Сутнер, “Жертвоприношение, милосердие и Церковь по А. С. Хомякову”, 1967; и недавно П. “Триединая Церковь. Исследование экклезиологии А. С. Хомякова”, 1982. 200 И. А. Мёллер, " Единство в Церкви или принцип кафоличности " , 1825. Сравни И. Конгар, " Мёллер и православная экклезиология " в " Иреникон " , 12, 1935, 321–329. 201 Г. Флоровский, " Тело Христово " в " Святая вселенская Церковь. Экуменическая конфронтация " , 1948, стр.12. Смотри также исследование И. Романидеса " Православная экклезиология по Алексею Хомякову " в " Греческом Православном богословском обозрении " 2, 1956, 67–73. 202 Смотри В. Лосский, " Мистическое богословие Восточной Церкви " . 1957, особ. стр.135 и далее; 156 и далее и 174 и далее. 203 Смотри там же; а также его " В образе и подобии Божием " , 1974, особ. гл. 9. 204 Смотри Н. Ниссиотис, " Значение учения о Троице для жизни и богословия Церкви " у А. И. Филиппу (изд.) " Православный этос " , 1964, особ. стр.62 и дал.; " Православная пневматология " у Ф. И. Линхарда и др., " Святой Дух " , 1963; Б. Бобринский, " Святой Дух и литургия " в " Литургические исследования " 1, 1962, 47–60; " Реальность и евхаристическое общение " в " Обзоре философских и богословских наук " 53, 1969, 402–420. 205 Ив. Конгар, " Пневматология или христомонизм в латинской традиции " в " Церковь и Святой Дух " , М. Г. Филипс, 1970, стр.41–63. В своем важном трехтомном сочинении " Крест Святого Духа " , 1980 (недавно в английском переводе: " Верую во Святого Духа " , 1983) отец Конгар ясно и убедительно показывает, что в течение веков пневматология занимает центральное место в западном богословии. Это — труд особенного значения и заслуживает особого внимания в настоящее время, когда имеет место богословский диалог между Римо–католической и Православной Церквями. Другое важное недавнее исследование, показывающее место пневматологии в западном мышлении, написано отцом Луи Бойером " Утешитель " , 1980. Значение проблемы пневматологии четко выявляется также в статье римо–католического богослова В.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Сергий (Спасский), архиеп. Полный месяцеслов Востока. Т. I. Владимир. 1901. С. 91. Sermo in conceptionem S.Deiparae 10//PG. T. 96. Col. 1473C–1476A. St. Germanus of Constantinople. On the Divine Liturgy. Ed. Meyendorff P. Crestwood (N.Y.). 1984. PG. T. 140. Col. 417–468; Bornet R. Les commentaries byzantins de la Divine Liturgie du VII-e au XV-e siècles. P. 1966. Pp. 148f., 161f., 164f., 190f., 200. (=Archives de l’Orient chretien. 9). Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 76. Ульянов О. Г. «Гостеприимство Авраама»//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 61–62; Ульянов О. Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 224. Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие в афонские монастыри и скиты в 1846 г. Киев. 1877. ч. II. Отд. 1. С. 450. PG. 150. Col. 633C; PG. 150. Col. 368–492. Мансветов И. Митрополит Киприан в его литургической деятельности. М., 1882. С. 108. Карамзин Н. М. История государства Российского. Т. V. М., 1993. С. 319. Прим. 254. Голейзовский Н. К., Дергачев В. В. Новые данные об иконостасе Успенского собора Московского Кремля//Советское искусствознание. М., 1986. Т. 20. С. 467–468. Лазарев В. Н. Васильевские врата//Советская археология. Т. XVIII (Изд. 2). М., 1953. С. 393–394. Petcovi V. R.La peinture serbe du Moyen Age. Beograd, 1934. P. I, Pl. 23, b, 4, 1a, 45. Лазарев В. Н. Русская средневековая живопись: Статьи и исследования. М., 1970. С. 201. Ульянов О. Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Почитание святых на Руси. Материалы IV Российской научной конференции, посвященной памяти свт. Макария 5–7 июня 1996 г. Вып. IV. Ч. II. Можайск, 1996. С. 109–110. Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра: Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. М., 1996. С. 292. Илл. 221–222. Антонова В. И. О первоначальном месте «Троицы» Андрея Рублева//Материалы и исследования ГТГ. М., 1956. С. 41. Чураков С. С. Отражение Рублевского плана росписи в стенописи XVII в. Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры//Андрей Рублев и его эпоха. М., 1971. С. 203–204.

http://ruskline.ru/opp/2023/06/14/o_mest...

474 . Lossky V. Théologie dogmatique//ВРЗПЭ 1964. 46–47; 48. 85–107; 218–233. 1965. 49; 24–35; 50. 83–101. пер.: Догматическое богословие//БТ 1972. 8 1 .114). 129–183. Переизд.: Мистическое богословие/Сост. Лутковский Леонид, свящ. Киев. 1991. 261–335. 475 . Lossky V. À l’image et à la ressemblance de Dieu. P. 1967. 225. пер.: In the image and likeness of God/Introd. Meyendorff J. N. Y. 1974. 232. Cavarnos C.//GOTR 1975 (Spring/Fall). 20:1/2. 85–87. 476 . Lot-Borodine M. Le mystère du don des larmes//La vie spirituelle. 1936. 48. 65–110. 477 . Lot-Borodine M. L’anthropologie théocentrique de l’Orient chrétien comme base de son expérience spirituelle//Irénikon 1939. 16. 6–21. 478 . Lot-Borodine M. La déification de l’homme selon la doctrine des Pères grecs. P. 1970. 290. статьи, ранее опубл. в 1932–33, 1939 и 1950]. Guillaumont А.//RHR 1975. 187. 110–111;//ОСР 1972. 38. 272. 479 . Lot-Borodine М. Le mystère du «don des larmes» dans l’Orient chrétien//La douloureuse joie. Bellefontainé 1974. 131–195. (Spiritualitè orientale. 14). 480 . Loudovikos N. The trinitarian foundations and anthropological consequences of st. Augustine’s spirituality and byzantine «mysticism»//Philoteos. 2001. 1. 122–130. 481 . Louf André. Alcune costanti spirituali nelle tradizioni esicaste d’Oriente e Occidente//VM 9 .1525). 33–66. 482 . Louth A. The origins of the Christian mystical tradition: From Plato to Denys. Oxford 1981. 483 . Louth A. Knowing the unknowablë hesychasm and the Kabbalah//Sobornost. 1994. 16:2. 9–23. 484 . Lozano J. M. The doctrine and practice of poverty in early monasticism//Claretianum. 1976. 16. 5–32. 485 . Malone E. E. The Monk and the Martyr//Antonius Magnus Eremita, 356–1956. 4 .460). Roma 1956. 201–229. 486 . Mantzaridis G. I. Ο νηπτικο πατρες κα σγχρονος νθρωπος//GP 1967. 50. 203–211. 487 . Mantzaridis G. I. The deification of man/Introd. Kallistos Ware, bp. Crestwood 1984. 136. 488 . Mantzaridis G. I. La déification de l’homme//Contacts. 1988. 40(141). 6–18.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Соч.: ПСРЛ. Л., 1925. Т. 4. С. 517-523; СПб., 1856. Т. 6. С. 225-230; СПб., 1859. Т. 8. С. 207-213; СПб., 1910. Т. 20. С. 340-344; М.; Л., 1959. Т. 26. С. 266-273; ПЛДР. 2-я пол. XV в. М., 1982. С. 521-537. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 128, 192, 221-233; Т. 8. С. 69, 153, 163, 169, 172, 178, 200, 201-203, 206; Т. 4. С. 149; Т. 5. С. 274; ААЭ. Т. 1. 85; АСЭИ. Т. 1. 254-255, 260-265, 269-278, 280, 289-299, 304-309, 311-323, 337, 343, 558; Т. 2. 234, 315; Т. 3. 281; Список угодников Божиих, подвизавшихся в пределах Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1887. 22. Ч. неофиц. Стб. 360; Летописец о Ростовских архиереях/С примеч. А. А. Титова. СПб., 1890. С. 9, 15-16; Титов А. А. Описание славяно-рус. рукописей. СПб., 1901. Т. 1. Ч. 2. 604. С. 330; 657. С. 353. Лит.: Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории РЦ. М., 1890. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 553; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Март. С. 130-134; Голубинский. Канонизация святых. С. 81; Ключевский. Жития святых. С. 24, 204-206; Кудрявцев И. М. «Послание на Угру» Вассиана Рыло как памятник публицистики XV в.//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 158-186; Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество (по совр. Минеям). П., 1956. С. 133-134; Черепнин Л. В. Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960. С. 882; он же. Рус. феодальные архивы. М.; Л., 1948-1954. Т. 1. С. 180; Т. 2. С. 183-184, 191-194; Лурье Я. С. Новонайденный рассказ о «стоянии на Угре»//ТОДРЛ. Т. 18. 1962. С. 289-293; он же. Общерус. летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 218-219, 233, 244-247; он же. Конец золотоордынского ига («Угорщина») в истории и литературе//РЛ. 1982. 2. С. 55, 64-65; он же. Вассиан Рыло//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 123-124; Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в. М., 1969. С. 308, 314, 328, 334, 340, 351; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2. С. 27-28; Вахрина В. И. Икона Ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия: К истории иконогр. ростовских святых//Искусство христ. мира. М., 2001. Вып. 5. С. 111-126; она же. К истории почитания чудотворной Владимирской-Ростовской иконы Пресв. Богородицы в Успенском соборе Ростова Великого//Там же. 2002. Вып. 6. С. 197-213.

http://pravenc.ru/text/149887.html

402 Ср. Crouzel, Henri. Théologie de l’image de Dieu chez Origène. Paris, 1956, особенно рр. 206–211; краткое резюме этой книги приводится в статье: Crouzel, Henri. L’ Image de Dieu dans la théologie d’Origène//Studia Patristica. Vol. II. Berlin, 1957, рр. 194–201. См. также Camelot Th. La Théologie de l’image de Dieu//Revue des sciences philosophiques et théologiques. Vol. XI. 1956, pp. 443–471. 403 Ср. мою статью: The Concept of Creation in St. Athanasius//Studia Patristica. Vol. VI. Berlin, 1962, рр. 36–57. 404 Ср. Bernard, Régis. L’ Image de Dieu d’après saint Athanase. Paris, 1952, рр. 48–54, 62–79, 131 ss. См. также Camelot Th. Ор. cit.; и Gross, Julius. Entstehungsgeschichte des Erbsündendogmas. Bd. I. München-Basel, 1960, SS. 125–132. 405 Ср. Burghardt, Walter J. (S. J.) The Image of God in Man accordingto Cyril of Alexandria. Washington, 1957, рр. 141–159. Следует заметить, что свт. Кирилл продолжил борьбу с египетскими антропоморфитами. Сочинение «Adversus Anthropomorphitas» [Против антропоморфитов] в действительности является более поздней компиляцией писаний святителя, в том числе, в нее попали два письма, обращенные к некоему Диакону Тиверию и его единомышленникам. См. критическое издание Пьюзи (Philip Е. Pusey): Cyrilli Archiepiscopi Alexandrini in D. Ioannis Evangelium. Т. III. Oxonii, 1872. 406 Bousset W. Apophthegmata, Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tübingen, 1923, S. 83. 407 См. мою статью: The Anthropomorphites in the Egyptian Desert//Akten des XI Internationalen Byzantinistenkongresses, München 1958. München, I960, SS. 154–159 [см. с. 303 настоящего издания]. 408 Tillemont. Mémoires pour servir à l " histoire ecclésiastique des six premiers siècles. Vol. XI. Paris, 1706, p. 463. 409 Аналогичную фразу мы встречаем в коптской записи бесед Кирилла и Феофила с монахами. Перевод на немецкий сделал и опубликовал Крум (W. Е. Crum). Феофил говорит, обращаясь к апе Горзьезию: «So wie der Herr der Sonne, Christus, als er zu dem Himmel auffuhr, ebenso bist du vor mir heute» [Как Господь Иисус Христос при Вознесении, так и ты сегодня предо мною]. – Der Papyruscodex saec. VI-VII der Phillippsbibliothek in Cheltenham, herausgegeben und übersetzt von W. Е. Crum. Strassburg, 1915 (Schriften der Wissenschaftlichen Gesellschaft in Strassburg, Heft 15), S. 67; этот отрывок также цитирует Haase, Felix. Ор. cit., S. 201.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Он желает знать официальный текст. В действительности «проповедь,” с которой не соглашался Афу, была, скорее, не обычным поучением, а официальным Пасхальным посланием архиепископа, а значит его сохраняли в архиве епархии. См. Kubler, Bernhard. «Ισον und Απογραφ//Zeitschrift der Savigny–Stiftungfur Rechtsgeschichte. Roman. Abt., LUI. 1933, SS. 64–98; и Lefort 77? «Ισον=Exemplum, Exemplar//Le Musйon. XLVII, 1/2, pp. 57–60. 139 Дриотон также считает беседу состоявшейся прежде этих событий (Op. cit., p. 121). Феликс Хазе, напротив, считает, что разговор произошел вскоре после — kurz nachher. Такое, однако, едва ли возможно. Haase, Felix. Altchristliche KirchengeschichtenachOrientalischen Quellen. Leipzig, 1925, S. 201. 140 Ср. Altaner, Berthold. Patrologie. 5th edition. Munchen, 1958, S. 282; и Quasten, Johannes. Patrology. Vol III. 1960, pp. 386–388. 141 Ср. Crouzel, Henri. Thйologie de Г image de Dieu chez Origune. Paris, 1956, особенно pp. 206–211; краткое резюме этой книги приводится в статье: Crouzel, Henri. L " Image de Dieu dans la mhйologie dOrigиne//Studia Patristica. Vol. II. Berlin, 1957, pp. 194–201. См. также Camelot Th. La Thйologie de l " image de Dieu//Revue des sciences philosophiques et mhйologiques. Vol. XI. 1956, pp. 443–471. 142 Ср. мою статью: The Concept of Creation in St. Athanasius//Studia Patristica. Vol. VI. Berlin, 1962, pp. 36–57 [см. с. 80 настоящего издания]. 143 Ср. Bernard, Rйgis. L " Image de Dieu d " aprus saint Athanase. Paris, 1952, pp. 48–54, 62–79, 131 ss. См. также Camelot Th. Op. cit.; и Gross, Julius. Entstehungsgeschichtedes Erbsundendogmas. Bd. I. Munchen–Basel, 1960, SS. 125–132. 144 Ср. Burghardt, Walter J (S. J). The Image of God in Man according to Cyril of Alexandria. Washington, 1957, pp. 141–159. Следует заметить, что святитель Кирилл продолжил борьбу с египетскими антропоморфитами. Сочинение «Adversus Anthropomorphitas» [Против антропоморфитов] в действительности является более поздней компиляцией писаний святителя, в том числе в нее попали два письма, обращенные к некоему Диакону Тиверию и его единомышленникам. См. критическое издание Пьюзи (Philip ?. Pusey): Cyrilli Archiepiscopi Alexandrini in D. loannis Evangelium. T. III. Oxonii, 1872. 145 Bousseo W. Apophthegmata, Studien zur Geschichte des blmesmen Mфnch–mums. Tubingen, 1923, S. 83. 146 См. мою статью: The Anthropomorphites in the Egyptian Desert//AktendesXI Internationalen Byzantin istenkongresses, Munchen 1958. Munchen, 1960, SS. 154–159 [см. с. 303 настоящего издания]. 147

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=706...

Хрестоматия 1998 – Хрестоматия по истории древнего мира. Эллинизм. Рим/Под ред. В. Г. Боруховича, С. Ю. Монахова, В. Н. Парфенова. М., 1998. Цветаева 1979 – Цветаева Г. А. Боспор и Рим. М., 1979. Чекин 1999 – Чекин Л. С. Картография христианского средневековья VIII– XIII вв. Тексты, перевод, комментарий. М., 1999 (Древнейшие источники по истории Восточной Европы). Черненко 1984 – Черненко Е. В. Скифо-персидская война. Киев, 1984. Чичуров 1980 – Чичуров И. С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана и «Бревиарий» Никифора. Тексты, перевод, комментарий. М., 1980 (Древнейшие источники по истории народов СССР). Шелов 1956 – Шелов Д. Б. Монетное дело Боспора в вв. до н. э. М., 1956. Шелов 1956а – Шелов Д. Б. Античный мир в Северном Причерноморье. М., 1956. Шелов 1965 – Шелов Д. Б. Царь Атей//Нумизматика и сфрагистика. 2. 1965.      С. 16–40. Шелов 1970 – Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон в вв. до н. э. М., 1970. Шелов 1972 – Шелов Д. Б. Танаис и Нижний Дон в первые века нашей эры. М., 1972. Шелов 1975 – Шелов Д. Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. М., 1975. Шелов 1977 – Шелов Д. Б. Из античной литературной традиции о Митридатовых войнах (Посейдоний и Цицерон)//История и культура античного мира. М., 1977. С. 197–201. Шелов-Коведяев 1985 – Шелов-Коведяев Ф. В. История Боспора в VI–IV вв. до н. э.//ДГ, 1984 г. М., 1985. С. 5–187. Шелов-Коведяев 1990 – Шелов-Коведяев Ф. В. Березанский гимн острову и Ахиллу//ВДИ. 1990. 3. С. 49–62. Шифман 1990 – Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л., 1990. Шишова 1982 – Шишова И. А. Представление об Океане у античных авторов//ВДИ. 1982. 3. С. 114–125. Шрамм 1997 – Шрамм Г. Реки Северного Причерноморья. Историко- филологическое исследование их названий в ранних веках. М., 1997. Шталь 1975 – Шталь И. В. Гомеровский эпос. М., 1975. Щеглов 1978 – Щеглов А. Н. Северо-Западный Крым в античную эпоху. Л., 1978. Щеглов 2005 – Щеглов Д. А. Агафирсы и гелоны у Геродота и Помпония Мелы: зависит ли Мела от Геродота или от более раннего описания Скифии//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. Часть I. М., 2005. С. 39–40.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1956 1.       Paráclisis. Oficio en honor de la Santíssima Madre de Dios, traducido del original griego por los PP. J. Mateos y Emmanuel M. Sotomayor, S.J. de rito bizantino (Granada: Centro Oriental de la Facultad de Teología del Sagrado Corazan 1956). 2.         “A la recherche de l’auteur du canon de l’Euchélaion,” OCP 22 (1956) 361-383. 1957 3.       В соавторстве с Неофитом Эдельби (Néophyte Edelby), “Autour d’un projet de restauration de la Liturgie Byzantine,” POC 7 (1957) 250-260. 1959 4.       Lelya-Sapra. Essai d’interprétation des matines chaldéennes (OCA 156, Rome: PIO 1959) pp. xx + 510. 5.       “La diversité de rites dans l’Église,” POC 9 (1959) 1-7. 6.        “L’action du Saint-Esprit dans la Liturgie dite de Saint Jean Chrysostome,” POC 9 (1959) 193-208. 7.        “Un office de minuit chez les Chaldéenes?” OCP  25 (1959) 101-113. 8.        “Les «semaines de mystères» du Carême chaldéen,” OS 4 (1959) 449-58. 1960 9.       “Les matines chaldéennes, maronites et syriennes,” OCP 26 (1960) 51-73. 10.    “L’Office paroissial du matin et du soir dans le rite chaldéen,” La Maison-Dieu 64 (1960) 65-89. 11.    Рецензия: Jean Colson, La fonction diaconale aux origins de l’Église (Textes et études théologiques, Bruges: Desclée de Brouwer 1960), OCP 26 (1960) 438-439. 1961 12.     “Les différentes espèces de vigiles dans le rite chaldéen,” OCP 27 (1961) 46-63. 13.     “Quelques problèmes de l’orthros byzantin,” POC 11 (1961) 17-35, 201-220. 14.     “La vigile cathédrale chez   Égérie,” OCP 27 (1961) 281-312. 15.    Рецензия: Ernst Hammerschmidt, Aethiopische liturgische Texte der Bodleian Library in Oxford (Deutsche Akademie der Wissenschaften zu Berlin, Institut für Quellenforschung, Veröffentlichung Nr. 38, Berlin Akademie Verlag 1960), OCP 27 (1961) 213. 1962 16.    Le Typicon de la Grande Église (Ms. Sainte-Croix nº 40, X e siècle). Introduction, texte critique, traduction et notes, tome I: Le cycle des douze mois (OCA 165, Rome: PIO 1962). 17.    “Office de minuit et office du matin chez s. Athanase,” OCP 28 (1962) 173-180.

http://bogoslov.ru/person/525657

898. Матье М., Афанасьев В., Дьяконов И. Искусство древнего Востока. М., 1968, с. 96 + XXVII + 320 рис. 899. Снегирев H. Древний Восток. Атлас по древней истории Египта, Передней Азии, Индии и Китая, под ред. В. Струве. Л., 1937, с. IV + 260. 900. Соловейчик М. Историко-географический атлас Палестины. СПб., 1913, с. IV + 10 + 18 карт. 90l. Grollenberg L.H. Atlas of the Bible, 1956. 902. Keller W. The Bible as History in Pictures. London, 1964. 903. Kampen A. von. Die Welt der Antike. — Droenerscher Verlag, Munchen. 904. Negenman J. Grosser Bildatlas zur Bibel. Berlin, 1969. 905. Prichard J. В. The Ancient Near East in Pictures. Princeton, 1955. 906. Rowley H. Atlas de la Bible. Paris, 1969 907. Wright G. E. and Filson F. V. The Westminster Historical Atlas of the Bible. London, 1956.   22. СЛОВАРИ, СПРАВОЧНИКИ, БИБЛИОГРАФИЯ 908. Библейский популярный словарь. — ВЧ, 1874-1878. 909. Библиография древнего Востока. Книги и статьи, напечатанные в СССР с 1925 по 1934. — «Сборник Кружка по изучению древнего Востока при Гос. Эрмитаже», Л., 1935, с. 58-67. 910. Вестник древней истории. Систематический указатель за 1937-1950 гг., сост. М. Фурсовой. М., 1951, с. 29 (Приложение к ВДИ, 1951, 911. Верховский А. Библейский словарь. СПб., 1870-1876. 912. Воронцов В. Русские толкования и авторы трудов по св. Писанию в XIX " в. и в начале настоящего столетия. — В кн.: Ф. Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии, т. 1. Пер. с франц. М., 1916, с. 293-325. 913. Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем, под ред. Л. Каценельсона и Л. Гинцбурга; т. I-XVI, СПб., б. г. 914. Знаменский H. Систематический указатель статей по св. Писанию Ветхого Завета, ч. 1-3. Казань, 1880. 915. Краткая литературная энциклопедия, т. 1-6. М., 1961-1971. 916. Михайловский Б., прот. Библейский богословский словарь. СПб., 1899. 917. Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная полная библейская энциклопедия, вып. 1-4. СПб., 1892, с. 247 + IV; 189 + III; 220 + IV; 201 + XXXIII.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

538 Магартесы (Μαγρδαι , Μαγρται ) – ? – убедительной идентификации обнаружить не удалось. 539 Нумидийцы (Νομιδες ) – население Нумидии (Νομαδα) – области в Северной Африке (соответствует северной и северо-восточной части современного Алжира). В в. до Hyмuдuz подчинена Карфагену. В 201–149 гг. независима, затем воевала с Римом. В 46 г. до Юлием Цезарем здесь образована npobuhцuz Hobaz Африка. – А.М.К. 540 Насамоны (Νασαμνες ) – nлeмz в Ливии; haчuhaz с так называли племена Северной Африки, занимающие территорию между нумидийцами и ливийцами. 541 Гадир – город основанный финикийцами на Пиринейском берегу Гибралтарского пролива (совр. Кадис). 542 Под Индией здесь понимается т. н. Малая Индия, то есть имеется в виду Эфиопия Азийская в Аравии, иначе область Инд, которая отлична от Великой Индии (собственно Индии), которую иногда отождествляли также с Нубией (см.: Полякова–1956. С. 279). 544 Исследователи отмечают, что палейная фраза рка чермьна, текущи на въстокъ может восходить только к славянскому переводу «Хроники» Георгия Амартола, т. к. повторяет ошибку перевода греческого текста ρυθρα βλπουσα κατ νατολς . (См.: Борцова–1989. С. 179). Безусловно, речь идет о Красном море, но из общего контекста следует, что оно отождествлено также с Фивой (Фиваидой), иначе robopz с морем, прилегающем к области Фив. Известно, что византийские географы bыдeлzюm собственно Египет, Александрию и Фиваиду (см.: Noлzkoba–1956. С. 281). 547 Сирт (Σρτις ) – область в Северной Африке, npuмыkaющaz к заливам Большой Сирт и Малый Сирт. Земли между Нумидией и Ливией. 548 Тавтамеи (Ταυταμαοι ) – ? – убедительной идентификации обнаружить не удалось. 549 В данном случае имеет место широкое понимание Ливии как средиземноморского побережья Северной Африки. Упомянутая выше река Лива есть не что иное, как прибрежная полоса Средиземного моря, примыкающая к Северной Африке (ср. отождествление Красного моря с Фивой (Фиваидой). Подобные объяснения базируются на представлениях о Мировом Океане, окружающем и омывающем Ойкумену, а Африка, как часть её, помещена в кольцо вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010