Казалось бы, вопрос, поставленный в заголовке статьи, является тривиальным, наподобие утверждения «переходите улицу на зеленый свет» или булгаковского — «Арбуз не нужно печь на мыле». Однако, увы, это далеко не так. К сожалению, некоторые наши единоверцы считают, что богослужение понимать незачем. Ведь в богослужении является Сам Бог. А если ты это понимаешь, то ты этим владеешь. А как можно владеть Владыкой всего? «То, что ты понимаешь, — не есть Бог», — сказал один из богословов. Ведь Бог непостижим. Соответственно, непостижимым должно быть и богослужение. Поэтому некоторые и не стремятся к пониманию, а упиваются пафосом неизреченности и непостижимости. Вспоминается старушка из рассказа Чехова, которая умилялась слову «дондеже», не понимая его значения. Для некоторых прихожан (и не только) понимание равно профанации. Но так ли это? В такой постановке проблемы чувствуется путаница между путем и его целью. Да, Бог непостижим, но путь к Нему должен быть понятным и определенным, если мы не хотим свалиться в яму ереси или прелести. Богослужение же еще не есть Сам Бог, иначе мы рискуем из символа сотворить идола. И самое главное: Бог непостижим только в Своей недоступной природе, но Он всецело явлен в Своих нетварных энергиях. Парадокс постижимости — непостижимости лежит в основе бытия Божия и, соответственно, нашего богопознания. Человек создан по образу Божию и сотворен разумным. Разум, по учению отцов Церкви, — одна из характеристик образа Божия. Поэтому всякая деятельность его призвана быть осмысленной, тем паче — высочайшая разновидность человеческой активности, именуемая богослужением. Высочайшей мы по праву ее именуем, поскольку распространяется она на только на этот, но и на грядущий век. И не случайно наша служба именуется «словесной», то есть разумной (λογικ — по гречески). Ведь в основе ее лежит Логос, Слово Божие. Земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского Там, в вечном Царстве Божием, многие земные вещи, такие, как знание или время, упразднятся (ср. 1 Кор. 13, 8; Откр. 10, 6). Богослужение же останется. Нынешнее, земное православное богослужение составлено по образцу небесного, ангельского, описание которого содержится, например, в Откровении Иоанна Богослова. Поэтому вникать в его смысл — значит вникать в жизнь будущего века. Соответственно, и пренебрежение его смыслом есть пренебрежение собственным будущим.

http://pravoslavie.ru/100288.html

     «Не обманывайте себя, — пишет апостол Павел, — пьяницы Царства Божия не наследуют» (см. 1 Кор. 6, 9–10). Интерпретируя эту мысль апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Пьяница – живой мертвец». Пьянство — это греховная страсть и опасное социальное явление. Алкогольная зависимость становится тяжелой проблемой для самого человека и окружающих его людей. И это проблема, которую человек создает себе сам. Можно ссылаться на тяжелые обстоятельства жизни, на сложные взаимоотношения с близкими, на конфликт в семье, на наследственную предрасположенность, но необходимо со всей откровенностью сказать: алкогольная зависимость, пьянство — это то, до чего позволил себе опуститься сам человек. Как это с ним произошло? Имеет значение первый опыт. Увы, сегодня подростки порой слишком рано начинают пробовать спиртное, а детский организм более восприимчив и менее защищен. Видеть молодого человека с выраженной алкогольной зависимостью бывает очень тяжело. Если за праздничным столом взрослый человек выпивает бокал вина, он считает, что это не может вызвать у него никакой зависимости. Апостол увещает христиан: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5, 18). С чего часто начинается зависимость? Со стремления «запить» свои проблемы. Есть какой-то дискомфорт, и человеку кажется, что спиртное поможет ему расслабиться, взглянуть на все по-другому, почувствовать себя не так скверно. Но наступает утро, и становится ясно, что от выпитого лучше не стало. Хорошо, если не стало еще хуже: если в нетрезвом состоянии человек не сказал или не сделал что-то такое, что добавит в его жизнь и жизнь окружающих людей новые проблемы и тревоги. Зависимость начинается и с легкомысленного отношения, когда кажется, что пиво (напиток не самый крепкий) зависимость не вызовет, что вина выпили только «для настроения». А потом выясняется, что «для настроения» становится чуть ли не ежедневным. И тогда проблема снова представляется меньшей, чем есть на самом деле. Человеку все кажется, что он «в любой момент бросит», а зависимость, с которой он не хочет бороться, на самом деле только усиливается.

http://pravoslavie.ru/113119.html

  разделы   рассылка  распечатать Проект документа " О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви " 16 декабря 2010 года президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви постановил принять в первом чтении проект документа " О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви " , направить его на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и опубликовать с целью проведения общественной дискуссии, по итогам которой передать документ на второе чтение в пленум Межсоборного присутствия. 1 Призванная действовать по образу Христа Спасителя, Церковь свидетельствует о Нем и Его Царстве, осуществляя служение любви и милосердия к ближнему. Жизнь в Церкви есть непрестанное служение Богу и людям. К этому деланию призывается весь народ Божий. Каждому члену Церкви даются особые дарования для служения всем: " Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4, 10). Члены тела Христова, участвуя в общем служении, выполняют и свои особые функции, сообразуясь со способностями, возможностями, навыками и опытом: " Служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех " (1 Кор. 12, 5-6). Нераздельный церковный организм участвует в жизни окружающего мира во всей полноте, однако духовенство, монашествующие и миряне могут по-разному и в разной степени осуществлять такое участие. В практическом исполнении заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближнему (Мф. 22, 37-39) заключается важнейшая задача мирян. Быть для ближнего милосердным самарянином из евангельской притчи – нравственный долг каждого православного христианина. Миряне обладают огромным потенциалом и опытом для участия в социальном служении Церкви. Социальное служение Церкви (церковная благотворительность, церковная социальная деятельность, диакония) – это инициированная, организованная, координируемая и/или финансируемая Церковью деятельность, имеющая своей целью оказание помощи нуждающимся денежными средствами, имуществом, советом, трудом.

http://religare.ru/2_81742.html

Архив Пн Итоговый документ IV Общецерковного съезда по социальному служению 30 мая 2014 г. 20:41 С 16 по 18 мая 2014 года в Москве прошел IV Общецерковный съезд по социальному служению. Участники Четвертого общецерковного съезда руководителей епархиальных отделов социальной направленности, духовников и главных сестер сестричеств милосердия, прошедшего в Москве 16-18 мая 2014 года, обсудили основные проблемы в области церковной помощи инвалидам. Зрелость общества, уровень его нравственности во многом определяется способностью помогать инвалидам — поддерживать их с детства и до конца жизни, констатировали участники съезда. Создание условий для полноценной жизни таких людей в обществе необходимо в первую очередь самому обществу. Для христианина это особенно очевидно, ведь любовь Божия простирается на всех людей вне зависимости от их телесного совершенства или несовершенства: «членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее» (1 Кор. 12:20-22). Забота об инвалидах, людях с особенностями помогает понять, что каждый человек нуждается в поддержке, сердечной теплоте и внимании. Во всем мире увеличивается число людей с инвалидностью. По данным Организации Объединенных Наций около 10 процентов населения в мире являются людьми с ограниченными возможностями здоровья. Русская Православная Церковь имеет опыт организации заботы об инвалидах. Только на территории России более 300 православных организаций, добровольческих объединений, групп милосердия и приходов помогают детям-инвалидам и взрослым людям с инвалидностью. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви регулярно проводит обучающие интернет-курсы по данному направлению и собирает методические материалы на сайте www.diaconia.ru . За 2011-2014 гг. было инициировано 37 новых социальных проектов по помощи инвалидам и их семьям, в том числе 6 проектов за пределами России.

http://patriarchia.ru/db/text/3664708.ht...

Вопрос: Почему Православная Церковь так резко отрицательно относится к гомосексуализму? Я не говорю о гей-парадах, сама этого не понимаю, хотя и живу с женщиной. Чем мы-то отличаемся? Чем мы грешнее всех остальных? Мы такие же люди, как и все. Почему к нам такое отношение? Спасибо. Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Святые отцы научают нас отличать грех и человека, душа которого больна и нуждается в лечении от тяжелого недуга. Такой человек вызывает сострадание. Однако невозможно исцеление того, кто пребывает в слепоте и не видит своего бедственного состояния. Священное Писание называет грехом всякое нарушение Божественного закона (см. 1 Ин. 3: 4). Господь Творец наделил мужчину и женщину душевными и телесными особенностями, чтобы они дополняли друг друга и тем самым составляли единство. Святая Библия свидетельствует, что брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной был установлен Богом в самом начале человеческого бытия. По замыслу Творца, смысл и цель брака состоит в совместном спасении, в общем труде, взаимопомощи и телесном соединении для рождения детей и их воспитания. Из всех земных союзов брак является самым тесным: будут одна плоть (Быт. 2: 24). Когда люди ведут половую жизнь вне брака, они извращают Божественный замысел о благодатном жизненном союзе, сводя все к чувственно-физиологическому началу и отбрасывая духовные и социальные цели. Поэтому святая Библия определяет всякое сожительство вне семейных уз смертным грехом, ибо попирается Божественное установление. Еще более тяжким грехом является удовлетворение чувственной потребности противоестественным способом: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость» (Лев.18: 22). В равной степени это относится и к женщине. Апостол Павел называет это постыдной страстью, срамом, непотребством: «Женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1: 26–27). Люди, живущие в содомском грехе, лишаются спасения: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники , ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9–10).

http://pravoslavie.ru/31069.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 12 (нерукотворность) 02.04.2008 341 Время на чтение 5 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Теперь, говоря о творческом начале в иконописании, нужно объяснить, что подразумевается под нерукотворностью икон. Значение выражения " нерукотворный образ " следует понимать в свете Евангелия от Марка гл.14 ст.58: " Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный " - образ этот прежде всего сам Христос, воплощенное Слово, явленное " в храме тела Его " (Ин.2:21). Со времени Его явления Моисеев запрет образа теряет смысл, и иконы Христовы, с точки зрения православия, становятся неопровержимым свидетельством воплощения Бога. Здесь не образ Бога, сделанный по образу человеческому, а подлинный лик ставшего человеком Сына Божия, который предание Церкви возводит к непосредственному соприкосновению с живым Его ликом. Значит, икона всегда, в принципе, воспроизводит первую, нерукотворную. Ее освящение - это подтверждение того, что нет пропасти между истинностью изображения и самой Истиной. Нерукотворность содержится в самом творчестве иконописания. Творчество, как мы видели, основано на жесте доверия человека Богу, в ответ на Его верность своему творению. Художник, творя, ежесекундно принимает то или иное решение. И когда уже не сам художник, пусть себя смиряя, принимает эти решения, но с молитвой препоручает себя высшей силе - " не я, но Ты " , - тогда открывается за изображением источник благодати, тогда - икона, а не картина. Икона - благодарность художника Богу в ответ на благодать. Все краски замешаны на благодарности. Нерукотворность иконы - не от греховной немощи, а от другой немощи, немощи отдающейся, которая дает силе действовать в себе: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " (1 Кор.12,8). Эти слова, обращенные к апостолу Павлу, поясняет митрополит Сурожский Антоний: " Вы, наверное, помните, как, когда вы были маленькие, ваша мать или отец или кто-нибудь другой вдруг, решил вас учить писать.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Очерки по теории иконописания. Часть 13 (нерукотворность) 14.04.2008 369 Время на чтение 8 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11 Часть 12 Очевидно, что благодать непередаваема никакими человеческими средствами. В жизни, если мы встречаем святого, мы не видим его святости. Естественно, что, не видя святости, мы не можем ее изобразить ни словом, ни образом, ни каким-либо человеческим средством. В иконе на нее можно лишь указать символически, при помощи соответствующих форм, красок, линий, установленным Церковью художественным языком, сочетающимся со строгим историческим реализмом. 1 Икона ведет к Богу, не дерзая его изображать. Икона - это мир, не нами увиденный, и нам нужно учиться этому удивительному языку, как иконописец учится поражать с помощью кисти, подобно Георгию Победоносцу, небывалой красотою мир зримый. Копье, которым Георгий поражает дракона, выходит за рамки иконы, а рука, которой он его держит, разжата, и копье свободно лежит на ней: не своей силой и не своим оружием побеждает Георгий зло, и снова: " Сила Моя в немощи совершается " (1 Кор.12, 8). А Е.Трубецкой подметил, что на иконе даже конь Георгия - " явление не стихийной, а сознательной зрячей силы; это ясно изображено в духовном выражении его глаз, которые устремлены не вперед, а назад, на всадника, словно они ждут от него какого-то откровения " . 2 Нерукотворность, как невместимость полноты Божественного откровения, отражается в архитектурных построениях на иконе. Здания изображаются на иконах всегда на заднем плане, и никогда действие не помещается внутри помещения, даже когда действие происходит именно там. Когда надо показать, что действие происходит внутри, между зданиями перебрасывается велум - пурпурный матерчатый кров, и все. Сами здания при этом пишутся снаружи. Дело в том, что всякое здание замкнуто, конечно. А то, в мир чего вводит икона, бесконечно. Святые отцы в самом Господе видят первого художника и иконописца. Икона Этого мастера должна быть нерукотворенною, но и чувственно воспринимаемой. Предание знает такую икону икон - это образ Спаса Нерукотворного. В самом его названии уже заложена концепция любой иконы, в которой всегда важное место отводится тому, что лежит за пределами человеческого творчества. Главное в предании о создании Нерукотворного Спаса - это нерукотворная помощь Бога в ответ на человеческую неспособность изобразить лик его. У свв.Иоанна Дамаскина и Константина Порфирородного это - Анания, придворный художник эдесского царя Авгаря. Анания не смог сделать заказанный портрет Иисуса, " по причине блистательного сияния лица Господа " , 3 и тогда Иисус берет в руки убрус (полотенце, плащаницу) и отпечатлевает образ лицом-к-лицу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Икона Неупиваемая Чаша в Серпухове Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] В Георгиевском храме Введенского Владычного монастыря пред Чудотворным образом Божией Матери " Неупиваемая Чаша " день и ночь неугасимо горит лампада, как символ тех молитв, которые во всякое время из разных мест обращены к Первообразной о спасении, исправлении, исцелении пьяниц, наркоманов, курящих, блудников, всех, страждущих недугами телесными и душевными. Множество драгоценных даров, украшающих святую икону, является свидетельством благодатной помощи, полученной от чудотворной иконы, и того упования, которое возлагают нуждающиеся в такой помощи на предстательство Богоматери по молитвам перед этой иконой. " Начало и причина страстей, – говорит святой Григорий Синаит , - есть злоупотребление, злоупотребления – склонность, склонности – движение желательного навыкновения, исполнение желания есть прилог, коим попускается обнаруживать, каково наше самовластие " (Добротолюбие, т. 5, М, 1889, с. 210). Так, подчас незаметно, страсть парализует волю человека. К числу таких страстей относится и страсть пьянства. Последствия алкоголизма известны всем, - в числе их разрушение семьи, деградация личности, и, в конечном итоге, вечная смерть, ибо " пьяницы… Царствия Божия не наследуют " (1 Кор. 6,10). Но Божие милосердие безгранично. Господь видит, что многие, страдающие пьянством, искренне хотят избавиться от этой страсти, исцелиться от своей губительной болезни, но не находят в себе силы. И Господу благоугодно было явить чудотворную икону Пречистой Своей Матери, именуемую " Неупиваемая Чаша " , как неистощимый источник благодатной помощи, духовных благ и исцеления для тех, кого влечет губительная чаша вина. По иконописному сюжету и идейному содержанию икона Божией Матери " Неупиваемая Чаша " особенно близка к Никейской иконе, прославившейся чудесами в 304 году. Отцы Первого Вселенского Собора установили петь перед ней: " Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего… " .

http://azbyka.ru/palomnik/Икона_Неупивае...

Истинное, вечное богатство человека Слово на день Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Яко ничтоже имуще, а вся содержаще (2 Кор. 6, 10). Святой Андрей Первозванный Сегодня празднуем, возлюбленные, праздник памяти Святого Андрея Первозванного, названного так потому, что он позван Иисусом Христом к апостольскому званию первым. Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане, Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: равви – что значит учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему, – мы нашли Мессию, что значит Христос, – и привел его к Иисусу. В другой раз Иисус, проходя близь моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков, и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея (Иоан. 1, 35-41; Марк. 1, 16-18). Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире, дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, сделался ничтожеимущим, стяжав самое драгое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовав за Ним до конца жизни своей. Отчего в России некоторые храмы воздвигнуты в честь и память Св. Апостола Андрея? Потому что он, по преимуществу, наш российский Апостол, как это известно из несомненных сказаний – предания и истории и, между прочим, из сказания нашего российского летописца преподобного Нестора Печерского.

http://pravoslavie.ru/50292.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ [от греч. λληγορω - говорить иначе, объяснять в переносном смысле], выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философских и пр. текстов. В эллинистической философии а. т. применялось для истолкования мифологии, напр. Гесиода и Гомера. В палестинском иудаизме на фоне юридической казуистики мишнаистских толкований (см. Мишна ) а. т. малоупотребительно, тогда как в эллинистическом иудаизме, гл. обр. в александрийской диаспоре, Аристовул и Филон Александрийский с помощью а. т. пытались согласовать учение Пятикнижия с древнегреч. космологией, этикой, антропологией и др. Суть а. т. в этом случае заключалась в замещении прямого смысла иносказательным: мифические и библейские персонажи и образы рассматривались как персонификация нравственных или космических начал, а их взаимосвязи расшифровывались гл. обр. в этико-психологическом плане. В словах Господа Иисуса Христа, донесенных евангелистами, встречаются все типы истолкования Писаний, обычные для иудейских раввинов того времени (см. Экзегетика ). Ап. Павел в своих посланиях нередко прибегает к а. т. и его частному случаю - типологическому толкованию Писания (напр., 1 Кор 5. 6-8; 9. 8-10; 10. 1-11). В Гал 4. 21-31 ап. Павел, объясняя рассказ Быт 16. 1-16 о 2 сыновьях Авраама , прямо указывает используемый тип толкования: «В этом есть иносказание (λληγορομενα). Это два завета…» Начиная со II и III вв. в христ. апологетической лит-ре остро встает вопрос о пределах допустимости а. т. Свт. Ириней Лионский в труде «Против ересей» отверг аллегорезу гностиков, к-рые, продолжая традицию эллинистической философской экзегезы, строили свои мифологические космогонии путем аллегорического замещения новозаветных лиц и образов абстрактными понятиями (Adv. Hear. I 3. 1-6; III 12. 11). Тем не менее свт. Ириней подчеркивал аллегоричность пророческих Писаний (Ibid. II 22. 1; V 26. 2) и нек-рых мест НЗ (Ibid.

http://pravenc.ru/text/114658.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010