Дополнения и поправки Сохранившиеся или открытые до настоящего времени болгарские официальные акты Болгарских официальных актов, под которыми мы разумеем собственно хризовулы и грамоты царей, уцелело до настоящего времени или по крайней мере открыто по настоящее время так мало, что все они могут быть поименованы наперечет. Хризовулы и грамоты, напечатанные сполна, суть следующие: 1 . Иоанна Асеня 2-го грамота, данная рагузским купцам, без года, в Monumenta Serbica Мяклошича р. 2 и в Памятниках письменности южных славян Шафарика стр. 2 (Миклошич и Шафарик несправедливо усвояют ее Асеню 1-му). 2 . Михаила Асеня договорная грамота с рагужанами против сербского короля Стефана Уроша, 1253 г. 15 июня, у Миклошича ibid. р. 35 м у Шафарика в Памятниках стр. 16. 3 . Константина Асеня (Тиха или Теха) хризовул церкви великомуч. Георгия на Вирпине премо Скопии, без году, в Памятниках письменности южных славян Шафарика стр. 23, извлечение у Григоровича в Путеш. стр. 38. 4 . Иоанна Шишмана хризовул рыльскому монастырю, 1379 г., в Гласнике VII, 184.  Известные только по указаниям: 11 . Иоанна Калимана (или Калияна) Асеня хризовул афонскому Зографскому монастырю, 1192 г., у Миллера в Verzeichniss der in den Athosklöstern aufbewahrten Urkunden, напечатанном в I т. Slawische Bibliothek Миклошича; по всей вероятности, поддельный, см. Григоровича Путеш; стр. 71. 2 . Иоанна Александра хризовул Зографскому монастырю, 1342 г., у Миллера ibid., – у Григоровича Путеш. стр. 71 fin. разумеется, вероятно, он же. 3 . Его же хризовул монастырю Св. Николая в месте нарицаемом Орехов (на Афоне, близь Протата), 1347 г. 1 декабря, у Миллера ibid., у Григоровича Путеш. стр. 39. 4 . Его же хризовул Рыльскому монастырю, неизвестного года, Григоровича Путеш. стрр. 150 и 155 fin. 5 . Иоанна Шишмана хризовул о селе Витошь, подаренном церкви Богородицы Витошской, без году (Григор. Путеш. Стр. 73). Г. Григорович во время своего путешествия по Афону не имел возможности видеть Протатского архива (Путеш. стр. 30 нач.), но патриарх терновский Евфимий в житии Параскевы терновской, сказав о многочисленности при Иоанне Асене 2-м епархий болгарского патриархата, отсылает читателя к славным его хризовулам, которые находятся «в славней лавре святыя горы протате» (Волокол. ркп. 629, л. 162 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Н. К. происходил из семьи состоятельного судовладельца и купца Генне Крифца ( ок. 1450; Henne Cryfftz на мозельско-франкском диалекте; нем. вариант - Йоханн Кребс; лат. вариант - Иоанн Канцер; букв. значение фамилии - «рак»; впосл. изображение рака Н. К. поместил на свой герб). Отец Н. К. перевозил вино и др. товары по р. Мозель, вел торговлю с жителями Трира, Айфеля и др. городов и селений долины Мозеля; мать, Катарина Рёмер ( 1427), также принадлежала к зажиточной торговой семье. Вследствие этого встречающееся в лит-ре утверждение о «демократическом» происхождении Н. К. из крестьян или мелких торговцев ныне признается не соответствующим действительности (см., напр.: Meuthen. 2010. P. 10-11). У Н. К. были 2 родные сестры и брат, а также множество родственников по отцовской и материнской линиям. С некоторыми из них он впосл. поддерживал связь, помогая их церковной или светской карьере. Во взрослые годы Н. К. нередко посещал родной город; это подтверждает, что его отношения с родителями и родственниками были добрыми и неконфликтными (семейное древо Н. К. см.: M ü ller. 2013. S. 184-185; подробнее о семье см.: Ibid. S. 39-46). Дом в Кузе, в к-ром род. Н. К. и жила его семья, существует и в наст. время, однако он был реконструирован в кон. XVI в. (см.: Ibid. S. 35, 188). Точный день рождения Н. К. неизвестен; на основании нек-рых косвенных источников исследователи заключают, что он род. между апр. и июлем 1401 г. (см.: ActaCus. Bd. 1. S. 1. N 1). Н. К. был крещен в местной церкви, возможно, получив имя в честь одного из родственников. Первоначально Н. К. часто называл себя фамильным именем в соединении с местом рождения в немецкой или латиниз. форме - Николай Кребс из Кузы, Николай Канцер из Кузы. Впосл. более распространенной стала короткая форма Николай из Кузы (в лат. и нем. формах); широко использовался и др. вариант, где имя соединялось с лат. названием диоцеза, в котором Н. К. род. и первоначально исполнял церковное служение - Николай Трирский (Nicolaus Treverensis). Наиболее известная ныне форма Николай Кузанский (Nicolaus Cusanus) была введена итал. гуманистами и стала употребляться только с 40-х гг. XV в. ( Senger. 2017. S. 17; др. варианты написания имен см.: ActaCus. Bd. 1. S. 1801). Детство и юность

http://pravenc.ru/text/2566118.html

327 Cap.de charitate III,30 [p.n.I, 125]. 12Quaest. et dubia 61, PG.90, 833B, p.323. 1S Ambigua, PG.91, 1240C-D, f.195a-b. 330 Сар. de charitate II,32; III,33 [p.n.I,112,125]. Quaest. ad Tahl. XXV, PG.90, 336B, p.55 [p.n.II, 86–87]. 334 К характеристике их греховного настроения см. Cap.de charitate III,5 [p.n.I,121–122]; Quaest. ad Tahl. LXI,PG.90, 633C, p.218 (cap.quing. IV, 48); XXVI,341A-B, p.57 [p.n.II, 88] (cap.quing. I,80); XI,293A, p.29 ( περι το μη ν) [p.n.II,52]; LXII,653B-C, p.228–229. О деятельности их речь будет ниже, см. гл. «Аскетика», прим. 33–39. 340 Ambigua, PG.91, 1153B, f.157Ъ. Пространство и время – необходимые формы, τα ων ουκ νευ, чувственного бытия: Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 708B, p.259; LXV, 757C. D, p.287. 342 Ibid. 1217A. 1412B, f.185a, 262b, ср. 1104А-В, f.134a-b; Quaest. ad Tahl. LXV, PG.90, 749B, p.282 (cap.quing. V, 34). св. Григорий Богослов , Or.16, n.5, PG.35, 940BC; p.n.II, 43; Or.14, n.30, 897B; p.n.II, 31; Or.32, n.8, PG.36, 184B; p.n.III,116; cp. Or.17, n.4, PG.35, 972A; p.n.II,76 (в чувственном мире постоянно одно лишь его непостоянство). 343 Ambigua, PG.91, 1216С, f.184b ( εδη и σχματα). Quaest. ad Tahl. XXVII, PG.90, 353C, p.65 [p.n.II,96]. 344 Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 597A-B, p.196; XXXII,372C, p.75 [p.n.II,107]; XLIX, 452A, p.119 [p.n.II,154]; schol.10, 461A, p.125 [p.n.II, 276]; L, 472C, p.131 [p.n.II, 165]; – LIX, 604C, p.199 ( απτη). Prol. ad Tahl. I,PG.90, 261B, p.12 [p.n.II,31]. Quaest. et dubia 21, PG.90, 801C, p.307. Ambigua, PG.91, 1112B, f.138a. 345 Quaest. ad Tahl. LVIII,PG.90, 596D, p.195–196 (cap.quing. IV,2); XXVII,353C, p.65 [p.n.II, 96]; LXV, 749B, p.282 (cap.quing. V,34). 346 Ambigua, PG.91, 1085A, f.126a; Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728D, p.271 (cap.quing. V, 16); cP.XI,293A, p.29 [p.n.II, 52]; LXII,653B-C, p.228–229. Μη ν у преп. Максима иногда означает и безотносительно прямо небытие: Ambigua, PG.91, 1308С, f.222b; 1329B.D, f.231b; Ad Thomam, PG.91, 1048A, f.110a; Mystagogia 1, PG.91, 668B, p.495 [p.n.I,158].

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ [Геральд из Орийака; лат. Geraldus Auriliacensis; франц. Géraud d " Aurillac] (ок. 855, Аврилак (совр. Орийак, деп. Канталь, Франция) - 909, Цезерниак (ныне Сен-Сирг, обл. Керси, Франция)), св. (пам. зап. 13 окт.), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра (впосл. переименованное во имя Г. А.- Сен-Жеро) в Орийаке. По преданию, его род восходил к 2 почитаемым меровингским святым - свт. Кесарию , еп. Арелатскому, и прп. Аредию , аббату Аттанскому ( Odo Cluniacensis. Vita s. Geraldi Auriliacensis comitis I 1). Получив образование, обычное для знатного мирянина, Г. А. во время длительной болезни приобщился к книжной учености. Однако после смерти родителей юноша, склонный к монашеской жизни, отказался от выгодного брака с сестрой герцога Аквитанского (Ibid. I 9, 34) и вступил во владение землей, принадлежавшей родителям. Г. А. во всех действиях руководствовался христ. милосердием. Так, заседая в суде, он велел приговоренным к смерти разбойникам привезти материал для постройки виселиц, тем самым предоставив им возможность скрыться; застигнув вора ночью в собственной спальне, Г. А. отпустил его (Ibid. I 20, 26). Г. А. неоднократно отпускал на свободу побежденных врагов (Ibid. I 36, 37, 40). Будучи сподвижником Гийома Благочестивого, герц. Аквитанского, Г. А. принимал участие в политической жизни Юж. Галлии на рубеже IX-X вв., участвовал в военных кампаниях Гийома (Ibid. I 35-39, II 27), но отказался присягнуть ему и остался королевским вассалом (Ibid. I 32); т. о., в условиях борьбы за власть между потомками Каролингов и избранным знатью кор. Одоном Г. А., вероятно, оставался верен старой династии. Взял под свою защиту Эбля Манцера, сына скоропостижно умершего при неизвестных обстоятельствах гр. Пуатье Рамнульфа II ( Ademari Cabannensis Chronicon. III 21). В зрелые годы Г. А. тайно принял постриг и совершил неск. паломничеств в Рим ( Odo. Vita. II 2, 7). Ок. 895 г. им было основано аббатство св. Петра, напрямую подчиненное папе Римскому (Ibid. II 4). В этом аббатстве Г. А. был похоронен.

http://pravenc.ru/text/164527.html

1 А.П. Лебедев: «Вселенские соборы IV и V веков», 3-е издание. СПБ, 1904, стр. 374. 2 «Религиозные движения на Христианском Востоке в IV и V вв.» Москва, 1881. 3 Op. cit. стр. 49—63. 4 В. В. Болотов: «Лекции по Истории древней Церкви», СПБ, 1918, т. IV, стр. 3. 5 Ibid., стр. 7. 6 Проф. А. А. Спасский: «История догматических движений», т. 1. Сергиев Посад, 1906. Стр. 652, II. 7 «Журналы заседаний Совета Москов. Д. Академии», за 1907 г., при приложении к «Богословскому Вестнику», стр. 42—44. 8 В. В. Болотов: ор. cit. т. IV, стр. 3. 9 Например, Осии 1, 1 или Пс. 44:1. 10 В.В. Болотов: ор. cit., стр. 5. 11 Ibid., стр. 7. 12 «Против ересей», LXIX, 6. 13 «Н. E.» I, 4. 14 Op. cit. LXIX, 7—8. 15 «О Синодах», 16. 16 Ibid. 15; «Против ариан», 1, 5. 17 «Н. Е.», I, 26, 2. 18 «Н. Е.», II, 27, 6. 19 Послание к епископам Египта и Ливии», 12; «о мнениях Дионисия», 23. 20 «Н. Е.», I, 6. 21 B.B. Болотов: «К вопросу о «Filioque.» СПБ. 1914, стр. 42—45. 22 «Христианское чтение» 1898, (CCV), 351—354. 23 «Хранение догмата в церкви», – «Труды Киев. Дух. Акад.» 1910, сентябрь, стр. 17—77. 24 В.В. Болотов: «Лекции», том IV, стр. 1. 25 Оглаш. XIII, 2. 26 Проф. А.А. Спасский: «История догматических движений», т. I, стр. 350. 27 Диалог I, P.G. 83, 37 С. 28 «Correspondance», Paris, 1927, p. 165. 29 «Synodikos tomos», I, 6. P.G. 151, 681—682. 30 Ер. 82. 31 Слово XXI, 26, 37. 32 Bardenhewer: «Patrologie», S. 220. 33 Bossuet: «Defense de la Tradition et des saints pures». 34 F. Cavallerä «St Athanase», Paris, 1908. 35 L. Bouyer: «L.incarnation et l " Eglise – Corps du Christ dans la mhйologie d " Athanase». Paris, 1934. 36 J.M. Szymusiak: “Apologle а 1 " Empereur Constance et Apologie pour sa fuite», S. CH. 56, Paris, 1958, pp. 42—57. 37 X. Le Bachelet: “St Athanase» In DTC. t. I. (Paris, 1923), col. 2165. 38 Stricken: “Athanasiana», (Texte und Untersuchungen, 19, 4), Leipzig, 1899. 39 Hoss: “Studien liber das Schrifttum und die Theologie des Athanasius», Freiburg. i. Br., 1899. 40 F. Drasekë in «Theol. Studien und Kritiken», 1893, LXVI, 251—315.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3505...

  Origen on The Jews. Studies in Church History, vol. 29 (Christianity & Judaism), Oxford, 1992, 1 - 13. Reprinted in: E Ferguson (Ed). Recent Studies in Church History. vol 2.Garland Publishing. Hamden. CT. 1999.   The Influence of the Isis Cult on St. Cyril of Alexandria " s Christology. Studia Patristica, 24, Leuven, 1992, 191 - 199.   Influenta cultului lui Isis asupra Hristologiei Sfantului Chiril al Alexandriei. Altarul Banatalui (Revista Arhiepiscopiei Timisoarei). Anul. XIV. (LIII). serie noua. Nr. 1-3; Jan-Mar. 2003. 39-46.   The Theology of Images and the Legitimation of Power in Eighth Century Byzantium. St. Vladimir " s Theological Quarterly. vol. 37, No. 1, January, 1993, 39 - 58.   Martyr Devotion in the Alexandrian School (Origen to Athanasius). Studies in Church History, vol. 30 (Martyrs & Martyrologies), Oxford, 1993, 35-45. Reprinted in: E Ferguson (Ed). Recent Studies in Church History. vol. 5.Garland Publishing. Hamden. CT. 1999.   Signs of the Kingdom. ch.10 in: The Kingdom of God and Human Society, (Ed.) R.S. Barbour, Edinburgh, 1993, 190 - 207.   St. Cyril of Alexandria: Homily on the Feast of St. John The Theologian. Sourozh (Journal of the Russian Orthodox Church in England). vol. 51. Fall. 1993. 34-35.   Perceiving Light from Light in Light. The Trinitarian Theology of St. Gregory The Theologian. (Commemorative Volume for his 16th Centenary), Greek Orthodox Theological Review (Brookline, Mass.) vol. 39. 1-2, 1994, 7-32.   Structural Design & Apologetic Intent in Origen " s Commentary on John. Origeniana Sexta, [Origen and the Bible] (Edd. G. Dorival & A. Le Boulluec) Bibliotheca Ephemeridum Theologicarum Lovaniensium, CXVIII, [Leuven Univ. Press ], Peeters, Leuven, 1995, 441 - 457   Variations on a Theme: Monasticism in the Latin & Byzantine Experience. Medieval Life. No. 2, Spring 1995, 5-8, & ibid. No. 3. Autumn 1995, 3-5.   St. Symeon the New Theologian and Byzantine Monasticism. in: Mount Athos & Byzantine Monasticism. Ed. A. Bryer. Variorum Press, Aldershot, 1996. 17-35.

http://bogoslov.ru/person/2420210

27. The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom (OCA 200, Rome: PIO 1975) xl + 485 pp. 28. “Évolution historique de la Liturgie de Saint Jean Chrysostome,” ch. 4: “L’encensement et le lavabo,” POC 25 (1975) 274-299. 1976 г. 29. “Bibliographie J.-M. Hanssens S.J.,” OCP 42 (1976) 234-240. 30. Eastern-Rite Catholicism. Its Heritage and Vocation (New York: John XXIII Ecumenical Center, Fordham University 1976) (2nd edition of no. 4). 31. “De Geest van de Oosterse Liturgie,” Het Christelijk Oosten (Nijmegen, Holland) 28 (1976) 229-245 (Dutch version of no. 33). 32. Review of Christine Strube, Die westliche Eingangsseite der Kirchen von Konstantinopel in justinianischer Zeit. Architektonische und quellenkritische Untersuchungen (Schriften zur Geistesgeschichte des östlichen Europa, Bd. 6. Wiesbaden 1973), OCP 42 (1976) 296-303. 1977 г. 33. “The Spirit of Eastern Christian Worship,” Diakonia 12 (1977) 103-120. 34. “How Liturgies Grow: The Evolution of the Byzantine ‘Divine liturgy’,” OCP 43 (1977) 355-377. 1978 г. 35. “‘Thanksgiving for the Light.’ Toward a Theology of Vespers,” Diakonia 13 (1978) 27-50. 36. Eastern-Rite Catholicism. Its Heritage and Vocation (New York: John XXIII Ecumenical Center, Fordham University 1978) (reprint of no. 30). 37. “The Structural Analysis of Liturgical Units: An Essay in Methodology,” Worship 52 (1978) 314-329. 38. “A Short Course in Culture: The Carpatho-Ruthenian Cultural Seminar on Cassettes,” Diakonia 13 (1978) 168-175. 39. The Great Entrance. A History of the Transfer of Gifts and other Preanaphoral Rites of the Liturgy of St. John Chrysostom (2nd, revised edition, OCA 200, Rome: PIO 1978) xlii + 490 pp (revised ed. of no. 27). 1979 г. 40. “Antiphonal Singing,” in P.K. Meagher, T.C. O’Brien, C.M. Ahearne (eds.), Encyclopedic Dictionary of Religion (Washington, DC: Corpus Publications 1979) 1:203. 41. “Calendar, Chaldean,” ibid. 1:585-586. 42. “Concelebration,” ibid. 1:858-859.

http://bogoslov.ru/person/525392

Пришел (на юг) преднаписанным перстом Божиим козел 35 , так как они были во всем однообразны по ипостаси (κατ τ ς ποστ σεις) и по виду, ибо так заповедал Бог Моисею. На головы козлов возлагались руки священников, ибо две ипостаси козлов приводились к жертвеннику вместе; и брал священник одного из двух и закалал; и после принесения в жертву одного из двух козлов, один живой,-тот, который был участником крови и жребия другого, принесенного в жертву,-отсылался в горы. А до тех пор, пока не совершили всего написанного, он находился вместе, с подобным ему козлом. И тот, кто был в то время священником, приносил в жертву (того козла), которого хотел. Это предначертание было образом Отца и Сына. Намереваясь быть веденным на Свой святой и животворящий крест, на жертвенник Божий, Бог Израилев Иисус Христос веден был не один, но с Ним был и Отец. Действительно, прежде чем войти на крест, Он сказал святым апостолам: вот наступает час, когда все вы оставите Меня одного, но Я не один, потому что пославший Меня Отец-со Мною 36 и не оставил Меня одного. Итак, образ оказался истиною в том отношении, что не восхищением непшева быти равен Богу 37 Тот, Который претерпел крест,. Это-образ, открывающим (нам) истину; он преднаписует (ее) у Моисея так. Ради отпущения (грехов) и жертвеннику приводились два похожие по виду козла. О двух козлах ме- dorf, Vetus testamentum graece juxta CXX interpretes, tomus primus, Lipsiae, 1850, p. 134, где в примечаниях помещено чтение текста по Александрийскому кодексу (Ср. ibid, Prolegomenorum index, p. LX.). В нашем тексте также для обозначения жертвенного козла употребляется сначала слово χε μαος, тождественное с χε μαος -поток, а потом уже χ μαρος, как всюду в Ватиканском кодексе перевода LXX. Может быть, и в нашем тексте первоначально всюду стояло χε μαος, как в Александрийском кодексе. Который есть Слово и Сын Самого Отца и наш Бог Господь, Который есть Господь Саваоф, вознесенный на крест и возвративший пленение наше не выкупом и не подарками, как некогда сказал Господь Вседержитель чрез пророка Исаию 38 и как ныне Он же говорит чрез блаженного Петра: не истленным сребром или златом избавистеся от суетного вашего жития, отцы преданнаго, но честною кровию яко агнца непорочна и пречиста Христа 39 И если в образе предначертания повелено было Моисею Духом Святым избирать непорочных козлов, то не тем ли более-мысленный [козел и поток] сладости 40 имеет единый образ со Отцом, как собезначальное Слово, как Христос, совечный Родившему Его? Мы возрождены водою нетленною и Духом, ибо написано: [порождени] не от семене истленнна, но неистленна 41 -как я сказал выше, -водою и Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Aleks...

В базе данных DOHD, N 25 учтено по 2 Житиям 88 чудес П. А., из них 33 посмертных. В большинстве случаев это исцеления, среди к-рых прижизненные: от глухоты (BHG, N 2364. Cap. 16, 68), от различных неназванных болезней (Ibid. Cap. 19, 35, 37, 44, 51, 54, 58), от паралича и немоты (Ibid. Cap. 20) или только от паралича (Ibid. Cap. 24, 45), от проказы (Ibid. Cap. 27, 35, 70), от врожденных уродств (Ibid. Cap. 29), от кожной болезни, вызванной укусом змеи (Ibid. Cap. 32), от болезней суставов (Ibid. Cap. 50) и зубов (Ibid. Cap. 56), от болезни горла (Ibid. Cap. 77), от рака (Ibid. Cap. 78); также описано воскрешение мертвых (Ibid. Cap. 22, 47). Из посмертных чудес можно привести исцеление от различных недугов (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 159): проказы (BHG, N 2364. Cap. 27), болезней суставов, опухолей, разного рода болей (BHG, N 2365. Cap. 137-139), рака (BHG, N 2364. Cap. 141, 157), ран (Ibid. Cap. 149, 151), паралича (Ibid. Cap. 147, 171), хромоты (Ibid. Cap. 161), болезни горла (Ibid. Cap. 163), кашля и лихорадки (Ibid. Cap. 169-171), слепоты (Ibid. Cap. 86; 113; BHG, N 2365. Cap. 159), болезней внутренних органов (BHG, N 2364. Cap. 114); помощь при родах (Ibid. Cap. 161). Очень часто святой изгонял бесов, как при жизни (Ibid. Cap. 13, 21, 25, 31 36, 60, 61), так и после смерти (Ibid. Cap. 86; BHG, N 2365. Cap. 153, 161). Мн. чудеса связаны с животными, в частности с их спасением или возвращением хозяину (BHG, N 2364. Cap. 20; посмертно: Cap. 101, 106, 110), а также с изгнанием вредителей, напр. саранчи (Ibid. Cap. 16, 62). Нек-рые чудеса заключались в том, что святой становился невидимым или входил в запертые помещения (Ibid. Cap. 3, 14, 26). Особенно интересен следующий эпизод: когда П. А. служил литургию в кафоликоне мон-ря Захарии и туда зашли чиновники-иконоборцы, чтобы арестовать его, святой сотворил крестное знамение и стал для них невидим (Ibid. Cap. 14). Неск. чудес состояли в умножении припасов - масла (Ibid. Cap. 30), хлеба и вина (Ibid. Cap. 49, 116), вина (посмертно: Ibid. Cap. 96). Часто святой демонстрировал свою власть над природными явлениями, изводя источники, усмиряя бури, пересекая бурные реки (Ibid. Cap. 6, 8, 16, 18, 19, 40, 71, 76; посмертно: Cap. 111). Наконец, отдельную категорию составляют случаи чудесного освобождения из тюрьмы или спасения от врага (Ibid. Cap. 39, 41). Еще одно чудо, описанное мон. Саввой, говорит о смирении П. А.: отшельник Павел велел ему бросить его церковное облачение в огонь и забрать через час. Святой повиновался и через час нашел облачение не тронутым огнем. Основным способом получить исцеление от гробницы П. А., характерным для визант. Житий, было помазание маслом из лампады, горевшей над местом его упокоения.

http://pravenc.ru/text/2580370.html

Особый мифологизированный образ И. представлен в валлийской традиции. Во 2-й пол. XII в. валлийский интерполятор «Законника Эдуарда Исповедника» (Leges Edwardi Confessoris; сборник 39 законов, составленный ок. 1140 г. и приписываемый кор. Эдуарду Исповеднику) сообщал, что ангел избрал И. королем англов и сделал 1-м правителем всей Британии. И. взял жену из обл. Камбрия по имени Гуала, в честь к-рой область получила название Уэльс. Т. о., И. объединил под своей властью германцев и бриттов. Далее в «Законник...» включена похвала мудрости и справедливости И. Согласно Гальфриду Монмутскому, И. был племянником Алана, правителя бриттов Арморики (ныне Бретань), посланным в Британию для борьбы с англами и саксами. Ист.: Beda. Hist. eccl. IV 15; V 7// Baedae Venerabilis Opera historica/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 236, 294; The Anglo-Saxon Chronicle/Ed. B. Thorpe. L., 1861. Vol. 1. P. 64-75. Vol. 2. P. 35-39; Wilhelmus Malmesburiensis. De gestis regum Anglorum. 35-38//PL. 179. Col. 988-994; idem. De gestis pontificum Anglorum//Ibid. Col. 1543, 1619, 1631-1632, 1637, 1644-1645; idem. De antiquitate Glastoniensis ecclesiae//Ibid. Col. 1703-1707, 1724, 1729; Henricus Hantingdoniensis. Historia Anglorum//Ibid. 195. Col. 871-873, 876, 886, 888; ActaSS. Febr. T. 1. P. 905-912. Лит.: [ Stubbs W.] Ine, Ini, Ina//DCB. Vol. 3. P. 236-239; Hodgkin R. H. A History of the Anglo-Saxons. Oxf., 19392. P. 316-321; Stenton F. M. Anglo-Saxon England. Oxf., 19472; Bonser W. An Anglo-Saxon and Celtic Bibliography. Oxf., 1957; Brooke C. N. L. The Saxon and Norman Kings. L., 1963. P. 101-102; Kirby D. P. Problems of Early West Saxon History//EHR. 1965. Vol. 80. P. 10-29; Boyle L. Ine//BiblSS. Vol. 7. Col. 789-790; Wallace-Hadrill J. M. Early Germanic Kingship in England and in the Continent. Oxf., 1971; Folz R. Ina//DHGE. T. 25. Col. 1107-1108; The Blackwell Encyclopaedia of Anglo-Saxon England/Ed. S. Keynes, M. Lapidge. Oxf., 1999. P. 251. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/389595.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010