Цитата не идентифицируется. 1308 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1309 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609В. 1310 Он же, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1311 Он же, Слово 44, 3 — PG 36, 609С. 1312 Вариант перевода: «подающему знание в защиту заключающейся в Нем истины». 1313 Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии, 2 — PG 3, 1025В. 1314 Он же, Письмо 5, к Дорофею, диакону — PG 3, 1073А. 1315 См.: Василий Великий, Шестоднев 2, 5 — PG 29, 41А. 1316 См.: Мф 16:28; Мк. 9:1; Лк. 9:27. 1317 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 5 — PG 29, 41А. 1318 Быт. 3:19. 1319 См.: Иоанн Златоуст, Беседы на книгу Бытия, 16,1; 5 — PG 53, 128; 131. 1320 Ин. 1:51. 1321 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:21–22. 1322 Деян. 7:55–56. 1323 См.: Григорий Нисский, Похвальное слово первомученику Стефану I — PG 46, 716D — 717В. 1324 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1325 Минея, 17 января на утрени, канон святому Антонию, песнь 1, тропарь 4. 1326 Буквально: «тянет». 1327 Буквально: «делает всего видящего принадлежащим только себе». 1328 1 Кор. 2:14. 1329 См.: Василий Великий, Шестоднев, 2, 8 — PG 29, 52В. 1330 1 Сол. 4:17. 1331 О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592ВС. 1332 Афанасий Александрийский (псевдэпиграф), О явлении во плоти Бога Слова, 4 — PG 28, 96А. 1333 Минея, 6 августа на великой вечерне стихира на «Господи воззвах», «Слава, и ныне». 1334 Ср.: Максим Исповедник, Диспут с Пирром — PG 91, 341А. 1335 Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А. 1336 См.: выше примечание к 1, 7, 28. 1337 Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 4 — PG 3, 592В. 1338 Там же, 592ВС. 1339 Ср.: 1 Кор. 15:28; Григорий Нисский, О душе и Воскресении, 3 — PG 46, 104В. 1340 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В. 1341 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 22 (5, 18), PG 91, 1128А. 1342 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12 — PG 96, 564C. 1343 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С. 1344 Ср.: Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D–565C. 1345

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1015. [Ересь 41.] О кердонианах. С. 123127. PG 41, 692696. 1016. [Ересь 42.] О маркионитах. Главы 13. С. 127132. PG 41, 696700. ТСО 44. Кн. 4. 1017. О маркионитах. Главы 3–14. С. 133261. PG 41, 700817. 1018. [Ересь 43.] О лукианистах. С. 261264. PG 41, 817821. —453— 1019. [Ересь 44.] Об апеллианах. С. 265277. PG 41, 821832. 1020. [Ересь 45.] О севирианах. С. 277282. PG 41, 832836. 1021. [Ересь 46.] О татианах. С. 282290. PG 41, 836845. ТСО 44. Кн. 6. Книга вторая. Отд. 1. 1022. [Содержание.] С. 291296. PG 41, 845849. 1023. [Ересь 47.] Об енкратитах. С. 297302. PG 41, 849856. 1025. [Ересь 48.] О еретиках фригийских, называемых или монтанистами, или еще таскодругитами. С. 302328. PG 41, 856880. 1025. [Ересь 49.] О квинтиллианах, или пепузианах, они же и прискиллиане. С. 329331. PG 41, 880881. 1026. [Ересь 50.] О четыренадесятниках. С. 332337. PG 41, 881888. 1027. [Ересь 51.] О ереси, которая не принимает Евангелия от Иоанна и его Апокалипсиса. С. 337417. PG 41, 888953. 1028. [Ересь 52.] Об адамианах. С. 418423. PG 41, 953960. 1029. [Ересь 53.] О сампсеях. С. 423426. PG 41, 960961. 1030. [Ересь 54.] О феодотианах. С. 426435. PG 41, 961972. 1031. [Ересь 55.] О мелхиседекианах. С. 435453. PG 41, 972989. 1032. [Ересь 56.] О вардисианистах. С. 453458. PG 41, 989993. 1865 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 1. 1033. Слово против Ария и Савелия. С. 122. 2017/5. Adversus Arium et Sabellium de Patre et Filio. CPG 3141. PG 45, 12811301. 1034. Слово о Святом Духе против македонян. С. 2358. 2017/6. Adversus Macedonianos de Spiritu Sancto. CPG 3142. PG 45, 13011333. 1035. Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). С. 59201. 2017/8. Antirrheticus adversus Apollinarium. CPG 3144. PG 45, 11241269. 1036. Против Аполлинария, к Феофилу, еп. Александрийскому. С. 202210. 2017/7. Ad Theophilum adversus Apollinaristas. CPG 3143. PG 45, 12691277. —454— 1866 Творения св. Григория Нисского часть 7 ТСО 44. Кн. 2. 1037. К Армонию о том, что значит имя и название: христианин. С. 211223. [С. 315.] 917 2017/25. De professione Christiana ad Harmonium. CPG3163.PG 46, 237249.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В. признается автором ряда гомилий, известных под именами др. авторов: 6 гомилий под именем свт. Афанасия Великого : «На Пасху» (In Pascha (CPG 6657)//PG. 28. Col. 1073-1081); «На Пасху и к новопросвещенным» (In Pascha et in recens illuminatos (CPG 6658)//Ibid. Col. 1081-1092); «На Вознесение Господне» (Hom. in assumtionem domini (CPG 6659)//Ibid. Col. 1091-1100); «На св. Андрея» (In s. Andreas (CPG 6660)//Ibid. Col. 1101-1108); «На Великий пяток и предательство Иуды» (In feriam V et in proditionem Iudae (CPG 6661)//Ibid. Col. 1047-1053; «На страсти Господни» (In passionem domini (CPG 6662)//Ibid. Col. 1053-1061); под именем прп. Андрея Критского - «На св. Лазаря» (In S. Lazarum (CPG 6663); под именем свт. Иоанна Златоуста - «На Воскресение Господне» (In resurrectionem domini (CPG 6664); гомилия «На Пятидесятницу» (In pentecosten (CPG 6666)//PG. 52. Col. 809-812; 64. Col. 417-424) известна под именами и свт. Иоанна Златоуста, и свт. Прокла , еп. К-польского. Существуют также неизданные гомилии: «На блаженного Иова» (In beatum Iob - CPG 6667); «На апостола Фому» (In Thomam apostolum - CPG 6668); «На двух слепых» (In duos caecos - CPG 6669); «На прокаженного» (In leprosum - CPG 6670). Вероятно, В. принадлежит также соч. «Жизнь и чудеса св. Феклы», в основе к-рого лежат апокрифические «Деяния Павла и Феклы» (De vita et miraculis sanctae Theclae libri ii//PG. 85. Col. 477-560, 561-617; Vie et miracles de sainte Thècle. Brux., 1978. Р. 168-412. (SH; 62)). Против его подлинности выступает Ж. Дагрон ( Dagron. 1974). В своих сочинениях В. предстает по преимуществу как толкователь Свящ. Писания. Его толкования отличает близкое следование тексту. Он стремится приблизить реалии ВЗ к культурному уровню и знаниям своих слушателей. По мысли В., «богодухновенное Писание есть учитель добродетели» («На пророка Давида» (In Davidem). Ог. 17. 1//PG. 85. Col. 216). ВЗ приготовляет людей к принятию благовестия Христа посредством прообразов («На пророка Иону» (In Jonam). Ог. 13. 2//PG. 85. Col. 173-176). Польза Свящ. Писания в том, что оно учит, как достичь бессмертия и спастись («На историю Давида» (In Davidis historiam). Ог. 14. 1//PG. 85. Col. 184), а также сохраняет поучительные примеры святых мужей для потомков (In Davidem. Ог. 16. 1//PG. 85. Col. 205). Недолговечность человеческой памяти и ненадежность восприятия Откровения на слух была восполнена Господом его письменным запечатлением - наиболее долговечным способом («На слова: ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого (Мф 11. 3)?»; In illud: Tu es qui venturus es, an alium exspectamus? Ог. 34. 1//PG. 85. Col. 368). Славянская традиция

http://pravenc.ru/text/150679.html

Даже такой почитатель Оригена, как св. Григорий Нисский, оспаривал его учение о предсуществовании душ (De hom., opificio, 28, PG.44, 229D-233B; р. п. I, 193–196). 14 Проф. И. В. Попов. Идея обожения в древневосточной Церкви. Москва, 1909, с.21. 15 3–е заседание. Mansi IX, 201D-202A; ДВС. V3,32. Греческий текст отчасти сохранился у преп. Максима: Disputatio, PG.91, 300D, p.167. 16 В некотором смысле цельную систему давало»Огласительное слово»св. Григория Нисского, но оно представляло собой скорее богословско–философский, чем догматический трактат. 17 Популярным был в Византии учебник Немезия по психологии»О природе человека». 18 Для ознакомления с воззрениями названных святых отцов в интересующих нас областях см. труды И. В. Попова, Религиозный идеал св. Афанасия Александрийского. Серг. Лавра, 1904; В. И. Несмелова, Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887; А. И. Бриллиантова, И. С. Эригена (с.178–191 о Григории Нисском) и свящ. Н. Виноградова, Догматическое учение св. Григория Богослова. Казань, 1887. 19 4 св. Григорий Богослов, Or.28 (de theologia II), n.11,17; Or.30, n.17, PG.36,40 Аб48В,125В; р. п. III.3, 21,26,77–78. 20 Or.28, n.5,17, PG.36, 32В. 48С; р. п. III, 16,26; Or.38. n.7, ibid.317BC; р. п. III, 196–197. 21 Or.31, n.9, 28,29, n.13; PG.36,144A,164D,92A; р. п. III3,90,104,54. 22 Ог.6, n.22, PG.35,749C; р. п. I.3,194; Or.25, n.17, ibid. 1221D; р. п. II2, 235. 23 Or.16, n.9, PG.35, 945С; р. п. II.3, 47. 24 Or 28, n.1, PG.36, 25D-28A; р. п. III.3, 12; Or.38, n.8, ibid. 320BC; р. п. III, 198. 25 Or.28. n.6, PG.36, 32С, р. п. III, 16; Or.14, n.33, PG.35, 904А; р. п. II3, 34; Or.4, n.47; 5, n.1. PG.35, 572АВ. 665А; р. п. I, 91. 145; Or.30, n.20, 129С. А; р. п. III, 81,80. 26 Ог.44, n.4, PG.36, 612А; р. п. IV3, 116 27 Or.28, n.1; 30, n.5; 34, n.8, PG.36, 25D 109А.249А; р. п. III.3,12,66,155. 28 Ог.38. n.11, PG.36,321D-324A; р. п. III.3, 199–200. 29 Or.38, n.12, PG.36, 324В. C-D; р. п. III, 200,201. 30 Ср., например, по вопросу о разделении человека на полы у св. Иоанна Златоуста, hom., in Gen. XVIII,4, PG.53, 153; р. п. IV, 1, с.160–161; св. Иоанна Дамаскина, De fide orthodox II,30, PG.94, 976В; Псевдо–Афанасия, Quaest. ad Antiochum ducem LI, PG.28, 629C. 31

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=760...

29. Sozomen “Historia Ecclesiastica” Nicene and Post-Nicene Fathers, Second Series, Vol.2 . (Peabody, MA: Hendrickson Publishers Inc., 1994) pg. 243. 30. Schmemann, pg. 65. 31. Ibid. pgs.65-66. 32. Drozdov, Metropolitan Philaret “Will the Non-Orthodox Be Saved?” Orthodox Life, Vol. 34, No.6 . (Jordanville, NY: Holy Trinity Monastery Press, 1984) pg. 2. 33. Schmemann, pg. 70. 34. Ibid. pgs. 65–66. 35. Schmemann, Alexander “The Church Year” In Celebration of Faith . (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1994) pg. 50. 36. Drijvers, Jan Willem Helena Augusta . (Boston, MA: Brill Publishers, 1992) pg. 61. 37. Metallinos, Fr. George Constantine the Great & Historical Truth (Audio transcription) . (Athens, Greece: University of Athens School of Theology, 2008) pg. 8. 38. Holy Transfiguration Monastery “Constantine, Equal to the Apostles (May 21)” The Great Horologion . (Boston, MA: Holy Transfiguration Monastery Press, 1997) pg. 489. 39. Norwich, pgs. 42-43. 40. Chadwick, pg. 127. 41. Callinicos, Constantine The Greek Orthodox Catechism . (New York, NY: Greek Archdiocese of North and South America, 1960) pg. 3. 42. Scannell, T “Christian Doctrine” The Catholic Encyclopedia (New York: Robert Appleton Company, 1909) 43. Vlachos, Hierotheos “Catechism in the Tradition of the Church” Entering the Orthodox Church . (Levadia, Greece: Apostolic Diakonia, 2004) pg. 20. 44. Ibid., pg. 21. 45. Ibid., pg. 22. 46. Field, Anne “The Meaning of the Exorcisms” From Darkness to Light . (Ann Arbor, MI. Servant Publications, 1978) pg. 78. 47. Kucharek, Casimir The Sacramental Mysteries: A Byzantine Approach . (Allendale, NJ: Alleluia Press, 1976) pg. 92. 48. Meyendorff, pg. 71. 49. Chadwick, pg. 127. 50. Hippolytus, 16:10. 51. Kucharek, pg. 235. 52. Ibid., pg. 247. 53. Schmemann, pgs. 65-66. 54. Eusebius Life of Constantine pg. 490. 55. Schmemann, pg. 80. 56. Schmemann, pg. 80. Bibliography Barns, Timothy Constantine and Eusebius . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1981. — The New Empire of Diocletian and Constantine . Cambridge, MA: Harvard University Press, 1982.

http://pravoslavie.ru/61927.html

Обращаясь к коринфской общине, св. ап. Павел использует слово «истина» в значении проповедуемого им подлинного христ. учения («Ибо мы не сильны против истины, но сильны за истину» - 2 Кор 13. 8) в противоположность «иному благовестию» (2 Кор 11. 4), к-рого следует остерегаться. В Посланиях св. ап. Павел одинаково говорит о тех, кто «не покорялись истине» (Гал 5. 7), и о тех, кто «не... послушались благовествования» (Рим 10. 16). И. становится фактически синонимом христ. благовестия, «слова Божия», не искаженного ложными учениями (2 Кор 4. 2-3). В этом смысле И. является основанием христ. Церкви, к-рая есть «столп и утверждение истины» (1 Тим 3. 15). Е. В. Барский И. в патристике Бог - высшая Истина Характерной чертой патристического учения об И. является отождествление И. в собственном и первичном смысле с Богом (см.: Basil. Magn. Ep. 233. 2; Greg. Nyss. De vita Moys. 2. 19; Areop. DN. 7. 4; Maximus Conf. Mystagogia. 5//PG. 91. Col. 673; Ambros. Mediol. In Luc. II 94; Aug. Confess. IV 16. 31; Idem. De Trinit. VIII 2; Idem. Ep. 12. 4. 4). При этом Бог есть не просто некая частная И., но «подлинная Истина», «истинная Истина» ( ντως λθεια - Antiochus Monachus. Hom. 66//PG. 89. Col. 1628; Ioan. Damasc. Hom. in sabbat. sanct. 1//PG. 96. Col. 601; vera veritas - Zeno Veron. Tract. II 15. 2; Aug. Contr. Faust. XV 11//PL. 42. Col. 316). Он есть «Истина сама по себе» (ατοαλθεια - Athanas. Alex. Or. contr. gent. 46//PG. 25b. Col. 93; Basil. Magn. Ep. 233. 2; Greg. Nazianz. Or. 30. 13//PG. 36. Col. 120; Greg. Nyss. In Cant. Cantic. 1//GNO. T. 6. P. 36; Ioan. Chrysost. In Ioan. 8. 1; ipsa veritas - Aug. Confess. XII 25. 35), «Истина по сущности» (οσιδης ατοαλθεια - Orig. In Ioan. comm. VI 3. 6. 38//PG. 14. Col. 209; veritas in quantum essentia - Mar. Vict. Adv. Ar. I 43; Aug. De immort. anim. 12. 19; Idem. De Trinit. VIII 1) и «самосущая Истина» (ατοουσιδης λθεια, Andr. Caes. Apoc. 8//PG. 106. Col. 245B). Бог есть Истина простая, подлинно сущая, вечно равная и тождественная самой себе (Areop. DN. 7. 4). По определению блж. Августина , еп. Гиппонского, это «Истина неизменная, без недостатка, без улучшения, без ухудшения, без увеличения, без какой-либо наклонности ко лжи, вечная, постоянная и всегда остающаяся нетленной» ( Aug. Serm. 362. 28. 29//PL. 39. Col. 1632-1633; ср.: Idem. De Trinit. IV 18//PL. 42. Col. 904-905). Подобное определение встречается и у прп. Максима Исповедника : «Истина есть нечто простое, единственное, единое, тождественное, неделимое, непреложное, бесстрастное, не подлежащее забвению и абсолютно непротяженное» ( Maximus Conf. Mystagogia. 5//PG. 91. Col. 673).

http://pravenc.ru/text/675021.html

26 Sermo LXXV–LXXVII [Al. LXXIII–LXXV]. De Pentecoste I–III.//PL 54. Col. 400–415 27 Sermones LXXVIII–LXXXI [Al. LXXVI–LXXIX] De Jejunio Pentecostes I–IV//PL 54. Col. 415–422. 28 Homilia LVII. Dominica in Pentecoste//PL 110. Col. 255b–256c. 29 Homilia XXX. Habita ad populum in basilica sancti Petri apostoli, die sancto Pentecostes.//PL 76. Col. 1220a–1227c. 30 Homilia XI in vigilia Pentecostes//PL 94. Col. 189d – 197b; Homilia XII in octava Pentecostes//PL 94. Col. 197c-202d. 31 Стих (преимущественно из псалма), пение которого предваряло и оканчивало чтение Священного Писания в Западной Церкви. Ср. с прокимном. 32 PL 48. Col. 846с. 33 Скабалланович М. Цит. изд. С. 463. 34 De spiritu sancto sive In pentecosten//PG 46. Col. 696–701. 35 In pentecosten (orat. 41)//PG 36. Col. 428–452. 36 De sancta pentecoste (homiliae 1–2),//PG 50 Col. 453–470. 37 In pentecosten (sermo 1, 2)//PG 52. Col. 803–809. 38 Homilia in pentecosten//PG 52. Col. 809–812. 39 In pentecosten (homilia 11)// Datema C. and Allen P. Leontii presbyteri Constantinopolitani homiliae [Corpus Christianorum. Series Graeca 17] Turnhout: Brepols, 1987. P. 347–365. 40 In pentecosten (homilia 13) (olim sub nomine Joannis Chrysostomi)// C. Datema and P. Allen, Op. cit. P. 397–406. 41 Pruche B. Op. cit. P. 250–530. 42 J. Grosdidier de Matons Romanos le Mélode. Hymnes, vol. 5 [Sources chrétiennes 283] Paris, 1981. P. 180–206. 43 Протоиерей Г. С. Дебольский. Дни богослужения Православной Церкви. Т. 2. М., 1996 р . С. 256. 44 Архиепископ Филарет (Гумелевский). Исторический обзор песнопевцев и песнопения Греческой Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995 р. С. 107. 45 In pentecosten (orat. 41)//PG 36. Col. 441. 46 In sanctum baptisma (orat. 40)//PG 36. Col. 392 47 De sancta pentecoste (homiliae 2)//PG 50. Col. 467. 48 Maraval P. Journal de voyage [SC 296. Paris, 1982]. « Паломничество по святым местам » , изд. Помяловский И. //Православный Палестинский Сборник 1889, 7, 2. С. 164–166. 49 Стациональным (от лат. statio – «остановка») принято называть род богослужения, при котором разные чинопоследования совершались в определенных местах города, а переход от одной «стации» до другой совершался в виде богослужебных шествий (литаний). Город, таким образом, воспринимался как единое богослужебное пространство. Остатком этого типа богослужения являются нынешние «крестные ходы». Богослужение в Иерусалиме (храм Гроба Господня) и в Константинополе (храм святой Софии) относится к данному типу. О развитии этого вида богослужения в Константинополе см. Тафт Р. Ф. Византийский церковный обряд. СПб., 2000; в Иерусалиме – Красносельцев Н. Богослужение иерусалимской церкви в конце IV века//Православный Собеседник 1888, 11.

http://azbyka.ru/obzor-istorii-prazdnika...

2. Ware, Timothy. “Byzantium I” The Orthodox Church (Baltimore, MD, Penguin Books, 1964) pg. 26. 3. Meyendorff, John. “Church and Empire” Imperial Unity and Christian Divisions (Crestwood, NY, St. Vladimir’s Seminary Press, 1989) pg. 7. 4. Norwich, John Julius. Byzantium: The Early Centuries (New York, NY: Alfred A. Knopf, 1996) pg. 32. 5. Schmemann, Alexander. “The Triumph of Christianity” Historical Road of Eastern Orthodoxy (Crestwood, NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1977) pg. 62. 6. “Troparion for Constantine the Great” The Menaion. May 21 . 7. Eusebius Ecclesiastical History . (Baltimore, MD: Penguin Books, 1964) pg. 438. 8. Velomirovic, Nikolai “St. Constantine, Equal to the Apostles” The Prologue of Ochrid . (Serbian Orthodox Church Diocese of Western America: May 21, 1999) 9. Gilles, Pierre Antiquities of Constantinople . (New York, NY: Italica Press, 1988) pg. 12. 10. Elliott, Thomas G “The Language of Constantine’s Propaganda” Transactions of the American Philological Association . (Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1990) pg. 349. 11. Ware, Timothy “The Beginnings” The Orthodox Church . (Baltimore, MD: Penguin Books, 1964) pg. 24-27. 12. Meyendorff, pg. 7. 13. Chadwick, Henry “Constantine and the Council of Nicaea” The Early Church (New York, NY: Penguin Books, 1993) pg. 125. 14. Schmemann, pg. 80. 15. This is the slander of Julian the Apostate propagated by Zosimus. 16. Meyendorff, pg. 6. 17. Chadwick, pg. 126. 18. Schmemann, pg. 66. 19. Schmemann, pg. 62. 20. Chadwick, pg. 125. 21. Ibid. 22. Norwich, pg. 40. 23. Shlosser, Franziska E “Klaus M. Girardet: Die Konstantinische Wende” Bryn Mawr Classical Review . (Bryn Mawr, PA. Bryn Mawr Press, 2006) pg. 2. 24. Norwich, pg. 42. 25. Eusebius Life of Constantine pg. 490. 26. Huntingdon, Henry Historia Anglorum: The History of the English People (Oxford: Oxford University Press, 1996) pg. 61. 27. Ibid. 28. Hayes, Alan L Early Christianity (to A.D. 843) . (Toronto, CA: Toronto School of Theology, 2008) pg. 19.

http://pravoslavie.ru/61927.html

Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13 — PG 96, 564D. 798 Пс. 103: 2. 799 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 949В. 800 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 16 — PG 96, 569B. 801 1 Kop 2:9. Ср.: Иоанн Дамаскин, там же — 569А. 802 Григорий Богослов, Слово 39, 2 — PG 36, 336С. 803 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 804 Андрей Критский, Слово на Преображение — PG 97, 933С. 805 Макарий Египетский. О свободе ума 23 — PG 34, 957В. 806 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 949С. 807 Там же, 949А. 808 Там же, 949А. 809 Там же, 949С; Дионисий Ареопагит, О таинственном богословии 1, 1 — PG 3, 997В. 810 Андрей Критский, Слово на Преображение — 949В. 811 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini 12 — PG 96, 564B. 812 Там же. 813 Там же, 2 — 545В. 814 1 Кор 2,10. 815 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 3 — PG 96, 549C. 816 Пс. 17:12. 817 1 Тим. 6:16. 818 Пс. 103:2. 819 Григорий Нисский, К Евномию, 12, 24 — Jaeger 1, 273/PG 45, 965В. 820 Иоанн Златоуст, Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700. 821 Мф. 13:43. 822 Пс. 28:10. 823 Еф. 4:4. 824 Иоанн Златоуст (псевдэпиграф), На Преображение — Savile, 7, 339. 825 Иоанн Златоуст. Выборки из различных слов, 21 — PG 63, 700. 826 См.: Минея, Месяца августа в шестый день на утрени по полиелеи седален вторый на Слава, и ныне: «Сокровенную молнию… существа Твоего, Христе, и божественнаго благолепия на святей показал еси горе». 827 Иоанн Дамаскин. Homilia in transfigurationem domini, 17 — PG 96, 572B. 828 Там же, 8 — 560В. 829 Василий Великий. Беседа на 29 Пс. 5 — PG 29, 317В. Ср.: Беседа на 44 Пс. 5 — PG 29, 400С, Григорий Нисский. О душе и воскресении — PG 46, 152А. 830 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 93 — PG 90, 1169А. 831 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 933В. 832 Максим Исповедник. К Фалассию 61 изъяснение 16 — PG 90, 644D. 833 Максим Исповедник. Главы богословские и домостроительные 2, 88 — PG 99, 1168АВ. 834

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

231 г.- еп. Димитрий провел Собор, осудивший Оригена ( Photius. Bibl. Cod. 118). 255 г.- Собор в Арсиное под председательством еп. Дионисия осудил лжеучение некоего еп. Нифонта. 306 г.- свт. Петр созвал Собор, осудивший Мелития (PG. 25. Col. 536 sq.). 320/21 (или 319) г.- свт. Александр созвал Собор, на к-ром ок. 100 епископов осудили Ария. 324 г.- созванный тем же епископом Собор обсудил вопросы о дате Пасхи, мелитианской схизме и неканонических поставлениях Колуфы (PG. 25. Col. 381). 338 г.- свт. Афанасий созвал епископов Египта, Ливии, Фиваиды и Пентаполя для рассмотрения обвинений, выдвинутых против него арианами (PG. 25. Col. 248). 346 г.- Собор, подтвердивший решения, принятые в Сердике ( Сократ. Церк. ист. II 26; Созомен. Церк. ист. IV 1. 3-2. 1). 362 г.- Собор в составе 21 епископа обсудил Никейский Символ веры и др. вопросы: о замещении епископских кафедр, занятых ранее арианами, о принятии в общение покаявшихся ариан, о новой ереси аполлинарианства , об отношении к антиохийскому расколу мелетиан и евстафиан; решения этого Собора, сыгравшего важную роль в борьбе с арианством, были признаны затем мн. др. Церквами (PG. 26. Col. 796-802; Rufin. Hist. eccl. I 28-29). 363 г.- по настоянию имп. Иовиана свт. Афанасий провел Собор, выработавший правосл. исповедание веры (PG. 115. Col. 1280, 1288). 370 г.- Собор 90 епископов во главе со свт. Афанасием направил Африканской Церкви синодальное послание против ариан. 371 г.- Собор, созванный свт. Афанасием, направил послание папе Дамасу (PG. 26. Col. 813-814). 372 г.- егип. епископы собрались вместе со свт. Афанасием для обсуждения оправдания Маркелла Анкирского, представленного его диак. Евгением ( Mansi. T. 3. Col. 469-473). 400 г.- Патриарх Феофил созвал Собор против последователей Оригена (Ibid. Col. 981 sq.). 430 г.- Собор, созванный свт. Кириллом против Нестория (Ibid. T. 4. Col. 1067). 452 г.- под председательством свт. Протерия состоялся Собор, на к-ром он пытался вернуть в лоно Церкви еретиков-монофизитов (Ibid. T. 7. Col. 869-870). 457 г.- Собор Тимофея Элура, осудивший решения Халкид. Собора (Ibid. Col. 869; cf. col. 909-910). 477 г.- Собор, поддержавший антихалкидонскую политику Тимофея Элура (Ibid. Col. 1017-1018). 482 г.- большой Собор правосл. епископов, избравший Патриархом Иоанна Талайю; вскоре после этого Собор под председательством Петра Монга предал анафеме решения Халкид. Собора ( Mansi. T. 7. Col. 1024-1177). 578 г.- яковитский патриарх Дамиан созвал Собор для обсуждения учения Петра Антиохийского о Св. Троице (Ibid. T. 9. Col. 917-920). 589 г.- свт. Евлогий многократно собирал епископов для осуждения споров самаритян, связанных с расхождениями в толковании Писания (Ibid. Col. 1021-1022). 633 г.- патриарх Кир созвал Собор, поддержавший монофелитство (Ibid. T. 10. Col. 603-606). VII. Административное устройство

http://pravenc.ru/text/82070.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010