327 Cap.de charitate III,30 [p.n.I, 125]. 12Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323. 1S Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b. 330 Сар. de charitate II,32; III,33 [p.n.I,112,125]. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 336B, p.55 [p.n.II, 86–87]. 334 К характеристике их греховного настроения см. Cap.de charitate III,5 [p.n.I,121–122]; Quaest. ad Tahl. LXI,PG.90, 633C, p.218 (cap.quing. IV, 48); XXVI,341A-B, p.57 [p.n.II, 88] (cap.quing. I,80); XI,293A, p.29 ( περι το μη ν) [p.n.II,52]; LXII,653B-C, p.228–229. О деятельности их речь будет ниже, см. гл. «Аскетика», прим. 33–39. 340 Ambigua, PG.91, 1153B, f.157Ъ. Пространство и время – необходимые формы, τα ων ουκ νευ, чувственного бытия: Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 708B, p.259; LXV, 757C. D, p.287. 342 Ibid. 1217A. 1412B, f.185a, 262b, ср. 1104А-В, f.134a-b; Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749B, p.282 (cap.quing. V, 34). св. Григорий Богослов , Or.16, n.5, PG.35, 940BC; p.n.II, 43; Or.14, n.30, 897B; p.n.II, 31; Or.32, n.8, PG.36, 184B; p.n.III,116; cp. Or.17, n.4, PG.35, 972A; p.n.II,76 (в чувственном мире постоянно одно лишь его непостоянство). 343 Ambigua, PG.91, 1216С, f.184b ( εδη и σχματα). Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353C, p.65 [p.n.II,96]. 344 Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 597A-B, p.196; XXXII,372C, p.75 [p.n.II,107]; XLIX, 452A, p.119 [p.n.II,154]; schol.10, 461A, p.125 [p.n.II, 276]; L, 472C, p.131 [p.n.II, 165]; – LIX, 604C, p.199 ( απτη). Prol. ad Tahl. I,PG.90, 261B, p.12 [p.n.II,31]. Quaest. et dubia 21, PG.90, 801C, p.307. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a. 345 Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 596D, p.195–196 (cap.quing. IV,2); XXVII,353C, p.65 [p.n.II, 96]; LXV, 749B, p.282 (cap.quing. V,34). 346 Ambigua, PG.91, 1085A, f.126a; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728D, p.271 (cap.quing. V, 16); cP.XI,293A, p.29 [p.n.II, 52]; LXII,653B-C, p.228–229. Μη ν у преп. Максима иногда означает и безотносительно прямо небытие: Ambigua, PG.91, 1308С, f.222b; 1329B.D, f.231b; Ad Thomam, PG.91, 1048A, f.110a; Mystagogia 1, PG.91, 668B, p.495 [p.n.I,158].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

34 Irenaeus. Contra haereses III, 10,2, PG 7,873. Рус. пер. свящ. П. Преображенского . СПб., 1900. С. 240. Ср. Athanasius Alexandrinus. De incarnatione et contra arianos, 8, PG 26,996. Рус. пер. МДА. Изд. 2-e. 1902–1903. T. 3. С. 257. 37 Gregorius Theologus. Oratio 29, theologica III, 19, PG 36,100. Рус. пер.: Творения. Изд. 3-е. М., 1889. Т. 3. С. 59. Ср. Irenaeus. Contra haereses V. Praefatio, PG 7, 1119; Ibid., V, 30,3, PG 7, 1205; Gregorius Tbeologus. Oratio 1, 5, PG 35, 397. Рус. пер. T. 1. C. 4–5; DionysiusAreopagita. De ecclesiastica hierarchia II, 2, 1, PG 3,393. 39 Idem. Oratio 2,7 3, PG 35, 481. Подобные выражения встречаются нередко в церковном богослужении, например: «Да Твое покажеши яве неизреченное второе снятие... стоя посреде богов, апостол, на Фаворе, Моисея же и Илию неизреченно осиял еси» (из канона на Преображение Господне). 42 ZeBer Ed. Die Philosophie der Griechen. Tl. III, 1.2 Aufl. Leipzig, 1889.S. 106–118, особ. S. 115. Anm. 2. Cp. Harnack Ad. Lehrbuch der Dogmengeschichte 3 Aufl. Leipzig, 1894. Bd. II. S. 359–360. 43 Tertullianus. De baptismo, 4, PL 1, 1311–1312. Подобное же массивное представление об отношении благодати и вещества таинств, встречается в популярных беседах восточных писателей. «Внимательно взирай, – говорит Кирилл Иерусалимский , – на купель крещения: не как на простую воду, но как на духовную благодать, подаваемую вместе с водой. Ибо как приносимое на жертвеннике, по природе будучи просто, оскверняется призыванием демонов, так и, наоборот, простая вода по призывании на нее Св. Духа, Христа и Отца приобретает силу святости» (Cyrillus Hierosolymitanus. Oratio catechetica II, 3, PG 33, 385. Рус. пер. МДА. Изд. 2-е 1893. С. 37); «святое миро по призывании не простое уже или, как бы сказал иной, обыкновенное миро, но дарование Христа и Духа Св, от присутствия Божества Его соделавшееся действенным» (Idem. Oratio mystagogica III, 3, PG 33, 1089. Рус. пер. С 290). 46 Basilius Magnus. Homilia in psalmum 32, 6, PG 29, 333. Рус. пер. МДА. Изд. 3-с. М., 1891. T. 1. С. 224.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

С. 110-124; Laonikos Chalkokondyles. The Histories/Transl. A. Kaldellis. Camb. (Mass.); L., 2014. 2 vol. (DOML.; 33-34). Лит.: PLP, N 30512; Miller W. The Last Athenian Historian: Laonikos Chalkokondyles//JHS. 1922. Vol. 42. N 1. P. 36-49; Dark ó J. Zum Leben des Laonikos Chalkondyles//BZ. 1923. Bd. 24. H. 1. S. 29-39; idem. Neue Beiträge zur Biographie des Laonikos Chalkokandyles//Ibid. 1927. Bd. 27. S. 276-285; Веселаго Е. Б. Известия Лаоника Халкокондила об албанцах//ВВ. 1956. Т. 10(35). С. 133-160; она же. Историческое соч. Лаоника Халкокондила: (Опыт лит. характ-ки)//Там же. 1957. Т. 12(37). С. 203-217; она же. Еще раз о Лаонике Халкокондиле и его ист. труде//Там же. 1958. Т. 14(39). С. 190-199; она же. К вопросу об обществ.-полит. взглядах и мировоззрении визант. историка XV в. Лаоника Халкокондила//ВМУ: Ист. 1960. Вып. 1. С. 43-49; Греку В. К вопросу о биографии и ист. труде Лаоника Халкокондила//ВВ. 1958. Т. 13(38). С. 198-210; Ba tav . Die türkischen Quellen des Laonikos Chalkondylas//Akten des XI. intern. Byzantinistenkongresses/Hrsg. F. Dölger, H.-G. Beck. Münch., 1960. S. 35-42; Диттен Г. Известия Лаоника Халкокондила о России//ВВ. 1962. Т. 21(46). С. 51-94; idem. (Ditten H.) Spanien und die Spanier im Spiegel der Geschichtsschreibung des byzantinischen Historikers Laonikos Chalkokondyles//Helikon. Messina, 1963. Vol. 3. P. 170-195; idem. Bemerkungen zu Laonikos Chalkokondyles " Nachrichten über die Länder und Völker an den europäischen Küsten des Schwarzen Meeres//Klio. Lpz., 1965. Bd. 43/45. S. 185-246; idem. Bemerkungen zu Laonikos Chalkokondyles " Deutschland-Exkurs//ByzF. 1966. Bd. 1. S. 49-75; idem. Der Russland-Exkurs des Laonikos Chalkokondyles. B., 1968; Vryonis S. Laonikos Chalkokondyles and the Ottoman Budget//IJMES. Camb., 1976. Vol. 7. N 3. P. 423-432; Nicoloudis N. Laonikos Chalkokondyles on the Council of Florence//ΕΘ. 1992. Τ. 3. Σ. 132-134; idem. Observations on the Possible Sources of Laonikos Chalkokondyles " Demonstrations of Histories//Βυζαντιν.

http://pravenc.ru/text/2463117.html

2591 Пророк молит отнять поношение, как и грехи его. Sed cum circumcidi a se orat, non tamquam de admisso perpetratoque confessus est; sed quia id per infirmitatem carnis suae in se suspicatur habitare. Non enim ait, circumcide opprobrium quod in me est: sed ait: Circumcide opprobrium meum quod suspicatus sum, suspicionem opprobrii ex conscientia propriae infirmitatis ostendens [И когда молит отнять их, не исповедует, что грехи были попущены и совершены, но молится, так как страшится того, что они находятся в нем по немощи его плоти. Ибо он не говорит. Отними поношение, которое во мне», но говорит: «Отврати поношение мое, которого я страшусь» ( Пс. 118:39 ), и тем самым выказывает подозрение в поношении, осознавая собственную немощь] (Hilarius Pictaviensis. Tractatus super psalmos, 118, 5, l6, PL 9, 542; cp. 118, 19, 6). 2600 Idem. Tractatus super psalmos, 118, 14, 20, PL 9, 598; 118, 16,10, PL 9, 609, De Trinitate II, 35, PL 10, 74. 2616 Hilarius Pictaviensis. De Trinitate I, 11, PL 10, 32; II, 16, PL 10, 62; Tractatus super psalmos, 68, 13, PL 9, 477. 2634 Idem. De Trinitate IX, 39, 51, PL 10, 311, 321; X, 23, 25, 26, 65, PL 10, 361, 364, 366, 393; XI, 2, PL 10, 400. 2651 Ibid. X, 47, 66, PL 10, 380, 394; Tractatus super psalmos, 53, 12, PL 9, 344; 55, 2, PL 9, 358; 68, 23, PL 9, 484; 138, 3, PL 9, 793; 141, 8, PL 9, 836. 2685 Этим учением о двух моментах обожения Тела Христа объясняется и различие выражений, в которых Иларий говорит о прославленном Теле Христа. С одной стороны, он говорит о нем как о Теле видимом, хотя и прославленном сиянием Божества, и это относится к первому моменту прославления, следующего за крестной смертью и продолжающемуся до скончания века. С другой стороны, и гораздо чаще, он говорит о прославлении воспринятого Тела в таких выражениях, которые можно понять не только в смысле исчезновения человеческого вида, но даже в смысле растворения в Божестве самой природы человека, однако эти выражения относятся к моменту окончательного обожения и ввиду специальных оговорок Илария не могут обозначать уничтожения человеческой природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

590–593. 879 Ср. И. Невзоров. Мораль стоицизма и христианское нравоучение. Казань, 1892. (39–41). Равномерность жизни, последовательность, говорит Zeller (III, 1. 211 пр. 1.1, соглашая оба определения, очевидно, тогда только возможна, если все отдельные поступки соответствуют тому, что требуется природой поступающего. 885 Stob. Ecl. II, 116. Не лишним будет заметить, что знание вообще ценится стоиками не само по себе, а как средство к нравственной жизни; сама философия называется упражнением в добродетели (Plut. Placit. pro. 2), и если без неё не бывает добродетели, то и без добродетели не может быть философии (Sen. Ер. 89:8). 889 Plut. Plac. ph. pro, 2. Cic. Off. I, 43. 153; II, 2. 5. Sen. Ер. 89, 5. Под вещами человеческими, разъясняет Chollet. (La morale stoicienne en, face de morale chretienne. Paris. 1898. 5–6), нужно разуметь всё, что относится к деятельности человеческого ума и воли и составляет у стоиков предмет логики и этики; всё же остальное – природа неорганическая, растения, животные, божество и даже сам человек в том, что у него относится к природе», – представляет область вещей божественных и служит предметом третьей части стоической философии – физики. 901 Slob. Ecl. II, 158. 184; Cic. Fin. III, 18. 59. Обыкновенное καϑκον, в сравнении с κατρϑωμα, назывался уже μσον καϑκον. Slob. II, 158; Cic. Off. I, 3. 8. 948 Paed. III, 11. 286 (29 и далее). Str. II, 18.470 (15–19; 30–39); VII, 1.830 (24–29): II, 871 (3–5); Paed. I, 12. 157 (30–32): Str. IV, 22. 627 (5–9). 1025 См. выше, абзац начало: «Если так неопределённо у Филона понятие о Логосе...» и далее; ср. «а) Сторона объективная» и далее. 1037 Str. IV, 6. 581 (19–23); 23. 631 (16–18); VII, 12. 874 (43 и далее), 872 (22–34); V, 1. 652 (14–15); II, 12. 457 (20–22); VII, 10. 867 (12–13). 1045 Str. V, 1. 652 (26–28); II, 12. 457 (13–21); 6. 445 (34–28); 9. 452 (25–30); IV, 7. 587 (24–28); V, 3. 654 (24–30). 1046 Str. VII, 3. 838 (21–24); Paed. II, 12. 243 (37–41); Str. IV, 26. 638 (26–32); II, 18. 469 (24–30). 1096 Ibid. I, 5. 333 (6–7); IV, 26. 638 (29–30) ср. выше абзаца начало: «Настроение, основанное на принципах...». 1267 II, 20. 490 (22–36)–491 (1–10); III, 4. 522 (26)–523 (4); 2. 511 (20–34 и далее) 513 (1–2; 12–20), 514 (12–24). 1285 Str. VI, 6. 672 (35–41). II, 9. 452 (3–8); Quis. D. 8. 940 (9–11); Str. I, 19. 373 (33–34 и далее). Читать далее Источник: Нравственное учение Климента Александрийского/Д. Миртов. - Санкт-Петербург : Тип. Акинфиева и Леонтьева, 1900. - XLIV, 230 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Mirtov...

прославленные философы и ученые. Получив в Александрии доступ ко всему богатству эллинистической культуры и науки, К. А. стал активно изучать религ., философские и научные сочинения языческих писателей и применять приобретенные знания для дела христ. проповеди. Тексты основных сочинений К. А., к-рые он создавал во время жизни в Александрии, свидетельствуют о его внимательности и чуткости к различным культурным и религ. явлениям (см.: St ä hlin. 1934. S. 13-19; Hoek. 1990. P. 182-191; Le Boulluec. 1999. P. 13-36; Idem. 2003. S. 583-600). Желая говорить с каждым человеком на его культурном языке и отличаясь природной любознательностью, К. А. изучал в Александрии не только греч. лит-ру и философию, осведомленность в к-рых вводила его в круг александрийской интеллектуальной элиты, но и егип. мифологию, историю и культуру. Внимание К. А. к егип. верованиям и культурным особенностям отразилось в его сочинениях; так, напр., он предлагает перечень животных, которым поклоняются жители егип. городов ( Clem. Alex. Protrept. 2. 39. 5; 2. 41. 3-4), подробно описывает егип. ритуальное шествие ( Idem. Strom. VI 4. 35-37), говорит о 3 типах егип. знаков, что подтверждает знание им егип. письменности (Ibid. V 4. 20-21), и т. п. (см.: Братухин. 2006. С. 43-45). О желании К. А. найти положительные стороны в религ. воззрениях египтян свидетельствует предлагаемая им в «Увещевании к язычникам» оценка егип. обожествления животных. По словам К. А., боги египтян, будучи животными, следуют природе; в этом отношении они нравственно выше, чем боги эллинов, к-рым мифографы приписали множество постыдных и противоестественных поступков ( Clem. Alex. Protrept. 2. 39. 4, 6). Похвалы К. А. в адрес егип. мудрости (см., напр.: Strom. V 5. 28. 6; VI 2. 27. 2) разительно отличаются от оценок др. раннехрист. писателей, бывших представителями классической греч. культуры и не связанных с Египтом (напр., апологет Аристид называл египтян более глупыми и безрассудными, чем эллины, и утверждал, что их заблуждение хуже заблуждений всех народов; см.: Aristid.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

Ист.: Le Liber Mozarabicus Sacramentorum/Ed. M. Férotin. P., 1912. P. 395-465; Burkitt F. С. Euphemia and the Goth, with the Acts of Martyrdom of the Confessors of Edessa. L., 1913; Musurillo H. The Acts of the Christian Martyrs. Oxf., 1972; Dolbeau F. Actus et visio martyrum Luci Montani et ceterorum comitum. La Passion des saints Lucius et Montanus: Histoire et édition du texte//REAug. 1983. Vol. 29. P. 67-82; Лит.: Cureton W., ed. History of the Martyrs in Palestine by Eusebius, Bishop of Caesarea. L., 1861; Rossi G. B., de. Dei sepolcreti cristiani non sotterranei durante l " èra delle persecuzioni//BACr. 1864. Vol. 2. P. 25-32; idem. I primitivi monumenti cristiani di Corneto-Tarquinia//Ibid. Ser. 2. 1874. Vol. 5. P. 81-118; Bruzza L. Iscrizioni antiche Vercellesi. R., 1874. P. 292-301; Ramsay W. M. Topography and Epigraphy of Nova Isaura//JHS. 1905. Vol. 25. P. 163-180; Marucchi O. Osservazioni sull " iscrizione del papa Ponziano//NBAC. 1909. Vol. 15. P. 35-50; Labriolle P., de. Martyr et confesseur//BALAC. 1911. Vol. 1. P. 50-53; Кекелидзе К., прот. Сведения грузинских источников о прп. Максиме Исповеднике//ТКДА. 1912. Т. 3. 9. С. 1-41; 11. С. 451-486; Morin G. Que faut-il entendre par les confessores auxquels était adressé le traité de Macrobe le Donatiste?//RBen. 1912. Vol. 29. P. 82-84; Leclercq H. Confessor//DACL. 1914. T. 3. Pars 2. Col. 2508-2515; Duchesne L. Les origines du culte chrétien. P., 19205; Delehaye H. Martyr et Confesseur//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 20-49; idem. Sanctus. Brux., 1927; Peeters P. Les traductions orientales du mot Martyr//AnBoll. 1921. Vol. 39. P. 50-64; D ö lger F. J. Das Martyrium als Kampf mit dem Teufel//Antike und Christentum. Münster, 1932. Bd. 3. 177-188; Botte B. Le rituel d " ordination des Statuta Ecclesiae antiqua//RTAM. 1939. Vol. 11. P. 223-241; idem. Confessor//Archivum latinitatis medii aevi. Gen., 1941. Vol. 16. P. 137-148; Ferrua A. Epigrammata Damasiana. Vat., 1942; Rheinfelder H. Confiteri, confessio, confessor im Kirchenlatein und in den romanischen Sprachen//Die Sprache.

http://pravenc.ru/text/675007.html

29 «Sero quidem et consuetum eXtra tempus scribo vobis». PG, 26 col. 1377. 30 «Hinc (т.е. к Пасхе) nectentes eX ordine s. pentecosten... Spiritus solemnitatem celebrabimus, qui iam proXimus nobis est». Ibid., 1422. 31 Procatech., c. 4, catech. IV, c. 3. 32 In Genes, hom. XI et XXX. 33 Цит. соч. «О Пасхе» — PG.24, col. 698. 34 И, 59, V, 14, V, 30, VIII, 33 и др. 35 Цитов. статья Ф. Функа, 266. 36 P. G. 65, col. 53; 70, col. 425. 37 Цит. изд., 78. 38 Opera, 1712,1,505. 39 P. G. 88, col. 1788. 40 Отрывок его см. в цитов. послании Дамаскина о посте. 41 Quaest. 64. 42 Cap. IV. 43 О постах православной церкви, 1887, стр. 35. Panaria, haeres. 75 v. 57. 44 В предисловии к указанному соч. Дамаскина о посте, Opera, 1,498. 45 Цит. соч., 502. 46 P. G. Ill, col. 1089—91. 47 Assemani, Bibliotheca orient., Ill, 1, p. 305. 48 K. Beth, D. orientalische Christenheit, 1902, S. 424. Простонародное ее название: «седмица для лиц, желающих жениться на двоюродной сестре». 49 Цит. изд., 505. 50 A. Maclean, East Syrian Daily Offices, 1894, p. 272. 51 40-е по изд. Pitra, Juris ecclesiastic! graecorum monumenta, II, 1868, p. 331. 52 Ad Nicephorum notae, Corp. script, bysantin. VII, Venetiae 1729. 53 Неизданный кондак на среду 2-й седмицы поста. Приведен у Р. Maas " a; D. Chronologic d. Hymnen d. Romanos, Bysantinisch. Zeitschr., XV (1906), S. 25. 54 A. Baumstark, D. Kirchenjahr in Antiocheja; Romische Quartalschr., 1893, S. 56—57. Автор видел один армянский полемический памятник против греков, в котором, между прочим, сообщается, что сырная седмица введена была импер. Анастасием (491—518) потому, что он, как то раз заговляясь пред 40-цей объелся мясом. Это известие, несомненно, такого же свойства, как и известная греческая легенда об армянском посте арачаворк». Но, быть может, в отнесении времени происхождения сырной седмицы к царствованию Анастасия есть некоторая доля справедливости, как и в греческой легенде армянский ересиарх Саркис или Сергий является историческою личностью (Мансветов, цит. соч. 49). К сожалению, автор утратил заметку об этом памятнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3473...

Млтва по стыхъ мощей 34 . Влко гди бже нашъ, иже добропобдными твоими мчнки 35 низпровергнвый врага нашего 36 , дарй намъ, рабмъ твоимь, часть имти со стыми твоими. Дарй нам любити возлюбльшихъ т и рвности ихъ и подражати 37 . Сотвор насъ ученик пдвижниковъ 38 , кровь свою за великаг и покланемаг имене хрта твоег 39 40 . И сподоби насъ, млтвами и моленьми ихъ, держатис и вры, и истины слова твоег, надеждею, на нбсехь предлежащею 41 возлюбившымъ хрта твоег 42 , к да т блгодлрще и т работающе улчимъ пренбсныа тво. к стъ бже нашъ, и теб слав возсылаемъ, ц и сн и стом дх, нын и присн и во вки вквъ. Аминь. 1  Т. н. Евхологий Стратигия (по имени первого владельца рукописи). См.: Дмитриевский А.А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока. T. 2: Εχολγια. К., 1901. С. 993–1052; Duncan J. Coislin 213: Euchologe de la Grande Église. Diss.: Roma, 1983. 2  Т. н. Россанский кодекс (см. о нём: Jacob A. Histoire du formulaire Grec de la Liturgie de saint Jean Chrysostome. Diss.: Louvain, 1968. P. 241). См.: Korza K.L’Eucologio di Santa Maria del Patire di Rossano: Codice Vaticano Greco 1970. Diss.: Roma, 1998. 6  Ruggieri V. πομυρζω (μυρζω) τα λεψανα, ovvero la genesi d’un rito//Jahrbuch der österreichischen Byzantinistik. Bd. 43. S. 21–35. Wien, 1993. 8  См.: Дмитриевский. Цит. соч. С. 68; Minisci T. Le preghiere πισθμβωνοι dei codici criptensi//Bolletino della Badia greca di Grottaferrata. Grottaferrata, 1948. Vol. 2. P. 65–75, 117–126; 1949. Vol. 3. P. 3–10, 61–66, 121–132, 185–194; 1950. Vol. 4. P. 3–14 [здесь – Vol. 3. P. 185]; Jacob A. Les prières de l’ambon du Barber. Gr. 336 et du Vat. Gr. 1883//Bulletin de l’Institut historique belge de Rome. Roma, 1966. Vol. 37. P. 17–51 [здесь – P. 36]; idem. Nouveaux documents italo-grecs pour servir à l’histoire du texte des prières de l’ambon//Ibid. 1967. Vol. 38. P. 109–144 [здесь – P. 130]. В том же значении славянский перевод этой молитвы выписан и в Требнике особого состава ГИМ. Син. 675, конец XIV – начало XV b. Л. 78 оборот – 79.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

20 Далее на полях неразборчиво: подчеркивает, что ритм, достигаемый Иоанном и хиастическим построением речи, в этих случаях, как и в других, не звуковом, а смысловом. 21 Bultmann, op. cit. 22 Dodd, op. cit., p.. 444—453; Appendix. Some Consideration upon the Historical Aspect of the Fourth Gospel (ср. особенно стр. 451). 23 Renan E. Vie de Jesus. Appendix (начиная с 13-го французского издания 1888 г.). Ср. Hoskyns, указ соч., стр. 29—35. 24 Dodd, op. cit., Ср. особенно: Part I The Background.—4: Rabbins Judaism. 25 Dodd, op. cit. 26 Третье чтение ( πρω ), привлекшее внимание некоторых современных толкователей, едва ли может быть защищаемо. Оно есть обратный перевод латинского «mane» (утром), встречающегося в некоторых рукописях латинского перевода, но не имеющий поддержки греческих рукописей. 27 Ср.: Cullmann О. Saint Pierrë disciple — apotre — martyr. Histoire et theologie. Neuchatel, Paris, 1952 28 Lock, op. cit. 29 Hoskyns, op. cit. p. 281. 30 Ibid. 31 Ср. мою диссертацию «Водою и кровию и духом (к пониманию Ин.)». [Париж, 1946 (рукопись).] 32 Для ст. 6 критики текста обыкновенно принимают чтение кодексов В, L. и некоторых других, не имеющих слов «и духом» ( και πνεματος ), но слова эти достаточно заверены согласным свидетельством кодексов К, А и других, и в их пользу говорят внутренние данные, а именно: раскрытие мысли ст. 6а в ст. 6b, содержащем повторное упоминание Духа. 33 Culmann О. Les Sacrements dans l " Evangile Johanniquë la vie de Jesus et le culte de l " Eglise primitive. Paris, 1951. 34 Mgr. Cassien. Saint Pierre dans le Nouveau Testament (le probleme de la primaute) Istina, 1955, 3, p. 261—304. 35 Ср. выше, о двусмысленностях в Ин. 36 Пропуск в рукописи. 37 Это положение было мною обосновано в моей рукописной диссертации «Водою, Кровию и Духом». 38 Dodd , op. cit. 39 Ср. Jean Rdville . Le Quatrieme Evangile; Alfred Loisy . Le Quatrieme Evangile, Paris, 1903. 40 Dodd , op. cit.: Part Ï The Background — 3: Hellenistic Judaism. Philo of Alexandria, особенно стр. 73.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3487...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010