93 Пр. 18. Митрополита Иоанна: иже третью жену поял, а Иерей благословил будет, ведая или не ведая да извержется». Союза троебрачных не расторгает и Василий В., а только подвергает эпитимии (пр. 4, 50). Собор соединения 920 г. запретил четвертый брак, а третий хотя и назван «яко осквернением» разрешает под условиями. И так правило Митрополита Иоанна относится только до Иерея, запрещая совершать полное венчание троебрачному. 96 Памяти, стр. 181. После Трисвятаго и Господи помилуй 12, прямо: «Молитвы диют за болящия», и как показывается далее: Отче Святый, «Врачу душ», известная и ныне молитва Елеосвящения; только ныне ей предшествует канон Арсения. 98 Пример тому, что Елеосвящение совершали над опасно больными, видим в повествовании Поликарпа о Марке Гробокопателе. 103 А не вообще храм, как напротив полагал Арцыбышев, см. слова летоп., приведенные у него же II; 683, 917, 1261, 1890. 107 Demonstr. quod Chistus sit Deus. То же Hom. 54. in Matth. Hom. 87. in Math, Hom. 21. ad pop. Antioch. То же о Имп. Константине Евсевий (lib. 3. de vita Constant. с. 2), – Василий В. (De spir. S. c. 27), Ориген (Hom. 8. in. Evang. loc.), Сочинитель Вопросов с именем Св.Иустина (Quaest. 118), Ефрем Сирин : «Мы будучи Христианами станем уклоняться от Язычников и Иудеев.... Чело наше будем увенчавать драгоценным и Животворящим Крестом». (Lib. de poenitentia), Ориген , Кирилл Иерусалимский : «да не стыдимся исповедывать Распятаго; со дерзновением да изображаем знамение Креста на челе». (Оглаш.13, §18) «Да не стыдимся Креста Христова; хотя бы кто нибудь и утаил, ты явно печатлей на челе». (Оглаш.4, §10). 108 Lib. de Jsaac. с. 8. Пруденций Cathemer. 6. Августин: «Не без причины Христос благоволил, чтобы знамение Его печатлелось на челе нашем, как на месте стыдливости; сие для того, дабы Христианин не стыдился поношения Христова». (In Psal. 30). То же Tract. 59. in Johan, in Psal. 95. 141. Иероним Comm. in 69. с. Jesait. 110 Епифаний (Hores.30, §12) о некоем Иосифе «взяв сосуд с водою, напечатлел на нем крестное знамение своим собственным перстом». Иероним о Св.Павле: «держа перст над устами изобразил на них крестное знамение». (Epimaph, s.Paulo). To же Бл.Феодорит о Пр.Маркиане (Прол. 2-го ноябр.) Philotha de Marciano) и Пр. Юлиан. «Призвав Иисуса и перстом показуя победный знак, прогнал весь страх; (Ibid de Juliano). О Епископе Донате Созомене (Hist. Е. lib, 7, с.26. p.292). Препод. Мария Египетская, извествуя себе быти плоть, а не дух, ни привидение сущую, знамена крестным знамением чело свое и очи, и уста, и перси. (Четь Мин. Апр. 1-го). По словам Иоанна Мосха , Св.Иулиан, Епископ Бострский, когда подан ему был стакан с ядом, «положил на стакан троекратное изображение Креста перстом своим и сказал: Во имя Отца, и Сына, и Св.Духа». (Луг духов. гл.94).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Англикано-правосл. диалог поднялся на уровень офиц. переговоров, когда в 1920 г. по приглашению Архиепископа Кентерберийского Рэнделла Дэвидсона делегация правосл. богословов К-польского Патриархата впервые участвовала в заседаниях Ламбетской конференции, на к-рой англикан. прелаты обратились к христианам всего мира с воззванием о единении (An Appeal for unity to All Christian People). В ходе переговоров англикане, подтвердив, что «Тридцать девять статей» не являются полным выражением англикан. вероучения, согласились с решениями VII Всел. Собора, с правосл. учением о Евхаристии и признали неправильность Filioque (однако вновь указали на нежелательность изменять вековую традицию произнесения символа веры на Западе). Правосл. богословы подтвердили, что признают англикан. Крещение и что в случае необходимости священники обеих Церквей могут совершать венчание, также заявили, что необходимым условием подлинного духовного единения и общения в таинствах является догматическое единство, к-рое станет возможным в случае согласия англикан. сообщества с учением правосл. Церкви. В 1921 г. Комитет Вост. Церквей при Архиепископе Кентерберийском подготовил «Условия евхаристического общения между Церковью Англии и находящимися с ней в сообществе Церквами с Восточной Православной Церковью» (Terms of Intercommunion suggested between the Church of England and the Churches in Communion with her and the Eastern Orthodox Churches). «Условия» предполагали достижение согласия с правосл. учением по вопросам: 1) веры в Господа Иисуса Христа, как она открыта в Евангелии, догматически изложена Всел. Соборами; 2) канона Свящ. Писания; 3) достаточности Свящ. Писания; 4) веры Церкви; 5) решений Халкид. Собора о вере; 6) о недозволенности составлять др. вероучения; 7) учения о Св. Духе; 8) Filioque; 9) разнообразия обычаев в Церкви; 10) числа таинств; 11) Евхаристии; 12) священного сана в Церкви; 13) почитания святых икон. На основании содержания этого документа в 1922 г. К-польский Патриарх Мелетий IV (Метаксакис) и Синод К-польской Церкви признали законность англикан. иерархии и постановили, что рукоположения епископов, иереев и диаконов, совершаемые в англикан. епископальной Церкви, столь же действительны, как рукоположения католиков, старокатоликов и армян ( Bell. P. 93). Это предварительное решение было поддержано в 1923 г. Иерусалимским Патриархом Дамианом и Синодом Кипрской Церкви (Ibid. P. 97, 98).

http://pravenc.ru/text/115118.html

ibid 1907 г. 51–52 стр. 1224, Завещ. Фил. 11 пунк. «Воскр. Чт.» 1857–58 г., стр. 449, 445. Письмо V Фил. к монах. Калуж. мон. «Полтав. Еп. Вед.» 1865 г. 5, стр. 321; Арх. Сер. 1 т. 218 , 299 , 330 , 529 стр.; II т. 213, 215, 231, 251, 268 стр. III т. 36, 37, 54, 55, 74, и 142 стр. Слова и речи м. Ф., говор. в разн. времена. 1–3 т. Киев 1857, нов. изд. 1883 г. 1 т. 1. 6; ibid. III. 22; ibid. XIII, 98, 99, 100; XIV, 118., ibid. XXVIII, 222; V. 36, 37, ibid. XII. 93, 96. II т. XIII. 98, 100. ibid. IX. 69; ibid. XII. 91, 96; ibid. XXV. 204, 207.; ibid. XXXII. 267; ibid. XXXIV. 282; ibid. V. 32, 33, 34, 35, 36, 37, 39, 42. III т. 14-e 78, 79 ibid. 11-е 22 стр и т. д. 474       Здесь уместно заметить, что и самый Гефсиманский скит был построен именно по настоянию Филарета (Амф.). Когда наместник лавры обратился к Моск. митр. Филарету (Дроздову) с просьбой о постройке вышеупомянутого скита, то митр. долго не соглашался на это. но когда узнал, что этому делу сочувствует Филарет (Амф.), то сейчас же и дал разрешение. 477 Арх. Кал. Д. Конс. Дело 4260 – 1820 г.; ibid. Дело 4480 – 1821 г.; и «Киев. Еп. Вед.» cit. op. 1907 г. 5 стр. 1194.; Прав. Соб. 1879 г. II ч. «Заметки о жизни м. Фил.» 94 стр.; 103, 99; ibid. I ч, стр. 106, 107, 108. «Полт. Еп. Вед.» 1864 г. 9 стр. 370; А. И. Фирсов «Козельск. Оптина пустынь». «Истор. Вестн.» 1899 г. март, стр. 924; 24-е письмо Фил. «Полт. Еп. Вед.» 1866 г. 5 стр. 170; ib 19 стр. 271, письмо 38-е к игум. Даниилу, ср. «Орлов. Еп. Вед.» cit. op. 7 1908 г. стр. 71–75; ibid. 4, 93–100: ibid. 5, 128–130 стр.; ibid. 11, 266–271 стр.; Арх. Кал. Д. «Конс. Дело» 4174, 1819 г.; «Записки м. Филар.» л. 2, ст. 4.; Проф. прот. Е. А. М. 1870. Казань. «Православн. противомусульм. миссия в Каз. крае». «Воскр. Чт.» cit. op. 1857–58 г. стр. 423, 502. «Киев. Еп. Вед.» cit. op. 2 ст. 38; «Орлов. Еп. Вед». cit. op. 1907 г. 50 – 978 стр.; ibid. 415; письмо Фил. к мон. Кал. мон. «Полт. En. В.» 1865 г. 5, стр. 137; письмо м. Фил. к наст. Опт. пуст. ibid. стр. 201; письмо м.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: “De viris illustr...» 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299—300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302—303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446—447. 92 Cf. J. Bessë «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455—459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493—497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89. 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530—535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании – Sources chrйmiennes,. vol. 17, pp. 144—148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117 Benoit Pruche, О.Р.: «Basile de Cйsarйe, Traimй du Saint-Esprit». SCH. 17. Paris 1947. Введение, стр. 1—104 и, в особенности см. стр. 12—39. 118 Подробнее у проф. А. Спасского, ор. cit., 498—502. 119 Ibid. 120 Бес. I, 2; II, 2,4; III, 3. 121 Бес. I, 1. 122 Бес. II, 5; III, 9; IX, 1. 123 Бес. I, 6; IV, 5. 124 Бес. 1, 5 и 6. 125 Бес. I, 5. 126 Ibid. 127 Ibid., 4. 128 Ibid., 3. 129 Ibid., 4. 130 Бес. II, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

J. Levie: «Les sources de la VII et de la VIII homйlies de Saint Basile sur l’Hexaйmйron ». Musйe belge, 1920, pp. 113–149. 78 «Contra Julianum», I, 16. 79 См. между прочим: проф. А.А. Спасский, «Кому принадлежат четвертая и пятая книги св. Василия Великого против Евномия. Библиографическая справка», в «Богосл. Вестн.» 1900, сентябрь, стр. 79–106. 80 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т, 1, стр. 365. 81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: «De viris illustr.». 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299–300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302–303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446–447. 92 Cf. J. Besse: «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455–459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493–497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530–535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании « Sources chrйmiennes », vol. 17, pp. 144–148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 «О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

63 ibid. Ss. 18—35. 64 F. Fuchs, op. cit. Ss. 36—48. 65 ibid Ss. 73—74. 66 MPGr. t. 161, col. 41. 67 Г. Ф. Герцберг. «История Византии». Москва, 1897. стр. 184. 68 F. Fuchs, op. cit. Ss, 2—6. 69 Krumbacher, GBL, Ss. 16—18. 70 A. Vasiliev, HEB, II, pp. 422 sqq. Там-же. приведены и цитаты из Картинга, Кирвевского, Успенского и др. 71 Mich. Acomin. I, 124, édit. Lampros. 72 Vasiliev, HEB, II, 233—234.. 73 Krumbacher, GBL, Ss. 854 sqq. 74 «Figures byzantines», II, 337. 75 HEB, II, 239—243. 76 «Очерки по истории византийской образованности». СПБ. 1892, стр. 395†Ш. 77 «Очерки по истории виз. образов…». стр. 160, 263. 78 Alexiad. V, 8. 79 op. cit. p. 174; 177. 80 ibid. p. 183. 81 ibid. p. 201—203. 82 ibid. p. 222—223. 83 Prantl. «Geschichte der Logik», II, 1885, Sc. 301—302. Ф. Успенский, op. cit. ctp. 163—169; 261—262. 84 Rauschen-Altaner, Patrologie, Freib Вг. 1931, S. 412. 85 Свящ. Г. Флоровский, «Визант. отцы V-VIII вв.». Париж, 1933, стр. 122 Прот. С. Булгаков, «Агнец Божий», Париж 1933, стр. 82. 86 Rügamer, «Leont. v. Byzan.», Würzburg, 1894, S. 72. 87 Grummel, «Léonce de Byzance» in DTC. tome IX, col. 425. 88 «Истор. очерки…» M. 1902, стр. 382. 89 Ф. Успенский, op. cit., p. 364. 90 ibid. p. 311. 91 См. эту рецензию в «Византийском Временнике», т. III, стр. 135—136, 92 ibid. pp. 137—138. 93 J. M. Hussey, M A. «Church and learning in the byzantine Empire» (867—1185). Oxford, 1937, p. 94. 94 «Миросозерцание Влад. Соловьева», т. I, стр. 483. 95 «История Афона», т. 1II I, Киев, 1877, стр. 133, примеч. 96 «Apomnemon. Socrat.», I, 6, 10. 97 «Stromata», VI, 9. 98 MPGr. t. 150, col. 1233 B. 99 «Наставл. о жизни во Христе», § 33. «Добротол,, том I, стр. 30. 100 ibid. § 16, стр. 22. 101 ibid. § 20, стр. 25. 102 «Наставл. о христ. жизни», 8, 284. Добротол. I, 276. 103 Слово XV, 5. «Добротол. I. 355. 104 Palamae, «De hesych.». — MPGr. t. 150, col. 1108 C. 105 MPGr. t. 150, col. 1120 A. 106 in «Seminarium Kondakovianum», Praha, 1931, VIII, pp. 99—116. 107 «Умозрит. главы. «Сотница третья, 44. Доброт. V, 152—153.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3500...

(-ка) рус. и прльти (юг.)=πτρνικεν ibid. 84) оружимь (Зах.): мечемъ (обе)=π τ μαχαρ 27:40; 85) раориши (Зах.): расыплеши (обе)=καθλς ibid.; 86) радршиши иго (Зах.): ршиши (юг.: триши) ремь (обе) – κλσεις τν ζυγν ibid.; 87) враждоваше Исавъ. на Икова (Зах.): с «Исавъ (обе)=νεκτει σα τ ακβ 27:41; 88) распространитс (Зах.); разширитс (обе, кроме Унд.) А.=πλατυνθσεται 28:14; 89) ставити (Зах.)=ставлю (обе, кроме Унд.)=γκαταλπω 28:15; 90) пославъ (Зах.): пстив (обе)=ποστελας 31:4; 32:3, 5; 46:5; 91) крпостиюи (Зах.): силою (обе)=τ σχι 31:6; 92) мьркающа бху на овца (Л.): гонх вца (обе, кроме Р 2 .)=ναβανοντες σαν π τ πρβατα 31:10, 12; 93) (плсии Зах.) Л.: въсив пестры (обе)=σποδοειδες αντο 31:10, 12; 94) лико (Зах.): колико (обе)=σα 31:12; 95) творить (Л.): сътвори (обе)=ποιε ibid.; 96) помоли с (Зах.)=мли с (обе)=ηξω 31:13; 97) (Л.): (обе)=τς γενσες 31:13; 32:9; 98) (Л.): (рус.) и (юг.)=κληρονομα 31:14. (ср. 15:4, 7, 8); 99) тжди.. въмниховс (минк се Gl.) Зах.: чюжи или тжи быхов (обе)=λλτριαι λελογσμεθα 31:15; 100) сънсть (сни Gl.) съндню (Зах.): изьсть юг.)=κατφαγεν καταβρσει ibid.; 101) сребро (Зах.): цн (обе)=τ ργριον ibid.; 102) въ страну Едомьску (Л.): въ село Едомово (обе)=ες χραν δμ 32:3; 103) сице (Лоб.): тако (обе)=οτως 32:4; 104) грдеть (Лоб.): идеть (обе)=ρχεται 32:7; 105) радли (Лоб.): разлчи (обе)=διελεν 32:7. и др.; 106) добро ти створ (Лоб.): блга т (блго ти Р 3 . Кр.) сътверю (обе): ε σε (σοι 19. 75. 108.) ποισω 32:9; 107) доволно (Лоб.): довлеть (обе)=κανοσθω 32:10; 108) сщааго иъ дино (единое Gl.) мтре съ нимь (Зах.): приснаго (обе)=τν μομτριον 43:28; 109) съмате с (Зах.): възмти с или възмте с (обе)=ταρχθη 43:29; 110) съмщаше с... троба (Зах.): хлипааше (плакаше Кр.; рыдаше Упд.) троба Г. (обе)=συνεστρφετο τ σπλγχνα (τ γκατα. Vat.: τ ντερα А. и др.) S. ibid.; 111) брат свомь (Зах.): брата рад (или дл Сав.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

Prof T. К. Abbott. Essays chiefly on the Original Texts of the Old und New Testament London, 1891 (227 c.) – Здесь заслуживают внимания трактаты о новозаветной лексикографии (с. 65–109), о том, имеет ли ποιεν в Новом Завете «жертвенное» значение (с. 110–128),– до какой степени был распространен греческий язык в Галилее при Христе (с. 129–182) Rev. J Armitage Robinson. Πωσις and πωσις в «The Journal of Theological Studies», III, 9 (October, 1901), p 81–93. Late Rev. F J A Hort and Rev./О. F. Murray. Εχαιστα, εχαστειν ibid , III, 12 (July, 1902), p. 594–597; 597–598. Rev. J.B. Mayor. Φθινοπωινς (у Иуд. 12 ) в «The Expositor», 1904, II, p. 98–104. Rev.J R. Madan Ασιτα of St. Paul’s Voyage (к Дeяh. XXVII, 21 ) в «The Journal of Theological Studien», VI, 24 (October, 1904), p. 116–121. Ο θησεα Uak. I, 26–27 см. Rev. Chas Taylor в «The Expevsitory Times», XVI, 7 (April 1905), p. 334; ο συοφαντω Rev George Henslow ibid , XIX, 12 (September 1908), p 566. Rev. W Okes Parish. ’Εενος and Αυτς ibid., XVII, 3 (December 1905), p. 144. John Ross. ’Εενος ibid., XVII, 6 (March 1906), p. 287. Об οτος ibid., XIX, 9 (June 1908), p. 393a (Prof IT В. Sweie) и XIX, 11 (August 1908), p. 523b (Rev. H W. Fulford)] [Сюда же можно отнести работу Prof. D. А Schlattefu. Verkanntes Griechisch в «Beiträge zur Förderung christlicher Theologie», IV (Gütersloh, 1900), 4, S. 49–84, где в словарном порядке дается обозрение греческих слов, содержащихся в иудейской литературе, при сравнении с новозаветным лексиконом; ср. «Христиан. Чтение», 1902, 7, с. 25–26]. [Prof. D. Karl Tieme. Die christliche Demut; eine historische Untersuchung zur theologischen Ethik. 1 Wortgeschichte und die Demut bei Jesus (Giessen, 1906), S. 14–43 о терминах ταπεινοφοσνη, ταπενωσις, ταπεινς, πατης и πας. Th Haarbeck (cp. с. 103) Griechische Formenlehre sammt der Lehre von den Präpositionen zum N. T. nebst Beispielen zum Übersetzen und einem alphabetischen Wortverzeichnis, 3 Aufl. (VIII+160 c.). Basel, 1906.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/g...

114 Правила св. отцов Стр. 527. Ср. Дионисия Александрийского : «те, которым приключилось непроизвольное нощное истечение, да последуют своей совести, и да испытают самих себя, находятся ли они от сего в сомнении или нет». Ibid., стр. 20. 124 «По заутрени входить в келью свою со всяким молчанием и поет себе часы по обычаю». Следованная Псалтирь XV в. по рукоп. Императ. Публ. Библ. F. n. 1. 28, л. 357 обор. Канонник 1641 г. 347 об. Из собрания старопечатных книг Имп. Публ. Библ. II. 8. 27-а. Следованная Псалтирь 1598 г. л. 395. Из собрания старопеч. книг Библ. Спб. Дух. Акад. 164. 139 Следованная Псалтирь XV в. Рукоп. Импер. Публ. Библ. Fn. I. 28, л. 357 обор. и дал. Следов. Псалтирь XV в. Рукоп. Имп. Публ. Библ. F. I. 110, л. 437 – 448. След. Псалтирь XV в. Рукоп. Имп. Публ. Библ. F. I. 828, л. 177 обор. – 187. След. Псал. начала XVI в. Рукоп. Имп. Публ. Библ. F. I. 111. л. 242 обор. – 264. Следов. Псал. начала XVI в. Рукоп. Имп. Публ. Библ. F. 1. 112. л. 9398. Требник XVI в., Рук. Имп. Публ. Библ. F. I. 282 –297. Великая книга келейного правила. Рукоп. Имп. Публ. Библ. 1527 г. F. I. 147-а л. 13 – 22. Канонник. 1636 г. Из собрания старопечат. книг Петер. Дух. Акад. 762. л. 115 и д. Канонник. 1641 г. Из собр. старопеч. книг Имп. Публ. Библ. II. 8. 27-а л. 347 и д. 143 Канонник 1662 г., л. 204 – 225. Из собрания старопечатных книг Импер. Публ. Библ. IV. 5. 4. Канонник 1687 г., л. 129 – 270. Им собр. старопечатных книг Импер. Публ. Библ. V. 7. 6. Канонник 1694 г. л. 258 – 295. Из собр. старопечат. книг Имп. Публ. Библ. V. 8. 17. 144 Правило к Божественному причащению. Чернигов. 1720 г. Л. 145 и д. Из собр. староп. книг Имп. Публ. Библ. VII. 5. 13. Правило к Божеств. причащению. Киев. 1739. Л. 154 и д. Из собр. староп. книг Имп. Публ. Библ. VIII. 2 5. Канонник 1746 г. Киев. л. 154 – 182. Ibid. 2. 15. Канонник 1764. Киев. Л. 151 – 181. Ibid. XVII. 5. 20. Ср. Канонники 1729 и 1732 г. Ibid. VII. 7. 27. XVI. 9. 21. 152 Послание патр. Паисия. Стр. 64 – 5. Москва 1654 г. Из собрания староп. книг Император. Пуб. Библ. III. 9. 3а.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

57 Epist. 107. 58 «Мысли людей таковы, каков тот день, которым сам отец Юпитер осветил плодоносные земли». Odyss. 18, vers. 136,137. 59 De Fato, cap. 10 et seqq. 60 De Fato cap.11. 12. 61 Sallust. in Catil., cap. 7. 62 Sallust. ibid. 63 Ibid. cap. 53. 54. 64 A_Eneid. VIII. v. 646 — 648. 65 A_Eneid. I. v. 279 — 285. 66 A_Eneid. VI. v. 847 — 853 67 Sallust. in Catil. c. 11. 68 Ibid. cap. 54. 69 Sallust. in Catil. cap. 52. 70 Глава XVIII. 71 Epist. lib. I. epist. 1, v. 36, 37. 72 Carm. lib. II. carm. 2. v. 9 — 12. 73 Tuscul. Qua_est. lib. 1. стр. 2. 74 Virg. A_Eneid. VI. 75 Выше 76 A_Eneid. VII. v. 266. 77 Константинополь 78 Claudian. in panegyr... de III. Honorii consulatu. 79 Virg. Georg. II 80 Virg. Eclog. III 81 Virg. A_Eneid. VIII. 82 См. ниже, книга 12, гл. X 83 De Doctrina Christiana lib. II. cap. 28. — Retract II, 4. 84 Plat. lib X. de legg. et II de republ. 85 Porphyr. lib. II. de abstin. animat. 86 См. выше, кн. 4, гл. XXVI 87 Virg. A_En. IV 88 Id. Eclog. VIII. 89 Трисмегист — Трижды Величайший. 90 Apul. de Deo Socratis. 91 Lib. XIX, cap. 1. 92 A_Eneid. 4. 93 Orat. pro Ligario. 94 In 1 de Oratore. 95 Sallust. De Catilina_e conjuratione. 96 De Deo Socrat. 97 Apuleus, de Deo Socratis. 98 «Отечество же наше там, откуда мы пришли, и Отец наш там. Итак, каков же путь, каково бегство? Не ногами нужно совершать его, ибо ноги всюду переносят нас лишь с одной земли на другую, и не нужно готовить повозку с лошадьми или корабль, но следует оставить все это и, будто закрыв глаза, заменить телесное зрение и пробудить зрение духовное, которое имеется у всех, но пользуются которым немногие». Плотин. Эннеады. «О прекрасном» (I, 6, 8). 99 Virgil., A_Eneid. I. 100 Virgil., Georg. IV. 101 Плотин. Эннеады. «О провидении» (III, 2—3). 102 Lucanus, lib. 6. 103 A_Eneid. VII. 104 Ibid. III. 105 Virgil., Eclog. 4. 106 In Phedone. 107 In lib. 10 de republ. 108 A_Eneid, 6 109 Порфирий жил при Диоклетиане, при котором на христиан воздвигнуты были самые жестокие гонения 110 См. ниже, кн. XXI; гл. 24.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2774...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010