Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКИТА СТИФАТ [Греч. Νικτας Στηθτος] (нач. XI в.- после 1081 и до 1092), иером. и игум. Студийского монастыря в К-поле, автор Жития св. Симеона Нового Богослова, аскетических, богословских и полемических сочинений и писем, главный богословский оппонент послов папы св. Льва IX в 1054 г. Жизнь Время рождения Н. С. неизвестно. Вопреки часто встречающемуся в лит-ре мнению, обозначение Стифат не является прозвищем, полученным Никитой за его мужественное обличение связи между имп. Константином IX Мономахом и Марией Склиреной. По всей видимости, это обозначение («широкогрудый») является фамильным именем, др. носители к-рого известны в XI-XII вв. В возрасте 14 лет Н. С., по его словам, «оставил жизнь и суету, а также занятие науками», т. е. поступил в мон-рь ( Nicet. Pector. Vita Sym. 135). Прп. Симеон Новый Богослов был его наставником в монашеской жизни уже тогда, когда у Н. С. только появился первый пушок на подбородке. Также ничего доподлинно не известно и о семье и месте рождения Н. С. Не исключено, однако, что именно Н. С. и его ученика Иоанна, упоминаемого в Житии св. Симеона (Ibid. 150), имел в виду Михаил Пселл в обвинительной речи против патриарха Михаила I Кирулария , когда упомянул о «хиосских монахах Никите и Иоанне», к-рые вводили новые обычаи и установления о действиях духов и о церковной иерархии и которые «напоили своим ядом» самого патриарха. В пользу такого отождествления говорит то обстоятельство, что в «Сотницах практических, природных и познавательных глав» Н. С. неоднократно говорит о действии бесов на человека (напр.: Idem. Pract. 93-98), а церковной иерархии он посвятил целое сочинение. В таком случае местом рождения Н. С. можно считать о-в Хиос. В последние годы жизни прп. Симеона Нового Богослова, когда тот, будучи изгнанным из мон-ря св. Маманта, возглавлял мон-рь св. Макрины в Палукитоне, Н. С. занимался переписыванием его текстов, к-рые он обычно получал через посредника ( Idem. Vita Sym. 131-132). По всей видимости, такой способ общения объясняется тем, что Н. С. уже тогда жил в Студийском мон-ре и не мог ежедневно видеть своего наставника. Согласно Житию св. Симеона (Ibid. 133-135), спустя немало времени после кончины своего духовного отца Н. С. пережил экстатическое состояние, к-рое побудило его сочинить сначала каноны прп. Феодору Студиту, а потом и надгробное слово, гимны и похвальные слова прп. Симеону. После этого ему было видение наставника, к-рое он истолковал помимо прочего как указание заняться изданием трудов прп. Симеона.

http://pravenc.ru/text/Симеон Новый ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОСМА III († 3.06.1746, Пелусий), патриарх Александрийский (с 5 марта 1737). К. происходил с о- âà Патмос, до избрания на Патриарший престол руководил Патмосской школой, а позже был митрополитом Писидийским. В источниках упоминается прозвище К. Καλοκγαθος («прекрасный душой и телом»). В историческом сочинении А. Комнина-Ипсиланти приведена дата интронизации К.- 5 марта, однако 1738 год указан неверно, правильная дата - 1737 год. То, что к 5 марта 1738 г. К. уже был патриархом, следует из послания к нему архиеп. Кипрского Филофея, к-рое датировано 18 окт. 1737 г. ( Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. С. 37-38). В первые годы Патриаршества К. поддерживал миролюбивые отношения с Римско-католической Церковью. В послании от 4 июля 1738 г. к папе Клименту XII К. уверял его в дружеском расположении, но просил оказать воздействие на католич. миссионеров, убеждавших паству Александрийской Церкви в том, что таинства, совершаемые по вост. обряду, не имеют силы, и заставлявших совершать повторное крещение и венчание по зап. обряду ( Hofmann. 1934. S. 93-95). Послание должен был переправить работавший на Востоке по поручению папы ученый И. С. Ассемани (1686-1768), с к-рым К. сблизился за время его путешествий по Египту. В послании к папе от 15 дек. 1738 г. Ассемани подробно рассказал о взглядах К. По его словам, К. был готов пойти на унию с Римом («в высшей степени склонен принять католическую Римскую веру»), выделил особую капеллу для мелькитов, где бы им не мешали «греки-схизматики», и рассчитывал договориться о возможности для своих учеников получать образование в Риме (Ibid. S. 98-101). Сохранилось послание К. в Конгрегацию пропаганды веры от 17 июля 1738 г., в котором он просил позаботиться об обучении 10-летнего мальчика Петра из Дамаска (Ibid. S. 95-96). Внимание К. к вопросам образования проявилось в его сношениях с Дунайскими княжествами: в июне 1743 г. господарь Молдавии Константин Маврокордат назначил нуждавшемуся в средствах К. ежегодную денежную помощь для работы греческой школы. Сведений о том, что К. подписал католическое исповедание веры, нет, однако известно, что это сделал эконом Александрийской Церкви Абдалла в присутствии Ассемани, о чем тот известил папу Климента XII в послании от 20 июля 1738 г. (Ibid. S. 96-97). 4 авг. 1739 г. папа писал К., что призовет миссионеров к ответу, если те будут уличены в к.-л. преступлениях против восточной Церкви. Папа рассчитывал на то, что К. подпишет католическое исповедание веры, но подчеркивал, что требует от него не унификации обрядов, а единства взглядов. Однако о дальнейших сношениях К. с Римом сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2458811.html

Итак, образ Божий в человеке важен в поисках преподобия не сам по себе, но лишь как осуществляющаяся связь с Богом. То же и в иконе, святой образ нужен только как связь с первообразом, и все его живописные приемы направлены на выполнение этой главной задачи. Человек не факт, но акт: подобие Божие, " сходство " с Богом, есть задание, данное человеку, ДИНАМИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, которую он должен исполнить. Человек - живая икона Бога. Лосский Вл., ibid., с. 91. Лосский Вл., ibid, с. 87 Св. Григорий Палама. Омилии. Т.2, М.: Паломник, 1993, с.70. Свящ. Григорий Дъяченко, ibid., с. 407. Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993, с. 93-94. Лосский, там же, с. 92. Там же, с.98. Лосский, там же, с. 97. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992, с.412. Свящ. Григорий Дьяченко, ibid., с. 408. Тертуллиан. Избранные сочинения. М.: Прогресс, 1994, с. 28. Преп. Иоанн Дамаскин. ibid, приложения и комментарии. с. 412. Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви, изд-во Западно-Европейского Экзархата Московского Патриархата, 1989, с. 158. Свящ. Григорий Дъяченко. Ibid, с. 408. http://www.russned.ru/stats/2078 Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Tweet Поделиться target="" > Поделиться Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено, войдите или зарегистрируйтесь , чтобы продолжить Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

15 мая 1846 г. епископ Филарет доносил обер-прокурору Святейшего Синода о том, что, со слов командированного им в Пернов священника Д. Верещагина, помещики заставляли своих крестьян, принявших православие, каждое воскресенье ходить к священнику за наставлениями в вере, а неповиновавшимся угрожали штрафом в размере 1 руб. 50 коп., поркой розгами по 40 ударов и др. По словам епископа Филарета, все это делалось для того, «чтобы поставить священника в затруднение и наказать принявших православие тратою дорогого времени на путешествие за 80 верст; так показывали священнику крестьяне, являвшиеся по 60 человек в день с одной мызы за наставлениями. Таким образом, в день оказывалось... по несколько сот уже давших показания о желании православия и столько же таких, которые в первый раз изъявляли желание православия» . Одновременно с этим помещики и местные власти стали доносить генерал-губернатору, что в Пернове могут вспыхнуть волнения, крестьяне якобы оказали неповиновение помещику Ранненкампфу. В город были посланы два эскадрона казаков, но усмирять было некого. Действуя аналогичным образом, помещики добились присылки казаков на остров Эзель. За ложные донесения по распоряжению Николая I местному орднунгсгерихтеру был объявлен строгий выговор. Несмотря на притеснения, на острове в православие записалось более 1000 крестьян .   Kruus H. Talurahva kaarimine Louna-Eestis XIX sajandi 40-ndail aastail. L. 194.   Ibidem.   Jannau H. G. v. Vene-oigeusutulekust Louna-Eestis 1845—1846a.Tartu, 1927.   Ibid. L. 14.   Ibid. L. 17.   Ibid. L. 19.   Ibid. L. 24.   Ibid. L. 5.   Ibid. L. 24.   Ibid. L. 7,11.   Ibid. L. 93,98, 33, 34, 45, 77.   Ibid. L. 61, 62,11, 22, 27, 89.   Ibid. L. 16,21, 26,32,43,44, 71, 87, 96.   Ibid. L. 59-60.   Ibid. L. 78-79.   Ibid. L. 76-77.   Преосвященный Филарет. Православное дело в Прибалтийском крае//Странник. 1884. Т. 1. С. 62.   Историко-статистическое описание церквей и приходов Рижской епархии. 1894. Вып. 2. Ч. 1. С. 74-75. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/lib/text/430274/

Напомнив о своем рим. происхождении и о том, что он был воспитан в Римской Церкви, И. Р. уверял, что не допустил бы к.-л. посягательств на ее традиции и не пытался бы вводить новые обычаи. Для подтверждения своих слов И. Р. приложил документы, обнаруженные им в архиве Равенны ( Greg. Magn. Reg epist. III 56-57). В окт. 594 г. папа написал И. Р., что разрешает носить паллий только во время литаний на праздники Рождества св. Иоанна Предтечи, памяти ап. Петра и св. Аполлинария, а также на годовщину интронизации И. Р., сославшись на слова некоего находившегося в Риме равеннского клирика, уверявшего, что именно в эти дни у Равеннских архиепископов был обычай носить паллий (Ibid. V 11). Судя по упрекам в адрес И. Р. в папском послании от нояб. 594 г., он, вероятно, продолжил носить паллий в соответствии с традицией Равеннского архиеп-ства (Ibid. V 15). При И. Р. возрос авторитет Равеннской кафедры в Италии, его имя поминалось наряду с именем Римского папы во время богослужений и в др. архиеп-ствах, напр. в Медиолане (ныне Милан) (Ibid. IV 39). В послании к диакону и нотарию Касторию от 13 февр. 595 г. папа упоминает о кончине И. Р. Павел Диакон сообщает, что архиепископ умер после явления кометы в янв. 595 г. ( Paul. Diac. Hist. Langobard. IV 10 (11)). Вероятно, эта информация, как и сведения Агнелла, была заимствована из несохранившейся равеннской хроники. Временное попечение о Равеннской кафедре папа поручил Северу, еп. г. Фикулея ( Greg. Magn. Reg. epist. V 23, 25-26). Ист.: Greg. Magn. Reg. epist. I 37; II 35, 40, 46; III 56, 57; V 1, 11, 15, 23-26; VI 1//PL. 77. Col. 492, 573-574, 578, 583-586, 650-656, 721, 732-733, 751-754; Liber Pontificalis ecclesiae Ravennatis. 93, 98//MGH. Scr. Lang. P. 337, 342; Paul. Diac. Hist. Langobard. III 26; IV 10(11)//Ibid. P. 105, 120; MartRom. Comment. P. 17. Лит.: Lanzoni. Diocesi. Vol. 2. P. 763-764; Lucchesi G. Note agiografiche sui primi vescovi di Ravenna. Faenza, 1941. P. 94-95; idem. Giovanni II di Ravenna//BiblSS. Vol. 6. Col. 934-935. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469730.html

Задача созерцаний, к какой бы они области ни относились, одна и та же – тщательно искать божественные идеи ( λγοι) Логоса, искать везде, где Он в них проявился, т.е. и в природе, и в человеке, и в Писании, и Церкви, ибо все это – и природа, и Писание, и Церковь – представляют собой таинственные воплощения Логоса 769 . Незримые энергии Его сокрыты в них под покровом символов; но они ощутимы для ума просветленного, собирающего их в созерцаниях 770 . Созерцания эти суть отражения действительных идей или энергий Логоса и соответственно трем видам духовного умозрения γνωσις, φυσικη θεωρα, αληστος γνωσις) могут быть трех родов: нравственными, естественными, богословскими 771 . Собирая и осуществляя их в себе, душа сама становится Логосом в миниатюре, принимает Его в себя со всей совокупностью Его λγοι, словом, вполне уподобляется Богу и становится достойной божественного вселения. 745 Cap.de charitate I,97,94 [p.n.I,106]. Prol. ad Tahl. I, PG.90, 252B, p.5 [p.n.II,25]. Cap.theol. I,32; II,74 [p.n.I,220,249]. Созерцание – центр аскетики по учению мистиков-созерцателей. См. о нем выше, гл. «Мистика...», прим.9. 746 Cap.de charitate II,5; I,33.94; III,34; IV,86 [p.n.I,107.99.106,125,143]. Ambigua, PG.91, 1360C, f.243b. Quaest ad Tahl. LIV, PG.90, 512A-B, p.152 [p.n.II,185]. – Евагрий, Cap.pract.59, PG.40, 1236A; р.п., с.579 [с.99,гл.87]; [блаж. Диадох, гл.72, с.393:6–8]; см. выше, гл. «Мистика...», прим.30. 748 Cap.theol. I,98 [p.n.I,232–233]. Mystagogia 7.24, PG.91, 688A,709B, p.507,522 [p.n.I,168,180]. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877B, p.347 [p.n.I,187]. Св. Григорий Богослов , Or.2, n.7, PG.35, 413C-416A; p.n.I,15. 750 Cap.de charitate II,34. 94; IV, 69 [p.n.I,112,120,141]. Quaest. ad Tahl. LII, PG.90, 497D, p.145 [p.n.II,179]; LXV, 764A, p.290. Cap.theol. I,17; II,72 [p.n.I, 217–218. 248]. – Св. Григорий Богослов , Or.4. n.71, PG.35, 593В; p.n.I3,103. Блаж. Диадох, гл.7,67, с.28:10–16. 362–369. 751 Cap.de charitate IV,57,58 [p.n.I,140]. Expositio in psalm. LIX, PG.90, 861C, p.338 [p.n.I, 210]. Путь к ведению – бесстрастие: преп. Исихий, Cap.de temperantia I,67, PG.93, 1501D; р.п., с.172 (­ Cap.de charitate IV,58 [p.n.I, 140]); оно возможно лишь по «очищении»; преп. Исихий, ibid. I,75, 1504С, с.174 (­ Cap.de charitate IV,72 [p.n.I,142]).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Соч.: Liturgia Dionysii Episcopi Amid, qui et Barsalibi// Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. T. 2. P. 449-452; Gwynn J. Hippolytus and his «Heads against Caius»//Hermathena. Dublin, 1888. Vol. 6. P. 397-418; idem. Hippolytus on St. Matthew XXIV 15-22//Ibid. 1890. Vol. 7. P. 137-150; Expositio Liturgiae/Ed., lat. interpr. H. Labourt. P., 1903. (CSCO; 13-14. Syr.; 93); Comment. in evangelia/Ed., lat. interpr. I. Sedlácek, J.-B. Chabot, A. Vaschalde. P., 1906, 1915-1922, 1931-1935, 1939-1940. (CSCO; 15-16, 77, 85, 95, 98, 113-114. Syr.; 15-16, 33, 40, 47, 49, 60-61); The Treatise Against the Jews: Pt. 1/Ed. J. de Zwaan. Leiden, 1906; Discours de Jacques (Denys) Bar Salibî à l " intronisation du patriarche Michel le Syrien/Éd. J.-B. Chabot//J. Asiatique. Sér. 10. P., 1908. Vol. 11. P. 87-116; In Apocalypsim, Actus et Epistolas Catholicas/Ed., lat. interpr. I. Sedlácek. P., 1909-1910. 2 vol. (CSCO; 53, 60. Syr.; 18, 20); The Treatise Against the Melchites/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1927. P. 1-95; The Treatise Against the Armenians/Ed., transl. A. Mingana. Camb., 1931 (арм. пер. П. Эссабаляна: Handes Amsorya. W., 1938. T. 52. P. 89-101, 185-197); Enarratio in Ioannem/Ed. R. Lejoly. Dison, 1975. 4 vol.; Kohelet-Kommentar/Hrsg. W. Strothmann. Wiesbaden, 1988 [коммент. на Екклесиаста]; Pu  a  qa   d-mawa  ta   de-qadd  a   Ma  r Ewagrs h  da  ya  /Ed. J. Y. Çiçek. Losser, 1991 [коммент. на Евагрия]; Comment. on the Eucharist/Transl. B. Varghese. Kottayam, 1998; Die Eucharistiefeier in der Deutung syrischer Liturgieerklärer: Die Liturgiekommentare von Georg dem Araberbischof ( 724), Mose bar Kepha ( 903), Dionysius bar Salibi ( 1171)/Hrsg. A. Heinz. Trier, 2000; Ryan S. D. Dionysius Bar Salibi " s Factual and Spiritual Comment. on Psalms 73-82. P., 2004 [крит. изд. с пер. и исслед.]; A Response to the Arabs/Ed., transl. J. P. Amar. Lovanii, 2005. 2 vol. (CSCO; 614-615. Syr.; 238-239); Comment. on Myron and Baptism/Ed. B. Varghese. Kottayam, 2006. Ист.: Assemani. BO. T. 2. P. 156-211; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. 1872. T. 1. P. 503, 513-515, 559-562; T. 2. P. 351; Michel le Syrien. Chronique/Éd. J.-B. Chabot. Brux.,1963r. T. 3. Passim.

http://pravenc.ru/text/ДИОНИСИЙ БАР ...

81 Проф. А. Спасский: (ор. cit., 360). 82 Бл. Иероним: “De viris illustr...» 126. 83 H. E. III, 14. 84 «Bibliotheca», cod. 191. 85 Cf. A. Puech, op. cit. p. 297. 86 Ibid. 87 Ibid. 88 Ibid. p. 298. 89 Ct. Ibid., pp. 299—300. 90 Ibid. 91 Ibid., pp. 302—303; cf. P. Allard, «Saint Basile» In DTC, П, 446—447. 92 Cf. J. Bessë «Regles et moines de Saint Basile» in DTC. II, 455—459. 93 «La tradition manuscrite de la correspondance de Saint Basile», Oxford, 1923. 94 Французское общество Guillaume Budй приступило к критическому изданию его писем в 1957 г. Вышел том первый с кратким введением, французским переводом и комментариями проф. Yves Courtonne. 95 См. Письма св. Григория 51 и 53. 96 P. Allard, ор. cit., col. 453; cf. A. Puech, op. cit., p. 314. 97 Письмо 38 к св. Григорию Нисскому; «О Святом Духе», XVII; cf. В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 89; А. Спасский: «Ист. догм. движ.», стр. 493—497. 98 «О Святом Духе», XVI. 99 Ibid. V. 100 Ibid. XVI. 101 «О Святом Духе» XVII. 102 В. Болотов, ор. cit., стр. 89. 103 Ер. 38, 8. 104 «О Святом Духе», XVI; XXI; XXIII. 105 Ibid. XXI; «Шестоднев», Бес. VI, 2; IX, 6. 106 «О Святом Духе», V; XVI; XVIII; XXV; Ер. 38. 107 «О Святом Духе», XVII. 108 Ibid. IX. 109 Ibid. 110 Ibid. XXVII. 111 Бес. II, 6. 112 Проф. А. Спасский: ор. cit., стр. 516. 113 См. у проф. А. Спасского, стр. 530—535, а также и в примечаниях к французскому переводу этого трактата св. Василия в издании – Sources chrйmiennes,. vol. 17, pp. 144—148. 114 «Послание к Африканским Епископам», § 4. 115 О Святом Духе», XVIII; cf. «Шестоднев», Бес. II, 6. 116 «О Святом Духе», XXIX. 117 Benoit Pruche, О.Р.: «Basile de Cйsarйe, Traimй du Saint-Esprit». SCH. 17. Paris 1947. Введение, стр. 1—104 и, в особенности см. стр. 12—39. 118 Подробнее у проф. А. Спасского, ор. cit., 498—502. 119 Ibid. 120 Бес. I, 2; II, 2,4; III, 3. 121 Бес. I, 1. 122 Бес. II, 5; III, 9; IX, 1. 123 Бес. I, 6; IV, 5. 124 Бес. 1, 5 и 6. 125 Бес. I, 5. 126 Ibid. 127 Ibid., 4. 128 Ibid., 3. 129 Ibid., 4. 130 Бес. II, 8.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 465; Delehaye H. Les Martyrs d " Égypte//AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 32-34, 67, 70, 96, 98, 118-119, 121, 123, 151; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 897; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 81; Sauget J. -M. Vittore il Generale//BiblSS. Vol. 12. Col. 1258-1260; Lucchesi G. Vittore e Corona//Ibid. Col. 1290-1292; Keller K. Victor der Sieger: Zur Verehrung von frühchristl. Märtyrern mit Namen Victor//Hermeneia. 1996. N 12. Иконография В памятниках визант. круга представлен юным темноволосым мучеником или средовеком с короткой округлой бородой; облачен в хитон и плащ; в руке держит крест. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., о В. сказано: «Юный без бороды» (Ч. 3. § 10. 10). Как юный мученик В. представлен: в Новой ц. Токалы-килисе в Гёреме (Каппадокия), кон. X в.; в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. fol. 174, 976-1025 гг.); в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас (в наосе, где в XIX в. на месте утраченного образа был написан новый). Как средовек: в ц. Георгия Диасорита на о-ве Наксос, XI в.; в Палатинской капелле в Палермо, в Сицилии, 50-60-е гг. XII в.; в Чефалу, в Сицилии, ок. 1148 г.; в мон-ре Хора (Кахрие-джами), в К-поле, ок. 1316-1321 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 57, 94, XV в.). Обычно изображался в мучении, или единолично в рост, или в паре с мучениками Викентием и Миной Египетским (см. ст. Викентий , мч.). В западнохрист. искусстве В. представлен, как правило, юным мучеником: напр., деревянная скульптура мастера Франческо ди Вальдамбрино, Сиена, XV в.; миниатюра Сано ди Пьетро (XV в., Сиена, б-ка Пикколомини) - с пальмовой ветвью и знаменем; полиптих работы Пьетро да Монтепульчано (1418, собор в Озимо, Италия) - с пальмовой ветвью и мечом; картина худож. Л. Мемми из Сиенского собора (1333, Нац. музей, Копенгаген) - с мечом и ветвью оливы, и др. Лит.: Jerphanion G. , de. Les églises rupestres de Cappadoce: Une nouvelles province de l " art byzantin. P., 1928. vol. 2. p. 340; Demus O. The Mosaics of Norman Sicily. L., 1949. p. 14, 39, 80, 115; Restle M. Byzantine Wall Painting in Asia Minor. Recklinghausen, 1967. Bd. 2. Pl. 10. 115-116; Underwood P. The Kariye Djami. L., 1967. vol. 1. P. 153, 156-159. Pl. 164. vol. 2. P. 163; Chatzidakis M. et al. Naxos. Athens, 1989. P. 69-70. Pl. 1; Connor J. L. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton, 1991. p. 17; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. p. 93. Remarq. 79; P. 116. Remarq. 266, 269; Chadzidakis M. , Bitha I. Corpus de la peinture monumentale byzantine de la Grèce: L " Ile de Cythére. Athènes, 1997. p. 61. Pl. 5; Евсеева. Афонская книга. С. 217, 251.

http://pravenc.ru/text/158514.html

В Liber Pontificalis сообщается, что М., сын римлянина Проекта, занимал кафедру в то время, когда началось «великое» гонение и за месяц было казнено 16 или 17 тыс. христиан. По приказу гонителей М. воскурил благовония идолам, но вскоре раскаялся в отступничестве. Имп. Диоклетиан велел обезглавить его вместе с мучениками Клавдием, Кирином и Антонином и оставить тела казненных без погребения. Лишь через 25 или 26 дней пресв. Маркелл ночью забрал останки мучеников и похоронил их в катакомбах Присциллы на Соляной дороге (26 апр.) (LP. T. 1. P. 72-73, 162). Во многих рукописях 2-й редакции Liber Pontificalis добавлено, что М. перед казнью заставил Маркелла, своего будущего преемника, поклясться, что он не отступит от Христа (Ibid. P. CCIX). По мнению Дюшена, эти сведения были заимствованы из агиографического сказания о М., составленного в кон. V в. и впосл. утраченного (Ibid. P. LXXIV, XCIX; ср.: Caspar. 1930. S. 97; Amore. 2013. P. 66). Это сказание, в котором М. был представлен как мученик, стало «ответом» донатистам, к-рые обвиняли Римских епископов в «предательстве». По мнению Дюшена, противоречивые сведения о М. свидетельствуют о том, что донатисты в IV в. и римляне в V в. считали его отступником, но неясно, насколько обоснованным было это мнение. Состояние источников позволяет полагать, что в Римской Церкви деятельность М. намеренно замалчивалась в качестве своеобразной damnatio memoriae (LP. T. 1. P. LXXIV; Duchesne. 1898. P. 391-392; Idem. 1910. P. 93-95). Более определенно об этом высказался Каспар, считавший, что поминовение епископа могло быть прекращено по указанию его преемника Маркелла I ( Caspar. 1930. S. 98-101). После М. христ. община Рима была «деморализована» и расколота на враждующие фракции, возможно, в результате «предательства» епископа, выдавшего гонителям книги Свящ. Писания ( Ste. Croix. 2006. P. 76-77; ср.: Barnes. 1981. P. 38, 303-304; Curran. 2000. P. 49-50; Green. 2010. P. 213). Хотя М. мог быть казнен в связи с празднованием 20-летия правления императоров Диоклетиана и Максимиана, к-рое состоялось в Риме в нояб. 303 г., его не почитали как мученика ( Caspar. 1930. S. 99; ср.: Davis. 1997. P. 461-462, 466). Высказывалось мнение, что епископ был низложен (напр.: Green. 2010. P. 213). Только Аморе последовательно отстаивал его невиновность (см.: Amore. 1957). Др. исследователи считали, что М. и его преемник Маркелл I - один и тот же человек: его образ мог быть «дублирован» из благочестивых соображений, так что М. был представлен как отступник от Христа, Маркелл I - как праведный понтифик ( R ö ttges. 1956; Schwarz. 1962; Pietri. 1976. Vol. 1. P. 392-393). Против этой гипотезы высказался Делеэ (MartRom. Comment. P. 157).

http://pravenc.ru/text/2562328.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010