Молитва 34. Loosely based on Faber, ibid., No. 4 «Causae cur interdum non audiantur preces nostrae a Deo». Молитва 35. Taken from Faber, ibid., sect. 2 «Non petimus ea quae convenit»: «Intellexit hoc etiam vir ille bonus, qui (recenset Salmeron tom. 10. tract. 11. p. 103.) precum loco recitavit viginti quatuor elementa literarum, cum hac clausula: Domine, iunge literas, et a te peto quod tibi magis placet, et mihi magis expedit. Quid autem sit illud, tu melius nosti.» Молитва 36. Taken from Faber, ibid., sect. 3 «Quia non ferventer petimus»: «Quia forte non ferventer petimus. Unde ait: petieritis [ John 16.23 ], et alibi, petite, quaerite et pulsate [Matt. 7.7]: iubens per hoc serio, instanter, ferventer petere.» Молитва 37. Taken from Faber, ibid.: «Ut enim thus non ascendit sursum nec odorem spargit, nisi in igne positum, sic oratio nisi ex ferventi corde procedens, non dirigitur ad Deum nec penetrat caelum.» Молитва 38. Taken from Faber, ibid.: «Clamores ergo isti non tarn oris quam cordis intelligendi sunt, quales sunt lachrymae, gemitus, suspiria, ignita desideria.» Молитва 39. Taken from Faber, ibid., sect. 4 «Quia forte in peccatis haeremus»: «Venerabilis Beda in natali Innocent, mart, ait: «Sicut iuxta Dei sententiam vulneri medicamentum, si adhuc ferrum in eo manet, non proficit; ita nihil proficit oratio illius, cuius adhuc dolor in mente, vel odium manet in pectore.»» Молитва 40. Taken from Faber, In Festo Purificationis B.M.V., No. 2 «Quae potissimum primogenita Deo offerenda», sect. 3 «Primogenitum diei seu initium»: «Rursum qui id faciunt [i.e., pray early in the morning] optimum fundamentum futurae diei ponunt, teste Chrysost. loco praedicto [i.e. commentary on Ps. 5.3 ], si os nostrum, inquit, per orationem munierimus, diurnae actionis pulchrum fundam entum iecerimus. Iacto hoc fundamento facile superstruuntur bonae actiones, et vitantur malae.» Молитва 42. Taken from Meffreth, Dominica 5 Post Pascha, No. 3: «Quidam frater dixit beato Antonio. Ora pro me Pater. Ad quod dicit Antonius. Ego nec tui misereor, nec Deus, nisi pro teipso sollicitus sis in orationibus» (Pars aestiv., p. 120).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Ibid., стр. 70. 1232 Ibid., стр. 28. 1233  «В мире неясного и нерешенного», стр. 110. 1234 Ibid., стр. 5. 1235  Ibid., стр. 110. 1236 «Из восточных мотивов» (Тетради), стр. 24. 1237 «Религия и культура», стр. 173. Последнее верно, только если гены, отвечающие за эти признаки распложены на разных хромосомах. 1238 «В мире неясного и нерешенного», стр. 123. 1239 «Уединенное», стр. 169. 1240 «Около церк. стен», т. 1, стр. 91. 1241 «Религия и культура», стр. 150. 1242 Письмо к Голлербаху. См. Голлербах, Розанов. (Письма его), стр. 44 1243 «Сем. вопрос», т. 1, стр. 35 1244  «Темный лик…», стр. 265. 1245 «Опавшие листья», Кол. 1, стр. 255. 1246 «Люди лунного света», стр. 194 1247 «Из восточных мотивов» (стр. 15). Ср. «Сем. вопрос», т. I. стр. 25. 1248 «Апокалипсис нашего времени» (Версты 1927, стр. 336, 307, 303, 316, 345. 1249 Ibid., стр. 305. 1250 «Религия и культура», стр. 126. 1251 Ibid., стр. 126. 1252 «Сем. вопрос», т. 1, стр. 75, 78. 1253 Примеч. к письму Страхова в книге «Литературные изгнанники». стр. 342–3. 1254 «Идея рационального естествознания». Русский Вестник 1892 г VIII, стр. 196–7. 1255 Литературные очерки (1899) стр. 39. 1256 Ibid., стр. 42. 1257 См. яркие строки в «Уединенном», стр. 117. 1258 См. воспоминания К. Ельцовой. «Сны нездешние», Современные Записки, т. XXVIII (1926 г.). 1259 Биография Вл. Соловьева довольно недурно разработана. Важнее всего капитальное исследование СМ. Лукьянова:0 Вл. Соловьеве в его молодые годы, т. I—III, Петроград 1918—1921; В.Л. Величко. Вл. Соловьев. Жизнь и творения, 1904; СМ. Соловьев (племянник Вл. Соловьева) — биография Вл.С. в издании стихотворений B.C. (7–е изд., 1921 г., стр. 1—58); Прекрасно рассказана биография B.C. также в книге К.В. Мочульского. В. С. Соловьев (Париж, 1936). См. еще Воспоминания сестры Вл.С. М.С Безобразовой (Минувшие годы, 1908, 5); К. Ельцовой (сестры Л.М. Лопатина) Совр. Записки, т. XXVIII (1926 г.). См. также Э.Л. Р а д л о в. B.C. Соловьев. Жизнь и учение. Петербург 1913; Флоровский. Новые книги о В. Соловьеве, Известия Одес. Библ. Общ., 1912; Флоровский. Молодые годы В. Соловьева, Путь, 9 (1928 г.). Дальнейшую биографию см. в сборнике «Влад. Соловьев», издание «Пути», Москва 1911 г. и в книге Stremooukhow:W. Soloview et son oeuvre messianique. Strassbourg 1935. 1260

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

24 Retractationes II, epilogus. 25 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 26 Contra litteras Petiliani 2. 9.22.  27 Sermo 213. 8.  28 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 29 Ennaratio in psalmum 99. 3. 2. 30 Enchiridion.  31 Ennaratio in psalmum 118. 20. 1.  32 Sermo 341. 11. 33 De vera religione 5. 8–9.  34 Epistula ad catholicos de secta donatistorum 2. 2. 35 Contra litteras Petiliani 3. 16. 21. 36 Trapè Agostino. Saint Augustine//Patrology/ed. by Johannes Quasten. Vol. IV. Ch. VI. Allen, Texas, s.a. P. 447.  37 In epistolam Ioannis tractatus 1. 2. 38 Sermo 341. 1.  39 Ibid. 341. 11.  40 Ennaratio in psalmum 26. 2. 2.  41 Fleteren F., van. Deification, Divinization//Augustine through the Ages: An Encyclopedia/ed. by Allan D. Fitzgerald. Cambridge, 2009. P. 265.  42 Афанасий Александрийский, свт. Послание на ариан 1. 39//Творения. Ч. 2. Сергиев Посад, 1902. C. 227. 43 Sermo 13 de Tempore//PL. 39. Col. 1097–1098. 44 Sermo 192. 1. 1. 45 In Evangelium Ioannis tractatus 21, 8. 46 Ennaratio in psalmum 49. 1. 2.  47 Ibid. 146. 5. 11. 48 De praedestinatione Sanctorum 15. 31. 49 Sermo 130. 2. 50 Contra Faustum Manichaeum 19. 11. 51 Ibid. 19. 13. 52 Epistola 54. 1. 53 Ibid. 54 См.: Cutrone Emmanuelle J. Sacraments//Augustine through the Ages: An Encyclopedia. P. 742. 55 Epistola 54. 1.  56 Sermo 272. 1.  57 De civitate Dei 10. 5. 58 Предмет, сущность, суть (лат.). Слово «реальность» от латинского res.  59 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 60 Сила, энергия, дарование (лат.). 61 In Evangelium Ioannis tractatus 26. 12. 62 Sermo 57. 7. 63 Sermo 229 A.  64 Ambrosius Mediolanensis. De mysteriis 53//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. М.: ПСТГУ, 2012. С. 295. 65 Sermo 227. 1.  66 Sermo 228 b. 2.  67 Sermo 234. 2. 68 De Baptismo contra Donatistas 5. 9. 69 Ennaratio in psalmum 98. 9. 70 In evangelium Ioannis tractatus 80. 3. 71 «Этот хлеб является обычным хлебом только до слов освящения (verba sacramentorum). Как только наступит время освящения (consecra­tio), из хлеба он станет Телом Христовым» (Ambrosius Mediolanensis. De sacramentis 4. 14//Собрание творений на латинском и русском языках. Т. 1. С. 224). 

http://e-vestnik.ru/church/tainstvo_edin...

Stuiber A. Ambrosiaster//Theologische Realenzyklopädie. 1977. Bd. 2. S. 357. Speller L. Ambrosiaster and the Jews//Studia patristica. 1982. Vol. 17. P. 75. Brown P. The Body and Society: Men, Women, and Sexual Renunciation in Early Christianity. New York (N.Y.), 1988. Р. 377. Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s Political Theology. Р. 106. Hunter D. G. The Significance of Ambrosiaster//JECS. 2008. Vol. 17. P. 15; Hunter D. G. The Author, Date and Provenance//Ambrosiaster’s Commentary on the Pauline Epistles: Romans/transl. S. A. Cooper, D. G. Hunter. Atlanta (Ga.), 2017. Р. XXVII–XXIX. Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s Political Theology. P. 106–126. Ambrosiaster . Commentarius in epistulas ad Eph. 4, 11–12, 2–5//CSEL. 81/3. P. 99–100. Для дополнительной информации по данному вопросу см.: Bévenot M. Ambrosiaster’s Thoughts on Christian Priesthood//Heythrop Journal. 1977. Vol. 18. P. 152–164; Hunter D. G. The Significance of Ambrosiaster//JECS. 2008. Vol. 17. P. 1–26. Ambrosiaster . Quaestiones Veteris et Novi Testamenti 120//CSEL. 50. P. 361–363. Ibid. 127, 3//CSEL. 50. P. 400. Ibid. 127, 35–36//CSEL. 50. P. 414–416. Ibid. 101//CSEL. 50. P. 193–198. Ambrosiaster. Quaestiones Veteris et Novi Testamenti 120//CSEL. 50. P. 361. Lunn-Rockliffe S. Ambrosiaster’s Political Theology. P. 72–75. Ibid. P. 80–86, 84. Ibid. P. 82. См.: Augustinus Hipponiensis. De catechizandis rudibus V, 9//PL. 40. Col. 316. Bussières M.-P. Introduction//SC. 512. P. 39.   Источник: Лысевич А. , свящ. ; Феодорит ( Тихонов ), еп. Амвросиаст: история поиска «настоящего» имени//Богословский вестник. 2022. 1 (44). С. 88-109 Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6174563

В творении мира Бог проявил Свою благость, силу и премудрость (Keph. Gnost. II 1). Будучи «ипостасным Ведением» (νυπστατος πιστμη), «сущностным Знанием» (ϒνσις οσιδης), «сущностной Премудростью» (οσιδης σοφα) и «сущностным Светом» (φς τ οσ), Бог является источником истинного познания и его главной целью (ατ τ ϒινωσκμενον), ради к-рой было создано все сущее (Ibid. I 3, 35, 50, 65, 89; II 11, 47; IV 77; V 51, 55-56; VI 10; Schol. in Ps. 138. 7// Pitra. Vol. 3. P. 342; Schol. in Ps. 144. 3//Ibid. P. 354). Бог «присутствует везде и нигде: везде - потому что Он внутренне присущ всем тварным существам (πσιν νυπρχει τος ϒεϒονσιν), а нигде - потому что Он иной, нежели они» (τερος ατν - Keph. Gnost. I 43). Космология Гораздо менее традиционны космологические взгляды Е. П., сформировавшиеся гл. обр. под влиянием учения Оригена и его последователей (прп. Мелании Старшей, Руфина, Дидима Слепца, Альбина, Длинных братьев). В основе космологии Е. П. лежит представление о т. н. двойном творении ( Guillaumont A. 1962. P. 103-113, 241-244; Bundy. 1992. P. 578-580; Stewart. 2001. P. 176; Dysinger. 2005. P. 31-33). Вначале вне времени (χρονος - Keph. Gnost. II 87; VI 9) Бог сотворил из не сущего «первоначальные творения» (τ πρτερα ϒεϒοντα) - «монаду» или «генаду» (единство) разумных существ (ο λοϒικο, λοϒικα φσεις - Ibid. I 63-65; II 1, 19; III 22; IV 1, 58; VI 20; Ep. fidei. 11. 4-5), или «чистых умов» (νες ϒυμνο, νες καθαρο - Keph. Gnost. I 65; III 6), созданных для познания Бога и единства с Ним (Ibid. I 50, 61, 87, 89; II 64; III 6, 24, 89; V 50; Ep. ad Melan. 29-30). Все разумные существа были сотворены равными между собой, безгрешными и благими, наслаждались совершенным познанием («существенным ведением») Бога в райском блаженстве, добре, единстве, согласии, мире (ερνη) и покое (στσις - Keph. Gnost. I 39-40, 65; II 3, 8; V 67, 69; VI 8, 75). Но вследствие «нерадения» (μλεια) и «небрежения» (φυλαξα) этих умов, к-рые по своей воле ослабили познание Бога и стремление к Нему, произошло распадение первичной «генады» разумных существ: это было их «первым движением» (πρτη (ατεξοσιος) κνησις), в результате к-рого они не только отпали от Божественного Единства, утратив истинное знание Бога и оказавшись во тьме неведения (ϒνωσα), но и потеряли единство и равенство между собой, что привело к возникновению различий между ними (Ibid. I 49-51; III 22, 28, 55; VI 20, 36, 75; Ep. fidei. 10. 21-24). В зависимости от степени их падения, т. е. от большей или меньшей степени небрежения и ослабления познания Бога, они образовали иерархию существ, состоящую из 3 основных «чинов», или порядков (τξεις): ангелов, людей и демонов (Keph. Gnost. I 68; II 76; III 4, 34, 54; V 11; VI 69; Schol. 5 in Ps. 118. 7// Pitra. Vol. 3. P. 254-255).

http://pravenc.ru/text/180865.html

Ист.: LP. 3 t.; Gesta Pontificum Romanorum. Vol. 1: Liber Pontificalis. Pars 1/Ed. Th. Mommsen. B., 1898. (MGH); The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 20002; The Lives of the 8th-Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Nine Popes from AD 715 to AD 817/Transl. R. Davis. Liverpool, 1992; The Lives of the 9th-Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Ten Popes from AD 817-891/Transl. R. Davis. Liverpool, 1995; Le Livre des papes: Liber pontificalis (492-891)/Trad. M. Aubrun. Turnhout, 2007; Liber Pontificalis prout exstat in codice manuscripto Dertusensi textum genuinum complectens hactenus ex parte ineditum Pandulphi scriptoris pontificii/Ed. I. M. March. Barcinone, 1925; Liber Pontificalis nella recensione di Pietro Guglielmo OSB e del card. Pandolfo glossato da Pietro Bohier, vescovo di Orvieto/Ed. U. Perovský. R., 1978. 3 vol. Лит.: Duchesne L. Étude sur le Liber Pontificalis. P., 1877; idem. La date et les récensions du Liber Pontificalis//RQH. 1879. T. 26. P. 493-530; idem. L " historiographie pontificale au VIIIe siècle//MArHist. 1884. T. 4. P. 232-273; idem. La nouvelle édition du «Liber Pontificalis»//Ibid. 1898. T. 18. P. 381-417; idem. Serge III et Jean XII//Ibid. 1913. T. 33. P. 25-55; idem. Le «Liber Pontificalis» aux mains des Guibertistes et des Pierléonistes//Ibid. 1920. T. 38. P. 165-193; Giorgi I. Appunti intorno ad alcuni manoscritti del «Liber Pontificalis»//ARSRSP. 1897. Vol. 20. N 3/4. P. 247-312; idem. Biografie farfensi di papi del X e del XI secolo//Ibid. 1916. Vol. 39. N 3/4. P. 513-536; Levison W. Englische Handschriften des Liber Pontificalis//NA. 1910. Bd. 35. S. 333-431; idem. Die Papstgeschichte des Pseudoliudprand und der Codex Farnesianus des Liber Pontificalis//Ibid. 1911. Bd. 36. S. 415-438; Poole R. L. Lectures on the History of the Papal Chancery down to the Time of Innocent III. Camb.; N.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Картины. Каллистрат. Статуи. М., 1936, с. 106. 83 Филострат [Старший и Младший]. Картины. Каллистрат. Статуи. М., 1936, с. 21. 84 Русский перевод С. П. Кондратьева см.: ВДИ, 1939; цитируется по этому изданию. 85 См.: Wulff О. Das Raumerlebnis des Naos im Spiegel der Ekphrasis, S. 535, 537–539. 86 Ep. XVI — PG, 77, 220. 87 См… Mango с. The Art of the Byzantine Empire 312—1453. New Jersey, 1972, p. 37–39. 88 Ibid., p. 39. 89 Ibid., p. 60–68. 90 См.: Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantini-schen Bilderstreites. Breslau. 1929 (repr. Amsterdam. 1964); Der byzantinische Bilderstreit. Leipzig. 1980; Stein D. Der Beginn des byzantinischen Bilderstreites und seine Entwicklung bis in die 40-er Jahres des. 8. Jahrhunderts. Miinchen. 1980; Suttner E. Chr. Die theologischen Motive im Bilderstreit//La legittimita del culto delle icone. Bari. 1988, p. 53–70. 91 Об иконоборчестве см.: Alexander P. J. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and its Definition//DOP. 1953, N 7, p. 35–66; Der byzantinische Bilderstreit. Giitersloh. 1968; Textus byzantinos ad iconomachinam pertinentes. Ed. H. Hennephof. Leiden. " 969. 92 См.: Mansi XIII 36С; Vita Stephani//PG, 100, 445D— 446A, 454D; Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1947. Т. I, с. 66–67; Cormack R. The Arts during the Age of Iconoclasm//Iconoclasm. Birmingham. 1977, p. 35–44; Epstein A. W. The «Iconoclast Churces of Cappadocia//ibid., p. 103–111. В храмах допускалась даже светская развлекательная музыка. См.: Mansi XII 978В. 93 Подробнее о нем см.: Thiimmel Η. G. Eusebios Brief an Kaiserin Konstantia//Klio. 1984. N 1, S. 210–222. 94 Лазарев В. Н. Указ. соч. С. 64. 95 См… Ostrogorsky G. Op cit., S. 29. 96 Gero S. The euchanstic doctrine of the Byzantine Iconoclasts and its sources//BZ, Bd 68. 1975, p. 4—22. 97 Иоанн Дамаскин цитируется по. PG, t 94; подробнее о его теории образа см.: Menges Η. Die Bilderlehre des heihgen Johannes vom Damaskus. Miinster. 1938. 98 Подробнее см.: Бычков В. В. Из истории византийской эстетики//ВВ, т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

Д. С. исповедовал две природы во Христе: «Спаситель есть одновременно Бог и человек (θες μα κα νθρωπς στιν), причем Богом Он был всегда, а человеком - нет; Богом был и до творения, человеком же стал ради спасения (мира.- П. М.)» (In Ps. 20. 1//Psalmenkommentar. Tl. 1. S. 2). Господь «не является чем-то одним, но есть человек и Бог» (οχ ες στιν, νθρωπος κα θες στιν - In Ps. 41. 2//Ibid. Tl. 5. S. 297). При этом божество Христа пребывает неизменно и неслитно (τρπτως, συϒχτως - De Trinit. I 8-9; Fragm. in Ps. 96); сочетание Бога Слова с человеческой природой не подлежит разлучению (νωσιν διαρετον χουσα - Exp. in Ps. 71//PG. 39. Col. 1465). В противостоянии аполлинарианству Д. С. выражал дифизитскую христологию иногда слишком решительно, неверно употребляя термины. Так, он писал: «Иисус имел два лица - человеческое и Божие» (δο πρσωπα εχεν Ιησος, νθρπου κα θεο - In Ps. 30. 21//Psalmenkommentar. Tl. 3. S. 151), очевидно подразумевая под «лицами» две природы. Важным христологическим значением для Д. С. обладает именование Христа «Господним Человеком» (κυριακς νθρωπος, Dominicus Homo), к-рое, с одной стороны, подчеркивает реальность божественной и полноту человеческой природ Спасителя, с другой - единство Его Лица ( Ghattas. 2002. S. 219, 230): Господень Человек «говорится не в том смысле, что Он есть одно и другое (alter et alter), но говорится об Одном и Том же (de uno atque eodem), как бы Ином по природе божественной и человеческой» (quasi de altero secundum naturam Dei et hominis - Did. Alex. De Spirit. Sanct. 52(230); ср.: Ibid. 51(227)). Спаситель «принял смерть, в силу того что стал человеком» (πνσαντα καθ νθρωπος ϒϒονεν) и, проведя «три дня и три ночи в сердце земли», облегчил участь смертных (In Zach. I 275; ср.: Exp. in Ps. 15//PG. 39. Col. 1233). Пневматология Св. Дух сообщался святым ВЗ и НЗ (De Spirit. Sanct. 3(6), 5(17)), Сам при этом оставаясь Одним и Тем же (Ibid. 3(8)). Действие Св. Духа видится Д. С. как «исполнение» (repletio; ср.: Деян 4. 31) мудростью, знанием, верой, добродетелью - благодатью (De Spirit. Sanct. 8-9(32-35)), а также как «излияние» (effusio - Ibid. 12(52-53)).

http://pravenc.ru/text/172002.html

Троице). 1200В. 1296D, f.176a. 177B,218a. Cap. theol. I,82 [р. п. I,230]. 225 См. гл.«Таинственное богословие»и гл.«Три стороны подвижнической жизни», прим. 14. 226 Quaest. ad Tahl. VI, PG.90, 281 A, p.22 [р. п. II,42]. 227 Ambigua, PG.91, 1220В–С, f.186a. 228 Ibid. 1137BC, f.150b; см. выше, с.545 и ниже, с.132. 229 Quaest. ad Tahl. LX, PG.90, 621В–С, p.210. 230 Quaest. et dubia 66, PG.90, 840 A. 231 Ambigua, PG.91, 1165B-C, f.162b-163a. 232 Ср. о пророках и получаемых ими откровениях в Quaest. ad Tahl. LIX, PG.90, 609D. 617A, p.203,207 (cap. quing. IV,21,28). 233 Ambigua, PG.91, 1285C-D. 1129B-C, f.213b-214a. 146b; 1257A, f.202b. 234 Ambigua, PG.91, 1132C, f.147b; 1296D, f.218a; 1328A, f.230B. Quaest. ad Tahl. XXXII, PG.90, 372C, p.75 [р. п. II, 107]. Cap. theol. II,60 [р. п. I,245]. Ambigua 1248C, f.198b: σιωπη κηρυττμενος, ср. св. Григорий Богослов, Or.6, n.14, PG.35, 740С; р. п. I.3, 187–188. 235 Ambigua, PG.91, 1404А, f.259a. ср. св. Григорий Богослов, Or.21, n.2,3, PG.35, 1084С-1085А; р. п. II, 144–145. 236 Ibid. 1260D-1261A, f.204a. 237 Cap. de charitate I,96 [р. п. I,106]. 238 Ambigua, PG.91, 1165В,1168В, f.162b-163,163b. Дионисий Ареопагит, см. выше, с.35.1. 239 Ambigua, PG.91, 1168А, f.163b; ср. 1156В, f.158a–b; Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280B, p.21 [р. п. II,41]. 240 Ambigua, PG.91, 1136D-1137A, f.149b-150a; 1137В,1313А–В, f.150a. 224b-225a; cp.1296D, f.218a; 1129A, f.146a. 241 Ibid. 1077C,1080A,1081B-C, f.123a,123a-b,124b. Cap. quing. I,3. 242 Ambigua, PG.91, 1136B-C, f.149b. Cap. quing. I,3. 243 Ambigua, PG.91, 1168B, f.163b. 244 Mystagogia 23, PG.91, 701B, p.517 [р. п. I, 176]. св. Григорий Богослов, Or.39. n.11, PG.36, 345C; р. п. III3, 215. Or.44, n.3, PG.36, 609B; р. п. IV, 115. 245 Mystagogia, 5, PG.91, 676C-677A, p.501 [р. п. I, 162–163]. Термин ареопагитский: De div. nom. IV, 35, PG.3, 736A. 246 Как подготовительная ступень к экстатическому богообщению, это»ведение»называется у преп. Максима»богословским тайноводством»(θεολογικη μυσταγωγα р. п., Quaest.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

35 A. Fr. Gfrrer ibid. II, S. 136 flg. Oehler † (υ. Orelli), Art. «Messias» в «Real-Encyklopadie» von Herzog-Hauck IX (Lpzg 1881), S. 670. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 7, 273 flg=Jüdische Theologie. S. 7, 285 flg. О значении милостыни по Rosch Haschana см. еще у Prof. J. Rendel Harris, The Teaching of the Apostles (Διδαχη των Αποστολων) newly edited, with Facsimile and Commentary,.. from the MS. of the Holy Sepulchre, Baltimore – London 1887, p. 66. 36 О различных формах умилостивления – по иудейским понятиям – ср. также William Sanday – Arthur C. Headlam, A Commentary on the Epistle to the Romans (Edinburgh 1895), p. 88. 38 A. Fr. Gfrrer ibid. II, S. 152 flg, Cp. F. Weber, Die Lehren des Talmud. S. 252=Jüdische Theologie, S. 261–262. 39 См. подробнее F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 308 flg. 311 f. 313 f.=Jüdische Theologie, S. 321 f. 324 f. 326 f. 40 Alfred Edevsheim, History of the Jewish Nation, p. 301: «In general, it was thought that punishment and rewards stood in exact correspondence with man’s actions». Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopadie des Judenthums, Abtheilung III, Supplement III (Lpzg 1896), S. 34: «Праведник, у которого все идет хорошо, есть истинный праведник, а грешник, у коего все плохо, – настоящий грешник. Напротив, грешник благоденствующий – не истинный грешник и бедствующий праведник – не истинный праведник». 42 C.G. Montefiore, The Doctrine of Divine Retribution: in the Old Testament в «The Jewish Quarterly Review» Vol. III, No. 9 (October, 1890), p. 7, – in the Rabbinical Literature by S. Schechter ibid., p. 34, и в «Studies in Judaism», р. 260. F. Weber, Die Lehren des Talmud, S. 48, 237=Jüdische Theologie, S. 49, 245. J. Hamburger, Real-Encyclopdie des Judenthums III, 3, S. 33. См. еще сноску 58: «J. Hamburger, Real-Encyclopdie III...». 43 S. Schechter в «The Jewish Quarterly Review» III, 9, p. 35. 37, и в «Studies in Judaism», р. 261. 263–264. Разумеется, здесь есть немалое внутреннее противоречие в раввинских воззрениях, но иудейские ученые утешают и ублажают себя словами «великого писателя, что самая лучшая теология та, которая is not consistent, and this advantage the theology of the Synagogue possesses to its utmost extend» (S. Schechter ibid., p. 50=280).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010