Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии//Сочинения (с толкованиями преп. Максима Исповедника). – СПб.: Алетейя, Издательство Олега Абышко, 2002. – С. 63. (Глава II). Ряд святых отцов и церковных писателей (св. Григорий Богослов, преп. Симеон Новый Богослов, преп. Никита Стифат) считали, что «великим миром» является не космос, а человек – как носитель образа Божия и главная цель творения. – См.: Ким Н., свящ. О христианской антропологии//Рай и человек: наследие преподобного Никиты Стифата. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 270-272. Филарет  (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. - М.: Pycckiй Хронографъ, 2004. – С. 69. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Гл. 8). – СПб.: AXIOMA, 1995. - С. 22-25. PG. 151. 449C. - Цит. по: Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). – СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2003. - С. 188. Еще Аристотель (ριστοτλης; 384 – 322 до р.Х.) полагал, что число есть промежуточная сущность между миром вещей и идеями; преподобный Иоанн Дамаскин (VII–VIII вв.) учил о том, что математика «занимает среднее место между» познанием материального (то, что «созерцается в теле») и богословием, которому «свойственно рассматривать бестелесное и невещественное»( Иоанн Дамаскин. преп. Философские главы: глава III, О философии//Иоанн Дамаскин. Источник знания. – Спб.: Наука, 2006. – С. 11-12. (Электронный ресурс: http://www.pravlib.narod.ru/filosov_glav.htm ). Галилей ( Galileo Galilei ; 1564-1642) считал, что Великая Книга Природы написана математическими символами, а человек, читая ее, познает мир посредством числа (Ср.: « Ты все расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21). Григорий Богослов, святитель. Слово 38//Творения. Т. I. – М.:Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - С. 527. Такое же библейско-святоотеческое понимание феномена человека содержится и в принятых на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» (Разд. 12.6; 13.2; 14.2). Филарет  (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. - М.: Pycckiй Хронографъ, 2004. – С. 53, 75.

http://bogoslov.ru/article/2911841

К 1637 г. у Г. сильно ослабло зрение, постепенно он полностью ослеп. Однако необычайная сила духа и ума позволила ученому продолжить занятия. В 1638 г. в Лейдене (в протестант. Голландии) вышла его кн. «Discorsi e dimonstrazioni mathematiche: intorno a due nuove scienze attenenti alla meccanica e i movimenti locali» (Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки: механики и законов падения), где в систематизированном виде изложены его физические взгляды. В этой работе, нанесшей уничтожающий удар по схоластизированной физике Аристотеля, заложены основы новой «философии природы», к-рая неск. десятилетиями позже была развита в книге И. Ньютона «Математические начала натуральной философии». Скончался Г. в окружении ближайших друзей и учеников, его тело было упокоено в ц. Санта-Кроче во Флоренции без почестей и надгробия, лишь в 1734 г. церковные власти согласились на сооружение надгробного памятника. В 1822 г. католич. Церковь изъяла труды Г. из Индекса запрещенных книг. 10 нояб. 1979 г. Римский папа Иоанн Павел II на заседании Папской академии наук признал преследования ученого несправедливыми и снял с него обвинения ( Giovanni Paolo II. Discours à l " occasion de la commémoration du centenaire de la naissance d " Albert Einstein//Discorsi dei Papi alla Pontificia Accad. d. Scienze (1936-1993). Vat., 1994. P. 165). Соч.: Le opere...: In 20 vol. Firenze, 1929-19392 (рус. пер.: Избр. труды: В 2 т. М., 1964). Ист.: I documenti del processo di Galileo Galilei/Ed. S. M. Pagano, A. G. Luciani. Vat., 1984. Лит.: Mueller A. Galileo Galilei und das kopernikanische Weltsystem und der Galilei Prozess. Freiburg i. Br., 1909; Soccorsi F. Il Processo di Galileo. R., 1947, 1963; Drake S. Discoveries and Opinions of Galileo. Garden City (N. Y.), 1957; idem. Galileo at Work: His Scientific Biography. Chicago, 1978, 19953; idem. Galileo: Pioneer Scientists. Toronto, 1990; Koestler A. The Sleepwalkers. L., 1959; Кузнецов Б. Г. Галилей. М., 1964; Paschini P. Vita e Opere di Galileo Galilei. R., 19652; Langford J. Galileo, Science and the Church. N. Y., 1966. South Bend, 1998; Веселовский И. Н. Очерки по истории теорет. механики. М., 1974. С. 82-90; Redondi P. Galileo eretico. Torino, 1983; Койре А. В. Очерки истории филос. мысли: О влиянии филос. концепций на развитие науч. теорий. М., 1985. С. 109-128; Reinterpreting Galileo/Ed. W. Wallace. Wash., 1986; Blackwell R. Galileo, Bellarmine and the Bible. Notre Dame (Ind.), 1991; Фантоли А. Галилей: В защиту учения Коперника и достоинства Св. Церкви. М., 1999.

http://pravenc.ru/text/161527.html

45) Zweig, Stefan (1881-1942), in: BBKL 18 (2001) 1576-1600. 46) Filastrius von Brescia, in: RGG4 3 (2000) 118. 47) Foebadius von Agen, in: RGG4 3 (2000) 175. 48) Hierocles, Sossianus, in: RGG4 3 (2000) 1727. 49) Taufe III/2. Mittelalter, in: TRE 32 (2001) 697-701. 50) Gestalten des Reformierten Protestantismus in den Biographien Stefan Zweigs. Zusammenhänge und Voraussetzungen, in: Historische Horizonte, Emder Beiträge zum Reformierten Protestantismus V, hg. von S. Lekebusch/H.-G. Ulrichs, Wuppertal 2002, 171-182. 51) Von den Apologeten bis zur Konstantinischen Wende: Selbstbehauptung und Inkulturation in feindlicher Umwelt. Theologische Entwicklungen, in: Die Religionen der Menschheit 28: Christentum I, hg. von D. Zeller, Stuttgart 2002, 232-300. 52) Galilei, Galileo, in: BBKL 20 (2002) 606-617. 53) Lucifer von Calaris, in: RGG4 5 (2002) 536f. 54) Ruhbach, Gerhard (1933-1999), in: BBKL 21 (2003) 1285-1299. 55) Pamphilus, in: RGG4 6 (2003) 843. 56) Konstantin der Große und die Frage nach den Vätern des Konzils von Nizäa, in: Väter der Kirche. Ekklesiales Denken von den Anfängen bis in die Neuzeit. FS Hermann Josef Sieben, Paderborn 2004, 149-165. 57) Ursacius von Singidunum und Valens von Mursa, in: RGG4 8 (2005) 837f. 58) Vigilius von Thapsus, in: RGG4 8 (2005) 1112f. 59) Vincentius von Lerinum, in: RGG4 8 (2005) 1119f. 60) Eusebius als Kirchengeschichtsschreiber, in: Die antike Historiographie und die Anfänge der christlichen Geschichtsschreibung, hg. Eve-Marie Becker, BZNW, Berlin/New York 2005, 277-287. 61) Innovative Apologetik. Beobachtungen zur Originalität Justins am Beispiel seiner Lehre vom logos spermatikos und anderer Befunde, in: ThLZ 130 (2005) 3-16. 62) Virtus est ordo amoris. Zum Prinzip der Ordnung der Liebe bei Augustin, in: Liebe im Wandel der Zeiten, hg. Klaus Tanner, Leipzig 2005, 53-61. 63) Das Glaubensbekenntnis der Katharer von Lombers (1165), in: Frömmigkeit - Theologie - Frömmigkeitstheologie, FS Berndt Hamm, hg. Gudrun Litz u.a., Leiden 2005, 17-29.

http://bogoslov.ru/person/3740068

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – февраль 2004 8 мин., 28.03.2004 Пролог: (На заставке – коллаж Дмитрия Петрова, фото Евгения Глобенко. Григор Нарекаци (951-1003 гг.). « Час настает, и громкий судный глас / Уже гремит в ущелиях отмщенья …». Стихотворение. Перевод Наума Гребнева//Фома. - – 2004. – С.2-3. – (рубрика « Пролог »). Вопрос (На заставке – фото диакона Игоря Палкина) Может ли телевидение быть добрым, и что для этого нужно сделать? //Фома. - – 2004. – С.4-9. – (рубрика « Вопрос На вопрос отвечают: Юрий Вяземский , автор и ведущий телевикторины «Умницы и Умники» (1 канал), заведующий кафедрой мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, профессор. – С.5; Евгений Стеблов , актер, режиссер, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ. – С.5; Игорь Кириллов , диктор телевидения, телеведущий, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор. – С.5-6; Игорь Герцев , начальник отдела торгового дома «НовоТекс», сценарист, Санкт-Петербург. – С.6; Алексей Волобаев , президент группы компаний «Батинтертрейд». – С.6-7; Станислав Говорухин , режиссер, сценарист, актер, депутат Государственной Думы первого - третьего созывов. – С.7; Протоиерей Артемий Владимиров , настоятель храма Всех Святых в Красном селе, Москва. – С.7-8; Священник Алексий Уминский , настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах, Москва. – С.8; Андрей Золотов , советник председателя правления «РИА «Новости». – С.9-10; Андрей Исаев , депутат Государственной думы Федерального собрания РФ. – С.9; Ярослав Скворцов , заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО (У) МИД России. – С.9. Заблуждения и парадоксы: « Мученики» науки: Галилей и инквизиция . Авторы - Сергей Верейкин , Владимир Легойда. Иллюстрации с сайта www.galileo-galilei/org: телескоп Галилео Галилея, папа Урбан VIII, Галилео Галилей, снимок спутников Юпитера, сделанный космическим аппаратом. NASA(//Фома. - – 2004. – С.10-13. – (рубрика « Заблуждения и парадоксы »). – Литература:3 названия.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-19-f...

я решил католичество осознанно принять. в православии меня крестили младенцем. решил перейти в католическую веру. так вот не говорите мне что я не спасусь и еретик. вы оскорбите мои чувства. я учусь на юриста и заявляю что оскорбление чувств верующих преследуется по закону. не смейте меня называть заблудшим НИКОГДА. в католичестве тоже можно спастись. жанна дарк ведь святая, также мать тереза, фома аквинский, франциск и т д. уважайте католиков, не бросайтесь словами богохульник и еретик в адрес католиков. вот когда я православным был, я католиков также поддерживал, признавал жанну дарк и чистилище (по сути был греко-католиком, потому что плакал, читая негативную критику святых о католиках и протестантах и считал, что любой ценой надо сотрудничать и дружить а также объединиться). ОСУЖДЕНИЕ ЛАТИНСКИХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ ПРАВОСЛАВНЫМИ СОБОРАМИ, ИМЕЮЩИМИ ВСЕЛЕНСКИЙ АВТОРИТЕТ 1. Папизм (II Константинопольский Собор 553 г. (V Вселенский, сессия восьмая); Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 85); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 10)). 2. Учение об исхождении Святого Духа filioque (IV Конст. Собор 879–880 г.; Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 71); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 1)). 3. Учение о чистилище (Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 64, 66); Иерусалимский собор 1672 г. (Испов. веры, чл. 18); Томос Конст. Собора 1484 г.). 4. Учение об освящении Даров установительными словами Иисуса Христа (91 правило св. Василия Великого (одобрено Трул. Собором 691–692 г. и VII Всел. Собором 787 г.); Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)). 5. Служение мессы на опресноках (Томос Конст. Собора 1484 г.; Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)). 6. Практика причащения мирян под одним видом (Ясский собор 1642 г. (Прав. испов., вопрос 107)). Это принципиальные вопросы, которые различают Православную Церковь и Римо-Католическую. Признание таинств Римской церкви имеет место в силу сохранения в ней апостольского преемства, однако ряд православных общепризнанных соборов (см. выше) осудил некоторые положения латинской веры как лжеучения. В древности такое же отношение было и к другим еретическим сообществам, где сохранилось законное священство. Если хотите разобраться подробнее, см. видео. 

http://azbyka.ru/vopros/ne-greh-li-budet...

В 1652 г., 19 генваря в присутствии самого государя и патриарха Иосифа последовало . Но главным делом во дни патриарха Иосифа, по которому патриаршествование его доселе остается памятным в нашей Церкви, было печатание книг. Оно совершалось и теперь, точно так же как при прежних патриархах, на основании одних славянских списков, без сличения с греческими, только теперь число неисправностей и погрешностей в книгах по малограмотности или небрежности справщиков гораздо более увеличилось, а что всего важнее — теперь преимущественно внесены в печатные книги те роковые мнения и погрешности, которые вскоре сделались основами и отличительными верованиями русского раскола . Самый обширный отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги богослужебные и отчасти учебные, издававшиеся и прежде. Книга Псалтирь, богослужебная и вместе учебная, напечатана была восемь раз (1642, 1645, 1647, 1648 — дважды, 1649, 1650, 1651) Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 — дважды, 1652) и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652) 556]. По четыре раза: Евангелие (1644 — дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651) По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649) Минея общая (1643, 1644, 1650) 316, 321] и Триодь постная (1642, 1648, 1650) По два раза: Апостол (1644, 1648) 126], Октоих (1644, 1649) 381], Святцы (1646, 1648) Каноник (1646, 1651) 259] и Шестоднев (1646 , 1650 По одному разу: «Евангелие учительное» (1642) Пролог — за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643) Житие святителя Николая со службою ему (1643) Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646) 328, 331, 335, 337, 339, 341, 345, 347, 349, 351], Молитвослов (1647) Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651) . Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцов Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом — с филаретовскими, в третьем — с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии — во всех прежних Служебниках ничего этого нет .

http://sedmitza.ru/lib/text/436131/

Иоасаф кроме пролога хотел издать и четьи минеи; их выписали было вместе с прологами из кириллова монастыря в 1640 г. (акт. эксп. 3, 296). Но без сомнения увидели, что этот труд слишком не по силам. 326 См. у Строева опис. книг Толстого послесловие служебной минее на декабрь 1620 г., стр. 161; в опис. книг Царского послесловия в минее на январь и февраль, стр. 86. 87; послесловие к апостолу 1623 г., в дополнении стр. 41. 327 В послесловии к требнику 1639 г.: «молим же вы… аще что узрите в них нашим забвением или неведением просто что и неисправлено или погрешно от неразумия; то простите нас грешных». Подобное в послесловии к уставу 1640 г. В послесловии к псалтыри 1641 г.: «мы грубии и неразумнии… прощения просим… аще вникнувшее обрящите в ней неукрашение в словесех или погрешение в речех или неудобрение в деле…да исправите, молимся». 328 Иоасаф скончался 28 октяб. 1640 г. Выход. книга м. 1844 с указателем. До 27 марта 1642 г. когда Патриархом поставлен был Иосиф (Дворц. Зап. 1, 230), печатали частью указанное Патр. Иоасафом, частью и по своему усмотрению: в 1641 г. изд. Маргарит; Служебник, Часовник, Пролог, Устав, Каноник, Службу Свят. Николаю; в 1642 – Потребник. При жизни Патр. Иоасафа в М. издано до 20 книг. См. Сахарова лет. книг стр. 124 СПб. 1849 г. Канонник 1641 г. взят из следованной Псалтыри, наполненной канонами. Содержание у Сахарова 394. 329 При нем в первый раз изданы (в Москве): соборник (12 слов) 1642 г., книга кириллова 1644 г., служба и житие преподобного Сергия и Никона 1646 г., лествица 1647 г., Соборник очень многих слов 1647 г., святцы 1648 г., о вере единой 1648 г., грамматика 1648 г., собрание артикулов веры 1649 г., Феофилакт 1649 г., кормчая книга 1650 г., Ефрем Сирин 1650 г., учительное евангелие 1650 г. Во втором издании Пролога, начатом с 1 части, помещены согласно с волей Царя жития русских Святых, Синаксари, Триоди. Пролог издан 1642–1643 г. Итак, единственная молитвенная книга, изданная в первый раз при Иосифе, была книга Святцы 1642 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Урицкого). В 1641 г. при игумене Павле (1635-1642), несмотря на скудные денежные средства, постройка Архангельского монастыря началась. К 1642 г. закончено строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы, однако средства обители оставались ограниченными. Архангельский монастырь был единственным на севере, платившим торговую пошлину с соляных промыслов, т.к. доход от соляных продаж был для монастыря основным. Грамотой царя Михаила Феодоровича " ради монастырского строения " Архангельский монастырь освобождался от пошлины на перевозку 7 000 пудов соли для продажи. Благодаря этому в 1644 г. был отстроен соборный храм Архангела Михаила. По другим данным А. м. был восстановлен уже в 1638 г. в Нячерах и обложен деревянной рубленой оградой со св. воротами. Версия строительства 1642 г. более убедительна, поскольку в 1642 г. в монастырь было препровождено от царя для трапезы разных припасов, пива и меду на сумму 240 р. и хлеба 200 четвертей. Кроме того, в 1642 г. монастырь получил в оброк сенные покосы и рыбные тони в Березовском устье и на летней стороне Поморского берега. На месте сгоревшего монастыря был отстроен храм Происхождения Честнаго и Животворящего Креста с приделом арх. Михаила. К 1683 г. братия Архангельского монатыря составляла 83 чел. Территория монастыря была " в длину сто семнадцать сажен да поперек 56 сажен, а от того монастыря до конюшенного двора 20 сажен, а под конюшенным двором земли с пашенным полком в длину мерою 43 сажени да поперек 40 сажен, а от конюшенного двора позади монастыря коровьему двору пашенной земли мерою в длину 60 сажен, а поперек 53 сажени да от монастыря берегом… и коровьего двора пустого мокрого места мерою 230 сажен, а под коровьим двором земли и с пашенным полком в длину мерою 152 сажени, а поперек 80 сажен, а от коровьего двора от пашенной земли берегом до отсыпки пустое место " . К кон. XVII в. А. м. стал крупным землевладельцем. В его ведении были монастырские дворы " для скотины и пашни " в Соломбале и многочисленные дворы в левобережных деревнях, где жили наемные трудники. Доходную статью для монастыря составили также дворовые места и лавки около крепости в Архангельске. Монастырь имел подворья в Холмогорах, Великом Устюге, Вологде, Москве. В первой половине XVIII в. из-за уменьшения числа братии А. м. насельниками назначались вдовые священнослужители и даже белое духовенство. В монастыре в зимнее время нередко проживали настоятели других монастырей, вносившие расстройство в исполнение устава обители. На протяжении всего XVIII. в. Архангельский монастырь был местом несения епитимий для духовенства епархии.

http://sobory.ru/article/?object=37144

К.А. Докучаев-Басков Елгомская Богоявленская пустынь (Каргопольского у., олонецк. губ. в 180 верстах от города, при озере того же имени (Елгомском) или «Чексенском и устьи речки Чечексы».) 158 Некто В. В. Богоявленский, сообщивший в редакцию «Олонец. Губернск. Ведом.» 159 список с грамоты царя Михаила, 7149–1641 г., от 5 апреля, основываясь на авторитете Елпедифора Барсова 160 , позволил себе опровергать, на перекор сообщенной грамоте, год основания Елгомской пустыни, относя время основания на несколько лет позднее, потому только, что будто бы Барсов держался этого мнения; между тем Барсов имел под руками другие данные, на несколько лет позднейшие упомянутой грамоты, доказывающие не столько время основания, сколько то, что описываемая нами пустыня, в такие то года уже существовала. Вот что говорит В. Богоявленский: «Елгомская пустынь основана была старцем Тарасием Москвитиным, но, по другим источникам, позднее 1627 года, о котором упоминается в настоящей грамоте: основываясь на надписи толковаго Евангелия и грамоте новгородскаго (?) митрополита Серапиона, от 8-го марта 1642 (?) г., г. Барсов относил основание пустыни к 1631 – 1642. Кроме того, по его же указанию, на двух крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе старце Тарасие Москвитине», а на колоколе: «радением старца Москвитина 1631 года». 161 А вот что говорит Барсов: «13. Елгомская пуст. (в каргопольском уез.) 1. Основатель, старец Тарасий Москвитин, 1631 – 1642, что видно из надписи толковаго Евангелия (а что гласит надпись – Барсов не говорит), пожертвованного им сей пустыне и грамоты новгородского (?) митрополита Серапиона, от 7150 (1642) марта 8. Такого митрополита в Новгороде (Серапиона) в 1642 г. вовсе не было, а был тогда митрополитом Аффоний 162 . Кроме того на 2 крестах, водруженных при основании церкви Богоявления Господня с приделом Положения ризы Богоматери есть надпись: «при строителе, старце Тарасие Москвитине», и на колоколе: «радением строителя старца Москвитина 1631 года». 163

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем по пяти раз напечатаны: Часослов, также книга богослужебная и учебная (1643, 1646, 1651 – дважды, 1652), и Потребник (1646, 1647, 1649, 1651, 1652). По четыре раза: Евангелие (1644 – дважды, 1648, 1651) и Служебник (1646, 1647, 1650, 1651). По три раза: Псалтирь следованная (1642, 1647, 1649), Минея общая (1643, 1644, 1650) и Триодь постная (1642, 1648, 1650). По два раза: Апостол (1644, 1648), Октоих (1644, 1649), Святцы (1646, 1648), Каноник (1646, 1651) и Шестоднев (1646, 1650). По одному разу: «Евангелие учительное» (1642), Пролог – за первую половину церковного года (1642) и за вторую (1643), Житие святителя Николая со службою ему (1643), Минея месячная за все двенадцать месяцев в двенадцати книгах (1644–1646), Молитвослов (1647), Триодь цветная (1648) и Устав церковный (1651). Книги печатались, как и прежде, по благословению патриарха, но Служебник 1651 г. издан по благословению всего освященного Собора, о чем и сказано в предисловии к этому Служебнику. При издании Пролога в 1642 г. государь приказал присовокупить к древним угодникам Божиим и «своея Русския земли великих святителей и чудотворцев Московских и иных градов, преподобных и богоносных отец наших, где который просиял добрыми своими делы, и великих князей русских, которые такожде просияли» (послесловие). Вообще же книги, изданные при патриархе Иосифе, в ином сходны с изданиями иовлевскими, в другом – с филаретовскими, в третьем – с иоасафовскими, а во многом разногласят со всеми. Например, в Служебнике иосифовского издания положено, чтобы те самые молитвы, которые произносит священник при вынутии частиц из просфор 2, 3, 4, 5, 6 и 7, произносил вместе и диакон, а под конец чина проскомидии напечатано восемь указов относительно разных действий литургии – во всех прежних Служебниках ничего этого нет. Другой отдел книг, изданных при патриархе Иосифе, составляют книги, прежде не издававшиеся в Москве и теперь напечатанные в первый раз. Сюда принадлежат: 1 . Книга учебная – Грамматика славянская (1648), изданная как «первая от седмих наук свободных в научение православным, паче же детем сущим, еюже и к прочим, аще кто восхощет, яко дверию, благолепотне и безтрудне, возшествие сотворит» (предисловие).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010