В 1856-1861 гг. служил в канцелярии московского гражданского губернатора, также организовал хор чернорабочих в одной из московских церквей. В сент. 1874 г. был назначен регентом Синодального хора. В янв. 1875 г. представил директору Придворной певческой капеллы Н. И. Бахметеву свои сочинения и выдержал экзамен по теории музыки и нотному пению для получения аттестата на звание регента 2-го разряда. С 1 апр. 1886 г. перешел на службу в Виленский учебный округ (Мин-во народного просвещения). Под управлением В. Синодальный хор дал 2 духовных концерта: 11 марта 1876 г. (в пользу вдов и сирот Синодального хора) и 14 февр. 1882 г. в зале Благородного собрания. В 1-м концерте прозвучали сочинения и переложения В. «Свете тихий», «Царю небесный» и «Достойно есть». Эти сочинения и «Литургия св. Василия Великого» (отдельные песнопения к-рой исполнялись в 90-х гг. Русским хоровым об-вом) не найдены. Не сохранилась и тетрадь с произведениями В., переданная его сыном в Москву после смерти В. Имеющиеся в рукописях духовные песнопения В. показывают, что он владел техникой хорового письма, в т. ч. 2-хорного, что ставит его произведения выше т. н. «регентской литературы». Гармония и фактура его сочинений и переложения «Достойно и праведно есть» характерны для церковной музыки 2-й пол. XIX в. т. н. петербургского периода (по классификации И. А. Гарднера). Соч.: «Слава в вышних Богу» (2-хорное)//ГЦММК. Ф. 283. 118. Л. 39 об.- 44; «Ангел вопияше»//Там же. 120. Л. 50 об.- 52 об.; «Достойно и праведно есть» (киевского распева, на Литургии св. Василия Великого)//Отд. ред. изд. и ркп. Науч.-муз. б-ки МГК; «Не умолчим никогда, Богородице»//ГИМ. Син. певч. 1061: Собр. автографов духовно-муз. соч. XIX-XX вв./Сост. С. В. Смоленский. Арх.: РГАДА. Ф. 1183. Оп. 9. Ч. 3. 110: Личное дело Д. Г. Вигилева (1874-1886). Лит.: Рус. духовная музыка в док-тах и мат-лах/Сост., вступ. ст. и коммент. С. Г. Зверевой, А. А. Наумова, М. П. Рахмановой. М., 1998. С. 377-386; 2002. Т. 2. С. 115, 364, 962-964; Т. 3: Церк. пение пореформенной России. С. 196-201. А. А. Наумов, Н. ЮПлотникова Рубрики: Ключевые слова: АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений

http://pravenc.ru/text/158384.html

Еще один важный мотив связан с фигурой Левитана – мотив чайки. Он впервые возник в записных книжках в пору, когда Чехов вернулся из поездки к Левитану, т. с. после июля 1895 г. (см. Зап. кн. I, стр. 64 – «В своих письмах она подписывалась Чайкой»). Мотив подстреленной птицы появился в письме Чехова Суворину из Мелихова 8 апреля 1892 г., где рассказывается о подстреленном в крыло вальдшнепе во время охоты Чехова и Левитана. Позднее Чехов даже собирался сделать очерк о художнике и сообщал название первой главы – «Тяга на вальдшнепов» (ПССП, т. XX, стр. 453–454). См. об этом: Сергей Глаголь (С. С. Голоушев). И. И. Левитан. – «Новое слово», М., 1907, кн. I, стр. 208. Близкая знакомая Левитана С. П. Кувшинникова рассказывала, как он убил чайку и потом раскаивался в жестокости («И. И. Левитан. Письма, документы, воспоминания». М., 1956, стр. 168–169). Вместе с образом Треплева на страницах записной книжки чуть позже появляется учитель Медведенко: «Пьеса: учитель 32 лет, с седой бородой» (Зап. кн. I, стр. 55). Эту запись можно датировать сравнительно точно: 27 ноября 1894 г. Чехов сообщал в письме Суворину: «Учитель получает 23 р. в месяц, имеет жену, четырех детей и уже сед, несмотря на свои 30 лет. До такой степени забит нуждой, что о чем бы Вы ни заговорили с ним, он все сводит к вопросу о жалованьи». Речь идет об учителе школы в Талеже Алексее Антоновиче Михайлове. Его письма к Чехову можно назвать своеобразной летописью житейских бед и лишений. Многие факты, отраженные в этих письмах, по-своему преломились в пьесе. И другие учителя обращались к Чехову со своими просьбами, жалобами на тяжелую жизнь – например, талежская учительница Александра Максимовна Анисимова. Трудно сказать, в какой момент зародился образ Нины Заречной. Первая запись к ней («актриса, увидав пруд, зарыдала, впомнила детство») сделана после возвращения Чехова из поездки к Левитану. Известно, что многое в судьбе Нины Заречной возводилось как к «первоисточнику» к Лидии Стахиевне Мизиновой, как ее дружески называли, Лике, к ее печальному роману с И. Н. Потапенко. Сама она писала Чехову после провала александринской премьеры: «Да здесь все говорят, что и „Чайка“ тоже заимствована из моей жизни и еще что Вы хорошо отделали еще кого-то» (намек на Потапенко) (ГБЛ). На то, что в «Чайке» отразился роман Лики и Потапенко, указывала сама Мизинова в беседе с Н. Н. Ходотовым (см. его кн. «Близкое – далекое». М.-Л., 1942, стр. 201). Еще более определенно об этом писала сестра Чехова Мария Павловна («Моя подруга Лика» – «Москва», 1958, стр. 214).

http://predanie.ru/book/221220-chayka-dy...

   Характерно в этом отношении представление иконоборчества как борьбы по существу против монашества. Как это ни странно, подобные утверждения повторяются еще и в наши дни. Так, «одним из главных орудий императорского правительства в борьбе за неограниченную власть являлось иконоборчество, направленное против монастырей...» (Домбровский О.И. Фрески средневекового Крыма. Киев, 1966, с.14). Однако в документах мы находим лишь несколько личных нападок на монахов — защитников икон (существовали и иконоборческие монастыри. См. Дворник Ф. Le schisme de Photius. Paris, 1950, p. 113, note 72). Если бы центральной проблемой было монашество, а иконы только предлогом, то вся сила полемики и была бы направлена на защиту монашества. Но ничего подобного в письменных источниках иконоборческого периода мы не видим. Не только исторические, но и специально богословские писания не содержат ничего ни за, ни против монашества как такового; мы не находим здесь ничего, что можно было бы сравнить с тем, что существует в отношении икон и их почитания.    Флоровский Г. Византийские Отцы V-VIII веков. Париж, 1933; см. также; Ориген, Евсевий и иконоборческий спор//Church History, vol. XIX, 2,1950, p. 5. Так, даже монотеизм являлся «политической проблемой», а «цезарепапизм византийских императоров-иконоборцев был также своего рода богословским учением» (там же).    Острогорский Г Начало иконоборческого спора//Melanges CH. Diehl, vol. I Paris 1930 p. 235—255, и его же История Византийского государства Париж 1956, с 191—192 (То и другое по-французски)    Манси 12,975    Гл. XII PG. 94,1,1997    Хефеле. История Соборов. Париж, 1910, m.III, ч. 2-я, с.677 (по-французски).    В начале его царствования был краткий период в 16 месяцев, когда узурпатором Артавастом иконопочитание было восстановлено.    Патриарх Анастасий умер в 753 г., преемник же его, Константин, был назначен императором и представлен Собору лишь на заключительной сессии последнего. См. Острогорский Г. История... с. 201—202.    Деление на «деятельное меньшинство» (иконоборцы) и «пассивное большинство», которое делает протоиерей А. Шмеман (Исторический путь Православия. Нью-Йорк, 1954, с.250), не соответствует исторической обстановке, так как фактически православные иконопочитатели на Соборе представлены не были. См. Острогорский Г. Указ.соч., с.200.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3576...

Наряду с увеличением во II полугодии 1955 года поступления из тюрем вновь осужденных, возросло и количество лиц, имеющих две и более судимости. Так, если в I полугодии 1955 года такой категории заключенных поступало из тюрем до 27%, то в январе месяце 1956 года до 38%. III. Изменения в составе заключенных по характеру совершенных преступлений В исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД содержалось заключенных, осужденных (в процентах к общему наличию): За что осуждены на1/I-53 г. на1/I-54 г. на1/I-55 г. на1/I-56 г. на1/IV-56r. а) за контрреволюционные преступления б) за бандитизм, разбой и вооруженное ограбление в) за умышленное убийство г) за хулиганство д) по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4/VI-47 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» (ст. 1, 3 и 5 Указа) е) по ст. 2 и 4 этого же Указа, за хищение, совершенное повторно, а равно совершенное организованной группой (шайкой) или в крупных размерах ж) по Указу от 4/VI-47 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан» (ст. 1 и 3 Указа) з) по Указу от 4/I-49 г. «Об уголовной ответственности за изнасилование» и) за прочие преступления Из этих данных видно, что в лагерях и колониях за период 1953–55 годы, произошли большие изменения в составе заключенных по характеру совершенных преступлений. За этот период времени увеличился в лагерях удельный вес численности заключенных, осужденных за: бандитизм, разбой и вооруженное ограбление на 70%; умышленное убийство в 2,5 раза; хулиганство в 2,6 раза и изнасилование в 4,5 раза. Несколько увеличился удельный вес численности заключенных, осужденных по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 4/VI–47 г. «Об усилении охраны личной собственности граждан» (ст. 1 и 3 Указа) с 13% в 1953 г. до 119% в 1955 году. В 1953 году удельный вес численности заключенных, осужденных за контрреволюционные преступления, увеличился с 21,9% до 34,8%. Это объясняется тем, что по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1953 года «Об амнистии» было освобождено незначительное количество лиц, осужденных за контрреволюционные преступления (со сроком наказания до 5 лет), тогда как всего по этому Указу было освобождено 1.201.738 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Сообщение Льва о численности русского войска некоторые исследователи признают преувеличением (Левченко. 1956, 259-260): трудно себе представить, как Святослав мог перевезти такое войско на лодках-однодеревках и прокормить его во время следования через голодную причерноморскую степь. Отметим путаницу на этот счет в английской историографии: в " Истерии I Болгарского царства " С. Рансимена (1930, 201) сказано, что войско Святослава состояло из 16 тыс. От него эта ошибка перекочевала к другим исследователям (см., напр.: Браунинг. 1975, 71; Ланг. 1976, 67). Следует, однако, иметь в виду, что уходившее в 971 г. из Болгарии русское войско, после многочисленных боев и пережитого в Доростоле голода, насчитывало все еще более 20 тыс. воинов. 11. Побратимство было знакомо каноническому праву и юридической практике в Византии (см.: Бекк. 1959, 62), но подобный союз с чужестранцем рассматривался как измена (Ш ангин. 1941, 40-41). 12. Скилица (277) относит начало похода Святослава на Болгарию к августу 11 индикта, т. е. к концу лета 968 г. (см.: Карышковский. 1952, 127, и ел.). Время года было удобно для похода: урожай в Болгарии был уже собран, и Святослав мог быть уверен, что войско будет обеспечено продовольствием. 13. Доростолум, Дористол, Дристра (совр. Силистра) - древнефракийский город на Дунае, был основной военной базой Святослава во время его кампании на Балканах. 14. Петр Болгарский, сын Симеона, правил с 927 г. В отличие от своего воинственного отца он в течение всего царствования сохранял дружественные отношения с Византией. Лев Диакон выражает Петру явное сочувствие, что, впрочем, не мешает ему именовать царя " - предводитель " , хотя официально титул " василевс болгар " и был признан за ним в Константин неполе (ср. примеч. 23). Вскоре после кончины Петр был канонизировав болгарской церковью. Дата его смерти - 30 января - устанавливается по сохранившимся литургическим текстам; что касается года, то он точно неизвестен (Иванов. 1970, 383-385). Большинство ученых ныне принимает 970 г., а не 969.

http://sedmitza.ru/lib/text/433425/

«Early Christian and Byzantine political Philosophy» (Раннехристианская и византийская политическая философия: Происхождение и предпосылки). В последние годы жизни Д. были опубликованы его книги: «The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew» (Идея апостольства в Византии и легенда об ап. Андрее), «Byzantine missions among the Slavs» (Византийская миссия к славянам). Соч.: Les Slaves: Byzance et Rome au IXe siècle. P., 1926; La Vie de st. Grégoire le Décapolite et les Slaves macédoniens au IXe siècle. P., 1926; Deux inscriptions gréco-bulgares de Philippes//BCHell. 1928. T. 52. P. 125-147; Le second schisme de Photios: Une mystification historique//Byz. 1933. Vol. 8. P. 425-474; The Circus Parties in Byzantium//Byzantina-Metabyzantina. N. Y., 1946. Vol. 1. N 1. P. 119-133; The Kiev State and its Relation with Western Europe//TRHS. 1947. Ser. 4. Vol. 29. P. 27-46; The Making of Central and Eastern Europe. L., 1949; Emperors, Popes, and General Councils//DOP. 1951. Vol. 6. P. 1-26; The Patriarch Photius and Iconoclasm//Ibid. 1953. T. 7. P. 67-97; Byzantine Political Ideas in Kievan Russia//Ibid. 1955-1956. Vol. 9-10. P. 73-121; The Idea of Apostolicity in Byzantium and the Legend of the Apostle Andrew. Camb., 1958; Byzance et la Primauté romaine. P., 1964; Early Christian and Byzantine Political Philosophy: Origins and Background. Wash., 1966. 2 vol.; Svatý Vojtch: Druhý praský biskup. R., 1967; Byzantine Missions among the Slavs: Saints Constantine-Cyril and Methodius. New Brunswick, 1970; Missions of the Greek and Western Churches in the East During the Middle Ages//XIII Междунар. конгресс ист. наук (Москва, 1970): Докл. М., 1973. T. 1. Ч. 4. C. 181-201 (рус. пер.: Миссии греческой и западной церквей на Востоке в средние века. М., 1970); Photius " Career in Teaching and Diplomacy//Bsl. 1973. T. 34. P. 211-218; Photius, Nicholas I and Hadrian II//Ibid. P. 33-50. Лит.: Obolensky D. Father F. Dvornik//Harvard Slavic Studies. Camb. (Mass.), 1954.

http://pravenc.ru/text/171515.html

21 Lebreton J. Histoire du dogme de la Trinite. T. 1. Les origines du dogme de la Trinite. T. 2. De saint Clement a saint Irenee. Paris, 1910 3 . 24 Simonetti M. La processione dello Spirito Santo nei Padri latini//Maia 7 (1954). P. 201–217; idem. La crisi ariana nel IV secolo. (Studia Ephemeridis «Augustinianum» 11). Roma, 1975. 29 Fortman E. J. The Triune God: A Historical Study of the Doctrine of the Trinity. Philadelphia: Westminster, 1972. 33 Hanson R. P. C. Search for the Christian Doctrine of God. The Arian Controversy, 318–381. Edinbourgh, 1988. 36 Bobrinsky B. The Mystery of the Trinity: Trinitarian Experience in the Biblical and Patristic Experience. Crestwood, N.Y., 1999. 38 Behr J. The Formation of Christian Theology. Vol. 1. The Way to Nicaea. Crestwood, N.Y., 2001; idem. The Formation of Christian Theology. Vol. 2. The Nicene Faith. Crestwood, N.Y., 2004. 39 Ayres L. Nicaea and its Legacy: An Approach to Fourth Century Trinitarian Theology. N. Y., 2004. Подробнее об исследованиях этого автора речь пойдет ниже, в разделе литературы по Августину. 42 Picavet F. J. Hypostases plotiniennes et Trinite chretienne//Annuaire de l’Ecole pratique des Hautes Etudes. Section des sciences religieuses. Paris, 1917. P. 1–52. 43 Gilson E., Bohner Ph. Die Geschichte der christlichen Philosophie: von ihren Anfangen bis Nikolaus von Cues. Paderborn, 1936; Gilson E. History of Christian Philosophy in the Middle Ages. N. Y., 1955. 44 Wolfson H. A. The Philosophy of the Church Fathers. Vol. 1. Faith, Trinity, Incarnation. Cambridge (Mass.), 1956. 51 Warfield B. B. Tertullian and the Beginnings of the Doctrine of the Trinity//The Princeton Thological Review 3 (1905). P. 529–557; 4 (1906). P. 1–36, 145–167. 53 Kriebel M. Studien zur älteren Entwicklung der abendlandischen Trinitätslehre bei Tertullian und Novatian. Diss. Marburg, 1932. S. 21–54, 80–85. 55 Evans E. Introduction//Idem. Q. S. Fl. Tertullians, Treatise against Praxeas. London, 1948. P. 1–88. 57 Braun R. Deus Christianorum. Recherches sur le vocabulaire doctrinal de Tertullien. Paris, 1962; 1977 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

С. 354. Начинается пантомина под музыку. — Сюжет этой пантомимы был широко известен, он сходен с эпизодом «Ночи перед рождеством» Н. В. Гоголя. 190 С. 356. …донцо валится… — Донцо — доска, на которой сидит пряха, втыкая в нее кудель. 191 С. 356. …раздается «Солнце на закате»… — «Солнце на закате, время на утрате» (1799) — песня С. Митрофанова. Фольклоризированный вариант ее был чрезвычайно распространен (см.: Песни и романсы русских поэтов. М.; Л., 1963. С. 179, 180, 989). 192 С. 357. …военный госпиталь — в полуверсте от крепости. — Деревянное здание госпиталя сохранилось. В нем и сейчас помещается один из корпусов госпиталя (см.: Юрасова М. Узник Мертвого дома//Сибирские огни. 1956. С. 133). 193 С. 360. …Т — к… — Имеется в виду Тобольск. 194 С. 378. …«свежо предание, а верится с трудом»… — Строки из «Горя от ума» А. С. Грибоедова (д. II, явл. 2). 195 С. 383. «…умеешь вот такой-то стих наизусть?» — Имеется в виду молитва «Отче наш». 196 С. 386. …напоминающее маркиз де Сада и Бренвилье. — Сад, Донасьен Альфонс Франсуа, маркиз де (1740–1814), французский писатель. Для его романов характерно сочетание изображения утонченной жестокости и разврата, которое получило название садизма. Бренвилье, Мария Мадлена, маркиза де (1631–1676), известна как отравительница, наслаждавшаяся муками своих жертв. В статье 1861 г. «Ответ „Русскому вестнику“» Достоевский упоминал эти же имена в связи с характеристикой героини «Египетских ночей» А. С. Пушкина Клеопатры. 197 С. 393. …наше нещечко… — Нещечко — сокровище (укр.); здесь употреблено в ироническом смысле. 198 С. 397. …у генерала Кукушкина служит. — В арестантской среде существовала легенда о бродяжьем генерале (иносказательное название кукушки), сзывающем весной бродяг к себе на службу (см.: Крестовский В. Сочинения. СПб., 1898. Т. 1. С. 193). 199 С. 403. …за сто раков. — Рак — в просторечии десять рублей (десятирублевые ассигнации печатались на красной бумаге). 200 С. 403. На торбе — играл. — Торба — очевидно, искаженное «торбан» — струнный щипковый музыкальный инструмент, напоминающий бандуру (итал. tiorba). 201

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010