Полное издание и историко-филологический анализ гомилий Л. М. был осуществлен Т. Антонопулу ( Antonopoulou. 1997; Homiliae. 2008; список предшествующих изданий и переводов см. в: Antonopoulou. 1997. P. 28-33). Известные гомилии Л. М.: гомилия 1 на Благовещение Пресв. Богородицы (Homiliae. 2008. P. 4-11; BHG, N 1118p); гомилия 2 на Вход Господень в Иерусалим (Homiliae. 2008. P. 12-26); гомилия 3 на Положение во гроб (ibid. P. 28-41; BHG, N 451v); гомилия 4 на Воскресение Христово (Homiliae. 2008. P. 42-59); гомилия 5 на Вознесение (ibid. P. 60-67); гомилия 6 на день Св. Троицы (ibid. 2008. P. 68-79); гомилия 7 на день Св. Духа (ibid. P. 80-101), значительная часть к-рой представляет собой силлогистическое опровержение догмата Западной Церкви о Filioque (ibid. P. 91-94), вероятно, гомилии 6-7 созданы в 892 г. ( Antonopoulou. 1997. P. 54-56); гомилия 8 на день Всех святых (Homiliae. 2008. P. 103-122; BHG, N 1616); гомилия 9 - похвальное слово ап. Павлу (Homiliae. 2008. P. 123-143; BHG, N 1462); гомилия 10 на Преображение Господне (Homiliae. 2008. P. 144-159; BHG, N 1998t); гомилия 11 на Преображение Господне (Homiliae. 2008. P. 160-164; BHG, N 1996k); гомилия 12 на Успение Пресв. Богородицы (Homiliae. 2008. P. 166-179; BHG, N 1113); гомилия 13 на Усекновение главы Иоанна Предтечи (Homiliae. 2008. P. 180-193; BHG, N 863); гомилия 14 «Надгробная речь к тем, от чьих чресл мы пришли в жизнь» (Homiliae. 2008. P. 194-218); гомилия 15 на Рождество Пресв. Богородицы (ibid. P. 220-231; BHG, N 1084); гомилия 16 на Воздвижение Честного Креста (Homiliae. 2008. P. 232-241; BHG, N 435); гомилия 17 - энкомий вмч. Димитрию Солунскому (Homiliae. 2008. P. 242-257; BHG, N 536); гомилия 18 - краткая речь в честь вмч. Димитрия Солунского (Homiliae. 2008. P. 258-261; BHG, N 537); гомилия 19 на освящение храма вмч. Димитрия Солунского в имп. дворце (Homiliae. 2008. P. 262-265; BHG, N 538; Magdalino. 1990); гомилия 20 на Введение во храм Пресв. Богородицы (Homiliae. 2008. P. 266-276; BHG, N 1146); гомилия 21 - энкомий свт.

http://pravenc.ru/text/2463289.html

А. Ю. Виноградов Мозаики и фрески Интерьер кафоликона был украшен мозаиками, отрывочные сведения о к-рых приводятся в описаниях путешественников XVI в., а также в рукописи Cantabr. S. Trin. O.2.36. Fol. 145v - 152r (написана Иоанном Малаксосом между 1572 и 1587). В частности, путешественник Р. Любенау (80-е гг. XVI в.) расплывчато сообщает о мозаичных изображениях равноапостольных Константина и Елены, а также Спасителя, Богоматери с Младенцем, отцов Церкви Афанасия, Василия и Иоанна Златоуста ( Belting et al. 1978. P. 31). В рукописи из Тринити-колледжа, содержащей подробное перечисление погребений в различных частях храма, говорится о погребальных портретах в аркосолиях и отдельных образах святых, расположение к-рых остается дискуссионным (ср. схемы размещения, предложенные У. Вайсброд и А. Эффенбергером, см.: Effenberger. 2007. P. 171-172). Среди перечисляемых в рукописи изображений (не считая портретов над погребениями), возможно исполненных в технике мозаики, компактными группами в отдельных компартиментах располагались следующие: 1) Богоматерь (на своде), св. Иоанн Предтеча, св. Феодосий, Михаил и Гавриил (Cantabr. S. Trin. O.2.36. § 3); 2) святые Феодор Тирон, Георгий, Димитрий, Евстратий, Авксентий, Параскева, Ирина, Евдокия, Пелагия и Василий Великий (Ibid. § 5; эта группа изображений единодушно локализуется исследователями в парекклисионе); 3) Богоматерь Паммакаристос с Младенцем, Христос Великий Архиерей, святые Николай, Георгий и Прокопий (Ibid. § 11); 4) святые Алексий, человек Божий, Иоанн Лествичник, Ефрем Сирин, Макарий, Онуфрий, Евфимий и мн. другие, «разрушенные» (Ibid. § 17; с указанием - «на сферическом своде», эти образы находились в сев. галерее); 5) мозаика с изображением имп. Алексея Комнина - предка или мужа (Алексея IV Великого Комнина) похороненной здесь императрицы Трапезунда Феодоры (Ibid. § 18; находилась в сев. галерее) ( Schreiner. 1971. P. 221-241; Belting et al. 1978. P. 39-42; Effenberger. 2007. P. 170-196). Источники XVI в. сообщают также о мозаичных портретах имп. Андроника и его супруги Анны, идентификация и расположение к-рых остаются дискуссионными. Согласно более распространенному мнению, основанному на описании М. Крусия ( Crusius. 1584. P. 100) и Х. Я. Бройнинга ( Breuning vom Buchenbach. 1612. S. 67), они находились в кафоликоне справа от входа в экзонартекс ( Belting et al. 1978. P. 23) и представляли Андроника III и его супругу Анну Савойскую. Как считает Р. Штихель, опираясь в 1-ю очередь на свидетельство С. Швайггера ( Schweigger. 1608. S. 120-121), императорские портреты располагались на внутренней стороне монастырских ворот и изображали Андроника II и его первую жену, Анну Венгерскую; они были исполнены между 1277 и 1281 гг., когда Андроник являлся соправителем своего отца - Михаила VIII ( Stichel. 1998. S. 84-99; Effenberger. 2006/2007. С. 83-85).

http://pravenc.ru/text/2578782.html

о. бесконечное как бы «оконечивает» себя (sich verendlicht), полнотою своего присутствия «обесконечивая» (verunendlicht) конечное и обеспечивая тем самым познание подобного подобным (Ibid. S. 36). Полемизируя с протестант. богословами, К. отрицает их несоответствующее Преданию Церкви понимание оправдания человека как акта провозглашения его праведным ввиду того, что ради Жертвы Христа грех верующему больше не вменяется. Напротив, К. видит смысл оправдания и освящения в реальности обновления человека, причастности новой жизни, вселения в него божественного Духа, подчеркивая при этом длительность, развитие во времени этих даров и состояний, а также важность активного человеческого соучастия в благодатном действии Бога (Ibid. S. 66-71). Фундаментальной составляющей этого процесса является дарованная человеку свобода воли, лежащая в основании всей христ. догматики и этики (Grundriß der katholischen Moral. 1847. S. 4). Характеризуя нравственный закон персоналистически - как провозглашенную подчиненным личностям «разумную волю их свободного, личностного Господа»,- К. подчеркивает принципиальную недостаточность категорического императива (Ibid. S. 10). Важнейшим средством на пути освящения и морального совершенствования являются церковные таинства (Ibid. S 156-171; Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 3. S. 80-81). Наряду с А. Гюнтером и богословами католич. тюбингенской школы К. разрабатывает учение о Церкви как таинстве спасения, ставшее одним из центральных в экклезиологии католицизма в XX в. (ср.: CVatII. SC. 5; AG. 5). Церковь «есть великое таинство и совокупность (Complexus) всех таинств», действенной первопричиной (Ursache) и первоосновой (Urgrund) к-рых является Сам Бог. Поэтому быть в Церкви - значит быть во Христе ( Klee. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 3. S. 81, 87, 82). Как таинство благодатно присутствующей в ней Пресв. Троицы ( Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 67), Церковь является подлинной исторической объективацией христианства, действенным знаком, средством и живым органом спасительной благодати в пространстве и во времени.

http://pravenc.ru/text/1841279.html

Епископы Китийские: прав. Лазарь (45/46-63), сщмч. Ферапонт (III или IV в.), Мнемий или Мнемоний (упом. в 381), свт. или сщмч. Исаак (Исаакий) (нач. V в.), Феодосий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Сергий (?) (кон. VI - 1-я пол. VII в.), Леонтий (VII в.), Нарс (Марс?) (VII в.?), Феодор (упом. в 655), Тихон (упом. в 680), Феодор (упом. в 787), Иеремия (упом. в 1600 и 1601). Епископы Лимасольские, Амафунтские и Курийские (в состав епархии к-рых входила территория Китийской епископии): Герман Кускунарис (1572-1580), Иоаким (между 1580 и 1600), Иаков (упом. в 1609), Леонтий I (упом. в 1630 и 1634), Парфений (упом. в 1642 и 1662), Герасим (упом. в 1668). Митрополиты Китийские (по уточненным сведениям иером. Софрония (Михаилидиса)): Косма Маврудис (1674-1676), Варнава (1676-1679), Иоанникий I (1679/80-1704), Иоанникий II (1704-1709), Сильвестр (1709-1718; впосл. архиепископ Кипрский), Дионисий (1718-1726), Иоанникий III (1727-1737), Макарий I (1737-1776), Мелетий I (1776-1797), Хрисанф (1797-1810), Мелетий II (1810-1821), Леонтий II (1821-1837), Дамаскин (1837-1846; ранее архиепископ Кипрский), Мелетий III (Модинос; 1846-1864), Варфоломей (1864-1866), Киприан (Икономидис; 1868-1886), Хрисанф (Иоаннидис-Ладас; 1889-1890), Кирилл (Пападопулос; 1893-1909; впосл. архиеп. Кипрский Кирилл II), Мелетий (Метаксакис; 1910-1918; впосл. К-польский патриарх Мелетий IV и Александрийский патриарх Мелетий II), Никодим (Милонас; 1918-1937), вдовство кафедры (1937-1948), Макарий (Мускос; 1948-1950; впосл. Кипрский архиеп. Макарий III), Анфим (Махериотис; 1951-1973), Хризостом (Махериотис; с 1973 по наст. время). Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Р. 1055-1058; Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885; Λμπρος Σ. Τ Πτρια το Αγου Ορους//Νος Ελληνομνμων. Αθναι, 1912. Τ. 9; Κρρης Κ. Π. Κιτου, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 591-598; Παπαγεωργου Α. Λρνακα επαρχα: Εκκλησιαστικ αρχιτεκτονικ//ΜΚΕ. 1987. Τ. 7. Σ. 252-254; Παυλδης Α. Κιτου επισκοπ//Ibid. Σ. 123-125; Χρστου Δ., Παυλδης Α. Κτιον//Ibid. Σ. 114-122; Fedalto. Hierarchia. P. 881; Μαραθετης Θ., Παυλδης Α. Λρνακα πλη//ΜΚΕ. 1988. Τ. 8. Σ. 254-276; Karageorghis V. The Cyprus: Ancient Monuments. Nicosia, 1989. P. 52-55; Baker D. W. Kittim//ABD. 1992. Vol. 4. P. 93; Σωφρνιος (Μιχαηλδης), ερομν. Ιστορα τς κατ Κιτου Εκκλησας. Λρνακα, 1992; Αγθωνος Π. Σ. Ο Αγιος Λζαρος Τετραμερος. Λευκωσα, 1997; Χοτζκογλου Χ. Ο Αγιος Λζαρος, ο μαρτυρες γι τν βο το κα σχση το μ τ Κτιον//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 2002. Τ. 66. Σ. 33-42; Χαρτων Σταυροβουνιτης. μον. Μερικ ναθερηση το ν χρσει καταλγου πισκπων τς πισκοπς Κιτου: Προσθκες κα εσηγσεις//Ibid. 2005. Τ. 67/68. Σ. 147-176; idem. Αγιος Ισακ πσκοπος Κιτου θαυματουργς//Ibid. 2008. Τ. 72. Σ. 75-84; Εκκλησα τς Κπρου: Διοκητικ συγκρτησις τς Εκκλησας Κπρου κα τν λοιπν Ορθοδξων Εκκλησιν: Ετος 2013. Λευκωσα, 2012. Σ. 88-97; http://imkitiou.org [офиц. сайт К. м.].

http://pravenc.ru/text/1841149.html

   «Король Отгон, по апостольской власти, в лето 970 возвел на архиепископство (Магдебургское) Адальберта Трирского, который сначала (prius) поставлен был епископом Руссии (это было еще в 961 г.), но оттуда изгнан язычниками...» (Дитмар у Шлец. 3. 448 (80)). «Мы избрали и послали, – говорит папа, – митрополитом всего живущего за Лабою и Салою склавенского народа достопочтенного Адальберта, бывшего епископом и проповедником в Ругии» (olim Rugis praedicatorem destinatum et missum... Ibid. C. 446 (80); снес.: С. 453).    «Крестишася же при ней и от пришедших с нею многи обоего пола», – пишет св. Димитрий Ростовский в житии благоверной княгини Ольги (июля 11) (30), которое собрал от рукописных древних четьих и летописцев различных.    Constantin Porphyrog. De cerimon. aulae byzant. 2. Cap. 15. P. 594. Bonnae, 1829 (177); П. собр. русск. лет. 1. 26 (97).    См. выше примечание 506.    Блюдо это видел еще в самом начале XIII в. новгородец Добрыня, впоследствии Антоний, архиепископ Новгородский (Сахаров. Исслед. о русск. иконопис. Кн. 2. С. 10 (110)).    Об атом кресте говорится не только в печатных житиях святой княгини Ольги (см.: Пролог (103) и Чети-Мин., июл. 11 (30)) и Степ. книге (с. 25) (57), но и в одном рукописном Прологе XIII или начала XIV в., и говорится в последнем от имени современника: «Иже (крест) ныне стоит в Киеве, во святей Софии, в олтари на десной стране...» (Опис. рукоп. Румянц. музеума. С. 452— 453 (25)). Снес.: Приб. к тв. св. отц. 2. 278 (88).    Летоп. Лаврент. С. 38 (67).    Летоп. Лаврент. С. 34 (67) и Шлецер. 3. С. 387 (80).    «Аще кто хотяше креститися не браняху, но ругахуся тому». Там же (67).    Степен. книг. 1. С. 27 (57).    Там же. С. 30 (57). Снес.: Опис. рукоп. Румянц. муз. С. 601 (25). Крест Ольгин на берегу реки Великой стоял до 1509 г., когда сгорел и заменен другим, стоящим доселе. Толст. Святын. и древн. Пскова. 29, 30, 73, 74 (125).    Степен. книг. 1. С. 32 (57); Чети-Мин. июля 11 (30).    Истор. росс. Татищева. Ч. 1. С. 36 (124). И летописец Переяславл.-Суздал. говорит, что «патриарх даст ей прозвитера» (с. 13) (66).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В 1080 г. мощи М. были вновь обретены в Салерно, о чем свидетельствует письмо папы Римского Григория VII (1073-1085) Альфану I, архиеп. Салерно, в котором папа выражает радость по случаю обретения мощей и просит архиепископа убедить Роберта Гвискара, гр. Апулии, Калабрии и Сицилии (1059-1085), захватившего Салерно в 1076 г., и его жену воздать апостолу соответствующие почести, чтобы т. о. снискать его покровительство и получить от него помощь ( Jaff é. RPR. T. 1. P. 637; Das Register Gregors VII/Hrsg. E. Caspar. B., 1923. Bd. 2. S. 526-527. (MGH. EpSel; 2/2)). Вероятно, вскоре после этого при одобрении Григория и Альфана Роберт начал строительство нового собора во имя М., который был освящен папой в 1084 г. и окончательно достроен через год. Собор в Салерно был построен по образцу собора Монте-Кассино. Архиеп. Альфан сочинил 3 хвалебных гимна в честь М. (PL. 147. Col. 1225-1226) и стихотворные надписи, украшающие собор. Мощи апостола были положены в крипте под главным алтарем. Роберт взял частицу (руку) мощей и, поместив в серебряный реликварий, хранил как талисман (tutela) для себя и своих сыновей (Chronica monasterii Casinensis. III 45//MGH. SS. T. 34. P. 423). Перед смертью Гвискар отдал святыню своим подданным, чтобы они передали ее сыновьям. Однако нечестивые воины продали реликварий, а руку М. отдали неизвестным людям. Впоследствии частица мощей хранилась в Беневенто, а в 1122 г. была перенесена в Монте-Кассино (Idem. III 57; IV 73//Ibid. P. 437-438, 539). В 1924 г. в главном алтаре собора Космы и Дамиана в Риме был найден серебряный реликварий, в к-ром, согласно надписи, находились мощи М., положенные туда аббатом мон-ря Монте-Кассино Дезидерием ( Bloch. 1986. P. 82). Ист.: BHL, N 5689-5694, 5694b, 5494d - 5694e; ActaSS. Sept. T. 6. P. 194-227; I testi medioevali degli atti di S. Matteo l " evangelista/Ed. G. Talamo Atenolfi. R., 1958. Лит.: Duchesne L. Les anciens recueils de légendes apostoliques//Compte rendu du IIIme congrès scientifique intern. des catholiques. Brux., 1895. T. 5. P. 67-79; Quentin. H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 54, 360, 440, 584, 586, 587, 595; Acocella N. La traslazione di S. Matteo: Documenti e testimonianze. Salerno, 1954; Gaiffier B., de. Hagiographie Salernitaine: La translation de S. Matthieu//AnBoll. 1962. Vol. 80. N 1/2. P. 82-110; idem. La commémoraison de S. Matthieu au 6 mai dans le Martyrologe Hiéronymien//Ibid. P. 111-115; idem. Le Breviarium Apostolorum (BHL. 652): Tradition manuscrite et oeuvres apparentées//Ibid. 1963. Vol. 81. N 1/2. P. 89-116; Nel X centenario della «Traslazione» di S. Matteo a Salerno, 954-1954. Salerno, 1966; Spadafora F. Matteo//BiblSS. Vol. 9. Col. 110-127; Bloch H. Monte Cassino in the Middle Ages. Camb., 1986. Vol. 1. Pt. 1/2. P. 82-88; Rose E. Ritual Memory: The Apocryphal Acts and Liturgical Commemoration in the Early Medieval West (c. 500-1215). Leiden etc., 2009. P. 163-212.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

P. Ní Chatháin, M. Richter. Stuttg., 1984. S. 258-271; idem. Structural Patterns in Early Hiberno-Latin Hagiography//Peritia. 1985. Vol. 4. P. 67-82; idem. Eloquentiae exuberantia: Words and Forms in Adomnán " s «Vita S. Columbae»//Ibid. 1987/1988. Vol. 6/7. P. 141-157; idem. Adomnán " s «Vita Columbae» and the Cult of Colum Cille in Continental Europe//Proc. of the Royal Irish Academy. Sect. C. 1998. Vol. 98. P. 1-23; idem. Schaffhausen Generalia 1 and the Textual Transmission of Adomnán " s «Vita Columbae» on the Continent//Ireland and Europe in the Early Middle Ages: Texts and Transmissions/Ed. P. Ní Chatháin, M. Richter. Dublin, 2002. P. 95-102; MacDonald A. D. S. Aspects of the Monastery and Monastic Life in Adomnán " s Life of Columba//Peritia. 1984. Vol. 3. P. 271-302; idem. Iona " s Style of Government among the Picts and Scots: The Toponymic Evidence of Adomnán " s Life of Columba//Ibid. 1985. Vol. 4. P. 174-186; Smyth A. P. Warlords and Holy Men: Scotland A. D. 80-1000. Edinb., 1984. P. 84-115; Enright M. J. Iona, Tara, and Soissons: The Origin of the Royal Anointing Ritual. B.; N. Y., 1985. P. 5-78; idem. Prophets and Princes on Isles of Ocean: A «Call» for Old Testament Style Regime in «Vita Columbae»//Peritia. 2010. Vol. 21. P. 56-135; idem. Prophecy and Kingship in Adomnán " s «Life of Saint Columba». Dublin, 2013; Ó Fiannachta P. Betha Choluimb Chille//Léachtaí Cholm Cille. Má Nuad, 1985. Vol. 15. P. 11-33; Woods I. «Our Awin Scottis Use»: Chant Usage in Medieval Scotland//J. of the Royal Musical Association. 1986/1987. Vol. 112. N 1. P. 21-37; Herbert M. Iona, Kells, and Derry: The History and Hagiography of the Monastic Familia of Columba. Oxf.; N. Y., 1988; eadem. The Preface to «Amra Coluim Cille»//Sages, Saints and Storytellers: Celtic Studies in Honour of Prof. J. Carney/Ed. D. Ó Corráin, L. Breatnach, K. McCone. Maynooth, 1989. P. 67-75; eadem. Becoming an Exile: Colum Cille in Middle-Irish Poetry//Heroic Poets and Poetic Heroes in Celtic Tradition: A FS for P.

http://pravenc.ru/text/1841806.html

78–80 (Лейпциг, 1867). 769 Григора. Ук. соч. Кн. V, гл. 2, с. 121–122. Этих странников и бродяг, стоявших за патриарха Арсения (зилота), очень картинными чертами описывает проф Троицкий. «Арсений и арсениты». Христ Чтен., 1867, т. И, с. 929–930 773 Cupiebant llli nihil minus quam totius, ut verbo dixerim, transformationem lesiae (της εκκλησας ς επεΓν μεταποησις). Pachymens. De Andronxco… Lib. I, p. 42. 782 Григора. Ук. соч. Кн. VI, гл. 2, с. 163–165. Главарем рассматриваемого собрания зилотов был епископ Сардский Андроник (в монашестве Афанасий). А так как известно, что он был вожаком арсенитов, то ясно, что виновниками безобразной сцены были именно эти ревнители чести патриарха, от имени которого они получили свое наименование. Pachymens. De Andronico… Lib. 1, cap. 17, p. 52. 789 Григора Византийская история. Кн. VI, гл. 8, с. 186; кн. VII, гл. 11, с. 263 (Речь об Иоанне Глике). 798 Например, с Георгием Акрополитом ( Пахимер. О Михаиле… Кн. IV, гл 11·с. 2 60), с Феодором Метохитом ( Григора. Ук. соч. Кн. VI, гл. 8, с. 186), с Никифором Григорой (Ibid. Кн. VII, гл. 11, с. 264), вообще с образованнейшими людьми (Ibid Кн V, гл. 2, с. 122 и др.) 806 Похвальное слово св. Евфимию, епископу и чудотворцу Мадитскому, написанное Григорием Кипрским (патриархом). – Оно отпечатано в оригинале с переводом о. архимандритом (теперь епископ) Арсением в Чтен. Общ. Люб. Дух. Проев, 1889. (Приложение, с. 1 – 70). 818 Никита Хониат. Царствование Алексея, сына Мануйлова, гл. 15, с. 336 (О патр. Василии Каматире). 823 Григора. Ук. соч. Кн. III, гл. 2, с. 55; Пахимер. Ук. соч. Кн. II, гл. 1–2 с. 85–87: «Все они (архиереи) при вышеуказанном случае делились на партии и каждая из них была сильна». Взяла же верх та партия, которая была не заодно с патриархом; в крайнем случае та, которая имела на своей стороне лишь молчаливое согласие Константинопольского архипастыря. 832 В отличие от политиков, архиереи зилотского направления, случалось, не только сами глубоко проникались аскетическими началами, но и делали попытки на саждать семена строгого аскетизма как среди клира, так и среди пасомых вверенной им Церкви Так, митрополит Филадельфийский Феолипт (в конце XIII в) так именно поступал в среде вверенной его управлению Церкви. Boissonade. AnecdoM Iraeca Т V (Никифор Хумн Надгробное слово Феолипту), рр. 223–224. Ср. antacuseni Histonae Т I, р. 67.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

68. Эти проповеди опубликованы в: PLS, II, 625—637, 788–792. 69. Albertini Ε. L " Afrique romaine, pp. 37—39. 70. Ad Scapulam, 5. Противоположного мнения придерживался Цельс. См.: Origene. Contra Celsum, VIII, 69- 71. Ad Scapulam, 5. 72. Apolog., 37,4. 73. О значении Александрии и Египта для Римской империи см.: CharleswormhM. P. Les Routes et le Trafic…, pp. 31 — 50. 74. Именно на таком судне путешествовал историк Иосиф Флавий: Vita, 15. 75. См. статью < Alexandrie > в: DHGE, I, 290. 76. Деян. 6,9- 77. После 100 года среди еретиков был в обращении апокриф Иоанна, «Евангелие египтян», известное также и святому Иринею. См.: Bardy G. Pour l " histoire de l " ecole d " Alexandrie//Vivre et Penser, 1942, n. 2, p. 84. 78. Hist, eccl., II, 16, 1; 24, 1. 79. Ibid., Ill, 21; IV, 1,4, 19. 80. Рукопись из Беза. 81. Опубликованы Робертсом: Roberts С. Η. Unpublicated. Fragments of the 4 Gospel. Manchester, 1935. См. также: Schubart W. Alexandria//Rac, I, 282. 82. Эту легенду передает Созомен: Sozomene. Hist, eccl., V, 21; Palladitis. Hist. Laus., 8. 83. Hist, eccl., VI, 46. 84. См.: Barnard. New Testament Studies, I960, pp. 31 —45. 85. Cl6ment. Stromates, I, 1, 11. 86. Это утверждение у Евсевия встречается дважды (Hist, eccl., V, 10, 2, 3). Харнак полагает, что речь идет о Южной Аравии, но не объясняет, почему (Hamack. Mission, p. 698). 87. Hist, eccl., V, 25. 88. HarnackA Mission…, p. 712, n. 2. 89. Hist, eccl., VI, 1. 90. Последнее по времени исследование с полной библиографией см.: KirstenE. Edessa//RAC, IV, pp. 552—597. 91. Деян. 2, 9. См. также: Josephe. Antiquit., XI, 5, 2; XV, 3, 1; Weinstock S. Journal of Roman Studies, 38,1948, pp. 43, 67. 92. См.: HarnackA Mission.., pp. 678—780, p. 689; LeclercqH. Edesse//DACL, IV, 2082. 93. Hist, eccl., I, 13; II, 1,7. 94. Ibid. Ill, 1; Socrate. Hist, eccl., 1,19; IV, 18;, Jerome. Deapost. vita, 5-, Rufin. Hist, eccl., 1,16; III, 5-, Ephrem. Expl. ev. Concordia. 95. CM.: HarnackA Mission…, pp. 109—110. 96. Act. Thomae, 159. См. также современное исследование: Klijn А Ε J. Edessa, die Stadt des Apostels Thomas: Das alteste Christentum in Syrien. Neukirchen, 1965. S. 10—14.

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

-Ред.]) или как Рахиль назвала своего сына (filius doloris mei [сын скорби моей]), а Иаков (filius dexterae – сын десницы, счастья) ( Быт. 35, 18 ). Подобно сему и наш Левий мог еще получить cognomen [имя] Матфей, например потому, что отец и мать считали обязанными им исключительно милости Божией. Само собой понятно, насколько в более сильной степени она проявилась в призвании капернаумского мытаря, почему естественно, что за ним после этого утвердилось имя Матфея. 425 Clemens Alexandrinus. Paedagogus II, 1, PG 8, 406 [так у Глубоковского; очевидно, ссылка ошибочна. -Ред.]; ср. Nicephorus Callistus. Historia Ecclesiastica II, 45, PG 145, 881. 427 Вероятно, имеются в виду следующие фрагменты: Rufinus. Historia Ecclesiastica 1,9, PL 21, 478; Gregorius Magnus. In primum Regum expositiones IV, 4, 13, PL 79, 243; Eucherius Lugdunensis. Instructiones ad Salonium 1, 2, PL 50, 809; Socrates Scholasticus. Historia Ecclesiastica I, 19, PG 67, 126; Ambrosius Mediolanensis. In psalmum XLV enarratio, 21, PL 14, 1143; Isidorus Hispalensis. De ortu et obitu Patrum, 76, PL 83, 153; Paulinus Nolanus. Poema 19, 81, PL 61, 514; Symeon Metaphrastes. Vita sancti Matthaei evangelistae, PG 115, 819–820; Nicephorus Callistus. Historia Ecclesiastica II, 41, PG 145, 866. -Ред. 432 Bamabae epistula, 4 [аналогичный оборот и в средневековом латинском переводе послания Варнавы, помещенном в «Патрологии» Миня: «sicut scriptura est» (PG 2, 734). Полный греческий текст данного сочинения был впервые обнаружен Тишендорфом в Синайском кодексе: послание записано здесь сразу после Откровения Иоанна Богослова. -Ред.], ср. Tischendorf С. Warm wurden unsere Evangelien verfasst? Leipzig, 4 1866. S. 94. 433 Didache XII Apostolorum, 8, 2; Ibid. 15, 3–4; Hilgenfeld A. Novum Testamentum extra canonem receptum. Teil 4. Leipzig, 2 1884. S. 94 ss.; Harnack A. Die Lehre der zwölf Apostel (TU 2). Heft 1. Leipzig, 1884. S. 26, 59, 60. 436 Ibid., 14 [в PG текст обрывается на 12-й главе. -Ред.]; Lightfoot J. В. Op. cit. P. 215, 245. 437 Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses V, 33, 4, PG 7, 1214; cp. Eusebius Caesariensis. Historia Ecclesiastica III, 39, PG 20, 296. 438 По Лайтфуту, он родился в 60 или 70 г. (Lightfoot J. В. Op. cit. Р. 150), но Эббот указывает 80–90 гг. (Abbott Е. A. The «Elders» of Papias//The Expositor. 1895. Ser. 5. Vol. 1 (5). P. 339–341). 439 Eusebius Caesariensis. Op. cit. III, 36, PG 20, 288. Впрочем, эти слова многими считаются за интерполяцию: Abbott Е. A. Op. cit Р. 340.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010