Кроме мучений, вызываемых лишением небесных благ, Писание говорит и о положительных мучениях грешников. Господь говорит осужденным на Страшном Суде: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его ( Мф.25:41 ). В других же местах Писания вместе с огнем упоминается еще о черве неумирающем. Лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает ( Мк.9:43–44 ; подобн. сбр. 45–46, 47–48). В понимании этих выражений об участи грешников уже с древности замечалось разногласие. Помимо того, как понимать огонь и червь, в прямом ли смысле, или как образы, одни, по свидетельству бл. Августина, относили то и другое к духу, другие – огонь относили к телу, а червя к духу 482 . Однако, что касается понимания огня и червя в грубо-материальном смысле, то мы должны отвергнуть его уже по одному тому, что червь не может жить при неугасающем огне; не может он также и пожирать тело грешника, так как последнее по воскресении делается нетленным. Точно также и огонь, неугасающий никогда и не имеющий нужды в поддерживании его какими-либо горючими веществами, ни в каком случае не может быть отожествляем с здешним, земным огнем. «Слыша слово огонь, говорит св. Григорий Нисский , научен ты представлять иное нечто от огня здешнего, потому что огню тому придается, чего нет в здешнем. Ибо тот огонь не угасает; для сего же огня открыто опытом множество средств; а между огнем угашаемым и недопускающим угашения – великая разность. Поэтому последний есть нечто иное, а не то же, что и первый. И опять слышишь ты о черве; не обращайся мысленно по одноименности к червю земному. Ибо присовокупление, что червь не умирает, подает мысль разуметь другое какое-то естество сверх известного нам» 483 . Однако, если будущий огонь есть нечто совершенно иное, чем материальный земной огонь, то мы не можем на основании приведенных выражений составить о нем точного представления и должны признать «огонь неугасающий» и «червя не умирающего» за образы 484 , которыми Писание хочет дать нам некоторое представление о мучениях грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

482. В Священном Писании о внутреннем законе говорится: иже являют (они показывают, что) дело законное написано в сердцах своих, спослушествующей им совести, и между собою помыслом осуждающим или отвещающим (о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) (Рим.2,15). 483. Хотя и есть в людях внутренний закон, но дан еще и внешний. Он дан потому, что люди не слушались внутреннего закона и, ведя плотскую и греховную жизнь, заглушали в себе голос духовного закона, потому и нужно было напомнить его им внешне, посредством заповедей. Что убо закон? Преступлений ради приложися (он дан по причине преступлений) (Гал.3,19). 484. Внешне людям дан Закон Божий следующим образом. Когда происшедший от Авраама народ еврейский чудесно был освобожден от рабства египетского, тогда на пути в обещанную им землю, в пустыне, на горе Синай, Бог явил присутствие Свое в огне и облаке и дал Закон через вождя израильтян пророка Моисея. 485. Главные и всеобщие заповеди этого Закона - следующие десять, которые были написаны на двух скрижалях, или каменных досках: 1. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене. 2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водаз под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им. 3. Не возмеши имене Господа Бога твоего всуе. 4. Помни день субботный, еже святити его: шестъ дней делай, и сотвориши (в них) вся дела твоя, день же седмый - суббота - Господу Богу твоему. 5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли. 6. Не убий. 7. Не прелюбы сотвори 8. Не укради. 9. Не послушествуй на друга своего свидетельства ложна. 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего (Исх.20,1-17). 486. Заповеди эти даны народу израильскому, но и нам следует поступать по ним, потому что в сущности они есть тот же Закон, который, по словам Апостола Павла, написан в сердцах у всех людей, дабы все поступали по нему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/349/...

Сказав во вдохновенных словах о предвечном рождении Мессии, Сына Божия, Псалмопевец видит в откровении значение Мессии для человечества: «Клялся Господь... Ты священник вовек по чину Мелхиседека». «Клялся Господь» не Сыну Божию, единосущному со Отцем, а клялся Господь Бог восприявшему на Себя образ и существо человеческие Мессии, сыну Давидову, Господу нашему Иисусу Христу, и в лице Его обещал всему человечеству, что отныне у человечества будет единый Он Царь-Первосвященник вовеки. В клятве сей успокоение человечества, – так как в ней тоже значение, как в словах Господа: «Аз с вами есмь до скончания века». Клятва дается Владыкой и Царем всякого создания о том, что Первосвященником человечества сделается Господь наш Иисус Христос «навек по чину Мелхиседекову» Значение этого Первосвященства, – не на основании закона Моисеева, а на основании таинственного благословения, полученного Авраамом, «отцом верующих», – вполне разъяснено в главах VII по X послания к Евреям, с такою ясностью, что мы не осмеливаемся ничего прибавить к священным словам Богом вдохновенной книги, указывающей, что отныне Господь наш Иисус Христос есть Первосвященник вовек по чину Мелхиседекову. Мелхиседек же, «без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Ebp. VII, 3 ). Поэтому многие признают в Мелхиседеке Сына Божия во плоти, благословлявшего в лице Авраама церковь всех верующих в мире 482 , ибо «верующие благословляются с верным Авраамом» ( Гaлam. III, 9 ). Ст. 5 псалма 109: «Господь одесную Тебя!» восклицает Псалмопевец, видя в Откровении Мессию; «Он в день гнева Своего поразит царей; (ст. 6) совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову 483 в земле обширной». Стихи эти рисуют нам победы Мессии, представителя на земле Иеговы, Господа, который всегда одесную Христа, ибо «Аз и Отец едино есма» ( Иоан. Х, 30 ) Не все образы стиха 6-го нам понятны, но мы полагаем, что «сокрушить голову в земле обширной» соответствует выражению Быm. III, 15 , в котором Господь Бог говорит змию, что «Семя жены»... будет поражать тебя в голову»; и также в послании к Римлянам находим пророчество Апостола Павла (XVI, 20): «Бог же мира сокрушит сатану под ногами нашими вскоре; и в послании к Евр. (II, 14): «Он (Господь) также восприял оные (плоть и кровь), дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола»; и в Откровении XII, 9–10: «И низвержен был великий дракон... И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его; потому что низвержен клеветник»...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

По другой версии, событие приписывается Марку Аврелию, усыновленному Антонием Пием. По третьей версии, чудо приписывается молитве христиан-воинов в войске Марка Аврелия. 468 По молитвам многих святых, да и просто по отслужении особого молебна, часто проливался обильный дождь на иссохшую, жаждущую землю. 469 «Неразлучно» — по указанию. Lampe. Patristic Greek Lexicon, p.132, Oxford 1961. 470 Разночтение: «чудо». 471 Т.е. нарушение Праотцами заповеди Божией, данной им в раю. 472 По изданию 1861 г. числится за стр.180—192. 473 Т.е. по закону Христову. 474 «Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении. которое быв сначала проповедано Господом в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяние Духа Свяаго по Его воле?»: 475 Евр.10:26—27, «Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»: 476 Т.е. праведников, живших до времени Моисеева законодательства и затем в последующее время Ветхого Завета. 477 Т.е. на основании нашей же человеческой природы, воспринятой и обновленной в Богочеловеке. 478 См. прекрасную омилию Св. Григория Паламы, произнесенную в Великую Субботу ( омилия 18-я Св. Григория Паламы. Вся омилия посвящена догмату Искупления. 479 Цитата не в точности отвечает евангельскому тексту, которым мы ныне пользуемся. 480 Точной такой цитаты — нет, но она отражает смысл сказанного в Рим.12:5, 1Кор.12:27. Еф.1:22, 5:30, 4:25. 481 «рака» — пустой человек. 482 Синедрион — верховный суд. 483 Т.е. не представляются слишком обидными названиями. 484 «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым»: 485 «Банею Пакибытия» именуется — крещальная купель, святое крещение. 486 Или: «укрепленный», «приглашенный вновь занять прежнее место». 487 В Евангелии здесь говорится «объядением и пьянством». 488 В Евангелии здесь: «с неверными». 489 В издании 1861 г. числится за стр.192—200.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

...Верх зла в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным небо и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страдающих этим недугом тягчайшее наказание (свт. Иоанн Златоуст , 45, 13). Хочешь быть далеко от пьянства? Избегай увеселений и роскошных столов, и с корнем вырви этот порок (свт. Иоанн Златоуст , 45, 167). Источник. ...Опьянение есть не что иное, как неестественное исступление души, извращение помыслов, недостаток рассуждения, отсутствие соображения. А это происходит не от одного опьянения вином, но и от опьянения гневом и непристойною похотью (свт. Иоанн Златоуст , 45, 482). Источник. Не от вина происходит пьянство, – вино есть создание Божие, а создание Божие не причиняет ничего худого, – но порочная воля производит пьянство (свт. Иоанн Златоуст , 45, 482). Будем же воздерживаться от пьянства; не говорю: будем воздерживаться от вина, но: будем воздерживаться от пьянства (свт. Иоанн Златоуст , 45, 482). ...Пьяный бывает хуже... бесноватого. Бесноватого все мы жалеем... а на этого гневаемся и негодуем. Почему? Потому что у того болезнь от (диавольской) напасти, а у этого от беспечности; у того от козней врагов, а у этого от козней собственных помыслов (свт. Иоанн Златоуст , 45, 483). Источник. ...Пьянство есть несчастие, над которым смеются, болезнь, над которою издеваются, произвольное беснование, – оно хуже умопомешательства (свт. Иоанн Златоуст , 45, 483). Источник. ...Пьянство, овладевая умом пьянствующих, как бы распутным юношею, и пленив их рассудок, заставляет их истрачивать весь запас мыслей неосмотрительно и без всякой осторожности (свт. Иоанн Златоуст , 45, 483). Источник. Бессловесные животные пьют дотоле, пока чувствуют жажду, и ограничивают пожелания потребностию, а этот (пьяница) по невоздержанию своему простирает пожелание далее потребности и становится безрассуднее бессловесных (свт. Иоанн Златоуст , 45, 483). Источник. Пьянство есть добровольное неистовство, утрата рассудка... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 483). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

В начале апреля 527 г. Юстин I тяжело заболел и потому назначил Юстиниана соправителем с титулом августа. Фактически последний управлял державой при престарелом дяде уже давно, и Прокопий в «Тайной истории» даже уподобляет Юстина ослу, который во всем слушается погонщика, довольствуясь возможностью самостоятельно лишь махать ушами. 1 августа 527 г. император умер, оставив преемником Юстиниана. Юстиниан I Великий (482 или 483 – 565, имп. с 527) Император Флавий Петр Савватий Юстиниан остался одной из самых крупных, известных и, как ни парадоксально, загадочных фигур всей византийской истории. Описания, а тем более оценки его характера, жизни, деяний зачастую крайне противоречивы и могут служить пищей для самых безудержных фантазий. Но, как бы то ни было, по масштабам свершений другого такого императора Византия не знала, и прозвище Великий Юстиниан получил абсолютно заслуженно. Он родился в 482 или 483 г. в Иллирике (Прокопий называет местом его рождения Таурисий близ Бедриан) и происходил из крестьянской семьи. Уже в позднем средневековье возникла легенда о том, что Юстиниан якобы имел славянское происхождение и носил имя Управда. Когда дядя его, Юстин, возвысился при Анастасии Дикоре, он приблизил к себе племянника и сумел дать ему разностороннее образование. Способный от природы, Юстиниан мало-помалу стал приобретать при дворе известное влияние. В 521 г. он удостоился звания консула, дав по этому случаю великолепные зрелища народу. В последние годы правления Юстина I «Юстиниан, еще не возведенный на престол, управлял государством при жизни дяди своего ... который еще царствовал, но был очень стар и неспособен к делам государственным» (Пр.Кес., с. 83]). 1 апреля (по другим источникам – 4 апреля) 527 г. Юстиниан был объявлен августом, а после смерти Юстина I остался самодержавным правителем Византийской империи. Был он невысокого роста, белолицый и считался красивым, несмотря на некоторую склонность к полноте, ранние залысины на лбу и седину. Дошедшие до нас изображения на монетах и мозаиках церквей Равенны (св. Виталия и св. Аполлинария; кроме того, в Венеции, в соборе св. Марка, имеется его статуя из порфира) вполне соответствуют этому описанию. Что же касается нрава и поступков Юстиниана, то характеристики их у историков и хронистов самые противоположные, от панегирических до откровенно злобных.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/im...

Принимая во внимание обвинения в адрес И. Т., папа был готов приостановить процедуру признания его как Александрийского патриарха, но требовал, чтобы кафедру занял православный иерарх ( Simplicius, papa. Ep. 68//CSEL. 35. Vol. 1. P. 151-154). Изгнание И. Т. с кафедры без соборного осуждения было воспринято в Риме как незаконное. И. Т. пробыл в Антиохии всю зиму 482/3 г. Илл посоветовал И. Т. заручиться поддержкой Антиохийского патриарха Календиона . И. Т. обменялся с Календионом синодиками. Календион писал по делу И. Т. патриарху Акакию, имп. Зинону и папе Симплицию, но ответов не получил ( Zach. Rhet. Hist. eccl. V 9). В это же время И. Т. обратился в Рим с просьбой повлиять на патриарха Акакия. В ответе папе Симлицию Акакий заявил, что не знает никакого патриарха Александрийского И. Т. и признает Петра Монга. В последних письмах Симплиция в К-поль (сер. нояб. 482; Simplicius, papa. Ep. 18//PL. 58. Col. 59-61) нет упоминания об И. Т., хотя папа не смирился с реабилитацией Монга. Нек-рые совр. исследователи считают, что, находясь в Антиохии, И. Т. мог участвовать в мятеже Илла ( Grillmeier, Hainthaler. 1996. P. 72). Однако мятеж Илла против имп. Зинона начался лишь весной 484 г. К.-л. упоминаний в источниках, в т. ч. в переписке имп. Зинона, о причастности И. Т. к мятежу нет. Весной 483 г. И. Т. покинул Антиохию и направился в Рим. Папа Феликс III, вступивший на престол 13 марта 483 г. по смерти Симплиция, в 2 первых посланиях к Акакию и Зинону сообщал, что разделяет позицию своего предшественника (март 483; Felix, papa. Ep. 1, 2//PL. 58. Col. 893-904). Папа не признавал Петра Монга, но и не настаивал на возвращении на престол И. Т. Однако прибытие И. Т. в Рим (в кон. апр.- мае 483) и получение папой от И. Т. «Петиции против Акакия» (Libellus adversus Acacium), написанной им, видимо, в Антиохии, изменили т. зр. Симплиция. Текст петиции не сохранился, но о ее содержании известно из последующих 2 папских посланий Акакию и Зинону, к к-рым она прилагалась ( Felix, papa. Ep.

http://pravenc.ru/text/469606.html

—482— ской деятельности, уходит вверх горы и, благословив их издали, скрывается в облаке, осенявшем вершину; случившиеся тут два почтенные человека в белых одеж­дах были приняты учениками за ангелов 1544 . В таком чистом виде своем рационалистическое не­верие в чудо не могло иметь широкого распространения. Так как последним и непреоборимым основанием для христианства служит та сторона человеческого существа, по которой всякая душа есть христианка: то и явный раз­рыв с христианскою верою в боговоплощение и в но­возаветные чудеса был далеко не безопасен и во всяком случае неудобен для ученых теологов даже и при пол­ном отсутствии всякой правительственной цензуры. Вот эти-то премудрые сыны века сего, призванные однако ж работать над предметами не от сего мира, и образовали огромную школу полуверия или замаскированного неверия. Путь к такому совмещению мамоны неправды с истин­ным богатством открыл известный философ Кант. По характерному ли для протестантизма произволу в отно­шении к содержанию Писания и уважению к букве свя­щенного текста, или же по врожденному и сильно разви­тому религиозному чувству, по каким бы то ни было причи­нам – Кант признал Христианство совершеннейшею и единственною безусловно истинною, а потому и общенеобхо­димою религиею. Но эту истинность, необходимость и без­условность Христианства Кант в тоже время нашел возможным ограничить и обратить в полуистину. Как это удалось сделать немецкому философу, с этим стоит познакомиться подробнее, и потому, что это характерно для протестантизма вообще, и тем более потому, что Кант создал методу Страусса. Каптерев Н. Ф. Суждение большого московского Собора 1667 года о власти царской и патриаршей: (К вопросу о преобразовании высшего церковного управления Петром Великим)//Богословский вестник 1892. Т. 2. 6. С. 483–516 (2-я пагин.). (Начало.) —483— В журнале «Русский Вестник» за прошлый 1891 год появились две любопытные статьи, затрагивающие очень важный вопрос: о преобразовании нашего высшего церков­ного управления Петром Великим. Первая статья, поме­щенная в апрельской книжке журнала, носит заглавие: О нашем высшем церковном управлениим; подписана она буквою Z. Вторая статья, помещенная в ноябрьской книжке журнала и заключающая в себе критику первой статьи, заглавляется: О преобразовании церковного управ­ления Петром I; вместо подписи автора под статьей поставлены три звездочки. В понимании и объяснении за­тронутого вопроса оба автора решительно расходятся между собою. Мы отметим здесь некоторые существенные пункты в их воззрениях на поставленный вопрос применительно к задаче нашей статьи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает к страсти и сластолюбию, подобно рою пчел (4,218). Не люби употреблять вино до упоения, чтобы тебе не лишиться божественного веселия (31,91). Горе злоязычному, а вместе с ним и упивающемуся! Они причисляются к убийцам и мучатся с прелюбодеями (22,72). Кто проводит время в пьянстве, разгуле и объедении, тот подпал жестокой власти самого диавола (32,779). Пьянство есть падение, лишение оправдания, общий позор нашего рода (33,12). Верх зла пьянства в том, что этот недуг делает для пьяницы недоступным Небо и не дозволяет достичь вечных благ, так что вместе с позором здесь и там ожидает страждущих этим недугом тягчайшее наказание (33,13). Не от вина происходит пьянство: вино есть создание Божие… но порочная воля производит пьянство (33,482). Пьяный бывает хуже бесноватого, все мы жалеем бесноватого, а на пьяницу негодуем и гневаемся. Почему? Потому что у того – болезнь от диавольской напасти, а у этого – от беспечности; у того – от козней врагов, у этого – от козней собственных помыслов (33,483). Пьянство есть несчастье, над которым смеются; болезнь, над которою издеваются, – произвольное беснование, оно хуже умопомешательства. Пьяница неприятен для друзей, смешон для врагов, презираем подчиненными, отвратителен для жены, несносен для всех… Особенно же тяжело то, что пьянство, полное стольких зол и производящее столько несчастий, даже и не считается у многих виною. Пьяный не умеет распоряжаться речами своими с рассуждением, не умеет расположить богатства мыслей… все тратит и низвергает (33, 483). Пьяный жалок более мертвого. Этот лежит бесчувственный и не может делать ни добра, ни зла; а этот способен делать зло и, зарыв душу, как в могиле, в плотском, мертвым являет свое тело (33,484). Даже удовольствием не может воспользоваться пьяница, потому что удовольствие – в умеренности, а в неумеренности – бесчувственность (33,711). Всегда пьянство – зло, но особенно в святые праздники. Здесь вместе с грехом есть и величайшее оскорбление и унижение божественных вещей, поэтому может быть и двойное наказание (33,712).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Закрыть В России началась эпоха тотального биометрического контроля С 1 июля в стране вступил в силу закон о биометрической идентификации граждан 02.07.2018 3959 Время на чтение 3 минуты Закон 482-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» ( о биометрической базе данных – авт .) был принят 29 декабря 2017 г. и вступает в силу с 1 июля 2018 г. Он стал первым из пятидесяти законопроектов в рамках реализации программы «Цифровая экономика» (Распоряжение Правительства РФ 1632-р от 28 июля 2017 г.), намеченных к принятию в 2018 году лоббистами тотальной цифровизации нашей жизни. Единая биометрическая система (ЕБС) будет создаваться Центробанком, а её оператором выступает Ростелеком. Закон 482-ФЗ предусматривает создание единой базы биометрических данных всех жителей страны за исключением представителей банковского сектора, негосударственных пенсионных и страховых фондов, спецдепозитариев, а также «их руководителей и лиц, под руководством или непосредственным влиянием которых они находятся». Несмотря на заверения чиновников, что биометрия – дело «сугубо добровольное» и касается «только клиентов банков», по словам представителей «Ростелекома», банковский сектор – всего лишь пилотная площадка, а на очереди – биометрия в образовании, здравоохранении, розничной торговле, электронной коммерции, государственных и муниципальных услугах. Центральный банк РФ получает монопольное право на владение единой биометрической базой и на продажу данных бизнес-структурам (200 рублей за одно лицо) и государству. Кроме Центробанка право собирать биометрические данные граждан получат банки, рейтинг которых он будет проводить ежемесячно; в настоящее время в этот список входит 483 банка. На первом этапе ЕБС будет использовать для идентификации два параметра – голосовой профиль и биометрическое фото; дактилоскопию планируется добавить позднее. В настоящее время в Правительстве РФ рассматривают проект закона, который позволит использовать номер мобильного телефона как удостоверение личности и ввести девять идентификаторов, среди которых электронная подпись, авторизация в единой системе идентификации и аутентификации, биометрия или дактилоскопические данные, а также номер мобильного телефона.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/07/02/v_...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010