Из-за нерешенности вопроса о наследовании трона после смерти Энрике IV началась гражданская война (1474-1479), во время которой К. де А. сделал попытку вернуть себе политическое влияние. Он присоединился к лагерю противников Изабеллы I и Фердинанда V (II) и поддержал коронацию Хуаны. Во главе этого лагеря стоял Афонсу V, кор. Португалии, к-рый заключил брак с Хуаной. Готовясь к войне с Португалией, кор. Изабелла I пыталась примириться с К. де А., чтобы воспользоваться значительными материальными ресурсами Толедской кафедры при снаряжении войска, но архиепископ отказался с ней встречаться. Королеве удалось заручиться поддержкой городов провинции, в т. ч. и Толедо. 1 марта 1476 г. состоялось сражение при Торо, в к-ром К. де А. принял участие. Армия португ. короля понесла тяжелые потери и вынуждена была отступить. К. де А. продолжал военные действия самостоятельно до конца весны, после чего сложил оружие и примирился с Изабеллой и Фердинандом. В наказание за мятеж у него были конфискованы все владения, он был лишен привилегий и смещен с должности королевского канцлера. Вмешательство папы привело к частичному восстановлению его владельческих прав, но поскольку К. де А. снова попытался организовать вооруженное выступление против королей, в 1479 г. все имущество архиепископа перешло в казну, а ему было запрещено покидать резиденцию в Алькала-де-Энарес, где он и оставался до своей смерти. К. де А., обладая значительным состоянием, прославился как меценат. При нем была начата перестройка собора в Сигуэнсе (1440-1446), на его средства достроена Большая капелла (1460-1470) и сооружены Львиные ворота (работами руководили фламанд. мастера) в кафедральном соборе Толедо. К. де А. принадлежала значительная б-ка, в состав к-рой входили и многочисленные иллюминированные рукописи, изготовленные по его заказу. В жизнеописании К. де А. в «Книге о знаменитых мужах Кастилии» (Libro de los claros varones de Castilla, 1486) Ф. дель Пульгара приводятся сведения об увлечении архиепископа алхимией. Известно, что К. де А. покровительствовал алхимику Фернандо де Аларкону, к-рый был казнен после того, как стало известно о его злоупотреблении средствами, выделяемыми на опыты.

http://pravenc.ru/text/1681161.html

Только горсть людей во всей вселенной цепенеет от ужаса при вести, что один из кораблей Магеллановой армады, завершив кругосветное плавание, благополучно возвратился на родину. Это мятежные капитаны и их кормчий, дезертировавшие на «Сан-Антонио» и год назад высадившиеся в Севилье; погребальным звоном звучит радостная весть в их ушах. Давно уже тешили они себя надеждой, что опасный свидетель и обвинитель никогда не вернется в Испанию, и, нимало не колеблясь, выдали смелым аргонавтам в судебных протоколах свидетельство о смерти («Al juicio у parecer que han venido no volverà a Castilla el dicho Magellanes»). Настолько были они убеждены, что корабли и команда гниют на дне морском, что беззастенчиво похвалялись перед королевской следственной комиссией своим мятежом как патриотическим актом, тщательно при этом умалчивая, что в ту критическую минуту, когда они покинули Магеллана, пролив был им уже найден. Они лишь вскользь упомянули о какой-то «бухте», куда вошли корабли (entraron en una bahia), и о том, что предпринятые Магелланом поиски были бесцельны и бесполезны (inutil e sin provecho). Тем более тяжки обвинения, возводимые ими на отсутствующего Магеллана. Он, мол, вероломно умертвил королевских чиновников, чтобы предать флотилию в руки португальцев, а свой корабль они сумели спасти лишь благодаря тому, что лишили свободы Мескиту, двоюродного брата Магеллана, украдкой взятого им на борт. Правда, королевские судьи не придали безусловной веры показаниям мятежников и с похвальным беспристрастием признали подозрительными действия обеих сторон. Мятежные капитаны, равно как и верный Мескита, были заключены в тюрьму, а жене Магеллана (еще не знавшей, что она вдова) было запрещено отлучаться из города. Следует выждать, решил королевский суд, покуда вернутся свидетели — остальные корабли, а с ними и адмирал. Но когда миновал целый год, затем второй и от Магеллана все не было вестей — мятежники приободрились. И вот теперь гремит орудийный салют, возвещающий о возвращении одного из судов Магеллана, и гром его убийственно отдается в их совести. Теперь они погибли; Магеллану удалось совершить свое, великое дело, и он жестоко отомстит тем, кто, вопреки присяге и морским законам, трусливо его покинул и предательски заковал в цепи своего капитана.

http://azbyka.ru/fiction/podvig-magellan...

Лит.: Иоанн (Смирнов), архиеп. Пророк Иона. М., 1877; Соловьев И., прот. О книге прор. Ионы: Опыт исагогико-экзегет. исследования. М., 1884; Bachmann P. Das Skandalon des Propheten Yu  nus und eine neue arabische Jona-Geschichte: Yu  nus f ban al-hut, von (?)lsquo;Abd al-Gaffa  r Mikka  w//Orientalia Hispanica: Sive studia F. M. Pareja octogenario dicata/Ed. J. M. Barral. Leiden, 1974. Vol. 1. P. 54-76; Miles J. A. Laughing at the Bible: Jonah as Parody//JQR. N. S. 1975. Vol. 65. N 3. P. 168-181; Berlin A. A Rejoinder to J. A. Miles, Jr., with Some Observations on the Nature of Prophecy//Ibid. 1976. Vol. 66. N 4. P. 227-235; Good E. M. Irony in the OT. Sheffield, 19812; Holbert J. C. «Deliverance Belongs to Yahweh!»: Satire in the Book of Jonah//JSOT. 1981. Vol. 6. N 21. P. 59-81; Landes G. M. Linguistic Criteria and the Date of the Book of Jonah//Eretz-Israel. Jerushalayim, 1982. Vol. 16. P. 147-170; Castillo C. C. Jonás en la leyenda musulmana//Al-Qantara. Madrid, 1983. Vol. 4. P. 89-100; Wolff H. W. Obadiah and Jonah: A Commentary. Minneapolis, 1986; Streck M. Nïnawa  //FEI. 1987r. Vol. 9. P. 168-172; Stuart D. K. Hosea - Jonah. Waco, 1987. (WBC; 31); Band A. J. Swallowing Jonah: The Eclipse of Parody//Prooftexts. Baltimore, 1990. Vol. 10. N 2. P. 177-195; Sasson J. M. Jonah: A New Transl., Introd., Comment., Interpr. N. Y., 1990. (The Anchor Bible; 24b); Пиотровский М. Б. Коранические сказания. М., 1991. С. 130-131; Magonet J. D. Jonah//ABD. 1992. Vol. 3. P. 936-942; Limburg J. Jonah: A Comment. Louisville, 1993. (OTL); Crouch W. B. To Question an End, to End a Question: Opening the Closure of the Book of Jonah//JSOT. 1994. Vol. 19. N 62. P. 101-112; Salters R. B. Johah and Lamentations. Sheffield, 1994. (OT Guides); Bolin T. M. «Should I Not Also Pity Nineveh?»: Divine Freedom in the Book of Jonah//JSOT. 1995. Vol. 20. N 67. P. 109-120; idem. Freedom beyond Forgiveness: the Book of Jonah Re-examined. Sheffield, 1997; Hamel G. Taking the Argo to Nineveh: Jonah and Jason in a Mediterranean Context//Judaism.

http://pravenc.ru/text/578248.html

В период после II Ватиканского Собора в храмах И. преобладает прикладная музыка. Тем не менее профессиональные традиции национального хорового искусства продолжают жить благодаря концертной практике - ансамблям, исполняющим старинную музыку в аутентичной манере, и совр. композиторам, авторам произведений на лат. богослужебные тексты, свободно сочетающим традиц. и новейшие техники композиции. В числе последних можно выделить представителей «поколения 50-х» Кристобаля Альфтера (род. в 1930) и органиста собора в Гранаде Хуана Альфонсо Гарсию (род. в 1937). Лит.: Carreras L ó pez J. J. La música en las catedrales durante el siglo XVIII: Francisco J. García «El Españoleto» (1730-1809). Zaragoza, 1983; idem (Carreras J. J.). La música sacra española en el siglo XVIII. Zaragoza, 1986; Gomez Amat C. Historia de la música española. Madrid, 1984. T. 5: Siglo XIX; Bermudez E. Música e ideología: Domenico Scarlatti y España, 1719-1757//Texto y contexto. 1985. Vol. 6. P. 21-34; Martin Moreno A. Historia de la música española. Madrid, 1985. T. 4: Siglo XVIII; L ó pez-Calo J. Felip Pedrell y la reforma de la música religiosa//Recerca Musicologica. 1991/1992. N 11/12. P. 157-209; Marco T. Spanish Music in the 20th Cent./Transl. by C. Franzen. Camb. (Mass.), 1993; Virgili Blanquet M. A. La música religiosa en el siglo XIX español//La música española en el siglo XIX/Ed. E. Casares Rodicio, C. Alonso González. Oviedo, 1995. P. 375-406; Recasens A., Castillo B. P. Spain: Art Music: Later 18th Cent, 19th Cent., 20th Cent.//NGDMM. 2001. Vol. 24. P. 114-154; Кажарская Ю. Д. Музыкальная культура мадридского двора XVIII в. и творчество Антонио Солера: Канд. дис./МГК им. П. И. Чайковского. М., 2003; Gonz á lez Valle J. V. Liturgical Music with Orchestra, 1750-1800//Music in Spain during the 18th Cent./Ed. by M. Boyd and J. J. Carreras. Camb., 2006. P. 53-71; Torrente A. Italianate Sections in the Villancicos of the Royal Chapel, 1700-1740//Ibid. P. 72-79. Р. А. Насонов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2007791.html

Barcelona, 1995. Vol. 5: La época de las Catedrales; Toscano G. Portrait de cour: Alphonse le Magnanime et ses humanistes//Hommage a Jacqueline Brunet. Besançon, 1997. Vol. 2. P. 341-348; Benito Doménech F., ed. Los Hernandos. Valencia, 1998; idem. Joan de Joanes: Una nueva visión del artista y su obra. Valencia, 2000; Ibáñez Martínez P. M. Los Hernando y El Spagnuolo de Florencia//Archivo de arte Valenciano. 1999. Vol. 80. P. 43-49; Moffitt J. F. The Arts in Spain. L., 1999; Molina i Figueras J. Arte, devocion y poder en la pintura tardogotica catalana. Murcia, 1999; Соловьева Е. И. К вопросу о творчестве Пабло де Сан Леокадио и его влиянии на валенсийскую живопись кон. XV - нач. XVI в.//Западноевропейское искусство. СПб., 2000. Вып. 8. С. 19-32. (Тр. ГЭ; 29); она же. Вновь определенная картина Хоана де Хоанеса в собр. Эрмитажа//Из истории мирового искусства и культуры. СПб., 2003. С. 54-64; La clave flamenca en los primitivos valencianos/Dir. F. Benito Doménech, J. Gómez Frechina. Valencia, 2001; Manca J. Style, Clarity, and Artistic Production in a Courtly Center//Artibus et historiae. Venezia, 2001. Vol. 22. N 43. P. 55-63; El Renacimiento Mediterraneo. Madrid, 2001; Strehlke C. B. Valencia: Early Flemish and Valencian Art//The Burlington Magazine. L., 2001. Vol. 143. N 1182. P. 590-593; Каптерева Т. П. Испания: История искусства. М., 2003; La pintura gotica hispanoflamenca: Bartolome Bermejo y su época. Barcelona, 2003; Pedro Berruguete: El primer pintor renacentista de la Corona de Castilla. Valladolid, 2003; Степина А. Г. Вновь открытые фрески XV в. в кафедральном соборе Валенсии: К проблеме авторства//Эрмитажные чт. памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга: Мат-лы конф. СПб., 2005. С. 21-31. А. Г. Стёпина Посл. треть XVI-XVII в. Живопись Мученичество св. Маврикия. 1582 г. Худож. Эль Греко (Музей Эскориала) Мученичество св. Маврикия. 1582 г. Худож. Эль Греко (Музей Эскориала) 3-я четв. XVI в. в И. была временем господства маньеристической живописи, ставшей эталонной при дворе.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

В Арагоне активная переводческая деятельность способствовала формированию каталанского языка. Во многом под влиянием болонской школы юриспруденции велась работа по кодификации права, составлялись хроники (напр., «Libre dels Feyts»). В отличие от Кастилии в Арагоне значительно большее участие в общем культурном процессе приняли церковные деятели (канонист Раймунд Пеньяфортский , богословы Луллий Раймунд , Арнольд из Виллановы и др.). Распространение в Арагоне ересей и влияние инквизиции способствовали появлению полемических сочинений. Так, Таррагонский архиеп. Пере д " Албалат составил одно из первых детальных описаний инквизиционного процесса, а также богословское соч. «Сумма семи таинств» (Summa septem sacramentorum). Лит.: González J. Las conquistas de Fernando III en Andalucía//Hispania. Madrid, 1946. N 25. P. 515-631; idem. Repoblación de Castilla la Nueva. Madrid, 1975. 2 vol.; Lacarra J. M., Vázquez de Parga L., Uría Riu J. Las peregrinaciones a Santiago de Compostela. Madrid, 1948-1949. 3 t.; Procter E. S. Alfonso X of Castile. Oxf., 1951; Pastor de Togneri R. Las primeras rebeliones burguesas en Castilla y León (siglo XII): Análisis histórico-social de una coyuntura. Buenos Aires, 1965; Palomeque Torres A. Episcopologio de las sedes del reino de León. León, 1966; Burns R. I. The Crusader Kingdom of Valencia: Reconstruction on a XIIIth Cent. Frontier. Camb. (Mass.), 1967. 2 vol.; Soldevila F. Els primers temps de Jaume I. Barcelona, 1968; Linehan P. The Spanish Church and the Papacy in the XIIIth Cent. Camb., 1971; idem. Spanish Church and Society, 1150-1300. L., 1983; Lacarra J. M. Aragón en el pasado. Madrid, 1972; idem. Historia del reino de Navarra en la Edad Media. Pamplona, 1975; Linage Conde A. Los orígenes del monacato benedictino en la Península Ibérica. León, 1973. 3 vol.; Moreta Velayos S. Rentas monásticas en Castilla: Problemas de método. Salamanca, 1974; Gutton F. L " Ordre d " Alcantara. P., 1975; O " Callaghan J. F. The Spanish Military Order of Calatrava and its Affiliates.

http://pravenc.ru/text/674995.html

1069 Conc. de Toledo IV (633). can. 75: Quiquumque sacramentum fidei suae quod pro patriae salute gentisque Gothorum statu vel incolumnitate regiae potestatis pollicitus est, violaverit... (IV Толедский собор. Кан. 75: Каждый, кто нарушит клятву, данную ради процветания родины, положения народа готов или невредимости королевской власти...). 1070 См. Ulp. 7 de officio proconsul. (D.48.4.1.1 – 2): Maiestatis autem crimen illud est, quod adversus pupulum Romanum vel adversus securitatem eius commititur... 1072 Pauli Sent. 5.29.1: Lege lulia maiestatis tenetur is, cuius ope consilio adversus impera – torem vel rem publicam arma mota sunt exercitusve eius in insidias deductus est, quive iniussu imperatoris bellum gesserit dilectumve habuerit, exercitum comparaverit sollicitaverit, deseruerit imperatorem. 1073 Pauli Sent. 5.29.1: Quod crimen non solum facto, sed et verbis impiis ac maledictis máxime exacerbatur. 1074 Pauli Sent. 5.29.1: His antea in perpetuum aqua et igni interdicebatur: nunc vero humiliores bestiis obiciuntur vel vivi exuruntur, honestiores capite puniuntur. См также Бартошек M. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989. С. 68; Lear F.S. Crimen Laesae Maiestatis in the Lex Romana Wisigothorum//Speculum. Vol. 4. (Jan. 1929). P. 78–79. 1075 Lear F.S. Treason and related offenses in Roman and Germanic law. Houston, Tex., 1955 (Цит. по: Марей А.В. Proditio – traditio – traición: от Древнего Рима до кодификации Альфонсо X Мудрого//Ius antiquum. Древнее право. 2007. 2 (20). С. 188–189). 1076 Iglesia Ferreirós A. Historia de la traición regia en León y Castilla. Santiago de Compostella, 1971. (Подробный анализ см. Марей А.В. Proditio – traditio – traición... С. 189–191). 1079 Iuliani Historia Wambae. 27: Tunc antiquorum more curva spina dorsi vestigiis regalibus sua colla submittit, deinde coram exercitibus cunctis adjudicator cum caeteris universorum judicio, ut mortem exciperet, qui mortem principi praeparasset (История короля Вамбы. 27: Тогда по древнему обычаю он, согбенный, склонил голову к ногам короля, а затем, в присутствии всего войска был судим со всеми мятежниками. Хотя [и без того] по общему мнению, те, кто готовил гибель правителя, должны были принять смерть. – Пер. И.М. Никольского).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

alteste germanische Urkunde, nach ihrens text etc. herausgegeb. von I.C. Zahn,       Prediger in Deliz, an der Saale. 1805. Чрез два года после того появилось готское евангелие от Матфея, напечатанное в Лондоне англичанином Henshall-eм The gothic dospel of St. Matthew from the Codex Argenteus of the fourth century with the corresponding Englisch or Saxon from the Durham book of the eigth century etc. by S. Henshall. (London 1807). Изданием отрывков Готской Библии , отысканных Маи в Милане на первых порах почти исключительно занимался граф Костиллионе: –      Ulphilac partium ineditarum in Ambrosianis palimpsestis ab Angclo Majo repertarum specimen coniunctis curis ejusdem et      C. O.      Castillionaei editum (Mediolani 1819); – Ulphilac versio gothica epistolae Divi Pauli ad Corinthios secundae, etc. edidit C. O. Castillionaeus (Mediolani. 1829); – Gothicae versionis epistolarum Divi Pauli ad Romanos, ad Corinthios etc.; – Gothicae versionis epistolarum. D. P. ad Galatas, ad Philippinensis, ad      Collossenses, ad Thessalonicenses primae, quae supersunt etc. C. O. Castillionacus (Mediolam 1835) и т. д. дал. – Первое полное и критическое издание всего отысканного из перевода Улфилы с присовокуплением словаря и грамматики готского языка предпринято было Габеленцем и Лебе – Ulfilas. Veteris et Novi Testamenti versionis gothicae fragmenta, quae supersunt ad fidem codd. castigata latinitate donata adnotatione critica instructa cum glossario et grammatica linguae conjunctis curis ediderunt H. C. Habelentz et Dr. I. Loebe. (Lipsiae 1843). Обозревая последующие издания в их хронологическом порядке, мы должны еще указать на издан. Гавнгенгиля «Ulfilas» (Passau. 1849), в высшей степени тщательное воспроизведение Cod. Argent. Andr. Uppstroma: – Codex Argenteus, sive sacrorum Evangyliorum versionis gothicae fragmenta, quae iterum recognita adnotationibusque instructa per lineas singulas ad fidem codicis additis fragmentis evangelicis codicum Ambrosianorum etc. (Upsaliae 18134), – капитальный труд Массманна «Ulphilas» (Stuttgart.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В ХХ в., в период диктатуры Франко (1939-1975), И. была провозглашена национальной героиней, в наст. время ряд либеральных историков считают ее роль в истории Испании преувеличенной, а статус важного исторического деятеля - фашистской мифологизацией. Испан. католики, напротив, выступают с инициативой канонизации королевы на том основании, что она боролась за чистоту веры, была милостива к индейцам. В 1958 г. по инициативе Вальядолидского архиеп. Хосе Гарсии Гольдараса был начат сбор материалов, необходимых для беатификации И. В 1972 г. собранные материалы представлены папской Конгрегации по делам святым, по решению которой 20 нояб. 1972 г. в Риме открылся беатификационный процесс. После критики со стороны евр. организаций и нек-рых католич. деятелей, возложивших на И. ответственность за тысячи жертв инквизиции, папа Римский Павел VI прекратил процесс (1974). Соч.: Путешествия Христофора Колумба: Дневники, письма, док-ты. М., 1961; Testamentaría de Isabel la Católica/Ed. A. de la Torre y del Cerro. Valladolid, 1968 (сокр. рус. пер.: Завещание Изабеллы I Кастильской/Пер. и публ.: Н. П. Денисенко//Европа и Америка на перекрестке эпох. Иваново, 1992. С. 113-145). Ист.: Bernáldez A. Historia del reinado de los Reyes Católicos//Crónica de los Reyes de Castilla desde don Alfonso el Sabio hasta los Católicos don Fernando y doña Isabel. Madrid, 1878, 1931r. Vol. 3. P. 567-788; Galíndez de Carvajal L. Anales breves del reinado de los Reyes Católicos//Ibid. P. 533-567; Crónica incompleta de los Reyes Católicos/Ed. J. Puyol. Madrid, 1934; Pulgar F., del. Crónica de los Reyes Católicos/Ed. y estudio por J. de Mata Carriazo. Madrid, 1943. 2 vol.; Santa Cruz A., de. Crónica de los Reyes Católicos/Ed. y estudio por J. de Mata Carriazo. Sevilla, 1951. 2 vol.; О кончине королевы доньи Исабель: Из «Истории правления Католических королей» Андреса Бернальдеса/Пер. с испан.: Г. С. Зеленина//Практикум по истории Средних веков. Воронеж, 2002. Ч. 3. С. 194-200; Постановление Католических королей о том, чтобы евреи покинули их королевство (Гранада, 31 марта 1492 г.)/Пер. с испан.: Г. С. Зеленина//Там же. С. 200-205.

http://pravenc.ru/text/293824.html

Лит.: Gómez-Moreno M. Cerámica medieval española. Barcelona, 1924; Zeiss H. Die Grabfunde aus dem spanischen Westgotenreich. B., 1934; Palol P., de. Arqueología Cristiana de la España Romana. Madrid; Valladolid, 1967; Tarradell i Mateu M. Arte romano en España. Barcelona, 1969; Torres Balbás L. Ciudades hispanomusulmanas. Madrid, 1970. 2 vol.; Balil Illana A. Casa y urbanismo en la España Antigua. Santiago de Compostela, 1972. Vol. 1-2. (Studia Archaeologica; 17-18); Valladolid, 1973-1974. Vol. 3-4. (Ibid.; 20, 28); Castillo Yurrita A., del. Excavaciones altomedievales en las provincias de Soria, Logroño y Burgos. Madrid, 1972; Ríu M. La Arqueología Medieval en España//Manual de Arqueología Medieval/Ed. M. de Boüard. Barcelona, 1977. P. 375-490; idem. Estado actual de la Arqueología Medieval en los reinos cristianos peninsulares//Actas del I Congreso de Arqueología Medieval Española. Zaragoza, 1986. Vol. 4. P. 425-472; idem. Castells, guaites, torres i fortaleses de la Catalunya medieval. Barcelona, 1987; Gorges J. G. Les Villas Hispano-Romaines. P., 1979; Collins R. Early Medieval Spain, 400-1000. L., 1983; Barcelo M. et al. La Arqueología Medieval: En las afueras del «medievalismo». Barcelona, 1988; Salvatierra Cuenca V. Cien años de arqueología medieval: Perspectivas desde la periferia: Jaén. Granada, 1990; Godoy Fernández C. Arqueología y liturgia: Iglesias hispánicas (siglos IV al VIII). Barcelona, 1995; Каптерева Т. П. Античное искусство Испании и Португалии. М., Denkmäler der Frühzeit/Hrsg. M. Blech, M. Koch, M. Kunst. Mainz, 2001. 2 Bde; Centcelles: El monumento tardorromano: Iconografía y arquitectura. R., 2002; Handley M. A. Death, Society, and Culture: Inscriptions and Epitaphs in Gaul and Spain, AD 300-750. Oxf., 2003; Caballero Zoreda L. Excavaciones arqueológicas en el lugar de Melque, San Martín de Montalbán (Toledo)//Investigaciones arqueológicas en Castilla-La Mancha: 1996-2002. Toledo, 2004. P. 345-364; Искьердо Бенито Р. Средневек. археология в Испании: основные направления исследований//СВ. 2009. Вып. 70. С. 87-97; Yarza Luaces J. Arte y arquitectura en España, 500-1250. Madrid, 2007 11.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009