В этой картине, отчасти известной и нам, – не пропущена и другая черта: молодые новаторы, ища опоры и почвы для проведения своих идей, идут к невежественной толпе, „в народ“, чтобы там найти силу сломить устойчивость государственного устройства и последствием этой проповеди разрушения является то, что: „простолюдин будет нагло превозноситься над вельможею“. Но в самом обществе наступает реакция против анархии. 6 . Тогда ухватится человек за брата своего, в семействе отца своего, и скажет: у тебя есть одежда, будь нашим вождем, и да будут эти развалины под рукою твоею. 7 . А он с клятвою скажет: не могу исцелить (ран общества) 296 , и в моем доме нет ни хлеба, ни одежды; не делайте меня вождем народа. В настоящих двух стихах изображено возмущение здравого смысла народа против отроческих безумий. Народ сердцем чувствует ложь, прикрытую фразами любви к народу. Он страдает теперь не от насилия знатных и богатых, а от отсутствия всякой правды, всякого порядка и благочиния; и потому он ищет вождя, который мог бы сплотить около себя разрозненных здравосмыслящих членов общества, которое характерно и резко названо развалинами: „да будут эти развалины под рукою твоею“. Мы не раз говорили, что человек очень часто забывает, что не он, а Бог управляет миром. Человеку на земле предоставлено слышать слово Божие. Если он всею душею старается исполнить повеления Божия, для блага его же данные, то он творит дела благие, и Господь благословляет его, и благословляет тот народ, который хочет идти по путям Господним. Но никто не в праве навязывать другим свои мысли и даже толкования слова Божия насилием; самое насилие есть доказательство, что употребляющий его не послан Богом. Правда Божия подобно семени западает в сердце и растет 297 и приносит плод. Не насилием, а кротостью и смирением Христианство овладело миром. Поэтому деятельность новаторов, хотя и прикрывающаяся громкими словами сочувствия к нуждам народа, но проповедующая насилие и насильственное изменение существующего строя жизни, есть деятельность преступная; и народ понимает, что перед ним ложные пророки и возмущается против них.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Во втором эпизоде богатый юноша, подойдя, говорит Иисусу: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?». Иисус отвечает: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». Тот спрашивает: «Какие?» Иисус говорит: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 19:16–19 ). В обоих эпизодах Иисус цитирует заповедь из книги Левит: «Люби ближнего твоего, как самого себя» ( Лев. 18:19 ). Однако в понятие «ближнего» Он вкладывает иное содержание, чем то, которым оно было наполнено в Ветхом Завете. Если там ближний – соплеменник, представитель народа израильского, то Иисус трактует это понятие как относящееся к любому представителю человеческого рода. Во втором эпизоде Иисус обращается к десяти заповедям Моисеевым ( Исх. 20:2–17 ), цитируя из них, согласно версии Матфея, шестую («не убивай»), седьмую («не прелюбодействуй»), восьмую («не кради»), девятую («не произноси ложного свидетельства») и пятую («чти отца и матерь»), присоединяя к ним заповедь о любви к ближнему. Павел в Послании к Римлянам цитирует почти те же заповеди: седьмую, шестую, восьмую, девятую и десятую («не желай... ничего, что у ближнего твоего»). И заповедь о любви к ближнему присоединяет к ним не как дополнительную, а как ту, которая вмещает в себя все перечисленные. Как мы говорили в другом месте, 296 в восприятии древних евреев десять заповедей закона Моисеева делились на два списка, соответственно двум скрижалям, на которых они были начертаны ( Исх. 31:18; 32:15–19; 34:1–4, 28–29 ; Втор. 4:13; 5:22 ): заповеди 1–4, говорящие об отношении человека к Богу, и заповеди 5–10, посвященные взаимоотношениям между людьми. И в ответе Иисуса богатому юноше, и в Послании к Римлянам перечисляются заповеди из второго списка. В Послании к Римлянам это связано именно с тем, что основная тема отрывка – любовь к ближнему. О любви к Богу Павел в данном случае не говорит. О любви Божией во Христе Иисусе речь шла в Рим. 8:35–39 («Кто нас отлучит от любви Божией...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вопрос 294. По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге? Ответ. Если он не памятует благодеяний Божиих, и оказывается непризнательным к Благодетелю. Вопрос 296 Как душа несомненно уверится, что она чиста от грехов? Ответ. Если кто приметит к себе расположение Давида, который сказал: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» (Пс.118, 163), или приметит, что исполнилось в нем заповеданное апостолом, который сказал: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание… за которые гнев Божий грядет», и потом, распространяя подобный суд на всякий грех, присовокупил: «на сынов противления» (Кол. 3, 5–6), чтобы можно было сказать: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» (Пс.100, 4). Познает же себя человек находящимся в таком расположении, если и к грешникам чувствует, как и святые, трепетное сострадание. Так и Давид говорил: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» (Пс.118, 158); и апостол Говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» (2 Кор. 11, 29). Ибо поистине, если душа лучше тела, а между тем видим, что всякой нечистоты на теле отвращаемся и гнушаемся и вид всякого терзания и всякого умышления на это производит в сердце сокрушение и скорбь, то кольми паче христолюбцу и братолюбцу свойственно чувствовать сказанное выше в рассуждении грешников, когда видит душу согрешающих как бы зверями изъявляемою и пожираемою и покрывающеюся как бы гноем и гнилостью, как и Давид сказал: «беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» (Пс.37, 5–7); и апостол говорит:»Жало же смерти — грех» (1 Кор. 15, 56). Посему когда приметит кто, что душа его при своих собственных или при чужих грехах, по сказанному в начале, приходит именно в такое расположение, тогда да будет несомненно уверен, что он чист от греха. Вопрос 297. Как надобно обращаться от грехов?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

(впосл. Еписк.) Михаил. Толковый Апостол. Книга I-я: Деяния свв. Апостолов. Москва. 1876. Стрр.296.297. Cf. Lange. Cit. op., S.63). Дело в том, что слова Деян.11:19,20 : Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили еллинам, благовествуя Господа Иисуса – эти слова суть не что иное, как продолжение ранее начатой речи св. Луки ( Деян.8:4 ): Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово. Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. В середине между этими двумя известиями св. Дееписатель помещает рассказ о следующих событиях описав проповедь в Самарии Филиппа, Петра и Иоанна ( Деян.8:5,25 ), он говорит о благовествовании Филиппа евнуху ( Деян.8:26–40 ), об обращении Савла ( Деян.9:1–25 ), о первом его путешествии в Иерусалим ( Деян.9:26–30 ), о деятельности св. Петра в Лидде ( Деян.9:31–35 ) и Иоппии ( Деян.9:36–43 ), об обращении св. Петром Корнилия ( Деян.10 ) и о впечатлении, произведенном этим событием в Иерусалиме ( Деян.11:1–18 ). Многие из этих событии начались и совершались одновременно одно с другим, хронологически параллельно, только в разных местах; так, св. Филипп пошел в Самарию, несомненно, тогда же, когда и другие проповедники пошли к Финикии, Кипру и Антиохии; в это же время, т.е. непосредственно почти за убиением Стефана, Савл, под сильным возбуждением от этого события еще дышавший угрозами и убийством на учеников Господа с письмом первосвященника отправился в Дамаск. Но, несмотря на сложность нитей, по которым расходится повествование св. Дееписателя, рассказ, однако, как это не трудно, на самом деле строго последователен в хронологическом отношении: св. Филипп уходит в Самарию; находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что самаряне приняли от Филиппа слово Божие, посылают к ним свв. Петра и Иоанна ( Деян.8:14–24 ); затем Апостолы Петр и Иоанн идут обратно в Иерусалим ( Деян.8:25 ), а св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Впрочем, Владыка наш и Бог , желая научить нас, что нам должно подходить к Богу через некоего посредника и поручителя, Сам стал для нас образцом и примером как во всем прочем, так и в этом, будучи назван первым посредником 290 и поручителем нашей природы, приведя ее к Собственному Отцу и Богу, а затем провозгласил Своих святых апостолов служителями сего посредничества и поручительства, и они обращали к Владыке Христу всех верующих, а эти, в свою очередь,  – других, а те снова – иных, и так доныне 291 сохраняется, и Бог хочет, чтобы мы не преступали Его предписание и предание, но пребывали в тех [пределах], которые Он установил, поскольку Он говорит: «Никто не приходит ко Мне, если не привлечет его Отец» 292 , и еще: «Никто не приходит к Отцу, как только через Меня» 293 , – так что никто не приходит к вере во Святую и единосущную Троицу, если не будет наставлен каким-нибудь учителем в вере. И никто не крестится без священника и без причащения от него Божественных Таин. А не причастившийся Тайнам никогда не сможет улучить вечной жизни, как сам Господь сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» 294 , и еще: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» 295 . Итак, раз без Крещения и причащения Божественным Тайнам никто из верных не удостоится вечной жизни, а они преподаются не через святых апостолов или, бывших после них, святых праотцев наших, но через существующих ныне живых, общающихся с нами, совершенно очевидно: те, жившие тогда в мире, передали верующим то же самое, что они предоставляют нам, и эти равны тем. Каким образом? Как те крестили водою и Божественным Духом 296 , так и ныне сии делают. Те преподавали Тело и Кровь Христову, и сии преподают нам то же; и у оных не было ничего большего, и у нынче преподающих нам – ничего недостающего. Те учили вере во Христа и в Отца и Сына и Святого Духа 297 , Троицу нераздельную и единочестную, и отцы наши учат нас тому же.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Novyj_B...

Все приношения святыни, которые приносят сыны Израилевы Господу, Я дал тебе и сынам твоим, и дочерям твоим с тобою, как законное на веки, и это вечный завет пред Господом для тебя и твоего потомства. И говорил Господь с Аароном, и сказал: В их земле не должен ты иметь удела и владеть какой-либо частью, ибо Я – твоя часть и твой удел между сынами Израиля. Но вот Я определил в удел левитам все десятины сынов Израиля за их службу, которую они совершают в скинии свидания. Сыны же Израиля не могут впредь приступать к скинии свидания, чтобы не навлечь на себя смертного греха, но левиты должны совершать служение при скинии свидания и взять на себя их грехи, как вечный закон во все роды. И между сынами Израиля они не должны получать никакого удела. Ибо десятины сынов Израиля и все приношения, которые они приносят Господу, дал Я левитам, как удел; поэтому Я повелел им, чтобы не имели между сынами Израиля никакого удела 293 . И Господь говорил с Моисеем, и сказал ему: «Объяви левитам и скажи им: если вы от сынов Израиля принимаете десятины, то отдавайте также и вы из этого дар Господу, десятину от десятин; и это должно быть вам зачтено, как ваш дар, как хлеб из гумна, и как излишек из точила. Таким образом, должны также и вы приносить возношение Господу от всех десятин ваших, которые получаете вы от сынов Израилевых и должны S 36/L 25//CA II. 25///давать из этого возношение Господнее Аарону священнику. Из всех (назначенных) для вас даров вы должны приносить дар Господу из самого лучшего, что посвящается Ему. И скажи им: Если вы лучшее из этого отдали Ему, то (остальное) будет засчитано левитам, как доход с гумна и как дохода с точила. Потребляйте его на всяком месте вы и принадлежащие к дому вашему, ибо это ваша награда за службу при скинии свидания. И не возьмете вы поэтому греха на себя, если вы (только) лучшее для Него отдадите, и вы не оскверните священных даров сынов Израиля, чтобы вам не умереть» 294 . Глава IX /Увещание к народу о почитании епископа 295 Итак, слушайте это и вы, миряне, избранная церковь Божия; хотя и прежде народ именовался церковью, но вы –//кафолическая, святая и совершенная церковь «царское священство, святое собрание, народ, определенный к наследию» 296 , великая церковь , «невеста украшенная» 297 для Господа Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Все это отчетливо свидетельствует о том, что вера учеников в воскресение не была вызвана ожиданием этого события. (Если бы они ожидали воскресения, то отдавали бы себе в этом отчет.) Только очень малая часть Ветхого Завета может быть интерпретирована как пророчество о воскресении; поэтому никто больше не предсказывал его. «О Нем все пророки свидетельствуют» 291 , – заявляет Петр в одной из речей в Деяниях Апостолов. Кроме того, как отмечалось ранее, в Ветхом Завете есть отрывки, которые вполне оправданно считать пророчествами о, или, во всяком случае, описанием «прообразов», Мессии (или какой-либо другой подобной личности), который учил и страдал. Но как быть с воскресением из мертвых? Среди цитат, приведенных в Новом Завете, есть цитата об освобождении Ионы из чрева кита по прошествии трех дней и трех ночей 292 . Далее, как говорилось выше, два или три отрывка (включая, например, то место, где Иисус, согласно Луке 293 , дает наставления ученикам после своего воскресения) действительно кажутся косвенной ссылкой на Книгу пророка Осии: «Оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» 294 . Затем Петр в своей речи в Деяниях Апостолов цитирует псалом 15-й: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» 295 . Наконец, есть цитаты, подчеркивающие победу святого, последовавшую за поражением или состоянием отверженности, особенно из 117-го псалма: «Камень, который отвергли строители, соделался главою угла» 296 ; тем не менее ни один из этих отрывков никогда прежде не интерпретировали как пророчество о воскресении из мертвых человека, казненного за преступление. Когда ученики поверили в воскресение, они стали искать в Ветхом Завете тексты, подтверждающие это событие, и были убеждены, что в этом им помогает сам Иисус 297 . Вне зависимости от того, содержал ли каждый отдельно взятый ветхозаветный текст пророчества о воскресении, первые христиане сочли его значимым в данном отношении только после того, как сами поверили в него; подробнее об этом будет сказано в главе 12. Очевидно не для всех

http://azbyka.ru/otechnik/Richard-Suinbe...

Всем сердцем желаю вам благословений Отца небесного во всех богоугодных трудах, подвигах, занятиях и делах, видимых и духовных, пребуду всегда преданным вам слугою о Господе. P. S. Советую вам запечатлеть сии слова Божией благодати в памяти, в уме, сердце и совести. 26 марта 1846 г. 296 В Орел приехали мы по милости Божией благополучно, когда солнце уже взошло, и когда начали звонить к ранней обедне в городе. Мы исполнили уже и чтения из Нового Завета и Псалтыря. Мысли, получаемые при чтении второго псалма и второй главы Евангелия от Матфея (ибо эти места проходить сего дня случилось вам), представляются мне в гармоническом соответствии и согласии. «Царь Ирод смутился, и весь Иерусалим с ним. И собравши всех первосвященников и книжников из народа, спрашивал у них: где должно родиться Христу? ( Мф.2:3 −4). Ирод, тайно призвав волхвов, выведывал от них время явления звезды, и послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдете Его, известите меня, чтобы и я пошел поклониться Ему» ( Мф.2:7 −8). «Ирод увидя, что он осмеян от волхвов, весьма разгневался, и послал избить в Вифлееме и во всех пределах его, всех детей мужеского пола от двух лет и ниже» ( Мф.2:6 ). Почто мятутся пароды, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и вельможи собираются вместе против Господа и Христа Его. «Разорвем узы их, и свергнем с себя иго их!» Живущий на небесах, осклабляется, Господь смеется им ( Пс.2:1 −4). Ты поразишь их жезлом железным; раздробишь их, как сосуд горшечника ( Пс.2:9 ). Соображая все это, можем найти ключ к разумению всех событий, составляющих историю мира и Церкви. В последнем стихе псалма словом почтите переводчик хотел выразить слово оригинала лобзайте. Лобзание Сына Божия по созерцанию духовному, бывает троякое: лобзание ног, принадлежащее собственно рабам; лобзание рук, свойственное детям, и лобзание уст, приличное только невестам Божественного Жениха ( Пс.2:11 ; 1Ин.4:18 ; Гал.4:1 −7; Рим.8:14 −17; 2Кор.11:2 ; Ин.3:29 ; Еф.5:25 −27, 29−32; Апок.19:7 −9, 22; Песн.П.1:10).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Вспомни о нас, Господи, в благоволении к народу Твоему; посети нас спасением Твоим, дабы видеть благоденствие избранных Твоих, веселиться веселием народа Твоего, хвалиться с наследием Твоим (Пс. 105:4-5). Глава 2. О святом Крещении   Кто будет веровать и креститься, спасен будет. (Мк. 16:16)   Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. (Тит. 3:4-7)   § 295. Святое Крещение – это как дверь, через которую крестящиеся входят в Церковь Божию. Вера во Христа, Сына Божиего, – как ключ, которым открывает эта спасительная дверь. Ибо желающему креститься должно прежде веровать во Христа как единого Избавителя и Спасителя мира, и, кроме Него, иного средства к получению вечной жизни не знать, так как никто не приходит к Отцу, как только через Него (Ин. 14:6), – и так с этой верой креститься во имя Триипостасного Бога – Отца и Сына и Святого Духа (Мф. 28:19). Так евнух, упоминаемый в Деяниях апостольских, сначала исповедует веру во Христа, Сына Божия: Верую, что Иисус Христос есть Сын Божий, – и потом крестится (Деян. 8:37-38). И Христос говорит: Кто будет веровать и креститься, спасен будет. § 296. При святом Крещении бывает: 1) Отрицание сатаны, и всех дел его, ангелов его и прочего, как изображено в уставе о Крещении. Это отрицание взрослые сами произносят, а вместо младенцев – их восприемники. Сатана есть дух лукавый, созданный Богом добрым, но своей волей отступивший от своего Создателя и сделавшийся злым и начальником всякой злобы и греха. Ангелы его – также духи, созданные Богом добрыми, но с ним отступившие от Творца своего, они – такие же злые духи, роду человеческому, как и начальник их, весьма враждебные (см. 2 Петр. 2:4; Иуд. 6; Ин. 8:44). Дела их – дела темные, грехи и беззакония. Сатана – начальник и изобретатель греха, в который и прародителей наших, а с ними и нас, лукавством своим низвергнул, отвел от Бога (см. Быт 3:1-7), и привлек в свою темную область (Деян. 26:18). Служит сатане тот, кто, исполняя его злую волю, творит грех, ибо кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил, – по свидетельству апостола (1 Ин. 3:8).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Глава 13 1 . В тот день будет для дома Давидова и живущих в Иерусалиме на всяком месте источник 194 для изменения и отделения (их) 195 . 2 . И будет в тот день, говорит Господь Саваоф: Я удалю имена идолов с земли, и не будет памяти о них, и лживых пророков и духа нечистого 196 истреблю с земли. 3 . И будет: если кто станет ещё прорицать, то отец его и мать его, родившие его, скажут ему, когда он будет прорицать: «Тебе не должно жить, потому что ты говорил ложь во имя Господа», – и остановят 197 его отец его и мать его, родившие его, когда он начнёт прорицать. 4 . И будет в тот день: устыдятся пророки 198 , каждый видения своего, когда они вздумают прорицать, и оденутся во власяницу 199 , ибо они говорили ложь. 5 . И всякий скажет: «Я не пророк, но я земледелец, ибо некто родил меня (таковым) с юности моей». 6 . И скажу 200 ему: «Что это за язвы на руках твоих?» И он скажет: «Их наложили мне в дому возлюбленного моего» 201 . 7 . Меч! Восстань на Пастыря Моего и Мужа близкого 202 Мне, говорит Господь Вседержитель, порази Пастыря, и рассеются овцы стада 203 и наложу руку Мою на (малых) 204 пастырей 205 . 8 . И будет в тот день на всей земле, говорит Господь: две части её (жителей) истреблены будут и исчезнут, а третья останется на ней. 9 . И проведу третью часть чрез огонь, и расплавлю их, как плавится серебро, и очищу их, как очищается золото: он 206 будет призывать имя Моё, и Я услышу его и скажу: это – Мой народ, а они скажут: Господь – Бог мой! 194 Греч. διανοιγμενος – прорытое место, отверстие в земле, колодезь, в синод. пер. источник. 195 Греч. ες τν μετακνησιν κα ες τν χωρισμν [др. чт. αντισμν – окропление] – [слав.] в предвижение и разделение. По согласному изъяснению Кир. Алекс., Ефр. Сир., Феодор, и Иерон. (на основании 14, 8), здесь разумеется духовный источник благодати, способствующий духовному изменению, отделению от Ветхого Завета и обращению ко Христу иудеев. 202 Греч. πολτην – слав. гражданина, пользуемся синод. пер. и толкованием Ефр. Сир. и Иерон., относящими ко Христу это пророчество. 204 Оскобл. слав. малыя соотв. во всех греч. спп. μικρος, есть и в евр. и в Вульг.; оскоблено напрасно. 205 Слав. пастыри соотв. ποιμνας у Грабе и Бабера, в альд. и компл. и XII, а у Фильда, в ват. и др. – нет. Читать далее Источник: Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова : В 3-х том. - Москва : Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006-./Т. 2: Пророк Даниил. Малые пророки. - 2006. – 296 с./Книга пророка Захарии. 242-279 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010