I dipinti paleocristiani di Antinoe//Scritti dedicati alla memoria di I. Rosellini. Firenze, 1945. P. 157-169; Meinardus O. F. A. A Coptic Anargyros: St. Colluthus//SOC.Coll. 1970/1971. N 14. P. 365-375; Baumeister Th. Martyr invictus: Der Martyrer als Sinnbild der Erlösung in der Legende und im Kult der frühen koptischen Kirche. Münster, 1972. S. 109; Devos P. Un étrange miracle copte de st. Kolouthos: Le paralytique et la prostituée//AnBoll. 1980. Vol. 98. P. 363-380; idem. Autres miracles coptes de st. Kolouthos//Ibid. 1981. Vol. 99. P. 285-301; Emmel S., South K. H. Isaac of Antinoopolis, Encomium on Colluthus for 24 Pasons (19 May): A Newly Identified Coptic Witness (Brit. Lib. OR.=Layton, Cat.BLC, No. 146)//Ibid. 1996. Vol. 114. P. 5-9; Zanetti U. Note textologique sur S. Colluthus//Ibid. P. 10-24; idem. Les miracles arabes de St. Kolouthos (Ms. St-Macaire, Hagiog. 35)//Aegyptus Christiana: Mélanges d " hagiographie égyptienne et orientale dédiés à la mémoire du P. Paul Devos Bollandiste/Éd. U. Zanetti, E. Lucchesi. Gen., 2004. P. 43-109; Papini L. Fragments of the «Sortes Sanctorum» from the Shrine of St. Colluthus/Introd. D. Frankfurter//Pilgrimage and Holy Space in Late Antique Egypt. Leiden etc., 1998. P. 393-401. (Religions in the Graeco-Roman World; 134); Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L " apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001. P. 122-128; Buzi P. Biblioteca Apostolica Vaticana, Borg. copt. 109, fasc. 141: In Colluthum (Miracula Colluthi)//Coptic Treasures from the Vatican Library: A Selection of Coptic, Copto-Arabic and Ethiopic Manuscripts/Ed. P. Buzi, D. V. Proverbio. Vat., 2012. P. 139-150. (ST; 472); Pattengale J. Christian Physicians in the Roman Empire: Benevolence and Sacrifice in Proclaiming the Gospels. Charlotte (N. Car.), [Электр. ресурс]. Л. Р. Франгулян, С. А. Моисеева Рубрики: Ключевые слова: НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля) АГАПИЙ, ПУПЛИЙ, ТИМОЛАЙ, РОМИЛ, ДВА АЛЕКСАНДРА И ДВА ДИОНИСИЯ († 304 или 305), мученики Палестинские (пам. 15 марта, возможно, также 19, 21, 23 или 24 марта, 20, 21 или 24 апр., 17 мая) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/1841814.html

102 В. Lewis, в: Constantine Porphyrogenitus, De admtnistrando II, Commentary (London, 1962), p. 72. 103 PG 94, 765А. 104 Ibid., 768D. 105 Ibid., 760D. 106 Греческие трактаты Абу-Курры опубликованы в PG 97, cols. 1461—1609. 107 Этот отрывок о предопределении дословно воспроизводится в «Диалоге», приписываемом преп. Иоанну Дамаскину, PG 96, cols. 1336—1340. 108 PG 105, cols. 669—805. λεγχος A­ γαρηνο , PG 104, cols. 1384—1448; о дате произведения см. Eichner, op. cit., pp. 137—138. 109 λεγχος A­ γαρηνο , PG 104, cols. 1384—1448; о дате произведения см. Eichner, op. cit., pp. 137—138. 110 PG 154, cols. 373—692. 111 Перевод опубликован в PG 154,1035—1152. 112 PG 154, col. 601. 113 Ibid., col. 584. 114 Об этом эпизоде см.: J. Meyendorf, Introduction α l " ütude de Grümire Palamas (Paris, 1959), pp. 157—162. 115 3 Это чинопоследование опубликовано Φ . Силбургом (F. Sylburg, Heidelberg, 1595). Издание Силбурга перепечатано в Thesaurus Orthodoxae fidei Никиты Хониата в PG 140, cols. 123—138. Новое издание этого чина: F. Montet, «Le rituel d " abjuration des Musulmans dans l " flglise grecque», Revue de l " histoire des religions 53 (1906), pp. 145—163, с французским переводом анафематствований. Это новое издание не заменяет издание Силбурга, так как последнее полнее. См. исследование издания Монте в: S. Ebersolt, «Un nouveau manuscrit sur le rituel d " abjuration des Musulmans dans l " Uglise grecque», в том же самом Revue de l " histoire des religions 54 (1906), pp. 231—232; см. ClermontGanneau, «Anden rituel grec pour l " abjuration des Musulmans», Recueil d " archuologie Orientale 7 (Paris, 1906), pp. 254—257; F. Cumont, «L " origine de la formule grecque d " abjuration imposüe aux Musulmans», Revue de l " histoire des reJigions64 (1911), pp143—150. 116 Никита Хониат, «История», Bonn ed., pp. 278—286; обо всем эпизоде см. С. G. Bonis, « Θεσσαλονκης Ευσταθιος και ο δο » τμοι « το ατοκρατορος Μανουλ Α Κομνηνο (1143 80) περ των εις χριστιανικν ρθοδοξαν μετισταμενων Μωαμεθανν », πετηρς Εταιρεας Βυζαντινν Σπουδν 19(1949), pp. 162—169.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

Mystagogia 24, PG.91, 709D-712A, p.523 [р. п. I, 178]. Quaest. ad Tahl. X, PG.90, 288B. C, p.26. 27 [р. п. II, 49] (cap. quing. I,68); XXXVI,381B, p.81 [р. п. II, 115]. 647 Ibid.; Ambigua, PG.91, 1241B, f.195b-196b (cap. quing. V, 93). 648 Cap. de charitate I,79; IV, 57. 86 [р. п. I, 104,140,143]; cp. III, 11,44; IV, 66 [р. п. I, 122,126,141] (писанный закон); IV, 44. 45; II,83. 98. 48; III,3. 1 [р. п. I, 138–139,118,121,114,121] (естественный закон); IV, 56; I,41. 42; III,51; II,49 [р. п. I, 140,100,127,114] (духовный закон). 649 Ambigua, PG.91, 1396А. 1397С, f.256a. 257b. Quaest. ad Tahl. LV, PG.90, 541B, p.168 [р. п. II, 198]; LXIII,685A, p.246. Quaest. et dubia 67, PG.90, 841C, p.327. Cap. de charitate II,79 [р. п. I, 118]. Ep.5, PG.91, 421B-C, p.236. — Св. Григорий Нисский, In Cant Cant. horn. XV, PG.44, 1096D; р. п. III, 383; De virginitate 18, PG.46, 392A; р. п. VII,365–366. Евагрий, Cap. practica 61, PG.40, 1236A-B; р. п., с.579–580 [с.109–110, гл.89]. Преп. Исихий, Cap. de temperantia I,34, PG.93, 1492C; р. п., с.165–166. Ср. у св. Василия Великого, Ер. 2, n.2, PG.32, 228В; р. п., VI.4, 10 (γενκα). 650 Ambigua, PG.91, 1245А,1249АВ, f.197a,199a. 651 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 728A, p.270; III,273B, p.18 [р. п. II,36] (cap. quing. I,67). 652 См. выше, гл.«Закон и благодать», прим.12. 653 Ambigua, PG.91, 1233С,1300В,1369А,1393А, f.192a,219a,247a,255b. Quaest. ad Tahl. III, PG.90, 273A, p.18 [р. п. II,36] (cap. quing. I,67); X, 288C, p.27 [р. п. II,49]; XXIV, 329A, p.51 [р. п. II,82] (cap. quing. I,79); XXV, schol.1, 336D, p.55 [р. п. II,242]; XXXVII,385B, p.83 [р. п. II,117]; XLVIII, schol.14, 445B, p.116 [р. п. II,274]; XLIX, 445D. 452A, p.117. 119 [р. п. II,152. 154]; LII,493A, p.142 [р. п. II,175]; LIII,504B, p.148 [р. п. II,181]; LV, 548В. 552В. 557А, p.172. 174. 177 [р. п. II,202,204,208]; LIX, 612B, p.204; LXIII,677C, p.242 (cap. quing. IV,83). Expositio in psalm. LIX, PG.90, 865D,869B, p.340. 342 [р. п. II,212,213]. Cap. gnost. 96, Прилож., с.54.31 (πρακτικη Θεολογικη); ср. св. Григорий Богослов, Or.6, n.1, PG.35, 721В; р. п. I.3,176. — Cap. de charitate II,26 [р. п. I,110]. Quaest. ad Tahl. V, PG.90, 280B, p.21 [р. п. II,40]; Expos, in ps. LIX, 864A, p.338 [р. п. II,211]; Cap. theol. I,32 (πρακτικη) [р. п. I,220]; ср. преп. Исихия, Cap. de temperantia II,55 (157), PG.93, 1529C; р. п., с.192. — Cap. de charitate III,2 (πρακτικη αρετ) [р. п. I,121]. — Ambigua, PG.91, 1197D,1277A,1368B, f.177b,210b,246b; Quaest. ad Tahl. XLVIII, schol.8, PG.90, 444D, p.116 [р. п. II,273]; LIII,504A, p.147 [р. п. II,181]; Quaest. et dubia 67, PG.90, 841A. p.326; Orat. Dom. expositio, PG.90, 888D, p.353 (ηθικη φιλοσοφα) [р. п. I,192]. 654

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

Vatican. – Ottobon. φ. 109–об. 727 Εχολ., ркп. библ. Barberini φ. 116; библ. Афинск. Унив. φ. 41 (в обеих с надпис. «Εχ π τελευτσαντος πρεσβυτρου»); ркп. библ. Vatican. – Ottobon. φ. 108 об.–109. 728 Εχολ., ркп. Парижск. Нац. библ. coll. Coislin-a φ. 90; φ. 161; библ. Barberini φ. 92–об.; библ. Афинск. Унив. 112, φ. 104. 730 Служебн. с требн., ркп. Соф. библ. л. 280 об.–281; Требн., ркп. Кирилло-Белоз. библ. л. 114–115; собр. Погод. л. 202–об.; л. 207–208. 731 Служебн. с требн., ркп. Соф. библ. л. 208 (над «представльшимся»); л. 353 об.–354; л. 206 об.–207; л. 275–276 об. (изолированно); Требн., ркп. собр. Погод. л. 172–об. (гл. [#к#].). 732 Требн., ркп. Соф. биб. л. 275–276 об.; Ср. в чинах свящ. погреб, по Требнн., ркпп. собр. Погод. л. 202–об.; л. 172–об.; ркп. Соф. библ. л. 190 об.–197 об. 735 Служебн. с требн., ркп. Соф. библ. л. 346–об; Требн., ркп. той же (гл. 9), л. 355 об.–356. Молитва эта читалась только над умершим архиереем, но не полагалась вместе с ним, потому что по правилам, встречающимся в ркпп. Требниках, погребаемому епископу «[#в левю рк вложи т (ем) свито к #]» [#написа н , их же ста в в животе своем попы и диаконы, имена их#]» (Требник, ркп. Кирилло-Белоз. библ. (XVI в.) л. 29. Тоже самое имеется в Кормч., ркп. (XVII в.) библ. Общ. Древн. письм. XXX (1023), л. 57. 738 Богослужен Сборн., греч. ркп. (XVII в) Моск. Синод, библ. φ. 650 об.–651; Святогробск. библ. φ. 42 об.–43. См. прилож. отд. III. 740 Из патриархов времени, более близкого к написанию цитт. рукописей, здесь можно указать только на Германа патр. Иерусалимского, жившего в XV в. 741 Morinus. Commentarins de sacramento Poenitentiae, pag. 658; Εχολ., ркп. библ. Барберини σελ. 66–71. (Тотчас за φσιμον-ом следует νταλτριον для духовника. Последний не имеет никакого надписания, но очевидно, усвоится здесь тому же епископу Герману, так как непосредственно же за ним следует копия подписи указываемого епископа. 742 См. ibid. σελ. 77–79. Разница между этим и предыдущим только в том и заключается, что первое предназначено для женщины, второе же – для мужчины.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

1015 Ibid. Р. 83–85 (442–444). Оригинальный текст послания: АСО II, IV. Р. 51–52 (epistula XCIII); греческий перевод: АСО II, I, 1. Р. 31–32. 1020 Греческий текст: АСО II, 1, 3. Р. 86–99 (445–458); латинский текст (Versio a Rustico edita): АСО II, III, 3. P. 98–114 (537–553). Дату см.: Χρυσς Ε. Art. cit. P. 280. 1021 АСО II, I, 3. P. 110–114 (469–473). Относительно атрибуции Феодориту см. заключительную аргументацию Шварца: АСО II, I, 3. Р. XIII-XVI. 1026 Synagoga. P. 7, 215–217, 234–235. Текст правил в греческих деяниях Собора: АСО II, I, 2. Р. 158–163 (354–359) ( ροι εκκλησιαστικο). Латинский перевод в Versio a Rustico editä АСО II, III, 3. P. 91–98 (530–537). Переводы в древних сборниках на латинском языке: АСО II, II, 2. Р. 31–109 (123–201). По поводу отсутствия упоминания о правах Константинопольской кафедры в Дионисиевых версиях Иоанну отмечал, что «28 правило Халкидонского Собора, по всей видимости, было опущено не из-за возмущения, вызванного им в Римской Церкви, а потому, что его не было (и не без основания) в антиохийском сборнике, насчитывавшем всего 27 правил» (ССО. Р. 10). 1027 широком согласии между учеными относительно составления «Синтагмы» именно в данный период (первой ее рецензии) см.: Honigmann Ε. Le concile de Constantinople de 394 et les auteurs du «Syntagma des XIV titres»//Subsidia Hagiographica, 35. 1961. P. 3–83, особ. 56. 1028 Бенешевич-1906. С. 124–125: первоначальная редакция текста, представленного как ψφος. Там же. С. 58. Index: Συνδου της ν Καλχηδνι (sic!) των ΧΛ αγων πατρων καννες ΚΗ Ср.: Бенешевич-1905. Σ. 76. 1029 Речь идет о рукописи Кьети (Chieti) и рукописи Жюстеля (Justell); они датируются VI в. и происходят из Италии. 3 прав. Константинопольского Собора соединено с предложением, принятым голосованием на Халкидонском Соборе. См. текст: АСО II, II, 2. Р. 46–47 (138–139). Разъяснение см.: Maassen Fr. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande. Graz, 1870. S. 94–99, 526–536. См. также: Dvornik Fr. The See of Constantinople in the First Latin Collections of Canon Law//Melanges G. Ostrogorsky. Belgrade, 1963. P. 97–101. Эта статья воспроизведена с той же пагинацией в сборнике, озаглавленном: Photian and Byzantine Ecclesiastical Studies. London, 1974. Variorum Reprints, XVII.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

90 Strom. I 1, Migne VIII с. 704; Paedag. I 1, ibid, с. 249. Cf. Strom. VII 18, Migne IX с. 655. 91 Не говоря уже о богословском освещении пропедевтических наук, каковое предполагается у св. Григория в nn. 111–114, ни в «Педагоге», ни в «Строматах» нет того широкого обзора этических и метафизических систем философов, о котором говорится в nn. 158–173. 92 Strom. I 1, Migne VIII с. 704. Ср. Д.П. Миртов, цит. соч. стр. 191 прим. 4. Origen Περ ρχν IV 2, Migne XI с. 115. Аллегорический метод был известен и греческой философской школе: Анаксагор и особенно стоики применяли его к объяснению Гомера, который имел каноническое значение в древне-греческой образовательной системе. Вилльман, Дидактика т. I, стр. 181, ср. 172. 96 Gregor. Thaumat. cap. VII– VIII, nn. 100–114, S. 20–22. Все показания св. Григория об учебном курсе имеют вид хронологически последовательного рассказа. 103 Вилльман I, стр. 178. В афинских школах курс продолжался от 5 до 8 лет. Grassberger, цит. соч. III, 428. 109 Напр., Fr. Schemmel, Die Hochschule von Konstantinopel vom V bis IX Jarhundert (Beilage zu dem Jaresbericht des Kón. Wilhelms –Gymnasiums in Berlin), Berlin 1912. S. 10. Cp. Harnack, «Alexandrinische Katechetenschule» в Realencyclopádie v. Hauck, 3-e Auflage, B. I S. 357. 110 Euseb. VI 3, Schw. P. 224 (об Оригене ); Euseb. VII 32, p. 312 (об Ахилле) и друг. Leclercq (Alexandrie, в Dictionaire publ. par. Gabrol, I с. 1172) полагает, что зависимость школы от церкви началась с Оригена . О времени Пантэна и Климента никаких сведений на этот счет не имеется. Но нельзя упускать из вида, что Климент был п р е с в и т е р о м Александрийской церкви. Кроме того, сравнение сочинений Климента и Оригена и ссылка последнего на традицию Панетэна (Euseb. VI 19, р. 240) не дают оснований предполагать, что в отношении свободы преподавания между Пантэном и Оригеном произошла какая-либо перемена. Форма зависимости александрийской школы от епископа неизвестна, но можно полагать, что она не похожа была на католическую традицию, с точки зрения которой решают данный вопрос западные ученые.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dyak...

History of Religious Thoughts in England, V. 1, p. 150; сравн. Baur Ferd. op. cit., 55, 412, 413. 294 Переселенцы в Новой Англии были в большинстве случаев пуритане-кальвинисты в самой крайней степени, как это утверждает Лабуле (ibid., чтения VI–IX) и другие историки. 296 Особенно сильны были споры в лондонской общине, где множество невежественных проповедников и руководителей методизма принялись богословствовать на все лады. См. Southey I, 334–346; Stevens, I, 109, 110. 299 Часть переписки приведена у Southey I, 337–344. Из неё видны горячность Уайтфилда и его резкий оскорбительный тон. Гораздо мягче становится он после разделения общества методистов, когда ему пришлось убедиться, как для него невыгодны были споры по данному вопросу. Это заметно из одного письма, написанного по дороге из Америки (Southey I, 354). О том же можно заключать со слов Stevens’a I, 231. 302 Название партикуляристы и универсалисты происходит от того, что кальвинисты признают действие спасающей благодати только в некоторой части людей (pars); наоборот арминиане утверждают, что ко спасению призываются все и благодать спасающая действует во всех, хотя спасаются и не все (universe). См. Histoire d. Sectes Religieuses, Т. IV, 474, Schlegel, op. cit. ibid. 732. 305 Southey II, 339; Jacoby I, 79; Stevens I, 114. – Устроенная Уайтфилдом капелла известна под именем шалаша, палатки (Tabernacle). См. Histoire des Sectes religieuses IV 6, 475. p. 306 Одна часть кальвино-методистов и до сих пор носить её имя – Connection of Lady Huntingdon. См. Grundemann, Allg. Missione-Atlas. 307 Известный уже нам друг Джона Весла о его сотрудник по устройству проповеди в Америке и спутник в Гернгут. Основатель особой отрасли методизма, что мы увидим несколько ниже. 310 Southey II, 341–343 и Stevens I, 121 и дал. – Известно, что некоторые аристократы склонялись на сторону кальвино-методизма. 311 Jacoby I, 180. – «Но полной дружбы между Уайтфилдом и Весли никогда не восстановилось», – прибавляет Southey, к своему рассказу о том же (См.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ocherki-...

106 Он позволял себе только писать двойными линиями начальную букву в первом слове молитвы. Побочных украшений весьма мало; именно: на л. 144 v нарисовано какое-то четвероногое жпвотное, в роде зебра; на л. 156 r – голова какой-то птицы; на л. 157 v – кисть руки; на л. 159 v – страус. Понятно, эти незатейливые рисунки сделаны на полях листов. 107 Начертанием некоторых скорописных букв заметно отличается М 1 от П 1 . Сравни фотографии. Напр., η и уголок для ει пишутся в М 1 всегда округло; ε часто пишется тахиграфически; ρ и ο соединяются внизу линиею; φ имеет небольшую округлость вверху (см. на фотографии: μν, τροφν, ξαποστελας, πρϑεδιν). 108 Собстввнно ъ 1877 года П 1 пользуется худой репутацией, как безграмотная, и копиист «сириец» считается невеждою в греческом языке. См. еп. Порфирия Первое путешествие в Афон. мон. И скиты в 1846 г. ч. II. отд. 1. Киев 1877. стр. 456 Мансветова Историко-библ. очерк стр. 3. 109 В таких вопросах, как этот, статистика есть незаменимое средство. Для примера можно указать на статистику в употреблении λλ и новозаветными кодексами у C. Tischend. (Prolegom. Ibid. p. 93–94). 113 Для этой же цели он иногда пользуется консонантом с. Напр., из форм ουτω и ουτως он непременно пишет последнюю. Вероятно отсюда объясняется происхождение конечного с в таком выражении: 1 κωσμιταις του κ ναως (л. 13 Г , 9). 114 См. к этому у С. Tischend. Proleg. ibid. p. 97. 73–78. Здесь Sinaiticus выделяется, как передовой, между всеми кодексами; немецкий ученый отчасти принял его орфографию в свое критическое издание новозаветного текста. Однако, прибавочный грамматаческий ν выдерживается П 1 последовательнее. 115 См. его Историко-библиографический очерк, стр. 3. О Сирийце, как писце, первым сказал сам еп. Порфирий. См. раньше прим. 25. 117 Записки Имп. Ак. Наук, т. 64. СПб. 1891. Приложение. Описание бумаг еп. Порфирия. Стр. 312. Эту расшифровку можно видеть в Библиотеке Имп. Акад. Наук. В волюме она занимает страницы 446–716. Кроме сырого греческого текста, с несколькими заметками по Бунзену, здесь нет ничего. Менологический и священный тексты отброшены; взамен недостающего начала литургии Василия Великого (которую рукопись начинается) сделана выдержка из неподходящего сюда текста Барбериновой рукописи. В волюме есть заметка самого ученого епископа (тогда еще архимандрита), что он, будучи в 1863 году в Александро-Невской Лавре (в С.-Петербурге), сделал свою расшифровку, и, именно, с тем, чтобы ее издать. Об этом он заявил после и печатно (См. Первое путешествие в Афон. Мон., там же, стр. 457). В настоящее время расшифровке епископа больше 40 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Orlov/l...

108 Cicer. Op. cit. I, 42. P. 41: «Продик сей говорил, что люди, принесшие пользу людям, должны считаться в числе богов» 109 Ibid. I, 15. Р. 19: «Персей, слушатель Зенона, утверждал, что следует вносить в число богов тех, которыми изобретена великая польза для культуры (человеческой) жизни» 110 Ср.: Plutarchi Opera, quae supersunt... Ed. Reiske. V. IV. Lipsiae, 1776. Vita Alexandri. P. 66–67: «В письме своем к матери сам Александр говорит, что ему переданы некоторые тайны, как, например, обращение солнца. Дальше указывается, что когда он слушал в Египте египетского философа Псаммона, из сказанного им он преимущественно одобрил (то его мнение), что все смертные Богом поставляются управлять (народами), а потому начальствовать и управлять в какой-то ни было области (in quaque re) есть (дело) божественное» 111 Ibid. 1, 30. Р. 30–31: «Аполлон всегда безбородый, Нептун с глазами светло-зелеными, хромого и немощного бога имеем в Вулкане» 113 Hom. Odyss. V. V. 45: «Никогда не отказывается посол Меркурий, тотчас же подвязывает сандалии с крыльями, несущими его по морю и безмерной земле с пылом ветра» 114 Как описывает свой вид и фигуру, например, сам Пан, видно из его оракула: Пану, рожденному богу, двурогому, двуногому с козлиными голенями, редкому, великому неженке. Eusebius. Praeparatio Evangelica. III, 14. Migne. PG. T. 21. Col. 221 115 Cicer. Op. cit. II, 24. P. 59: «П о древнему преданию, Уран был низвергнут Сатурном; сам же Сатурн связан был Юпитером» 116 «Каким богом назову я тебя, Янус двуликий, так как и Греция не имеет равного тебе божества! Скажи причину, почему ты один из небесных видишь и то, что сзади, и то, что впереди» (Fast. libri. Op. cit. Т. 4. P. 65) 118 Имеется нумизматический памятник, изображающий Диану со многими грудями. Le Nourry//Migne. PL. Т. III. Col. 573 119 Диана называлась Trivium (трепутная), так как ее и зображения в греческих городах ставились на пункте пересечения трех дорог, а, во-вторых, потому, что она (Диана-Луна) в своем небесном круговороте движется по трем направлениям: в высоту, ширину и длину

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

The Orthodox Church… P. 44 — 47. 108 Ibid. P. 41; cf. The Ecumenical Advance. A History of the Ecumenical Movement. Vol. II, 1948 — 1968/Ed. by Harold E. Fey. London, 1970. P. 297 — 309. 109 Cf. Todor Sabev, Progress Report on Relationships with WCC Member Orthodox Churches (Dossiers OTF, WCC); Orthodox Thought, Reports of Orthodox Cosultations organized by the WCC, 1975 — 1982/Ed. by Georges Tsetsis. Geneva, 1983; Emilio Castro, The World Council of Church and the Orthodox Church//L’Orthodoxie et le Mouvement oecumenique. Quelques communications presenmes lors du 6 ете seminaire mheologique du Centre orthodoxe. Genuva, 1986. P. 1 sq. 110 Theologie et vie orthodoxes//Episkepsis (Geneve), 17 ете аппее. 354. P. 8 — 17. 111 The Sofia Consultation. Orthodox Involvement in the World Council of Churches/Ed. by Todor Sabev. Geneve, 1982. P. 21. 112 Cf. Message from Philip Potter//The Orthodox Church… P. 9 — 10; Idem. A World Council response//The Sofia Consultation… P. 39 — 40. 113 В скобках добавление Т. Сабева. 114 См. выше п. 41; Stephanopoulos R. G. Guidelines for Orthodox Christians in Ecumenical Relations (New York, 1974). P. 48 — 49. Последнее заявление подобного рода было представлено III Ассамблее ВЦС в Нью–Дели, 1961. 115 См. выше, п. 45. 116 Cf. The Report on «Orthodox Involement…»//The Sofia Consultation… P. 27. 117 The Orthodox Church… P. 73 — 74. 118 Ibid. P. 47 — 65; The New Valamo Consultation… (passim). 119 См.: Minutes of Central Committee meeting in Kingston. Jamaica, 1979. Appendix III. P. 143 — 144; Minutes of Executive Committee meeting at Bossey. September. 1979. P. 20 — 21. 120 The Sofia Consultation…P. 7f., 15ff., 36ff., 50ff., 69 — 112. 121 Cf. Minutes of Central Committee meeting in Geneva. 1982. P. 48 — 51. 122 См. выше, п. 46, с. 10. 123 См.: Episkepsis. 1985. 332. P. 8 — 9; Minutes of Executive Committee meeting in Geneva. February. 1985. P. 6; Allocation of seats for delegates to the Seventh Assembly 1991 (Doc. 4.3 of Central Committee. Hanover. 1988). P. 2ff. 124

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010