ca, как явствует из надписания ответного послания Георгия Схолария. Повод для написания этого послания был следующий. Георгий Схоларий, как мы видели в изложении истории Флорентийского Собора, оффициально поддерживал дело Унии, несомненно, из лояльности к воле Императора, пост секретаря которого он занимал. Когда св. Марк пламенно боролся против Унии, он не выступал ни против ни за св. Марка, а сохранял нейтральность. Эту нерешительность он потом поставит себе в тяжкую вину. Однако, св. Марк знал, что Георгий Схоларий — его духовное чадо и ученик — верен Православию, и когда тот просил у него прощения за свою нерешительность и указывал доводы для сего, Святитель не только прощал его, но даже и оправдывал. Но этому должны были быть границы и конец. И вдруг, находясь в Ефесе, св. Марк услышал, что Георгий Схоларий открыто и публично выступает за Унию. Глубоко огорченный и расстроенный этим, он направляет ему письмо, которое с болыишми перипетиями попадает ему в руки. С глубокой верою и любовию к человеку написано это послание Святителя, и если оно и нас волнует, читающих его спустя 500 лет от времени его написания, то нетрудно заключить, какое благодатное воздействие оно имело на Георгия Схолария, душу святую и благородную! Это послание содержится в ряде рукописей (Atheniens. 652, fol. 10–11. Ambrosian. 653, fol. 2–3. Ambrosian. 899, fol. 142–3. Parisinus 1218, fol. 125–7. Paris. 1295, fol. 19–20. Scolariensis Y. III., fol. 3–4. Paris. 1267. Paris. 1310, fol. 39–40. Paris. 1327, fol. 246–8. Laurentianus 13, plut. 74, fol. 296. Mbsquensis 493. fol. 75). Это послание св. Марка Георгию Схоларию было напечатано и в издании L. Allatii в «Contra Creyghtonum» в 1695 г. и J. Hergenroemher’oм в 160 т. греч. сер. Патрологии Миня, и, наконец, согласно Парижской рукописи 1218, фол. 125–7, оно было напечатано Mgr. L. Petit в 17–м томе «Патрологии Ориенталис», стр. 460–4, с издания которого и делается наш перевод на русский язык. ВСЕСВЯЩЕННЕЙШОГО МИТРОПОЛИТА КИР ΜΑΡΚΑ ЕВГЕНИКА ПОСЛАНИЕ К СХОЛАРИЮ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Кроме того, в группу богословских сочинений входят канон Божией Матери (к-рый включает краткое изложение в поэтической форме и осуждение мариологических заблуждений, свойственных различным ересям) и толкования богослужебных канонов прп. Иоанна Дамаскина. В рукописях к этим толкованиям иногда примыкает трактат о Св. Духе: Monac. 58. Fol. 52-255, 256-259, XVI в.; 226. Fol. 122-295, 296, XIII в.; 286. Fol. 78-271, 272-276, XV в. ( Hardt I. Catalogus codicum manuscriptorum graecorum Bibliothecae regiae Bavaricae. Monachii, 1806. T. 1. P. 309-310; T. 2. P. 486-487; T. 3. P. 197-198). В рукописях встречаются также совершенно не исследованные и до сих пор не изданные богословские произведения И. З.: толкование на Октоих в Vat. Ottob. 339. Fol. 256-298, XVI-XVII вв. (Codices manuscripti graeci Ottoboniani Bibliothecae Vaticanae. 1893. P. 177-179); «Песнопения Зонары и Никифора Патрикия» (Joannis Zonarae et Nicephori Patricii cantica) в Paris. gr. 1310. Fol. 30-33v, XV в. ( Omont. 1886. P. 295); «Толкование Зонары, монаха и философа» (Ζωναρ μοναχο φιλοσφου ξγησις), объяснение нек-рых богословских понятий, в ркп. Marc. XI 24. Fol. 88v - 95v, XV в. (Codices graeci manuscripti bibliothecae divi Marci venetiarum/Rec. E. Mioni. R., 1972. Vol. 3. P. 135). Сочинения со спорным авторством Под именем И. З. опубликовано 3 письма (в примечаниях к трактату «Против антропоморфитов» свт. Кирилла Александрийского). Издатель писем Б. Вулканий хотел опубликовать их полностью, но умер, не успев осуществить свое намерение. В рукописях - напр., в Vat. gr. 1718, XVI в.- насчитывается 55 писем (или глав) И. З., адресованных разным лицам и имеющих богословское содержание (Codices Vaticani graeci: Cod. 1684-1744/Rec. C. Giannelli, P. Canart. Vat., 1961. P. 88-90). Эти письма, однако, обычно атрибутируются Михаилу Глике; в PG под именем Михаила Глики издано 29 писем (PG. 158. Col. 648-957). Тем не менее вопрос об авторстве данных писем, которые в рукописях встречаются под именами как Михаила Глики, так и И. З., остается спорным (аргументы за и против авторства И. З. и сведения о рукописях см.: Du Cange. 1864. Col. 23-26; PG. 158. Col. IV. N «b»; Col. XV-XVI, XX-XXI, XXVII-XXX).

http://pravenc.ru/text/471214.html

В нек-рых источниках П. назван Ивиритом (напр.: Анфология 2-й пол. XVII в. Ath. Iver. 951), или (иеро)монахом (из мон-ря) Иверцев, т. е. грузин (напр.: Анфология - Стихирарь сер. XVII в. Ath. Iver. 1180; Ath. Xen. 158, XVIII в.), или без к.-л. добавления к имени (напр.: Пандекти XVIII в. Meteor. S. Stephan. 127. Fol. 296). Тот факт, что П. назван доместиком Иверского мон-ря, означает, что он достиг высокого уровня в муз. образовании и исполнительском искусстве. Весьма вероятно, что одновременно он обучал певчих монастырского хора. В кодексе XVI в. Bodl. Seld. B. 43 (S. C. 3373), содержащем теоретические сочинения Мануила Хрисафа и др. авторов, есть более поздняя запись: «Панкратий иеромонах и учитель (καθηγητς) мой, ученика (φοιτητο) Ио(анна)» (Fol. 24v). Важен также факт, что П. был связан с такими одаренными знатоками певч. искусства, как протопсалт Константин из Анхиала. П. причисляли к «новым авторам» музыки (νοι ποιητς - см. Пападики 1759 г. Ath. Xeropot. 380. Fol. 260v), т. е. к поколению мелургов, живших после падения Византийской империи, труды к-рых способствовали расцвету греч. церковной музыки в 1650-1720 гг. (см.: Χατζηγιακουμς. 1999. Σ. 31-41). Его творчество представлено в немалом количестве списков Анфологий и Пападики, созданных выдающимися мелургами и писцами XVII (см. Матиматарий 1667 г. Космы Македонца Ath. Iver. 991) и XVIII вв. (см. Пападики 1743 г. письма протопсалта Иоанна Meteor. S. Stephan. 52). Помещение миниатюры сщмч. Панкратия , еп. Тавроменийского, в Аколуфии 1780 г. Athen. Bibl. Nat. 973 (Fol. 145), в разделе с песнопениями Литургии Преждеосвященных Даров, среди к-рых есть «Ныне силы небесныя» на 1-й плагальный (5-й) глас П., косвенно может указывать на то, что составитель кодекса хотел выделить произведение П., будучи убежденным в верности Христу афонского иеромонаха и доместика. Все известные произведения П. написаны в пападическом роде: аллилуиарий 1-го гласа (Sinait. gr. 1299. Fol. 217; S. Sepulcri. 704. Fol. 239v), херувимские: на 1-й глас, в т.

http://pravenc.ru/text/2578819.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК МОНАХ (XIII в.), автор аскетических сочинений. О жизни М. М. ничего не известно. Свои сочинения, являющиеся единственным источником скудных сведений об их авторе, он писал уже в преклонном возрасте (не позднее 1266, судя по датам пасхалии, и не ранее 1259, когда Михаил VIII Палеолог взошел на трон, см.: Richard M. Les florilèges de Marc hiéromoine//DSAMDH. T. 5. Col. 506-507). М. М. был, по его собственным словам, монахом (Florilegium. I 92//Opera ascetica. P. 8). Ирина Палеологина, сестра имп. Михаила VIII, принявшая постриг после смерти мужа, Иоанна Комнина Ангела († ок. 1257), побудила М. М. написать наставления для ее духовной жизни (Ibid. III 1-4//Opera ascetica. P. 11). Видимо, М. М. был ее духовником довольно продолжительное время. В рукописи Vat. Chigi. gr. 27 (XIII в.) сохранились все сочинения М. М. (отдельные произведения дошли еще в 3 рукописях). По словам М. М. (Epilog. 10-12//Opera ascetica. P. 181), плохое здоровье не позволило ему написать рукопись самому, так что пришлось прибегнуть к услугам переписчиков. 1. Объемная антология «Алфавитные изречения по главам из преподобных отцов наших, собранные на разные темы» (Fol. 1r - 306v). Содержит извлечения, обычно использовавшиеся в XIV в. для защиты афонского исихазма, из Макариевского корпуса, прп. Нила Синайского и прп. Симеона Нового Богослова, а также др. греч. отцов, особенно прп. Максима Исповедника. В сборник включен также полностью Апокалипсис Иоанна Богослова с толкованиями М. М., составленными с использованием комментариев Андрея Кесарийского и Икумения (Fol. 44v - 71v). Издана только небольшая часть (схолии на книгу Екклесиаст под именем Нил (Fol. 200r - 203r)): Luc à S. Nilo d " Ancira sull " Ecclesiaste: Dieci scolii sconosciuti//Biblica. 1979. Vol. 60. P. 237-246; ср.: Idem. Gli scolii sull " Ecclesiaste del Vallicelliano greco E 21//Augustinianum. 1979. Vol. 19. P. 287-296, здесь: 288-289. По-видимому, антология, описанная М. Ришаром ( Richard M. Florilegium patristicum secundum alphabeti litteras dispositum//DSAMDH. T. 5. Col. 507), включает выдержки из этого сочинения М. М.

http://pravenc.ru/text/2562266.html

– обнаруженные рукописные материалы собора 1352 г.; – многие места Похвального слова свт. Григорию Паламе напоминают выражения священного синодика; – существуют анафематствования Варлаама и Акиндина в виде отдельных пьес с именем партриарха Филофея (автор ссылается на С. 295 в прим. 2 на Мюнхенский cod. graeca 505, fol. 2 v.), в которых вероучение еретиков рассматриваются в виде 14 отдельных положений (см. 14 глав против Варлаама и Акиндина на С. 237). С. 295–296 – Говорится о том, что по причине широкого распространения варлаамовских взглядов церковные власти стали требовать с посвящаемых в епископы особую присягу, в которой они должны были отвергнуть учение Варлаама и Акиндина и признать учение свт. Григория Паламы . Такая присяга (или исповедание веры, см. табл. на С. 238 настоящей работы), была составлена свт. Филофеем (Коккиным), на рукопись присяги Ф. И. Успенский дает ссылку: cod. Graecus 508, fol. 123 «μολογα τς ρθοδξου πστεως κτεθεσα παρ το μητροπολτου ρακλεας Φιλοφου». Далее автор монографии приводит отрывок из этого текста (со строки 10 с конца С. 295 по строку 13 на С. 296). Завершает перечень монографий труд Ф. И. Успенского «История Византийской империи», первоначально изданный в период с 1913 по 1948 гг. в 3 томах. Временой период, интересующий нас для целей нашей работы, описывается в Отделе VIII «Ласкари и Палеологи» 3 тома, который вышел в свет в 1948 г. Позже монография переиздавалась, мы будем пользоваться 8 томом современного издания 2020 г. 191 Краткая характеристика. Место личности свт. Филофея (Коккина) в монографии – второстепенное, личность святителя упоминается в ходе описываемых исторических событий. Обзор работы. На С. 304 говорится, что мнение афонского монашества, которое было представлено к собору 1351 г., редактировал будущий патриарх Филофей. На С. 305 упоминается, что патриарх Филофей канонизировал свт. Григория Паламу . На С. 317 упоминается факт о том, что имп. Иоанн Кантакузин сместил патриарха Каллиста и поставил на его место свт. Филофея (Коккина), т. к. Каллист не соглашался короновать Матфея, сына Иоанна Кантакузина .

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

Марии Египетской и многих статей духовного содержания. Подобная статья находится в рукописи Московской Синодальной библиотеки, по каталогу Маттеи 399, fol. 184. Заглавие ее здесь: О της Ιερουσαλμ αρχιεπσχοποι (Архиепископы города Иерусалима). Начало статьи: χωβος ελφϑεος (Иаков, брат Господень). Л. 12. Ο ν Ρμη επιοχοπεοαντες π Χροτου κα των ποστλων (Список римских епископов от временииисуса Христа и апостолов): а), Πτρος πστολος (Петр апостол). β) Λτς (Лин), γ) «Ανγκλητος (Анаклит). Это список римских первосвященников или пап с обозначением числа лет управления каждого; его нет только при пяти первых и семи последних: Иоанна, Бенедикта, Пелагия, Григория, Сабиниана, Бонифатия, Бонифатия другого. Всех пап в росписи поименовано 64. Подобная статья находится в рукописи Московской Синодальной библиотеки, по каталогу Маттеи 399, fol. 183, под заглавием: о της »Ρμης ρχιεπσχοποι (Архиепископы города Рима). Начинается: Πτρος о πστολος (Петр апостол). Л. 12 об. «σοι πισχπησαν ν τφ Βυζαντφ απ Χρστου» κα των ποστλων (О том, какие были епископы в Византии от времен Иисуса Христа и апостолов). Начинается: νδρας о πστολος ν Βυζαντφ τν λγον χηρξας εχτριον οχον πραν ν Αργυροπλει δειμμενος χειροτονε πχοπον τς αυτς πλεως Στχυν, ου μμνηται ποτολος ν τ προς »Ρωμαους πιστολ (Первым епископом Византии был великий апостол Андрей; он проповедал учение христианское в Византии и у Аргирополя подле города воздвиг храм; он посвятил епископом Стахию, о котором упоминает апостол в послании к римлянам). Конец статьи: Θεδοτος τη. Αντνιος τη. " Iω(ννης) πρ. χα σγχεος πιβουλεσας αυτν τη. Μεθδιος τη (Феодот. Антоний. Иоанн. Мефодий). Подобная же статья находится в рукописи Синодальной библиотеки, по каталогу Маттеи 399, л. 182, под заглавием: о ρχιερεσαντες ν Κωνσταντινουπλει (Константинопольские архиереи). Начинается: νδρας πστολος (Андрей апостол). В означенной рукописи находятся еще списки патриархов антиохийских и александрийских. Роспись константинопольских патриархов напечатана у Левенклавия luris Graeco Romani tam canonici quam civilis, t. I, p. 296–304, несколько более обильная историческими подробностями и доведенная до позднейших времен, чем у нас. Л. 14. Краткое хронологическое указание о времени вселенских соборов; их тут означено семь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

На Руси наряду с Мученичеством, составленным прп. Симеоном Метафрастом, бытовал перевод дометафрастовского Мученичества К. (BHG, N 352); этот текст содержится в Волоколамских Минеях-Четьих (1-я четв. XV в.), а также в Великих Минеях-Четьих ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 410). Ист.: Niceph. Callist. Hist. eccl. VII 14; ActaSS. Ian. T. 2. P. 458-483, 460-470; SynCP. Col. 415б, 418; MartRom. P. 32; PG. 114. Col. 816-893 [Мученичество авторства прп. Симеона Метафраста]; PG. 117. Col. 277 [Минологий Василия II]; ЖСв. Янв. Кн. 2. С. 285-315. Лит.: Chabot J.-B. Trois homélies de Proclus, évêque de Constantinople. R., 1896; Eldarov G. Agathangelo e Clemente//BiblSS. 1961. T. 1. Col. 337-338; Janin. Églises et monastères. 19692. P. 91-92; Majeska G. P. Russian Trevellers to Constantinople in 14th and 15th centuries. Wasch., 1984. P. 43, 187, 296-297; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. 19952. Σ. 253; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 3. С. 35-36; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 3. Σ. 127-130. Е. М. Беленькая Гимнография Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Минология. 1322–1340 гг. (Bodl. f. 1. Fol. 44v) Память К. отмечается 23 янв. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., известном в груз. переводе; назначается общее последование «учителям» ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 32). В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. память К. также отмечается 23 янв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 208); К. назначаются 2 тропаря: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ) и 4-го гласа Καννα πστεως (    ); прокимен Пс 63. 11, Апостол (Евр 10. 32-37), аллилуиарий, Евангелие и причастен - по усмотрению служащих. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 324), отражающем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память К. отмечается 23 янв., но без описания богослужебного последования. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Типикон. Т. 1. С. 397-398), представляющему малоазийскую редакцию Студийского устава , служба К. 23 янв. включает: отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Κλμα σιτητος κα στλεχος θλσεως (          ), кондак, канон плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов, дополнительный подобен на утрене, самогласен и седален; на литургии назначается прокимен Пс 115. 6, аллилуиарий Пс 131. 9, Апостол и Евангелие - дня, причастен Пс 32. 1. В целом такое же последование К. зафиксировано в афоно-италийских студийских Типиконах - Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 252) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 112).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

В следующем примере мы находим замену имени Дионисия Ареопагита на имя Диодор. Сразу необходимо отметить, что Маркеллом Пираром в критическом издании эта интерполяция была отмечена [Iσακ Σρος, 2012. Σ. 44] и четко выявлена цитация Дионисия [Iσακ Σρος, 2012. Σ. 414–415]. Несмотря на это, некоторые исследователи пытаются оспорить данный очевидный факт [Фьори, 2014. С. 288−307; Макаров, 2021. С. 182–187]. Так, например, Эмилиано Фьори в примечании говорит: «В русском переводе, как и в греческой версии, имя Диодора заменено на Дионисия, еп. Афинского» [Фьори, 2014. С. 292, примеч. 11] 2 . Э. Фьори, упоминая синайскую рукопись, говорит только об одной цитате Дионисия. Тем не менее этот ученый выдвигает тезис, что данная цитата, впрочем как и все знакомство прп. Исаака с корпусом Дионисия Ареопагита , было «фрагментарным» посредством флорилегиев. Однако при сопоставлении указанной цитаты с флорилегием, имеющимся в той же синайской рукописи (этот факт наиболее показателен, т. к. переписчик мог без труда выверить цитату), можно заметить, что цитаты не тождественны, в текстах имеется разночтение, ср.: (Sin. syr. 24, fol. 135r; fol. 9r–9v). Исходя из этого тезис Э.Фьори можно рассматривать всего лишь предположением, которое не подтверждается текстологией рукописей. Второй тезис, выдвинутый Э. Фьори 3 , выглядит еще противоречивее, чем первый: исследователь предположил, что фрагмент, посвященный девятичинной классификации ангелов, отсылающий непосредственно к корпусу Дионисия Ареопагита , был изначально записан некоторым переписчиком на полях рукописи и затем попал в основной текст [Фьори, 2014. С. 295–296]. По рукописному наследию прп. Исаака, начиная с самой древней сохранившейся рукописи Sin. syr. 24 (VIIIb.), можно видеть, что данные фрагменты являются органичной частью самого текста, о чем свидетельствует и вся текстологическая картина известных сохранившихся рукописей Первого собрания. По этой причине можно считать, что гипотезы Эмилиано Фьори в отрыве от рукописного наследия прп. Исаака являются не более чем предположениями. Странно, что столь серьезный ученый, перед тем как озвучить свои гипотезы, не посчитал нужным проверить их текстологическими исследованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/ri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД АГИОРИТ [αυδ, αβδ μοναχς Αϒιορετης], мон. Под именем Давида монаха в греч. певч. рукописях XVIII в. известно небольшое число произведений: в Анфологии XVIII в. (Ath. Vatop. Dimitr. 41. Fol. 331) содержатся седмичные прокимны (Α δοχα τς βδομδος, το αυδ, χος πλ. δ - см.: Lamberz, Λτσας), в Анфологии 1760 г. письма иером. Паисия (Ath. Doch. 332. Fol. 296-327) - прокимен (αβδ μοναχο - см.: Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 1. Σ. 388). В др. греч. певч. рукописях, судя по описаниям Г. Статиса , М. Хадзиякумиса , Н. Веиса , Д. Софианоса и изд. «Monumenta musicae Byzantinae» , в диссертациях, опубликованных Элладской Православной Церковью в серии Ιδρυμα Βυζαντινς μουσικολοϒας, и в вышедших к наст. времени статьях мелург с таким именем не упоминается ни в XVIII в., ни в предшествующих или последующих веках. Очевидно, 2 приведенных выше указания являются следствием недосмотра писцов или составителей каталогов. Кроме того, эти прокимны (δοχα) являются творениями известного мелурга мон. Даниила Агиорита Фессалоникийского (ок. кон. XVII в.), широко представленными в муз. источниках (вероятнее всего, имела место путаница в прочтении имени: αυδ вместо ανιλ из-за схожести сочетаний букв αυ и αν). Из др. источников известно, что причастен на глас βαρς из дохиарской рукописи является произведением более раннего мелурга - мон. Давида Редестского , доместика афонского мон-ря Пантократор (XV в., до падения К-поля). Следов., путаница объясняется еще и тем, что писцы не могли разделить 2 мелургов по времени. Кроме того, этот причастен переписывался вместе с соответствующими произведениями мелургов XV в.- Иоанна Клады и Мануила Хрисафа . По этим причинам несомненно, что упоминание в «Теоретиконе» Хрисанфа из Мадита некоего мелурга Давида монаха (без к.-л. уточнений) также относится к Давиду Редестскому. Следует отметить, что в 1-й пол. XVIII в. жил еще один талантливый мелург - иером. Давид, более известный как создатель муз. рукописей. Но в греч. муз. источниках он упоминается как Давид Скопелит (Σκοπελτης) или Давид Бернардис (Μπερναρδς), но не как монах или Агиорит (см.: Καραϒκονης). Лит.: Χρσανθος κ Μαδτων, π. υρραχου. Θεωρητικν Μϒα τς Μουσικς, Αφϒησις περ ρχς κα προδου τς μουσικς. Τερϒστη, 1832 . Σ. 35. Παρϒραφος 54; Lamberz E. , Λτσας Ε. Κ. Κατλοϒος χειροϒρφων της Βατοπεδινς Σκτης Αϒου ημητρου. Θεσσαλονκη, 1978. Σ. 82. (Κατλοϒοι Ελληνικν Χειροϒρφων Αϒου Ορους; 1); Καραϒκονης Κ. Χ. Η Ψαλτικ Παρδοση της Σκοπλου - Μα πρτη προσϒϒιση//Θεσσαλικ Ημερολϒιο. Λρισα, 2003. Τ. 43. Σ. 140-142. К. Х. Карангунис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168532.html

См.: Avner Т. The Impact of the Liturgy on Style and Content//JOB. V. 32/5. Wien, 1982. P. 459–467. Но особенно интересно для нашей иконографии изображение цикла в рукописи Есфигмен (Cod. 14, fol. 394 v, 402 r, 403 r, 407 v, 409 v, 410 r), составляющее иллюстрации к Рождественской омилии Иоанна Дамаскина . В Омилиях Григория Назианзина (Paris, gr. 510, fol. 137 r) волхвы сопровождаются ангелом. 295 М. В. Щепкина неверно определила иллюстрацию строфы в Псалтири Томича. Здесь изображены не волхвы перед Иродом, а возвратившиеся в Вавилон к царю Вавилона (они изображены без даров в руках). См.: Щепкина М. В. Болгарская миниатюра XIV в. Исследование псалтири Томича. М., 1963. Илл. 91 (кондак 6). 296 Персонификация Египта встречается в более раннее время, например в Менологии Василия II: Il Menologio di Basilio II (Codice Vaticano greco 1613). Codeices e Vaticanis selecti. V. VIII. Torino, 1907. V. 2. Pl. 274. 297 В Дечанах выделена группа – Мария, пророчица Анна и Иосиф; они изображены (и тем объединены) на фоне конхи. Симеон Богоприимец стоит перед ними на ступенях, ведущих к престолу, как бы намереваясь нести Младенца в Святая Святых. Тем самым намечается разделение земной и небесной природы в Младенце, показывается начало предначертанной божественной миссии Христа, и одновременно он отделен от Матери, остающейся вне алтаря. Так художественное обновление сюжета, внесение в него черт естественной реальности ведет к изменению положения алтаря в композиции, а вслед за этим меняются и оттенки смысла, что вызывает заметное искажение прежнего содержания этой иконографии. В Син. греч. 429 изображение ограничено двумя фигурами – Марии и Симеона, передающего ей Младенца. Действие происходит в алтаре, композиционное пространство строго симметрично, и Мария (без Иосифа и Анны) одна является равноправной участницей события наряду со священнослужителем, посвящая своего Сына Богу. 298 Цикл волхвов см. также в рукописях флорентийской Лауренцианы (Laurenz. VI. 23, вт. пол. XII в.), Иерусалимского патриархата (Ταφου.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010