Кирилл , в мар. 1678. Корнилий , 1698 и 99. Иоасаф в 1717 бывший. Флавиан † в начале 1731. Иосиф определён 19 мар. 1731–44. Варлаам , 1763 и 64. 45 Кудин (Анкудинов), Харитонова пустынь, под Торопцем, упразднённый. [IV. 878, 879.] Строители Никифор , 1622, 31. Ефрем , 1634. ? Прохор (игум.) в нояб. 1640. Сергий (игум.) 26 дек. 1643. Корнилий , в мае 1659. Иосиф , бывший архим., в авг. (sic) 1660. Евтропий , 1689–99. Игумены Дионисий , 1704–9. Иосиф , 1711–1713. Нифонт , 1725–30; † ... Павел определён 15 авг. 1730; упом. 1736. Особые заметки IV, 50. Домантовский. IV, 70. Якобштадтский. Строит. Иосиф 1804 перев. из Крыпецкого; строит. Серафим 1817 перев. в Крыпецкий. IV, 123. Завеличьский Спасский. IV, 287. Иглин. IV, 296. Илиинский Пусторжевский. IV, 544. Княжицкий. IV, 805; V, 462. Краснодворский. (См. Пантелеймонов). V, 191. Псковский Никитский (со всполья). Чёрный поп Сергий , в дек.1630. V, 365, 582. Озерский. V, 366. Опоцкий Илиинский. V, 711. Торопецкого Рождественского Игуменьи: Марфа , в нояб. 1635. Екатерина Голохвастова определена 11 мар. 1727. Елисавета , 1763 и 64. VI, 437. Трехсвятительский. Кожина Николаевского игум. Досифей в дек. 1630. V, 47. Пригорода Изборска, Рождества Христова, Онуфриевы пустыни игум. Иоаким , 1562– 67. Мальского монастыря строит. Макарий Лошаков , в апр. 1668. Торопецкого Троицкого строит. Иона , в окт. 1669. Святоотецкого строит. Павел , в окт. 1680. Изборского Зарезницкого Николаевского игум. Иосиф , в апр. 1554. Мнтрь приписан к Псковскому Печерскому 16 нояб. 1584. Изборского Николаевского, в старом Городище, строит. Ефрем Ушаков и Никодим Кропивин последние. 16 нояб. 1584 приписал к Печерскому. Псковского Завеличского игум. Варлаам , 1499. Разные: IV, 141. Зачатейского, с Милца, в Пскове, строит-ца Агафия , 1669–73. IV, 82. Якиманского, с Полонища, в Пскове, девичий, строит-ца Иустиния , 1669. IV, 59. Златоустова Медведева, в Пскове Игум. Вассиан , в дек. 1630. – Харитон , 1669. – Антоний , 1719 и 20. Лазаревского, в Пскове Строит. Леонид , в дек. 1630.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1047 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: ...quia non potest infidelis in ea permanere coniunctionem quae iam in christianam translata estfidem... (IV Толедский собор. Кан. 63: ...поскольку не может оставаться в противном вере союзе женщина, перешедшая в христианскую веру...). 1048 Conc. de Toledo IV (633). can. 63: Iudaei qui Christianas mulieres in coniugio habent, admoneantur ab episcopo civitatis ipsius ut, si cum eis permanere cupiunt, christianis efficiantur; quod si admoniti non noluerint, separentur filii autem qui ex talibus nati existunt, fidem atque conditionem matris sequantur; similiter et hi qui procreati sunt de infidelibus mulieribus et fidelibus viris christianam sequantur religionem... (IV Толедский собор. Кан. 63: Иудеев, женатых на христианках и желающих жить с ними, епископ их города должен побудить принять христианскую веру; если же они не пожелают этого, их следует развести дети же, рожденные от них, пусть наследуют веру и общественное положение матери; как и дети, рожденные от нехристианских женщин и верных вере мужчин пусть наследуют христианство...). 1049 Conc. de Toledo IV (633). can. 60. Defiliis iudaeorum, quiaparentibus separati christianis debeant deputari. 1050 Conc. de Toledo IV (633). can. 61. De filiis fidelibus iudaeorum ne parentibus praevaricatione a bonis suis exules fiant. 1051 Conc. de Toledo IV (633). can. 58. De his, qui contra fidem Christi iudaeis munus et favorem praestant. 1052 Conc. de Toledo IV (633). can. 62. De iudaeis babtizatis, qui infidelibus iudaeis se sociant. 1054 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Episcopus qui mancipium iuris ecclesiae non retento ecclesiastico patrocinio manumitti desiderat, duo meriti euiusdem et peculii coram concilio ecclesiae cui praeminet per commutationem subscribentibus sacerdotibus offerat, ut rata et iusta inveniatur definitio commutantis. 1055 Conc. de Toledo IV (633). can. 68: Huiusmodi autem liberto adversus ecclesiam cuius iuris exstitit, accusandi vel testificandi denegetur licentia. Quod si praesumpserit, placet ut stante commutatione in servitutem propter ecclesiam revocetur, quam nocere conatur (IV Толедский собор. Кан. 68: И пусть подобному вольноотпущеннику будет отказано в возможности обвинять церковь , к которой он относится, или свидетельствовать против нее; если же он осмелится это сделать, пусть все изменится, и он опять окажется в рабстве у собственной церкви, которой он начал вредить). См. также Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. С. 125.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

343. О бедственном состоянии души, в коей, по причине греха, не обитает Господь. 1846. III. 202. 344. О сокровище христиан, т. е. о Христе и Св. Духе. 1846. III. 321. 345. О том, что имущему совершенства и преспеяния духовного необходимо понуждать себя на всякое дело благое. 1846. III. 331. Блаженного Аввы Исаии 346. Nлaч. 1831. XLIII. 67 . 347. Девятнадцать глав о благочестивом упражнении и покое. 1832. XLV. 57. 348. Об уме по естеству. 1847. III. 354. 349. О том, что надобно наблюдать во время путешествия. 1847. IV. 13. 350. О том, что должно соблюдать желающим жить в мире между собою. 1847. IV. 169. 351. О том, что желающие предаться святому безмолвию не должны быть пытливы и не должны тратить время в бесполезных занятиях, оставив размышление о грехах своих. 1847. IV. 182. 352. Об отречении от мира. 1847. IV. 341. 353. О забвении обид. 1847. IV. 352. 354. О делах нового человека. 1847. IV. 358. 355. О совершенстве. 1847. IV. 371. 356. На слова: внемли себе. 1847. IV. 382. 357. Наставления: Братии. 1847. III. 341. 358. Наставления: Младшим братиям. 1847. IV. 3. Св. Амфилохия Епископа Иконийского †395 Слова: 359. На Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1836. IV. 127. 360. В день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа и в похвалу Св. Василию Великому . 1837. I. 3. 361. В Великую Субботу. 1837. II. 46. 362. На Сретение Господа нашего Иисуса Христа. 1838. I. 147. 363. Беседа о покаянии, или о том, что не должно отчаиваться в спасении. 1828. XXIX. 262. Св. Григория Нисского †396 I. Слова: 364. На Рождество Господа нашего Иисуса Христа и на избиение младенцев в Вифлееме от Ирода. 1837. IV. 248. 365. В день Светов, на который крестился Господь наш. 1841. I. 3. 366. При вступлении в пост Четыредесятницы. 1835. I. 113. 367. На св. Пасху, о воскресении. 1847. II. 3. 368. На Святую и спасительную Пасху. 1839. II. 47. 369. На Святую Пасху. 1841. II. 3. 370. На день Вознесения Господа нашего Иисуса Христа. 1830. XXXVIII. 175. 371. О жизни законодателя Моисея, или о совершенной добродетели. 1831. XLIV. 172.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С. Б. Сорочан Хронологизированный перечень агиографических источников (персоналии) IV век Евсевий Памфил (330-е гг.). Жизнь Блаженного василевса Константина (324–337) Афанасий Александрийский (третья четверть IV в.). Житие Антония Египетского (ок. 250–356) Аноним (вторая пол. IVb.). Житие Пахомия Великого (ок. 290–346) Григорий Назианзин (370-е гг.). Панегирик сестре Горгонии (ум. 370–374) Григорий (конец IVb.). Элогиум Григорию Назианзину (329 – ок. 390) Григорий (конец IV в.). Житие Григория Богослова , Патриарха Константинопольского (329 – ок. 390) Григорий Нисский (380 г.). Житие Св. Макрины (IV в.) V век Аноним (Vb.?). Повесть об убиенных Синаитах-мучениках (IV в.) Аноним (Vb.). Житие и чудеса Василия Великого (ок. 330–379) Аноним (Vb.). Житие Афанасия Великого , епископа Александрийского (ок. 295 – ок. 373) Аноним (Vb.). Житие Григория Нисского (ок. 335–395) Аноним (Vb.?). Житие Евпсихия (IV в.) Аноним (Vb.). Апокрифическая легенда об Авгаре (IV-V вв.) Аноним (Vb.). Житие Фоки Синопского (IV в.) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (IV в.) Тимофей, Патриарх Александрийский (Vb.). Чудеса муч. Мины (IV-V вв.) Палладий Еленопольский (нач. V в.). Диалог на Житие Иоанна Хрисостома (341/7–407) Аноним (первая пол. Vb.). Житие Епифания, епископа Кипрского (ум. 402/403) Марк Диакон (ок. 350–430). Житие Порфирия, епископа Газского (ум. 419/420) Каллиник (ум. ок. 446). Житие Ипатии (366–446) Аноним (Vb.). Житие Паисия Великого (V в.) Геронтий (?) (ум. ок. 484). Житие Мелании Младшей (Римлянки) (383–439) Аноним (вторая пол. Vb.?). Достопамятные предания о Пимене Великом (ум. ок. 450) Антонин (последняя треть Vb.). Житие Симеона Стилита (389–459) Аноним (Vb.). Чудеса Св. Феклы в Мериамлик (V в.) Аноним (V в.). Житие Иоанна Кущника (V в.) (переведено во второй пол. IX в. Анастасием библиотекарем) Мартирии Saints Notaires (V-VI вв.) Аноним (кон. V – нач. VI вв.). Житие Даниила Стилита (409–493) Аноним. Житие Св. Анины (вторая пол. V в., ум. до 500 г.) Александр Монах (V – первая пол. VI вв.). Сказание об обретении и воздвижении Святого Креста (IV в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Среди большого количества человеческих пороков после гордости одним из самых страшных является пьянство. Святитель учит, что «пьянство есть начало безбожия, как омрачение разума, которым обыкновенно наипаче познается Бог». «Пьянство – вражда на Бога» (IV, 28). Это добровольно накликанный бес, через сластолюбие вторгающийся в душу. «Пьянство – матерь порока, противление добродетели, делает мужественного робким, целомудренного похотливым, не знает правды, отнимает благоразумие» (IV, 210). Чрезмерное употребление вина делает человека неспособным к духовной жизни и спасению. «Упившиеся достойны плача, потому что пьяницы... Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6: 10 )» (IV, 214; II, 173). Святой отец учит, что вино, данное Богом человеку для облегчения немощи, делается для похотливых оружием невоздержания и погибели (IV, 210). «Жар, производимый вином, сообщаясь плоти, делается поджогою для разжженных стрел врага. Вино потопляет рассудок и ум и возбуждает, подобно рою пчел, страсти и сластолюбие» (IV, 218). Гнев, раздражительность, своенравие, переменчивость, уныние, отчаяние и другие страсти, по учению святителя, являются порождением этого страшного порока – пьянства (IV, 211–212). Нелегко описать словами, сколько зол происходит из-за пьянства. Человек делает себя «жилищем сопротивного духа, храмом идольским, вместо того чтобы стать храмом Божиим через вселение Духа Святого» (IV, 219), ибо «храм Божий – те, в которых обитает Дух Божий», а «храм идольский – те, которые через пьянство принимают в себя нечистоты невоздержания» (IV, 28). «Жалкое зрелище для очей христианских!» – со скорбью восклицает святой отец, ибо, таким образом «погубив душу свою... упивающийся расстраивает и само телесное сложение» (IV, 212). Он навлекает на «себя и Каиново проклятие, трясясь и вертясь всю жизнь» (IV, 215). У него истощаются силы, наступает безвременная старость и смерть (IV, 217). Сознавая огромный вред, который приносит пьянство, святитель Василий Великий с полной решимостью требует: «Человек, не вводи к себе пьянства, этой всенародной блудницы, этой матери бесстыдства...

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Дионисий IV (в 4-й раз) 2 месяца. Иаков (в 3-й раз) 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II (вторично) 1691–1693. Дионисий IV (в 5-й раз) 1693–1694. Каллиник II (в 3-й раз) 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан (втор.) 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремия III 1715–1726. Каллиник III, умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III (втор.) 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II (во 2-й раз) 1740–1742. Неофит VI (во 2-й раз) 1742–1744. Паисий II (в 3-й раз) 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II (в 4-й раз) 1751–1752. Кирилл V (во 2-й раз) 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I (втор.) 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит VII (втор.) 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V (втор.) 1806–1808. Каллиник V (втор.) 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V (третично) 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824 Хрисанф 1824–1826. Агафангел 1826–1830 Констанций I 1830–1834 Констанций II 1834–1835 Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий III 7 месяцев. Герман IV † 1845. Анфим VI 1845–1848. Анфим VI (втор.) 1848–1852. Герман IV (вторично) 1852–1853. Анфим VI (третично) 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI (вторично) 1867–1871. Анфим VI (в 4-й раз) 1871–1873. Иоаким II (втор.) 1873–1887. Иоаким III 1878–1884. Иоаким IV 1884–1886. Дионисий V 1886–1891. Неофит VIII 1891–1894. Анфим VII 1894–1897. Константин V 1897–1901. Иоаким III (вторично) 1901. В. Александрийские патриархи Св. Марк 62 . Аниан 62–84. Абилий 84–98. Кердон 98–107. Прям или Ефрем 107–119. Иуст 119–130. Евмений 130–143.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

I. Богословский метод. И. П. не проявляет интереса к углубленным богословским исследованиям. Для него только Свящ. Писание говорит о Боге так, как о Нем следует говорить, и только Писание может быть наиболее адекватным выражением Откровения. И. П. понимает ограниченность человеческого языка и в вопросах богословия предпочитает быть осторожным либо хранить молчание. Человеку невозможно постичь божественную природу (Ep. 799 (II 299), 1014 (III 214), 1032 (III 232)), невозможно объяснить отношения между Лицами Пресв. Троицы или Боговоплощение (Ep. 593 (II 93), 1845 (IV 183)), поэтому, заключает И. П., необходимо твердо придерживаться учения Церкви и не искать объяснений божественным тайнам (Ep. 828 (III 28)). Человек может только строить сомнительные предположения, его единственно надежными и спасительными состояниями в вопросах богословия должны быть смирение, осознание своего полного невежества (Ep. 1594 (IV 21)) и готовность к принятию откровения (Ep. 1245 (IV 59)). В человеке есть естественная предрасположенность к этому (Ep. 1260 (IV 9)). О существовании Творца, напр., свидетельствует не только Писание, но и сам тварный мир (Ep. 472, 1405 (IV 53), 1618 (IV 85), 1994 (IV 61)). Видимый мир указывает на невидимый (Ep. 1191 (III 391), 1294 (IV 213), 1717 (IV 94)), его человек постигает в духе, не прибегая к доказательствам (Ep. 405) или светским наукам (Ep. 837 (III 37)). Только Бог может говорить о Боге, поэтому только Свящ. Писание есть настоящее богословие (Ep. 440) и человек должен читать его, если хочет узнать что-то о Боге. Не следует «углубленно постигать» вероучительные истины, их нужно просто принимать; логика и силлогизмы в вопросах божественных являются пустой формой, не способной привести к истине, которая преподается только в Церкви. По убеждению И. П., все ереси происходят от гордости людей (Ep. 922 (III 122), 1338 (IV 55), 1533 (IV 56)), ставших жертвами диавола (Ep. 590 (II 90), 920 (III 120)). Опровергая еретические учения, И. П., несмотря на высказываемый скепсис в отношении научного богословия, был вынужден излагать догматы веры с помощью богословских технических терминов, не встречающихся в Свящ. Писании.

http://pravenc.ru/text/674914.html

Другие свидетельства А. Mosq. sinod. graec. 320 Б. Mosq. sinod. graec. 319 В. Vaticanus graec. 2028 III.3. Вывод Часть вторая. Мессалианство Глава I. Макариевский Корпус и «Мессалианские пункты» прп. Иоанна Дамаскина I.1. Сопоставление текстов Корпуса и о ересях Иоанна Дамаскина I.2. Источники Иоанна Дамаскина I.2.1. Третий вселенский собор I.2.2. Тимофей Константинопольский и блж. Феодорит Кирский I.2. Выводы Глава II. Учение мессалиан и его отношение к Макариевскому Корпусу. Полемическая сторона Макариевского Корпуса. Происхождение мессалианской ереси и споры о крещении в Восточной Церкви в IV-V вв. II.1. Учение мессалиан II. 2. Сопоставление учения мессалиан с текстами Корпуса II.3. Полемика в Корпусе против обмирщения церкви и внешнего подвижничества III.3. Споры о крещении, грехе и свободе воли II.4.1. Позиция прп. Марка Подвижника II.4.2. Позиция свт. Диадоха Фотикийского II.5. Выводы Глава III. История мессалианства III.1. Краткий очерк истории мессалианства (до XII в.) III.2. Мессалианство и богомильство. Теория Зигабена: типологические совпадения или генетическое родство? III.2. Выводы Глава IV. Мессалианство, исихазм, богомильство (проблемы генезиса и «контактных зон»). история Иисусовой молитвы и Макариевский Корпус IV.1. Предыстория исихастского движения (XII в.) IV.2. Начало исихастских споров (XIV в.). вопрос о происхождении Иисусовой молитвы IV.3. Иисусова молитва на Руси и ее источники IV.3.1. Древнерусское толкование Иисусовой молитвы IV.3.2. Источники древнерусского толкования А. Псевдозлатоустовы тексты и Макариевский корпус Б. «Пять слов» апостола Павла и исихазм IV.4. Из истории Иисусовой молитвы IV.4.1. «Сыне Божий» или «Боже наш»? IV.4.2. Древнейшие тексты Иисусовой молитвы и связь их с коптскими Добродетелями IV.5. Выводы Заключение Глава I. Итоги Глава II. Постановка новых проблем Раздел II. Об издании русского перевода Макариевского Корпуса первого типа Критический аппарат Выбор разночтений Раздел III. Библиографические приложения Приложение I.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Иаков вторично 1685–1686. Дионисий IV в 4 раз два месяца. Иаков в 3 раз 1686–1690. Каллиник II 1690–1691. Неофит IV 3 месяца. Каллиник II втор, 1691–1693. Дионисий IV в 5 раз 1693–1694. Каллиник II в 3 раз 1694–1702. Гавриил III 1702–1707. Неофит V избран, но не утвержден. Киприан 1708–1710. Афанасий V 1710–1711. Кирилл IV 1711–1713. Киприан вторично 4 месяца. Косма III 1713–1715. Иеремиа III 1715–1726. Калджнин III умерший от радости по избрании. Паисий II 1726–1732. Иеремия III вторично 1732–1733. Серафим I 1733–1734. Неофит VI 1734–1740. Паисий II во 2 раз 1740–1742. Неофит VI во 2 раз 1742–1744. Паисий II в 3 раз 1744–1748. Кирилл V 1748–1751. Паисий II в 4 раз 1751–1752, Кирилл V в 2 раз 1752–1757. Каллиник IV 1757. Серафим II 1757–1760. Иоанникий III 1760–1764. Самуил I 1764–1768. Мелетий II 1768–1769. Феодосий II 1769–1773. Самуил I вторично 1773–1774. Софроний II 1774–1780. Гавриил IV 1780–1784. Прокопий 1784–1789. Неофит VII 1789–1794. Герасим III 1794–1797. Григорий V 1797–1799. Неофит вторично 1799–1801. Каллиник V 1801–1806. Григорий V вторично 1806–1808. Каллиник V вторично 1808–1809. Иеремия IV 1809–1813. Кирилл VI 1813–1818. Григорий V третично 1819–1821. Евгений 1821–1822. Анфим III 1822–1824. Хрисанф 1824–1826. Агафангсал 1826–1830. Констанций I 1830–1834. Констанций II 1834–1835. Григорий VI 1835–1840. Анфим IV 1840–1841. Анфим V 1841–1845. Мелетий 7 месяцев. Герман IV † 1845 г. Анфнм VI 1845–1848. Анфим IV вторично 1848–1852. Герман IV вторично 1852–1853. Анфо VI вторично 1853–1855. Кирилл VII 1855–1860. Иоаким II 1860–1863. Софроний II 1863–1866. Григорий VI вторично 1867–1871. Анфим 1871–1873. Иоакин II вторично 1873– до ныне. Патриархи александрийские По Ле-Кьену и Христианскому чтению 1856 г. и других. Св. Марк 62 . Св. Аниан 62–84. Св. Абилий 84–98. Св. Кердон 98–107. Св. Прим или Ефрем 107–119. Св. Иуст 119–130. Св. Евмений 130–143. Св. Маркиан или Mapk II 143–153. Св. Келадион 153–167. Св. Агриппин 167–179. Св. Иулиан 179–189. Св. Димитрий 189–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

е. истинной религии - Ibid. IV 14) и делам праведности и добродетели (Ibid. IV 11-12, 14, 25-26; и др.). Во-вторых, Христос Своей жизнью и особенно Своей смертью подал людям духовно-нравственный пример (Ibid. IV 24-26). В-третьих, Христос реально в Самом Себе, в Своем человечестве, победил страдания и смерть, а Своим воскресением даровал людям надежду на бессмертие (Ibid. IV 10, 12). Именно в этом Л. видит роль Христа как Посредника между Богом и человеком: «Греки называют Его Μεστην [Посредник], потому что Он может привести человека к Богу, то есть к бессмертию» (Ibid. IV 25; ср.: Ibid. IV 13; Studer. 1978. P. 262-267). Эти 3 важнейших аспекта сотериологии Л. сводятся к 3 именам Христа: magister justitiae (Учитель праведности), dux virtutis (Вождь добродетели), victor mortis (Победитель смерти). В-четвертых, хотя Л. мало внимания уделяет жертвенному, искупительному аспекту спасения, он говорит, что Христос был чистым и непорочным Агнцем, праведным и святым, Которого принесли в жертву иудеи, и стал спасением для всех тех, кто начертал на своем челе знамение Крови, т. е. Креста, по которому текла Кровь ( Lact. Div. inst. IV 26). В-пятых, Л. учит о Христе как Первосвященнике в новом Храме Божием, т. е. в Церкви; Он обладает в нем вечным священством (sacerdotium sempiternum); войти во святое святых Храма и предстать перед Богом можно только через Того, Кто воздвиг этот Храм (Ibid. IV 14). Экклезиология Л. развивает весьма возвышенное духовно-нравственное учение о христианской Церкви и богослужении, в котором тем не менее практически отсутствует иерархически-сакраментальный элемент. Церковь есть собрание верующих (sanctum corpus - Ibid. IV 30), «Храм Божий (templum Dei), который заключается не в стенах, а в сердце и вере людей, верующих в Бога и называющихся верными» (Ibid. IV 13; помимо Церкви Л. называет храмом Божиим и самого человека - см.: Ibid. VI 25); это тот вечный и бессмертный Храм, к-рый воздвиг Христос и в к-ром Он Первосвященник (Ibid. IV 14, 30; De mort. persecut.

http://pravenc.ru/text/2462563.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010