в долину И. и к упомянутым в Свящ. Писании местам этого региона существовало на протяжении мн. веков (можно допустить, что уже сщмч. Пионий (250 г.; пам. 11 марта; в Зап. Церкви 1 февр.) говорит об этом в защитительной речи (Μαρτριον το γου Πιονου. 4. 18//Ausgewählte Märtyrerakten/Hrsg. R. Knopf, G. Krüger. Tüb., 1965. S. 47). Паломники из Александрии брали с собой воду И., чтобы благословлять ею отплывающие корабли; в реку окунали льняное полотно и одежду и сохраняли их до времени собственного погребения ( Anon. Placent. Itinerarium. 11). Олицетворение реки Иордан. Фрагмент композиции «Крещение Господне». Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. 30–40-е гг. XII в. Олицетворение реки Иордан. Фрагмент композиции «Крещение Господне». Роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря в Пскове. 30–40-е гг. XII в. Упоминается инкубационный исцеляющий сон в «термах Илии» возле И. (Ibid. 7; K ö tting. 1950. S. 396-397). в Галгале показывали 12 камней из И. ( Euseb. Onomast.). Паломники приходили из самых дальних мест, чтобы принять крещение в И. и праздновать здесь Богоявление ( Idem. Vita Const. 4. 62; ср.: D ö lger F. J. Die Taufe Konstantins und ihre Probleme//Konstantin der Grosse und seine Zeit. Freiburg i. Br. 1913. S. 383-384; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 138, 176). Свидетельства паломников о месте крещения, указывающие не на русло реки, но на один из ее берегов (уже в Бурдигальском итинерарии сообщается об отдалении этого места от Мёртвого м. на 5 миль (Itiner. Burdigal. 598)), вызвали споры исследователей о месте расположения здесь первых христ. церквей и мон-рей. Возведенную уже при имп. Анастасии I (491-518) ц. Иоанна Предтечи ( Theodos. De situ Terrae Sanctae. 20) одни исследователи локализовали на вост. берегу И., в долине Харрар ( Donner. Pilgerfahrt. 1976. S. 216, 385; Keel O., Küchler M . Orte und Landschaften der Bibel. Zürich etc., 1984. Bd. 2. S. 530 ff.), другие - на зап. берегу ( Avi-Yonah M. The Madaba Mosaic Map. Jerusalem, 1954. P. 39); см. также в статьях Вифавара , Крещение Господне ). Во время раскопок, начатых в 1996 г. на вост. берегу И., была обнаружена церковь, отождествляемая археологами с постройкой имп. Анастасия. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные плиты и напольные мозаики (подробнее в ст. Крещение Господне ). Монастырь Иоанна Предтечи на Иордане первоначально возник на вост. берегу реки, впосл. неоднократно разрушался и восстанавливался на новом месте; существующее в наст. время здание расположено в 10 км от Иерихона, на зап. берегу, в 600 м от реки (см. также статьи Герасима Иорданского монастырь ; Каламон ).

http://pravenc.ru/text/578378.html

Согласно свидетельству Евсевия Кесарийского, в IV в. место погребения Иисуса Навина находилось недалеко от дер. Фамна (греч. Θαμν) близ Ефремовой горы ( Euseb. Onomast. 70 Груз. литургические памятники (VII-X вв.), ориентированные на древние календари Иерусалимской Церкви, отмечают память Иисуса Навина 1 и 2 сент. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 127; Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. P. 320; Tarchnischvili. Grande Lectionnaire. T. 2. P. 33). В Патмосском списке Типикона Великой ц. IX-X вв. память Иисуса Навина отмечена 19 сент.; память его под 1 сент. содержится в рукописи Paris. gr. 1590, XII в. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 3, 41). В Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.) память Иисуса Навина указана дважды: 1 (день кончины Иисуса Навина, помещено краткое сказание о нем) и 19 сент. (SynCP. Col. 4, 60). В Минологии имп. Василия II (кон. X - нач. XI в.) (PG. 117. Col. 21-24) и в греч. стишных Синаксарях XIII-XIV вв. (напр.: Paris. gr. 1583; ГИМ. Син. греч. 369(353) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 515) память Иисуса Навина под 19 сент. отсутствует. Впосл. память 1 сент. вошла в славяно-рус. прологи и в ВМЧ; в совр. календарях греческих Церквей и РПЦ память Иисуса Навина совершается 1 сент. и в Неделю св. Праотцов. В Римском мартирологе XVI в. память Иисуса Навина отмечена под 1 сент. (MartRom. P. 373). В Коптской Церкви память Иисуса Навина празднуется в 26-й день месяца бауна (20 июня). В синаксарной традиции, восходящей к копто-араб. Александрийскому синаксарю XIII-XIV вв. (SynAlex. Vol. 5. P. 598-600), этот день считается днем кончины Иисуса Навина. В средневек. копто-араб. минологиях при Евангелиях (также преимущественно XIII-XIV вв.) под этим числом отмечена либо память Иисуса Навина (Les ménologes des évangéliaires coptes-arabes/Éd., trad. F. Nau. P., 1915. P. 215. (PO; T. 10. Fasc. 2)), либо чудесная остановка Иисусом Навином солнца (Ibid. P. 205-206, 228); наряду с этим отмечается также память, как в греч. Церкви - 4 день месяца тоут (1 сент.; Ibid. P. 187, 211, 225).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФЕЗДА [евр.    ; греч. Βηθεσδ; слав.  ], название купальни (греч. κολυμβθρα) в евангельском описании чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин 5. 2-9), к-рая описывается как находящаяся «в Иерусалиме у Овчих ворот ( προβατικ)». Название этого места часто понималось аллегорически как     -дом милосердия. Греч. название дошло до нас в различных вариантах чтения, однако Βηθεσδ предпочтительнее, т. к. лучше иных соответствует евр. названию этого места, засвидетельствованному в кумран. медном свитке (3 Q 15. 11; 12 сл.; 35-65 гг. по Р. Х.). Речь идет о двойственной форме имени, на что могла повлиять особенность архитектуры этого сооружения, состоящего из 2 бассейнов. Однако отождествление евангельской В. с упомянутым в кумран. свитке местом имеет и противников (см.: Аллегро Д. -М. Сокровища медного списка: Пер. с англ. М., 1967. С. 49. Примеч. 281, 282). Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Купальня Вифезда. Миниатюра из четвероевангелия. 1356 г. (Add. MS. 39627. Fol. 225) Евсевий Кесарийский указывает на то, что в его время портиков у купели уже не было, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождями, при этом одна из них «невероятным образом имела пурпурно-красную воду, говорят, это след когда-то омытых здесь жертвенных животных» ( Euseb. Onomast. 58. 21). Блж. Иероним Стридонский в своем переводе транскрибирует греч. название как Probatica (что нашло отражение в вариантах названия этого места на картах эпохи крестоносцев: Piscina Probatica, Piscina vel Porticus). Нек-рые подробности архитектурной планировки здания содержат и др. источники: Бурдигальский итинерарий (333 г.) сообщает о двойном бассейне с 5 портиками, в к-ром «вода ... делается красной, если ее возмутить». Свт. Кирилл Иерусалимский (IV в.) уточняет, что «в Иерусалиме есть Овчая купель, с пятью портиками, четыре из которых идут вокруг нее, пятый же - в центре, и там лежит много больных» ( Cyr. Hieros. Hom. in paralyt. 2. 1).

http://pravenc.ru/text/158882.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРЕША (Марисса), библейский город, в греко-римское время - столица Идумеи . Исследователи отождествляют М. с араб. Телль-Сандаханна (впервые Э. Робинсон; евр. наименование Тель-Мареша), расположенным в 2 км южнее Бет-Гуврина (Бейт-Гуврина) и в 30 км на юго-восток от Ашкелона. Идентификация М. основана на упоминаниях в текстах Библии и Иосифа Флавия, согласно к-рым М. располагалась в вост. части Шефелы (ср. также Euseb. Onomast. 130. 10). Предложенная В. Гереном и Британским исследовательским об-вом альтернативная идентификация М. с Хирбет-Маръаш, находящимся в 1 км южнее данного места, не получила подтверждения в ходе археологических исследований: У. М. Ф. Петри обнаружил там только рим. развалины. Это позволило заключить, что идентификация М. с Телль-Сандаханна верна (она подтвердилась дальнейшими исследованиями, в частности найденной в гробнице надписью с упоминанием сидонской общины, живущей в М.). В источниках М. упоминается среди городов, отошедших в удел колена Иуды (Нав 15. 44; ср.: 1 Пар 2. 42). В правление царя Ровоама М. была одной из крепостей, защищавших юж. границы Иудеи. Егип. фараон Осоркон I (в Библии Зарай Ефиоплянин), воевавший с царем Асой , достиг М. (900 г. до Р. Х.), но был остановлен в долине Зефата (согласно Септуагинте, к северу от М.- 2 Пар 14. 8-9). После разрушения Первого храма М. вместе с Юж. Иудеей отошла к Идумее. В эллинистический период она стала главным городом в Зап. Идумее, заменив в этом статусе Лахиша . Во время Хасмонейских войн город служил базой для нападений на Иудею и впосл. был разрушен Маккавеями. В эллинистический и, возможно, еще в персид. период в М. поселились жители Сидона. Иоанн I Гиркан захватил М. вместе с Идумеей ( Ios. Flav. Antiq. XIII 257; Idem. De bell. I 63), и город оставался иудейским ( Idem. Antiq. XIII 396) до завоевания Иудеи Помпеем в 63 г. до Р. Х. (Ibid. XIV 75; Idem. De bell. I 156). Город был восстановлен рим. правителем Сирии Габинием в 57-55 гг. до Р. Х. и, вероятно, в 40 г. до Р. Х. вместе со всей Зап. Идумеей отошел к царству Ирода Великого . В том же году парфяне уничтожили М. ( Idem. Antiq. XIV 364; Idem. De bell. I 269) и соседнее евр. поселение Бет-Гуврин стало главным городом региона. Раскопки

http://pravenc.ru/text/2561986.html

[Греч. Κυρσο; лат. Kursi; евр.    ], место на вост. побережье Тивериадского оз. (Галилейского м.; в 5 км к северу от кибуца Эйн-Гев, Израиль), где Иисус Христос совершил чудо исцеления бесноватого, жившего в пещерах (Мф 8. 28-34; Мк 5-20; Лк 8. 26-39). Как Гергеса, земля Гадаринская или Гергесинская, эта местность упоминается у Оригена в Толкованиях на Евангелие от Иоанна (сер. III в.; Orig. Comm. ad Joh. VI 24//PG. 14. Col. 270-272), у еп. Евсевия Кесарийского в «Ономастиконе» (нач. IV в.; Euseb. Onomast. S. 64), у свт. Епифания Кипрского в «Панарионе» (кон. IV в.; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66//PG. 42. Col. 84) и у Прокопия Газского (нач. VI в.; Procop. Gaz. Commentarii in Genesim. 15//PG. 87a. Col. 349). Прокопий Газский, вероятно, мог видеть выстроенный новый монастырский комплекс К., но лично его не посещал. В Вавилонском Талмуде упоминается, что в К. был построен языческий «храм Нево» (Авода Зара. 11b). В Иерусалимском Талмуде сохранилась история о некоем Гамлиеле Кунтехе, к-рый умер и был похоронен в К., но позднее погребение было перенесено в его родной город (Моэд Катан. 82c; Tzaferis. 1983. P. 46). В Мишне неоднократно упоминается танна Иаков, иногда именуемый как Иаков бен Куршай или Иаков Коршит ( Tzaferis. 1983. P. 46). К. как христ. паломнический центр (Хорсия) отмечен в Житии св. Саввы Освященного Кирилла Скифопольского (сер. VI в.). В визант. эпоху в К. существовал мон-рь, в центре к-рого находилась базилика. В ее юж. пастофории (баптистерии) сохранилась греч. ктиторская надпись о том, что напольная мозаика храма была сделана игум. пресв. Стефаном в дек. 4-го индикта, во времена правления царя Маврикия, 1-го консула (В. Дзаферис датирует надпись между 582 и 587 - Ibid. P. 28). Храм, вероятно, был возведен несколько раньше. Также существовали 2 надписи в часовне юж. галереи; от них остались лишь отдельные буквы. Храм представлял собой базилику с прямоугольной алтарной частью и 2 пастофориями; его посвящение неизвестно. В описании путешествия паломника св. Виллибальда на Св. землю (723-727) также есть сведения о христ. церкви, уже полуразрушенной в тот момент ( Wright T., ed. Early Travels in Palestine. N. Y., 1969. P. 16-17). В X в. о К. писал Евтихий Александрийский, к-рый также застал здесь лишь разрушенные постройки, опустевшие после нашествий персов и арабов.

http://pravenc.ru/text/2462309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «Жезл Моисея». Скульптура Дж. Фантони на вершине г. Нево. 2005 г. [Небо, Навав], гора хребта Аварим в Заиорданье, в 7 км к западу от Мадабы (Иордания), высота 817 м над уровнем моря; на ней находится паломнический центр «Мемориал Моисея» Св. земли. Горный массив Н. ограничен долинами с востока - Вади-Африт, с севера -Айун-Муса, с юга - Вади-Джудейде и Вади-аль-Каниса. Вершина горы с пиком Сияга почитается как св. место иудеями, самаритянами, мусульманами и христианами. Второй пик, аль-Мухайят, идентифицируется с древним поселением Нево. В Вади-Айун-Муса находятся «источники Моисея», из которых, по местному преданию, древние израильтяне пили воду на пути к Иордану . Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в. Фрагмент напольной мозаики в диаконнике старой базилики на г. Нево. 1-я треть VI в. Многовековое почитание Н. основано на Втор 34. 1-6, где сказано, что перед смертью прор. Моисей взошел на гору, чтобы увидеть с нее землю обетованную . Здесь же он умер и был похоронен в долине Моава , напротив Бет-Пеора, но место его могилы неизвестно. Н. в иудейской традиции первых веков по Р. Х. отождествлялась с горой Аварим, к-рая находилась напротив Иерихона , у вост. берега Иордана. Здесь могила Моисея почиталась как иудеями, так и самаритянами ( Ios. Flav. Antiq. IV 8. 48; Euseb. Onomast. 2. 728). Во 2-й пол. IV в. это место стали почитать и христиане. Так, паломница Эгерия , посетившая Св. землю в 80-х гг. IV в., писала, что на вершине горы построена небольшая церковь, где «Моисей был погребен ангелами». Надгробие находилось на месте ее амвона. Эгерия также первая свидетельствует о присутствии монахов на Н., к-рые в то время жили в пещерах и кельях в районе Вади-Айун-Муса ( Eger. Itiner. 12). Во 2-й пол. V в. Н. посещал Петр Ивер , один из лидеров монофизитства . Паломник из Пьяченцы (2-я пол. VI в.) упоминает, что от Иордана до места, где умер Моисей, 8 миль ( Anon. Placent. Itinerarium. 10. 5). Сведений о пребывании позднейших паломников на Н. нет. Археологи установили, что во 2-й пол. IV в. на Сияге был построен храм в виде триконха, перед к-рым с зап. стороны располагался небольшой атриум. С севера и юга к триконху примыкали приделы с почитаемыми погребениями. Храм вскоре был разрушен землетрясением, но восстановлен по прежнему плану. В эпоху имп. Юстиниана I сев. придел вместе с частью атриума был перестроен в диаконник и украшен напольной мозаикой; освящен в авг. 530 г. Сохранившаяся мозаика высокого качества и представляет собой одно из лучших произведений Мадабской мастерской. Также во 2-й пол. VI в. на месте атриума была построена 3-нефная базилика, закрывшая собой прежнюю центральную часть атриума. На рубеже VI и VII вв. юж. часть комплекса перестроили в баптистерий и придел Пресв. Богородицы. О монашеском присутствии на Н. в мон-ре известно до IX-X вв.

http://pravenc.ru/text/2564816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИФСАИДА [греч. Βηθσαδ; арам.   - дом рыбака], город, упомянутый в НЗ, родина апостолов Филиппа , Андрея Первозванного и Петра (Ин 1. 44; 12. 21), в его окрестностях Иисус Христос исцелил слепого (Мк 8. 22-26) и совершил чудо умножения хлебов (Лк 9. 16-17). Однако, несмотря на совершенные перед жителями В. и Хоразина чудеса, Господь укоряет эти города за неверие (Мф 11. 21, ср. Лк 10. 13). Нек-рые древние источники помещают В. на берегу Геннисаретского оз. Так, Иосиф Флавий сообщает, что Ирод Филипп, сын Ирода Великого , даровал ей статус города и назвал Юлиада в честь дочери имп. Августа ( Jos. Flav. Antiq. XVIII 28. 3). Согласно Иосифу, город относился к обл. Гавланитида ( Jos. Flav. De bell. II 9. 1), он же отметил, что р. Иордан течет в 200 м от В. (Ibid. III 10. 7). Евангелист Лука (9. 10) говорит о чуде умножения хлебов в окрестностях В.; согласно Марку (6. 45), Иисус и его ученики отплыли из района, где произошло чудо, и были застигнуты бурей. Вероятно, В. имела порт или якорную стоянку: Плиний Старший (Naturalis Historia V 21) и Птолемей (Geographia V 15. 3) подтверждают расположение В. на берегу озера. Слова евангелиста Иоанна (12. 21), помещающего В. в Галилее, можно понимать как неформальное географическое описание, не учитывающее адм. деления (ср. Naturalis Historia V 21). Евсевий и Иероним также говорят о В. в Галилее, хотя административно B. входила в Гавланитиду или Трахонитиду ( Euseb. Onomast. 58. 11). Точное расположение города остается предметом споров, в основном В. идентифицируется с 2 точками: Эт-Телль (ок. 3 км севернее озера) и Эль-Арадж (на самом берегу). Эт-Телль связан древней дорогой с Эль-Араджем, в нем обнаружены акведук, городская стена и здания с мозаичными полами - все это позволяет отождествить его с г. Юлиада, хотя площадь памятника (45 тыс. кв. м - Urman. P. 120-121) мала для города. В древности одна из лагун озера могла подходить к городу гораздо ближе, чем сейчас.

http://pravenc.ru/text/158902.html

M. Vitae Prophetarum. Gütersloh, 1997. S. 613. (JSHRZ; Bd. 1. H. 7)). В основной рецензии Псевдо-Епифания те же сведения представлены в более пространной и ясной форме: сказано, что М. был рожден в Морафи (ν Μοραθ) и что его гробница остается неизвестной до настоящего времени (Ibid. P. 18), в другой рецензии отмечено, что М. был сыном Иерама (Ιεραμς - Ibid. P. 56; возможно, ошибочная передача имени Иемвлай из 3 Цар 22. 8). В рецензии, приписываемой Исихию, имя М., вслед за мнением блж. Иеронима, истолковывается как «смирение» или «смиренный» (Ibid. P. 101). Сведения из соч. «О жизни и смерти пророков» приведены и в «Пасхальной хронике» (1-я пол. VII в.); кладбище, где пророк был погребен, названо ν Ακεμ (Chron. Pasch. Vol. 1. P. 278), М. именуется сыном Амали (υς Αμαλ - Ibid. P. 178). Т. о., в этих источниках М.- обличитель царя Ахава из Северного (Израильского) царства отожествляется с М.- автором Книги благодаря добавлениям сведений о его происхождении из Морасфи (Мих 1. 1), при этом ничего не говорится о содержании его записанных пророчеств. Но авторы комментариев на Книгу прор. Михея не упоминают о возможности подобного отождествления М. с пророком из 4 Цар; этот вопрос не возникает и в полных комментариях на 3 Цар 22 (см., напр.: Theodoret. Quaest. in Regn. 3. 67-68). Между тем уже у Климента Александрийского встречается различение 2 пророков с именем Михей ( Clem. Alex. Strom. I (21). 115. 1-2; 118. 2). У Евсевия Кесарийского приводятся сведения о том, что родной город пророка (Μωραθε) располагался к востоку от Елевферополя (ныне Бет-Гуврин ) ( Euseb. Onomast. 134). Блж. Иероним Стридонский упоминает о существовании в Морасфи церкви на месте гробницы М. ( Hieron. Ep. 108 14). Историк Созомен сообщает об обретении мощей М. ок. 385 г. в сел. Вирафсатия (Βηραθστια) Земенном, еп. Елевферополя. Также он сообщает, что местные жители на своем наречии называли могилу пророка Нефсамемана (Νεφσαμεεμαν), что означает «гробница верная» (возможно, от арам.     - Sozom.

http://pravenc.ru/text/2563828.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГИВВЕФОН [евр.  ,   - холм, возвышенность], г. в уделе колена Данова (Нав 19. 44), ставший впосл. левитским (Нав 21. 23). Однако, вероятно, вскоре Г. оказался под властью филистимлян, поскольку в списке левитских городов в кн. Паралипоменон не упоминается (ср.: 1 Пар 6. 66 сл.). Далее в Свящ. Писании Г. фигурирует как «Гавафон филистимский». Израильские цари неоднократно пытались его отвоевать, но безуспешно (3 Цар 15. 27; 16. 15, 17). То, что Г. имел стратегическое значение, подтверждается упоминаниями его в перечне завоеваний егип. фараона Тутмоса III (1468 г. до Р. Х.) и в анналах ассир. царя Саргона II (713-712 гг. до Р. Х.). Согласно Евсевию Кесарийскому, Г. находился примерно в 26 км от Кесарии Палестинской ( Euseb. Onomast. 295). Раввинистическая традиция помещает его в районе Вефсамиса (Бет-Шемеша), что позволяет отождествлять Г. с Рас-Абу-Хамидом, в 3 км к юго-востоку от Рамлы. Однако в Рас-Абу-Хамиде нет следов укреплений, и его существование в эпоху поздней бронзы сомнительно. Поскольку в Книге Иисуса Навина рядом с Г. упоминается Игуд (Нав 19. 45), к-рый располагался в 9 км севернее г. Лидды (Лода), ряд исследователей предлагают отождествлять Г. с г. Кибья (между Бет-Нехемьей и Абудом, недалеко от Йехуда). Согласно наиболее распространенной версии, Г.- это совр. Телль-эль-Мелат, в 5 км к западу от Гезера. Лит.: Stinespring W. F. Gibbethon//IDB. Vol. 2. P. 390; Peterson J. L. Gibbethon//ABD. 1992. Vol. 2. P. 1006-1007 [Библиогр.]. А. А. Ткаченко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164957.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОЛАН Голан [евр.  ,  ; греч. Γαυλν или Γωλν, позднее - Γαυλνη]. 1. Левитский город в Васане (Заиорданье), в уделе колена Манассии, отданный сынам Гирсоновым; самый северный из 3 городов- убежищ (Втор 4. 43; Нав 20. 8; 21. 27; 1 Пар 6. 71). Этимология Г. до конца неясна: слово могло произойти либо от араб.   (обходить), либо от евр.  (пруд) или   (межевой камень). Точное местоположение Г. неизвестно. Оно было забыто уже в эпоху раннего средневековья. В Талмуде название упоминается, но относится к территории, а не к поселению (Мегилла. 3. 1). В наст. время принято отождествлять Г. с Сахам-эль-Джаулан, находящимся в 18 км к востоку от Галилейского моря (на зап. берегу р. Эль-Аллан, на окраине Голанских высот). В эпоху единого Израильского царства Г. был культовым и адм. центром. После того как в 886 г. до Р. Х. гессуряне и арамеи захватили 60 городов в Васане (1 Пар 2. 23), Г. стал столицей Гессура. В III или I в. до Р. Х. от Г. произошло название пров. Гавланитида (Голанитида), находившейся к востоку от Галилеи ( Ios. Flav. Antiq. IV 5. 3; XVII 8. 1; XVIII 4. 6; De bell. I 4. 4, 8; II 9. 1; 12. 8; 20. 6; III 3. 1; 10. 10; IV 1. 1). Она делилась на Верхнюю и Нижнюю. В 63 г. до Р. Х. Г. был приписан к новой пров. Ватанея (название происходит от Васана) и оставался в ее составе и в визант. эпоху. Евсевий Кесарийский говорит о Г. как о большом селении в Ватанее ( Euseb. Onomast. 64. 68). 2. От Г. также происходит совр. название (появилось не ранее кон. XIX в.) плато в сев.-зап. части Заиорданья - Голанские высоты (евр.    ; др. название -  ; ср.: 3 Цар 20. 23, 25). Это вулканическое плато, простирающееся от р. Ярмук на юге до склонов горы Ермон на севере, располагается на 900 м выше уровня моря в сев.-зап. части, на 250 м выше - на юге, а в районе Галилейского м. - на 200 м ниже уровня моря. Природные условия изначально предопределяли месторасположение поселений на данной территории. В связи с естественными препятствиями на севере и на юге все дороги проходят через Голанские высоты с востока на запад, причем и здесь проход возможен лишь через небольшие участки. Исторически Голанские высоты делятся на 3 части: плодородный юг, каменистый центр, пригодный только для выпаса скота (центр подразделяется еще на 2 района - верхний на востоке, более засушливый, и нижний на западе, со множеством водных источников, а потому плотно заселенный), покрытый лесами север (из-за большого количества осадков его почвы малопригодны для занятий сельским хозяйством).

http://pravenc.ru/text/165247.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010