Steve Vogel, “New Controversy Under Old Banner; Prisoners’ Descendants Want Confederate Flag in Cemetery”, Washington Post, October 18,2000, p. 1. Fern Shen, “Group Rebels over Recall of Auto Tags; Confederate Flag Logo at Center of Maryland FighU, Washington Post, January 4,1997, p. 1. David L. Greene, “Civil War Buff Stands His Ground as Antietam Proposal Draws Fire”, Baltimore Sun, September 24, 2000, p. 1. “Plan to Change City’s Confederate Park into Cancer Memorial Draws Complaints”, Associated Press, May 10, 1999. Jack Hurst, Nathan Bedford Forrest: A Biography (New York: Vintage Books, 1994), p. 361. Ibid., p. 385. Ibid. Walter Williams, “Overlooked Black Confederates”, Washington Times, January 31,2000, p. 13. Stephen Dinan, “Gilmore Surrenders Virginia’s Heritages., Washington Times, March 21, 2001, p. 1. R. H. Melton, “Va. Scraps Tribute to Confederacy”, Washington Post, March 21, 2001, p. 1. Ibid. Ibid. “Carry Me Back, RIP”, Richmond Times Dispatch, February 26, 1997, A12. Justin Kaplan, “Selling ‘Huck Finn’ Down the River”, New York Times, March 10, 1996, p. 27. Linda Grant, “In Search of Harper Lee”, Independent, December 15, 1991, p. 36. Rod Dreher, “Banning Flannery; Down and Out in Louisiana”, Weekly Standard, September 11, 2000, p. 33 Ibid. Ibid. Ibid. Ibid. Ibid. African-American Lawyers Criticize’ Rehnquist for Singing’Dixie’ ”, Associated Press, August 12, 1999. Ibid. Craig Timberg, “Rehnquist’s Inclusion of “Dixie” Strikes a Sour Note”, Washington Post, July 22, 1999 P.I. Ibid. Robert Stacy McCain, “Black Leaders Refuse to Pledge Allegiance to Flag; Call Stars and Stripes Symbol of Slavery”, Washington Times, June 22, 1001, p. 1. Ibid. Paul Kelso, “Mayor Attacks Generals in Battle of Trafalgar Square”, Guardian, October 20, 2000. Ibid. Gregory M. Grant, “What If It Becomes Desert Sword?” Chicago Tribune, September 20, 1990, p. 29. Otto Scott, “The War Against the Past”. Compass, October 1,2000, p. 11. “Super Bowl Closer After Arizona Vote”, USA Today, November 5, 1992, p. 1.

http://azbyka.ru/fiction/smert-zapada/8/

Духовные существа (spiritus) - это ангелы, «служители и вестники Бога», предстоящие пред престолом Божиим и воздающие Ему должное поклонение (Ibid. 26. 11). Часть их ниспала с небесной чистоты в тину земных страстей, лишилась чистоты своей сущности, развратилась, осквернила себя пороками и отделилась от Бога (Ibid. 26. 8). Это - «лживые духи» (spiritus insinceri, vagi), или «демоны» (Ibid. 26. 9-12). М. Ф. считает демонами и богов языческой народной мифологии во главе с их царем Зевсом (см.: Ibid. 27, 35). По его мнению, от них произошли на земле все виды зла - как нравственного (пороки), так и природного (болезни, уродства, катаклизмы). Для того чтобы отвратить людей от Бога, демоны изобрели ложные религии (pravae religiones) и возбудили гонения на христиан (см.: Ibid. 26-27). Человек также был сотворен, образован и одушевлен Богом (Ibid. 17. 1; ср.: Ibid. 34. 9). Он есть образ Божий (Dei simulacrum - Ibid. 32. 1) и отличается от животных тем, что одарен словом и разумом (Ibid. 16. 5; 17. 2). Даже внешнее телесное строение человека - прямая осанка и устремленный вверх взор - указывает на его высшее достоинство и небесное призвание (Ibid. 17. 2, 11; ср.: Plat. Tim. 90a; Cicero. De natura deorum. II 140; Ovid. Met. I 84-86). Дух человека обладает свободой (mens libera) и в своих действиях не зависит от судьбы ( Min. Fel. Octavius. 36. 1). По мнению М. Ф., судьба (fatum) есть не что иное, как определение Божие о каждом человеке, ведь «Бог может предвидеть способности [человека] и сообразно с заслугами и свойствами каждого определяет его судьбу» (Ibid. 36. 2; ср.: Seneca. Ep. 107. 9). Душа человека продолжает жить и после смерти тела, однако она не переселяется в другие человеческие тела, тем более в тела животных, но ожидает воскресения своего собственного тела ( Min. Fel. Octavius. 34. 6-8). Христианское богослужение и этика Сообразуясь с требованиями полемики против языческой религии и культа, М. Ф. делает сильный акцент на духовной стороне христ. богослужения. Он говорит, что Бог не нуждается в материальных жертвоприношениях, храмах и изображениях; Его следует почитать в глубине нашего духа, посвящать Ему сердце (Ibid. 32. 1-2; ср.: Cicero. De natura deorum. II 71; Seneca. Ep. 41. 2; 95. 50). По мнению М. Ф., угодная Богу жертва - это добрая душа, чистые помыслы и незапятнанная совесть ( Min. Fel. Octavius. 32. 2). Кто сохраняет невинность, тот молится Господу, кто поступает справедливо, тот приносит жертву Богу, кто удерживается от обмана, тот умилостивляет Его, кто помогает ближнему в опасности, тот приносит Ему самую лучшую жертву (Ibid. 32. 3).

http://pravenc.ru/text/2563300.html

942 Conc. de Toledo IV (633). can. 3: ...speciale erit concilium uniuscuiusque provinciae... Omnes autem qui causas adversus episcopos aut iudices vel potentes aut contra quoslibet alios habere noscuntur, ad eundem concilium concurrant... (IV Толедский собор. Кан. 3: ...был бы специальный собор каждой провинции... И все, о которых станет известно, что они имеют иск против епископов, судей, людей могущественных или кого-либо иного, пусть придут на этот собор). См. Ziegler А.К. Church and State... Р. 139–142. 943 Conc. de Toledo IV (633). can. 4. De formula secundum quam debetur sancta synodus in Dei nomine fieri. См. Orlandis ).; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 170–182; Orlandis J. La iglesia... P. 169–175. 944 Conc. de Toledo IV (633). can. 19. См. Orlandis J.; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 275–276. 945 Conc. de Toledo IV (633). can. 19: Sed nec ille deinceps sacerdos erit, quem nec clerus, nec populus propriae civitatis elegit... (IV Толедский собор. Кан. 19: Затем, пусть не будет епископом тот, кого не выбрал ни клир, ни народ его собственной епархии...). 946 Conc. de Toledo IV (633). can. 19: ...ab universis conprovincialibus episcopis aut certe a tribus in sacerdotio die dominica consecrabitur, coniventibus ceteris, qui absentes fuerunt, litteris suis... (IV Толедский собор. Кан. 19: ...при том, что прочие, кто будет отсутствовать, подтвердили бы свое согласие письменно...). 947 Isidori De eccl. off. II.5.10: Porro quod episcopus non ab uno, sed a cunctis comprovincialibus episcopis ordinatur, . ideoque ab omnibus convenientibus instituitur, aut non minus quam a tribus praesentibus, caeteris tamen consentientibus testimonio litterarum (Исидор. О церковных службах. II.5.10: Затем, чтобы епископ вступал в сан не при одном епископе, а при всех епископах той же провинции . И поэтому пусть он ставится в собрании всех или же по меньшей мере трех, а остальные пусть подтвердят свое согласие письменно...). 948 Isidori De eccl. off. II.5.10: Quod autem a trigésimo anno sacerdos efficitur. Cfr. Conc, de Toledo IV (633). can. 19: ...qui non promoveantur ad sacerdotium ex regulis canonum necesario credimus inserendum: id est qui nondum ad XXX annos pervenerunt...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

1009 Orlandis J. La oblación de los niños a los monasterios en la España visigótica//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 56–61. 1011 Conc. de Toledo IV (633). can. 50: Clerici qui monachorum propositum appetunt, quia meliorem vitam sequi cupiunt, liberos eis ab episcopo in monasteriis largiri oportet ingressos... (IV Толедский собор. Кан. 50: Подобает клирикам, которые имеют намерение стать монахами, так как желают жить лучшей жизнью, свободно уходить в монастырь от епископа...). См. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... Р. 213. 1012 Conc. de Caesaraugusta I (380). can. 6 Ut clericus qui propter licentiam monachum vul esse excommunicetur. 1013 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: Nuntiatum est praesenti concilio eo quod monachi episcopali imperio servili opere mancipentur et iura monasteriorum contra instituta canonum inlicita praesumptione usurpentur... 1014 Conc. de Toledo IV (633). can. 51: ...sed hoc tantum sibi in monasteriis vindicent sacerdotes, quod recipient cánones: id est monachos ad conversationem sanctam praemonere, abbates aliaque officia instituere, atque extra regulam acta corrigere. 1015 См., напр., жизнеописания Иоанна Бикларского, Гелладия, Ноннита, Евгения I и Евгения II в «Книге о знаменитых мужах» Ильдефонса Толедского. Cfr. Sejourné Р. Le dernier рèге de l’église... P. 213. 1018 Conc. de Toledo IV (633). can. 53: ...in clero aut in monasteriis deputati, praeter hii qui ab episcopo suo aut propter aetatem aut propter languorem fierint absoluti (IV Толедский собор. Кан. 53: ...приписав их к клиру или монастырям кроме тех, кто будет освобожден своим епископом или в силу возраста или из-за слабости [здоровья]). 1020 Conc. de Toledo IV (633). can. 54: Hii qui in discrimine constituti poenitentiam accipiunt nulla manifesta scelera confitentes sed tantum peccatores se praedicantes, huiusmodi si revaluerint, possunt etiam pro morum probitate ad gradus ecclesiasticos pervenire... 1021 Conc. de Toledo IV (633). can. 55: Quiquumque ex secularibus accipientes poenitentiam totonderunt, et rursus praevaricantes laici effecti sunt, comprehensi ab episcopo suo ad poenitentiam ex qua recesserant revocentur...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

В деятельности этого мелурга, опередившего свою эпоху, баланс между старой и новой муз. традициями достигается за счет «музыкальной многозначности», различные аспекты творчества П. Б. требуют более тщательного изучения. Характерным примером соединения традиции и новации в творчестве П. Б. являются 2 полиелея «Раби, Господа» (на стихи Пс 134) - 4-го плагального гласа и 1-го гласа: написанные почти одновременно: 1-й - в стиле более ранних произведений, а 2-й - в новой технике более краткого мелоса (см.: Χαλδαικης. 2003. Σ. 788-789, ποσημ. 242; Idem. 2000. Σ. 69-70, 108, ποσημ. 106; Idem. 2010). Эти 2 полиелея радикально различаются по мелосу, хотя и имеют явное сходство в морфологии. Традиционным является полиелей 4-го плагального гласа, в нем сохранены (в сконцентрированном виде) все те мелодические и морфологические элементы из распевов полиелея (особенно на текст Пс 134), к-рые были кодифицированы и передавались устно ко времени П. Б.: из полиелея Λατρινς ( Χαλδαικης. 2003. Σ. 682-701) - техника вставки внепсалмовых текстов (Ibid. Σ. 553-648), из полиелея Николая Кукумы (Ibid. Σ. 702-747) - техника калофонической обработки (Ibid. Σ. 657-676), из полиелеев Мануила Хрисафа (Ibid. Σ. 756-761) и свящ. Баласиса (Ibid. Σ. 781-788) - техника вставки νενανσματα (см. в ст. Аненайка ) и кратим , из полиелея Хрисафа Нового - морфологическая характеристика общего для всех стихов полиелея мелоса припева «Аллилуия» (Ibid. Σ. 761-776), из всей совокупности подобных произведений визант. традиции - окончание полиелея разделом «Аллилуия» (Ibid. Σ. 627-629). Т. о., данный полиелей П. Б.- не что иное, как «резюме» (νακεφαλαωση) всей соответствующей старой традиции. В полиелее П. Б. 1-го гласа предложена новая форма, в к-рой сохраняются (в более кратком и простом виде) элементы старой. То, что в упомянутом выше полиелее расширено и предельно обогащено, здесь передано более просто (прежде всего мелодически, но также и морфологически). В псалмовых стихах это элементы традиц. морфологической структуры (псалмовый стих + припев), но гл. обр.- общий мелос припева и попарное мелодическое соответствие (ограниченное здесь последним слогом заключительного слова текста псалма). В заключительных матимах-славниках это новая морфологическая структура (добавление к троичной матиме разделов νενανσματα и кратим). Данные характеристики, впервые точно кодифицированные П. Б., затем были приняты почти всеми поствизант. мелургами (Ibid. Σ. 635-636, 805-806). Ранее в исследовании автора данной статьи было ошибочно указано (Ibid. Σ. 635, 778 (ποσημ. 203), 806 (ποσημ. 323)), что протопсалт Иоанн добавил кратиму к богородичной матиме полиелея 1-го гласа «Раби, Господа» Хрисафа Нового (см.: Ibid. Σ. 776-781) раньше, чем это сделал П. Б., однако Иоанн был вторым применившим этот порядок, прежде использованный в соответствующих композициях П. Б.

http://pravenc.ru/text/2580374.html

Изд.: Synaxarium Ecclesiae Constantinopolitanae e codice Sirmondiano nunc Berolinensi: Adjectis synaxariis selectis. Brux., 1902; Les versions grecques des Actes des martyrs persans sous Sapor II. P., 1907. (PO; T. 2. Fasc. 4. N 9); Acta Sanctorum Novembris collecta, digesta, illustrata. Brux., 1925 (совм. c: P. Peeters, M. Coens); Constantinus Acropolitus. Epistularum manipulus//AnBoll. 1933. T. 51. P. 263-284; Martyrologium Romanum ad formam editionis typicae scholiis historicis instructum. Brux., 1940. Соч.: Catalogus codicum hagiographicorum graecorum Bibliothecae Nationalis Neapolitanae//AnBoll. 1902. T. 21. P. 381-402; St. Melaniae iunioris Acta graeca//Ibid. 1903. T. 22. P. 5-50; St. Barlaam martyr à Antioche//Ibid. P. 129-145; La Passion de St. Théodote d " Ancyre//Ibid. P. 320-328; L " hagiographie de Salone d " après les derniéres découvertes archéologiques//Ibid. 1904. T. 23. P. 5-18; Catalogus codicum hagiographicorum graecorum monasterii St. Salvatoris, nunc bibliothecae Universitatis Messanensis//Ibid. P. 19-75; Passio sanctorum sexaginta martyrum//Ibid. P. 289-307; Castor et Pollux dans les légendes hagiographiques//Ibid. P. 427-432; Les Légendes hagiographiques. Brux., 1905; Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. T. 24. P. 169-256; Hesychii Hierosolymorum presbyteri laudatio St. Procopii persae//Ibid. P. 473-482; Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae comitis de Leicester Holkhamiae in Anglia//Ibid. 1906. T. 25. P. 451-477; Saints de Chypre//Ibid. 1907. T. 26. P. 161-302; Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909; Catalogus codicum hagiographicorum graecorum regii monasterii St. Laurentii Scorialensis//AnBoll. 1909. T. 28. P. 353-398; L " invention des reliques de St. Ménas à Constantinople//Ibid. 1910. T. 29. P. 117-150; Les Actes de St. Barbarus//Ibid. P. 276-301; Les origines du culte des martyrs. Brux., 1912; Saints de Thrace et de Mésie//AnBoll. 1912. T. 31. P. 161-301; De fontibus Vitae St.

http://pravenc.ru/text/171638.html

Особое значение для возрастания святости в Церкви, для «укоренения и укрепления в душах Царства Христова и его распространения по всем странам света» (Ibid. 44) имеет монашество - «божественный дар, который Церковь получила от своего Господа и по Его благодати всегда хранит» (Ibid. 43). Духовные усилия монашествующих должны быть посвящены благу всей Церкви. Из-за высоких требований к образу их жизни монашествующие могут с большей силой возвещать другим верующим и всему миру о величии Христа и могуществе Св. Духа, о евангельских добродетелях и небесных благах, свидетельствовать о новой вечной жизни, благовестить о славе Царства Божия, превосходящей все земное (Ibid. 44, 46). Говоря о монашестве, «L. g.» определяет, что оно не является промежуточным звеном между состояниями клирика и мирянина: «как из тех, так и из других Бог призывает некоторых верных Христу, чтобы они вкушали от этого особого дара в жизни Церкви и, каждый по-своему, приносили пользу ее спасительной миссии» (Ibid. 43). Монашеские институты, имея юрисдикционную автономию в пределах отдельных Церквей, обязаны подчиняться верховной власти Римского епископа в силу присущего ему вселенского первенства. Уставы монашества обретают канонический статус после их офиц. утверждения церковной властью (Ibid. 45). Церковь и Богородица Посвятив отдельную главу в «L. g.» Богородице, II Ватиканский Собор обстоятельно рассмотрел вопрос о Ее месте в домостроительстве спасения и значении для Церкви, т. е. представил экклезиологический аспект мариологии. Поскольку Богородице была уготована особая роль в тайне воплощенного Слова - «дар и служение богоматеринства, которые соединяют Ее с Сыном Искупителем» (CVatII. LG. 63), Она нераздельно связана с созиданием и жизнью Его мистического тела и занимает высочайшее после Христа положение (Ibid. 54), стоит на первом месте в тайне Церкви, «выше всех блаженных и ангелов» (Ibid. 69), являясь «наипревосходнейшим и совершенно особым членом» Церкви (Ibid. 53). В лице прославленной душой и телом Пресв. Девы Церковь, еще находящаяся на пути к своей полноте в Царстве буд. века, уже достигла совершенства (Ibid. 65). В то же время Богородица очень близка верующим, поскольку стала для них Матерью по благодати и участвует с материнской любовью в их духовном рождении и воспитании (Ibid. 63). Содействовав на земле «послушанием, верой, надеждой и горячей любовью делу Спасителя», Она не оставила спасительного служения и по взятии Ее на небо, но Своим многообразным заступничеством помогает обретению верными даров вечного спасения и соединению их со Христом (Ibid. 61, 62) и «сияет как знамение [signum] твердой надежды и утешения странствующему народу Божию» (Ibid. 68).

http://pravenc.ru/text/2561084.html

Особое значение имеют его транскрипции в нотацию Нового метода. К ним относятся следующие песнопения: полиелей Λϒον ϒαθν Петра Берекета на 4-й глас (Benakis. TA. 120. Fol. 2-11), херувимские Петра Пелопоннесского на 1-й глас, βαρυς, 4-й, 4-й плагальный, 1-й плагальный (Athen. O. et M. Merlier. 14. Fol. 1-2/60-61, 2-3/61v - 62, 3-4v/62-63v, 4v - 5v/63v - 64v, 6-7/64v - 65v) и его же седмичные причастны (Ibid. Fol. 8-17, 66-70v), изложенные в 2 вариантах: «Творяй ангелы» 1-го гласа (Ibid. Fol. 8-9/66-67), «В память вечную» на глас βαρς (Ibid. Fol. 9-10/67-67v), «Чашу спасения прииму» на 1-й глас (Ibid. Fol. 10-11v/68-69v), «Во всю землю изыде вещание их» на 4-й плагальный (Ibid. Fol. 11v - 13/69-69a), «Спасение соделал» на 1-й плагальный (Ibid. 13-13v/69a - 70), «Блаженни, яже избрал» на 1-й плагальный (Ibid. Fol. 13v - 15/70-70v). Отдельную группу составляют транскрипции Е. песнопений протопсалта Даниила : праздничных причастнов («Чашу спасения прииму» на 4-й глас, «Знаменася на нас» на 1-й глас, «Избра Господь Сиона» на 1-й глас τετρφωνος, «Избавление посла» на 1-й глас τετρφωνος, «Явися благодать Божия» на 1-й глас, «Благословен грядый» на 4-й глас, «Тело Христово» на 1-й плагальный глас, «Похвали, Иерусалиме, Господа» на 1-й плагальный глас, «Ядый Мою Плоть» на 4-й глас, «Взыде Бог» на 4-й глас, «Дух Твой благий» на 1-й глас, «Радуйтеся, праведнии, о Господе» на 4-й плагальный глас, «Во свете славы лица Твоего, Господи» на глас βαρς, «Во всю землю» на 4-й плагальный глас; см.: Benakis. TA. 120. Fol. 95-110v) и нек-рых седмичных причастнов («Творяй ангелы Своя духи» на 2-й плагальный глас, «В память вечную» на глас βαρς; см.: Ibid. Fol. 106-107v), а также «Да молчит» на 1-й плагальный (Ibid. Fol. 107v - 108v). В указанной рукописи содержатся также переложения в нотацию Нового метода причастна Георгия Критского «Благослови венец» на 1-й глас (Ibid. Fol. 108v - 109) и песнопения Петра Пелопоннесского «Вечери Твоея тайныя» на 2-й плагальный глас (для литургии Великого четверга) (Ibid. Fol. 109-110). Е. принадлежат также транскрипции сочинений протопсалта Иакова на Рождество, Богоявление, Великую пятницу (Benakis. TA. 120. Fol. 24-46, 56v - 66; Ath. Doch. 343. Fol. 140v - 175v; 365. Fol. 242v - 298), славника стихир на хвалитех «Воскресения день» Мануила Хрисафа (Benakis. TA. 120. Fol. 68-69v; Ath. Doch. 365. Fol. 301-304). Возможно, Е.- автор расшифровок др. сочинений: прокимнов Постной и Цветной Триодей (Benakis. TA. 120. Fol. 46-46v), самогласнов Великого поста (Ibid. Fol. 47-53; Ath. Doch. 365. Fol. 231v - 239), славника на стиховне Великой среды «Господи, яже во многия грехи» (Benakis. TA. 120. Fol. 66-68; Ath. Doch. 365. Fol. 298-301) и др.

http://pravenc.ru/text/187586.html

III. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин , рассуждая о таинстве В., называл его прямо «воплощением» (incarnatio - De incarn. Chr. III 5; IV 4 и др.) или «таинством рожденного во плоти Бога» (sacramentum nati in carne Dei - Ibid. III 3). Для описания соединения божества и человечества во Христе прп. Иоанн использовал различные, порой взаимоисключающие термины, что придает его христологии нек-рую двусмысленность ( Grillmeier. 1975. P. 394, 396). Так, напр., рассуждая о В., он употреблял выражения: «восприятие плоти/тела» (susceptio carnis/corporis - Ibid. IV 1, 3, 7), «телесное рождение» (corporea nativitas), «рожденный во плоти/плотски» (natus in carne/secundum carnem - Ibid. III 1; IV 1; V 7), «единство», «соединение» (unitas, unitus - Ibid. II 3; IV 5; V 7), «сопрягать», «сопряжение» (conjungi - V 12), «прилипать», «прилипание» (adhaereo - V 12), «сопричастие» (consortium- Ibid. IV 5) и даже «смешивать», «смешение» (inserere, miscere - Ibid. II 2). В полемике с Несторием прп. Иоанн делал особенный акцент на единстве Лица Иисуса Христа, что обычно подчеркивалось у него выражением «один и тот же» (unus atque idem - De incarn. Chr. III 1; IV 1, 5, 6; V 7; VI 13). Согласно прп. Иоанну, один и тот же Сын Божий есть Единородное Слово Божие и Иисус Христос (Ibid. IV 5). «Господний человек» (Dominicus homo) так соединился и сочетался (concorporat) с Богом, что никто не может отделить ни человека от Бога во времени, ни Бога от человека в страдании (Ibid. VI 22; cf.: III 1). Христос, сын человеческий и Сын Божий, един и неделим в себе (unitum et individuum sibi - Ibid. VI 22); во Христе нет никакого разделения (divisio - Ibid. V 7; VI 22). Единство Бога и человека во Христе характеризуется прп. Иоанном как их «неразрывная связь» (inseparabilis connexio - Ibid. IV 4; V 7). Более того, он говорит даже о сущностном единстве, понимая его в смысле личного единства: «Там, где ты видишь совершенно нераздельную сущность Христа и Бога, познай также нераздельность Лица» (Ibid. III 7). По мнению прп.

http://pravenc.ru/text/воплощение.html

Трактат начинается с рассуждения о том, что большинство ошибочных мнений в области триадологии и христологии проистекает прежде всего от недостаточно ясного разграничения понятий природы (φσις) и ипостаси ( Ioan. Damasc. Contr. Jacob. 2-7), И. Д. дает собственное определение ипостаси (Ibid. 8). Монофизиты, по его словам, хоть и не смешивают совершенно эти понятия, но учат о «частной природе» (φσις μερικ) (Ibid. 9). Следствием этого учения является наличие в Троице еще 3 сущностей помимо единой и т. о.- 4 ипостасей (Ibid. 10). Несмотря на то что природа и ипостась не могут существовать отдельно, они не являются одним и тем же; следует также различать сущность и энусион (восуществленное), ипостась и воипостасное. «...Сущность не тождественна восуществленному и ипостась - воипостасному, ибо то, что находится в чем-то,- это одно, а то, в чем оно находится,- другое». Плоть Господня ( σρξ το κυρου) как воипостасное пребывает в Его безначальной Ипостаси (Ibid. 11), а божественная природа познается как воипостасное в трех Божественных Ипостасях (Ibid. 12). Центральная часть трактата посвящена обоснованию правосл. учения о двух природах во Христе путем его противопоставления учению монофизитов (Ibid. 13-51). Далее разъясняются христологические формулы «одна воплощенная природа Бога Слова», единая природа «в соединении» и «после соединения», а также те случаи, когда термин «природа», употребленный в отношении Слова, следует понимать в значении «ипостась» (Ibid. 45, 52). Затем следует обобщение сказанного (Ibid. 53-81); приводятся цитаты из Свящ. Писания, подтверждающие учение о двух природах (Ibid. 82); это учение излагается в связи с учением о Богородице (Ibid. 83-84), после чего дается толкование Трисвятого гимна (Ibid. 85-87). В остальных главах (Ibid. 88-129) в подтверждение изложенного учения приводятся цитаты из сочинений отцов Церкви. Подборка состоит из 34 выдержек, 22 из к-рых совпадают с «Учением отцов», 13 - с флорилегием из 1-й кн. «Против несториан и евтихиан» Леонтия Византийского . По мнению Коттера, сходство этого раздела с «Учением отцов» может свидетельствовать об использовании И. Д. этого источника или по крайней мере о существовании общего прототипа этих текстов.

http://pravenc.ru/text/ИОАНН ...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010