Свт. Григорий подробно разработал тему мистического восхождения Моисея на гору Синай, оставленную Оригеном без внимания. Акцент на типологическом толковании событий, описанных в кн. Исход, вновь делает Евсевий Кесарийский, усматривая в истории Моисея ряд новых по сравнению с уже известными из НЗ типологических параллелей с евангельскими рассказами о жизни Христа ( Euseb. Praep. evang.; I dem. Demonstr.). В соч. «О пасхальном торжестве» ( Idem. De solemn. pasch.- CPG, N 3479) Евсевий применяет к христ. жизни установления о праздновании иудейской пасхи. Также в трактате «Ономастикон» он приводит сведения об упомянутых в кн. Исход топонимах ( Euseb. Onomast.). В творениях свт. Иоанна Златоуста встречается более чем 300 отсылок к кн. Исход ( Kannengiesser. 2006. P. 765), отдельные отрывки его трудов посвящены христ. прообразовательному истолкованию событий И. (такие, напр., как: Ioan. Chrysost. In 1 Cor. 9-10; I dem. In Act. 16-17; I dem. In Psalm. 135; I dem. In Matth. 1; 82; I dem. In Hebr. 32). Сохранились отрывки комментария Прокопия Газского на кн. Исход в соч. «Катены на Восьмикнижие» ( Procop. Gaz. Catena in Oct.- CPG, N 7430), большая часть к-рых дошла в лат. переводе XVI в. и только небольшое число - в греч. оригинале. Комментарии на кн. Исход Дидима Александрийского сохранились во фрагментах в катенах или в кратких цитатах у древних авторов, преимущественно у блж. Иеронима (CPG, N 2546). Отрывки толкований из сочинений Диодора Тарсийского на кн. Исход дошли в греч. катенах или в лат. переводах (CPG, N 3815, 3817). Критическое издание фрагментов комментариев на кн. Исход Евсевия Эмесского (CPG, N 3532), Диодора Тарсийского (CPG, N 3817), Феодора Мопсуестийского (CPG, N 3828) и Севира Антиохийского (CPG, N 7080. 1) было подготовлено и издано Р. Девресом ( Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois: (Fragments tirés des chaînes). Vat., 1959. P. 187-201. (ST; 201)). Феодор Мопсуестийский приводит прообразовательное истолкование отдельных сюжетов кн.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Терумот. 46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли ( Klein. 1928. S. 49). Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Брак в Кане Галилейской. Роспись ц. Вознесения мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Евсевий Кесарийский говорит о городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса ( Euseb. Onomast. 589). Евсевий при этом допускает неточность и помещает 2-ю Кану также на территории колена Асира, тогда как в действительности она была в пределах колена Завулона . Блж. Иероним ( Hieron. Ep. 46; Idem. Ep. 108) говорил о К. Г. как о деревне недалеко от Назарета ( Wilkinson. 1977. P. 153). Свт. Епифаний Кипрский сообщал о чуде в Герасе (Иордания), которое каждый год происходило в христ. храме, построенном на месте святилища Диониса: в день памяти чуда в К. Г. вода в фонтане атриума превращалась в вино ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. LI 30. 1-2). Паломник Феодосий (нач. VI в.) указывает, что расстояние от Диокесарии (т. е. Сепфориса ) до К. Г. 5 рим. миль (ок. 8 км). Такое же расстояние, по его подсчетам, отделяет К. Г. от Назарета. Сообщения паломника из Пьяченцы (ок. 570) несколько отличаются, хотя он двигался по Галилее тем же маршрутом, что и Феодосий (со стороны Кесарии Приморской). По его наблюдениям, от Диокесарии до К. Г. было 3 рим. мили (ок. 5 км), что соответствует расстоянию до Кафр-Каны. В К. Г. он вместе с группой паломников поклонился св. сосудам. Из 6 сосудов на тот момент сохранилось только 2. Один из них паломник наполнил вином и возложил на алтарь в качестве приношения. На каменном ложе он написал имена своих родителей и совершил омовение в источнике, водой из которого, как считалось, были наполнены когда-то сосуды, упомянутые евангелистом ( Wilkinson. 1977. P. 79). Св. Виллибальд приблизительно в 724 г. посетил К. Г., где, по его описанию, находилась большая церковь, а в ее алтаре был один из сосудов. Из него паломники пили вино (Vita Willibaldi episcopi Eichstetensis//ActaSS. Iul. Vol. 2. P. 505). Согласно датированной 808 г. «Памятной записке о домах Божиих, или монастырях» (Commemoratorium de casis Die vel monasteriis), в К. Г. был мон-рь (число монахов неизв., т. к. запись повреждена). Англ. паломник Зевульф, совершивший в 1102-1103 гг. путешествие на Св. землю, писал, что К. Г. расположена на горе, приблизительно в 6 рим. милях (ок. 9 км) к северо-востоку от Назарета. Кроме мон-ря Архитриклиний к тому времени, по словам паломника, там ничего не сохранилось (Путешествие Зевульфа в Святую Землю/Пер.: П. В. Безобразов//ППС. 1885. Т. 3. Вып. 3. С. 287).

http://pravenc.ru/text/1470173.html

Переход через Красное м., по его мнению, произошел в районе местечка, называемого Клисма (ныне Суэц), в сев. части Суэцкого зал., где он видел следы егип. колесниц ( Cosmas Indicopleustes. Christiana Topographia//PG. 88. Col. 197D sq.). Также предание о следах егип. колесниц, сохранившихся на побережье и дне Красного м., встречается у Павла Орозия ( Oros. Hist. adv. pag. I 10. 17), у Эгерии ( Eger. Itiner. 5) и в Итинерарии св. Антонина Плацентийского ( Antonini Placentii Itinerarium. 41//Itenera Hierosolymitana saeculi IV-VIII/Ed. P. Greyer. Vindobonae, 1898. P. 187. (CSEL; 39)). Место, где израильтяне достигли др. берега, Косма назвал Феникон (Θοινικων - Cosmas Indicopleustes. Christiana Topographia//PG. 88. Col. 197D), что может указывать на Уюн-Муса. По мнению Космы, гора Хорив находилась «в Синае, на расстоянии 6 милей (ок. 9 км) от Фарана» (Ibid. Col. 200B), следов., он рассматривал Синай не как отдельную вершину, но скорее как горный массив. Подобная т. зр. разделялась и Евсевием ( Euseb. Onomast. 172 но для блж. Иеронима Хорив и Синай были разными названиями одного места ( Hieron. Prologus in libro Eusebii de situ et nominibus locorum hebraicorum. 146. 25-26//PL. 23. Col. 771-815). Согласно Эгерии, Синай, к-рый был расположен в 35 милях от Фарана, можно соотнести с горой Муса ( Eger. Itiner. 6. 1). II. Прообразовательное истолкование событий. Согласно автору «Послания Варнавы», разбитие Моисеем скрижалей завета и обращение народа к идолослужению (Исх 32. 7) указывают на утрату евреями завета и знаменуют начало нового откровения любви, к-рое будет запечатлено в сердцах людей ( Barnaba. Ep. 4. 12-15). Тем самым он обозначает новый этап экзегезы Писания, основанный на его духовном или аллегорическом истолковании. Типологическое истолкование событий И., относящее их к жизни Церкви, предопределил свт. Ириней Лионский, к-рый писал, что в древних евреях были предуказаны христиане, «ибо все исшествие народа из Египта по устроению Божию было типом и образом имевшего быть из язычников происхождения Церкви, и поэтому Он в конце [времени] изводит ее оттуда в ее наследие, которое не Моисей, раб Божий, но Иисус, Сын Божий, дает в достояние» ( Iren.

http://pravenc.ru/text/1237705.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Икона Божией Матери из мон-ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон-рь во имя святых Марфы и Марии в Вифании [греч. Βηθανα, возможно, от евр.     - дом бедных или дом Анании или от   - дом лодки (переправа)]. Селение на юго-вост. склоне Елеонской горы , в 3 км восточнее Иерусалима. Евангелисты подчеркивали близость В. к Иерусалиму (Ин 11. 18; Мф 21. 17; Мк 11. 1, 11), Евсевий Кесарийский помещал его при 2-м межевом столбе от Иерусалима ( Euseb. Onomast. 58. 15), а Бурдигальский итинерарий (333 г.) - в 1500 шагах к востоку от Елеонской горы. С В. тесно связаны мн. события земного служения Иисуса Христа. Каждый раз, когда Иисус Христос шел с учениками по Иерихонской дороге в Иерусалим, их путь проходил через это селение. Здесь жила семья прав. Лазаря, к-рого Иисус Христос воскресил на 4-й день (Ин 11. 1-44). Евангелия показывают особую связь Иисуса Христа с жителями В. в последние дни перед распятием (Мк 11. 11, 12; Мф 21. 17; Лк 19. 29). Перед входом в Иерусалим Он послал своих учеников, по всей вероятности, в В., чтобы они нашли осла для въезда в город (Лк 19. 29; Мк 11. 1). Здесь же, в доме Симона прокаженного, женщина помазала главу Иисуса миром (Мк 14. 3, Мф 26. 6-7), а Мария, сестра прав. Лазаря, умастила и отерла своими волосами его ноги (Ин 12. 2-3). Именно в В. благословил Христос учеников перед Вознесением (Лк 24. 50). В. была рано отождествлена с поселком, по-арабски именуемом Эль-Айзария (в названии отражена связь с именем прав. Лазаря). Селение сформировалось здесь лишь в христ. время, с IV в., вокруг гробницы прав. Лазаря. Древняя В. лежала выше по склону, непосредственно соседствуя с Виффагией . Гробницу прав. Лазаря показывали христианам-пилигримам уже в нач. IV в., а к концу века здесь построили храм. Время создания храма (между 330 и 390) определяется благодаря его упоминанию в переводе «Ономастикона» (ок. 330), сделанном ок. 390 г. блж. Иеронимом Стридонским (Liber locorum). Уже в 395 г. паломница Эгерия смогла наблюдать в этом храме торжественные богослужения, на к-рые собирались жители окрестностей В. и Иерусалима ( Baldi. N 575. 2). Позже «большую базилику» в В. описал еп. из Галлии Аркульф, посетивший ок. 670 г. Иерусалим. До эпохи крестоносцев здесь существовал мон-рь, и к нач. XI в. при храме в праздник Входа Господня в Иерусалим процессия начинала движение из В. (в 1008 она была запрещена халифом аль-Хакимом, но при крестоносцах возобновилась и сохранялась в XII в.). Очень точно описывает св. место «Хождение игумена Даниила» (нач. XII в.). Согласно ему, церковь стояла в 20 саженях к востоку от гробницы прав. Лазаря, имела вертикальную композицию и значительную высоту, а внутри была полностью расписана.

http://pravenc.ru/text/158872.html

Археологических материалов найденных в Г., немного. К доэллинистическому периоду относятся остатки стен, к-рые датируют VII-VI вв. до Р. Х., а также сер. II тыс. до Р. Х. (?). Известна керамика позднего бронзового века (сосуды с круглыми поддонами, кипрские чаши и др.), с начала эпохи раннего железа известна филистимская керамика и более поздняя. В 10 км южнее Г. открыты 2 здания и хранилище персид. периода. Г. визант. периода представлена на карте из Мадабы : видны часть городской стены, планировка рим. типа, ворота, большой форум в центре, маленькая сводчатая постройка в центре форума, видимо часы, описанные Прокопием из Г., полукруг и большие здания в углах - театр (или двор с колоннами) и церковь. Дома в Г. строили из сырца, с плоскими кровлями и ставили плотно один к другому, что позволяло использовать крыши в случае опасности. Древнейшие сохранившиеся церкви в Г.- св. Ирины (Старая церковь; 1-я пол. IV в.?; Marc. Diac. Gazaeus. 18. 20) и св. Евдоксии (освящена в 407; ibid. 92). 3 церкви VI в. описал Хорикий ( Choricius Gazaeus. Laudamio Marciani. 1. 2//Opera/Ed. R. Foerster, E. Richtsteig. Lpz., 1929): св. Сергия (вскоре после 536), св. архидиак. Стефана (между 536 и 548) и св. Апостолов. Наместник провинции Стефан построил бани, «летний театр» и, видимо, базилику ( Choricius Gazaeus. Vita Porph. Laudatio Aratii et Stephani. 55//Ibid.). В кон. XIX в. У. М. Питри , ведя исследования на Телль-эль-Аджуле, полагал, что это Г., но сейчас этот памятник отождествляют с Бет-Эглаим ( Euseb. Onomast. 48. 19). В Маюме в 1965-1967 гг. изучен большой (30 ´ 26 м), хорошо сохранившийся мозаичный пол синагоги, разделенный рядами колонн на 3 нефа. Среди изображений - посвятительная надпись с датой: 508/9 г. по Р. Х. Открыты также производственные сооружения, частные дома, укрепления у моря. С кладбища вблизи Маюмы, вероятно, происходят камни с христ. эпитафиями и др. надписями, но многие открыты во вторичном использовании в домах Г. Лит.: Meyer M. A. History of the City of Gaza from the Earliest Times to the Present Day.

http://pravenc.ru/text/161415.html

10,5 тыс. серебряных монет I-III вв., свинцовый слиток с литейными метками и папирусы с греч. текстами (хранится в музее Хехт в Хайфском ун-те). В позднерим. и ранневизант. эпохи М. редко упоминается в письменных источниках. Евсевий Памфил кратко сообщил о М. в «Ономастиконе» (нач. IV в.), отметив лишь, что на расстоянии дня пути от М., рядом с дорогой из Хеврона в Айлу (ныне Эйлат, Израиль), находится военное поселение Тамара (Θμαρα; Euseb. Onomast. 8. 8). М. также упоминается в налоговом эдикте VI в., изданном для Беэр-Шевы. В географических трактатах Иерокла (1-я пол. VI в.; Hierocles [Grammaticus]. Synecdemus/Ed. A. Burckhardt. Lipsiae, 1893. P. 721. 8) и Георгия Кипрского (VII в.; Georgius Cyprius. Descriptio orbis Romani/Ed. H. Gelzer. Lipsiae, 1890. P. 53) М. встречается в списке городов пров. Палестина Третья. На Мадабской карте (1-я пол. VI в.) М. изображен в виде города с арочными воротами с 2 башнями, над которыми возвышается здание с черепичной крышей, возможно, главный городской собор - Восточная ц. Упоминание М. встречается также в одном из папирусных документов, найденных в Ниссане (P. Nessana. 39; ок. сер. VI в.). В ранневизант. период экономическая ситуация несколько изменилась; торговый «Путь благовоний» прекратил действовать; конюшни в М. были перестроены в жилые дома, однако город продолжал процветать. По предположению Ф. Мейерсона ( Mayerson. 1994), источниками нового расцвета М. в ранневизант. период были развитие монашеской жизни в пустынях Палестины, а также появление паломнических маршрутов из Палестины по направлению к Синаю. Однако А. Негев ( Negev. 1988. P. 4) оспаривает эту теорию, показывая, что М. лежал вне дороги, связывавшей Иерусалим с Синаем, а небольшой мон-рь, прилегающий к Восточной церкви в М., едва ли мог привлекать много паломников. Однако, несмотря на приведенные аргументы, усиление паломнической активности должно было сказаться на всем регионе, через к-рый пролегали столь важные пути сообщения. О епископской кафедре в М. сведений нет.

http://pravenc.ru/text/2561798.html

После поражения 1-го антирим. восстания 24 семьи храмовых священников из Иерусалима бежали на север. Одна семья поселилась в Н. (Мишмарот. 18). Сведения о том, что Н. был местом, где жили священники, повторяются в евр. надписи визант. времени, содержащей список священнических черед, найденной в Кесарии в 1962 г. В III в. Н. еще был известен как «место священников» (Мидраш Кохелет. 2. 8). Следующее упоминание Н. встречается в IV в. у Евсевия Кесарийского, к-рый сообщает, что Н. находится в 24 км к востоку от Легио, около горы Фавор . Блж. Иероним Стридонский добавляет, что это была очень небольшая деревня (viculus), но ни Евсевий, ни Иероним не упоминают здесь церкви ( Euseb. Onomast. 138. 25; 141. 1). Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. XXX 1-347) рассказывает историю Иосифа Тивериадского, к-рый обратился к имп. Константину Великому с просьбой разрешить построить в Н. церковь. Император согласился, и, судя по всему, церковь была построена. Когда паломница Эгерия посетила Н. приблизительно через 10 лет, ей показали большую и украшенную пещеру, в к-рой жила Богородица. В пещере были алтарь и источник воды ( Petr. Diac. De loc. sanct. 193). Возможно, что Гелиополь, упомянутый в 444 г. Созоменом ( Sozom. Hist. eccl. 2. 2), это Н. и гора Фавор, места, к к-рым имп. Елена , мать имп. Константина, проявляла особый интерес. Она считала, что Преображение Иисуса произошло на горе Фавор. Пьяченцы Паломник в 570 г. сообщает, что «дом Девы Марии» в его время был базиликой. Он же сообщает, что автор посетил синагогу Иисуса. Автор этого источника восхищался красотой евр. женщин Н. и дал понять, что отношения между евреями и христианами были скорее мирными ( Anon. Placent. Itinerarium 161. 4). Адомнан (ок. 679-704) сообщал о 2 церквах в Н., которые соответствуют ц. арх. Гавриила и ц. Благовещения, или, возможно, ц. св. Иосифа и ц. Благовещения. По словам Виллибальда (VIII в.), отношения между христианами и мусульманами ухудшились, и христиане заплатили «выкуп» за ц. Благовещения мусульманам ( Hugeburc. 1887. S. 95). Археология

http://pravenc.ru/text/2564616.html

Уже Евсевий Кесарийский ( Euseb. Onomast. 112. 3) сообщает, что дом И. был в араб. деревне (κμη) Карнеи (Καρναα), на середине пути между Дамаском и Амманом ( Donner. 1979. S. 112-113), в др. источниках это Сава - «город (πλις) блаженного Иова» ( Procop. Gaz. Commentarii in Genesim. 14. 5//PG. 87a. Col. 332). Иов на троне. Иов на гноище. Миниатюра из Книги Иова. XIII в. (Vat. gr. 751. Fol. 16) Иов на троне. Иов на гноище. Миниатюра из Книги Иова. XIII в. (Vat. gr. 751. Fol. 16) Паломница Эгерия (до 400) пишет, что из Иерусалима она добралась за «восемь ночлегов» до Карней, а «Карнеями зовется теперь город Иова, который прежде назывался Деннава в земле Авситидийской, на границах Идумеи и Аравии» ( Eger. Itiner. 13. 2; ср.: Иов 42. 17b LXX). Эгерия связывает древние традиции, согласно к-рым город И. Уц или Авситида был в Идумее, с более поздней традицией почитания И. в Карнеях ( Donner. 1979. S. 112-113. Anm. 108). Описание того, что Эгерия видела в Карнеях, сохранилось в мадридских фрагментах ее итинерария: «В том месте, где Иов сидел на гноище, теперь яма, обнесенная железной цепью, и большой светильник светит там каждый вечер. Источник, где он скоблил себя куском горшка (Иов 2. 8), четыре раза в год меняет цвет: сначала это цвет гноя, затем крови, потом желчи и, наконец, он снова становится чистым» ( Eger. Itiner. 16. 4b; ср.: Donner. 1979. S. 118. Anm. 122). Паломница также сообщает о находке гробницы И., место к-рой было открыто в видении некоему монаху. В одной пещере нашли камень с «вырезанным на его крышке: Иов». «В честь этого Иова была в этом месте выстроена церковь… и притом выстроена так, что камень с телом не был передвинут на другое место, но тело лежало там, где было найдено, и было прикрыто престолом». Строительство церкви над этим местом ко времени Эгерии еще не было завершено ( Eger. Itiner. 16. 5-6; см. также: Erman. 1892). О паломничестве к местам, связанным с И., в 397 г. пишет свт. Иоанн Златоуст: «...многие ныне предпринимают дальний и морской путь и с концов земли отправляются в Аравию, чтобы увидеть это гноище и, увидев, облобызать землю, которая была поприщем подвигов этого венценосца» ( Ioan. Chrysost. Ad popul. Antioch. 5. 1). Феодор Мопсуестийский , хотя и считал Книгу Иова притчей, не имеющей исторического ядра, не возражал против паломничества в Аравию, где можно увидеть дом, могилу И. и места, связанные с ним (мнение Феодора приводит несторианский автор Ишодад Мервский (ок. 850) ( Isodad Meruens. In Job comm. Prol.//CSCO. Vol. 230. Syr. T. 97. P. 277-278)). (О существующей традиции, связанной с И. в Шайх-Сааде, см.: Donner. 1979. S. 119.)

http://pravenc.ru/text/578142.html

(совр. Канада-Парк), араб. сел. в 29 км к северо-западу от Иерусалима , возможно древний Эммаус , после рим. завоевания переименованный в Никополис. Отождествлен с Эммаусом не позже нач. IV в. (Euseb. Onomast. 3. 1). К кон. IV в. здесь мог существовать храм, упоминаемый блж. Иеронимом как построенный на основе дома Клеопы (Epist. CVIII). По крайней мере с V в., согласно Созомену , вблизи A. почитался источник, где, по преданию, Иисус Христос с учениками омыли ноги (PG. 67. Col. 1280; для VIII в. см. там же. Col. 710-711). В XI-XII вв. авторы из Зап. Европы (Альберт Аахенский (Historia Hierosalymitana), Фульхерий Шартрский (Fulcherii Carnotensis Historia Hierosalymitana. I 25, 13) и др.), Греции (Иоанн Фока (PG. 83. Col. 960)) и Руси (игум. Даниил. Хождение - ПЛДР. С. 78-79) обычно указывают А. как Эммаус, но с кон. XII в. последний стали чаще отождествлять с Абу-Гошем . В 1187 г. А. был заброшен и более не восстанавливался. Раскопки в А. были начаты с переходом его территории во владение ордена кармелитов (1875), особенно активно велись в 1924-1930 гг. франц. доминиканской археологической школой. В результате открыто неск. сооружений. Самое раннее - руины рим. виллы, по дошедшим фрагментам напольных мозаик Л. Венсан датировал ее эпохой имп. Септимия Севера (кон. II - нач. III в.). Расположенные на участке виллы трехнефную трехапсидную базилику и меньшую по размерам базилику в сев. части виллы исследователь относил соответственно к III и VI вв., указывая на то, что малая базилика могла быть построена только после разрушения большой. У. Кроуфут датировал виллу не ранее кон. V в., большую базилику - не ранее сер. VI в., малую относил ко времени существования виллы. В комплекс входил также баптистерий с бассейном в форме четырехлистника, куда из специального резервуара подводилась вода. В 1-й пол. XII в. на месте главного нефа трехнефной базилики была выстроена бесстолпная церковь (использовалась кладка стены и часть мозаичного пола виллы). Венсан предполагал, что она принадлежала ордену госпитальеров, совр. исследователи видят в ней сельскую приходскую церковь (Д. Прингл).

http://pravenc.ru/text/114600.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕФРАИМ [евр.  ,   греч. Εφραμ], г. в сев. части Иудеи, куда Иисус Христос удалился вместе с учениками после воскрешения Лазаря, опасаясь мести первосвященников и фарисеев (Ин 11. 45-54). Обычно считается, что то же место упоминается в ВЗ в рассказе об убийстве Авессаломом своего единоутробного брата Амнона, происшедшем близ Ефрема (в МТ -  ), рядом с Ваал-Гацором на территории колена Ефрема (2 Цар 13. 23 сл.) (см., напр.: Reed W. L. Ephraim//IDB. Vol. 2. P. 121; Thompson. P. 556). Однако ряд исследователей различали их (см., напр.: Ewing W. Ephraim//ISBE. 1939. Vol. 2. P. 963), основываясь на свидетельстве Евсевия Кесарийского (IV в.), к-рый помещал упомянутый в Евангелии от Иоанна Е. в 20 рим. милях (ок. 30 км) к северу от Иерусалима ( Euseb. Onomast. 90), при этом приводя сведения о др. местах со схожим названием (Ibid. 28). Также Е. отождествляли с г. Офрой (  ), упомянутым в списках территории колена Вениамина (Нав 18. 23; ср. Суд 6. 11 и 1 Цар 13.17) ( Robinson. 1856. 444-447) и с Ефроном (    ), расположенным рядом с Вефилем (2 Пар 13. 19). Возможно, в эпоху Маккавеев Е. назывался Аферема (Αφαρεμα - 1 Макк 11. 34; ср.: Ios. Flav. Antiq. XIII 4. 9). Иосиф Флавий упоминает то же самое место как захваченное вместе с Вефилем имп. Веспасианом во время похода на Иерусалим ( Idem. De bell. IV 9. 9). Большинство ученых отождествляют Е. с совр. сел. Эт-Тайиба, расположенным в 6 км к северо-востоку от Вефиля и в 24 км от Иерусалима, на высоком холме, откуда хорошо просматриваются долина Иерихона и Мёртвое м. Схожесть названия Ефраим с араб.   (демон), вероятно, привело к замене его в качестве эвфемизма словом   (благо), от к-рого происходит название этого топонима. Тем не менее У. Ф. Олбрайт соотносил Е. с Айн-Самия - в 5 км к северо-востоку от Эт-Тайибы, вблизи Иорданской долины. По мнению Олбрайта, по климатическим условиям это место (ок. 427 м над уровнем моря), хорошо орошаемое водой, с многочисленными пещерами, больше подходило для длительного скрытого убежища, в к-ром нуждался Спаситель с учениками (Ин 11. 54). Лит.: Robinson E. Biblical Researches in Palestine and in the Adjacent Regions. Boston, 1856. Vol. 1; Albright W. F. Ophrah and Ephraim//AASOR. 1922. Vol. 4. P. 124-133; Thompson H. O. Ephraim//ABD. Vol. 2. P. 555-556. А. Е. Петров Рубрики: Ключевые слова: ДЕСЯТИГРАДИЕ встречающееся в Евангелиях и принятое в эллинистическо-рим. эпоху название группы городов, лежавших (кроме Скифополя) к востоку от р. Иордан и Галилейского м. КИННЕРЕТ название самого большого укрепленного города в уделе колена Неффалима на берегу Галилейского м. (Тивериадского оз.) АВРОН 1. Один из станов евреев во время путешествия их по пустыне из Египта в землю обетованную; 2. Река в Месопотамии (Иудифь 2. 24), точное местоположение к-рой неизвестно

http://pravenc.ru/text/182071.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010