Вышеизложенные отрывки показали нам, что святые отцы в своих учениях о блуде выделяют три основных патологических последствия этой страсти: 1 . Смятение и возбуждение души, сопровождающие ее развитие от зарождения желания вплоть до его утоления. 2 . Волнение, сопровождающее страсть с самого начала в стремлении найти предмет желания и в изобретении способов, позволяющих достигнуть желаемого (вместе с тем это вызывает неуверенность, тревожное ожидание или страх упустить предмет вожделения) 1038 . Волнение равным образом следует и за удовлетворением желания 1039 . Наслаждение исчезает почти сразу после своего возникновения, оставляя в душе вкус в той степени горький, в какой человек сотворил из наслаждения абсолют и ожидал от него полного удовлетворения. С этого момента блудник начинает испытывать чувство неудовлетворенности, сопровождаемое тревогой и даже тоской. Под воздействием страсти он полагает, что только в возобновлении наслаждения сможет излечиться от страдания. Таким образом, снова возрождается едва утоленное желание, а вместе с ним и волнения. Волнение тем более увеличивается, чем более осуществление страсти поддерживает и усиливает власть желания, которое ее выражает, и одновременно увеличивает ценность наслаждения. С одной стороны, это делает более болезненными трудности, непременно встречающиеся при каждом новом удовлетворении желания столько раз, сколько требует страсть. С другой стороны, более болезненно и разочарование как результат несоответствия того, что блудник ожидает от наслаждения, тому, что оно приносит в действительности 1040 . 3 . Помрачение духа, мыслительной способности, сознания 1041 и потеря здравого смысла 1042 . Кроме этих трех основных последствий, страсть блуда приводит к оцепенению духа 1043 и отяжелению души 1044 . Она распространяет настоящую тиранию на того, кем обладает 1045 , гораздо большую, нежели другие страсти, по причине своей исключительной власти. «Среди многочисленных страстей, осаждающих сердце человека, нет ни одной, которая имела бы против нас силу, подобную неистовству сладострастия», – пишет святитель Григорий Нисский 1046 . По этой причине «нелегко бороться с этим врагом и отвергать его» 1047 , а также по причине необычайно скорого воздействия демона-вдохновителя 1048 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Первый по времени опыт употребления в применении к злому духу есть вместе первый случай употребления имени satan с членом: естественно предположить, что для современников автора книги Иова такое употребление этого слова было вполне понятно. Употребление нарицательного имени с членом делает его равнозначащим собственному: hassatan – враг по преимуществу 1042 , или враг в абсолютном смысла слова, т.е., со всех возможных точек зрения, враг Божий и Божиих планов и творений, т.е. людей и их спасения 1043 . Что в данном месте нет никакой возможности понимать hassatan в смысл человеческого противника (мнение, которого держался, например, Абен-Ездра, следовавший в этом случае арабскому переводу Саадии Гаг-Гайона), видно из того, что обе сцены происходят на небе и в мире духовном. Такое понимание имени hassatan в данном месте подтверждается не только позднейшими упоминаниями о сатане в ветхозаветной письменности, канонической ( Зах. 3:3 ; 1Пар. 21:1 ; Пс. 108:6 ) и неканонической ( Прем. 2:24 ; Сир. 21:27 ), но и всем смыслом обеих сцен и той деятельности, какая усвояется в них сатане 1044 . Чем же является сатана пролога кн. Иова? Еще раввин Аха-бен-Иаков (Misch. tr. Baba Batra, f. 16 a) высказал мысль, что сатана, обвиняя Иова пред Богом, руководился добрыми намерениями и являлся к Богу благодарить Его за представленную ему честь испытания Иова. В новое время, по почину Гердера 1045 , очень многие экзегеты и библиологи 1046 утверждают, что сатана книги Иова есть только один из ангелов, benei-ha-elohim, отличающийся от прочих ангелов только тем, что, если последнее приносят Богу хвалу от лица вселенной и предстательствуют пред Ним за людей, то он получил от Бога полномочие наблюдать за нравами и религиозною жизнью людей, и есть, так сказать, censor inorum. Это, говорят, совершенно в порядка вещей: если Бог произносит суд над людьми в качестве верховного судии, то естественно, чтобы некоторым ангелам принадлежала функция испытания и предварительного расследования, равно как и обвинения людей; они же, затем суть и исполнители наказаний над людьми, и только отсюда впоследствии возникло представление, что они – злые ангелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

1030. Вар. «подчиняешься ты Ему в свободе детей». 1031. Букв. «воспринять полноту этих вещей». 1032. Термин «песни» (tešbhata) может указывать на библейские песни, а также на гимны Ефрема Сирина, Бабая Великого и других сирийских авторов, употреблявшиеся за богослужением. 1033. Вар. «с молитвенной целью». 1034. Букв. «намерением». 1035. Букв. «склоняется». 1036. Букв. «лишь отдельные " . 1037. Букв. «великого нашего подвижничества (образа жизни)». 1038. Или «удерживается от нас». 1039. Букв. «насколько удаляется он от мира разумом своим, просветленным образом, из любви к Богу». 1040. Или «в нас». 1041. Сир. " alma d–qeryana. Термин qeryana означает прежде всего чтение Писания. 1042. Букв. «и плавает он, и радуется». 1043. Вар. «из писаний Духа». 1044. Букв. «на тему домостроительства». 1045. Т.е. из догматических и аскетических сочинений учителей Церкви. 1046. Или «от цели, которая в Боге», «от мысли, к Богу». 1047. Сир. " amtana w–qutta " a. Последний термин соответствует греческому akedia (уныние, отчаяние, безнадежность). 1048. Букв. «вытаскивает». 1049. Букв. «крестит». 1050. Букв. «от этого телесного мира с его помышлениями (sukkale)». 1051. Букв. «от чтения своей меры». 1052. Т.е. для того уровня, о котором идет речь в настоящей Беседе. 1053. Букв. «этим целям», или «этим темам», т. е. книгам, написанным на эти темы. 1054. Вар. «с божественным намерением». 1055. Букв. «Средняя вершина уменьшает их». 1056. Букв. «Третья вершина уменьшает». 1057. Букв. «сопутствуют». 1058. Букв. «от простоты своей внешней продвигаются они внутрь». 1059. Букв. «вершине». 1060. Букв. «небольшого количества писания и службы псалмов». 1061. В псалмопении и молитве. 1062. Ср. авва Исаия. Слово 24,1 («О бесстрастии»): «На пути добродетелей есть падения, ибо есть враги, есть перемены, есть изменение…» 1063. Сир. hulapa означает «обмен», «замена», «перемена». 1064. Сир. (uhlapa означает «изменение», «разница». 1065. Букв. «на их пути, который в безмолвии» 1066. Текст настоящей главы переведен нами свободно. Дословный перевод затруднителен.

http://predanie.ru/book/67902-tvoreniya/

У новгородского князя, безусловно, имелся собственный штат духовенства . В 1047 г. священник, подписавшийся своим некрестильным именем – Упырь Лихой, – переписал в Новгороде Книгу толковых пророчеств по заказу князя Владимира. Его выходная запись сохранилась в списках конца XV – середины XVI вв.: «Слава Тебе, Господи, Царю небесныи, яко сподоби мя написати книги си ис куриловице князю Володимиру Новегороде княжащу, сынови Ярославлю большему, почах же е писати в лето 6555, месяца мая 14, а кончах того же лета, месяца декабря в 19, аз, поп Упирь Лихыи. Тем же молю всех прочитати пророчество се. Велика бо чудеса написаша нам сии пророци в сих книгах. Здоров же, княже, буди, в век живи, но обаче писавшего не забываи» . В отличие от князя, епископ Лука в выходной записи не упоминается, что может объясняться только одним обстоятельством: Упырь был княжеским попом, не подчиненным напрямую местному архиерею. Использование некрестильных славянских и прочих имен также в большей степени, чем для церковной среды, было характерно для околокняжеского окружения. По-видимому, именно княжеское духовенство имелось в виду новгородским анналистом, когда он писал, что Богородичная церковь была «освящена… Володимиром». Таким образом, представляется вполне возможным, что ранняя новгородская анналистическая статья 6547 г. не искажена переписчиком, а, подобно остальным указанным статьям Син., отражает историческую реальность – постройку князем Владимиром в 1039 г. домовой церкви Пресвятой Богородицы на Городище, скорее всего, деревянной. Именно с этой статьи следует начинать ряд известий Син. о деятельности Владимира (1039, 1041, 1042, 1045, 1052 гг.). Начало ведения новгородских записей в рукописи-протографе, если принять высказанные выше соображения, можно отнести к не к 1045, а к 1036 г. (вокняжению Владимира и хиротонии Луки), тем более что до середины 1040-х гг. имеется по крайней мере одна запись, которая, несомненно, гораздо больше связана с Новгородом, чем с Киевом – о походе Владимира на Емь, а после середины 1040-х гг., когда, по Т. В. Гимону, краткие записи делаются определенно в Новгороде, в кратком летописчике встречаются 2 «неновгородские» записи – о рождении Святополка и поставлении Илариона. Кроме того, существование деревянного собора Св. Софии до 1045 г. вполне предполагает ведение записей новгородским софийским духовенством уже в то время (и софийское происхождение записи хорошо объясняет специальное указание на освящение церкви «Володимеромь», т. е. не епископским духовенством, а княжеским).

http://sedmitza.ru/lib/text/5982987/

Возможно, по благословению Л. кн. Владимир Ярославич вместе с новгородцами совершил поход на фин. племя емь в 1042 г., а в 1043 г. во главе общерус. войска - поход на К-поль (митрополит, к-рый мог бы воспрепятствовать последнему мероприятию, на Руси скорее всего отсутствовал до 2-й пол. 40-х гг. и прибыл в Киев только по заключении рус.-визант. мира 1045/46 г.- см. ст. Иоанн I , митр. Киевский). В 1045 г. в новгородском Детинце (строительство крепости началось годом ранее) кн. Владимир Ярославич заложил каменный Софии Св. собор в Новгороде Великом . Он возводился вместо сгоревшей (в 1045, по НПЛ старшего извода, или, согласно НПЛ младшего извода, в 1049) деревянной церкви с тем же посвящением, существовавшей, вероятно, с кон. X в., хотя нельзя исключать и того, что он был выстроен при Л. одновременно с возведением в Киеве каменного митрополичьего храма Св. Софии, с к-рым новгородский собор имел, по одному из летописных сообщений, одинаковое количество глав - 13. Освящение новгородского Софийского собора, несомненно с участием Л., состоялось в 1050 г. Рядом с кафедральным храмом при Л. должен был в том или ином виде существовать владычный двор (возможно даже считать его территорией в то время, до расширения Детинца в нач. XII в., всю площадь крепостных стен вне собора). В 1051/52 г. (не позднее 1 марта 1052) Л. должен был присутствовать в Киеве на Соборе, избравшем на митрополию кандидата кн. Ярослава свт. Илариона , бывш. иеромонаха, священника ц. св. Апостолов в княжеском с. Берестове, ставшего 1-м Киевским первосвятителем восточнослав. происхождения («постави Ярослав Лариона митрополитом Русина в святеи Софеи, събравши епископы» - НПЛ. С. 181; ПВЛ. С. 68; по автобиографической записи Илариона, он «от благочестивых епископов священ бых и настолован в велицем и богохранимом граде Кыеве, яко быти в немь митрополиту, пастуху же и учителю» - БЛДР. Т. 1. С. 60). Нет оснований полагать, что Л., будучи русином и «ставленником» Ярослава, возражал против этого акта. Л., наиболее вероятно, отпевал в Софийском соборе скончавшегося 4 окт. 1052 г. кн. Владимира Ярославича, погребенного в кафедральном храме.

http://pravenc.ru/text/2110778.html

Вскоре им было новое откровение – о судьбе Константина Мономаха, который тогда жил на острове Лесбосе, сосланный туда императором Михаилом Пафлагоном по подозрение в политических замыслах. Иноки известили Мономаха об ожидающей его в будущем царской короне и получили от него обещание – выстроить в случае достижения трона храм и монастырь в честь новоявленной иконы Богоматери. Пророчество монахов скоро оправдалось; сдержал свое слово и Константин. В первый же год царствования (1042) он послал на остров архитектора и других мастеров для постройки храма и монастыря во имя Богородицы. Вместе с ними он отправил и материал для постройки – мраморные колонны, весьма роскошные и дорогие, порфир, блестящий и отображающий, как зеркало. Здание начали строить с таким великолепием и роскошью, что его можно было причислить к семи чудесам света. Постройка производилась во все царствование Константина (1042–1055) и не была закончена. После его смерти дело продолжали императрицы Зоя и Феодора, и только последняя довела его до конца. Хотя Мономах умер еще до окончания постройки, однако он щедро облагодетельствовал Новый монастырь. Во второй год постройки он дал ему много владений как на острове, так и в других местах для содержания монастыря и монахов. В 1045 г. он назначил монастырю жалованье в количестве 72 золотых номисм 600 и освободил его от власти мирских судей. 601 В 1046 г. Константин позволил хиосским монахам в случае приезда в столицу по делам монастыря останавливаться в одной стран- ноприимнице, в которой останавливались и монахи горы Олимпа; кроме того, он назначил им ежегодно получать из секрета великого эконома при Манганском монастыре св. Георгия Победоносца 30 мер хлеба и 30 милиарисиев ( νουμμων μιλιαρσια). 602 Но указанное помещение оказалось неудобным для хиосских монахов, которым очень часто случалось бывать в столице по делам своего монастыря, возраставшего с каждым годом; поэтому в 1048 г. они выпросили у Мономаха в дар другой дом в метохе Ангурии ( γγοριον), принадлежавшем Манганскому монастырю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Монастырь Неа-Мони [Греч. Να Μον - Новый монастырь], правосл. мон-рь Пресв. Богородицы на о-ве Хиос (Греция), крупнейший памятник визант. архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими мон-рями Осиос Лукас и Дафни . Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом . Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению совр. исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в к-рой подвизались монахи, им явилась икона Пресв. Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впосл. в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в мон-ре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление визант. имп. Михаила IV (1034-1041). Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить ц. во имя Пресв. Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство мон-ря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресв. Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось ок. 1055 г., уже после смерти имп. Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский , неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 янв. 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822). В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания визант. политической элиты. Ктиторами мон-ря были и имп. Константин IX, и его жена августа Зоя , и ее сестра Феодора . Особое покровительство монахам оказывал К-польский патриарх Михаил I Кируларий . Сохранились сведения о 8 хрисовулах и др. имп. актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. (RegImp, N 861, 862, 868, 878, 887, 892, 893, 902; Miklosich, Muller. Vol. 5. P. 1-13, 440-449). Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и б-ки мон-ря св. Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.

http://pravenc.ru/text/2564792.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИЯ [лат. Helia, Helias] († 11.04. 1042), св. (пам. зап. 11 апр.), аббат монастыря св. Мартина в Кёльне. Сведения о жизни И. содержатся гл. обр. в Хронике Мариана Скотта (составлена до 1082), который в 1056-1058 гг. подвизался в мон-ре св. Мартина в Кёльне. Об И. упоминается также в 2 Житиях св. Гериберта, архиеп. Кёльнского. Первое Житие составлено мон. Лантбертом из Дойца между 1039 и 1045 гг. (BHL, N 3827-3828), второе - аббатом того же монастыря Рупертом в нач. XII в. (BHL, N 3830). Сообщения о смерти И. приведены в различных версиях ирл. анналов - Ольстерских анналах (компиляция XIII в.), «Анналах Четырёх Наставников» (30-е гг. XVII в.). И. род. в Ирландии. Согласно Ольстерским анналам и дополнениям к Мартирологу Гормана (XII в.), возможно сделанным в 1-й пол. XVII в. Михалом О Клери, ирл. именем святого было Айлиль, он происходил из церковной общины Мукнам (близ совр. Каслблейни, графство Монахан). Когда и при каких обстоятельствах И. переселился на континент, неизвестно. В 1004 г. он стал преемником Килиана, аббатом бенедиктинского мон-ря св. Мартина, продолжив череду ирл. монахов, управлявших обителью с 975 (избрание аббата Минбрина) по 1103 г. (смерть аббата Альвольда). Вероятно, благодаря архиеп. св. Гериберту (999-1021), к-рый покровительствовал ирландцам, И. возглавил также мон-рь св. Пантелеимона. В 1021 г. И. совершил отпевание архиеп. Гериберта. В источниках отмечаются религиозное рвение И., его стремление к установлению в монашеских общинах строгой дисциплины, основанной на полном послушании братии аббату. Мариан Скотт описывает публичное сожжение в мон-ре св. Пантелеимона богато украшенного миссала, изготовленного неким франк. монахом без благословения настоятеля. Желая реформировать мон-рь св. Пантелеимона, И. переселил туда нек-рых ирл. монахов. Это привело к возникновению конфликта между местной и ирл. братией. Поддерживая герм. монахов, преемник Гериберта архиеп. Пилигрим (1021-1036) потребовал, чтобы ирландцы в короткий срок покинули мон-рь, однако И. не подчинился приказу архиепископа. После скоропостижной смерти архиеп. Пилигрима, в которой ирл. монахи увидели Промысл Божий, вопрос о мон-ре св. Пантелеимона более не поднимался. Новый архиеп. Гериман (1036-1045) также покровительствовал ирл. монахам.

http://pravenc.ru/text/389351.html

Свящ. М. Лисицын Христианское воспитание в семье и школе. Богословско-психологический этюд. Стр. 1040–1042. Его же. Церковь и музыка. П. Козицкий. Стр. 1043–1044. А. А. Глаголев. Древнееврейская благотворительность. Свящ. А. Виноградов. Стр. 1044–1045. Странная рецензия на сочинение: “О сущности религиозно-нравственного учения Л. Н. Толстого”. Проф. А. Гусев. Апрель. Стр. 1045–1062. Петр Кремлевский. Нужна ли Церковь христианину? – Психологическое оправдание Церкви. П. Козицкий. Май. Стр. 1219–1223. “ Гусли ” сектантское произведение. И. Айвазов. Июнь. Стр. 1347–1351. Прот. А. Ковальницкий . Мелочи в обыденной жизни священника. А. Григорьев. Июнь. Стр. 1351–1353. Свящ. Д. И. Рамашков. О духовной смерти и духовном воскресении графа Л. Н. Толстого. М. Л. Июнь. Стр. 1353–1355. Свящ. М. И. Менстров.В защиту трезвости и Судьбы Божии неисповедимы. И1нь. Стр. 1355–1356. О брошюре “как юноше содержать в чистоте путь свой”. Свящ. Николай Левандовский. Июнь 2-я. Стр.1465–1467. Проф. д-р мед. А. Шилтов. Мысли о Богочеловеке. М. Леонович. Июнь. Стр. 1468–1469. Свящ. Савва Богданович . а) Миссионерская смена, или решение некоторых религиозных вопросов из области штундизма. б) Две беседы миссионера с представителем штундизма (толстовства). П. Козицкий. Июнь. Стр. 1470–1471. Миссионерство, секты и расколы. (Хроника). Внутренняя миссия, раскол и секты в истекшем году. Бегство миссионеров на другие должности и трудность замещения миссионерских вакансий.– Статистические данные о личном составе миссий и о средствах содержания ее.– Новое издание “чиноприема”.– Открытие новых миссионерских вакансий, миссионерские съезды.– Агитационная приподнятость и возбужденность настроения в сектантстве и расколе.Ж Сенатская кассация обвинительн. приговоров о сектантах и бессилие закона 1894 года о моленных собраниях.– Прошлогодние настроения в старых и новых сектах.– Воинствующий задор австрийской секты.– Нижегородский всероссийский съезд раскольничьих главарей.– Миссия среди интеллигенции.– Миссионерский характер и значение религиозно-философских собраний В. Скворцов. Январь 1. Стр. 117–127.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таково бяше преподобных отец саждение 1037 , таковый многоблагоплодный сад, таковое благорасленное древо, при водах Божиих законов Темже 1038 и лист его во время великобурнаго искушения не отпаде, но зрелыя плоды и целы благосадителю Како же возпослашася, послушайте. Егда убо древлепрореченное время приспеваше, абие 1039 Никон в патриаршеския дворы вхождаше. Тогда пророчество вышеявленнаго Елеазара сбывашеся, яко Никон патриаршескими одеждами облагашеся, иже, прием высочайший великаго смущения и мятежа церковь , великих озлоблений 1040 и бед люди, великаго труса 1041 и колебания всю Россию исполни. Непоколебимыя церковныя пределы поколебав, недвижныя благочестия уставы предвигнув 1042 , соборныя святых отец клятвы 1043 прерва и яже в сокровищи 1044 сердца новостей посеяния сия в церковь непреподобне внести умысли: еже треми знаменатися перстами, еже пятьми благословляти, еже крестом двочастным просфиры печатати, еже аллилуиа трегубити 1045 во псалмоглаголании, еже пять просфир в проскомидии имети, еже коленопреклонений во святыя посты в церкви не творити, еже на коленах стоящим в прежеосвященней и вечер 50-й 1046 и прочая безчисленая чинов же и уставов пременения. Увещав царя и сигклит, и собра вся архиереи на 1045 овыя ласка ниемь, овыя лестию, овыя 1047 царским страхом к своему намерению привлече. Непокорившихся же, узами, темницами, ранами и заточеньми озлобив, горчайшими смертьми настоящаго жития И повеле печатати книги с вышеозначенными нововнесении и тыя всюду по странам Росийския державы разсылати и всякую службу молитвословия по оным совершати. Коим повсюду разсылаемым, во вся митрополия, грады, страны, монастыри, села и веси, и во всех парахиах 1048 каждому священников раздаваемым, никтоже обретеся противу стоящ. Никтоже оная новшества возражающь, ни един от великих монастырей и градов мало постоя, страху царьскаго указа вся колеблющу, кроме Павла, добляго 1049 епископа и великоревностнаго протопопа Аввакума, в самое первособориа время сия возразивших, и прочих малых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010