– Итак, если слово Божие побуждает нас признать, что по пророчествам имеют быть два пришествия Христа, одно, когда Он явится страждущим, бесславным и не имеющим вида, другое, когда придет во славе, как Судия всех, – как доказано это из прежде приведенных мест Писания – то не должны ли мы признать, что слово Божие предвозвестило Илию предтечею страшного и великого дня, то есть второго Его пришествия? – Да, отвечал Трифон. – И наш Господь, – сказал я, – в Своем учении преподал, что будет то же самое, когда сказал, что и Илия придет 342 ; и мы знаем, что это исполнится, когда Господь наш Иисус Христос со славою придет с небес. Первому явлению Его также предшествовал вестник, т. е. бывший в Илии Дух Божий, который действовал потом через Иоанна Пророка из вашего народа, после коего у вас не являлось никакого другого пророка. Он, сидя при реке Иордане, восклицал: «… я крещу вас водою для покаяния, но придет Сильнейший меня, у Которого я недостоин носить сапоги, Он будет крестить вас Духом Святым и огнем. У Него лопата в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» 343 . Этого самого пророка царь ваш Ирод заключил в темницу, и когда во время празднования дня его рождения дочь брата его угодила ему пляскою, то дозволил ей просить, чего только хочет. Мать внушила девице просить голову Иоанна, находившегося в темнице; и вследствие ее просьбы царь послал и велел принести на блюде голову Иоанна. Посему и наш Христос, когда еще жил на земле, так говорил тем, которые утверждали, что прежде Христа надлежит прийти Илии: «Илия придет и устроит все: но Я вам сказываю, что Илия уже пришел и не узнали его, а поступили с ним, как хотели». А далее написано: «… тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе» 344 . – Странным мне кажется то, что ты говоришь – сказал Трифон, – именно, что пророчественный Дух Божий, бывший в Илье, был также и в Иоанне? – Но разве ты не думаешь – отвечал я, – что, то же самое было с Иисусом, сыном Навина, принявшим начальство над народом после Моисея, когда сам Бог повелел Моисею возложить руки на Иисуса и сказал: «И Я возьму от Духа, который в тебе, и перенесу на него» 345 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pamjat...

Какие же идеи высказывались носителями иудаистических тенденций? В разговоре Иустина Философа с Трифоном иудеем последний предлагает вопрос: спасется ли тот, кто признал Христа, верует и повинуется Ему, сверх того захочет соблюдать и эти постановления? Ответ Иустина показывает, что было два рода иудействующих христиан: одни считали обязательным закон Моисея только для христиан из иудеев или даже только для себя, другие – требовали, как и Трифон в начале диалога, соблюдения закона и от бывших язычников, утверждая, что без соблюдения этого закона невозможно спасение для всех вообще, и с не соблюдавшими закон не хотели иметь никакого общения 339 . Сам Иустин благосклонно относится к первого рода иудействующим христианам 340 , относительно же вторых говорит, что он их не принимает 341 . Но были в то же время среди христиан и такие, которые отлученными от Церкви считали иудействующих христиан и первого рода, боялись даже иметь общение в беседе или в пище с ними 342 . Эти слова Иустина свидетельствуют, что относительно строгих иудействующих в его время не было разногласия: они принадлежащими к христианскому обществу не считались. Но такое отграничение Церкви от иудействующих, нужно думать, было не только во втором веке, но и раньше ярко выраженные иудаистические тенденции всегда находили отпор в христианской среде. Ведь уже у апостола Павла в «Послании к Галатам» благовествуется христианская свобода от закона Моисеева. Уже из слов апостола Павла видно, что и тогда из среды иудеев были лжебратия, которые хотели поработить всех христиан закону. «Но мы, – пишет Апостол, – ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у христиан» ( Гал.2:4,5 ). Рожденные от Авраама по плоти и тогда гнали рожденных по духу 343 . И не один только апостол языков Павел отвергал иудейский закон для язычников. Апостол Петр своими посланиями поддерживал авторитет Павла, против которого восставали иудействующие христиане. Апостол Петр пишет: «Долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел по данной ему премудрости написал вам» ( 2Пет.3:15 ) 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Кроме того, небо продолжает оставаться образом того духовного пространства, в котором человек общается с Богом, а Бог с человеком. Поднимая глаза к небу в молитве, человек устремляет мысль к Богу. При этом он понимает, что Бог есть дух ( Ин. 4:24 ) и Его бытие не связано с каким бы то ни было пространством в материальном мире. Бог пребывает в духовном мире, существующем параллельно материальному. Соприкосновение с этим духовным миром происходит через богообщение, молитву. Будучи иноприроден материальному миру, Бог в то же время присутствует в нем. Бесконечно далекий от человека по Своей природе, Бог в то же время бесконечно близок к нему: Он видит и слышит его, когда тот, поднимая глаза к небу, обращается к Нему в молитве. 2. «Да святится имя твое» Смысл первого прошения молитвы Господней невозможно понять вне связи с библейским богословием имени 341 . В Библии присутствует мысль о том, что Бог неименуем, что Его имя человеку недоступно ( Быт. 32:29 ; Суд. 13:17–18 ). В то же время в Ветхом Завете Бог постоянно обозначается какими-то именами. Всего их более ста. Среди них такие имена, как Бог ( ’lhîm 342 ), Господь мой ( ’nay 343 ), Всевышний ( ’l Šadday, букв. «Тот, Кто на горе» 344 ), Саваоф ( ’ô, «[Господь] воинств»). Наиболее характерное имя Бога в Библии – Yahw (Яхве, Иегова); это то имя Бога, которое Он Сам открыл людям 345 . Культ этого священного имени занимает в Библии исключительное место. Книга Исход связывает откровение этого имени с Моисеем, которого Бог избрал для того, чтобы вывести народ израильский из Египта. Моисей спрашивает Бога: И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий ( Yahw) послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь ( Yahw), Бог отцов наших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование Мое в род и род ( Исх. 3:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Напротив, провозвестники слова Господня говорят: «Господь возложил на Него» – Раба Господа – грехи всех нас», праведники же видят, что страдания их «не доставили спасения земле», и «мертвецы Господа» восстанут из праха лишь силою Божией (26:16–21), следовательно, не в силу подвига («каков труд» Раба Господа, 49:4; 53:11, ради «оправдания многих»). Так, глава 50 и 49-я, очевидно, есть изображение тех же страданий (50:6–7; 49:7; ср. 53:3, 7) и подвига (49:4; ср. 53:11) «Раба Господня», о которых пророк говорит в главе 52:13–53 (ср. особ. 52:14–15 и 49:7), и к подвигу того же Раба Господня относится глава 42-я (ср. особ. 42:4 и 50:4, 7; 42:6, 7 и 49:6, 8–9). А после изображения страданий Раба Господня (т. е. после 49–53 глл.) начинается (именно в главах 55:4; 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6) изображение последующей за Его страданиями славы (ср. 52:13). Что к «Рабу Господа» относится не только 55:4 (ср. 49:6; 42:6), но и 59:20; 61:1–3; 62:11–12; 63:1–6, – это видно из сходства означенных мест с главами 42, 49, 50 и 52:13–53. Особенно важно при решении вопроса место из Ис.61:1–3 : «Дух Господа Бога на мне, ибо Господь помазал меня благовествовать нищим, послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы (1 ст.), проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих» (2 ст.). Здесь говорит, очевидно, не Сам Господь, но иное Лицо; а так как Оно говорит о Себе то же, что сказано было ранее о «Рабе Господа» 341 и притом без предварительного объяснения, то, очевидно, говорит «Раб Господа» (ср. Луки 4:17–22 ). Но и в главе 63:1–6 говорит никто иной, как «Раб Господа», потому что слова (опять в первом лице): «день мщения в сердце Моем, и год искупленных Моих настал» суть те же, что и в 61:1–2. Кроме того, образ «величественного», «изрекающего правду», «Сильного», «попирающего народы» прямо напоминают образ «Раба Господня», Который после страданий «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13), «оправдает многих», получит «часть с великими и с сильными будет делить добычу» (53:11–12). Если же глава 63:1–6 относится к «Рабу Господа» (ср. Откр.19:11–16 ), то к Нему же относится конец главы 62-ой, ст. 11–12 (ср. Мф.21:4–5 ) и конец гл. 59:20 ст. (ср. Рим.11:26 и 27 ст.); так как во всех этих местах говорится о пришествии Спасителя Сиона 342 , и тем более, что этот Спаситель отличается от Господа: «вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (62:11). – Итак, исходя из контекста речи, верующие современники пророка отчасти могли возвыситься даже до разумения Божественной природы «Раба Господня». Он носит те же имена, как и Господь: «Искупитель, Спаситель» (62:11; 59:20; ср. 43:3; 47:4) и именно Он был «Ангелом Лица» Господня, «спасавшим Израиля» (ср. 63:9 и 1). Он «возвысится, вознесется и возвеличится» (52:13) 343 ; в Своем унижении истинный «род Его неизъясним»? ибо Он совечен самому Богу (48:16) 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

О том, что физическое уничтожение грешников не ведет к упразднению зла, и потому Бог обещает этого больше не делать, говорит св. Иоанн Златоуст : «Так как «помышление сердца человеческого – зло от юности его», поэтому говорит, – «Не буду больше проклинать землю». Я, говорит, сделал Свое дело, и раз, и два; но так как вижу, что зло растет, то обещаю более уже не проклинать землю 341 . Св. Филарет Московский видит изменение образа действия Божия по причине испорченности от юности помышлений сердца человеческого. «Таким образом, без нарушения святости Промысла, переменяется образ только его действования. Прежде [потопа. – Г.Ф.], правосудие открылось всеобщим, а милосердие – особенным действователем; отселе правосудие будет являться в частном, как, например, над Содомом, над Фараоном и проч., а милосердие – во всеобщем» 342 . Ноев завет заключен со всем родом человеческим и со всем, живущим на земле. А на какое время? И сказал Ягве (Бог): ...Впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся ( Быт. 8:22 ). Завет заключен на все дни земли. Далее, полагая радугу в облаках, Господь говорит: И вспомню завет вечный между Богом (и между землею...) ( Быт. 9:16 ). Подобным образом говорится и в «Книге юбилеев». Но там говорится не со стороны Бога, а со стороны Ноя: «И он [Ной. – Г.Ф.] заключил Завет пред Господом Богом на вечность, чрез все поколения земли» 343 . В каком смысле Ноев завет вечный? Слово вечный, как нередко в Писании, должно понимать, в данном случае, как имеющий значение для всех времен и непрерывно действующий, а не как распространяющийся навечно. Конкретно, это передается выражением: во все дни земли. Хорошо толкует это св. Филарет Московский : «Во все дни земли. Сим показывается, что изображенное обетование не вечно, а имеет свой предел. Дни земли, наконец, должны уступить место дням небес ( Пс. 88:30 ) 344 , и тогда не только времен года, но и нощи не будет ( Откр. 21:25 )» 345 . Св. Златоуст говорит: «(Слова) Во вся дни означают то, что никогда уже не будет такого потопа и не постигнет вселенную такое всеобщее истребление. Вместе с тем, (Бог) показывает и непрерывность Своего благодеяния» 346 . Но все это относится только к дням земли до Страшного Суда. Тогда земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет. 3:10 ) и не будет более смены лета и зимы, дня и ночи, и времени уже не будет ( Откр. 10:6 ), и мяса животных никто вкушать не будет, ибо истребится смерть ( 1Кор. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Подобно этому, произношение имени Господня всяким человеком должно быть напряженно-внимательным, теплым, чистым, искренним, с богобоязненным чувством и благоговейным. 3 Бог есть любовь. Отсюда, подготовкой к молитве должно быть оставление злобы на кого бы то ни было и примирение с врагами. »Если ты, – учит Господь, – принесешь дар твой к алтарю и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой " 338 . Пока огонь злобы не угас в человеке, сердце его закрыто для Бога и одни уста его произносят молитвенные слова без чувства. На сердце человека, озлобленного и объятого иной какой-либо страстью, лежит как бы тяжелый камень. Чувство его отпало от Бога, и воля – в тисках самолюбия. Бог не слышит страстные уста, не принимает из них ходатайств и молений, закрывает Себя от них облаком 339 . Когда же человек, начиная молиться, сокрушается сердцем о грехах, положит в намерение удалить злые дела от Божиих очей и ходить по истине и правде, тогда его душа свободно и легко изольется в молитве, как вода 340 . 4 Решимость подавить в себе страсти – злобу, гордость, корысть, вожделения плоти и чрева на языке Библии известна под именами обещания Богу доброй совести 341 и смирения. Душа молящегося должна быть настроена смиренно и покаянно. Господь благоволительно взирает только на людей смиренных и трепещущих Его слов. «Я живу, – свидетельствует Он через пророка, – с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и... сердца сокрушенных« 342 . Молитвенная жертва Богу в своей подлинной значимости приносится именно от духа сокрушенного и смиренного. Его Бог не презирает 343 . Смиренный человек не многословен в молитве, не тщеславен, любит потаенность предстояния Богу – вдали от людских взоров, благоговейно скромен и даже не мыслит о лицемерной открытости другим своей молитвы. Приточный мытарь, по словам Спасителя, стоял у порога храма, не смел даже поднять глаз на небо, ударяя себя в грудь как вместилище множества грехов и сокрушенно повторял одно и то же воззвание: »Боже! Будь милостив ко мне грешнику» 344 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

С учетом Евангелия от Матфея – евангелия церкви самого Игнатия в Антиохии Сирийский – следует сделать важное дополнение. Следовало показать, что ходить по воде мог любой человек из плоти и крови, пока у него есть вера. Петр поначалу выходит из лодки и идет к Иисусу по воде, но ему не хватает веры, и он начинает тонуть 342 . Таким образом, любая попытка использовать эту ситуацию для утверждения об эфирном, небесном составе тела Христа, терпит неудачу. Послания св. Иоанна, появившиеся в Малой Азии в конце I века, свидетельствуют о процветающем докетизме, своим постоянным осуждением любого, кто не «исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти» 343 . В отрывках, где не стоит вопрос об интерполяции, Поликарп цитирует такие тексты против докетов своего времени 344 . Согласно Евангелию от Луки воскресший Христос ест в присутствии учеников в сцене, которая, кажется, создана такой антидокетической полемикой: Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам. Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня 345 . Очевидно, что цель избрания этого повествования автором Евангелия также состоит в том, чтобы опровергнуть достаточно ясное утверждение. Докетизм был ересью, которая процветала еще до традиционной даты появления средней редакции. Поэтому Винсенту следовало показать, что Игнатий использует здесь Проповедь Петра, где в свою очередь использовался этот текст Луки и что ее датировка означает невозможность поддержать мнение о существовании средней редакции до смерти Поликарпа. Это, конечно же, можно оспорить, хотя здесь для этого недостаточно места. Вполне возможно, что Игнатий, в случае традиционной датировки, мог процитировать независимую традицию, позже включенную в Проповедь Петра или в Евангелие от Петра. Достаточно будет сказать, что тезис Винсента покоится на дополнительном утверждении, а именно, что цитирование Игнатием этих слов определенно отражает особый вид докетизма – утверждение, что Христос обладал призрачным телом только после воскресения. Кроме того, ему следовало показать, что эта особая форма докетизма не существовала прежде или даже в то же самое время, что и традиционная дата появления средней редакции. Поэтому, согласно Винсенту, такой по-воскресный докетизм был характерен для учения Маркиона, а потому средняя редакция должна быть подделкой, составленной уже после Маркиона 346 . Когда Игнатий записывает слова воскресшего Иисуса, не просто говорящего, как у Луки, «дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня», но " я не бестелесный дух (daimonion asomaton), он отвергает маркионитское представление, что воскресшее тело Иисуса было бестелесным в отличие от его земного тела перед распятием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Сразу две заповеди прямо нарушил Давид – заповедь Десятословия «не прелюбы сотвори» ( Исх.20:14 ; Втор.5:18 ), не прелюбодействуй, и заповедь, данную еврейскому народу для соблюдения чистоты его богоизбранности: не брать " себе жен иноплеменных из народов земли» ( 1Ездр.10:2 ) 341 ( Неем.13:26 ). (надо полагать, что жена хетта Урии также была из хеттского народа). Нарушил он и еще одну заповедь Десятословия: «не убий» ( Исх.20:13 ; Втор.5:17 ), нарушил косвенно, приказав послать Урию на верную смерть, но мы-то уже знаем, что Бог желания в деяния вменяет. Поэтому блудное поползновение Давида стало для него источником осквернения – а под осквернением Ветхий Завет понимает прежде всего нечистоту сакральную, негодность для пребывания в общении Дома Божия 342 ( Лев.15:31 ), – «не должно осквернять землю, на которой вы живете, среди которой обитаю Я; ибо Я Господь обитаю среди сынов Израилевых» ( Числ.35:34 ). О грехе же Давидовом сказано так: «С женою ближнего твоего не ложись, чтобы ... оскверниться с нею» ( Лев.18:20 ).. Но слезами Давида, которые он проливал об этом согрешении своем, до сих пор плачет весь мир, вспоминая свои грехи, – эти слезы слились в 50-й псалом, который нам положен и для ежедневного чтения 343 , и для чтения в случаях особых, когда власть греха обуревает нас особенно сильно. Но кто видел мои слезы? кто слышал мой плач о грехах? Откуда это окамененное нечувствие 344 ? А ведь оно есть – не лгу же я себе, когда ежевечерне прошу Господа избавить меня от него... Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Преступи среде. Чти вторнику. Очисти, якоже мытарь, вопию Ти, Спасе, очисти мя: никтоже бо сущих из Адама, якоже аз, согреших Тебе. Рече Господь притчу сию: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:10–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Только в 1 кн. Маккавеевской 332 , повествуется о битве между Иудеями и их врагами Сирийцами, которая произошла при озере Геннисаретском. Но если ветхозаветные писания редко упоминают о Геннисаретском озере, то евангельская история очень часто говорит о нем. Из повествований евангелистов мы узнаем, что при Геннисаретском озере началась общественная деятельность Господа Иисуса и что города и селения, окружавшие озеро, его берега, его воды многократно были оглашаемы возвышенным учением Спасителя нашего, были местом совершения многочисленных и величайших чудес Его. По искушении от диавола, Господь Иисус, услышав, что Иоанн отдан под стражу, оставил Назарет и пришед в Капернаум приморский, поселился в нем 333 , и этот город сделался для него «Своим» городом 334 . В Капернауме Господь совершил особенно много чудес и много учил. Здесь были им исцелены: слуга сотника 335 , теща Петрова 336 и с нею многие бесноватые и больные 337 ; затем расслабленный 338 , бесноватый 339 , находившийся в синагоге, кровоточивая женщина 340 , два слепца, немой бесноватый 341 ; здесь, далее, была воскрешена умершая девица 342 . Капернаумских жителей Господь учил, обыкновенно, по субботам, в синагоге; и в Капернауме впервые было предложено Им таинственное, и вместе с тем, отрадное учение о хлебе жизни 343 . Кроме Капернаума, Господь Иисус много творил чудес и много учил в двух других прибрежных городах Геннисаретского озера Хоразине и Вифсаиде. Но во всех этих городах Его чудеса и учение не произвели должного действия: жители их не покаялись. И потому-то Господь однажды обратился к ним с следующими укоризненными, горькими словами: Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленный в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься; ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня 344 . Подобно городам, стоявшим у Геннисаретского озера, самые Геннисаретские берега не однажды были безмолвными свидетелями великих чудес Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Eleons...

Феофилакт (срав. Златоуста), объясняя слова св. Апостола Павла в Рим. 11:16 , говорит: «начатком и корнем называет патриархов, а примешением и ветвями тех из потомков, которые уверовали» 341 . А бл. Феодорит в этом случае даже вводит сюда и другой жизненный начаток семени – Христа при корне патриархе Аврааме 342 . Апостол таким образом выражает здесь великую, вечно божественную идею, от вечности предопределенную как относительно иудеев (сл. Рим. 11:2 ), так и относительно язычников ( Деян. 13:48 ), идею Церкви Христовой на всех стадиях ее существования и развития, – Церкви, вне которой, если нет покаяния, то нет и спасения 343 . Так и Раав блудница «верой прикрыла греховные язвы… и – приобрела спасение», принята в эту церковь и даже собой сама «начертала образ церкви» 344 . Но вместе с тем уже начиная с сыновей «Адама первозданного» 345 , Авеля и Каина ( Евр. 11:4 ) является и это выделение из нее от вечности же предопределенных к осуждению. «Горе им» взывает в том же типологическом смысле св. Апостол Иуда о новозаветных представителях этого семени погибели, потому что они идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей ( Быт. 4 ; Числ. 22 , и 16) … О них пророчествовал и Энох, седьмой от Адама, говоря: се, идет Господь с тьмами святых Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие и во всех жестоких словах, которые произносили на Него (см. Деян. 7:51 ) нечестивые грешники и им блюдется мрак тьмы на веки (ст. 11, 14–15, 13 срав. судьбу Корея по Числ. 16 ). Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое участие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо «верные» храм Бога живого, как сказано: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом ( Лев. 26:12 ). И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010