987 Conc. De Carthago III (397). can. 17: Ut cum clericis extraneae feminae non habitent; can. 25 Ut clerici vel continentes ad virgines vel viduas soli non habeant accessum. 988 Conc. de Toledo IV (633). can. 43: De venditione mulierum quae clericis coniunctae noscuntur. 990 Conc. de Toledo IV (633). can. 45: Clerici qui in quaquumque seditione arma volentes sumserint vel sumserunt, reperti amisso ordinis sui gradu in monasterio poenitentiae. contradantur (IV Толедский собор. Кан. 45: Клирики, которые в каком-либо мятеже по своей воле возьмутся или взялись за оружие, пусть будут пойманы и, лишившись сана, будут переданы в монастырь для покаяния). 991 Conc. de Toledo IV (633). can. 46:.. .quia facinus hoc pro sacrilegio legibus publicis sanguine vindicatur... (IV Толедский собор. Кан. 46: ...поскольку это злодеяние (осквернение могил – Е.М.) согласно публичным законам карается смертью как святотатство...). 992 C.Th. 9.17.2: Factum solitum sanguine vindicari multae inflictione corrigimus atque ita supplicium statuimus in futurum, ut nec ille absit a poena, qui ante commisit. Universi itaque, singulas libras auri per singula sepulchra fisci rationibus inferant. (a. 349, Constantius). 993 Conc. de Toledo IV (633). can. 46: ...oportet canonibus in tali scelere proditum a clericatus ordine submoveri et poenitentiae triennium deputari (IV Толедский собор. Кан. 46: ...подобает по канонам уличенного в таком злодеянии отлучить от сословия клириков и отправить на трехлетнее покаяние). 996 Conc, de Toledo IV (633). can. 29: ...ab honore dignitatis suae depositus monasterii curam excipiat, ibique perpetua poenitentia deditus scelus admissum sacrilegii luat (IV Толедский собор. Кан. 29: ...лишенный достоинства своего сана, пусть он примет монастырское служение и там, предавшись вечному покаянию, будет оплакивать совершенное злодеяние святотатства). 998 Orlandis J. Notas sobre la sociologia monástica de la España visigoda//Orlandis J. Estudios sobre las instituciones monásticas medievales. Pamplona, 1971. P. 37–38.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

Подтверждением нашего мнения может служить тот факт, что где Воскресенский свод не сходен с Синодальным списком Новгородских летописей, там он сходен с 4-ю Новгородскою летописью; так, например, в известии о походе Магнуса под Ореховец в Синодальном списке сказано, что Новгородцы послали под Ореховец воевод «с малою дружиною», а по 4-й Новгородской и Воскресенской: «а с ними 400 рати» бой, по последним сводам, был «на Жабче поле», а в Синодальном списке место битвы не обозначено. По Синодальному списку Магнус повел в плен 8 человек, а по Новгородской 4-й и Воскресенскому своду 11 28 . О войне Псковичей в союзе с Литовскими князьями против Немцев в 1342 г. в Воскресенском своде излагается совершенно также, как в Новгородской 4-й летописи (тоже о походе Новгородцев на Псков в 6898 г.) 29 ; известие о походе Новгородцев в 1398 г. на Белоозеро, Галич, Устюг и 3аволочье почти буквально сходно в обоих сводах 30 . Другие новгородские известия, сходные в обоих сводах, суть следующие: о войне Димитрия Донского с Новгородом в 1386 г. (VIII, 50, 51; IV, 94. 95), о посольстве Лугвения в Новгород в 1388 г. (VIII, 52; IV, 96), о мире Новгородцев с Василием Дмитриевичем и о прибытии Софьи Витовтовны в Новгород проездом в Москву (VIII, 61; IV, 97), о военных действиях Москвичей и Новгородцев в 1392 и 1393 гг. (VIII, 63; IV, 100) и мире, о посольстве Витовта и Василия Дмитриевича к Новгородцам в 1396 г. (VIII, 70; IV, 102), об удалении епископа Иоанна на покой (VIII, 87; IV. 114), об убиении Анфала с сыном под 6926 г. (VIII, 90; IV, 118), о возведении во епископы Феодосия в 1423 г. (VIII, 91; IV, 120; Лет. церк. Бож., 266), о казни стригольников в 1375 г. (VIII. 24; IV, 72) 31 . Составитель Воскресенского свода делал свои заимствования из Новгородских летописей очень близко к подлиннику, хотя есть случаи вставок или пропуска нескольких слов и выражений. Эти отступления не остались, конечно, без влияния на смысл подлинника; так, например, в известии о походе князя Симеона Ивановича на Новгород в Архивском списке Новгородской летописи сказано: «к князю послаша владыку Василия...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В правление Раду III Валашское княжество оказалось под влиянием Порты, к-рая с этого времени стала утверждать на трон валашских господарей; последние были обязаны выплачивать дань и участвовать в военных походах султана. Наступил почти полувековой период значительного влияния Молдавского княжества на Валашское: св. Стефан III, не желая иметь покорного Порте соседа, неск. раз вторгался в Валашское княжество, посадил на трон сначала Басараба III, затем Басараба IV Молодого (чел Тынэра) Цепелюша (1477-1482). Однако в нач. XVI в. Валашское княжество полностью подчинилось Порте ( Giurescu D. C. 1973. P. 420-431). Валашское княжество в кон. XV-XVI в. Господарь Раду IV Великий (чел Маре) (1495-1508), старший сын господаря Влада IV Монаха (Кэлугэрула) (1481, 1482-1495), правил на рубеже веков и получил прозвище Великий благодаря успешной внутренней политике. Внешняя политика была построена на лояльности к Венгерскому королевству и Порте: Раду IV регулярно платил дань османам, практически каждые 3 года ездил поклоняться султану; в 1497 г. был заключен мирный договор с Венгерским королевством (ратифицирован в 1507). В 1507 г. внешнеполитическое спокойствие было ненадолго нарушено поддержкой Раду IV претендента на молдав. престол Романа из Кошерени, в ответ на что правящий молдав. господарь Богдан III Кривой (1504-1517) ввел в Валашское княжество войска. Примирение было достигнуто путем переговоров, которые вел митр. Унгро-Влахийский свт. Максим ( Бранкович; ок. 1505 - после 1508). Раду IV принадлежит заслуга реорганизации Церкви: ок. 1504 г. он пригласил для этой цели проживавшего в Адрианополе (Эдирне) свт. Нифонта II (К-польский патриарх в 1486-1488, 1497-1498), к-рый стал митрополитом Унгро-Влахийским. Митр. Нифонт II перенес митрополичью резиденцию из Куртя-де-Арджеша в Тырговиште (рядом с резиденцией господаря), организовал в Олтении епископию (митрополия времен Владислава I Влайку утратила свое значение), подчиненную митрополиту Унгро-Влахийскому; в связи с увеличением населения создал Бузэускую епархию. Раду IV известен также как ктитор: он наделил различными привилегиями множество церквей, основал мон-рь Дялу, архитектурный комплекс которого признан наиболее значительным строением того времени, построил церковь в Говоре и неск. монастырей в Сербии (Лапушня и др.). При Раду IV в Валашском княжестве (в Тырговиште) в 1508 г. появился 1-й печатный станок и была издана 1-я книга, Служебник на церковнославянском языке, подготовленный иером. Макарием из Черногории. Благодаря умеренной политике Раду IV смог примирить враждующие группы бояр, установив в стране мир ( Giurescu C. 1943. Vol. 2. Pt. 1. P. 127-133).

http://pravenc.ru/text/2661908.html

679 У Константина Мономаха было две сестры: Елена и Евпрепия. См.: Psell., IV, 149, 190–191, Были у него также братья. См,: Cedr., II, 556. Был еще племянник по матери ск Я трисг v. 681 Psell., IV, 110–113, 126, 129–130 (Zon., IV, 156, 158; Glyc., 593; Manass., 265); Psell., V, 133–136; Attal., 18; Cedr., II, 542 (Zon., IV, 156–157; Glyc., 593; loel, 63; Codin., 167); Arisdag., 55–56; Вардан, 123. Из западных писателей год воцарения Мономаха правильно (1042) указан Лупом (58); другие же или опаздывают, например, 1040 г. по Rom. Sal. (168), или поспешают, например, 1043 г. по Sigeb. (358), Ибн-ал-Атир (у бар. Розена, 331) говорит о замужестве Зои и о денежном вознаграждении, обещанном Феодоре. 684 Например, во время бунта по поводу Склирены (Cedr., II, 556) и во время триумфа по поводу победы надМаниаком (Psell., IV, 143 (Zon., 162)). 685 Это видно из неуверенности, с какой историк говорит об ослеплении Иоанна Орфанотрофа, См. выше, с. 162, прим. 1. 689 Psell., IV, 118–119, 125–126, 183–187, 190, 193, 199–200 (Zon., IV, 157; Ephr., 135); Attal., 47; Arisdag., 101–102. 690 He позже августа 1042 г., потому что в августе состоялось решение об отозвании Маниака, под влиянием Романа Склира, а влияние последнего опиралось на сестру Склирену. 691 Psell., IV, 127–130, 134 (Zon., IV, 159–160). Умерла она не раньше марта 1044 г., потому что в это время было еще возмущение по ее поводу. 697 Атталиот (18) замечает, что у Маниака были неприятности с Монома-хом еще до его воцарения. Но в свидетельстве Вильгельма Апулийского (251), что Мономах и Маниак были враги, потому что один изнасиловал подругу другого, на Мономаха, очевидно, перенесено то, что относится к Роману Склиру. 698 Аристакес (57), говоря, что Маниак проник до ворот столицы, многих заставил признать свою власть и трижды с позором прогонял выходившее против него войско, смешивает, вероятно, возмущение Маниака с возмущением Торника. 699 Неожиданность, с какой Маниак, благодаря необъяснимому случаю, был поражен, послужила поводом к появлению легенды об участии в этом деле сверхъестественной силы. Легенда была в ходу и у греков, и у армян. Сверхъестественная сила представлялась в виде звезды, упавшей будто бы на голову Маниака, в виде всадника на белом коне, или ангела, сошедшего с неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Lundmark’s classification of the groups of manuscripts is also confirmed by the manuscripts, which gives me the opportunity to classify the manuscripts of Olaus Petris Chronicle in the Russian National Library. The manuscript Shved.F.IV.l contains a short version (Version II, according to Lundmark), enlarged with the help of the long version (IV, by Lundmark). Shved.F.IV.4 represents Version IV, but has a shorter preface, which is typical for Versions I–III. Shved.F.IV.2 and Shved.F.IV.3 represent the long version (IV), but some variants are typical for the older versions; at the same time, these manuscripts contain additions which have parallels in some manuscripts from Uppsala University library. Some notes in Saint Petersburg manuscripts are unique. Shved.F.IV.2 says that the chronicle was prepared for print by ‘O.P.P.S.’ (apparently, ‘Olaus Petri, predicant i Stockholm’). Shved.F.IV.3 mentions that the Chronicle was written in 1534. However, the character of writing witnesses that both notes are later additions. An important manuscript for the study of the Chronicle is Codex D 25 at the Royal library of Stockholm. By Lundmark, it is an extract from Version I. Yet this text has peculiar features. It consits of laconic notes, sorted by subject. The style is crude, and the text lacks many traits characteristic for Olaus Petris Chronicle. D 25 can be an extract from a draft of the chronicle – not ‘Version Г but, so to say, a ‘Zero version. As for the historical contents of the Chronicle, an important issue is Olaus Petris attitude to goticism – the theory claiming that the Swedes are the descendants of the Goths, and therefore superior to other peoples. It has been asserted that Olaus Petris predecessor Ericus Olai was a proponent of goticism, while Olaus Petri was the first who opposed it. However, Sverker Arnoldsson notes that Ericus Olai did not accept some points in the goticist theory, and therefore he must be characterized as an anti-goticist author. Arnoldsson’s viewpoint is an exaggeration. Ericus Olai was a goticist author. Yet Arnoldsson is partly right, because Ericus Olai accepted the goticist theory with reservations. In my turn, I point at reservations in Olaus Petris anti-goticism: although he criticised the goticist theory, he did not reject it completely; he, in his own words, ‘lets the others judge on this matter’. Olaus paid tribute to the goticist tradition by inserting accounts on the deeds of the Goths in his Chronicle

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/refo...

Кодр, легендарный царь Аттики, принесший себя в жертву ради спасения Афин I 53; III 1 Колот Лампсакский (род. ок. 325), ученик и почитатель Эпикура, учитель Менедема-киника, литературная деятельность целиком полемическая VI 102; X 25 Конон (кон. V – нач. IV в.), выдающийся афинский полководец, отстроил Длинные стены II 39; V 76 Кориск Скепсийскии, ученик Платона и адресат одного из его писем III 46, 61 Котис, царь одрисов и владелец всей Фракии, с 382 г. союзник, потом враг афинян IX 65 Кранай, аттический герой, мифический царь времен потопа II58 Крантор IV 24–27; I 14; IV 17, 22, 28, 29 Кратер, выдающийся полководец Александра Великого, потом соправитель Антипатра, погибший в битве с Евменом VI 57 Кратет Афинский IV 21–23; I 14; IV 18, 27, 32, 51, соим. IV 23 Кратет Тарсийский, философ Новой академии, глава школы в 131–127 гг. IV 23 Кратет (киник) VI 85–93; I 15; II 114, 117, 118, 131; IV 23; VI 15, 82, 94, 96, 98, 105; VII 2–4, 12, 24, 32; ср. Ук. ист. Кратет, отец Пифагора-атлета VIII 49 Кратет, привез сочинения Гераклита в Грецию IX 12 Кратея, мать и возлюбленная Периандра I 96 Кратил, последователь Гераклита и учитель Платона III 6 Кратин, смерть его и Ктесибия принесла Аттике избавление от мора по предсказанию Эпименида I 110 Кратин (ок. 490–423), комический поэт, старший соперник Аристофана. См. Ук. ист. Кратин (младший) (сер. IV в.), автор средней комедии. См. Ук. ист. Кратистотель, отец Гиппона VII 10 Крез, последний, легендарно богатый царь Лидии в 560–546 гг., эллинофил I 25, 29, 30, 38, 40, 50, 51, 67, 75, 77, 81, 95, 99, 105; ср. II V Креофил, предок Гермодаманта, учителя Пифагора VIII 2 Криний, стоик втор. пол. II в., автор сочинений по логике. См. Ук. ист. Критий Афинский, ученик Сократа, активный член правительства 400, возглавлял «тираннию тридцати», погиб в 403 г., известен как философ, поэт, оратор II 24; III 1 Критий, предок Платона и современник Солона III 1 Критобул, сын сократика Критона, слушал Сократа II 121 Критон II 121; II 20, 31, 60, 105; III 36

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

372. Против ростовщиков. 1838. IV. 170. 373. О блаженстве. 1842. II. 160. 374. О блаженстве. 1837. I. 117. 375. О Молитве Господней. 1834. III. 246. 376. О нищелюбии и благотворительности. 1835. II. 231. 377. О милосердии к согрешившим и о покаянии. 1836. IV. 14. 378. Против тех, кои не любят обличений. 1836. I. 113. 379. На слова Писания: сотворим человека по образу Нашему и по подобию. 1840. III. 297. 380. Надгробное Св. Мелетию, епископу Антиохийскому. 1837. III. 113. 381. Похвальное Первомученику и Архидиакону Стефану. 1835. IV. 242. 382. К монаху Олимпию, о совершенстве Христианина. 1825. XXIII. 9. 383. К Гиезию, о младенцах, похищаемых преждевременною смертию. 1838. IV. 27. Св. Амвросия, Епископа Медиоланского †397 I. Слова: 384. О том, как должно сретать день Рождества Христова. 1835. IV. 235. 385. На день Рождества Христова. 1846. IV. 345. 386. О посте. 1837. I. 229. 387. О Кресте Христовом. 1841. III. 387. 388. О таинстве Пасхи. 1841. II. 40. 389. О взаимной любви Христиан. 1837. IV. 28. 390. Обличительное по случаю затмения луны. 1840. III. 36. II. Разные сочинения: 391. О должностях, книга первая. 1839. I. 19, 271. II. 3. 392. О том, что мы должны бояться не плотских, а духовных врагов, и благодарить Бога за благодеяния. 1838. III. 20. 393. Об удалении от мира. 1838. III. 145. 394. Наставление воинам и другим членам государства и Церкви. 1838. III. 254. 395. Изъяснение псалма 50-го 713. 1840. I. 259. 396. Ахав и Навуфей. 1838. III. 33. III. Письма: 397. Иринею. 1836. II. 160. 398. Савину. 1836. IV. 281. 399. Ромулу. 1838. II. 273. 400. Сирицию. 1838. II. 215. 401. Белицию. 1838. II. 277. Св. Епифания Епископа Кипрского †403 I. Слова: 402. В неделю Ваий. 1838. I. 258. 403. В неделю Ваий. 1841. I. 343. 404. На Святое Христово Воскресение. 1838. II. 21. 405. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. 1829. XXXIV. 121. 406. На Великую Субботу. 1846. II. 27. 407. Изложение Кафолической Веры, из 3 книги против ересей. 1842. IV. 303. 408. Против Савелиан, ересь XLII или LXII. 1840. II. 281. Св. Макария Александрийского †405

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

942 Conc. de Toledo IV (633). can. 3: ...speciale erit concilium uniuscuiusque provinciae... Omnes autem qui causas adversus episcopos aut iudices vel potentes aut contra quoslibet alios habere noscuntur, ad eundem concilium concurrant... (IV Толедский собор. Кан. 3: ...был бы специальный собор каждой провинции... И все, о которых станет известно, что они имеют иск против епископов, судей, людей могущественных или кого-либо иного, пусть придут на этот собор). См. Ziegler А.К. Church and State... Р. 139–142. 943 Conc. de Toledo IV (633). can. 4. De formula secundum quam debetur sancta synodus in Dei nomine fieri. См. Orlandis ).; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 170–182; Orlandis J. La iglesia... P. 169–175. 944 Conc. de Toledo IV (633). can. 19. См. Orlandis J.; Ramos-Lissón D. Historia de los concilios... P. 275–276. 945 Conc. de Toledo IV (633). can. 19: Sed nec ille deinceps sacerdos erit, quem nec clerus, nec populus propriae civitatis elegit... (IV Толедский собор. Кан. 19: Затем, пусть не будет епископом тот, кого не выбрал ни клир, ни народ его собственной епархии...). 946 Conc. de Toledo IV (633). can. 19: ...ab universis conprovincialibus episcopis aut certe a tribus in sacerdotio die dominica consecrabitur, coniventibus ceteris, qui absentes fuerunt, litteris suis... (IV Толедский собор. Кан. 19: ...при том, что прочие, кто будет отсутствовать, подтвердили бы свое согласие письменно...). 947 Isidori De eccl. off. II.5.10: Porro quod episcopus non ab uno, sed a cunctis comprovincialibus episcopis ordinatur, . ideoque ab omnibus convenientibus instituitur, aut non minus quam a tribus praesentibus, caeteris tamen consentientibus testimonio litterarum (Исидор. О церковных службах. II.5.10: Затем, чтобы епископ вступал в сан не при одном епископе, а при всех епископах той же провинции . И поэтому пусть он ставится в собрании всех или же по меньшей мере трех, а остальные пусть подтвердят свое согласие письменно...). 948 Isidori De eccl. off. II.5.10: Quod autem a trigésimo anno sacerdos efficitur. Cfr. Conc, de Toledo IV (633). can. 19: ...qui non promoveantur ad sacerdotium ex regulis canonum necesario credimus inserendum: id est qui nondum ad XXX annos pervenerunt...

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

45 Константин VIII все готов был оставить, только бы не пропустить представления, несмотря на слабость ног (последствие излишеств) участвовал в состязаниях. Psell., IV, 27–28. Тоже Константин Мономах, – ib, 163. Даже Михаил Парапинак, несмотря на свой мирный характер и пристрастие к кабинетным занятиям, любил цукан и не без ловкости гонял мяч. Psell., IV, 291. 48 Константин VIII был большой любитель охоты. Psell., IV, 14, 27. Исаак Комнин тоже был страстный охотник, не только травил соба­ками зайцев, охотился на журавлей, но ходил на медведей, кабанов и, охотясь на кабанов, схватил простуду, имевшую для него трагические послед­ствия. Psell.. IV, 250. Кесарь Иоанн Дука предан был охоте в различных ее видах, и на птиц, и на олеией, и на медведей, и на других зве­рей. Psell., IV. 296; V, 407–409. Сыновья его брата, императора Дуки, Михаил, Андроник, Конетантин тоже были охотники, из них первый предпочитал охоту мирного свойства. Psell., IV, 291, 294, 295. 49 О характере его шутовства можно судить по представленному историком примеру. Приходя к императрицам, он клятвенно уверял, что родился от старшей (Зои) и родил младшую (Феодору); особенно распространялся на счет этого последнего пункта, в подробностях рассказывая, как он забеременел Феодорой, как произвел ее на свет, кормил своею грудью и т.д. Psell., IV, 170–173 (Zonar., IV, 177). 51 С особенною тщательностью историк описывает позорный триумф, данный при Михаиле Палеологе побежденным и взятым в плен италийцам. Они были возимы по городу по одному в ряд, каждый сидел на коне, опустив обе ноги на одну сторону, каждому дано было копье из папируса или иного хрупкого вещества, головы их были острижены. Константинопольская чернь отпускала на их счет шуточки, посвистывала и глумилась. Пахимер, рус., 478–9. 52 При такой обстановке въехали в столицу Константин Мономах, Исаак Комнин, Никифор Вотаниат и др. Psell., IV, 113, 230, 232–233. Fttal., 59, 273. Cedr., II, 542. Все эти церемонии, выходы, тиумфы обязательно имели религиозный колорит, многие составлены были по образцу церковных чинопоследований, украшались священными предметами и изображе­ниями, совершались в предношении св. креста. Хониат, рус., 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Все сие обязывает меня предстательствовать, чтобы по случаю совершения двадцатипятилетия служения наместника архимандрита Антония с отличным достоинством представлен он был во всемилостивейшее Его Императорского Величества благоволение.     За шесть лет перед сим он сопричислен к ордену Св. Владимира в третьей степени. Были примеры, что наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры архимандрит Товия, и Симоновский архимандрит Герасим сопричислены были к сему ордену во второй степени. Или же, другой соответственный достоинству род награды может состоять в благословении Св. Синода архимандриту Антонию вместо наперсного креста употреблять панагию – по примеру Донского архимандрита. Покорнейше прошу В[аше] В[ысокопревосходительство] предложить о сем Св. Синоду на его благорасмотрение, и споспешествовать моему предстательству. Для чего и послужной список архимандрита Антония при сем прилагается.     Марта 16, 1856 " ».      21(1093) – Ч.III. С.397–398. Публикаторы указывали, что о требованиях преимуществ для римо-католиков святителю Филарету писал А.Н. Муравьев в письме от 12 марта 1856 г. (Письма митрополита Московского Филарета к А.Н. Муравьеву. С.486,487); 22(1140) – Ч.IV. С.15–18; 23(1187) – Ч.IV. С.65; 24(1394) – Ч.IV. С.299; 25(1438) – Ч.IV. С.339–341; 26(1459) – Ч.IV. С.359; 27(1567) – Ч.IV. С.448–449; 28(1636) – Ч.IV. С.496–497. В примечании говорится «Год и число не написаны». Письмо датируется по упоминанию об обручении наследника престола великого князя Николая Александровича; 29(1643) – Ч.IV. С.500–502; 30(1681) – Ч. IV. С.533. Источник: Святитель Филарет (Дроздов) . Избранные труды, письма, воспоминания. – М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. – С. 725–750; 935 (комментарии). Текст приводится с сохранением авторского стиля, но по возможности с соблюдением правил современного русского языка. Части слов, восстанавливаемые из сокращений, заключаются в квадратные скобки. 43 Николай [Соколов] из ректоров Тамбовской семинарии сделан епископом Дмитровским 8 июня 1831 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010