О лит. трудах И. С. известно из сообщений его современников. Еп. Браулио восторженно отзывался о талантах И. С. и называл его «мужем несравненной мудрости» ( Braulio Caesaraugustanus. Ep. 44//PL. 80. Col. 696), утверждая, что И. С. «был образован во всех родах высказываний и умел приспосабливаться к пониманию как образованного, так и необразованного [слушателя] качеством своей речи» ( Idem. Praenot.//PL. 82. Col. 65-66). Еп. Браулио приводит список 17 сочинений И. С., отмечая, что существовало и много др. его творений (Ibid. Col. 67). Еп. Ильдефонс называл И. С. «мужем, обладавшим многими добродетелями и талантами, к-рый снискал столь изобильное и сладкое красноречие, что свойственное ему удивительное богатство выражения приводило слушателей в оцепенение» ( Hildef. Tolet. De vir. illustr. 9//PL. 96. Col. 203). Еп. Ильдефонс упоминает 8 известных ему сочинений И. С., которые встречаются и в списке еп. Браулио (Ibidem). Энциклопедические 1. «Этимологии, или Начала» (Etymologiae sive Origines//PL. 82. Col. 73-729; ср.: CPL, N 1186), главный труд И. С., оказавший серьезное влияние на интеллектуальную культуру средних веков; на его составление И. С. потратил ок. 20 лет. Начав работу ок. 615 г., И. С. к 620 г. написал 1-ю редакцию «Этимологий» и послал ее кор. Сисебуту, к-рому посвятил трактат (см.: Isid. Hisp. Ep. 6; ср.: Cazier. 1994. P. 51-54; D í az y D í az. 1996. P. 91). Затем по настойчивым просьбам еп. Браулио ( Braulio Caesaraugustanus. Ep. 3//PL. 80. Col. 650; Idem. Ep. 5. 10//PL. 80. Col. 653) И. С. продолжил работу над исправлением и дополнением «Этимологий» и в 632/3 г. послал еп. Браулио новую редакцию трактата, поручив ему окончательно отредактировать и опубликовать ее ( Isid. Hisp. Ep. 13. 2; Braulio Caesaraugustanus. Praenot.//PL. 82. Col. 67). Реликварий еп. Исидора Севильского. Ок. 1063 г. (ц. Сан-Исидоро. Леон, Испания) Реликварий еп. Исидора Севильского. Ок. 1063 г. (ц. Сан-Исидоро. Леон, Испания) Трактат И. С. представляет собой собрание сведений по всем отраслям знания, известным в поздней античности. При этом за основу И. С. взял латинский лингвистический материал, обычно представленный у него списком основных терминов, принятых в той или иной науке, к-рым дается определение на основе этимологии и соотношения с соответствующим греч. термином; тем самым устанавливается связь между словом и обозначаемым им предметом или явлением. По мнению И. С., опиравшегося отчасти на философское, отчасти на библейское представление о том, что наименование вещей соответствует их сущности, изучение этимологии слова не только приводит к пониманию смысла соответствующего понятия, но и позволяет постичь внутреннюю суть предмета ( Isid. Hisp. Etymol. I 39. 1-2). Вместе с тем в сочинении И. С. встречается немало неверных и абсурдных этимологий, которые он заимствовал из имевшихся у него источников, не задумываясь об их правильности ( Bareille. 1924. Col. 103).

http://pravenc.ru/text/674918.html

59  Bornet R. L " anaphore dans la spiritualite liturgique de Byzance: le temoignage des commentaires mystagogiques du VII au XV siecle//Eucharisties d " Oriont et d " Occident. P., 1970, p. 245 (Lex orandi, 47). 60 Taft R. The Liturgy... Р. 71. 61 Schmemann A. Introduction to liturgical Theology. L., 1966, p. 99–115. 62 Taft R. The Liturgy... Р. 68–69. 63 См., например, историю богословских споров о Евхаристии в Византии: Meyendorff J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. N. Y., 1974, p. 200–211. 64 Taft R. The Liturgy... P.70–71; Bornet R. Les commentaires byzantins... P. 110–123. 65 Mateos J. La calibration de la parole dans la liturgie byzantine. Rome, 1971, p. 46–49 (Orientalia Christiana Analesta. 191). 66 M Taft R. The Liturgy... P. 52 67 Ibid., p. 54 68 Ibid., р. 56. 69 Bornet R. Die Symbolgestalt... S. 62 ff. 70 Из истории иконоборчества см.:. Grabar A. L’iconoclasme byzantin. Dossier archiologique. P., 1957; Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III. Louvain, 1973 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium, 546, Subsidium. 41) 71 Sacrorum conciliorum nova et amplissima collectio/J. D. Mansi. 13. P., 1905, p. 261–264; русский перевод см.: Деяния Вселенских соборов. Т. 7. Казань, 1873, с. 496. 72 Sacrorum conciliorum nova... 13, р. 101. Анализ значения этого фрагмента см.: Schönborn С., von. L " icone du Christ: fondements theologiques. Friburg, 1976, p. 181–186 (Paradosis. 24). 73 Sacrorum conciliorum nova... 11, p. 977–980. 74 Schönborn С., von. L " icone du Christ:... P. 236–237. 75 Grabar A. L " iconoclasme byzantin... P. 228–233. 76 Schönborn С., von. L " icone du Christ... P. 79 ff. 77 Meyendorff J. Byzantine Theology... Р. 44. 78 Gero S. The Eucharistic Doctrine of the Byzantine Iconoclasts and its Sources//Byzantinischc Zeitschrift. 68, 1975, S. 4–22. 79 Meyendorff J. Byzantine Theology... P. 203. 80 Bornet R. Les commentaires byzantins... P. 204. 81 Ibid.. p. 171 ff. 82 Taft R. The Liturgy... Р. 74. 83 Bornet R. L’anapohore… P. 249.

http://predanie.ru/book/220309-tvoreniya...

6 Р. 356, 624. Мы цитуем Сим. Солунского по издании Миня Patrol. Curs compl. т. 155, и по греческому тексту исправляем русский перевод в „Литургических Писаниях Отцев“. 11 Super hac re diveros typos ac regulas sibimet constituisse… comperimus. Tot propemodum typos ac regulas vidimus usurpatus, quot etiam monasteria cellasque conspeximus. De coenob. institt. L. 2. c. 2. 15 По словам Кассиана, каждый час состоял из трех псалмов „trinis psalmis“. Lib. 3, с. III. В состав первого часа входили 50, 62 и 80 пс. ibid. c. VI. 18 De coenob. inst.: L. 2, c. XII, ibid. c. V, VII. Из правила Пахомия также видно употребление молитв во время собраний Тавенисиотских монахов (collecta). Но сколько полагалось их утром, днем и ночью, этого из правила не видно, за исключением вечерни, на которой несколько раз указывается читать ни больше, ни меньше как шесть молитв. Hebdomadarius signum dare non potest, ut ad collectam meredianam vel ad vespertinam sex orationum congregentur (Hieronim oper. T. 2. Mign. Patrol. curs T. 23, p. 67). Qui una oratione de sex orationibus vespertinis tardius venerit… ibid. p. 76. Per domos singulas vespere sex orationes psalmisque complebant juxta ordinem maioris collectae, quae a cunctis fratribus in commune celebratur (p. 80). Post sex orationes, quando ad dormiendum omnes separantur… p. 77. В кратком изложении самого правила, данного Ангелом Пахомию, подведен определенный итог суточных молитв: 12 днем, 12 ночью, 3 в девятый час и 6 на вечерне, итого 33 в сутки. (См. Ник. Панд. сл. 30 л. 264 обор.). Замечательно прибавление, которое сделано в заключение этого перечня: „койждо молитве прилагати псалом“ – прибавление, из которого видно, что число молитв соответствовало числу положенных для каждой службы псалмов. В связи с этим мы объясняем себе и вышеприведенное выражение 155 правила Пахомиева: „per domos singulas vespere sex orationes psalmosques complebant“. Что молитвы читались на собраниях утренних и ночных, это видно из следующих выражений: quando ad collectam tubae clangor increpuerit per diem, qui ad unam orationem tardius venerit…, за это подвергается известному наказанию. Далее „nocte vero … qui post tres orationes venerit… p. 66. Post orationes matutinas“ p. 68.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

60 Единственным специальным исследованием источников «Истории» Созомена до сих пор остается работа Schoo G. Dieerhaltenen schriftlichen Hauptquellen des Kirchenhistorikers Sozomenos. Berlin, 1911. 61 Baur F. Ch. Op. cit. S. 26; Staudlin C. F. Geschichte und Literatur der Kirchengeschichte. Hannover, 1827. S. 64–72. 65 Harnack A. Sokrates und Sozomenos//Realencyklopadie fur protes tantische Theologie und Kirche/Hrsg. von J. J. Herzog und A. Hauck. Bd. 14. S. 416. 66 Guldenpenning A. Quellen zur Geschichte des Kaiser Theodosius des Grosse. Halle, 1879. S. 25–31. 67 Eltester W. Sokrates... Col. 900. Из современных исследователей отметим Г. Чесната (Chesnut G. F. Histories... Р. 175 n. 1). 69 Ibid. Р. 1933. См. также: Momigliano A. Foundations... Р. 143; F. Kirchengeschichtswerke... S. 175. Из старых работ отметим М : Jeep L. О. cit. S. 139, 141. 71 Milburn R. L. Р. Op. cit. Р. 145. В то же время ученый отмечает «признаки поспешного составления и наивности» (ibid.). 74 Harnack A. Op. cit. S. 419–420; Staudlin С. F. Op. cit. S. 54–55; Valesius. De vita... Col. 24. А. П. Лебедев , в целом соглашаясь с негативными оценками Гарнака и Валуа (Указ. соч. С. 109–203), отмечает в то же время проявляемые иногда Созоменом критичность и беспристрастность (особенно при характеристике образованных еретиков) (Там же. С. 204–205). 78 Таково мнение Б. Балдвина (Baldwin В. Theodoret of Cyrrhus//The Oxford Dictionary... Vol. 3. P. 2049). 79 Наиболее подробный обзор биографии Феодорита см.: Глубоковский Н. Блаженный Феодорит... Т. 1. 80 Подробно о произведениях Феодорита см.: Глубоковский Н. Блаженный Феодорит ... Т. 2; Флоровский Г. В. Византийские Отцы V–VIII веков. С. 80 сл. Из исследований последнего времени отметим: Ashby G. Theodoret of Cyrus as Exegete of the Old Testament. Grahamstown, 1972; Canivet P. Le monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. Paris, 1977; Clayton P. B. Theodoret, Bishop of Cyrus, and the mystery of the incarnation in late Antiochene Christianity//Dissertations Abstracts International. Ser. A. Vol. 46. 1986. P. 1978A-1979A; Cope G. M. An Analysis of the Heresiological Method of Theodoret of Cyrus in the «Haereticarum Fabularum Compendium»: Dissertation. Ann Arbor, 1990; Guinot J.-N. Theodoret, imitateur d’Eusebe. L’exegese de la prophetie des soixante-dix semaines ( Dan. IX, 24–27 )//Orpheus. Vol. 8. 1987. P. 283–309; Simonetti A La tecnica esegetica di Teodoreto nel Commento ai Salmi//Vetera Christianorum. Vol. 23. 1986. P. 81–116; Spadavecchia C. The rhetorical tradition in the letters of Theodoret of Cyrus//From late antiquity to early Byzantium/Ed. V. Vavrinek. Praha, 1986. P. 249–252.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Учтенные при коллации параллельные источники перечисляются ниже. S 2. Сирийский текст F16 Rucker  (=fr. 13 [a]      Otto/    Perler/     Hall) Рук.: Brit. Mus. (Лондон, Брит. музей), syr. 729, Addit. 12.156=Эдесская антология, II fol. 70 col. 417–8. Издания: Cureton p. 22. 31; Pitra p. эмендации Gl.Wright " a y Pitr " ы, vol. IV, p. 16, n. 1; Otto , p. 497. Лучшее критическое издание: Rucker, S. 12. Переводы: латинский (Ренана?) у Pitr " ы, Otto 419 и  Perler» 236.8; тот же перевод с незначительным исправлением (порядок слов в одном месте) у Esbroeck " a, 71, 90. Переводы с латинского на франц., испан. и англ. у Perler», Ibanez – Mendoza и Hall " a. Греческая ретроверсия с сирийского у Rucker " а, 12. Русский перевод с древнесирийского выполнен A.B. Муравьевым по изданию Rucker " a. F17 Rucker (=fr. 13 [b]      Otto/    Perler/     Hall) Рук.: там же, fol. 70, col. 418–9. Издания: Cureton 22; Pitra ibid.; Otto, ibid.; Rucker, 13. Переводы: латинский (Ренана?) у Pitr " ы и  Otto, улучшенный у Nautin " a, 61 и (отличный от Nautin " a) Esbroeck " a, 91–2. С латинского на франц. и испан. у Perler» и Ibanez–Mendoza, у Hall " а 80–1 с некоторыми конъектурами по параллельным текстам. Греческая ретроверсия с сирийского у Rucker " a, 13; греческая реконструкция (частичная) у Richard " a, 312–3, 316–7. Add Русский перевод с древнесирийского выполнен A.B. Муравьевым по изд. Rucker " a. Приложение к проповеди, сохранившейся на сирийском под именем Александра и на коптском под именем Афанасия. Рук.: Vat. syr. (Ватикан, сир.) 368 (VII –VIII вв.), fol. 90–5; F77 (см. ниже). Терминология сирийского перевода иная по сравнению с F17 (см. Esbroeck, 67). Издания: Mai 539 sq., перепечатано в PG 18, 604–8. F77 Переводы: латинский Mai, перепечатан в PG, у Nautin " a (с изменен.), 58–60 и  Esbroeck " a, 71–92. Немного сокращенный вариант того же самого сирийского текста, чmo u Add. Издан у Pimr " ы, Anal. Sacra IV, 197 (Ш)–8, лат. перев. на с. 432, и у Rucker " a, 74–5. Коллация с Add сделана ван Эсбруком, ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

По свидетельству Аврелия Августина (см.: Aug. Confess. IV 16. 28), они были широко распространены среди риторов и философов в северной Африке в конце IV – начале V в. По мнению исследователей, источником знания о категориях для Максима мог быть не сам Аристотель непосредственно, но неоплатонический учебник логики, найденный среди его рукописей и содержавший толкование на «Категории» Аристотеля и изложение древа Порфирия (см.: RouecheM. Byzantine Philosophical Texts of the Seventh Century//Jahrbuch der osterreichischen Byzantinistik. 1974. Bd. 23. S. 63, 74–75). Другим возможным источником знания Максима Исповедника об аристотелевских категориях могли быть труды александрийских неоплатоников Давида Анахта и Илии (Prolegomena philosophiae, Commentarium in Porphyrii Isagogen, Commentaria in Aristotelis categorias), с которым он мог быть знаком непосредственно (см.: Portaru M. Op. cit. P. 134). 79 Cap. de carit. IV 9; ср.: Ibid. IV 8; Amb. Io. 67. 9. 8–17; Quaest. ad Thal. 40. 34–35; Quaest. et dub. 39. 10–11; Opusc. theol. 21, PG 91, 249A и др. Ср. также: Thunberg L. Microcosm and Mediator. The theological Anthropology of Maximus the Confessor. Lund, 1965. P. 83–84; Mo- reschini С. Op. cit. P. 117–118. 80 См.: Analyt. prior. 83b 26–27; 90b 10–16; Phys. 190b 18–19; 204a 10–11; Met. 995b 20; 997a 25–26; 1002a 13–14; 1007a 31–32 и др. В «Категориях» делению на субстанцию и акциденции соответствует деление на субъект и предикаты – «подлежащее» (ποκεμενον, или сущность, οσα) и «то, что находится в подлежащем и говорится о подлежащем» (τ καθ’ ποκειμνου τε λγεται κα ν ποκειμν στν – см.: Cat. 2, 1a 20 – 3, 1b 14 и др.). В значении субъекта (субстанции) в его противопоставлении предикатам (акциденциям) термин οσα использует часто и Максим. 81 Quaest. ad Thal. 40. 33–35; ср.: Amb. Io. 67. 3. 10–12 ( φσις γρ οδν λλο καθστηκεν οσα λη μετ’ εδους λη εδοπεποιημνη. Τ γρ εδος τ λ προστεθν φσιν περγζεται); Quaest. et dub. 104. 5–10. 82 Τ δ συμβεβηκτα κατ τ ποκεμενον λλλοις συγκριθντα τ νιαον χε (Amb.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1209 Ханерас (Janeras S. Introductio II. P. 26) весьма сдержанно относится к этой теории. Юнгманн считает, что синапта с этисисом и молитвой проскомидии относится к молитвам верных (Jungmann J. A. Missarum Sollemnia. I. S. 483. Прим. 17). 1211 Mateos J. Célébration. P. 60, 160161. Молитвы богослужений суточного круга из кодекса Barberini 336 опубликованы: Goar. P. 37 (вечерня) и 45 (утреня). Другие рукописи, перечисленные М. Арранцем, который превосходно проработал весь круг вопросов, связанных с молитвами византийской вечерни и утрени в статьях: Les priers sacerdotales des vepres byzantines//OCP. 1971. 37. P. 106, 107, Table II; Les prières presbytérales des matines byzantines I; Table II, part III. P. 410; II, OCP. 1971. 38. P. 67: Schema A и p. 11. О постепенном исчезновении молитв верных на утрени в рукописях см. Ibid. P. 6871. 1212 LEW. P. 374. Сегодня литания и молитва над просвещаемыми находится только в ПРЕЖД, но она некогда была также и в ВАС, как это прослеживается по рукописной традиции (см. Орлов. С. 110115). 1213 Матеос (Célébration. P. 60. Прим. 1221) считает, что аполизис происходит из Палестины и поэтому чужд изначальному соборному обряду Великой Церкви, но исследование Арранцем богослужебных рукописей суточного круга не подтвердило этого. 1218 Мы приводим по списку Sinai 973 (1153 г.), Дмитриевский А. А. II. С. 87. См. также Sinai 966 (XIII в.), Ibid. С. 207 ; 959 (XI в.) и 1036 (XIIXIII в.), Strittmatter A. Slavic Peculiarity. P. 200, прим.17. См. также ПРЕЖД по списку Sinai 1040 (XII в.), Дмитриевский А. А. II. С. 128129. Мы исследовали похожие чины в ПРЕЖД по другим спискам Синайского собрания. 1219 Это же находится в ПРЕЖД по двум венецианским изданиям 1558 и 1562 гг. См. Strittmatter A. Synapte. S. 80. 1223 ПРЕЖД по списками Barberini 336 и Петербург 226, двум древнейшим евхологиям, не содержит этизисов перед Великим входом (Strittmatter A. Synapte. S. 6869). 1224 Единственным явным свидетельством о молитвах во время литургии Слова в Константинополе является послание нескольких монофизитских епископов, проживавших в столице. Но документ не упоминает литаний, а касается только молитв и отпустов двух разрядов кающихся, упомянутых в 11-м правиле Никейского собора (Mansi 2, 673). Данный источник был опубликован на сирском языке с латинским переводом Рахмани (Studia Syriaca. 3. P. 523; 2347), и на французском языке в переводе Но (Nau): Revue de lOrient Chretien. 14. 1909. P. 3949. Бишоп (Bishop E. Liturgical Notes and Comments//JTS. 19121913. Vol. 141. P. 53. Прим. 1) и Баумштарк (Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur. Bonn, 1922. S. 175) считают, что документ также касается отпуста. Весь круг проблем рассматривается здесь: Van de Paverd. P. 456459.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Исихий, Cap. de temperantia I,67, PG.93, 1501D; р. п., с.172 (=Cap. de charitate IV,58 [р. п. I, 140]); оно возможно лишь по»очищении»; преп. Исихий, ibid. I,75, 1504С, с.174 (=Cap. de charitate IV,72 [р. п. I,142]). 752 Cap. de charitate IV,70 [р. п. I,142]. Quaest. ad Tahl. LIV, PG.90, 516D, p.155 [р. п. II,189]. 753 Cap. theol. I,32 [р. п. I,220]. 754 Cap. de charitate IV, 79,80 [р. п. I,143]. Ep.20, PG.91, 601B-C, p.349. Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 681A, p.244 (cap. quing. IV,89); schol.32, 689D-692A, p.249 (IV,88). Cap. theol. I,22 [р. п. I, 218–219]. Ad Thomam, PG.91, 1032A, f.104a (γνωσις εμπρακτος). Ср., впрочем, Ambigua, PG.91, 1108C-D, f.136b; Orat. Dom. expositio, PG.90, 888D, p.353 [р. п. I,192] (на высших ступенях мистического озарения πραξις не является безусловно необходимым). — Ведение без делания нетвердо и не приносит пользы: преп. Марк, De his qui putant 12,13.7, PG.65, 932C. A; р. п., с.44,43; De lege spirit. 87,88(85,86), ibid. 916C; с.23. 755 Cap. de charitate II,5 [р. п. I, 107]. Cap. theol. I,50 [р. п. I,223]. Quaest. ad Tahl. XVI, PG.90, 300C, p.34 [р. п. II,60]; LXV, 753A, p.284 (cap. quing. V,38) - Созерцание отрывает от чувств (св. Григорий Нисский, In Cant. Cant. horn. X, PG.44, 993CD; р. п. III,271) и приводит к бесстрастию (Евагрий, Сар. pract. 38, PG.40, 1232В; р. п., с.577 [с.107, гл.66]). 756 Cap. theol. I,64 [р. п. I,102]. Mystagogia 24. PG.91, 709А, p.522 [р. п. I,180] (λγοι αρετων); см. выше, с.118, прим.8. 757 Quaest. ad Tahl. LXIII, PG.90, 677CD, p.242 (cap. quing. IV,84). 758 Cap. de charitate IV,44,64; III,44 [р. п. I,138–139,141,126]. Quaest. ad Tahl. LVI, PG.90, 581C, p.188 (cap. quing. III,70). — Евагрий, Cap. pract. 6, PG.40, 1224A; р. п., с.571 [с.99, гл.15]. Преп. Марк, De lege spirit. 5(7), PG.65, 905В; р. п., с.10. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,68, PG.93, 1501D; р. п., с.173(- Cap. de charitate IV,64 [р. п. I,141]). Блаж. Диадох, гл.68, с.376. Св. Григорий Нисский, De proposito secundum Deum, PG.46, 289B; р. п.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Leiden, 1969. P. 15 – 18; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. T.I. От каменного века до элевсинских мистерий. С. 84–87. 17. См.: James E. O. Creation and Cosmology: A Historical and Comparative Inquiry. Leiden, 1969. P. 15 – 18; Элиаде М. История веры и религиозных идей. М., 2001. T.I. От каменного века до элевсинских мистерий. С. 84–87. 18. Obenga T. African Philosophy: The Pharaonic Period, 2780-330 B.C. Per Ankh Press, 2004. P. 542. 19. Obenga T. Egypt: Ancient History of African Philosophy.//A Companion to African Philosophy. Ed. by K. Wiredu. Bodmin, 2006. P. 43. 20. De Moor J.C. The Crisis of Polytheism in Late Bronze Ugarit.//Oudtestamentische smudien. Deel XXIV. Uitgegeven door A.S. Van der Woude. Leiden, 1986. P. 3. 21. Ancient Near Eastern Texts… P. 61. 22. Ibid. 23. Eichrodt W. Theology of the Old Testament. Philadelphia, 1967. Vol. 2. P. 99. 24. Ibid. 25. Ancient Near Eastern Texts… P. 66–67. 26. Грей Д. Ханаанцы. На земле чудес Ветхозаветных. М., 2003. С. 151. 27. Ancient Near Eastern Texts… P. 11–12. 28. Brown F., Driver S. R., Briggs C. The Brown-Driver-Briggs Hebrew and English Lexicon… Р. 965. 29. Аргумент D.T. Tsumura; излаг. по.: Van Leeuwen R. C. Bara//New International Dictionary of Old Testament Theology and Exegesis. Gen. ed. Willem Van Gemeren. Grand Rapids, 1997. Vol. 1. P. 729. 30. Ancient Near Eastern Texts… P. 68. 31. «Творец в определенном смысле слова уступает здесь человеку Свое право нарекать имя, приобщая его тем самым Своему творчеству и Своей власти над сотворенным миром».// Десницкий А.С. Поэтика библейского параллелизма. М., 2007. С. 101. 32. См. например шумерское повествование о Рае «Энки и Нинхурсаг»: Ancient Near Eastern Texts… P. 37 – 41. 33. A concise Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament. Ed. by W. L. Holladay. Leiden, 2000. P. 80. 34. Spillman R. The Passion Of Job. Xulon Press, 2004. Р. 84–85. 35. См.: Brodie T.L. Genesis as dialogue. New York, 2001. P. 139. Похожее на древо жизни дерево упоминается в шумерском повествовании о рае «Энки и Нинхурсаг».

http://azbyka.ru/biblejskoe-otkrovenie-l...

Мир и история . Марксистское мировоззрение в целом является материалистическим и диалектическим. Маркс употреблял термин исторический материализм для «таких представлений о ходе истории, при которых первопричина и великая движущая сила всех существенных событий ищется в экономическом развитии общества» (Marx, Marx and Engels on Religion, 298). При конкретном применении этой концепции в истории Маркс становится диалектическим материалистом, выявляющим тезис, антитезис и синтез. История развивается согласно всеобщему диалектическому закону, и ход её предсказуем точно так же, как астрономы предсказывают орбиты. В предисловии к «Капиталу» Маркс сравнивает этот метод с методами физики и говорит, что «конечная цель данного труда – раскрыть экономический закон движения современного общества», а также указывает, что естественный закон капиталистического производства «действует с железной необходимостью, приводя к неизбежным результатам» (Marx, Das Kapital, " Preface»). Суть диалектики современной истории состоит в том, что тезису капитализма противостоит антитезис социализма, который сменится окончательным синтезом коммунизма. История предопределена, как траектории звёзд, с той оговоркой, что историей управляют не законы механики, а законы экономики (см. детерминизм). Человечество экономически детерминировано. Иными словами, «способ производства материальных благ определяет общий характер социальных, политических и духовных процессов жизни» (ibid., 67, 70, 90, 111f.). Существуют и другие факторы, но экономика является главным фактором социальной детерминированности. Энгельс патетически восклицал: «Ни на чём большем, чем это, ни я, ни Маркс никогда не настаивали. Поэтому, если кто-то, извращая наши слова, утверждает, что экономический элемент является единственным определяющим, он превращает это высказывание в бессмысленную, абстрактную, нелепую фразу» (Marx, Marx and Engels on Religion, 274). Будущее. Основываясь на своём знании диалектики истории и её экономической детерминированности, Маркс уверенно предсказывал, что капиталистический строй будет становиться всё более нестабильным и что классовая борьба между буржуазией (правящим классом) и пролетариатом (рабочим классом) будет усиливаться. Таким образом, бедные будут становиться всё беднее, и их будет всё больше, до тех пор, когда они, в ходе грандиозной социальной революции, возьмут власть и переведут историю на новую, коммунистическую стадию (ibid., 79–80, 147f., 236).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010