Соб. пр. 4-е, 6-е; Антиох. 19-е). 3) Митрополит, вместе с епископами области, рукополагал каждого епископа (те же правила и IV Всел. Соб. пр. 25-е, 28-е). 4) Имел голос в решении всех церковных дел целой области, и этим голосом преимуществовал перед всеми другими епископами, начальствовавшими только в своих епархиях (Апост. пр. 34-е; Антиох. Соб. пр. 9-е; Двукр. 14-е). 5) Он имел право созывать Поместные Соборы и председательствовать на них, соборные решения, без участия в них митрополита, не имели законной силы (IV Всел. Соб. пр. 19-е; Антиох. 16-е, 20-е). 6) Он принимал жалобы и доносы на епископов и установлял порядок судопроизводства над ними (II Всел. Соб. пр. 6-е; IV Всел. Соб. пр. 9-е; Карф. Соб. 28-е; Антиох. 14-е). 7) Принимал апелляции на суд епископский, даже согласный суд многих епископов (Карф. 11-е, 37-е, 139-е; Сард. 14-е; IV Всел. Соб. 9-е). 8) Подчинённые ему епископы должны были возносить в молитвах его имя (Двукр. 14-е). 9) Вообще, они ничего особенно важного не могли предпринимать в делах церковных без согласия митрополита (Апост. пр. 34-е; Антиох. 9-е). Новое административное деление (с перенесением столицы из Рима в Византию), сделанное императором Константином Великим , сообщило церковному управлению строгую определённость. Кроме разделения империи на две половины – восточную и западную, император Константин Великий составил из неё четыре главные префектуры: Восточную, Иллирийскую, Италийскую и Галльскую. Каждая префектура имела в себе по несколько округов (διοικσεις), а каждый округ – по несколько градоначальств или провинций (παρχα), а градоночальство – многие города или уезды (territorium, παρκκκ). Восточная префектура заключала в себе пять округов: Восточный (главный город – Антиохия), Египетский (Александрия), Азийский (Ефес), Понтийский (Кесария) и Фракийский (Константинополь). II Вселенский Собор, утверждая права митрополитов, принятые на I Никейском Соборе, соображает уже пространство митрополий с новым устройством империи. «В системе греческого церковного управления митрополит соответствовал гражданскому губернатору, а подчинённые епископы – уездным светским начальникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пересмотр в высшей инстанции решений, постановленных судом епископским, не считался действием, задевающим честь епископа, судьи первой инстанции, и унижающим его достоинство, как носителя всей полноты апостольских полномочий в пределах вверенной ему епархии. (Карф. 16; Сард. 14). Допущение обжалования решений первой инстанции духовного суда в высшем суде было следствием неустанной заботы Церкви о том, чтобы только после правильного, всестороннего и тщательного исследования дела постановлялось окончательное решение (1 Вс. с. 5; Сард. 5:14), дабы из-за немощи человеческой не пострадали невиновные и не понесли незаслуженного наказания. Апелляционное судоустройство и судопроизводство древней Церкви согласно канонам и церковной практике эпохи первых четырех Вселенских Соборов представляется в следующем виде: 1 . В духовном суде были три инстанции, а именно: а) суд епископа парикии ( Деян.5:1–11 ; 1Кор.5:1–5 ; 1Кор.6:1–5 ; 1Тим.1:20 ; 1Тим.5:19–21 ; Тит.1:9–13 ; Tum.2:15; IV Вс. с. 9); б) суд областного собора епископов (Ап. 37; I Вс. с. 5; IV Вс. с. 9), под председательством митрополита (Ап. 34; Антиох. 20), заменой же этого суда мог быть суд нескольких епископов своей области (Ап. 74; Карф. 12 и 14) или суд первенствующего епископа области (Карф. 28, 37, 139; Сард. 14), или суд соседнего митрополита (Сард. 14), или же, наконец, суд соседних епископов (Карф. 11, 37, 139); в) суд большего собора епископов (Антиох. 12, 14; II Вс. с. 6; III Вс. с. 1) или, заменяющий его, суд собора епископов с сокращенным числом членов, под председательством экзарха, а позднее, патриарха (IV Вс. с. 9), или же суд назначенных патриархом епископов сопредельной апеллирующему области с участием уполномоченных патриарха (Сард. 3 и 5). 2 . Движение судебных дел в случае апелляции происходило в строгой постепенности: дела мирян и клириков до пресвитера включительно по апелляционным отзывам пересматривались в суде второй инстанции (I Вс. с. 5; Антиох. 20), а затем в суде третьей инстанции (Антиох. 12; Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

80-е; VII, 2-е), состоящих в незаконном супружестве (Ап. 17–19-е; IV, 14-е; VI, 3-е, 72-е; Вас. Вел. 2-е) и впадших прежде рукоположения в тяжкий плотский грех (I, 10-е; Карф. 68-е; Григ. Нис. 5-е; Ап. 22-е; I, 1-е); поставление посторонним епископом без воли местного епископа (Ап. 14-е, 35-е; I, 15-е), в чужую епархию (I, 16-е; IV, 20-е), без назначения к определённому месту (IV, 6-е). 2) По преступлениям, проистекающим из нарушения прав и законов церковного управления, из которых одни свойственны епископам, как-то: нарушение пределов поместного управления и смешение Церквей (II, 2-е; III, 8-е; IV, 17-е), распространение власти на другие епархии, выражающееся учением (VI, 20-е; Сард. 11-е), рукоположением клириков и совершением других священных действий (Ап. 14-е, 35-е; I, 15-е; 11,2-е; IV, 5-е и др.), принятием к себе клириков других епархий без законного увольнения (VI, 18-е; Карф. 91-е), неуважение к распоряжениям других епископов и общение с отлучёнными от них (Ап. 16-е; I, 5-е; Ант. 3-е) и всякое самовольное действование без воли высшего церковного правительства (Ап. 14-е; Ант. 6-е, 9-е, 16-е и др.), с оскорблением общих правил и постановлений Церкви (VI, 2-е; VII, 1-е), с нарушением прав и преимуществ, свойственных Церквам (III, 8-е; IV, 28-е; VI, 29-е и др.). Другие преступления свойственны клирикам, и таковые, как предусмотренные церковными правилами, необходимо следует внести в церковный устав о наказаниях; сюда относятся: а) самовольный переход от одной церкви к другой (Ап. 15-е; IV, 5-е, 20-е; VI, 17-е; Ант. 3-е; Сард. 16-е), отделение от своего епископа и самочинное служение (Ап. 31-е; IV, 8-е; Ант. 8-е; Сард. 14-е), неповиновение суду своего епископа, перенесение от него дела к другому, а ещё более к суду светскому (Ант. 4-е, 15-е; II, 6-е; IV, 9-е; Карф. 15-е, 37-е, 118-е, 139-е); б) преступления, проистекающие из нарушения обязанностей священнослужения, как-то: неправильное против устава служение церковных служб (VI, 32-е, 81-е), продолжительное опущение церковных служб (VI, 80-е; Сард. 12-е), святокупство или обращение священных действий в предметы корыстолюбия и продажи (VI, 23-е), совмещение церковного служения с мирскими званиями и должностями (IV, 3-е, 7-е; VII, 10-е и др.); в) преступления, оскверняющие священный сан, куда относятся: все плотские грехи (Ап. 25-е; Неок. 1-е; Вас. Вел. 32-е, 52-е), лихоимство (Ап. 41-е; I, 17-е; VI, 10-е), нетрезвое поведение (Ап. 42-е), отречение от своего сана и оставление его (Ап. 62-е; IV, 7-е).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Карф. 12 О чрезвычайном суде для рассмотрения жалобы против клирика, когда невозможен Собор епископов. Этот суд должен состоять для епископа – из 12 епископов, для пресвитера – из 6 епископов и для диакона – из трех. Карф. 14 О достаточности представительства на ежегодных соборах лишь одного епископа из Триполи и о представительстве клириков в церковном суде этой небольшой области. Карф. 16 О том, что церковным судьям первой инстанции нет никакого оскорбления в том, если в высшем суде, т.е. во второй инстанции, решение их будет изменено, за исключением того случая, когда будет доказано, что эти судьи судили несправедливо. Карф. 19 О том, что ни одно духовное лицо не имеет права зарабатывать себе пропитание каким-либо постыдным или бесчестным делом. Карф. 29 О порядке проведения судебного процесса, возбужденного вследствие жалобы на пресвитера, диакона и низших клириков. Карф. 34 О необходимости клирикам соблюдать супружеский пост перед совершением Таинства Евхаристии. Карф. 36 О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян. Карф. 37 Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу. Карф. 40 О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана. Карф. 41 Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения. Карф. 45 Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры. Карф. 81 О необходимости воздержания в определённое время от жён епископам, пресвитерам, диаконам и иподиаконам. Правило не простирается на низших клириков, как не прикасающихся к святыне. Карф. 121 Об отношении епископа к решению церковного суда своей епархии (постановление данного правила недостаточно ясно). Двукр. 9 О запрете священнослужителям, под угрозой извержения, применять телесные наказания собственноручно или посредством других лиц. Двукр. 13 Об извержении пресвитеров (и примкнувших к ним лиц), самовольно прервавших общение со своим епископом и переставших поминать при богослужении его имя из-за недоказанных преступлений последнего.

http://azbyka.ru/pravo/subject/diakon/

О том, что все извергнутые из священного сана должны пожизненно оставаться в разряде мирян. Карф. 37 Об отлучении от церковного общения осуждённых клириков, которые будут апеллировать к Римскому престолу. Карф. 38 О том, что каждый, осужденный первым судом клирик, должен оставаться под тем наказанием, которое на него наложено первым судом, до тех пор, пока высший суд не освободит его от этого наказания. Карф. 39 О возможности для членов клира, которые участвуют в судебном разбирательстве, с позволения правящего епископа, переносить тяжбу в суд ближайшей епархии. Карф. 40 О том, что клирики, не повинующиеся своему епископу, желающему возвести их на высшие степени, лишаются и имеющегося сана. Карф. 41 Об имуществе клириков, приобретённом или полученном в наследство во время своего служения. Карф. 44 Рекомендация клирикам не предоставлять своим детям свободы до тех пор, пока последние не приобретут полной выдержки и не сумеют вести себя сообразно своему положению. Карф. 45 Воспрещение принимать в клир имеющего из своих родных кого-либо, не исповедующего православной веры. Карф. 56 О возможности чтения в храме, в те дни года, когда совершается воспоминание о смерти святых мучеников, описание их страданий. Карф. 59 О невозобновляемости крещения, о невозобновляемости правильно совершенного рукоположения, о запрете епископу оставлять свою кафедру и самовольно занимать другую. Карф. 65 О том, что ни один епископ не должен принимать и рукополагать в своей церкви клирика, принадлежащего юрисдикции другого епископа. Карф. 66 О рукоположении во епископа какой-либо епархии духовного лица, не принадлежащего к той митрополичьей области, в состав которой входит данная епархия. Карф. 70 О ходатайстве к императорам о возвращении церковным судам права решения вопросов частного права между христианами, с тем, чтобы решения этих судов считались окончательными. Карф. 73 О ходатайстве к императорам о воспрещении знатным лицам брать под свою защиту и настаивать на освобождении от наказания клириков, осуждённых церковным судом.

http://azbyka.ru/pravo/subject/prichetni...

Карф. 82 О воспрещении каждому епископу оставлять то место, которое ему было определено в начале для его постоянного местопребывания, и находиться в каком-либо другом месте вверенной ему области. Карф. 84 О необходимости ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение. Карф. 86 Постановление ходатайствовать у императоров о назначении особых защитников-экдиков, которые имели бы возможность вместе с епископами оберегать бедных от насилия богачей. Карф. 88 Предписание епископу Кресконию, оставившему свое место и силою захватившему освободившуюся епископскую кафедру в Тубуне, явиться пред общим собором. Карф. 89 Постановление послать в Иппон нескольких епископов для водворения нарушенного Екитием мира и для поставления нового епископа. Карф. 91 Об отлучении от общения с остальными епископами того из них, кто примет без увольнительной (отпускной) грамоты от подлежащего епископа какого-либо монаха с тем, чтобы зачислить его в свой клир или поставить его игуменом одного из своих монастырей. Карф. 92 Об анафеме епископу, завещавшему свое имущество после смерти какому-либо еретику или язычнику, хотя и родственнику своему. При этом даже имя его не должно упоминаться в церковных диптихах. Карф. 94 Предписание по распоряжению епископа разрушать храмы, построенные под предлогом прославления мучеников, а в действительности не только не имеющие под алтарем мощей мучеников или частицы их, но никто и не помнил, чтобы там когда-либо находился или страдал какой-нибудь мученик. Карф. 96 О привилегии Карфагенского епископа составлять от имени всех и подписывать каждую грамоту, отправляемую от общего Африканского собора. Карф. 98 Решение прервать общение с епископом Кводвултдеем до тех пор, пока он не подвергнется суду. Карф. 99 Одобрение отставки не принятого народом епископа Максимиана (бывшего донатиста) и постановление избрать на его место другого епископа. Карф. 100

http://azbyka.ru/pravo/subject/episkop/

Теперешнее законодательство санкционировало прежние порядки в поместных церквах, точнее определило их и дало им дальнейшее развитие 704 . Первый вселенский и следующие за ним поместные соборы утверждают существовавшее на Востоке и отчасти на Западе совпадения пределов поместных церквей с провинциальным делением и возводят его в общее правило (I, 4, 5; Ант. 9; Сард. 3:6). Впрочем, законодательство IV века не хочет при этом разрушать твёрдо установившихся по местам до него древних обычаев, по силе которых в некоторых церквах (например, александрийской и римской) власть одного первенствующего епископа простиралась на несколько гражданских провинций (1-я часть 6 правила никейского собора). Внутреннее управление этими поместными церквами, объём которых, вообще говоря, определялся, как совпадающий с пределами гражданских провинций, по законодательству IV века (до второго вселенского собора) таково. Во главе епископата поместной церкви стоит епископ главного города провинции – митрополии (Ант. 9; Сард. 6). В сравнении с другими епископами он пользуется некоторыми особыми правами и преимуществами. Ему принадлежит надзор над всей епархией (Ант. 9); без его согласия ни один епископ области не мог предпринять чего-либо важного (Ант. 9); он созывает епархиальные соборы (Сард. 6, Ант. 14:19) и в его отсутствии не может быть законного собора (Ант. 16:20); ему принадлежит забота о замещении епископских кафедр и право утверждения избранного в епископы (I, 4, 6; Ант. 19); он принимает жалобы на действия епископов (Сард. 14); ему принадлежит право давать общительные и отпускные грамоты (Ант. 11, Сард. 9); он представитель епархии (Сард. 9) и в избрании его принимают участие, кроме своих, ещё епископы соседние (Сард. 6). Но представляя епископу митрополии разные права и преимущества, церковное законодательство описываемого времени не делало, однако, его в собственном смысле главой епархии. Оно стояло вполне на почве принципа, высказанного в 34 апостольском правиле. Этот принцип почти буквально был повторен собором антиохийским.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

74. Карф. 28). Епископ, очевидно, вызывался чрез епископов обыкновенно двух; клирики – чрез клириков, а миряне – посредством мирян; самый вызов повторялся до трех раз. Вызванный, со дня получения им приглашения, должен был явиться в суд к ответу в течение месяца, если не удержит его какая-либо особая причина; в случае неявки подсудимого по уважительной причине ему давался еще месяц, но с тем, что если он в течение него не явится, то подлежит отлучению от общения, с запрещением священнодействия, пока не оправит себя доказательствами. Впрочем, правила дозволяют подсудимому даже дожидаться общего собора епископов, и только не явившегося на этот собор подвергают совершенному осуждению, как виновного (Карф. 28. Ап. 74). Обвинители подсудимого и свидетели против него также обязаны лично явиться в суд и подтвердить принесенную на него жалобу своими показаниями и свидетельствами. Но как в делах обыкновенных, исковых к обвинению епископа и свидетельству против него допускаются всякие лица (2:6. Карф. 28. 144); так в делах духовных, или церковных допускаются только лица, достойные доверия (Ап. 74). Поэтому суд, прежде чем выслушает жалобу от обвинителя и примет показание от свидетеля, удостоверяется об их жизни и поведении посредством общественного мнения (4:21). На этом основании правилами совершенно не допускаются к обвинению и свидетельству на духовном суде (Карф. 146); α) иноверцы всех видов, также еретики и раскольники, отпавшие от истинной веры (Ап. 75. 11. 6. Карф. 144); β) изверженные из клира и отлученные от общения церковного (2:6. Карф. 143); γ) люди сами состоящие под судом, или только подвергшиеся обвинению; δ) преданные порокам и заподозренные в благонравии (Карф. 8. 28); ε) рабы и получившие свободу, если они хотят обвинять своих прежних господ и свидетельствовать против них (Карф. 144); ζ) люди видимо заинтересованные в деле, или принимавшие в нем когда либо участие (Карф. 70); η) лица позорищные и запятнавшие себя срамными делами (Карф. 154); ι) лица не доказавшие одного из многих, прежде сделанных ими доносов и обвинений (Карф.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

О необходимости выдавать рукополагаемым епископам грамоты с указанием года и дня рукоположения, дабы не возникало никакого сомнения о младших и старших. Карф. 101 О том, что каждый, посвященный в известной епархии в чтеца, не может без согласия подлежащего епископа быть принятым в другую епархию. Карф. 106 О том, что общий собор епископов нужно созывать только в тех случаях, когда того потребует какое-либо особое дело, касающееся всей Африканской церкви, в противном же случае ежегодно должны созываться обычные епархиальные соборы. Карф. 107 О том, что некоторые дела, решенные на епархиальных соборах, могут быть пересмотрены и решены вторично, причем после решения избранных по взаимному договору судей нельзя более обращаться к другому высшему суду. Карф. 108 Постановление ходатайствовать перед государственной властью о назначении 5 исполнителей для распределения их по разным епархиям Африканской церкви. Карф. 111 О том, что новая епархия может образоваться при условии, если последует решение епископского собора данной митрополичьей области под председательством подлежащего митрополита и согласие епископа выделить из-под своей юрисдикции некоторые места, принадлежащие к его епархии. Карф. 114 Послание к римскому епископу Иннокентию с просьбой о водворении в Римской и Александрийской церквах мира в связи с изгнанием епископом Феофилом  Иоанна Златоуста  и отлучением его Иннокенитием за такой поступок. Карф. 116 Предписание читать в церкви только те молитвы, которые просмотрены на соборах и одобрены последними для употребления в церкви. Карф. 117 О том, что спорные дела, возникающие между членами клира, могут разбираться только на церковных судах. О возможности клирикам в исключительных случаях ходатайствовать перед императором о назначении ему епископского суда. Карф. 118 Об отлучении клириков, принадлежащих к Африканской церкви, самовольно отправившихся в Италию без отпустительной грамоты. Карф. 119 О воспрещении (под угрозой отлучения) епископам обращаться к императорскому двору только с согласия первенствующато епископа или митрополита, и после получения на то особой грамоты.

http://azbyka.ru/pravo/subject/episkop/

28. Епархию возглавляет епископ. 29. Границы епархии должны устанавливаться в соответствии с гражданским административным делением территории (VI Вс. с. 38). 30. Епископу надлежит управлять своей епархией с приличествующей осмотрительностью, поставлять пресвитеров и диаконов, неустанно наблюдать за клиром своей епархии, учить клир и народ вере и благочестию, иметь попечение о состоянии церковной жизни, разбирать все дела с рассуждением (Ап. 58; VI Вс. с. 19, 102; Вас. В. 89; Ант. 9). 31. Всякая епархия должна сохранять без стеснения принадлежащие ей права, и никто из епископов не должен простирать власть на иную епархию (Апост. 35; III Вс. соб. 8; VI Всел. с. 20; Анкир. 13, 18; Ант. 9, 13, 16; Сард. 11; Карф. 59, 64, 67:85). 32. Епископ да не усвояет себе чуждаго клирика без соизволения прежнего его епископа (I Вс. с. 16; IV Вс. с. 20; VI Вс. с. 18; Сард. 15; Карф. 65, 91:101). 33. Епископ не должен принимать запрещенных или изверженных другими епископами (Ап. 16; Ант. 3; Сард. 13). 34. Епископ да имеет попечение о всем церковном имуществе в пределах своей епархии (Ап. 38, 40, 41; IV Всел. с. 26; VII Вс. с. 11, 12; Ант. 25). 35. Не позволительно епископу присваивать что-либо из церковного имущества или дарить другим лицам (Ап. 38; VI Вс. с. 35; VIIBc. с. 12). 36. Вдовствующая кафедра должна замещаться без промедления (IV Вс. с. 25). 37. Новая епархия учреждается по решению собора епископов или Священного синода (Карф. 111). IV. Приходы 38. Приход есть община верующих, объединенная у определенного храма под духовным руководством священника. 39. Приходы учреждаются по благословению епископа. Епископ определяет приходу настоятеля и прочих клириков (Гангр. 6). 40. Настоятель возглавляет всю церковную жизнь прихода, заботится об уставности, назидательности и благочинии богослужения, о религиозном просвещении и духовно-нравственном состоянии прихожан, сам являясь, по слову апостола ( 1Тим.4:12 ), «образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (Ап. 58).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010