Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ [арм. ] (до 1022 - между 1072 и 1087), крупнейший арм. историк XI в. Об А. Л. известно только, что он род. в мест. Ластиверт (к северу от совр. Эрзерума) и был вардапетом . Его «Повествование о бедствиях армянского народа» состоит из 25 глав. Труд А. Л. начинается с прибытия визант. имп. Василия II Болгаробойцы (976-1025) в Закавказье в 1000 г., заканчивается рассказом о битве при Манцикерте (1071), пленении имп. Романа IV Диогена и смерти сельджукского султана Алп-Арслана (1072). Все события даются в хронологической последовательности, каждая глава представляет собой законченный очерк, посвященный одному историческому эпизоду. А. Л. был современником, а часто и очевидцем описываемых событий: визант. завоевания арм. княжеств (Тайк - 1000, Васпуракан - 1021, Ширак - 1045, Вананд - 1065), вторжений турок-сельджуков в Армению и сражений с ними визант. войск, распространения еретического движения тондракитов . Значительная часть труда А. Л. посвящена Византийской империи, о жизни к-рой он был хорошо информирован. Целые главы повествуют о царствованиях императоров Константина VIII (1025-1028), Романа III Аргира (1028-1034), Михаила IV Пафлагонца (1034-1041), Константина IX Мономаха (1042-1055), Исаака I Комнина (1057-1059), Романа IV Диогена (1068-1071). Еретическое движение тондракитов, их идеология и меры визант. правительства против них рассматриваются в 22-23-й главах. Труд А. Л. является важнейшим источником по истории Армении и Византии XI в. Изд.: Повествование Аристакэса Ластивертци/Подгот. текста и предисл. К. Н. Юзбашяна. Ереван, 1963 (на арм. яз.); Повествование вардапета Аристакэса Ластивертци/Пер. с древнеарм., вступ. ст., коммент. и прил. К. Н. Юзбашяна. М., 1968; Aristak è s de Lastivert. Récit des malheurs de la nation arménienne/Éd. M. Canard, H. Berbérian. Brux., 1973 [на осн. изд. 1963 и 1968 гг.]. Лит.: Юзбашян К. Н. «Варяги и прония» в сочинении Аристакеса Ластивертци//ВВ. 1959. Т. 16. С. 14-28; он же. Армянские государства эпохи Багратидов и Византия IX-XI вв. М., 1988. С. 236-254; Μπαρτικιν Χρ. Το Βυζντιον εις τας αρμενικς πηγς. Θεσσαλονκη, 1981. Σ. 92-96; του ιδου. Το κνημα των Θονδρακιτν στο Βυζντιο//Βυζαντινς Δμος. 1989. T. 3. Σ. 37-50; Арутюнова-Фиданян В. А. Образ Византии в армянской средневековой историографии XI в. (Аристакес Ластивертци)//ВВ. 1994. Т. 55. С. 146-151. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова: ВАНАКАН ВАРДАПЕТ (1181-1251), арм. историк, богослов, основатель хоранашатской школы, церковный и политический деятель

http://pravenc.ru/text/75962.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Архиерейские Соборы и постановления Священного Синода Архиерейские Соборы 1035. Архиерейский Собор РПЦ. 1992, 4 апр. Обращение...//ЦиВр. 1998. 3(6). С. 99–104. 1036. Архиерейский Собор РПЦ. 1994, 29 нояб. – 4 дек. [Документы по поводу событий в России с 1993 по 1994 гг.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1999. 1(8). С. 134–153. 1037. Алексий II (Ридигер), патр. Московский и всея Руси. Доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. [Москва, 13–16 авг. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 3(12). С. 7–76. 1038. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. Доклад на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви. [Москва, 13–16 авг. 2000 г.]//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 124–157. О работе ОвЦС МП в 1997–2000 гг. Постановления Священного Синода 1039. Священный Синод РПЦ. 1991, янв. Заявление. в связи с трагическими событиями в зоне Персидского залива (янв. 1991 г.)//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 57–58. 1040. Священный Синод РПЦ. 1991, авг. Обращение. к архипастырям, пастырям и всем верным чадам [Русской Православной Церкви: К событиям авг. 1991 г.]//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 63–67. 1041. Священный Синод РПЦ. 1991, 22 окт. Заявление.//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 68–70. 1042. Священный Синод РПЦ. 1991, 22 окт. Обращение. к работникам средств массовой информации//ЦиВр. 1998. 2(5). С. 71–74. 1043. Священный Синод РПЦ. [Документы по поводу событий в России с 1993 по 1995 гг.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1998. 4(7). С. 75–123. 1044. Священный Синод РПЦ. [Документы по поводу событий в России в 1995–1996 гг.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 103–137. 1045. Священный Синод РПЦ. 28 дек. 1998 г. Определение... [об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью «вязать и решить " ]//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 16–20. 1046. Священный Синод РПЦ . [Документы по поводу событий в России в 1997 г.]/Предисл.: Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский//ЦиВр. 2000. 1(10). С. 208–230. Читать далее Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000)/Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) На епископской кафедре Суитгер проявил себя деятельным сторонником политики церковной реформы, проводимой Генрихом III и его окружением. В числе др. нем. епископов он присутствовал на освящении церкви в мон-ре св. Бурхарда в Вюрцбурге (30 мая 1042). В нояб. 1046 г. епископ получил от Баварского герц. Генриха VII (1042-1047) в обмен на 20 золотых марок 2 имения в области Таубергау (ныне северо-восток земли Баден-Вюртемберг). Ок. 1041-1045 гг. он основал в селении Терес (на территории Вюрцбургского еп-ства) бенедиктинский монастырь во имя святых Стефана и Вита. В 1046 г. Суитгер сопровождал кор. Генриха III в походе в Италию, принял участие в Соборе в Павии (25-27 окт.), осудившем симонию, а также в Соборах в Сутри (20 дек.) и в Риме (24 дек.), на к-рых были низложены соперничавшие за Папский престол Бенедикт IX , Сильвестр III и Григорий VI . Первоначально кор. Генрих III намеревался способствовать возведению на Папский престол Адальберта, архиеп. Гамбурга и Бремена (1043-1072), а после его отказа остановил свой выбор на Суитгере. Его кандидатуру поддержал и влиятельный аббат Клюни св. Одилон († 1048/49). Выбор имени Климент, в честь сщмч. Климента Римского, вероятно, символизировал намерения нового папы начать реформирование Церкви в духе раннехрист. идеалов. На следующий день после избрания состоялась интронизация К., после чего папа совершил имп. коронацию Генриха III и его жены Агнессы (25 дек. 1046). Сразу приступив к реализации мер по реформированию Церкви, К. в нач. янв. 1047 г. созвал в Риме Собор, к-рый проходил под совместным председательством папы и императора. Собор принял постановления против симонии и предписал 40-дневное покаяние тем, кто были рукоположены епископами, обвиняемыми в симонии. На Соборе возник спор между архиепископами Равенны и Милана и патриархом Аквилеи о том, кто в отсутствие императора должен занимать место по правую руку от папы Римского. К. решил спор в пользу архиепископа Равенны.

http://pravenc.ru/text/1841377.html

е. в Святая Святых – Скинии представлен в миниатюрах рукописи IX в. из монастыря Пантократора на Афоне (Cod. 61. Fol. 165) 1042 . Он также изображался в виде ящика с треугольным перекрытием, стоящего в храме Дагона. или в сцене его переноса в Иерусалим в миниатюрах рукописи Книги Царств XII в. из Ватиканской библиотеки (Vatican, gr. 333. Fol. 9v) 1043 . К. Вайцман убедительно показал, что византийские иллюстрации Книги Царств. Октатев.хов восходят к архетипам, которые одновременно питали и раннехристианскую, и иудейскую иконографию 1044 . Поэтому для установления источников интересующих нас мотивов целесообразно обратиться к иудейским изобразительным источникам II–VI вв., представляющим Ковчег Завета. Скинию. Святая Святых. В тетрадрахме Бар Кохба (134–135 гг.) 1045 . в росписи над нишей для свитков в синагоге Дура-Европос (244–245 гг.) 1046 Ковчег Завета имеет вид прямоугольника с арочным перекрытием, опирающимся на четыре колонны, подобно портику, вписанному в фасад храма слева от него расположен семисвечник. находившийся в Святая Святых Иерусалимского храма. Ковчег Завета вместе с фасадом храма представляет целостную архитектурную структуру и тем самым являет обобщенный образ ветхозаветного святилища. В аркосолии катакомб Виллы Торлония 1047 в Риме (III–IV вв.). в граффити катакомб Монтевердс в Риме (IV в ) 1048 по мнению исследователей, также изображен Ковчег Завета в виде шкафа-ящика с треугольным фронтоном, открытыми дверцами, украшенными четырьмя филенками. На полках шкафа лежат шесть свитков писания. По сторонам его – два семисвечника и другие предметы еврейского богослужебного обихода, предписываемого законом ( Исх. 37:17–24 ). Сводчатое подковообразное перекрытие шкафа-ящика находим в донышках литургических сосудов IV в. из Ватиканского музея и Музея Израиля в Иерусалиме 1049 (ил. 13). Ковчег Завета в форме ящика для свитков Торы с открытыми дверцами изображен между двумя львами в верхнем полукружии донышка. В нижнем его полукружии расположены разнообразные предметы культа, от семисвечников до лопаточек.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Перемиловск.-Троиц., Влад. г., II, 1230. Перемышльский-Рожд.-Богор., Егорьевский или Георгиевский, II, 1130. Перервинский-Никол., Моск. г., I, 327. Перетинский-Рождеств., Новгородск. г., II, 1127. Переяславский-Богор.-Сретен., II, 654. Переяславский – Борисоглеб. на Горе или Нагорный, II, 672. Переяславский-Борисоглеб. на Песках, II, 674. Переяславский-Введен., II, 697. Переяславский-Вознесенский, II, 716. Переяславский-Вознес., Полт. г., I, 120. Переяславский – Михаилов – Ефремов, Полт. г., II, 927. Переяславский-Никитский, II, 947. Переяславский-Николаевский на Болоте, II, 973. Переяславский – Николаевский – Князь – Андреевский, II, 986. Переяславский-Троиц.-Дан., II, 1264. Переяславский-Феодоровский на Горе, II, 1334. Пертоминский, Арх. г., II, 1041. Перынь-Богородицы, Новгород. г., I, 351. в Песках Арханг.-Михаил.-Псковский, II, 1354. на Песках Борисоглеб.-Переяслав., II, 674. на Песках Спасс.-Ростовский, II, 1195. Песношский-Николаев., Моск. г., I, 404. Песоцкий-Брянский, II, 732. Песоцкий-Успенск., Волог. г., II, 1042. Песошенский-Игрицк., Костр. г., I, 211. Петра Высокого-Московский, II, 752. из-за-Петровских ворот Варваринский-Псковский, I, 98. Петровский с Белого Костра-Новгородский, II, 1052. Петровский-Мещовский, II, 1044. Петровский-Можайский, II, 1043. Петровский-Никол., Сарат. г., II, 997. Петровский на Носах., Олон. г., II, 1047. Петровский-Покр., Сарат. г., II, 1064. Петровский на Поле Ростов., II, 1045. Петровский-Саранский, II, 1048. Петропавл.-Брянский, I, 353. Петропавл.-Бутыринский, Черниг. г., II, 1050. Петропавл.-Глуховский, II, 1050. Петропавл.-Елецкий, I, 517. Петропавл.-Краснокутский, II, 1049. Петропавл.-Минский, I, 355, 356. Петропавл.-Московский, II, 752. Петропавл.-Мценский, I, 354. Петропавл. на Носах, Олон. г., II, 1047. Петропавл.-Подольск.-Киевский, I, 357. Петропавл.-Раненбургская, II, 1046. Петропавл.-Салмин., Олон. г., II, 1152. Петропавл.-Саранский, II, 1048. Петропавл.-Сахтошский ила Сахтажский, Влад. г., II, 1051. Петропавл. на Синичьей горе-Новгородский, II, 1052.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1027 Главы о знании I,19. 1028 II/8,2. 1029 I/80 (394)=B40 (304). 1030 I/18 (76)=B27 (201). 1031 Главы о знании III,46. 1032 Исаак пользуется терминологией Евагрия. 1033 Ср. 1 Кор. 7:31. 1034 Т. е. мира сего. 1035 Главы о знании III,9. 1036 II/10,20. 1037 I/66 (346)=B12 (123). 1038 Ср. Ин. 14:2. 1039 I/58 (311)=B6 (86—87). 1040 В Царстве Небесном. 1041 Мф. 25:31—33. 1042 I/58 (311—312)=B6 (88). 1043 1 Кор. 2:9. 1044 Ин. 6:33. 1045 I/83 (397)=B43 (316—317). 1046 I/18 (76)=B27 (201—202). 1047 B26 (189). Т. е. не на то, что его естество было изначально порочным. 1048 1 Кор. 15:55. 1049 1 Кор. 15:28. 1050 Ср. 1 Кор.15:53—55. 1051 I/91 (431—432)=B50 (358—359). 1052 См. цитату в Главе I. 1053 II/39,2. 1054 II/39,2. 1055 II/39,3. 1056 Букв. «дом Адама». 1057 II/39,4. 1058 Фрагменты на Книгу Бытия (PG 66,637). 1059 II/39,5. 1060 II/39,6. 1061 Феодор Мопсуестийский. Против говорящих, что грех свойственен природе. 1062 Диодор Тарсийский. О Промысле 5—6. 1063 Мнения Феодора и Диодора. 1064 II/39,14. 1065 II/39,15—16. 1066 II/39,17. 1067 II/39,20. 1068 II/39,21—22. 1069 II/40,1. 1070 II/40,4. 1071 Т. е. геенна. 1072 II/40,5. 1073 Геенна. 1074 II/40,7. Ср. Лк. 15:7; 10. 1075 II/40,8—11. 1076 Ср. Лк. 18:14. 1077 Ср. Мр. 12:42—43. 1078 Т.е. разбойником. Ср. Лк. 23:40—43. 1079 II/40,12. 1080 II/40,13—14. 1081 II/41,1. 1082 Ср. О началах 3,5,3. 1083 Характерна формулировка Константинопольского Собора 543 г.: «Кто утверждает предсуществование душ и находящийся с ним в связи апокатастасис…» См. Протоиерей Георгий Флоровский. Восточные Отцы IV века. Париж, 1937. С. 188. 1084 1 Тим. 2:4. 1085 1 Кор. 15:28. 1086 Напротив, VI Вселенский Собор включил его имя в число «святых и блаженных отцов», а VII Вселенский Собор назвал его «отцом отцов». Что же касается Константинопольского Собора 543 г. и V Вселенского Собора, на которых был осужден оригенизм, то весьма показательно, что, хотя учение Григория Нисского о всеобщем спасении было хорошо известно Отцам обоих Соборов, его не отождествили с оригенизмом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=741...

1044 при Костянтин цар Копроним... – Константин V Копроним (741–775) – византийский император-иконоборец, ревностный враг иконопочитания в Византии. 1045 ...заеже не смяти кому агарянъ ради мимо ходий. – Агаряне в византийских источниках – это арабы. В VII в. они захватили все территории Византии по юго-восточному берегу Средиземного моря. Для того чтобы рукоположить грузинского католикоса, необходимо было получить «печать», т. е. разрешение антиохийского патриарха, которому тогда подчинялась грузинская Церковь . 1046 ...златникъ тысящу... ароматом святаго мира. – Миро – масло для таинства миропомазания; изначально варилось раз в несколько лет в Антиохии и оттуда доставлялось по всему православному Востоку. 1047 ...идущи ему на моление киръ Василию. – Василий II Болгаробойца, византийский император (976–1025). 1048 Установлено же бысть... патриарху Антиохийскому единому в Иверии... – Упоминание имени патриарха во время богослужения означает каноническое подчинение ему; сведения Никона о подвластности грузинской Церкви Антиохии в сер. XI в. являются уникальными. По другим источникам, автокефальность грузинской Церкви была провозглашена еще в 750 г. 1049 ...посылати екзарха... – Экзарх – церковно-иерархическая степень в православной Церкви, упоминается с 445 г. В данном случае – чрезвычайный уполномоченный патриарха, посылавшийся в епархию с разными поручениями, главным образом надзора над монашествующими и ревизией церквей. 1050 ...при Костянтин цари Мономас... – Константин XI Мономах – византийский император (1042–1054). 1051 ...при... патриарси Антиохистем киръ Феодор... – Имеется в виду Феодор III Ласкарис Κριτς, антиохийский патриарх (1034–1042). 1053 ...различна послания... с кувуклисием посла... – Кувуклисий – церковная должность в патриархате. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-./Т. 8: XIV - первая половина XVI века. – 2003. - 580, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1032. О священстве. 1857. (там же. III. 225248). Святейшего Геннадия, Патриарха Константинопольского †1460 1033. Исповедание Православной Веры Христианской. 1828. XXIX. 3. Святейшего Иеремии, Патриарха Константинопольского †1543 1034. Ответ лютеранам о том, что в Церкви вместе с добрыми есть и непотребные; также о покаянии и о употреблении Таинств. 1842. I. 232. 242. 352. 1035. Ответ лютеранам о монашеской жизни. 1842. II. 56. 1036. Ответ лютеранам о свободном произволении. 1842. III. 63. 1037. Ответ лютеранам. 1844. III. 78. IV. 230. 1845. III. 201. 345. Святейшего Иова, патриарха Всероссийского †1607 1038. Послание к грузинскому митрополиту Николаю. С предисловием и примечаниями Н. И. Барсова . 1869. II. 859. Святейшего Адриана, Патриарха Всероссийского †1700 1039. Воззвание к православным Христианам по случаю издания в свет в славянском переводе книги: Православное исповедание Кафолической Апостольской церкви Восточной. 1843. IV. 376. Св. Димитрия Ростовского †1709 1040. О святой Вере и Церкви вообще. 1842. IV. 311. 1041. О Боге я Его свойствах. 1842. IV. 320. 1042. Об общих действиях Божиих в мире – творении и Промысле. 1842. IV. 537. 1043. О Боге как Спасителе человеческого рода. 1842. IV. 382. 1044. О Божием домостроительстве человеческого спасения. 1842. IV. 420. 1045. Канон преп. Антонию и Феодосию Печерским . 1859. I. 427. 1046. Слово в день св. Великомученицы Екатерины. 1844. IV. 40. Митрофана Критопула, Патриарха Александрийского †ок. 1640 1047. О творении. 1846. II. 346. 1048. О Божием о нас домостроительстве. 1846. II. 357. 1049. О предопределении. 1846. II. 370. 1050. О заповедях и добрых делах. 1846. II. 380. 1051. О Св. церкви. 1846. II. 485. Паисия, Патриарха Константинопольского 1052. Краткое изложение Божеств. литург. 1857. (В пис. Отц. и уч. церкви, отн. к истолк. прав. Бог. II. 427452). Святейших Патриархов Восточно-католической Церкви, Иеремии Константинопольского, Афанасия Антиохийского, Хрисана Иерусалимского 1723 1053. Послание о Православной Вере, состоящее в 18 членах. 1838. I. 56.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сравнительно-исторические методы А. Баумштарка нашли продолжение в работах иезуита о. Хуана Хосе Матеоса Альвареса (1917–2003), почетного профессора восточной литургики Папского Восточного института, считающегося создателем современной западной научной литургической школы 1041 . Отметим также труды английского композитора и музыковеда, крупного специалиста по истории византийской музыки Эгона Веллеса (1885–1974) 1042 ; Евтихия Томадáкиса 1043 ; Панайотиса Николау Трембéласа (1886–1977) 1044 , известного специалиста по догматике, экзегетике и литургике 1045 ; Кариофúллиса Кáролоса X. Мицáкиса (p. 1932) 1046 ; наконец, публикацию греческих гимнографических произведений по итальянским рукописям, предпринятую авторским коллективом под руководством Иосифа Широ 1047 . Среди активных сторонников литургической реформы II Ватиканского собора нужно назвать также бенедиктинца из Бельгии о. Адриена Носана (1913–1996), профессора-литургиста римского Университета св. Ансельма 1048 . Он был членом комиссии по разработке новой системы литургических библейских чтений (Лекционарий) 1049 . Его перу принадлежит множество публикаций – монографий, научных статей и популярных работ 1050 . Основная работа о. Носана, «Литургический год», содержит комментарий к богослужениям Рождественского поста, Рождества, Богоявления, простых воскресений со 2-го по 8-е (т. 1), Великого поста и Святой (Страстной) недели (т. 2), Пасхальных дней (triduum) и Пасхального цикла, а также Господских праздников (т. 3) и простых воскресений с 9-го по 34-е (т. 4), сопровождаемый библейскими и литургическими размышлениями и историческими изысканиями 1051 . Отметим также ряд работ по истории католического богослужения, опубликованных в преддверии II Ватиканского собора 1052 . Оценки литургического движения и его историко-литургических последствий неоднозначны 1053 . Уже на II Ватиканском соборе, пошедшем по пути литургических реформ в духе обновления, Альфредо кардинал Оттавиани (1890–1979), начав свое выступление с риторического вопроса: «Собираются ли Отцы устроить революцию?» – обращал внимание собора на то, что внесение изменений «в столь чтимый обряд, утвержденный много веков назад и ныне столь родной всем» может удивить и даже смутить христианский народ, и подчеркивал, что «к чину святой мессы не следует относиться как к одежде, которую можно перекроить по новой моде для каждого поколения».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

945 Написано в 818 г. Скорее всего, письмо адресовано Иоанну, игумену Халкитскому (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 343). Ред. 950 Письмо датируется 818 г. Адресат сообщил преп. Феодору Студиту о смерти исповедника преп. Феофана Сигрианского. Мегало была супругой Феофана, а Мария ее родственница (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 373). В Mai и ТФС «К Мегало и Марии» отсутствует. Ред. 962 В ТФС: «вкушать даже освященную [пищу: хлеб, воду]». Это выражение может подразумевать и Причастие Святых Таин. Ред. 978 Это письмо и следующие (336, 337) написаны весной 818 г. См. примеч. к письму 266. В Mai и ТФС вместо «Анфу» читаем «Анатолию». Ред. 983 Здесь и далее преп. Феодор неоднократно говорит о недопустимости бытового общения с еретиками. В этой связи даже приветствие при встрече и совместный прием пищи подвергаются осуждению, так как могут вызвать подозрение у верных в солидарности и дружеском общении с неправославными. Ср. также Лаод. 9, 10, 31 и 32. Ред. 998 Св. Авраамий Кратаенский; преп. Давид Солунский (ок. 450–540); сщмч. Петр I, епископ Александрийский (III в. 311 г.) (Fatouros. Pars II. S. 492). Ред. 1008 Это и три следующих письма (365, 366, 367) написаны в 817–818 гг. Память еп. Михаила Синадского, исповедника (f 821) совершается 23 мая/5 июня. Ред. 1011 Монастырь свв. Сергия и Вакха. Фатурос полагает, что палачом (см. далее) преп. Феодор называет Иоанна Грамматика. Ред. 1029 Письмо датируется второй половиной 817 г. Епифаний уже исполнял подобные поручения преп. Феодора в 809 г, во время «прелюбодейной ереси», отвозя письма папе Льву III. Ред. 1032 Скорее всего имеются в виду архимандрит Василий и хартофилакс Сергий (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 369–370, 509). Ред. 1042 Слова св. Епифания приведены, вероятно, из подложного и не дошедшего до нас его сочинения, упоминаемого в другом сочинении преп. Феодора против иконоборцев (Опровержение II, в конце) и в 6-м деянии VII Вселенского Собора. См.: Свт. Епифаний Кипрский . Фрагмент 21. Ред. 1045 Эти слова приписываются Феодоту Анкирскому (V в.), хотя их нет в дошедших до нас немногих сочинениях его. См.: Феодот Анкирский в Деяниях VII Вселенского Собора (XIII 309 Mansi). Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010