2) Рукополагающий должен быть действительным епископом не только по своему рукоположению или сану, но и по власти, – другими словами, он должен быть правящим архиереем, так как рукоположение есть сообщение известных прав церковной власти. Поэтому в древние времена так называемые хорепископы, т.е. сельские епископы могли рукополагать священнослужителей только с согласия или по поручению городского или епархиального архиерея (анк. 13; антиох. 10; VII всел. 14). В настоящее время правила об этих хорепископах прилагаются к архиереям викарным и уволенным на покой. 3) Епархиальный архиерей может преподавать хиротонию только лицам действительно находящимися под его духовно-правительственною властью, и прежде всего – клирикам этой епархии (сард. 15; карф. 91 и 101) и др. 4) Епископ обязан совершать рукоположение только в пределах своей епархии и только для церквей этой епархии (апост. пр. 35; II всел. 2; антиох. 13 и 22). § 7. Условия, относящиеся к самому акту рукоположения. Относительно самого акта рукоположения церковные правила требуют: 1) Чтобы акт этот совершался публично, в церкви, в присутствии народа, который, по древним канонам, при- —14— глашался свидетельствовать о рукополагаемом при самом его поставлении, как о достойном принятия в клир (Феоф. алек. 7) 2) Чтобы рукоположения совершались в порядке степеней, от низших к высшим, так чтобы никто не был поставляем прямо на высшую степень, минуя низшую (так назыв. ordinatio per saltum). Наименьший срок пребывания на низших степенях клира точно не определен в канонах; требуется только такое время, в продолжение которого клирик той или другой низшей степени успел бы доказать свое достоинство и способность к занятию высшей (сард. 10; двукр. 17). Но позднейшая церковная практика не придавала этому требованию безусловного значения; а Вальсамон, в толковании на 17 правило «двукратного» собора, на основании «неписанного церковного обычая» высказывает положение что «рукоположение на каждую степень по необходимости (т.е. в случаях нужды) должно совершаться через 7 дней».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Епархиальный архиерей вправе преподать хиротонию лишь лицам, находящимся в его юрисдикции, клирикам своей епархии (Сард. 15; Карф. 9:10). Епископ может совершать рукоположения только в пределах своей епархии и для служения в ней. 35-е Апостольское правило гласит: «Епископ да не дерзает вне пределов своея епархия творити рукоположения во градех и в селех, ему не подчиненных. Аще же обличен будет, яко сотвори сие без согласия имеющих в подчинении грады оные или села: да будет извержен и он, и поставленнии от него». О том же идет речь во 2 правиле II Вселенского Собора, 13 и 14 правилах Антиохийского Собора.    Что касается рукоположения в епископскую степень, то, согласно 1-му Апостольскому правилу, оно совершается собором архиереев: Епископа да поставляют два или три епископа. Вопреки этому канону, в Католической Церкви папа усвояет себе право единолично рукополагать епископов. Это представляет собой, по сути дела, implicite (скрытое) притязание на то, что папство — иная степень, высшая относительно епископской.    Пресвитера и диакона поставляет один епископ: «Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет един епископ» (Апост. 2).    При совершении самого акта хиротонии требуется, чтобы, во-первых, он осуществлялся в храме, в алтаре, в собрании молящегося народа, который призван свидетельствовать о рукополагаемом при самом его поставлении. Ныне это свидетельство выражается символически — пением слова «аксиос» хором от лица народа.    Второе условие действительности хиротонии заключается в том, чтобы она совершалась в определенном порядке: от низших степеней к высшим, чтобы никто не поставлялся на высшую степень, минуя низшую. Срок пребывания на каждой из иерархических степеней не определен в канонах. Вместе с тем в них предусмотрено следующее: кандидат на более высокую степень должен успеть обнаружить способность к занятию ее достойным исполнением своего служения на низшей степени (Сард. 10; Двукр. 17).    Вальсамон в толковании на 17 правило Двукратного Собора отмечал: «рукоположение на каждую степень по необходимости (то есть по нужде) должно совершаться через 7 дней». Практике, однако, известны случаи, когда срок прохождения служения на низшей степени перед рукоположением на высшую был меньше, (как правило, при посвящении диакона в пресвитеры).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

Соб. пр. 31, 59; VII Всел. Соб. пр. 10; Лаод. Соб. пр. 58; Двукр. Соб. пр. 12), исключая Таинства Крещния в случае крайней нужды, напр. при тяжкой болезни крещаемого. Назначенный для служения в известной церкви пресвитер не может без грамоты епископа переходить к другой церкви, а тем более в епархию другую; в противном случае он лишается предоставленных ему прав и преимуществ (Ап. пр. 15; I Всел. Соб. пр. 15–16; IV Всел. Соб. пр. 5, 10, 20; VI Всел. Соб. пр. 17 и 18; Ант. Соб. пр. 3; Сард. Соб. пр. 16 и др.). Карфагенский Собор простирает строгость в этом отношении до того, что если кто из клириков хотя однажды исправлял должность при церкви, к которой рукоположен, то принадлежит к ее клиру, и ни сам произвольно, ни по вызову других епископов, но без воли и согласия своего епископа, уже не может быть принят в клир другой церкви (Карф. соб. пр. 101). Когда же пресвитер переводится из одной церкви к другой по изволению или распоряжению епархиального епископа, то уже не должен числиться при двух церквях и не должен принимать никакого участия в делах прежней церкви и причисленных к ней храмов мученических, находящихся при богадельнях или странноприимных домах (IV Всел. Соб. пр. 10). Впрочем, VII Всел. Соб. пр. 15 не распространяет силу этого требования на те места, в которых был недостаток в клириках, и где невозможно было назначить особый клир к каждой домовой или приписной вообще церкви. Не только переход из одной епархии в другую или перемещение от одной церкви к другой, хотя бы одного округа, без воли епископа возбраняется пресвитеру под угрозой лишения прав и преимуществ, но и произвольное путешествие. Предпринять путешествие пресвитер может только с грамотой епископа – по воле его, и то по нужде и на короткое время (Лаод. Соб. пр. 41–42, сн. Ап. пр. 12, 33; IV Всел. Соб. пр. 13; Сард. Соб. пр. 16 и 11–12), и только в таком случае пресвитер, отправляющийся по нужде в чужую епархию, мог пользоваться там полным уважением: ему, как почетному гостю, могли предоставить право совершать литургию и сказать поучение, вообще оказать братское общение и знаки уважения, как делали эту честь путешествующим епископам (Ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

В первые века христианства светское и церковное право развивались независимо друг от друга. Пока язычество оставалось гос. религией, Церковь дистанцировалась от светской власти. Однако, после того как христианство приобрело статус религии, к-рой покровительствует император (с Константина Великого), а затем и гос. религии (с Феодосия I), началось постепенное проникновение христ. элементов в правовую систему, унаследованную от рим. государственности. С IV в. светское право официально признает святость христ. религии и гос. статус Церкви (см. разд. Империя и Церковь). В условиях, когда глава гос-ва, император, также был членом Церкви и вместе с нею заботился о духовном благе подданных, прежнее дистанцирование Церкви от мирской власти потеряло смысл. Императоры стали присутствовать на Вселенских Соборах и утверждать их решения, ставя тем самым их исполнение под защиту гос. власти (первый известный пример - эдикт Феодосия I от 30 авг. 381, утверждающий решения II Вселенского Собора: CTh XVI 1. 3). Мн. церковные каноны регулируют взаимоотношения Церкви с высшими светскими властями (Апост. 84, Трул. 69, Антиох. 11-12, Карф. 58-64, 75, 82, 84-85, 93, 96-97, 102, 104, 106, Сард. 7-9, комм. Феодора Вальсамона к Апост. 16). С др. стороны, гос. законы христ. империи начинают рассматривать церковную общину как юридическое лицо (persona incerta). Уже при Константине Великом церковная община могла выступать в роли законного наследника завещанного ей имущества (CJ I 2. 1, 321 г.). Тогда же впервые выделяются гос. субсидии на содержание дев, посвятивших себя Богу, и церковных вдовиц ( Theodoret. Hist. eccl. I 11. 2), вводится право освобождения рабов в Церкви (manumissio in ecclesia - CJ 13, 316 и 321 гг.; широко распространившись в Италии, оно затем было введено и в африканских епархиях, ср. Карф. 75 и 93) и др. (см.: Ehrhardt. 1955. S. 179). Церковь также получает от гос-ва средства на помощь бедным (CJ I 2. 12, 451 г.). В 321 г. воскресенье (dies solis) официально признано религ. праздником и днем отдыха (CTh II 8. 1; CJ III 12. 2; Euseb. Vita Const. IV 18; 33; см.: Ehrhardt. 1955. S. 170, 179-181).

http://pravenc.ru/text/372678.html

Но справедливо замечено одним из отцев, что не легко найти между еретиками человека рассудительного: поскольку оставляя Церковь , они бывают оставляемы Святым Духом, и не остается в них ни учения, ни света, но тьма и ослепление. Ибо, если бы сего не было с ними, то очевидно они не отвергали бы самого очевидного, каково, например, великое по истине таинство епископства, о котором говорит Писание, упоминают церковная история и писания святых, и которое всегда было признаваемо и исповедуемо всею Вселенскою церковью (Послан. Восточ. патр. чл. 10). В „Православно-догматическом богословии” преосвященнейшего Макария, архиепископа литовского и Виленского (т, III. стр. 297, 298), читаем: епископ есть главный правитель в своей частной Церкви ( Деян. 20:28 ; снес. Посл. Вост. патр. о Пр. вере чл. 10). Прежде всего он имеет власть над подчиненною ему иерархиею и клиром. Все священно и церковнослужители обязаны повиноваться его постановлениям и без его разрешения ничего в Церкви не совершать (Апост. пр. 39; Лаод. 57; Карф. 6, 42, 52; Антиох. 8, 25; Халкид. 8; Сард. 14), подлежат его надзору и суду ( 1Тим. 5:19 ), вследствие которого он может подвергать их разным наказаниям (Апост. прав. 15, 32, 55; Халкид. 18; Трул. 34). Кроме клира, духовной власти епископа подлежит и вся вверенная ему паства. Он обязан наблюдать за исполнением въ его епархии божественных законов и церковных заповедей. Он же, особенно и преимущественно имеет власть вязать и решить (Посл. Вост. патр. о Прав. вере чл. 10), по правилам св. Апостолов, св. Соборов (Ап. пр. 31; соб. Карф. 6) и по единодушному свидетельству древних учителей Церкви. Посему-то с такою силою мужи Апостольские и внушали всем верующим повиноваться епископу. Пресвитеры также имеют власть вязать и решить, и вообще пасти порученное им стадо Божие ( I Nemp. 5:1–2 ); но эту власть они получают уже от своего архипастыря, чрез таинственное рукоположение (Посл. Вост. патр. чл. 10). А некоторые избранные допускаются по воле епископа, и вообще нести с ним бремя церковного управления; даже образуют при нем, с сею целью, постоянный собор. Но по древнему выражению, они служат при этом только вместо очей у епископа, и сами по себе, без его согласия, ничего не могут делать. Если сличить мнимые права этого претендента с приведенными словами книги догматико-символической и книги догматической, то не окажется никакой возможности признать его законным наследником судебной власти епарх. архиерея. Кроме епископа не только коллегия из трех или четырех пресвитеров, но все в мире священники не могут пасти Церковь Божию и совершенно управлять ею.... Пресвитеры, сами по себе, без согласия своего епископа, ничего не могут делать. 4) Пресвитер единолично

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Самое древнее и общее из таких названий – митрополит. Оно первоначально усвояемо было епископам важнейших городов греко-римской империи, откуда обыкновенно христианство распространялось по областям и провинциям, имевшим эти города своими административными центрами. Понятно, что христианские общины или церкви, получившие свое начало из этих центров, имели к ним постоянное тяготение, видели в них образец для себя, в особенности если церковь главного города была лично основана Апостолами. Отсюда естественно происходила известная зависимость провинциальных церквей от церкви главного города, как колонии (ecclesiae filiales) от митрополии. Поэтому и епископ главного города или митрополит получал некоторые преимущества чести и власти перед прочими провинциальными епископами. Объем этой власти так определяется в древних церковных канонах: 1) митрополит созывал провинциальных епископов на соборы для обсуждения общих церковных дел в своей области и сам председательствовал на этих соборах (ант. 16 и 20, халк. 19); 2) утверждал избираемых на вакантные епископские кафедры (1 всел. 4, 6; антиох. 19); 8) принимал жалобы на подчиненных епископов и назначал соборный суд над ними (халк. 9; ант. 14; карф. 28); 4) обозревал епархии подчиненных епископов (карф. 63); 5) вообще контролировал и утверждал своим согласием все важнейшие распоряжения епископов своей области (апост. 34; антиох. 9). Но в тех же самых правилах указаны и границы митрополичьей власти, именно: 1) в делах, касающихся целой области, митрополит не мог решать ничего единолично, без согласия собора областных епископов (апост. 34, 74; ант. 9, 14); 2) он сам был избираем, поставляем и судим собором своих епископов (3 всел. 1; сард. 6); 3) мог действовать в епархии подчиненного ему епископа только как высший административный орган, но не как архиерей, именно – не мог здесь ни рукополагать, ни учить, ни совершать каких-либо архиерейских действий, разве только с согласия местного епископа (Кормч. гл. 58. Отв. Иоанна еп. китр. 3).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

В совершении таинств также проявляется иерархическое церковное устройство, поскольку служителем таинства священник является не только в силу полученной в хиротонии благодати, но и по делегированию епископских полномочий – как в таинстве Исповеди или произнесении проповеди . Церковь в непрерывном преемстве своих епископов сохраняет догматические истины в неповрежденном виде. Это преемство епископата – важная гарантия неповрежденности истины, присутствующей и проповедуемой в Церкви. Выражением вероучительной непогрешимости является во всей своей совокупности именно иерархия, так как единство последней в области догматической есть условие православности и каноничности церковного Собора – как Вселенского, так и Поместного. Церковная история знает примеры собранных законным внешне образом соборов с внушительным количеством архиереев, но не только не признанных в качестве истинных выразителей церковного вероучения, но, напротив, объявленных «разбойничьими», незаконными. Пребывая в догматическом единомыслии со всем православным епископатом, каждый епископ есть свидетель истины перед своею паствой в возглавляемой им епархии. Равенство епископов между собою есть равенство в выражении вероучительных истин – независимо от разницы в объеме властных полномочий, врученных конкретной степени епископской иерархии – от епархиального архиерея до Предстоятеля Поместной Церкви. Именно епископату Поместной Церкви принадлежит церковная власть на ее территории и ответственность за ее применение. Целый ряд канонов содержит церковные правовые нормы о поставлении епископов, их управлении епархиями, а также о взаимоотношениях со своими собратьями. Так, поставление епископа происходит по соборному решению при участии первого епископа Поместной Церкви (I Вс. 4:6; IV Вс. 28; VII Вс. 3; Ант. 19; Карф. 13). В пределах своей епархии епископ печется о состоянии церковной жизни (Апост. 58; VI Вс. 19:102; Ант. 9), однако при этом никто из епископов не должен простирать власть на иную епархию (Апост. 35; III Вс. 8; VI Вс. 20; Анкир. 13:18; Ант. 9:13, 16; Сард.11; Карф. 59, 64, 67, 85).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

мР. А. У. Н. 1 февр. Перенесение мощей его в Антиохию. мР. Р. В. А. У. 17 декабря. 21. Св. муч. Иулианин. Иерон. Б. мР. и все 16 февр. 22. Муч. Анастасии. Иерон. Б. и все 25 декабря. Св. муч. Хрисогона. Карфаг. Б. и все 24 ноября. 23. Пр. Павла, еп. неокесарийск. 1295. Пр. Нифонта, еп. Констанции кипр. Асс. Пр. Нифонта монаха. 247. 23. Св. Павла, еп. неокесарийского. Св. Нифонта, еп. Констанции кипрской. Пр. Нифонта монаха. 24. Св. муч. Евгении. Иерон. Б. и проч. 25 дек. Флориац. Прота и Иакинфа. Иерон. Бух. Б. и все 11 сент. 25. Рождество Христово. Все. 26. Пр. Евареста 9 века. Петр. Св. Евфимия, еп. сард. Канон Феофана. Св. Константита синнадского. Петр. 26. Пр. Евареста. Преп. Константина синнадского. 27. Св. архид. Стефана. Иерон. Карф. Б. и все 26 декабря. 27. Св. Феодора, арх. константинопольского. 28. Свв. мучч. Дорофея и Горгония. Иерон. мР. А. У. Н. 9 сент. мР. втор, и Иерон. 12 марта. Св. Петра, муч. никомид. Иерон. мР. Б. А. У. Н. 12 мар. Домны. Иерон. 12 мар. 29. Пр. Фаддея исповедника. 1295. 29. Свв. младенцев, Иродом избиенных. Иерон. Карф. Б. и все 28 дек. 29. Св. Фаддея исповедника. 30. Пр. Феодоры кесарийской. Соф. Прол. до 1250 г. Пр. Феодоры цареградской. 239. 30. Пр. Феодоры кессарийской. Пр. Феодоры цареградской. Указатель 1    к полному месяцеслову русской церкви (к I отделу дня). Объяснения имен сделаны на основании лексиконов Папе, греко-французского Александра, греко-русского Коссовича и еврейского Драха и других. Праздники Господни    Рождество Христово, 25 дек.    Обрезание Господне, 1 января.    Сретение Господне, 2 февраля.    Преображение Господне, 6 августа.    Воскресение Лазаря, в субботу Лазареву (17 марта).    Вход Иисуса Христа в Иерусалим, в неделю ваий.    Воскресение Иисуса Христа, неделя пасхи (25 марта в прологе).    Вознесение Господне, в четверток шестой седмицы по пасхе.    Сошествие св. Духа и праздник Живоначальной Троицы, неделя пятдесятницы.    Обретение св. креста и гвоздей Еленою, 6 марта.    Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, 14 сент.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ср. II Всел. 6; IV Всел. 9; Антиох. 12; Карф. 15. 118 . Кто, быв отлучен от общения церковного в Африке, прокрадется в заморские страны, дабы принятым быть в общение, тот подвергнется извержению из клира. Ср. Ап. 12 и 13; I Всел. 5; Антиох. 6. 119 . Положено: если кто восхочет идти к царской палате, то да будет сие означено в отпустительной грамоте, посылаемой к Церкви Римской, и оттуда еще да получит отпустительную грамоту к палате. Того ради, если получивший отпустительную грамоту до Рима только, умолчав о нужде, побуждающей его идти к палате, восхочет прямо отойти к палате, – да будет отлучен от общения. Если же там, в Риме, откроется внезапная нужда отойти к палате, да явит оную нужду епископу Римскому, и да принесет грамоту отпустительную того же Римского епископа. В отпустительные грамоты от первенствующих или от каких бы то ни было епископов, даваемые клирикам их, да вносится день Пасхи. Если же день Пасхи того года еще не известен, то день Пасхи прошедшего года да будет означен, подобно тому, как в светских записях обыкновенно пишется: после консульства. Ср. Антиох. 11 и 12; Сард. 7 и 9. 120 . Рассуждено и сие: посылаемые от сего честного Собора местоблюстители да просят преславных царей о всем, что усмотрят полезным против донатистов и эллинов, и против суеверий их. Ср. Карф. 104 и 109. 121 . На сем Соборе положено, да не настоит один епископ на решении своего суда. Деяния сего Собора не написаны потому, что рассмотрены были дела местные, а не общие. Карфагенский Собор, правила которого здесь совокуплены, не есть единовременный Собор, но цепь ежегодных Соборов Африканских епископов, проходивших под председательством Карфагенского епископа. В сем правиле указание на сей Собор относится к годовому Собору, бывшему в седьмое консульство Императора Онория. По краткости записи правило сие не довольно ясно. Валсамон полагает, что оно должно быть понимаемо, согласно с 11 правилом сего же Карфагенского Собора, то есть: когда пресвитер, осужденный епископом, жалуется на сие осуждение, тогда епископ не должен один настоять на своем решении и усиливаться исполнить оное, а должен предоставить дело рассмотрению полного Собора или определенного в правилах числа епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

Ср. Ап. 75; II Всел. 6; IV Всел. 21; Антиох. 12, 14, 15 и 20; Сард. 3 и 5; Карф. 8, 12, 15, 28, 143, 144, Феофила Алекс. 9. Правило устанавливает следующее: 1. Судебный процесс над епископом начинается только, если обвинение исходит «от людей вероятия достойных» (II Всел. 6). 2. Обвиняемый до трех раз вызывается на суд, который совершается только епископами (I Всел. 5). 3. Если обвиняемяй не предстанет на суд, то решение о нем выносится заочно. Последующими правилами определено, что вызов на суд делается Митрополитом, и при том только один раз (Антиох. 20; Лаод. 40). Другие правила процесса содержатся в позднейших правилах. Ценное замечание к этому правилу делает проф. Заозерский: «Замечательно, что в правилах 74 и 75, как и у Апостола Павла в его заповеди о суде над пресвитерами, указанные формальности предписываются только для суда над епископом (как там – для суда над пресвитером), и, без сомнения, этим выражается только та мысль, что и обвиняемый епископ должен получить от суда для своей защиты те же средства, как и пресвитер, точно так же как и пресвитер – те же средства, какие получает и мирянин. Как согрешающие или только навлекающие на себя подозрение, они равны по своему положению на суде – подсудимые. Это общий закон всякого судопроизводства, как церковного, так и светского» («Церковный Суд в Первые Века Христианства», Кострома, 1878, стр. 42). 75 . Во свидетельство против епископа не принимать еретика; но и одного верного не достаточно: «На устах двоих или трех свидетелей твердо станет всякое слово» ( Матф. 18:16 ). Ср. I Всел. 2; II Всел. 6; Карф. 146; Феофила Алекс. 9. 76 . Не подобает епископу, из угождения своему брату, сыну или иному сроднику поставлять в достоинство епископа, кого он хочет. Ибо не есть праведно творить наследников епископства и Божию собственность давать в дар человеческому пристрастию, ибо не следует Церковь Божию поставлять под власть наследников. Если же кто сие сотворит: его рукоположение да будет недействительым, а он да будет наказан отлучением.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanony...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010