Этот принцип достиг полноты выражения еще при Клименте IV: изданная им 27 августа 1265 г. булла Licet ecclesiarum установила, что верховный понтифик выше всех обычаев назначения на церковные должности, которые противоречат его прерогативам. В частности, впредь право назначения на бенефиции, вакантные в связи со смертью держателей во время пребывания их «при римской курии» (apud curiam Romanam, apudsedem apostolicam или in curia), должно принадлежать только папам. Β 1324 г. эту концепцию богословски поддержит августинский монах Августин Триумфус, утверждавший, что папа выше всякого канонического права и имеет власть распоряжаться всеми церковными местами. Предписание Климента IV изменяет Григорий X на Лионском соборе 1274 г.: если папа не совершает другого назначения в течение месяца, восстанавливается право первичного назначения. Бонифаций VIII в 1296 г. разъяснил, что apud curiam Romanam означает «в двух днях пути от Римской курии», а указаниями Климента V и Uoahha XXII (как они сформулированы в конституции Ex debito) в распоряжение папы передавались все бенефиции, освободившиеся вследствие отчуждения и лишения права последнего владельца, либо вследствие неподтверждения его назначения, либо его отрешения от должности папой, либо его перевода на новый приход папским повелением, и т.д. Иннокентий IV был первым папой, который в широком масштабе пользовался правом резервирования или предоставления бенефициев (на основании апостольского права полноты власти: de apostol. potestatis plenitudine reservamus или, как писал Александр III, ipsum commendamus rogantes et rogando mandantes), хотя некоторые ученые считают, что папы начали настаивать на праве резервации со времен Луция III. Например, в 1248 г. из 20 мест в соборном капитуле в Констанце 17 занимали назначенные папой лица, а еще 14 папских креатур ожидали назначения на выморочные места. В 1255 г. Александр IV ограничил количество ожидающих четырьмя на каждую церковь . В 1265 г. Климент IV запретил в Англии выборы клириков до особого распоряжения и сохранил право назначения за собой. Тот же папа, под предлогом волнений на Сицилии, сохранил за собой общее право назначения на все должности в королевстве, принадлежавшие ранее епископам или капитулам. Урбан IV отобрал право избрания на церковные должности у гибеллинских городов в Ломбардии. Мартин IV и Гонорий IV претендовали на то же право по отношению к кафедральным назначениям на Сицилии и в Арагоне. Гонорий IV монополизировал все назначения в латинской церкви на Востоке, а Бонифаций VIII, ввиду сопротивления Филиппа IV, закрепил за собой право назначения во все «кафедральные и регулярные церкви» Франции, так что из 16 французских епархий, бывших вакантными в период его понтификата, только одно место было заполнено путем привычного избрания. В литературе право резервации оценивается как «систематическая симония».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

137 . Иоанн XIV 983–984 138 . Бонифаций VIII 984–985 139 . Иоанн XV 985–996 140 . Григорий V 996–999 Иоанн XVI 997–998 141 . Сильвестр II 999–1003 142 . Иоанн XVII 1003 143 . Иоанн XVIII 1003/04–1009 144 . Сергий IV 1009–1012 145 . Бенедикт VIII 1012–1024 Григорий VI 1012 146 . Иоанн XIX 1024–1032 147 . Бенедикт IX 1032–1045/55 Сильвестр III 1045–1046 148 . Григорий VI 1045–1046 149 . Климент II 1046–1047 150 . Дамас II 1048 151 . Лев IX 1049–1054 152 . Виктор II 1055–1057 153 . Стефан IX (X) 1057–1058 154 . Бенедикт X 1058–1059 155 . Николай II 1058–1061 156 . Александр II 1061–1073 Гонорий II 1061 1072 157 . Григорий VII 1073–1085 Климент III 1080–1100 158 . Виктор III 1086–1087 159 . Урбан II 1088–1099 160 . Пасхалий II 1099–1118 Теодорих 1100–1102 Альберт 1102 Сильвестр IV 1105–1111 161 . Геласий II 1118–1119 Григорий VIII 1118–1121 162 . Каликст II 1119–1124 163 . Гонорий II 1124–1130 Целестин II 1124 Иннокентий II 1130–1143 164 . Анаклет II 1130–1138 Виктор IV 1138 165 . Целестин II 1143–1144 166 . Луций II 1144–1145 167 . Евгений III 1145–1153 168 . Анастасий IV 1153–1154 169 . Адриан IV 1154–1159 170 . Александр III 1159–1181 Виктор IV 1159–1164 Пасхалий III 1164 1168 Каликст III 1168–1178 Иннокентий III 1179–1180 171 . Луций III 1181–1185 172 . Урбан III 1185–1187 173 . Григорий VIII 1187 174 . Климент III 1187–1191 175 . Целестин III 1191–1198 176 . Иннокентий III 1198–1216 177 . Гонорий III 1216–1227 178 . Григорий IX 1227–1241 179 . Целестин IV 1241 180 . Иннокентий IV 1243–1254 181 . Александр VI 1254–1261 182 . Урбан IV 1261–1264 183 . Климент IV 1265–1268 184 . Григорий X 1271–1276 185 . Иннокентий V 1276 186 . Адриан V 1276 187 . Иоанн XXI 1276–1277 188 . Николай III 1277–1280 1291 Раздел V.1, написанный А. Поппэ (Варшава), для русского издания исправлен и дополнен автором. 1292 Согласно закрепившейся в XVI в. традиции, первым киевским митрополитом был якобы некий Михаил, которому наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции – так называемый Церковный устав Владимира, восходящий к ΧΙΙ–ΧΙΙΙ вв. В этом памятнике Михаил выступает современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что в свою очередь породило мнение, будто Михаил является тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в Церковном уставе объясняется тем, что в Повести временных лет под 988 г. помещено наставление о вере, якобы преподанное новокрещенному Владимиру и представляющее собой не что иное, как сокращенный перевод Символа веры , составленного в первой половине IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это “наставление” как написанное для Владимира и, видимо, заключили отсюда, что автор этого Символа был первым русским митрополитом; см.: Poppe А. Le traité des azymes Λοντος μητροπολτου της ν " Ρωσα Πρεσθλβας: quand, où et par qui a-t-il été écrit?//Byz. 1965. T.35. P.524–527; idem. Michal//SSS. 1967. T.3. S. 242–243.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По сведениям Игисиппа, в 50-60-х гг. II в. предстоятелем Коринфской Церкви был Прим (Ibid. IV 22). В 70-х гг. того же века крупным деятелем христ. Церкви был свт. Дионисий, еп. Коринфский (Ibid. IV 23). В его посланиях упоминаются имена др. предстоятелей греч. общин того времени; среди них - Филипп и Пинит, епископы критских городов Гортины и Кносса (Ibid. IV 23, 25). По посланию Дионисия известно также об образовании к этому времени общины в Лакедемоне (Спарте) на Пелопоннесе. В Коринфе одним из преемников Дионисия был еп. Вакхилл (ок. 196). Во время гонения имп. Деция (250-251) в Коринфе пострадали мученики Викторин, Виктор, Никифор, Клавдий и др. При имп. Валериане в 258 г. здесь же претерпели мученическую кончину многие христиане: Кодрат, Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Крискент и др. По данным эпиграфики можно судить о присутствии христиан на о-вах Родос и Тера (Фира) ок. 100 г. Из «Стромат» Климента Александрийского (III 2. 5) известно о неких христианах и гностиках на о-ве Кефалиния. Известны христ. катакомбы III-IV вв. на о-ве Милос. Адм. реформа имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. не внесла принципиальных изменений в систему рим. управления Г. Сохранилась в прежнем виде пров. Ахайя, из состава Македонии были выделены Фессалия (митрополия Ларисса) и Эпир (митрополия Никополь). Были преобразованы в самостоятельные провинции Крит (митрополия Гортина) и Киклады (митрополия Родос). Ранневизантийский период: IV-VI вв. После легализации христианства при имп. Константине I Великом в Г. начался бурный рост числа епископских кафедр. Церковная орг-ция диоцеза Иллирик, в к-рый входила большая часть Г., находилась в юрисдикции Римского престола. В то же время фракийские области и острова тяготели к Эфесу, а с кон. IV в.- к новой столице империи - К-полю. На I Вселенском Соборе в Никее (325) присутствовали 12 епископов из Г., среди них - Пист Афинский и Александр Фессалоникийский. В IV-V вв. епископские престолы появляются почти во всех значительных населенных пунктах. На III Вселенском Соборе в Эфесе (431) было 30 епископов из Г., на IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451) - 43 епископа.

http://pravenc.ru/text/597843.html

Присоединение иноверцев к православию в случае смертной опасности (отд. II, § 13). Запись присоединяемых в метрической книги (отд. II, § 14). Присоединение лиц духовного звания к православию (отд. II, § 15). Причащение Св. Тайнам детей после крещения и миропомазания (отд. III, § 25). Пролившееся миро (отд. I, § 5). С. Смертная опасность но отношению к вопросу о присоединении иноверцев к православию (отд. II, § 13). Сорокадневное обмолитвование или сороковая молитва как и когда совершается (см. Воцерковление). Позволительно ли женщинам, удостоенным причащения, в случае особенной опасности, до истечения сорокадневного очищения, входить потом в церковь ранее 40 дней (отд. III, § 24)? Старое миро (отд. I, § 5). Ф. Форма записи в метрической книги о присоединяемых к православию (отд. II, § 14; сравн. главу Дополнит., приложение, под буквою Б). X. Хождение восприемников с младенцем вокруг купели по миропомазании (отд. I, § 7). Как совершать этого рода хождение при восполнении обрядов крещения над лицами, крещенными прежде, или вообще когда нет купели, и т. п. (там же)? III. О причащении и совершении литургии А. Агнец если окажется негодным к совершению литургии, то что делать в этом случае (отд. IV, ст. 2, § 63)? Что делать, если священник узнает о каких-либо недостатках предложенного агнца непосредственно пред произнесением воспой и нательных слов Христовых (отд. IV, ст. 2, § 64)? Об агнцах, если бы какой из них был похищен мышами или по какому-либо случаю не оказался бы на престоле или на жертвеннике во время совершения литургии (отд. IV, ст. II, §§ 65, 66). Что делать с оставляемым агнцем, когда он заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 67)? Чем надобно занимать народ в церкви, когда один агнец заменяется другим (отд. IV, ст. 2, § 68)? О том, что должен делать священник, если заметить какие-либо недостатки во св. агнце по освящении даров, или во время самого причащения, и т. п. (отд. IV, ст. 2, § 69)? Что делать, если надо переменить агнец, а другой подходящей для этого просфоры отыскать нельзя (отд. IV, ст. 2, §§ 70, 71; сравн. ниже, отд. IV, §§ 73–78)? Что должен наблюдать священник, чтобы не было недостаточных агнцев для литургии (отд. IV, ст. 2, § 72)? Что делать с агнцем в случае, если бы священник, позванный для исполнения какой-либо не терпящей отлагательства требы во время совершения литургии, не мог вскоре возвратиться и окончить литургию в свое время (отд. VI, ст. 1, § 102)? О поднятии св. агнца или частицы его в случае, если бы они упали с дискоса (отд. VI, ст. 3, § 112). Что должен делать священник, если бы агнец зимою замерз на дискосе (отд. VI, ст. III, § 116)? Как должен поступать священник, если бы предложенный агнцев показался действительным Телом Господним (отд. VI, ст. 3, §§117, 118)? О заготовлении св. агнцев для литургии преждеосвященных даров и о хранении их (отд. IX, § 170).

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

73 . Записка 56 о деяниях восточных епископов, в которых они низлагают святейших Кирилла и Мемнона и отлучают от общения всех присутствовавших на святом соборе. С. 282–286. Gesta a synodo Orientalium (CPG 8691t)//ACO I, 1, 5, 119–122 151). Mansi IV, 1260–1268. 5000/1. 74 . Определение их и подписи. С. 286–287. Synodi Orientalium Sententia (CPG 6352t; ср. CPG 8691t)//ACO I, 1, 5, 122–124 151). Mansi IV, 1268–1269. 5000/1 57 . 75 . Отлучительная грамота тех же, посланная святому собору. С. 287. Eiusdem synodi Epistula ad episcopos excommunicatos (CPG 6354t; ср. CPG 8692)//ACO I, 1, 5, 124 152). Mansi IV, 1269–1272. 5000/1. 76 . Тех же послание к императору с уведомлением о своих действиях и о причине позднего прибытия Антиохийского епископа. С. 288. Synodi Orientalium Epistula ad Theodosium et Valentinianum imp. aug. (CPG 6323t; ср. CPG 8693)//PG 83, 1440–1441. ACO I, 1, 5, 124–125 153). Mansi IV, 1272–1273. 5000/1. БУ ТСО 1263 58 . 77 . Послание Иоанна, еп. Антиохийского, и бывших с ним (епископов) к константинопольскому клиру. С. 288–289. Synodi Orientalium Epistula ad clerum Constantinopolitanum (CPG 6341t; ср. CPG 8699)//PG 83, 1448. ACO I, 1, 5, 127 155). Mansi IV, 1273. 5000/1. БУ ТСО 1263 59 . 78 . Того же послание к константинопольскому сенату. С. 289–290. Synodi Orientalium Epistula ad senatum Constantinopolitanum (CPG 6342t; ср. CPG 8700)//PG 83, 1445–1448. ACO I, 1, 5, 127–128 156). Mansi IV, 1273–1276. 5000/1. БУ ТСО 1263 60 . 79 . Того же послание к константинопольскому народу. С. 290–291. Synodi Orientalium Epistula ad populum Constantinopolitanum (CPG 6343t; ср. CPG 8701)//PG 83, 1448–1449. ACO I, 1, 5, 128–129 157). Mansi IV, 1276–1277. 5000/1. БУ ТСО 1263 61 . 80 . Того же донесение к императрицам. С. 291–292. Synodi Orientalium Epistula ad Pulcheriam et Eudociam augustas (CPG 6318t; ср. CPG 8706)//PG 83, 1441–1444. ACO I, 1, 5, 131–132 160). Mansi IV, 1277–1280. 5000/1. БУ ТСО 1263 62 . 81 . Деяние II (совещание собора). Запись, составленная в присутствии прибывших из Рима епископов и пресвитеров. С. 292–297. Gesta Ephesina. Actio II (CPG 8710t)//ACO I, 1, 3, 53–59 106). Mansi IV, 1280–1289. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Блажен тот пловец житейского моря, который часто устремляет взоры к небу. Взоры для которых доступно небо – вера, ею мы усматриваем духовное небо: учение Христово. IV, 431. Совершим наше земное странствование, неся светильник веры правой, веры живой. Этот светильник ведет нас в вечное Царство Божие. IV, 435. Все добрые дела человеческие немощные, нисходившие во ад, заменены одним могущественным добрым делом: верою в Господа нашего Иисуса Христа. IV, 471. Признающий возможность спасения без веры во Христа, отрицается Христа и, может быть неведая, впадает в тяжкий грех богохульства. IV, 471. Нужно предаться водительству веры, при этом водительстве в свое время, по значительных подвигах в благочестии Бог дарует верному рабу Своему разум Истины, или разум духовный. IV, 472. Народ, – и в частности – душа человеческая, неприступны для безбожного рационализма и его последствий, доколе они ограждены святою верою. IV, 486. От веры – послушание, от послушания – смирение, от смирения – духовный разум, который – извещенная вера. IV, 511. Тогда только вера свята и истинна, когда она – вера в Святую Истину, когда она – вера, принесенная на землю вочеловечившеюся Божескою Истиною, Господом нашим Иисусом Христом. IV, 529. От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу – мир помыслов и спокойствие сердца. IV, 533. Она [вера] является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими. V, 84. Необходимо уверить себя, что Бог управляет участью мира и участью каждого человека. V, 84. Приготовлением [к молитве] служат: отвержение попечений силою веры в Бога, силою покорности и преданности воле Божией, сознание своей греховности и истекающее из этого сознания сокрушение и смирение духа. V, 95. Кто видит Промысл Божий оком веры, тот при искушениях, наносимых человеками, не обратит никакого внимания на эти слепые орудия Промысла, и духовным разумом своим пребудет единственно в руках Бога, взывая к Нему единому в скорбях своих. V, 134–135.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Спасение возможно при сохранении имения, в жизни посреди мира; для снискания совершенства требуется предварительное отрешение от мира. Спасение необходимо для всех; снискание совершенства предоставлено произволяющим. II, 341. Для спасения души соделалось совершенною необходимостью погубление души, для спасения себя сделалось совершенною необходимостью отречение от себя, от своего падшего «я», несознающегося в падении. II, 381–382. Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя в невидимой брани постоянным победителем. III, 166. Духовная радость, извещающая спасение... – предощущение вечной жизни! III, 167. В направлении ума к Истине, в пребывании ума в святой Истине – Христе, заключается сущность спасения нашего. IV, 114. Кто примет христианство со всей искренностью сердца в лоне Православной Церкви, в которой одной хранится истинное христианство: тот спасется. IV, 143. Воскресает в человеке, приготовленном к тому, Христос, и гроб – сердце снова претворяется в храм Божий. Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой; в этом таинственном и вместе существенном воскресении Твоем заключается мое спасение. IV, 156. «Поучение о спасении». См. IV, 206–209. Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим. IV, 206. Живая вера во Христа есть дело, и дело Божие столько обширное, что им вполне совершается спасение. IV, 207. В недре ветхозаветной Церкви было только прообразование спасения – в недре новозаветной обильно и преизобильно преподается самое спасение. IV, 219. Всех призывает милосердый Бог ко спасению; но весьма немногие повинуются Ему. Все мы принадлежим к числу званных по неизреченной любви Божией к нам, но весьма немногие из нас включаются в число избранных: потому что включение в число избранных предоставлено нашему собственному произволению. IV, 283. Духовный разум научает, что недуги и другие скорби, которые Бог посылает человекам, посылаются по особенному Божию милосердию: как горькие целительные врачевания больным, они содействуют нашему спасению, нашему вечному благополучию гораздо вернее, нежели чудесные исцеления. IV, 317.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

К. Ю. фон Бреверн Бар. Н. Б. Вольф о. И. А. Лаукайтис. Создана подкомиссия для рассмотрения проекта правил о старообрядческих и сектантских общинах в составе: о. М. В. Митроцкий Н. Ф. Каптерев М. И. Скобелев о. А. Г. Альбицкий М. А. Караулов В. Н. Львов 2-я сессия Избраны: В. К. Винберг – к.-д. Я. С. Гарусевич – польск. коло П. Н. Милюков – к.-д. бар. Г. Н. Фелькерзам – октябрист бар. О. М. фон Энгельгардт – октябрист Выбыли: Э. Б. Гуревич А. И. Парчевский кн. С. П. Мансыров Н. Б. Вольф К. Ю. фон Бреверн Комиссия имела во 2-ю сессию 11 заседаний. Избрана редакционная подкомиссия для выработки правил регистрации перехода из одного исповедания или вероучения в другое. Доложен Гос. Думе бар. Н. Б. Вольфом 20 ноября 1913 г. законопроект о церковно-приходских учреждениях Лифляндской и Эстляндской губерний. Во время «военных сессий» комиссия имела лишь единичные заседания, продолжая обсуждение пересмотренных законопроектов. Проект «правил о переходе» к концу 4-х сессий (1916 г.) передан на рассмотрение комиссии по делам Православной Церкви. Православное духовенство в Государственных Думах Преосв. Анатолий (Каменский), епископ Елизаветградский, IV Преосв. Евлогий (Георгиевский), епископ Холмский и Люблинский, II и III Преосв. Митрофан (Краснопольсий), епископ Гомельский, III, сщмч. Преосв. Никон (Бессонов), епископ Кременецкий, IV Преосв. Платон (Рождественский), епископ Чигиринский, II о. Адриановский Федор Порфирьевич, IV о. Александровский Александр Петрович, III о. Алферов Георгий Тимофеевич, IV о. Альбицкий Александр Геннадьевич, IV о. Архипов Александр Викторович, II о. Атаназевич Иван Макарьевич, III о. Афанасьев Клавдий Иванович, I о. Балалаев Николай Семенович, III о. Баранович Дмитрий Яковлевич, III о. Белозеров Евгений Николаевич, III о. Бельский Александр Георгиевич, IV о. Блажевич Митрофан Викторович, III о. Богданович Савва Никифорович, III о. Богомолов Иоанн Иванович , IV о. Борзаковский Иоанн Варфоломеевич, IV о. Бриллиантов Александр Иванович , II о. Будилович Александр Семенович, IV

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В Божественном достоинстве Сына св. Ириней видит необходимое условие искупления. Сын тождествен со Словом (И, 28.6; III, 18.2; III, 16.6), рожден от Отца (II, 28.6; Demonstr. 47). Св. Ириней считает неправильным и недопустимым столь частое у апологетов сравнение рождения Сына Отцом с произнесением человеческого слова, так как это противоречит учению о вечности Сына (II, 13.8; 28.5). На вопрос, как Сын рожден от Отца, св. Ириней отвечает: «Никто не знает того произведения, или рождения, или наречения, или откровения, или как иначе кто-нибудь назовет Его неизреченное рождение... но только Отец родивший и Сын рожденный» (И, 28.6; cf. II, 13.8). Собственное назначение Сына – не творение, хотя Он и называется «рукой Божией», которой сотворен мир (IV, 20.1; V, 6.1), а Откровение Бога: , в самом творении Слово открывает Бога Творца, через мир – Создателя мира и Господа, через образование человека – Художника, его создавшего, через Сына – Отца, Его родившего. Через закон и пророков Слово возвещало Себя и Отца. Через самое Слово, сделавшееся видимым и осязаемым, Отец являлся: все видели в Сыне Отца, ибо «Отец есть невидимое Сына, и Сын есть видимое Отца» (IV, 6.6). «Откровение Сына есть познание Отца, потому что все открывается через Слово» (IV, 6.3). «Сын, вечно существуя с Отцом, издревле и даже искони всегда открывает Отца ангелам, архангелам, властям, силам и всем, кому хочет Бог открыться» (И, 30.9; cf. IV, 6.5–7; 7.3; 20.7). Что касается третьего Лица Св. Троицы – Св. Духа, то св. Ириней прямо не называет его Богом, но он представляет Его вечным (V, 12.2), существующим у Отца прежде всякого создания (IV, 20.3). По отношению к Отцу Дух есть Его Премудрость (например, IV, 20.3 et al.), Его подобие (IV, 7.4). Сын и Дух Святой – две руки, которыми Бог сотворил и образовал человека (IV, Praef. 4; 20.1; V, 6.1). По отношению к Церкви Дух Святой есть истина, благодать, залог бессмертия, начало единения с Богом (III, 17.2; 24.1; V, 8.1; cf. IV, 33.7). Им пророки пророчествовали, и отцы научились Божественному, и праведники приведены были на путь праведности; в конце времен Он новым образом излился на человечество по всей земле, обновляя человека для Бога (Demonstr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Диавол старается, главным образом, через тело отвратить человека от пути спасения. Если человек не борется с похотьми своего тела и не старается превозмочь его тяготу, то в конце концов окажется бессильным в борьбе духовной. Все начинания христианина будут бесплодными. В нем погаснет искра святого воодушевления, и Дух Божий не найдет места для Своего действования. Святитель Василий Великий , изображая зловредность этого влияния плоти, говорит: «Из грубой пищи наподобие густого облака выходят как бы дымные испарения и преграждают путь озарениям Святого Духа, осиявающим ум» (IV, 16). Каждому христианину необходимо так устроить свою жизнь, чтобы плоть была в постоянном послушании духу, а в этом ему поможет пост и воздержание, так как они удручают плоть и ободряют дух. «Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом, – говорит святой отец, – ибо предающийся на сторону плоти препобеждает дух, и перешедший на сторону духа порабощает плоть. Ибо они противоборствуют друг другу» (IV, 15). «Уничтожая в душе плотскую дебелость и вещественность, старайся соделать это духовным», – побуждает святитель (II, 44). «Отнимем у плоти ее дерзновение, приумножим же душевную силу, чтобы, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания» (IV, 23). Разъясняя, что нарушение поста послужило первому человеку в осуждение, святитель Василий Великий затем приводит и другой пример, как пост послужил людям в оправдание. «Все святые соблюдали пост, как отеческое наследие, передаваемое от отца сыну и преемственно получаемое, так что стяжание это сохранилось до нас» (IV, 9). Постились и ветхозаветные праведники Божий (V, 125), постился угодник Божий Моисей, перед тем как получить на горе Синай скрижали закона Божия (IV, 9; IV, 26). «И как вверху горы, – замечает святитель, – пост снабдевал законом, а внизу ненасытность чрева довела свое неистовство до идолослужения» (IV, 9). Постился великий пророк Божий Илия и удостоился «быть зрителем великого видения, ибо, очистив душу сорокадневным постом, он в Хоривской пещере видел Господа, насколько возможно видеть Его человеку» (IV, 10; IV, 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010