Вопрос 294. По какой причине человек теряет всегдашнее памятование о Боге? Ответ. Если он не памятует благодеяний Божиих, и оказывается непризнательным к Благодетелю.    Вопрос 296. Как душа несомненно уверится, что она чиста от грехов? Ответ. Если кто приметит к себе расположение Давида, который сказал: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею» ( Пс.118, 163 ), или приметит, что исполнилось в нем заповеданное апостолом, который сказал: «умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание... за которые гнев Божий грядет», и потом, распространяя подобный суд на всякий грех, присовокупил: «на сынов противления» ( Кол. 3, 5–6 ), чтобы можно было сказать: «Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать» ( Пс.100, 4 ). Познает же себя человек находящимся в таком расположении, если и к грешникам чувствует, как и святые, трепетное сострадание. Так и Давид говорил: «Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего» ( Пс.118, 158 ); и апостол Говорит: «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» ( 2Кор. 11, 29 ). Ибо поистине, если душа лучше тела, а между тем видим, что всякой нечистоты на теле отвращаемся и гнушаемся и вид всякого терзания и всякого умышления на это производит в сердце сокрушение и скорбь, то кольми паче христолюбцу и братолюбцу свойственно чувствовать сказанное выше в рассуждении грешников, когда видит душу согрешающих как бы зверями изъявляемою и пожираемою и покрывающеюся как бы гноем и гнилостью, как и Давид сказал: «беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне, смердят, гноятся раны мои от безумия моего. Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу» ( Пс.37, 5–7 ); и апостол говорит: «Жало же смерти – грех» ( 1Кор. 15, 56 ). Посему когда приметит кто, что душа его при своих собственных или при чужих грехах, по сказанному в начале, приходит именно в такое расположение, тогда да будет несомненно уверен, что он чист от греха.   

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

Алкоголь умеет перебрасывать энергию только через небольшие отрезки времени, деньги же знают, как переносить ее в гораздо большем диапазоне. 284. Государственные бюджеты сегодня так велики, что, используя их несбалансированности, есть возможность управлять ростом экономики, то есть либо ее оживлять, либо притормаживать. 285. Пример: если я возьму у когонибудь в долг сумму, равную 10 % своего месячного дохода, то только настоящий псих скажет, что в этом месяце я стал на 10 % богаче или, точнее, производительнее. Ни на грош. Но зрительно мой доход действительно вырос, и я могу (благодаря займу!) потратить на 10 % больше. 286. Интересно осознать, что если мы будем физический труд понимать как работу для рабов, а рабов как инструмент, то Платон не был далек от истины нашего времени. Сегодня действительно физический труд оставлен машинам, а работу творческую, требующую разума и принятия самостоятельных решений, делают люди. Так себе Платон и представлял функции свободного человека (не раба) — интеллектуальная деятельность. 287. Быт. 1:28. 288. Быт. 3:17–19: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: “не ешь от него”, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». 289. Притч. 22:29. 290. И лишь намного позже эта идея получила развитие в коммунистическом учении, в котором стоимость рабочей силы и положение рабочих были доведены до экстремума, когда работа имеет не только высочайшую социальную оценку, но и становится единственным источником создания стоимости. 291. Втор. 24:19. 292. Hill R. B. Historical Context of the Work Ethic. P. 1. 293. Притч. 10:4. 294. Еккл. 5:11. 295. Притч. 21:25. 296. См.: Элиаде М. Священное и мирское; История веры и религиозных идей; Миф о вечном возвращении. 297. Исх. 20:8–11. 298. Как метко отмечает экономист Джагдиш Бхагвати в своей книге «В защиту глобализации» (в разделе «Ускорение темпов социальных сдвигов», с. 47), «уже не считается таким “чудом”, как раньше, длительный ежегодный двухпроцентный экономический рост, достигнутый в Японии в эпоху Мэйдзи. Сегодня для стран третьего мира показатель роста менее шести процентов в год расценивается как провал».

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Апостол повторяет внушения, чтобы Тимофей неусыпно занимался чтением и назиданием других. «О сем заботься, в сем пребывай, чтобы успех твой для всех был очевиден». «О сем заботься», то есть помни, внимай себе, совершенствуй себя упражнением в чтении св. Писания, и в этом постоянно упражняйся к назиданию других, чтобы тебе не себя только усовершать, но и других, и чтобы этот подвиг твоего служения ко благу верующих в Иисуса Христа был известен для всех, к оправданию тебя в твоем звании и ко спасению других. В заключение этого наставления, св. Павел и еще повторяет тоже внушение, говоря: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно». Что говорит апостол Павел св. Тимофею, то относится ко всем нам, призванным на служение проповеди и спасению ближних. И слушайте, строители таин Христовых, внимайте себе и учению, и пребывайте в них. Апостол заповедует это всем нам. И какое сильное побуждение присовокупляет! Сия бо творя и сам спасешися и послушающии тебе (ст. 16). Так поступая, братия сослужители, и себя спасете и слушающих вас. Аминь. Беседа 62 в неделю о Мытаре и Фарисее (Зачало 296.). ( 2Тим.3:10–15 ). Чадо Тимофее, последовал еси моему учению, житию, привету, вере, долготерпению, любви, терпению, изгнанием, страданием, якова ми быша во Антиохии, и во Иконии, и в Листрех: якова изгнания приях, и от всех мя избавил есть Господь ( 2Тим.3:10–11 ). Апостол Павел, прежде приведенных слов, открыл своему ученику и сотруднику, святому Тимофею, что «в последние дни наступят времена тяжкие; ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, нечестивы, клеветники, невоздержны, жестоки, нелюбящие добра, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся, – которые противятся истине, люди развращенные умом, невежды в вере ( 2Тим.3:1–8 ), и завещает таковых удаляться: сих отвращайся (ст. 5). Затем, утверждая Тимофея в последовании Иисусу Христу, и выражая надежду, что он пребудет неизменным в подвиге служения Господу, по примеру своего учителя, говорит: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь». Заблуждениям и порокам лжеучителей и развращенных людей Апостол противупоставляет свое учение и пример своей жизни, которому уже научился последовать святый Тимофей. Какбы так говорит Павел: Таковы лжеучители; таковы нравы и дела их: а мы не таковы; наши правила и дела не таковы, – ты это знаешь; ты издавна со мною; ты напитан от меня учением истины; ты последовал примеру моей жизни, принял учение и правила мои, подражая мне во всем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

б) На внешнем виде благочестия и на сравнении себя с заведомо недостойными и низкими в нравственной жизни. «Я не хищник, не прелюбодей и проч.» (Мат. 19:20; Апок. 3:17 ). в) На беспредельном милосердии Божьем (Сир. 5:6–7). Злоупотребление заслугами Иисуса Христа. г) На обещании исправиться со временем. 2. Как он опасен? а) Это покой только воображаемый. Мечты самолюбия. Покой пьяницы, валяющегося в грязи, или человека, спящего на дереве. б) Он не имеет никакой прочности. После сильного солнечного зноя следует сильнейшая гроза. Внезапное пробуждение совести. Тайный червь гложет сердце (Исаии 57:20–21). Явные наказания Божьи, внезапно постигающие грешника. (Софон. 1:13; Еккл. 8:12–13 ). в) Он причиняет величайший вред. Считают себя праведными и не прибегают к покаянию. Нравственное состояние с каждым днем становится хуже и хуже. Наконец доходят до нравственного окаменения и отвергаются Богом (Евр. 3:11). 3. Как достигнуть истинного покоя? а) Надо прежде всего, чтобы сердце грешника пришло в беспокойство относительно своего нравственного состояния. Мытарь (Пс.37:4.7.9; Лук. 15:4–32). б) Затем, необходимо искреннее раскаяние и исповедание своих грехов. «Боже, милостив буди мне грешнику». (Пс.31:1–2; Иов. 27:6; Иер. 6:16 ). Мытарь во храме в сравнении с фарисеем «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. » (ст.10). 1. Как он беден и, однако же, как богат! 2. Как он ничтожен и, однако же, как велик! 3. Как он печален и, однако же, как блажен! Человек не будет превозноситься своими добродетелями, если подумает 1. О своей прошедшей жизни. 2. О своем настоящем состоянии. 3. О своем будущем и, особенно, о вечной жизни. II. Апостольское чтение. Зачало (296) 2е послание к Тимофею 3:10–15 10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, 11 В гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь. 12 Да и все желающие жить благочестиво в Христе Иисусе, будут гонимы.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Библия не открывает нам именно только этого импульса, нет нужды своевольно и предполагать его, – факт понятен и без этого предположения, – если основы его в «духе» Кира 296 . Освобожденные и возвратившиеся из чуждой Вавилонии на родную почву обетованной Палестины и священного Иерусалима, иудеи могли теперь начать свою новую религиозно-национальную жизнь, а в силу непрерывности исторического течение жизни – развивать те начала и зародыши, которые появились и сложились в эпоху плена и под ее непосредственным влиянием. Каковы были эти начала, как они выразились в строе жизни послепленных иудеев, иначе – каково было значение плена для иудеев: таков последний вопрос нашего исследования. Но прежде, чем ответить на этот вопрос, необходимо решить еще один – предварительный: каковы были те народные элементы, из которых сложился этот новый народный организм, не вошли ли в состав его какие-либо иные элементы, не стоявшие под непосредственным влиянием 70-летнего плена вавилонского? В указе Кира об освобождении пленников мы читаем «Кто есть из вас, из всего народа Его, – да будет Бог его с ним, – и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа, Бога Израилева, того Бога, который в Иерусалиме. А все оставшиеся, во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом, и иным имуществом, и скотом с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме» ( 1Ездр.1:3–4 ). Следовательно, указ этот давал возможность всем сынам народа Иеговы, рассеянным по всему прежде вавилонскому и ассирийскому, теперь персидскому царству, по их желанию возвратиться в отчизну или остаться в стране бывшего плена; обязательным в нем было лишь то, чтобы каждый из оставшихся сынов этого народа, по мере сил и возможности, помог возвращающимся в возобновлении храма. В силу этого указа «поднялись главы поколений Иудиных и Вениаминовых, и священники, и левиты, всякий, в ком возбудил Бог дух его, чтобы пойти строить дом Господень, который в Иерусалиме» ( 1Ездр.1:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог не только знал, что Адам будет грешить и вследствие этого произведет потомство, но «знал также Держащий в руке все пределы… точное число всех людей, составляющих человечество». «Все это предведательной энергией предразумевая о человеческой полноте, управляющий всем через порядок и связь Бог… видящий наравне с настоящим и будущее, по этой причине предусмотрел для человеческого устроения соразмерное время – так, чтобы продолжительности времени хватило для рождения определенного числа душ и текучее движение времени остановилось бы тогда, когда оно (время) уже не рождало бы из себя ничего человеческого. А когда кончится рождение людей, тогда же получит конец и время… и человеческое изменится из тленного и землистого в бесстрастное и вечное… когда полнота человеческой природы придет к концу по предуведенной мере, потому что уже не останется, куда возрастать числу душ». Эта общность между всеми людьми и как следствие отсрочка получения полноты всех благ подчеркнуты Псалмопевцем: Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние ( Пс. 141:8 ) и особенно апостолом Павлом, который, вспоминая о святых патриархах, пишет, что они не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства ( Евр 11:40 ). Именно в этом смысле этот последний отрывок понимается свт. Григорием Нисским 295 , так же как и свт. Иоанном Златоустом , который комментирует это так: «Подумайте, что значит и чего стоит Аврааму и апостолу Павлу ожидать, когда ты достигнешь совершенства, чтобы тогда иметь возможность получить награду… [Бог] определил увенчать всех в одно время… и они ожидают своих братьев. Если все мы – одно тело, то для этого тела более удовольствия, когда оно увенчается всецело, а не по частям» 296 . Даже если он будет членом Церкви, где Царствие Небесное присутствует уже сейчас, человек остается подверженным в своей настоящей телесности условиям этого мира, последствиям греха, который приводит вселенную в беспорядок. Из-за этого он неизбежно подвержен болезни, страданию и биологической смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Быт. 46:3 Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; «Я есмь Ель» – (Бог), напоминание имени Ель-Шаддай, под которым Господь особенно обещал свои милости патриархам и заключал с ними завет (см. первый комментарий к Быт. 43:14 . не бойся идти в Египет, Авраам подвергался великой опасности в Египте ( Быт. 13 ); Исааку не дозволено было идти туда ( Быт. 26:2 ). Иаков, по всей вероятности, не без страха отправлялся в страну с языческой цивилизацией и опасался, что действия его не согласны с волею Всегомущего, Ель-Шаддай, обещавшего потомству Авраама Ханаан. Посему Бог, отвечая на его молитву, устранил страх Иакова удостоверием, что путешествие в Египет происходит по воле Его. ибо там произведу от тебя народ великий; Быт. 46:4 Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Ещё более укрепляет Бог Иакова, обещая быть с ним и с потомством его, и не только не оставляет его без помощи в стране чуждой, но обещает и вывести его из Египта во исполнение обетований. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Иакову даётся разуметь однако, что он сам скончается в Египте и что слова «Я и выведу тебя обратно» разуметь должно о народе, который произойдёт из чресл его. Тем не менее, вся остальная жизнь старца успокоена милостивыми словами Откровения: для народа его – великая будущность, для него самого – тихая кончина, окружённая попечениями любимого сына. Быт. 46:5 Иаков отправился из Вирсавии; и повезли сыны Израилевы Иакова отца своего, и детей своих, и жен своих на колесницах, которые послал фараон, чтобы привезти его. Существует необычайно любопытный египетский барельеф, изображающий переселяющихся в Египет чужеземцев или данников, приносящих дары. По всей вероятности, этот барельеф изображает не переселение Иакова (говорит Вилкинсон), но, по-видимому, изображает подобный же эпизод переселения, относящийся приблизительно к тому же времени. Это барельеф в гробнице Хнумхотепа в Бени-Гассане, относящийся ко времени XII династии, при которой жил Иосиф: на нём изображены чужеземцы с бородами (которых никогда не носили египтяне) и в костюмах и с чертами лица, характеристически принадлежащими кочевым семитам. Пожитки их на ослах, чужеземцы вооружены луками и палицами. Иероглифы называют эту сцену «Абша и его семейство»; над этой сценой иероглифами написано «37» (Англ. Комм. Библия in loco ссылка на Wilkinson, II, p. 296, and plate, and Brugsh, p. 63).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

В 20-й главе ( 1Пар.20:5 ) вместо этого читаем настоящую версию: «тогда Элханан, сын Иаира, поразил Лахмия, брата Голиафова, Гефянина, у которого древко копья было, как навой у ткачей» 296 . Преимущество опять на стороне Паралипоменон. Можно бы увеличить в значительной степени число примеров подобного же рода и к ним же присоединить достаточное число таких, которые дают обыкновенно повод к унижениям исторической достоверности Паралипоменон и возбуждают самые нелепые попытки примирения, но и приведенных достаточно для пояснения и подтверждения нашей мысли. Сюда же можно отнести вавилонские названия месяцев. Далее, предположение о существовании древнейшей редакции Царств, сохранившейся в книгах Паралипоменон, бросает свет на много подробностей в параллельных отделах тех и других книг, дает понятие о процессе работы их составителей, об их наклонностях и симпатиях, которыми они руководились при выборе материала. Например, писатель книги Царств ( 4Цар.15:33 и далее) рассказывает о царствовании Иоафама, сына Озии, в буквально сходных выражениях с книгой Паралипоменон и замечает: «он построил верхние ворота при доме Господнем». После этого он прямо переходит к обычному замечанию: «прочее об Иоафаме написано в летописи царей иудейских». В книгах же Паралипоменон после замечания о верхних воротах дома Господня читаем еще следующее ( 2Пар.27:4 ): «и многое построил на стене Офела; и города построил на горе Иудейской, и в лесах построил дворцы и башни. Он воевал с царем Аммонитян и одолел их; и дали ему аммонитяне в тот год сто талантов серебра и десять тысяч коров пшеницы и ячменя десять тысяч.( 2Пар.27:2–5 ). Писатель Царств не придает значения мирскому могуществу и власти, а потому опускает приведенные подробности. Автор Паралипоменон их сохранил, потому что они льстили национально-патриотическому чувству иудеев. Равным образом автор Царств почти всегда опускает подробности, касающиеся обрядового устройства, или же излагает их в сокращенном виде, и это потому, что он, как пророк, придавал им менее значения, чем священник – писатель Паралиноменон. Таким образом, сделанные нами замечания об отношении Паралипоменон к Царств показывают, что действительно книги Царств первоначально, как у LXX-u, составляли целое и написаны не по первоисточникам, а на основании древнейшей утраченной редакции еврейской истории. II. Пророки позднейшие

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhda...

В житиях святых и в творениях Отцов Церкви описано множество случаев, когда во время молитвы ум человека бывал «восхищен» в иной мир, где он созерцал Бога, ангелов, Царство Небесное. Апостол Павел пишет: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, (в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» ( 2Кор. 12:1–4 ). Преподобный Исаак Сирин пишет о созерцаниях и откровениях, которые случались со святыми во время молитвы: «Когда священник приготовится, станет на молитву, умилостивляя Бога, молясь и собирая свой ум воедино, тогда Дух Святой нисходит на хлеб и вино, предложенные на жертвеннике. И Захарии во время молитвы явился ангел и предвозвестил рождение Иоанна. И Петру, когда во время шестого часа молился в горнице, явилось видение... И... архиерей однажды в год, в страшное время молитвы... входил во Святое святых и повергался на лицо свое, и слышал Божьи глаголы в страшном и неизреченном видении. О, как страшно сие таинство, которому служил при этом архиерей! Так и все видения святым бывают во время молитвы. Ибо какое другое время так свято и по святыне своей столь прилично принятию дарований, как время молитвы, в которое человек собеседует с Богом? В это время... человек... погружается мыслью в единого Бога, и сердце его наполнено бывает Богом, и оттого уразумевает он непостижимое... и ум поражается и поглощается изумлением... и бывает он вне мира сего... И не молитвою тогда молится ум, но бывает в восхищении, при созерцании непостижимого – того, что за пределами мира смертных, и умолкает в незнании всего здешнего. Сие-то незнание называется лучшим знанием. О сем-то незнании говорится: блажен постигший незнание, неразлучное с молитвой». 296 Опыт боговидения для человека является столь личным и сокровенным, что редко кто из святых говорил о нем подробно. Апостол Павел ограничился несколькими фразами о неизреченных глаголах, которые «человеку нельзя пересказать». В этом смысле исключительным и единственным во всей святоотеческой литературе представляется преподобный Симеон Новый Богослов (XI в.), который в своих произведениях с невиданной дотоле откровенностью рассказал о встречах с Богом, о тайнах созерцания, о многочисленных видениях и откровениях, которые он имел. Преподобный Симеон часто во время молитвы созерцал Бога как свет:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В посланиях апостола Павла благодарение Бога составляет одно из первых выражений апостольского чувства, с каким начинается почти каждое из посланий. Благодарение – ключевая нота посланий и обязательный пункт в общем плане их построения. Говоря обобщенно, благодарственная молитва есть отклик ума и сердца верующих на получение ими от Бога духовно-благодатных и материальных дарований. 3 Если хвалебные и благодарственные молитвы выражают преимущественно радость человека, то просительные молитвы большей частью содержат в себе излияние пред Богом человеческой скорби. По самому характеру земной жизни, исполненной горя и всяких тяжелых переживаний, из человеческих уст исторгаются к Богу чаще всего молитвы просительные. Страдания от всяких врагов, пресыщение бедствиями, нуждами, унижениями до праха немощами и болезнями заставляют людей прибегать к Лицу Божию день и ночь с прошением помощи и заступления. Слуха Господа достигают бесчисленные, как песок, мольбы о спасении от преждевременной смерти, злых помышлений, страстей, от бесчестия, жалобы на горести, утраты, ужас пред врагами и прошения о даровании духовных благ и земного благосостояния. Не находя вокруг себя человеческой поддержки, люди невольно взирают на небо и молитвенно восклицают: «Господи! Возведи меня на скалу, для меня недосягаемую 293 . Будь моей мышцею с раннего утра и спасением... во время тесное« 294 . «Воззри, Господи, ...мне тесно, волнуется во мне внутренность, сердце мое перевернулось во мне» 295 . «Я погряз в глубоком болоте и не на чем мне стать; вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня. Я изнемог от вопля к Тебе, Господи» 296 ; «Не замедли, ибо Ты – надежда моя... от утробы... матери моей» 297 . В ответ на молитвенные призывы к одним людям Господь быстро приближается, Он как бы говорит им: »Вот Я " 298 . И, подобно дождю, благодатно орошает их 299 . Другим медлит помогать, испытывая их веру и смирение, но после защищает и их 300 . Применительно к сказанному выше, просительную молитву можно определить как умно-сердечное прошение у Бога духовно-телесных благ, низводящее на молящихся дарования Духа Святого и Божию помощь в земных нуждах 301 .

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010