T. 12. P. 654-660). О Н. упоминается в Житии Готфрида Каппенбергского (Vita Godefridi Cappenbergensis//MGH. SS. Bd. 12. S. 513-530). Гр. Готфрид, вдохновившись примером Н., решил превратить свой замок Каппенберг в Вестфалии в премонстрантскую обитель. Между 1138 и 1148 гг. монах этого аббатства написал Житие Готфрида ( Niemeyer. 1967). Др. премонстранты из Каппенберга, вероятно, по заказу аббата Гуго (к нему может относиться обращение «vestra sanctitas») или его преемника аббата Филиппа (1161-1171) дополнили текст «Жития В» 10 рассказами о жизни святого («Дополнения к Житию В» - BHL, N 6250; изд.: Additamenta fratrum Cappenbergensium ad vitam Norberti posteriorem//MGH. SS. Т. 12. Р. 704-706). В основном эти рассказы относятся к периоду, когда Н. занимал архиепископскую кафедру Магдебурга. Составителям «Дополнений...» было известно Житие Готфрида Каппенбергского. В конце «Дополнений...» в рукописях встречается написанная гекзаметром поэма «Felix Norbertus» из 24 стихов. Между исследователями нет единого мнения о том, была ли поэма изначально частью «Жития В» или «Дополнений...» (иногда она переписывалась отдельно - Backmund N. Ein Norbertusgedicht aus Adelberg//Analecta Praemonstratensia. Tongerloo, 1967. Vol. 43. N 3/4. P. 316-317). Поскольку в тексте содержится цитата из Горация ( Horat. Epist. I 1. 61), автором «Жития В» и поэмы вряд ли является один и тот же человек. Краткие сведения о Н. приводятся в «Деяниях архиепископов Магдебургских» - произведении, составленном в 1142 г. (Gesta Archiepiscoporum Magdeburgensium. An. 1126//MGH. SS. T. 14. P. 412-414), в продолжении «Хроники» Сигиберта из Жамблу, созданном неким премонстрантом после 1146 г. (вероятно, в 1155) (Continuatio Praemonstratensis//MGH. SS. T. 6. P. 447-456), и в «Повести об основании монастыря Готтесгнаден» (Fundatio monasterii Gratiae Dei//MGH. SS. T. 20. P. 685-691), написанной между 1190 и 1195 гг. Жизнь Н. род. в 1080 или 1085 г. в Ксантене (Германия) или Геннепе (Нидерланды) в семье гр. Хериберта Геннепского († ок. 1119) и его жены Хадевиги. В 1089 г. он был записан в каноники соборного капитула ц. св. Виктора в Ксантене. Позже Н. воспитывался при дворе Кёльнского архиеп. Фридриха I († 1131), стал каноником кёльнского соборного капитула и субдиаконом. О его образовании ничего не известно (хотя в источниках Н. иногда называют homo litteratus - ученый муж). Как родственник имп. Генриха V, Н. был принят при дворе и стал капелланом. Однако очень рано проявилась его приверженность принципам григорианской реформы . В 1111 г. он принял сторону папы Римского Пасхалия II в конфликте с императором, а в 1113 или 1114 г. отказался стать епископом Камбре (на чем настаивал император), чтобы избежать процедуры светской инвеституры. После того как на Соборе в Кёльне 19 апр. 1115 г. папский легат Куно (Конон), кардинал-епископ Палестрины, отлучил императора от Церкви, Н. покинул имп. дворец и вернулся в Ксантен.

http://pravenc.ru/text/2577955.html

Сам Бог , непобедимый никакими силами, побеждается мольбами мытаря. Город Ниневия, погибший вследствие греха, устоял вследствие молитв ( Ион. 3:10 ). К чему же в самом начале такое длинное повторение известных историй? К тому, чтобы ты, великий, обратил внимание на малого, чтобы ты, богопросвещенный (dives) пастырь, не презрел больную овцу. Христос с креста ввел разбойника в рай; и – чтобы никто не считал обращения поздним, – превратил наказание за убийство в мученичество. Христос, говорю я, радостно объемлет возвращающегося блудного сына ( Лк. 15:20 ), и оставивши девяносто девять овец, добрый пастырь приносит на плечах одну заблудшую овцу ( Лк. 15:5 ). Павел из преследователя становится проповедником, терпит слепоту телесными очами, чтобы более видеть умом, и тот, кто прежде вел на собор иудейский связанных рабов Христовых, сам впоследствии хвалится узами Христовыми ( Деян.9 ). Я, как уже писал прежде, восприяв одежду Христову в Риме, живу ныне на варварских пределах Сирии. Не думай, что я живу там по чужому приговору: я сам счел себя того достойным. Но, как говорит языческий поэт: «кто переплывает море, меняет небо, но не душу» (Horat. lib. 1. epist. 11); неотступный враг так преследует меня по пятам, что ныне в пустыне я терплю большие нападения. Здесь, поддерживаемая мирским заступничеством, свирепствует арианская ярость. Здесь церковь , разорвавшаяся на три части, спешит привлечь меня к себе. Древний авторитет монахов, живущих в окружности, восстает против меня. Я между тем вопию: кто соединяется с кафедрою Петровою, тот мой (единомышленник). Мелетий, Виталий и Павлин говорят, что они едино мудрствуют с тобою: мог бы я поверить тому, если бы говорил кто-нибудь один. Теперь же или двое лгут, или все. Итак я заклинаю блаженство твое крестом Господним, и необходимым веры нашей благолепием страданием Христовым, чтобы ты преемник апостолов честью, преемник их и в достоинстве, сидящий на престоле и имеющий судить со обанадесятью, подобно Петру, поясуемый в старости иным, получающий небесное гражданство вместе с Павлом, чтобы ты уведомил меня письменно, с кем я должен иметь общение в вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Препояшься, прошу тебя, препояшься. «Жизнь ничего не дала смертным без великаго труда» (Ех Horat. 1. 1. Sat. 9). Пусть и церковь также признает тебя благородным (nobilis), как прежде сенат. Приобретай богатства, чтобы ежедневно раздавать его, – и никогда не оскудеет оно, пока бодры силы, пока голова не пестрится сединами, пока «не наступят болезни, угрюмая старость», и пока не похитит все «жестокость беспощадной смерти». Я не удовлетворяюсь ничем посредственным в тебе, – а хочу, чтобы все было превосходно, все было совершенно. С какою любовью я принял пресвитера Вигилянция – узнаешь об этом лучше от него самого, чем из моего письма. Зачем он так скоро отправился от нас и оставил нас – я не могу сказать, чтобы не оскорбить кого-нибудь. Впрочем, хотя он посетил нас как бы мимоходом и спешил, но я несколько задержал его и дал ему дружеское гостеприимство, чтобы ты узнал чрез него, чего можно желать от нас. Приветствую чрез тебя твою сослужительницу, подвизающуюся с тобою о Господе. 55. Письмо к Марцелле Ты вызываешь меня на великие вопросы и, спрашивая, поучаешь ум, коснеющий в праздности. Первый твой вопрос – что это такое: ихже око не виде и ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его ( 1Кор. 2:9 ), и каким образом, с другой стороны, так же Апостол говорит: нам же Бог открыл есть Духом Своим (ст. 10). Если это было открыто Апостолу, то мы должны знать, как он может открыть это и другим? На это можно кратко отвечать, что мы не должны спрашивать, что это такое, чего око не видело и ухо не слышало и на сердце человеку не приходило; – потому, что как же можно знать то, чего нельзя испытать? Что обещается в будущем, то не может быть определено в настоящее время. Упование видимое несть упование ( Рим. 8:24 ), но уже действительное обладание, и как кто-нибудь мог бы сказать: покажи мне, чего нельзя видеть, расскажи, чего нельзя слышать, объясни недоступное для мысли человеческой? Поэтому должно признавать, что Апостол в этих словах высказал ту мысль, что блага духовные не могут быть обняты плотскими очами, плотским слухом и смертною мыслью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

194 Литратура: Чичерин. Наука и религия. 1879; Соловьев. Вл. Критика отвлеченных начал. 1880; Тернера. Религия и наука; Ehrenhauss. Die neuere Philosophie und der christliche Glaube in ihrem 1881. 198 «Наставление юношам, как пользоваться языческими сочинениями». Бес. XXII. Твор. св. отц. в русском переводе, VIII, 346–364. 200 Литература: Брендель. История музыки; Wiese. Ueber das der Kunst zur Religion. 1878. Bagge. Ueber das der Musik zur Religion. 1876. 206 «Spiritum Phoebus mihi, Phoebus artem carminis nomenque dedit (Horat. Carmina, IV, 6, 29, 30). 207 «Est Deus in nobis, et sunt commercia coeli, sedibus aethereis spiritus iile venit» (Ovid. De art. amor. III, 549). 210 Такой односторонний взгляд на отношение религии к искусству проводится во многих рационалистических сочинениях новейшего времени, например в сочинении Эд. Гартмана «Selbstzersetzung d. Christenthums»; в сочин. Г. Лекки «История возникновения и влияния рационализма в Европе» 1871, стр. 179 и дал. 212 Так понимали образ Божий и отцы церкви. «Церковное учение, – говорит св. Епифаний, – верует, что человек вообще сотворен по образу (Божию), но в какой именно части находится то, что по образу, не определяет (Epiphan. Haeres. LXX, 2. 3 и дал.; Ancorat. 55). Потому-то сами отцы и учители церкви решали неодинаково вопрос, в чем именно состоит в нас образ Божий. Признавая единогласно, что образ Бога, как чистейшего по природе своей духа, надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе (ересь антропоморфистов и ее опровержение у отцов), отцы и учители церкви были неодинакового мнения о том, в какой именно душевной способности заключен образ Божий. Одни полагали его в уме человека (Клим. Александр. Stromata VI, 14; Августин. In Iohan. tractat» III (in mente in intillectu); другие в его свободной воле (Тертулл. Adv. Marcion II, 5. 6; Иероним. Epist. 146; Макарий. Homil. XV; Дамаскин. Точное изложение пр. веры III, 14 апр. 175); третьи в неразрушимости его души и бессмертии; четвертые в единичности души при тройственности ее существенных сил (память, разум и воля; ум, дар слова и дух; ум, воля и чувство; Амвросий. Lib. de dignit. condit. human II. Димитрий Ростовский . Сочинения, ч. I, стр. 6, снес. «Розыск» стр. 292–294. Августин. De Trinitate IX, 4. 11 и XII. Феодор. и др.). Иные в дарованной человеку царской власти и господстве над природою (св. Златоуст, Григорий Нисский и др.) и указывали при этом на согласие этого толкования с ходом слов Творца: Сотворил... и да обладает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Rozhde...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Равноап. Лидия. Икона. 1982 г. Иконописец Р. Карпентика [Греч. Λυδα; лат. Lydia] (I в.), равноап. (пам. греч. 20 мая; пам. зап. 3 авг.). Сведения о Л. содержатся в Деяниях св. Апостолов (Деян 16. 12-15). Когда осенью 49 г. ап. Павел прибыл из Троады в Македонию на корабле и проповедовал в молитвенном доме (вероятно, в синагоге - Fitzmyer. 1998. P. 585; Левинская. 2008. С. 277) за городом Филиппы у реки (р. Ангит), «одна женщина из города Фиатир (совр. Акхисар.- Авт.), именем Лидия, торговавшая багряницею, чтущая Бога, слушала; и Господь отверз сердце ее [ср.: Лк 24. 45] внимать тому, что говорил Павел» (Деян 16. 14). Она и ее домашние (возможно, слуги и работники - Dunn. 1996. P. 219) приняли св. крещение. По приглашению Л. ап. Павел и его спутники остановились в ее доме. После того как ап. Павел чудесным образом освободился из темницы, он пришел в дом к Л. и, застав там христиан, поучал их перед тем, как покинуть город (Деян 16. 40). Имя Л., известное из античных источников (см., напр.: Horat. Carm. I 8.1), является этнонимом и означает «лидиянка», т. е. жительница области Лидии, что является редкостью для античных имен. Поскольку Л. продавала пурпур, к-рый всегда был предметом роскоши, она не была рабыней и, вероятно, происходила из вольноотпущенниц ( Левинская. 2008. С. 278); возможно, она была девицей или вдовой ( Dunn. 1996. P. 219). На основании слов «чтущая Бога» считается, что Л. не была иудейкой, а относилась к числу прозелитов. Ей пришлось убеждать ап. Павла и его спутников поселиться в ее доме (Деян 16. 15); этот рассказ свидетельствует о том, что их проживание в др. доме, напр. у язычников, могло восприниматься отрицательно в глазах иудеев, а значит, повредить проповеди, обращенной к ним ( Witherington. 1992; Левинская. 2008. С. 279). Видимо, в скором времени Л. скончалась или отправилась с проповедью в др. место, т. к. она не упоминается в Послании ап. Павла к Филиппийцам, но не исключено, что в ее доме была впосл. основана церковь ( Dunn. 1996. P. 219).

http://pravenc.ru/text/2110489.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Усадьба Поречье: учёные друзья в гостях у министра К 165-летию со дня кончины графа Сергея Семёновича Уварова 24.09.2020 908 Время на чтение 177 минут От составителя: В сентябре 2020 года исполняется 165 лет со дня кончины выдающегося деятеля на ниве науки и образования, президента Императорской Академии наук, служившего России в течение 16-ти лет на посту Министра народного просвещения, действительного тайного советника графа Сергея Семёновича Уварова (1786 - 1855). В публикации представлены статьи учёных друзей Сергея Семёновича, профессоров Московского Университета, гостивших в его любимой «подмосковной» усадьбе Поречье в середине XIX века. Это замечательные художественные описания как самой усадьбы, её природных богатств и культурных ценностей, так и дружеских академических бесед, происходивших в библиотечных залах усадебного дома на протяжении ряда лет. Очерки были напечатаны в период 1841-1852 гг. в учёно-литературном журнале «Москвитянин», издававшемся академиком, профессором Московского Университета Михаилом Петровичем Погодиным (1800 - 1875). Эти описания и размышления в наше время представляют не меньшую ценность для историков науки и искусства, как и в те дни, когда были впервые опубликованы. В заключение добавлен «Указатель Порецкого музеума для посетителей», изданный в 1853 году отдельной брошюрой. М.А. Бирюкова. Содержание: 1. Село Поречье. (1841 г.) 2. Академические беседы. В 135 верстах от Москвы. (1844 г.).3. И.Д. Думы и впечатления. (1846 г.) 4. С.П. Шевырев. Горельефы Альтемпской урны. (1849 г.) 5. Письмо из Поречья к редактору «Москвитянина». (1852 г.) 6. Указатель Порецкого музеума для посетителей. (1853 г .) СЕЛО ПОРЕЧЬЕ «Ille terrarum mihi praeter omnes Angulus ridet …». Horat . II , 6. Vers . 13 et 14. В тридцати пяти верстах на северо-запад от Можайска, недалеко от славного Бородина, при устье Иночи, вливающейся и Москву-реку, лежит село Поречье , принадлежащее Его Высокопревосходительству, Г. Министру Народного Просвещения, Сергию Семеновичу Уварову. Во всей волости душ тысячи полторы, а земли с строевым лесом тысяч двенадцать десятин. После Можайска, некогда древнего удела Князей Можайских, а теперь небогатого уездного города, в котором с небольшим пятьсот домов и тысячи две с половиною жителей, проезжая бедные и нечистые деревушки, радуешься словно роскошному оазису, когда приближаешься к Поречью. Церковь, великолепный господский дом с флигелями, расположенный на возвышенном холме и гордо красующийся в светлой Иноче, несколько громадных каменных зданий суконной фабрики, павильоны, проглядывающие из густого парка, красиво обстроенное село, где встречаешь веселых и опрятно одетых крестьян, вокруг обширный, старинный лес - все это издали поражает путешественника, мирит его с прелестями север ной природы и манит к тихим наслаждениям. Сюда Русский вельможа, владелец Поречья, приезжает летом для кратковременного отдохновения от трудов государственных.

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/24/...

Это – не простое предположение, но истина, засвидетельствованная историею Апостольских деяний. Язычники прозелиты, слушая вместе с иудеями в синагогах проповедь Апостола Павла, который доказывал, что Христу надлежало пострадать, в великом множестве обращались к вере, тогда как иудеи под влиянием фарисейских наставлений упорствовали в неверии ( Деян. 17:2–5 ; сн. Деян. 14:2 ). Для ума светлого и беспристрастного – нетрудно восхождение от чувственного образа к его духовному значению: такое восхождение было трудно для фарисеев, потому что к чувственным понятиям о Мессии они были прикованы страшною силою страстей своих. Оба мои письма о приуготовлении рода человеческого к Искупителю служат ответом на вопрос: почему Господу неблагоугодно было исполнить Свое предвечное определение об искуплении человека немедленно по его падении и почему Спаситель благоволил прийти на землю через несколько тысячелетий по падении человека? Надлежало прежде приготовить род человеческий к принятию Искупителя. Господь не замедлил явиться, когда приготовление людей доведено было до возможной для них полноты. Неисповедимая премудрость и неистощимая любовь Божия открываются нам и в начальном устроении царства Христова и в приуготовлении к нему людей. Но чем далее раскрывается план Божественного домостроительства, тем более благоговеющей мысли открываются чудеса сей непостижимой премудрости и любви. 318 О, Одиссей! утешения в смерти мне дать не надейся; Лучше бы хотел я живой, как поденщик работая в поле, Службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный. Нежели здесь над мертвыми царствовать мертвый (Одисс. XI. 475, 476, 484–491). 319 Вот Анаксагорово понятие о Боге, в котором слышится последнее слово древнейшей греческой философии о причине мира: Ум бесконечен, самовластен, не смешивается ни с какою вещью, но существует один, сам по Себе. Simplic. phys. fol. 35. 6. 337 За исключением, впрочем, пифагорейской философии, в которой есть уже начатки нравственных понятий. 382 Смотри, Nй1:Diodor. Sicul Eclog. XL. 1. Т. II. p. 542. edit, Wess. Tacit. Hist. Lib. v. cap. 5. 384 Horat. Satir. 1. 142. Juvenal 14. 96–102. Dio Cass. lib. 36 p. 36. Senec. у Августина de Csvit Del lib. VI. cap. 11. Читать далее Источник: Голубинский, Ф.А. Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека: (О конечных причинах)/Ф.А. Голубинский, Д.Г. Левитский. – СПб.: Тип. П.П. Сойкина, – 320 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

Tu secanda marmora Locas sub ipsum funus: et sepulchri Immemor, struis domos. (Horat. Lib II. XVIII.) Мы остановились в Катании в прежней гостинице. Вид из окон наших представлял прекрасную площадь, украшенную соборною церковью Св. Агаты, покровительницы города. Посреди площади возвышается гранитный Египетский обелиск с иероглифами; он утверждён на спине слона, сооружённого из лавы. Древность обелиска доказана; но слон принадлежит, как сказывают, искусству средних веков. Сей памятник прекрасен; он составлен по плану Бернини, который заимствовал свой рисунок с древней медали. После обеда мы посетили собор; наружность его великолепна, во вкус нового Италиянского зодчества; внутренность величественна, во вкусе Древних; сему последнему качеству здания не мало способствуют два ряда Коринфических колонн, принадлежавших древнему театру. Пол, составленный из цветного мрамора взят оттуда же Праздник, в честь Св. Агаты, защитившей некогда Катанию (как говорят, предания) от течения лавы, – торжествуется два раза в год, с великолепием: в первый раз 19 Августа, а во второй от 5 до 10 Февраля; последний праведник есть главный, – в нём подражают торжеству Св. Розалии. Сверх того, 25 Декабря, праздник младенца достоин быт замечен. Толпа детей собирается в Бенедиктинскую церковь . Из них выбирают самого миловидного, который изображая Божественного младенца Иисуса, становится посреди церкви. Настоятель со всем причетом преклоняет тогда перед ним колена. Младенец сей, отличенный на несколько времени от всех прочих, награждается бесчисленными подарками и наделяет оными, по произволу, других детей. В ризнице собора наказывают грубое, но верное и списанное с натуры изображение ужасного извержения Этны в 1669 году. Почти возле самого крыльца собора, находится подземный вход в древние термы; но прежде сего надобно сказать, что вся древняя Катания покрыта несколькими слоями лавы, и что она неоднократно испытывала судьбу Геркуланума и Помпеи. Новая Катания, презирая прошедшие злосчастия, стоит на могиле дровней. Единственные значительные остатки прежнего её величия состоят в великолепных развалинах театра и амфитеатра, ещё не так давно вырытых из лавы, стараниями и иждивением Князя Бискари, гражданина сего города. Все прочее погребено ещё под землёю, или разрушено от многочисленных осад в древние и средние века. Дионисий и Фридрик II-й, Готфы и Сарацины, Этна с огненными потоками и землетрясениями – вот рушители Катании. Город населён 40 000 жителей; но торговля его не весьма значительна, по той причине, что доступы к сему прекрасному городу трудны со стороны земли и моря, за несуществованием дорог и безопасной гавани.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

гл. 9), и будут пить вино из них и упояться, и услышат слова Господа Спасителя: «пийте, братия» Мои, «и упийтеся» (Песн. Песн. 5:1). Будут же пить то новое вино, которое Он, обещал пить в царстве Отца вместе с апостолами Своими (Марк. гл. 14). Это тот виноградник из Сорека, вино из которого мы ежедневно пьем в таинствах. Не довольствуясь изобилием всего этого, они, ради услаждения, разведут сады и будут орошать их, чтобы в них не было недостатка ни в каких видах добродетелей и чтобы вкушать плоды их; потому что кто насадил и оросил, тот сам будет и есть. Когда горы и холмы сделают все это, — будут источать сладкий сок, построят города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них, тогда Господь насадит их самих на земле их, о которой говорится: «верую видети благая Господня на земли живых» (Псал. 26:13), и в Евангелии: «блажени кротцыи, яко тии наследят землю» (Матф. 5:5). Когда же Он насадит их и глубоко укоренит, то не будет более исторгать их из земли, которую дал им. Отсюда мы видим, что хотя церковь до конца мира будет колеблема чрез гонения, но не может быть разрушена; она подвергается испытаниям, но не преодолевается. И это будет потому, что совершить это обещал Господь Бог всемогущий или Господь Бог ея, то есть церкви, а Его обетование есть закон природы.    То есть в 406 г.     «Vergil». Eclog. III, 284.     «Horat.» II, Carm. XIV, 1—2.    Собственно «рогатый (согпита)».    Собственно: «не закатятся» подобно светилам, заходящим и скрывающимся на западе.    Или: «стригущий, бреющий» и «стрижка, бритье (tonsor, tonsura)».    То есть: не смех, а имя Исаака вместо имени Иакова.    Stillare — собственно капать, лить каплями.    Бог в пророческих Писаниях изображается возвещающим Свое слово «рукою manu, per manus)» пророков или чрез пророков.    Cete или cetus означает собственно всякое морское китообраз.    То есть: земля означает здесь то, что находится на ней.     «Fasciculus» (собственно «небольшая связка») — небольшое общество людей, находящихся в взаимной связи между собою.     «Venmilabrum» — веяло, лопата для веяния хлеба.    Апостол Павел (Деян. 9:15). Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Naturam expellunt furca, tamen usque reccuret. (Horat) Натуру в двери выгоняют, Она ж в окно влезает. Но что относится к странам глубокого севера, того нельзя относить к удаленным от него на десять и больше градусов. В сию последнюю категорию входит вся местность, находящаяся между 50 и 62 градусами сев. Широты, иначе: между Якутском и реками Вилюем и Олекмою. На протяжении этом видел я в разных местах нивы, хотя и не обширные, но богатеющие классами ячменя, а инде ржи. Честь же возделывания принадлежит Русскому человеку, сущему пришельцу в стране этой. А что делает тущемец, видя благословенную, но чуждую жатву? В беспечной думе сидит он у родного очага; и это сегодня и завтра. Апатизм такой приводит мне на мысль эпические стихи старо-польской классики, где Август второй ведет беседу (Rozmowy) с Карлом двенадцатым. В беседе их находит место следующий очерк народов: Krol szwedzki… glownie z ogniem trzyma, Francuz czym wienkszy ogien… poddyma; Moskal u ognia drzymie, duma co sie dzieie? Prusak z renk renkawiezki zdnianwczy rence grzeie 61 . Горящую Швед держит головню; Француз дует, чтоб больше силы дать огню; Москвитин у огня сидит, дремает, Что делается? – о том он размышляет. Прусак же, снявши рукавички, Озябши, трет и греет ручки. Читатель, которого приведет судьба в страну, в которой нахожусь я теперь, пусть припомнит очертание это, – он найдет в здешних инородцах живые типы. Только остается ему к данным очеркам мысленно прибавить грубое невежество и отсутствие всего того, что высит и облагороживает человека. Тогда Туземец Якутский вполне будет обрисован. Но не в этом цель речи и венец дела, а в том, что высказано выше. Именно, пора и пора номадам нашим начать исход, как из некоего Египта, из облежащего их мрака и идти во след народов, а паче Православной Руси, к нравственному, умственному и материальному преспеянию. А доколе желанное добро остается лишь в чаянии, а нива Господня зарастает волчцами и тернием, будем молиться Господину жатвы, да изведет делателей на жатву Свою ( Мф.9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Isakovich/...

   001    002    003    004    005   006     007    008