42 Ефрема Сир., сл. 60 в р. пер. 247; Nili Sin, De mon. exerc. c. 610 и Ad Magnam, c. 3031, 52 – Migne, 724729, 10051008, 1037, в p. пер. твор. IΙ, 613, 138139, 171172; Hieronymi epist. 125 ad Rust. – Migne ΧΧII, 10811082, в p. пер. III, 282283 (п. 101) и др. 44 Isid. Pelus., I. I ep. 49, 298 – Migne 212, 356, в p. пер. I, 33, 174; Nili Sin. De mon. exerc. c. 8 и Ad Magn., c. 23 – Migne, 728, 1000; в p. пер. II, 10, 131, Ionn. Chrysost. De companet. lib. I ad Demetr., c. 6 – Migne XLVII, 403, в p. пер. I, 141142 и др. См. ниже о бродячих монахах. 45 Isid. Pelus., I. I epist. 314; ср. его же epist. I, 41, 173 – Migne, col. 364, 208, 296, в p. пер. I, 182, 2829, 114; Justin. nov. 13 (5) c. 7; VII Всел. Соб. пр. 21. 46 IV Всел. Соб. пр. 4; соб. Агаф. пр. 27 и 58 – Hefele, II, 636, 640; Justin. nov. 13 (5) с. 1; 151 (131) с. 7; VII Всел. Соб. пр. 17. 47 О невежестве см. свидетельства Sozom. Hist. eccl. lib. I, cap. 12, col. 892 и др.; иконоборцы называли иноческий образ σχοτας σχμα – Stephani diac. Vita Stephani Jun., col. 1112 А. О лицемерии см. Hieronymi ep. ad Eustoch. 22 – Migne XXII, 413, в p. перев. (п. 21) III, 128; Nili Sim. De mon. exerc. c. 79 – Migne, col 725729, в p. пер., II, 912; Theod. Stud. epist. I, 39, col. 1049, в p. пер. его твор. I, 254. Постепенно развиваясь, лицемерие дошло до той крайней степени, на какой видим его во времена Евстафия Солунск. (XII в.). См. Eustaph. Thess. De simulat. n. 2028, 35, и др. Migne 396397, 404; его же De emend. vita monach. с. 17, ibid. CXXXV, 741 и др. 48 Sin. lib. 3 epist. 119. De mon. exerc. c. 7, 9, 22 – Migne, 437, 728729, 749, в p. перев. III, 268 (письмо 106), II, 9, 11, 3233. 51 Трулл. пр. 41 и 42; толков. Вальсамона на 42 пр.; Nili Sin. lib. II, epist. 114115 – Migne, col. 249, в p. перев. III, 5657 (письма 109110). 52 Justin. nov. 13 (5) c. 3; 100 (133) prooem, и с. 1; 155 (123) c. 36. Различные суждения о смысле этих новелл см. у Моуег’а I. cit. S. 12 и 14. Marin, Les moin., 290 и у Holl, 193199. Ко времени Вальсамона (XII в.) запрещение Юстиниана не имело силы в мужских монастырях «нигде»; см. его толк. на 41 пр. Трулл. соб. Ср. Е. Голубинского , I, 2, стр. 605607.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Ср. Кондак прп. Романа Сладколпевца на Богоявление, икос 2-ой. 27. Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия, 15, 4 – PG 53, 123 и 16, 5 – PG 53, 131. 28. Свт. Григорий Нисский. На тех, кто заснул, PG 46, 521D. 29. Свт. Григорий Богослов. Слово 45-е, 8, PG 36, 632C. 30. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1353AB. 31. Свт. Григорий Нисский. О надписании псалмов 2, 6, PG 44, 508 BC. Слова " смешался с прахом, отбежал к змию " я взял из другого текста свт. Григория – см. его " О молитве Господней " 5, PG 44, 1184 C. 32. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1097С. 33. Там же, 1193D. 34. Там же 1304D-1308C. Невыполненное Адамом совершено Христом. См. далее, 1308С-1312В. Ср. " К Фалассию " . Вопрос 48, PG 90, 436AB. Учение прп. Максима о преодолении пяти разделений приведено у Вл. Лосского в " Очерке мистического богословия " . 35. Там же, 1248A-1249C. 36. Там же 1248A-1249; ср. ibid., 1193C-1196B; 1113C. 37. Там же 1092C. 38. Там же 1305A, 1305B, 1308C. 39. Там же 1112C. 40. Там же 1112ABC. 41. Прп. Максим Исповедник. К Фалласию, PG 90, 253CD. 42. Об этом принципиальном моменте святоотеческой традиции см.: св. Василий Великий. О том, что Бог не является источником зла, PG 31, 329A– 353A. 43. Прп. Максим Исповедник. Схолия к " О божественных именах " 4, 33, PG 4, 305D. Рус. Пер. см. в кн.: Дионисий Ареопагит. О божественных именах. СПб., 1994. С. 185. 44. Там же. С. 143-145. 45. Св. Гигорий Нисский. Огласительное поучение 8-е, PG 45, 33CD. 46. Св. Николай Кавасила. Семь слов о жизни во Христе 1, PG 150, 508A; М., 1874. С.11-12. 47. Там же, 516BC. Ср. св. Василий Великий. О зависти 3, PG 31, 376AB. 48. Там же, 516B. 49. Кавасила развил это учение, внеся четкость в различные его составляющие, взятые из святоотеческой традиции, и органично связав их – ввиду активно выдвигаемых в XI-XIV вв. Западом сотериологических построений, и особенно Ансельмовой теории сатисфакции. То, что просто жило в предании святых отцов в виде несистематически изложенных постижений, Кавасила был вынужден изложить как систему.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=34&iid=107...

32 Ср. Аверинцев 1973, с. 167 и прим. 33 на с. 255. 33 Hist. Nat., XXXV, 36, 1. 34 Hist. Nat., XXXV, 36, 2. 86 Hist. Nat, XXXV, 36, 3. 36 Hist. Nat., XXXV, 36, 5. 37 Hist. Nat., XXXV, 36, 10. 88 Hist. Nat., XXXVI, 4, 4. 39 Vasari 1896, p. 489. 40 Ibid., p. 942. 41 Deorat., I, 10,40. 42 Deorat, I, 23, 106. 43 De orat, III, 2, 6. 44 Inst. orat, II, 16, 17. 46 Inst orat., IV, 1, 70. 46 Inst. orat, X, 1,83. 47 De arte poetica, 400 etc. 48 Цицерон называет Платона " как бы неким богом философов " (Denat. deor. ?, 12, 32); еще более яркий пример - поэтическое обожествление Эпикура у Лукреция. 49 Обычно divus, но также divinus princeps, например, в панегирике Назария Константину Великому, XXXV, 3. В самом центре мира поздней античности стоят фигуры мудреца и монарха как образы соотносительные и как раз поэтому соперничающие; уже на пороге эпохи стоит многозначительный " агон " легендарной встречи Александра и Диогена. 50 Ср.: Burckhardt 1908.S. 180. 51 A. Politiani epigrammata latina, LXXXVI (Marullo, Poliziano, Sannazzaro 1976, p. 82). 52 Thilo 1878, p. 2. 53 Trist, IV, 10, 1. 54 " Leviorum artium studium " . 55 См.: Tatarkiewicz 1962. 56 Elegantiae Linguae Latinae, praef. 57 Dolci 1557, p. 164. 58 Vasari. Op. cit., p. 343. 58 Florida, 9, 32 Oudenorp. 60 Dionis or. XII. 61 Enneades, V, 8, 40. 62 Orator, 2, 8. 63 Dionis or, XII, 70-71. 64 Ср. Брагинская 1981, с. 224-289; Око же 7070, с. 146-149. 65 Deorat, I, 166-203. 66 Florida, 20. 67 Пер. Б. Л. Пастернака.     Авторство и авторитет Источник: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994, с. 105-125 Оба слова, вынесенные нами в заглавие, имеют схожий облик, и сходство их отнюдь не случайно. У них одно и то же — латинское — происхождение, единая этимологическая характеристика; и если их словарные значения к нашему времени разошлись довольно далеко, то у истоков значения эти неразличимы. Auctor ( " автор " ) — nomen agentis, т.е. обозначение субъекта действия; auctoritas ( " авторитет " ) — обозначение некоего свойства этого субъекта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

34 Matthaeus Blastares.  Collectio alphabetica//   Ρλλη Γ . Α ., Ποτλ Μ .  Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων. θναι, 1859. T. 6. Σ. 489–492. 35 Ibid. Σ. 492–493. 36 Феодор Студит, прп.  Послание 51: К Навкратию сыну//Творения. СПб., 1867. Т. 1. С. 306–308. 37 Τωμαδκης Ν.  κ τς βυζαντινς πιστολογραφας. ωσφ μοναχο το Βρυεννου πιστολα Λ κα πρς ατν Γ//πετηρς ταιρεας Βυζαντινν Σπουδν. 1983–1986. Τ. 46. Σ. 313. 38 См.:  Stouraitis I.  Krieg und Frieden in der politischen und ideologischen Wahrnehmung in Byzanz (7.–11. Jahrhundert). Vienna, 2009. 39 Idem.  Jihd and Crusade: Byzantine positions towards the notions of «holy war»//Byzantina Symmeikta. 2011. Vol. 21. P. 58. 40 Oikonomidès N.  Cinq actes inédits du patriarche Michel Autôreianos//REB. 1967. T. 25. P. 119. 41 См.: Житие Кирилла, 6//  Тахиаос А.-Э. Н.  Св. братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Серг. П., 2005. С. 269. 42 Вероятнее всего, исторически мч. Меркурия Смоленского вовсе не существовало, см.:  Плюханова М. Б.  Меркурий, мч. Смоленский//ПЭ. Т. 44, С. 741–745. 43 Димитрий Ростовский , свт.  Поучение на обрезание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа//Сочинения святаго Димитрия, митрополита Ростовскаго. М., 1840. Т. 3. С. 12. 44 Caesar Baronius.  Annales ecclesiastici a Christo nato ad annum 1198. P., 1869. Vol. 16. P. 145–146. 45 Jacobus Gretserus.  De Sancta Cruce, III 4//Opera Omnia. Ratisbonae, 1734. T. 3. P. 178. 46 Преставление св. Димитрия, митрополита Ростовского, и опись оставшегося после него имущества//Москвитянин. 1855. 21–22. С. 82. 47 Павел Хондизнский, прот.  Богословские портреты: Очерки святоотеческого богословия Синодальной эпохи. М., 2021. С. 20, 30. 48 См.:  Димитрий Ростовский, свт.  Розыск о раскольнической Брынской вере, 2.6. М., 1885. С. 272–273. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/mozhet-li-smert-na-pole...

35 Таковы напр.; и похвали Господь дому строителя неправеднаго (ст. 8,); сотворите себе други от мамоны неправды (ст. 9); вечные кровы (ibid); имение неправедное, истинное, чужое, ваше. (ст. 11, 12) и т. п. 37 Intercedit denique similitudo quaedam inter hanc, et ultimam capitis 15 parabolam. In illa depingitur filius habendi cupidus et bona, paterna profundens; in hac acconomus, habendi cupidus, perfidus, et caet, (Kunol Comment. in Luc. P.583). 39 Стих сей читается так: И аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы. 40 Наес, quae v. 11, 12. dicuntur, sunt superiorum explicatio, et cum. iis cochaerere debent (Schol. Rosenmull. in Luc. p. 167). 41 Le verset 10 a tout l " air de venir de Math. 25, 21. 23. Il у а un element nouveau et heterogene de la pensoe. Luc. n’ a insere ici le v. 10 qu’en vertu du rapport verbal, que les mots люто? πιστς δικος offraient avec la parabole. Les versets 11. 12. uc s’ accordent pas plus avec le sens veritable du V. 10, que le v. 10 ne s’accorde avec la pambole de I’econome. – Luc n’ a place ce verset (v. 13) ici, qu " a cause du mot μαμνας (Nouvelle revue de Theolog 15 velum. 1860 Paris p. 123, 123). 42 Jesus hanc parabulam pvoposuit discipulis suis selectis, et Judae Cariothensis, cui communis aerarii cura a Jesu demandata esset (Joh. 13:29), perfidia (Joh. 12:6). Jesu occasionem hujus parabolae dedit. Bertholdus commentatio prima. Erlang. 1814–1819. 43 Они читаются так: аще убо в неправеднем имении верни не бысте, во истиннем кто веру имет (ст. 11). И аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст (ст. 12). 46 Епихеремой называется силлогизм, в коем или к одной которой либо из посылок, или к обоим придается причина. 48 Се serait peu encore, mais notre verset (12) finit par tomber dans le bon sens. Qu est se-que la fidelite dans l’administration de ses propres biens? (Nonvelle revue de TheoLog. 15. volum. p. 123). 49 In verbis v. 9. ποισατε αυτος φιλιυς κ το μαμων τς δικας, V. D. autumnat, Jesum ironico dicendi genere usum, de opibus male purtis cogitasse et caet. vid. Cement. Cuinoel, vol. 11 p. 584.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

37. Getty J. A., Naumov О. V. The Road to Terror. Stalin and the Self—Destruction of the Bolsheviks. 1932–1939. New Haven; London: Yale UP, 1999. P. 370. Тот же жуткий смех раздается и в другом месте: " Бухарин: Что бы они ни показывали против меня, все это неправда. (Смех, шум в зале.) Чего вы смеетесь? Ничего смешного " . Op. cit. Р. 394. 38. Кафка Ф. Процесс//Ф. Кафка. Собр. соч. в 3–х т. М.: Художественная литература. Т. 2. С. 148. 39. The Road to Terror. P. 315–316. 40. Op. cit. P. 322. 41. Op. cit. P. 321. 42. Op. cit. P. 399. 43. Op. cit. P. 404–405. 44. Op. Cit. P. 556. 45. Op. cit. P. 558–560. 46. Op. cit. P. 558. 47. Op. cit. P. 387–378. 48. Op. cit. P. 100. 49. Более подробный анализ этой ключевой особенности кантовской этики см.: Zizek S. Liebe Deinen Naechsten? Nein, Danke! Berlin: Volk und Welt, 1999. 50. Cm.: Zupancic A. The Ethics of the Reaf. London: Verso Books, 2000. 51. Не стоит забывать, что за неделю до Октябрьской революции, когда среди большевиков развернулась горячая полемика, Сталин выступил против ленинского предложения немедленного большевистского переворота, вторя меньшевикам, что ситуация еще " не созрела " , что вместо опасного " авантюризма " следует поддержать широкую коалицию всех антицаристских сил. 52. См.: Badiou A. L " être et l " événement. Paris: Editions du Seuil, 1988. 53. Cm.: The Road to Terror. Op. dt. P. 480. 54. Op. cit. P. 481. 55. См.: Freud S. Psychoanalytic Notes on an Autobiographical Account of a Case of Paranoia, in: The Pelican Freud Library. Harmondsworth: Penguin Books, 1979. P. 211. 56. The Road to Terror. P. 14. 57. Ibid. 58. Cm.: Wilson E. Shostakovich. A Life Remembered. P. 124–125. 59. Между прочим, Хайдеггер обращается к подобной формулировке, оправдывая свою связь с нацистами: когда он вел семинар в середине 1930–х гг. по логике Гераклита, всем " с ушами, дабы слышать " было ясно, что он наносил разительный удар по нацистской идеологии! 60. Детальный анализ этих двух уровней см.: Zizek S. The Art of the Ridiculous Sublime. Seattle: Washington UP, 2000.

http://predanie.ru/book/216410-hrupkiy-a...

—453— отделим от Той Сущности, Коей Он есть выражение и из коей исходит (πεισιν) как отблеск, но и Сам будучи в Ней и Ее имея в Себе 14:20. 265, – точный образ Отца и совершеннейшее отражение Его 10:80. а, – существенный и природный образ Отца 14:12–18, – чистейшее и точнейшее выражение (χαατ) ипостаси Отца 16:15. 6–7. 9, – образ (εν) сущности Отца 14:10. а, – Отец созерцается (ται) в Сыне и проявляется (δωφανεται) в природе Своего Порождения, как в зеркале 8:19, – 1.1. в. 39, – 5:20. б, – 8:44–45. 362, – 12:47–48 (104–105 сир. отр.), – 14:7. а, – 14:9. 196–200, – 14:10. б, – 17. 6–8. 32. Лицо (πσωπον) Бога и Отца 1:9, 107, – 6, 27. б. 463. Сын есть Слава (δξα) Бога Отца 1:3. б. 70, и Отец – Слава Сына 8:54. б, – 17:1, 31, – 17, 2. 36–37. Сын есть вместе и Слово Живое, и хотение Отца действеннейшее (ϑλημα το Πατς νεγστατον), и Совет (βουλ), и Сила (δναμις) Отца 4:34, – 5:17, – 5:19. 341–343, – Слово и совет Отца 11:41–42. – и Воля, и Слово, и Совет Отца всесовершеннейший и единосущный ibid. Сир. стр. 55. 57. Правда Отца: через Него как Свою правду (δι διαιοσνης δας) Отец творит суд 5:22. Соволитель (συνευδοητς) и Сожелатель Отцу (συγατανεων τ Πατ) 5:30. 370, – 6:45. б. 28. Прочее см. Сын воплотившийся. Единосущие Сына Отцу (и Духу) и Его самоипостасность. В 1:3 евангелист усвояет это свойственное божеству достоинство Сыну, показуя Его во всех отношениях единосущным (μοοσιον) Родителю Богу и говоря, что все присущее Отцу по природе есть и в Сыне, дабы Сын мыслился Богом из Бога по природе, а не имея, как мы, приобретенное название и даруемое нам только по благодати... Если все произошло через Сына, то Сам Он не есть один из всего, но вне всего и есть Бог из Бога по природе. В самом деле, какой можно бы допустить промежуток, между Богом и тварью, – разумею не по отношению к сущности, ибо в этом отношении промежуток громадный, но по одному только мысленному представлению чего-либо другого из существующего (т. е. среднюю между Богом и тварью природу, подобную Филоновскому Логосу)? Или какое другое место может иметь Сын, превышающей природу тварей, даже более – Сам будучи Творцом? Ведь все произошло через Него, как через силу, как через премудрость Бога и Отца, не в природе Родившего скрывающуюся, как скрывается, например, в человеке присущая ему премудрость и сила, но существующую

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

48. С. 304-305; Милонас П. Заметки об архитектуре Афона//ДРИ. 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 7-81; он же. Иллюстрированный словарь Св. Афонской горы. Т. 1. Ч. 1. С. 127-130; Ч. 2. С. 150-165; Richard M. Répertoire des bibliothèques et des catalogues de manuscrits grecs/Éd. J.-M. Olivier. Turnhout, 19953. P. 341-342; Μελισσκης Ζ. Ο κωδικογρφος Ιγντιος (ιδ αι.) της Μονς Παντοκρτορος Αγου Ορους//Παρνασσς. Αθνα, 1995. Τ. 37. Σ. 358-392; idem. Βιβλιοδτηση και ανακανιση κωδκων στη Μον Παντοκρτορος το Αγου Ορους τον 16o αι.//Σμμεικτα. Αθνα, 2005. Τ. 17. Σ. 279-320; idem. Η βιβλιοθκη της Μονς Παντοκρτορος κατ τον 15ο αι.: Περιεχμενο, προσκτσεις, απλεις//Το Αγιον Ορος στον 15ο και 16ο αι. (6ο Διεθνς επιστημονικ συνδριο), Θεσσαλονκη, 25-27 Νοεμβ. 2011. Θεσ., 2012. Σ. 289-309; idem. Η βιβλιοθκη της Ι. Μονς Παντοκρτορος Ιστορικ διδρομ μιας στερης αθωνικς συλλογς//Θματα αρχαιολογας. 2018. Τ. 2 (1). Σ. 32-47; Mount Athos and Byzant. Monasticism: Papers from the 28th Spring Symposium of Byzant. Studies (Birmingham, March 1994)/Ed. A. Bryer, M. Cunningham. Aldershot, 1996; Τζιγαρδας Ε. Ν. Αγνωστες εικνες και τοιχογραφες του Θεοφνη του Κρητς στη Μον Παντοκρτορος και στη Μον Γρηγορου στο Αγιον Ορος//ΔΑΕΧ. Περ. 4. 1996/1997. Τ. 19. Σ. 97-116; Αχειμστου-Ποταμινου Μ. Παρατηρσεις σε δο αμφιπρσωπες εικνες της Μονς Παντοκρτορος στο Αγιον Ορος//Ibid. 1998. Τ. 20. Σ. 309-316; Treasures of the Holy Mount: Cat. of exib. Thessal., 1997. 2.18-20, 75-76, 99, 105, 112, 129, 136; 5.1, 9; 6.9; 8.3; 9.39, 41, 49, 63, 65, 87, 90; 10.1; 11.4, 11, 25; Εικνες Μονς Παντοκρτορος Αγιον Ορος, 1998; Попова О. С. Образ Христа в визант. искусстве V-XIV вв.//ВВ. 2001. Т. 60(85). С. 159-173; Древности мон-рей Афона X-XVII вв. в России: Из музеев Москвы и Подмосковья: Кат. выст. М., 2004. С. 141-143, 193-194, 219, 272-273, 277, 279. Кат. II.10; III. 23, 25; V.3, 56, 61; Πασχαλδης Σ. Ιερ μον Παντοκρτορος Προσκυνηματικς δηγς. Αγιον Ορος, 2005; Mertzimekis N.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

Kaufformular. S. 159. Ζ. 42; S. 173. 803 См. о них подробное: Medvedev I.P. On the Origin of the Opening Summary of Bvznntine Private Acts//XVIII th International Congress of Byzantine Studies: Summaries of Communication. Moscow, 1991. T. 2. P. 752. 804 Соответственно французские издатели актов афонских монастырей при передаче содержания документов с полным основанием обозначают писца такого акта словами le redacteur de lacte (примеры бесчисленны). 805 Из огромной литературы о парикии укажу только следующие работы: Хвостова К. В. Особенности аграрно-правовых отношений в поздней Византии (XIV-XV вв.). М., 1968. Passim; Литаврин Г. Г. Византийское общество и государство в X-XI вв. М., 1977. Passim; Weiss G. Die Entscheidung des Kosmas Magistros uber das Parökenrecht 11 Byz. 1978. T. 48. P. 477–500; Oikonomidès Ν. Ο βυζαντινο δουλοπρο κοι// Σμμεικτα, 1983. Τ 5. Σ. 295–303; Actes de Docheiariou. P. 116–118. 807 Был ли при этом составлен письменный документ, как думает Икономидис (Ibid. Р. 116), неизвестно, скорее всего, нет, так как в противном случае документ был бы, мне кажется, обозначен соответствующим термином: πρξις здесь не может означать документ. 819 D. 39.6.30; Qui mortis causa donavit, ipse ex paenitentia conditionem vel utilem actionem habet. 820 Actes de Lavra. Т. 1. 1. P. 91; Actes dIviron. Т. 1. 4. P. 129. l. 79; 5. P. 134. l. 59; 15. P. 189. l. 54; 26. P. 243. l. 41. Поскольку completio практически означала подтверждающую подпись нотария, то, по мнению Зимона, следует принять, что позднее получившая распространение формула ββαιν πγραψα и означала собой более позднюю completio. См.: Simon. Kaufformular. S. 173. 821 Τ παρχικν βιβλον: the Book of the Eparch, with an Intoduction by J. Dujev. London, 1970. P. 15.l. 15–17. Ср.: немецкий перевод И. Кодера: «durch Siegel soll er im Buro des Eparchen durch den Inhaber der Amtsfiihrung bestellt werden» (Das Eparchenbuch Leons des Weiscn/Hrsg. von J. Kodcr. Wien, 1991. S. 75. § 1.3). 822 Византийская Книга Эпарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Origenes. In Genesim homilia 1, 13, PG 12, 155. Philo Alexandrinus. De opiticio mundi, 49, Schwickert. T. 1. P. 46 1745 Idem. Expositio in psalmum David CXVIII, sermo 10, 15, PL 15, 1335. Cp.: Niederhuber J. Op. cit. S. 28–29. Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 2, 4, PG 29, 37 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 2, 4, PG 29, 37 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 2, 5, PG 29, 40 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 2, 4, PG 29, 37 Basilius Magnus. In Hexaemeron homilia 2, 5, PG 29, 40 1783 Idem. Expositio Evangelii secundum Lucam IV, 26, PL 15, 1619; Enarrationes in XII psalmos Davidicos, in ps. 37, 23, PL 14, 1020. Philo Alexandrinus. De opificio mundi, 56 et 59, Schwickert. T. 1. 51, 53 Philo Alexandrinus. De opiticio mundi, 53, Schwickert. T. 1. P. 49 1823 Cp.: Zeller E. Die Philosophie der Griechen. 4 Aufl. Leipzig, 1903. Tl. 3. Abt. 2. S. 449–450. 1839 См.: Wörter F. Die christliche Lehre über das Verhältniss von Gnade und Freiheit. Freiburg, 1860. Tl. 2. S. 400. 1871 Ambrosius Mediolanensis. De institutione virginis, 68, PL 16, 322. См.: Deutsch S. Des Ambrosius Lehre von der Sünde und der Sundentilgung. Berlin, 1867. S. 20. 1936 См.: idem. De incarnationis Dominicae Sacramento, PL 16, 817; Expositio in psalnium David CXVIII, sermo 5, 8, PL 15, 1253. 2025 См. об этом подробнее: Спасский А.А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов. Сергиев Посад, 1906. Т. 1. С. 81–82; Орлов А. Тринитарные воззрения Илария Пиктавийского . Сергиев Посад, 1908. С. 6–7. Прим. 2. 2030 Origenes. De principiis 1, 2, 1, PG 11, 130. Рус. пер. C. 23; Ibid., II, 6, 7, PG 11, 214. Рус. пер. С. 134. 2083 Cp.: Ambrosius Mediolanensis. De incarnationis Dominicae Sacramento, 77, PL 16, 838; De fide I, 77, 87, PL 16, 546, 549. 2085 Ambrosius Mediolanensis. De fide 1, 92, PL 16, 550; 11, 61, PL 16, 572; Epistula 48, 4, PL 16, 1153. 2120 Didymus Alexandritius. De Spiritu Sancto, 31, PG 39, 1062. Cp.: Basilius Magnus. Contra Eunomium lib. V, PG 29, 716AB. 2127 Idem. Contra Celsum III, 41, PG 11, 972. Cp.: Loofs F. Op. cit. S. 199; Bohringer G.F Op. cit. S. 274.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010