305 ...благочестивый царь Иося... – Согласно Библии при царе Иосии были разрушены все жертвенники языческих богов, уничтожен прах людей, погребенных по языческому обряду, и истреблены жрецы ( 4Цар. 11:18 ). 306 ...царие в святителие еретики же и отступники в заточение посылаху и казнемъ лютымъ предаваху. – Примеры, приводимые в «Слове», должны были доказать, что цари и видные деятели греко-православной церкви участвовали в осуждении и наказании еретиков. В качестве примеров кроме уже названных перечислены императоры Юстин II и Тиверий II (VI в.), императрица Феодора-и сын ее Михаил (IX в.), иерархи: Александр, епископ константинопольский, участник Первого Вселенского собора (IV в.), Епифаний, епископ кипрский (IV – начало V в.), Евтихий, патриарх константинопольский (VI в.), Мефодий, патриарх константинопольский (IX в.). Среди еретиков названы Аэций, сторонник арианства (IV в.), епарх Адд (Аддус) и воевода Елевфирий Самчий, сторонники «нетленно-мнимой» ереси (VI в.), константинопольский патриарх Анний (имеется в виду Иоанн Грамматик, 837–843), упоминавшиеся и в других сочинениях Иосифа. 307 ...аще не подобаше инокомъ осужати ни еретика, ниже отступника, то како великий Анътоний осужаше ихъ? – Продолжая доказывать, что святители православной церкви не отличались терпимостью, автор называет следующие имена: Антоний Великий (Фивский), основоположник монашества (III–IV вв.), Пафнутий Исповедник (IV в.), Пахомий Великий (IV в.), Макарий Египетский (IV в.), Ефрем Сирин (IV в.), Исаакий Далматский (IV в.), Евфимий Великий (IV в.), Савва Освященный (конец IV – начало V в.), Феодосий Великий, основатель монашеского общежития ( в.), мученица Феодосия Цареградская (VIII в.), обличитель иконоборчества Феофан Исповедник (VIII–IX вв.) и др.; среди еретиков, которых они осуждали, упоминаются помимо уже названных также Мелетий (IV в.), Аполинарий (IV в.), император Валент (IV в.), Севир (конец V – начало VI в.). Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 9: Конец XV-nepbaя половина XVI века. - 2006. - 566 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

824 Attal., 96 (Scyl., 663; Glyc.. 607; Zon., IV, 203); Zonar., IV, 203; Psell., IV, 269 (Scyl., 659); Psell., IV, 272–273 (Zon., IV, 203). 828 Зонара (IV, 204) делает при этом случае предположение, что Евдокия, может быть, полюбила Диогена. Манасси (275) превращает догадку в факт – говорит, что царица, увидя красоту Диогена, воспламенилась к нему любовью. У Матвея Эдесского (159) дело идет далее: по его словам, Евдокия в начале 518 г. армянской эры (4 марта 1069 – 3 марта 1070, что неверно), призвав тайно одного из магнатов государства, по имени Роман Диоген, допустила его в свое помещение и имела с ним преступную связь. Здесь не лишено значения замечание Пселла (IV, 272), что Евдокия вышла замуж не по склонности к удовольствиям и не по сластолюбию. 829 Psell., IV, 275; Attal., 97–100 (Scyl., 663–665; Zon., IV, 203–204; Glyc., 607–608; Man., 274–275). 830 Первой женой его была сестра вестарха Самуила Алусиана Болгарина (Scyl., 678). От нее он имел сына Константина, которого женил на Феодоре Комниной, дочери Иоанна, младшего брата царя Исаака. В царствование отца Константин принимал участие и погиб в походе своего шурина Исаака Комнина (Bryenn., 24,99). Кроме того, у Диогена был сын от Евдокии, Никифор, к которому прилагается эпитето тторфйрш; pXooioq (дитя порфиры) (Zon., IV, 242); о нем во время похода Романа Диогена на Восток писал Пселл (V, 226), что он, Пселл, о доблестях отца шепнул на ушко тф veco (iuaOjA ка! беал6тг рои тф калф Aioyevei (юному государю и владыке моему прекрасному Диогену) (фамилия вместо имени), на что тот взыграл и улыбнулся. В венецианской рукописи Георгия Амартола (888,891) говорится еще, кроме Никифора, о другом сыне от Евдокии, Льве, который вместе с Никифором был лишен Парапинаком царских отличий и обращен в положение частного человека. 832 Psell., IV, 273–374 (Zon., IV, 205); Attal., 96, 100–101 (Scyl., 666); Scyl., 666; Matth. d’Ed., 160. 833 Scyl., 667 (Zonar., IV, 205; Glyc., 607 – круглая цифра: 7 месяцев). У Ко-дина (157): 7 месяцев и 10 дней, провозглашение Диогена отнесено к месяцу марту.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

III. Разные сочинения: 286. Беседа на день Богоявления Господня. 1829. XXXIII. 36. 287. О суетности благ земных. 1832. XLVI. 310. 288. О Вере. 1838. IV. 238. 289. О человеческой природе. 1838. II. 39. 290. Сновидение о храме Воскресения, который он построил в Константинополе. 1838. IV. 3. 291. О бедствиях его жизни. 1833. II. 233. 292. Разговор между плотскою и духовною жизнью в присутствии некоторого судии. 1833. IV. 8. 293. Нравственные правила. 1833. I. 39. 294. Нравственные изречения 1832. XLVI. 169. 295. Духовные мысли. 1829. XXXVI. 249. IV. Стихотворения: 296. Жизнь. 1829. XXXVI. 186. 297. Изречения (писанные двустишиями). 1833. IV. 158. 298. Гимн Богу. 1836. II. 172. 299. К самому себе. 1836. II. 284. 300. Из стихотворения XXI, в котором прогоняется дьявол , и о побеждении гнева. 1840. III. 330, 333. 301. Эпитафии св. Василию Великому . 1834. IV. 23. 302. Стихотворения. 1836. IV. 162. V. Письма. 303. Василию Великому . 1838. II. 98. 107. 109. 248. 304. Брату Кесарию. 1833. I. 339. 1838. II. 357. 305. Кесарийскому клиру и народу. 1838. II. 244. 306. Кесарийскому Собору. 1838. II. 247. 307. Евсевию. 1838. II. 251. 254. 308. Олимпию. 1838. IV. 88. Св. Макария Великого †391 I. Слова: 309. О возвышении ума. 1821. II. 35. 310. О любви. 1821. II. 132. 311. О свободе ума. 1821. III. 2. 312. О хранении сердца. 1821. IV. 3. II. Беседы: 313. Заключающая иносказательное истолкование видения, описанного у Пророка Иезекииля. 1821. II. 16. 314. О внутренней перемене. 1821. IV. 28. 315. О будущем явлении сокровенной ныне славы христиан. 1821. IV. 35. 316. О том, что должно молиться Богу непрестанно и внимательно. 1821. IV. 46. 317. О духовном наказании и славе христиан, и о том, что без Христа невозможно спастись и наследовать вечную жизнь. 1839. II. 153. 318. О том, что всякая душа, желающая наследовать царствие Божие, должна возродиться от Святого Духа. 1839. II. 311. 319. О славе тел и душ христиан по воскресении их. 1821. IV. 50. 320. О достоинстве бессмертной души и о том, как она искушается сатаной и освобождается от его искушений. 1825. XIX. 3.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Palma de Mallorca, 1976; Simoncelli P. Il caso Reginald Pole: Eresia e santità nelle polemiche religiose del Cinquecento. R., 1977. P. 147-241; Tellechea Id í goras J. I. Pole y Paulo IV: Una célebre Apología inédita del cardenal Inglés (1557)// Idem. Fray Bartolomé Carranza y el card. Pole: Un navarro en la restauración católica de Inglaterra (1554-1558). Pamplona, 1977. P. 201-241; idem. Paulo IV y Carlos V: La renuncia del imperio a debate. Madrid, 2001; Tacchella L. Paolo IV e la nunziatura in Polonia di Luigi Lippomano//Dalla Chiesa antica alla Chiesa moderna/Ed. M. Fois e. a. R., 1983. P. 231-260. (Misc. Historiae Pontificiae; 50); Aubert A. Alle origini della Controriforma: Studi e problemi su Paolo IV//RSLR. 1986. Vol. 22. P. 303-355; idem. La politica annonaria di Roma durante il pontificato di Paolo IV//Archivio Storico Italiano. Firenze, 1986. Vol. 144. N 3. P. 261-288; idem. Paolo IV Carafa nel giudizio della età Controriforma. Città di Castello, 1990; idem. Paolo IV: Politica, inquisizione e storiografia. Firenze, 1999; idem. Paolo IV, papa//Enciclopedia dei papi. R., 2000. Vol. 3. P. 128-142; Chiomenti Vassalli D. Paolo IV e il processo Carafa: Un caso d " ingiusta giustizia nel Cinquecento. Mil., 1993; Borromeo A. Paul IV//Dictionnaire hist. de la papauté/Éd. Ph. Levillain. P., 1994. P. 1268-1269; Gleason E. G. Who was the First Counter-Reformation Pope?//CathHR. 1995. Vol. 81. N 2. P. 173-184; Firpo M. Inquisizione romana e Controriforma: Studi sul card. Giovanni Morone e il suo processo d " eresia. Brescia, 20052; Santarelli D. Il papato di Paolo IV nella crisi politico-religiosa del Cinquecento: Le relazioni con la repubblica di Venezia e l " atteggiamento nei confronti di Carlo V e Filippo II. R., 2008-2012. 2 vol.; idem. Paolo IV, papa//Dizionario storico dell " Inquisizione. Pisa, 2010. Vol. 3. P. 1164-1166; Vanni A. «Fare diligente inquisitione»: Gian Pietro Carafa e le origini dei chierici regolari teatini. R., 2010; idem. La carriera di Paolo IV, tra Inquisizione e Ordini Religiosi//Tiempos modernos: Rev.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

Стефан V, 885.IX-891.IX.14 Формоз, 891.X.6–896.IV.4 Бонифаций VI, 896.IV-896.IV Стефан VI, 896.V-897.VIII Роман, 897.VIII-897.XI Теодор II, 897.XII-897.XII Иоанн IX, 898.I-900.I Бенедикт IV, 900.I-903.VII Лeb V, 903.VII-903 .IX Христофор, 903.IX-904.I Сергий III, 904.I.29–911.IV.14 Анастасий III, 911.IV-913.VI Ландон, 913.VII-914.II Иоанн Х, 914.III –928.V Лeb VI, 928.V-928 .XII Стефан VIII, 928.XII-931.II Иоанн XI (граф Тускулумский), 931.II-935.XII Лeb VII, 936.I.3–939.VII.13 Стефан VIII, 939.VII.14–942X Марин II, 942.X.30–946.V Агапет II, 946.V.10–955.XII Иоанн XII (Оттавиано, граф Тускулумский), 955.XII.16–963.XII.4 Лeb VIII, 963 .XII.6–965.III.1 Бенедикт V, 964.V.22–964.xII.23 Иоанн XIII, 965.X.1–972.lX.6 Бенедикт VI, 973.I.19–974.VI Бонифаций VII (антипапа) (в первый раз), (974.VI-974.VIII) Бенедикт VII (граф Тускулумский), 974.X-983.VII.10 Иоанн XIV (Пьетро ди Павиа), 983.XII.I0–984.VIII.20 Бонифаций VII (антипапа) (во второй раз), (984.VIII –985.VII) Иоанн XV, 985.VIII-996.III Григорий V (Бруно, герцог Каринтский), 996.V.3–999.II.18 Иоанн XVI (Джованни Филагато) (антипапа), (997.IV-998.II) Сильвестр II (Герберт д " Ориллак), 999.IV.2–1003.V.12 Иоанн XVII (Секко), 1003.VI-1003.XII Иоанн XVIII (Фазано), 1004.I-1009.VII Сергий IV (Пьетро Бука порца), 1009.VII.31–1012.V.12 Бенедикт VIII (Джованни, граф Тускулумский), 1012.V.18–1024.IV.7 Григорий VI (антипапа), (1012) Иоанн XIX (граф Тускулумский), 1024.IV-1032.XI.6 Бенедикт IX (в первый раз) (Теофилакт, граф Тускулумский),1032–1044 Сильвестр III (Джованни), 1045.I.20–1045.III.10 Бенедикт IX (во второй раз), 1045.III.19–1045.V.1 Григорий VI (Джованни Грациано), 1045.V.5–1046.Xll.20 Климент II (граф Шидгер, Морслебен и Горнбург), 1046.XII.25–1047.X.9 Бенедикт IX (в третий раз), 1047. XI.8–1048.VII.17 Дамас II (Поппо фон Бриксен), 1048.VII.17–1048.VIII.9 Св. Лев IX (Бруно, граф Згисхейм-Дагсбург), 1049.II.12–1054.IV.19 Виктор II (Гебгард, граф Долленштейн-Гиршберг), 1055.IV.16–1057.VII.28 Стефан IX (Х) (Фридрих, герцог Лотарингский), 1057.VIII.3–1058.III.29

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Луций II (1144–1145) Евгений III (1145–1154) Анастасий IV (1153–1154) Адриан IV (1154–1159) Александр III (1159–1181) Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа)(1159–1164) Пасхалий III (антипапа) (1164–1168) Калликт III (антипапа) (1168–1178) Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179–1180) Луций III (1181–1185) Урбан III (1185–1187) Григорий VIII (1187) Климент III (1187–1191) Целестин III (1195–1198) Иннокетий III (Лотарио, граф Сеньи) (1198–1216) Гонорий III (1216–1227) Григорий IX (1227–1241) Целестин IV (1241) Иннокентий IV (1243–1254) Александр IV (1254–1261) Урбан IV (1261–1264) Климент IV (1265–1268) Григорий Х (1271–1276) Иннокентий V (1276) Адриан V (1276) Иоанн XXI (XX) (1276–1277) Николай III (1277–1280) Мартин IV (1281–1285) Гонорий IV (1285–1287) Николай IV (1288–1292) Целестин V (1294) 6-й период: дореформационный (XIV – начало XVI вв.). Бонифаций XIII (1294–1303) Бенедикт XI (1303–1304) Климент V (1305–1314) Иоанн XXII (1316–1334) Бенедикт XII (1334–1342) Климент VI (1342–1352) Иннокентий VI (1352–1362) Урбан V(1362–1370) Григорий XI (1370–1378) Римские папы Урбан VI(1378–1389) Бонифаций IX (1389–1404) Иннкентий VII (1404–1406) Григорий XII (1406–1415) Авиньонские папы Климент VII (антипапа) (1378–1394) Бенедикт XIII (1394–1417) Папы, безуспешно избранные для пре¬кращения Великого раскола Александр V (1409–1410) Иоанн XXIII (антипапа) (1410–1415) Папы после прекращения Великого раскола Мартин V (1417–1431) Климент VIII (антипапа) (1423–1429) Бенедикт XIV (антипапа) (1425–1430?) Евгений IV (1431–1447) Феликс V (антипапа) (1439–1449) Николай V(1447–1455) Каликст III (1455–1458) Пий II (1458–1464) Павел II (1464–1471) Сикст IV (1471–1484) Иннокентий VIII (1484–1492) Александр VI Борджиа (1492–1503) Пий III (1503) Юлий II (1503–1513). 171 Здесь приведены и императоры Западной Римской империи. Собственно первым ромейским императором явился Аркадий (ок. 377–408, император с 383 г, до 395 г – с отцом, Феодосием I). Читать далее Источник: Византия : парадигмы быта, сознания и культуры : учебное пособие/С. Б. Сорочан. - Харьков : Майдан, 2011. - 952 с. ISBN 978-966-372-382-2

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Посреди такой неблагоприятной обстановки, подрастал князь Иоанн. По временам на него находило как бы просветление. Он с жаром принимался за чтение книг, какие только попадались ему под руки. При его предшественниках, в Москве была собрана довольна значительная княжеская библиотека. Над приведением ее в порядок, при отце Uoahha IV – Василии III, трудился известный Максим Грек . Книгами этой библиотеки пользовался Иоанн IV. Он читал книги св. Писания, исторические, русские летописи, творения св. отцов и др. Обладая острою памятью, он все прочитанное запоминал твердо и впоследствии пользовался своими познаниями. Присматриваясь понемногу к окружавшей обстановке, Иоанн IV начал замечать, что бояре злоупотребляют им. Несмотря на свою молодость, он решил отделаться от бояр, которые захватили в свои руки власть и распоряжались ею совершенно произвольно. Когда ему было только 13 лет, он велел однажды схватить князя Андрея Шуйского, главаря правившей всем партии, и замучить его. Показав свою власть боярам и напугавши их, Иоанн IV начал вести прежнюю буйную и разгульную жизнь. На дела правления он в это время не обращал никакого внимания. Когда Иоанну IV исполнилось 16 лет, он объявил своим боярам, что желает венчаться на царство. Это было для многих неожиданностью. Но никто не противоречил молодому князю. В 1547 году Иоанн IV, действительно, венчался на царство при самой торжественной обстановке, напоминавшей ту, при какой в свое время Иоанн III венчал своего внука Димитрия. Видимо, что Иоанн IV знал эту историю. Он желал, чтобы венчание его было во всем подобно венчанию древних греческих царей. Поэтому, думая, что венчание на царство митрополитом недостаточно, Иоанн IV обращался к константинопольскому патриарху и просил его подтвердить своим благословением его венчание на царство. Патриарх в 1561 году прислал Иоанну свою благословительную грамоту. Со времени своего венчания на царство, Иоанн IV принял титул «царя» московского и всея России. Вскоре после венчания на царство, Иоанн IV решил жениться. В деле своей женитьбы он также подражал своему деду, Иоанну III. Последний женил своего сына Василия точно так же, как женились греческие цари. Так же решил поступить и Иоанн IV. Из множества собранных со всего государства красивых девушек Иоанн IV выбрал себе в жены дочь боярина Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина Анастасию Романовну. Выбор молодого царя оказался весьма удачным. Блиставшая внешнею красотою Анастасия Романовна имела и душу прекрасную. Она имела весьма благотворное влияние на своего мужа. Иоанн IV заметно изменился к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Феодула тавеннская преподобная, † 410. Канон сырн. субб. Филар. Подвижницы. Феолипт , еп. филадельфийский 14 веке. Память в 1 неделю по неделе всех святых, Афон. патер. Феон скитский, эконом современник Кассиана. Канон сырн. субботы. Ферапонт , болгарский мученик, усеченный при султане Селиме. Мощи в Софии. Паис. Фомаида нисикийская, ученица Вриены, † 322. Канон сырн. субботы. Житие Февронии 25 июня. Мученики зографские, избитые в числе 25 ок. 1310 года латинянами, нанятыми против турок Андроником II. 2) Храмы Богоматери в Царьграде, непоказанные в греческом синаксаре. Сведения из Дю-Канжа я Бандурия. Богоматери Артаки . (Дю-Канж кн. IV, 83) Нерукотворенной иконы Богоматери Кониссы близ Кавалы близ Царьграда (кн. IV, 83). Богородицы Карабицын (Кораблец). Храм построил импер. Михаил (857–867 г. кн. IV, 86.) Богородицы близь Великой церкви . Храм построен Вериною, супругою Льва Великого (кн. IV, 86). Богородицы Благословенной . Монастырь, построенный Ириною, супругою Алексия Комнена 1081–1118 (кн. IV, 87). Богородицы в Контарии храм, построенный Константином В. (Bandurii Anmiqi. 44). Богородицы Кристалл , построен при Льве Макелле (457–474) (IV, 87 Дю-Канж). Богородицы Блоготворительницы ( υυεργετδος) храм, созданный Василием протосекретом (кн. IV, 87). Богородицы Евгения храм, созданный Евгением в его доме при Феодосии Великом. Богородицы Карпиановой в храме, построенном при Константине Погонате патрикием Карпианом (кн. IV, 85). Богородицы близ св. Луки монастырь, был при патриархе Мине (кн. IV, 88) Богородицы на Форе (площади) Константиновом храм построен или возобновлен Василием Македонянином (кн. IV, 88). Богородицы близь Иова монастырь, был при патриархе Мине. Богородицы Лива ( το Αιβς, τ το Λιβα храм построенный сановником Константином Ливом ( Λψ) при Льве философе (886–912). Он был в Марсодагаре. Сюда делали выходы императоры 8 сентября (кн. IV, 92). Богородицы митрополитской близь Дворца. Разрушена при Иустиниане Ринотмете, см. 23 авг. о Каллинике в синаксаре. После перенесена в Петрию (кн. IV, 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

82 . Послание папы Келестина к имп. Феодосию. С. 297–298. Caelestini papae Epistula ad Theodosium imp. (CPG 8714)//PL 50, 511–512. ACO I, 2, 25–26 9). Mansi IV, 1291 63 . 83 . Того же папы Келестина послание Кириллу, еп. Александрийскому. С. 298–299. Caelestini papae Epistula ad Cyrillum (CPG 8715)//PL 50, 501–502. ACO I, 2, 26–27 10). Mansi IV, 1292. 84 . Деяние III (совещание собора). С. 299–303. Gesta Ephesina. Actio III (CPG 8710t 64 )//ACO I, 1, 3, 59–63 106). Mansi IV, 1292–1300. 5000/1. 85 . Донесение епископов и легатов, прибывших из Рима, посланное святым собором к благочестивейшим императорам через диакона Евтиха. С. 303–304. Relatio ad imperatores (CPG 8711t)//ACO I, 1, 3, 63–64 107). Mansi IV, 1301–1304. 5000/1. 86 . Послание св. собора к клиру и народу константинопольскому о низложении Нестория. С. 305. Epistula ad clerum populumque Constantinopolitanum (CPG 8712t)//ACO I, 1, 3, 13–14 85). Mansi IV, 1304–1305. 5000/1. 87 . Деяние IV (совещания собора). Жалоба, принесенная святому собору святейшими епископами, Кириллом Александрийским и Мемноном Ефесским. С. 305–311. Gesta Ephesina. Actio IV (CPG 8716t; ср. CPG 5395t, 5791 65 )//ACO I, 1, 3, 15–21 87–90). Mansi IV, 1305–1316. 5000/1. 88 . Деяние V (совещания собора). С. 311–316. Gesta Ephesina. Actio V (CPG 8716t 66 )//ACO I, 1, 3, 21–26 87–90). Mansi IV, 1317–1325. 5000/1. 89 . Донесение, посланное святым собором благочестивейшим императорам, о восточных (епископах). С. 316–318. Epistula ad imperatores de Orientalibus (CPG 8718t)//ACO I, 1, 3, 28–30 92). Mansi IV, 1325–1329. 5000/1. 90 . Послание к святейшему и благочестивейшему сослужителю Келестину. С. 318–322. Epistula ad Caelestinum papam (CPG 8719t)//PL 50, 512–522 (с параллельным лат. пер.). ACO I, 1, 3, 5–9 82). Mansi IV, 1329–1337. 5000/1. 91 . Беседа Кирилла, еп. Александрийского, против отступника Иоанна Антиохийского. С. 322–324. Cyrilli Alexandrini Homilia VI: Ephesi dicta in Iohannem Antiochenum (CPGS 5250t)//PG 77, 1001–1005. ACO I, 1, 2, 98–100 78). Mansi IV, 1337–1341. 5000/1.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

25, 1962 p 71 Margaret Gelling, Place-Names in the Landscape, London 1984 Simon D Keynes, The Councils of Clofesho , Vaughan Paper No 38, University of Leicester. Eleventh Brixworth Lecture 1993 Michael Lapidge (ed), Archbishop Theodore, Cambridge Studies in Anglo-Saxon England 11, 1995 Lapidge M and Herren M.W., Aldhelm: the Prose Works,  Cambridge 1979 Lapidge M and Rosier J.L., Aldhelm: the Poetic Works,  Cambridge 1985 John Nankivell, St Wilfrid,  SPCK 2002 Sir Frank Stenton, Anglo-Saxon England,  OUP, 3 rd Edition 1971 Jane B Stevenson, The ‘Laterculus Malialanus’ and the School of Archbishop Theodore, Cambridge Studies in Anglo-Saxon England 14, 1995 Wallace-Hadrill, Historical Commentary on Bede’s Ecclesiastical History, 1988 Author’s notes: Bede A History of the English Church and People (HE) iv.1 HE iii.29. HE IV.2 Wallace Hadrill 1988 p 138 Bischoff and Lapidge 1994 p vii HE iv.23 HE v.8 Lapidge & Herren 1979; Lapidge and Rosier 1985 HE v.20 Pent I 354 Pent I 295 Laterculus Malialanus 14 Stevenson p 141 Bischoff and Lapidge 1994 p. 179 HE iv.18 Bischoff  and Lapidge  1994 pp 72-81 HE iv.2 HE iv.2 HE iv.6 HE iv.5 Lapidge 1995 HE iv.5 HE iv.12 Stenton 1971 pp 134-137; Blair 2005 p 80 footnote 4 HE iv.5 RHC Davis 1962, Gelling  p 87 Simon D Keynes 1993 HE iv.17 Lapidge 1995 Nankivell 2002 pp 59f, 79f Theodore and the Liturgy in Lapidge 1995 Carmela Vircillo Franklin Theodore and the Passio S. Anastasii  in Lapidge 1995 Source Code for blog Since you are here… …we do have a small request. More and more people visit Orthodoxy and the World website. However, resources for editorial are scarce. In comparison to some mass media, we do not make paid subscription. It is our deepest belief that preaching Christ for money is wrong. Having said that, Pravmir provides daily articles from an autonomous news service, weekly wall newspaper for churches, lectorium, photos, videos, hosting and servers. Editors and translators work together towards one goal: to make our four websites possible - Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru and Pravmir.com. Therefore our request for help is understandable. For example, 5 euros a month is it a lot or little? A cup of coffee? It is not that much for a family budget, but it is a significant amount for Pravmir. If everyone reading Pravmir could donate 5 euros a month, they would contribute greatly to our ability to spread the word of Christ, Orthodoxy, life " s purpose, family and society. Related articles The following report was released by Fr. Dionysios Tampakis, and is dated 22 January 2018. It… Most Protestant churches strongly reject all saintly intercession, citing passages such as 1 Timothy 2:1-5, which… It is very difficult for many converts to Holy Orthodoxy to pray to the saints. For… Also by this author Today " s Articles Most viewed articles Functionality is temporarily unavailable. Most popular authors Functionality is temporarily unavailable. © 2008-2024 Pravmir.com

http://pravmir.com/a-syrian-greek-archbi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010