Еф. 2:12. 328 Григорий Богослов, Слово 31, 29 — Barbel 268/PG 36, 165С. В оригинальном тексте Слова: «исполняющий мир по сущности». 329 Деяния поместного собора против мессалиан (390) не сохранились. 330 Григорий Богослов, Слово 30, 21 — Barbel 214/PG 36, 132В. 331 1 Тим 6:15–16. 332 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 1, 4, op. Cit., 4, 32/PG 94, 800ВС. 333 Григорий Богослов, Песнопения таинственные, Слово 4, 84, PG 37,422А. 334 Андрей Критский, Слово на Преображение, PG 97, 948АВ. 335 Молитва «Царю Небесный». 336 Ср.: Рим. 1:20. 337 Василий Великий, Против Евномия, 2, PG 29, 648А. 338 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, PG 44, 1268D. 339 Он же, Против Евномия, 11 — Jaeger 1, 180/PG 45, 416ВС. 340 1 Тим 6:16. 341 Григорий Нисский, Orationes VIII de beatitudinibus, Jaeger 8, 1, 187–188/PG 46, 264D. 342 Григорий Богослов. Слово 30,18, Barbel 206/PG 36,125С. 343 Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры 3,15 — PG 94, 1056С, Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, 3, 15, op. Cit., 59, 128–134. Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341 ABC. 344 Он же, Против Евномия, 1, 8, PG 29, 528ВС. 345 Ин. 5:17. 346 Афанасий Александрийский, Sermo in annuntiationem deiparae [Sp.], PG 28, 924B. 347 Анастасий Синаит, " Οδηγς, 2, PG 89, 53C. 348 В греческом издании указан источник цитаты: «Григорий Нисский, К Авлавию, о том, что не три бога 3,1 — Jaeger 46/PG 45, 124D–125A», но ни в указанном месте, ни в каком–либо другом у св. Григория Нисского, мы приведенных слов не нашли. Часть фразы кажется заимствованной из 30–го Слова св. Григория Богослова, а остальное — неизвестного происхождения. 349 Цитата также не поддается идентификации. 350 Исх. 7:1. 351 Василий Великий, Письмо 189, 7–8, Courtonne 2, 140/PG 32, 693С–696А. 352 Григорий Нисский, Contra Eunomium : Book 2, chapter 1, section 499, line 3–8. 353 Там же, section 501, line 1 — section 503, line 7. 354 Иустин Философ (псевдэпиграф). Христианские вопрошания к эллинам, 3, 2 — PG 6, 1433В. 355

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

«Главы о подвижничестве и безмолвии» (Добротолюбие. Т. 1. С. 464-466; Capitula de religiosa exercitatione et quiete//PG. 40. Col. 1205-1212. CPG, N 5555. 5). «Наставления святого Марка, извлеченные из других его слов» (Добротолюбие. Т. 1. С. 485-519; Opuscula. 3, 4, 6-8//PG. 65. Col. 965-1028, 1053-1109 - в сокращении). При переводе этих слов свт. Феофан кроме текстов из PG. 65 использовал рукопись из «монастыря св. Саввы в Палестине, которая полнее и точнее других» (Добротолюбие. Т. 1. С. 468). При этом он опирался на имевшийся рус. перевод Оптиной пуст. (М., 1858), из к-рого нек-рые места были позаимствованы дословно, др. перефразированы или опущены. «Главы о деятельной жизни к Анатолию» (Добротолюбие. Т. 1. С. 569-584; Capita practica ad Anatolium//PG. 40. Col. 1220-1244. CPG, N 2430). «Евагрия монаха - о деятельной жизни сто глав» (Добротолюбие. Т. 1. С. 584-590; Liber practicus, capita 100//PG. 40. Col. 1244-1252. CPGS, N 2430). «Его же - другие изречения» (Добротолюбие. Т. 1. С. 602-603; Capitula XXXIII: Aliae sententiae//PG. 40. Col. 1264-1268, 1269. CPG, N 2442). «Его же - изречения о духовной жизни, по алфавиту» (Добротолюбие. Т. 1. С. 601-602; Spiritales sententiae per alphabetum dispositae, et aliae sententiae//PG. 40. Col. 1268-1269. CPG, N 2444). «Об осьми помыслах к Анатолию» (Добротолюбие. Т. 1. С. 603-605; De octo vitiosis cogitationibus//PG. 40. Col. 1272-1276. CPG, N 2430). «Наставления братиям, живущим в киновиях и странноприимницах» (Добротолюбие. Т. 1. С. 608-614; Sententiae ad eos qui in coenobiis et xenodochiis habitant fratres//PG. 40. Col. 1277-1282. CPGS, N 2435). «Его же - наставления девственницам» (Добротолюбие. Т. 1. С. 614-617; Sententiae ad virginem//PG. 40. Col. 1283-1286. CPGS, N 2436). «Евагрия монаха - Изречения» (Добротолюбие. Т. 1. С. 636-638). Судя по примечанию свт. Феофана о том, что он извлек данные изречения из «Достопамятных сказаний», «Сборника» (имеется в виду «Отечник») свт. Игнатия (Брянчанинова) и «Алфавитного Патерика» (Добротолюбие. Т. 1. С. 636. Примеч.), он опирался на уже имевшийся рус. или слав. текст.

http://pravenc.ru/text/178682.html

Начало – гл. IV, 67 (PG. Т. 90. Col. 1064), середина (со слов «и мирьскыих управления») – гл. III, 85 (PG. Т. 90. Col. 1044), а окончание (со слов «вся же словеса Господня») – гл. II, 24 (PG. Т. 90. Col. 992). Имеется ряд существенных изменений и пропусков в тексте. 5 . «Максимово еже от недоведомых» (л. 47г-48б) Это – выдержка из «Вопросоответов к Фалассию» (вопрос 57– PG. Т. 90. Col. 589–592), одного из самых серьезных, глубоких и обширных трудов Максима Исповедника . Она повторяется и в так называемых «Различных главах» III, 80–83 (PG. Т. 90. Col. 1296–1287), которые суть своего рода «Добротолюбие», скомпонованное в более позднее время из фрагментов различных сочинений Максима Исповедника . По сравнению с «Патрологией» Миня в «Изборнике» наличествует достаточно большое количество разночтений. 6 . «Максимово от главизн» (л. 50г-51а) Данная статья есть гл. III, 75 из «О любви» (PG. Т. 90. Col. 1040). Имеется только одно разночтение. 7 . «Максимово от главизн» (л. 57г-58а) Идентификация этой статьи была весьма трудной, ибо она состоит из пяти фрагментов. Начало ее (кончая словами «к тойжде похоти есть») есть гл. III, 74 из «О любви» (PG. Т. 90. Col. 1040). Вторая же часть (со слов «по четырем бо образом») является гл. I, 5 из совсем другого произведения Максима Исповедника – «Вопросов и недоумений», критическое издание которого недавно осуществил Й. Деклерк 1260 . Данное сочинение имело сложную рукописную традицию, из него составлялись сборники выдержек, и именно к одному из таких сборников («selection I») и восходит указанный фрагмент в «Изборнике», причем Й. Деклерк в своем издании учитывает разночтения, фигурирующие в Коаленовском списке. Третья часть (со слов «помысльное бо душа») есть гл. II, 70 из «О любви» (PG. Т. 90. Col. 933), и, наконец, окончание (со слов «вси убо страстьнии помысли») есть начало гл. III, 20 из этого же сочинения (PG. Т. 90. Col. 1021). 8 . «Максимово от того еже к Пиру» (л. 62б-63а) Первая часть статьи действительно есть выдержка из «Диспута с Пирром» (PG.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

177 См.: Anastasius Antiochenus. Oratio III de divina oeconomia, id est incarnatione//PG 89. Со1. 1335B-1348D; idem. Homilia 33 de otioso//PG 89. Col. 1539D-1541C; idem. De operationibus//Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi... P. 79–81; 134–136. 179 См.: Eulogius Alexandrinus. De Trinitate et de Incarnatione//PG 86. II. Col. 2939–2944B; idem. Apologia pro litteris synodicis//PG 103. Col. 1023–1028; Idem. Apologiae pro synodo Chalcedonensi//PG 103. Col. 1028–1060; idem. Dubitationes orthodoxi//Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi... P. 152–155; idem. Defensiones//Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi... P. 209–210. 180 См.: Pamphilus Theologus. Diversorum capitum seu difficultatum solutio/J. H. Decklerq, ed. Turnhout, 1989 (CCSG; 19). Р. 127–261. 181 См.: Anastasius Monachus. Epistola ad commune monachorum apud Calarim constitutorum collegium//PG 90. Col. 133B-136C. 182 См.: Theodorus Studita. Antirrheticus I//PG 99. Col. 328D-352B; idem. Antirrheticus III//PG 99. Col. 389A- 436A. 183 См.: Theodorus Abucara. Varia opuscula//PG 97. Col. 1462A-1601B; idem. De unione et incarnatione//PG 97. Col. 1601C-1609C; Theodore Abuqurra. Deux écrits inédits/I. Dick, éd.//Le Muséon. 1959. T. 72. P. 56–59 [на араб. яз.]; Thawudurus Abu Qurrah. Mayamir/Q. Al-Basha, ed. Beirut, 1904 [на араб. яз.] 184 В настоящем исследовании использованы сочинения различных сторонников Халкидонского собора, как «строгих» дифизитов ( Леонтий Византийский , Евстафий Монах и др.), так и тех сторонников Халкидона, которые в современной патристической науки получили наименование «неохалкидониты». Возникновение этого направления мысли, ставшего в VI – первой половине VII вв. магистральным в халкидонитской христологии, связывают с именами таких оппонентов Севира, как монах Нефалий и Иоанн Грамматик (первая четверть VI в.). Неохалкидониты стремились соединить в рамках одной философско-догматической системы халкидонское дифизитство с христологическим учением свт. Кирилла Александрийского и, найдя, таким образом, точки соприкосновения с умеренным монофизитством, создать теоретическую базу для последующего восстановления церковного единства. О «неохалкидонизме» см.: Helmer S. Der Neuchalkedonismus: Geschichte, Berechtigung und Bedeutung eines dogmengeschichtlichen Begriffes. Bonn, 1962; Moeller. Op. cit. S. 637–720; Сидоров. Святой Ефрем, патриарх Антиохийский ... C. 328–333.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Martyr. Polyc. Martyrium Polycarpi – «Мученичество св. Поликарпа» PG. T. 5. Col. 1029–1045 (pyc. пер.: «Мученичество св. Поликарпа»//ПМА. C. 379–392). Meliton. Melito de Sardes – Свт. Мелитон Сардийский Apol. Apologia ad Antonium Caesarem (Fragmenta)//PG. T. 5. Col. 1209–1216//1. C. Th. Otto. Corpus Apologetarum Christianorum saeculi secundi. IX. lenae. 1872. P. 501–511. (Апология K кесарю Антонию). Pasch. Sur la Päque/Introd., texte crit.. trad. et not. par O. Perler. Paris. 1966. (SC; 123) (pyc. пер.: Мелитон Сардийский , св. O Пасхе//СДХА. C. 520–552). Min. Fel. Minucius Felix – Минуций Феликс Octav. Minucii Felicis. Octavius//PL. T. 3. Col. 239–376 (pyc. пер.: Минуций Феликс . Октавий//БТ. 1981. Сб. 22. С. 139–177; То же//СДХА. С. 226–274). Niceph. Const. . Nicephorus Constantinopolitanus – Свт. Никифор Константинопольский Stichometria. (Chronographia brevis)//PG. T. 100. Col. 1001–1060. («Стихометрия» (Краткая хронография). Orig. Origenes – Ориген Cant, cantic. Homiliae in Canticum Canticorum//PG. T. 17. Col. 35–58, 61–198 (Гомилии на Песнь Песней). Com. in Joan. Commentaire sur St. Jean. Paris. 1966–1975. 3 vol. (SC; 120, 157:222)//PG. T. 14. Col. 21–830 (Комментарий на Евангелие от Иоанна). Com. in Eccl. Excerpta in Ecclesiasten//Origene: Sa vie et son oeuvre/Ed. P. Nautin. Paris. 1977. (Комментарий на Екклезиаста). Com. in Matth. Commentariorum series in evangelium Matthaei ( Mt. 22. 34–27.63 )//Origenes Werke/Hrsg. E. Klostermann. Lpz. 1933. Bd. 11. (GCS; 38.2); Ibid.//Origene. Commentaire sur l’Evangile selon Matthieu/Ed. R. Girod. Paris. 1970. Vol. 1. P. 140–386. (SC. T. 162)//PG. T. 17. Col. 829–1600. (Комментарий на Евангелие от Матфея). Contr. Cels. Contra Celsum//PG. T. 14. Col. 641–1632; Ibid./Ed. M. Borret. Paris. 1967–1969. (SC. T. 132, 136, 147:150) (pyc. пер.: Оригеп. Против Цельса. Казань. 1912; M. 1996). De orat. De oratione//PG. T. 11. Col. 415–562 (pyc. пер.: Оригеп. O молитве. Ярославль, 1884). De princip. Περ αρχν=De principiis II PG. T. 11. Col. 115–114 (pyc. пер.: Оригеп. O началах. Казань. 1899; Рига. 1936; СПб. 2000).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

1346 г. визант. имп. Анне Палеологине прошение 6 митрополитов и архиепископа с требованием суда над патриархом Иоанном XIV Калекой (RegPatr, N 2263; PG. 151. Col. 767-770) и указ (πρσταϒμα) имп. Иоанна VI Кантакузина, утвердивший низложение Иоанна XIV, а также осуждение его и Григория Акиндина (PG. 151. Col. 769-774). Затем следует написанное Д. Н. большое вступление к сборнику с отдельной пагинацией (Σ. 1-114). В нем Иерусалимский патриарх дает обзор истории исихастских споров, сопровождая его публикацией важнейших документов и соборных постановлений: Святогорский томос (изд.: Θιλοκαλα. Σ. 1009-1013 (=PG. 150. Col. 1225-1236); ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 567-578), томосы К-польских Соборов 1341 г. (RegPatr, N 2213; изд.: PG. 151. Col. 679-692; Καρμρης. 1968. Τ. 1. Σ. 354-366; Hunger. Register. 132. S. 206-256) и 1351 г. (RegPatr, N 2324; Д. Н. воспроизводит текст по изд.: Combefis F. Bibliothecae graecorum patrum auctarium novissimum. P., 1672. T. 2. P. 135-172 (= Mansi. T. 26. Col. 127-199; PG. 151. Col. 717-763); Καρμρης. 1968. Τ. 2. Σ. 374-410), «Исповедание веры» свт. Григория Паламы (по изд.: Combefis. Bibliothecae... T. 2. P. 172-176 (=PG. 151. Col. 763-768); ΓΠΣ. Τ. 2. Σ. 494-499), томос Собора 1368 г. против Кидониса Прохора (RegPatr, N 2541; изд.: PG. 151. Col. 693-716; Gregorio Palamas e oltre: Studi e documenti sulle controversie teologiche del XIV sec. bizantino/A cura di A. Rigo. Firenze, 2004. P. 98-134). В собственно сборник вошли: Свт. Филофей Коккин , 12 слов против Никифора Григоры (Σ. 1-196; изд.: PG. 151. Col. 773-1138; Θιλοθου Κοκκνου οϒματικ ρϒα Ι/Εκδ. . Β. Καμκη. Θεσσαλονκη, 1983. Σ. 25-515. (ΘΒΣ; 3)), 3 слова к Иоанну VI Кантакузину («О некой выдержке из Василия Великого: [Adv. Eunom. II 23]» и 2 слова «О том, каким образом был созерцаем свет апостолами на горе Фавор») (Σ. 197-239; изд.: PG. 151. Col. 1139-1186; Θιλοθου Κοκκνου οϒματικ ρϒα Ι. Σ. 519-595). Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский, «Против акиндинистов об изречении Феодора Грапта и об исхождении Св.

http://pravenc.ru/text/180353.html

(Epist. ad Асас. Melit. PG LXXVII, col. 340 Mansi. IX, 407–410; ДВС 3 V, 203). Об этом случае свидетельствует Иоанн Антиохийский в письме к Несторию (Facundus Germ. X, 2. PL LXVII, col. 771–772); со слов Иоанна – Либерат (Breviarium IV, PL LXVIII, 975), Леонтий Визант. (Adv. Nest. et. Eutych. III, 10. PO. LXXXVI, 1. Col. 1364 ). 889  Ср. La légende syriaca de Nestorius. Ed. Briere. Revue de I’Orient chrétien. 1910 (T. XV). 17–19. Иоанн Руф, еп. Майюмский. Plérophories XLV. Denys bar Saliby – PO. VIII, fasc. 1, 97, 163 pp. Ср. также известие Церк. Ист. Евагрия I, 7. PG LXXXV1, 2 col. 2436–2437; русский перевод 20, Феодорита блаж. – Fabul. haeret. IV, 12. PG LXXXIII, 433; Несторий воспитывался в одном из монастырей Антиохии или близь её – подробнее П. Гурьев 35 стр. 890  Socr. H. Eccl. VI, 3 . PG LXVII, col. 665, 668; русский перевод 452. Sozom. VIII. 2, col. 1516; русский перевод 548. Theodoret. V, 40. Parmentier 347; русский перевод 379. Domnus Antioch. Facundus Germ. Cit. op. VIII, 5. PL LXVII, col. 724–725; Hist. Nest. I, 53. PO. V, 285. 894  Iste ille (Феодор) est Flaviani Magni Antiochensium sanctae Dei ecclesiae pontificis amantissimus discipulus – Facund. Germ. II, 2. VIII, 5. PL LXVII, col. 563, 724–725. Barhadbešabba ‘Abraïa Hist. XIX. PO. IX, fasc. 5. 505 p. 898  Aphraatis Demonstr. VI, 9. PS. I, 278. Demonst. XXIII, 49. PS. II, 95–98. Ср. Parisot J. Praefatio PS. I, LIII p.; DTC 1, col. 1460. 899  S Epiphanius. Haeres. 73, 18. PG XLII, col. 436; русский перевод IV, 327–329. О христологии Василия Анкир. см. указания в соч. Schladebach’a Basilius von Ancyra. Leipzig 1898. 85–86, 73 S. У Афраата мысли о самоуничижении Иисуса Христа см. Demonstr. VI, 9. 10. PS. I, 275282. Parisot. PS. I. LII; DTC I, 1460. 901  Мы разумеем в данном случае два христологических фрагмента Евсевия Эм., характерные для его богословия, под заглавием de Jesu Christi Persona – PG LXXXVI, 1, col. 535–545 (PG LXXXIII, col. 312–318: цитуются в соч. Феодорита Eranistes). 905  Fragm. 1. Ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/di...

Антиох Монах, Гом. 37, PG 89, 1549–52: Adversus optimates et praefectos non esse contendendum. Евстафий Солунский , De oboedientia magistratibus débita, PG 136, 301–358. Соловьев В., Оправдание добра III, XIX, 11 слл., Собр. соч., т. 8, изд. С. Петербург (б.г., переизд. Брюссель 1966), с. 479 слл. Н. Бердяев, Русская идея, Париж 1946, гл. VII: Анархизм, с. 145–157. Братолюбие Антиох Монах, PG 89: Гом. 28, col. 1528 слл. (de murmuratione); Гом. 29, col. 1529 слл. (de detractione); Гом. 30, col. 1533 слл. (de susurratione); Гом. 31, col. слл. (ut ne delator auerulus sis aut importunus reprehensor); Гом. 32, col. слл. (de contradictione); Гом. 40, col. 1557 слл. (de calumnia); Гом. 48, col. 1584 (ne quempiam derisui habeto); Гом. 49, col. 1585 слл. (ne temere condemnandum esse proximum); Гом. 50, col. 1588 слл. (nemini dandum esse scandalum); Гом. 51, col. 1589 слл. (ut neminem afficias probro aut dedecore, magis autem optes affici); Гом. 52, col. 1592 слл. (quod malum malo retaliandum non sit); Гом. 53, col. 1597 слл. (inimicitias in nullum prorsus exerceri debere); Гом. 56, col. 1604 (ne contendito); Гом. 57, col. 1605 слл. (neminem oderis); Гом. 58, col. 1608 слл. (nemini insultandum); Гом. 59, col. 1612 слл. (alienae felicitati aggratulandum esse et congaudendum), etc. Павел Евергет, Synagoge И, гл. 40–50, Афины 1958, с. 358–430. Нс судить ближнего Дорофей, Поучения 6, 69–78, SC 92 (1963), с. 268–287; Поучения 8, 89–95, с. 306–319 (о неприязни). Отечник, Собрание анонимных высказываний отцов, п. 122–123. Братское взаимоисправленис Василий Великий , Великое правило 7, 27, 28, 41, 46, 48, 50, 51, 52, 53; Краткое правило 4, 7, 40, 46, 79, 81, 82, 99, 106, 149, 158, 165, 166, 177. 178, 182, 189, 232. Иоанн Златоуст, Восемь катех. на крещение 6, 14, SC 50 bis (1970), с. 222 слл. Благотворительность î. Riches et pauvres dans l " Êglise ancienne, Основные тексты, собранные и изданные A. Hamman, Lettres chrétiennes 6, Paris 1962. Работа Василий Великий , Великое правило 37, 42; Краткое правило 61.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/duho...

39. " Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение... от язык предобручивый [Себе] Церковь деву чистую... " . ( " Требник " . Последование обручения). 40. См. Правило Святых Апостол 51-е; ср. правила 1, 4, 9. 10 и 14 Гангрского собора; ом. Kapsanis G. I poimantiki diakonia kata tous ierous kanonas. Peiraeus, 1976. P. 275-284. 41. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на послание к Ефесянам, 20, 8-9, PG62, 146-148. 42. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 38, 6, PG 57, 428. 43. Там же. 48, 3. PG 58, 490; ср. св. Григорий Нисский. О девстве, 12, PG46. 376А. 44. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Матфея, 48. 3, PG 58, 490. 45. Св. Иоанн Златоуст. Беседы на книгу Бытия, 18, 4, PG 53, 154; и 17, 7, PG 53. 143-4. 46. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341С-1349А. 47. Там же, 1276А. 48. См. описание и глубокий анализ этого закона в кн: Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 21, PG 90, 312С-313А; там же: 61, 633В: Ambigua, PG 91, 1276АВС, 1316А-1417С, 1345D-1348A. 49. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1341 С; ср. К Фалассию 61, PG 90, 632В. 50. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632D; 61, PG 90, 644В; 21, PG 90, 313ВС. 51. Прп. Максим Исповедник. Ambigua. PG 91. 1305CD. 52. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 48, PG 90. 436А; ср. Ambigua, PG 91. 1309АВ. 53. Прп. Максим Исповедник. К Фалассию 61, PG90, 632А. 54. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91, 1345D-1348C. 55. Преподобный Максим добавляет: " Тем, что предпочел явное и усладительное для чувств благословениям доселе умным и невидимым " (Ambigua, PG91, 13450). 56. Кавычки мои. - Автор. 57. Прп. Максим Исповедник. Ambigua, PG 91. 1345D-1348C. 58. См. PG 90, 253С-256В, 3128-313D, 628A-645C;PG91, 11950-1195В, 1273D-1276D, 1304D-1305A, 1308D-1309A, 1313CD, 1316A-1321D, 1340B-1341C, 1345C-1340A. 59. Связь с апостольским учением очевидна: " А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его " (Кол. 3, 8-9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/428/...

выше, с.25, прим.8), которой преп. Максим не разделяет. 498 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 700B, p.254; XXII,320A, p.45 [р. п. II,76]. 499 Cp. Ambigua, PG.91, 1309B-C, f.223a-b; 1384C. 1385A, f.252b; 1280D, f.212a. св. Афанасий Великий, De incarnatione Dei Verbi 9. 25, PG.25, 112A. 140C-D; р. п. I,202,223. 500 Quaest. ad Tahl. LXIV, PG.90, 721C, p.267. Ambigua, PG.91, 1320A, f.227a; ср. 1321А, f.228a. Cap. quing. I,11. — Как видим, у преп. Максима намечается три искупительных момента, подобно тому, как и у св. Афанасия тоже указывается три: избавление от нетления через соединение с Богом (обожение), воссоздание образа Божия (научение), уплата долга смерти (восприятие нашего осуждения — тления и смерти) (De incarnatione Dei Verbi 20. 54, PG.25, 129D, 192B; р. п. I, 216. 260). У преп. Максима, впрочем, содержание каждого момента раскрывается полнее; кроме того, обожение понимается в истолковании Леонтия Византийского (см. гл.«Полемика с монофизитами», прим. 42–53), т. е. приурочивается ко времени после воскресения. 501 Ambigua, PG.91, 1280А. 1320А, f.211b-212a. 227а–в. 502 Ibid. 1333С, f.233b; 1361A,1365C, f.245a,246a. св. Григорий Нисский, Or. cat. 35, PG.45, 88A; р. п. IV, 89. — св. Григорий Богослов (Or.40, n.2, PG.36, 360В-361А; р. п. III, 224–225) различает три рождения: плотское (рабское и страстное), в крещении (свободное и истребляющее страсти) и при воскресении, и говорит, что все эти три наших рождения почтил Господь. Учение о трех рождениях (в ειναι, ευ ειναι, αει ειναι) разделяет и преп. Максим (Ambigua, PG.91, 1325В, f.230a). 503 Ad Thomam, PG.91, 1044A, f.108a-b. Liber ascet. 1, PG.90, 912C, p.368 [р. п. I,75]. Cp. Orat. Dom. expositio, PG.90, 877A, p.346 [р. п. I,187]; Ambigua, PG.91, 1348C-D, f.239a. 504 Ambigua, PG.91, 1308D-1312A, f.223a-224a. 505 Disputatio, PG.91, 325А, p.180. Tomus ad Stephanum Dor., PG.91. 156C, p.82. Cap. XIII de vol.13, Прилож., с.65.23–25. См. выше, с.89, прим.1. 506 См. гл.«Тайна боговоплощения», прим. 60. 507 Quaest. ad Tahl. XL, PG.90, 400С, p.91 [р.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010