As His Beatitude said in his homily, the prayers lifted up together by representatives of the Patriarchate of Antioch and the Moscow Patriarchate in the Church of the Holy Hieromartyr Ignatius the God-Bearer served as a visible sign of friendship between the two Orthodox Churches that have been together for centuries, supporting each other as members of one family and like-minded in the matters of the present-day church life. His Beatitude also noted that nowadays people are beset with many problems, including political, worldly ones. Fr om the mass media, they learn of many examples of interpersonal relationships that run counter to the Biblical understanding of family; they see fundamental notions being perverted, virtue condemned and a good person called bad; what is true is regarded as wicked while something bad receives approval. However, the voice of the Gospel will never fade, as Patriarch John emphasized, and Orthodox Christians, including those belonging to the Russian Orthodox Church and the Orthodox Church of Antioch, continue to preach the Gospel of Christ to the world. “We are aware of the current situation in Russia, we see what is now happening to believers in Ukraine. We feel your pain and our prayers always go out to you,” the Primate of the Orthodox Church of Antioch also said and added that the visit of the Moscow Patriarchate’s delegation to Syria was a sign of great love of Patriarch Kirill and the plenitude of the Russian Church for the Orthodox Church of Antioch, which is suffering today. “We love you very much. We are always with you. We are one family and one Church,” His Beatitude Patriarch John added. Metropolitan Anthony of Volokolamsk cordially thanked His Beatitude for his kind words and his blessing to visit the ancient Church of Antioch wh ere the disciples of Christ had been called Christians for the first time. He conveyed to Patriarch John brotherly regards, kindest wishes and assurances of unwavering support from His Holiness Patriarch Kirill of Moscow and All Rus’. The DECR chairman also thanked the Primate of the Church of Antioch for everything he did to uphold the unity of worldwide Orthodoxy, which, regrettably, is currently under threat. “Devout children of the Russian Orthodox Church hearken to your powerful and wise words in support of ecclesiastical unity and of our Church’s faithful who, as you have mentioned, are being subjected to the most severe persecution in Ukraine,” Metropolitan Anthony said, in particular, “It was hard to imagine that time would come again when bishops, priests and laypeople would be imprisoned, churches would be destroyed, and schismatics would seize church buildings, forcing local communities out. Your words, along with the statements of the Holy Synod of the Church of Antioch and many of its hierarchs fortify and encourage our Church’s flock, especially those undergoing terrible persecutions.”

http://mospat.ru/en/news/91313/

1043 Нот. iii, in Ер. ad Ephes. (в новом парижском бенедиктинском издании – tom. xi, p. 26): Eikη θυσα καθημερινη, eikη παρεστηκαμεν τω θυσιαστηρω, οδες ο μετχων, то есть «Frustra est quotidianum sacrificium, frustra adstamus altari: nemo est qui participet». 1044 Contr. Faust. Manich., 1. xx, 18: «Unde jam Christiani, peracti ejusdem sacrificii memoriam celebrant, sacrosancta oblatione et partieipatione corporis et sanguinis Christi». См. также 1. xx, 21. Это соответствует символическому представлению Августина о святых дарах как о signa, imagines, similitudines corporis et sanguinis Christi. Штейтц (Steitz, l. c, p. 379) пытается объявить его чисто символистом, но ему это не удается; см. предыдущий раздел, а также Neander, Dogmengesch., i, p. 432. 1045 De Civit. Dei, x. 20: «Per hoc [homo Jesus Christus] et sacerdos est ipse offerens, ipse et oblatio. Cujus rei sacramentum quotidianum esse voluit ecclesiae sacrificium, quae cum ipsius capitis corpus sit, se ipsam per ipsum offere discit». Верующие на небесах тоже образуют одну жертву с нами, так как они вместе с нами – одна civitas Dei. 1046 Нот. xvii, in Ер. ad Hebr., tom, xii, pp. 241, 242: Τοτο γαρ ποιετε ψησν, εις την μν νμνησιν. Ok αλλην θυσαν, καθπερ ρχιερευς ττε. λλα την αυτν ει ποουμεν μλλον δ νμνησιν εργαζμεθα θυσας. 1047 De sacerd., iii, с. 4 (tom, i, 467): «Οταν δς τον Kupιον τεθυμ,ενον kaï kεμεvov, κα τον ερα ενεσττα τ θματι, και επευχμ,ενον, κ. τ. λ. Homil. χν. ad Popul. Antioch., с. 5 (tom, ii, p. 187): «Evθα Χριστς kεïτaι τεθυμενος. См. также tom, ii, p. 394, где о жертве евхаристии говорится: Θυσα προσερχη φρικτη κα àyi εσφαγμενος πpkειτaι Χριστς. 1048 Фримен считает это главным моментом древних литургий. «Во всех литургиях, – говорит он, l. с, р. 190, – церковь явно ставит две разных, но тесно связанных между собой цели жертвоприношения. Первая – это принесение церковью себя Богу во Христе, или, скорее, если сформулировать более четко и возвышенно, сделать так, чтобы ее, церковь , можно было принести Отцу Самим Христом и во Христе. Вторая цель, венец и завершение обряда, неразрывной цепью служения связанная с первой, – это обретение общения с Богом через Христа или, если опять же выразиться точнее, чтобы Христос Сам мог предоставить ей через Себя такое общение».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

2-е заседание. Первоисточники: Tom. synod.//PG. 151. Col. 723 A - 724 A; Niceph. Greg. Hist. XX 6. 5 - 7. 9//Vol. 2. P. 987-996; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 301-343. Состоялось 30 мая ( Niceph. Greg. Hist. XX 4. 3//Vol. 2. P. 977). Никифор Григора плохо себя чувствовал и сначала не хотел идти на заседание ввиду очевидной симпатии императора к сторонникам свт. Григория Паламы, однако уступил уговорам, после того как узнал, что больше некому выступать, поскольку мн. сторонники Григоры, выступавшие на предыдущем заседании против свт. Григория Паламы, были якобы по совету последнего и по приказу императора взяты под стражу и подвергнуты наказаниям ( Niceph. Greg. Hist. XX 5. 1-3//Vol. 2. P. 980-984). По версии Арсения Тирского, сторонники свт. Григория Паламы предупредили императора о нерасположении к ним толпы, так что имп. Иоанн Кантакузин пригрозил народу конфискацией имущества и заточением и ограничил вход на Собор - во время 1-го заседания доступ был открыт ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 302-314). Заседание началось с угроз императора в адрес сторонников Никифора Григоры как зачинщиков смуты, покушающихся на его власть (Ibid. 314-327). После тщетной попытки подкупить Григору сторонники свт. Григория Паламы стали говорить, что имя «Божество» вторично по отношению к сущности и может быть прилагаемо к энергиям, приводя в качестве доказательства цитату из письма 234 свт. Василия Великого. В ответ Григора привел продолжение письма, где энергиями свт. Василий называет чудесные деяния Христа. Разгневанный император, по свидетельству Григоры, вышел тайно посовещаться со свт. Григорием Паламой и епископами, затем с сессии были удалены Арсений Тирский, представлявший Антиохийского патриарха, и на нек-рое время проч. антипаламиты, чтобы их оппоненты могли посовещаться с бóльшим удобством. После того как сторонники Григоры были вновь позваны, выступили император и епископы, бывшие на стороне свт. Григория Паламы ( Niceph. Greg. Hist. XX 7. 2-4//Vol. 2. P. 992-993), а также сам свт. Григорий Палама (PG. 151. Col. 723A). Однако, по свидетельству Арсения Тирского, не присутствовавшего на этой части заседания, свт. Григорий не произносил речей в присутствии своих оппонентов ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 333-335). Когда Григора захотел ответить, сторонники Григория Паламы заглушили его речь криками ( Niceph. Greg. Hist. XX 7. 5//Vol. 2. P. 994). По свидетельству Григоры, после гневных слов императора, что он не потерпит, чтобы внутри его покоев выступали с речами против его воли, и угроз со стороны паламитов одни из последователей Григоры отошли от него подальше, другие молчали. Тогда Григора, у к-рого усилилась головная боль, покинул зал заседаний, за ним устремились его сторонники. Сначала император велел задержать выходящих, но свт. Григорий Палама уговорил его не чинить им препятствий. Согласно соборному томосу, антипаламитов отпустили, заручившись их обещанием присутствовать на следующем заседании (PG. 151. Col. 723B).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Во время размолвки свт. Василия с еп. Евсевием Г. Б. послал еп. Евсевию письма, в к-рых отзывался о свт. Василии самым лестным образом (Ep. 16-18); он также писал свт. Василию, советуя вернуться к епископу (Ep. 19). Узнав о желании буд. свт. Григория , еп. Нисского, брата свт. Василия, посвятить жизнь риторике, Г. Б. написал ему увещательное послание, в к-ром укорял друга за то, что тот «захотел быть известным как ритор, а не как христианин» (Ep. 11). С подобными же письмами Г. Б. обратился к брату Кесарию, к-рого призывал отказаться от придворной карьеры. Кесарий в отличие от отца и брата избрал светскую карьеру и после получения высшего образования в Александрии стал придворным врачом в К-поле. Он оставался при дворе даже в царствование имп. Юлиана (Ep. 14). Во время землетрясения 11 окт. 368 г. в Никее Кесарий, занимавший тогда должность хранителя придворной казны в Вифинии, оказался под обломками рухнувшего здания, но чудесным образом уцелел (Ep. 20). Вскоре, однако, он умер, приняв перед смертью крещение. Преждевременная кончина младшего брата оставила глубокую рану в душе Г. Б.: «Нет у меня больше Кесария,- писал он одному из их общих друзей.- И скажу, что, хотя страдание не свойственно философии, я люблю все, что принадлежало Кесарию, и если вижу что-либо напоминающее о нем, обнимаю и целую это, словно его самого, и думаю, что как бы вижу его, нахожусь с ним и беседую с ним» (Ep. 30). Вслед за Кесарием умерла сестра св. Горгония. Г. Б. посвятил обоим надгробные слова (Or. 7, 8). В 370 г. умер еп. Кесарийский Евсевий; наиболее вероятным кандидатом на его кафедру был св. Василий, к-рый уже фактически управлял епархией при жизни Евсевия. Еще прежде, чем новость о кончине еп. Евсевия достигла Назианза, Г. Б. получил письмо от св. Василия, в к-ром последний извещал его о своей болезни и просил приехать как можно скорее. Г. Б. был глубоко опечален, т. к. вообразил, что его друг умирает, и немедленно отправился в путь. Однако в дороге обнаружилось, что в Кесарию направляются епископы для избрания св. Василия на Кесарийскую кафедру. Узнав о готовившемся избрании нового епископа и предположив, что намерением св. Василия было завлечь его в Кесарию и заставить участвовать в собственном избрании, Г. Б. отправился обратно (Ep. 40). Тем не менее он принял участие в избрании св. Василия: от имени своего отца он послал в Кесарию 2 письма, в к-рых поддержал кандидатуру св. Василия (Ep. 41 и 43). По этому же поводу он писал сщмч. Евсевию, еп. Самосатскому,- тоже от имени отца (Ep. 42). Когда же свт. Василий был избран, Г. Б. послал ему поздравление, в к-ром объяснял причины своего нежелания ехать в Кесарию на его хиротонию: «Не поспешил я к тебе тотчас, и не спешу... во-первых, чтобы сохранить честь твою и чтобы не подумали, что ты собираешь своих сторонников... а во-вторых, чтобы и самому мне приобрести постоянство и безукоризненность» (Ep. 45).

http://pravenc.ru/text/166811.html

В раннем христианстве чин Евхаристии не обозначался как «литургия», вместо этого употреблялись слова со значениями «собрание» (в т. ч. словосочетание π τ ατ - «вместе»: Деян 1. 15; 2. 1, 47; 1 Кор 11. 20; 14. 23; Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 34. 7; Ign. Ep. ad Eph. 5. 3; Idem. Ep. ad Magn. 7. 1; Idem. Ep. ad Philad. 10. 1; Iust. Martyr. I Apol. 67. 3; Barnaba. Ep. 4. 10), «молитва» (греч. термин εχαριστα (букв.- «благодарение») обозначал не только благодарственные моления, но и церковную молитву вообще), «трапеза» (или «вечеря», т. е. «вечерняя трапеза»), с уточнением: «Господня» или «любви» (τρπεζα Κυρου - 1 Кор 10. 21; Κυριακν δεπνον - 1 Кор 11. 20; γπη - Ign. Ep. ad Smyrn. 8; Ep. apost. 15; ср.: Иуд 1. 12). В новозаветную эпоху были также распространены описательные выражения, такие как «преломлять Хлеб» или «преломление Хлеба» (κλσις το ρτου - Деян 2. 42, 46; 20. 7, 11; 27. 35; Лк 24. 35; Acta Paul., Thecl. 5; κλσατε ρτον κα εχαριστσατε - Didache. 14); к III в. их сменили богословски нагруженные термины «Жертва», «Жертвоприношение» (θυσα; см. ст. Жертва ), «Приношение» (греч. προσφορ; лат. oblatio), «Таинство» (греч. μυστριον; лат. sacramentum). При этом само слово λειτουργα - либо в общем смысле «служения», либо в более специальном значении «служения при храме» - было вполне распространено у раннехрист. авторов, но только с IV в. его начали применять к евхаристическому чину: сначала в сочетании μυστικ λειτουργα - «таинственная служба» ( Lampe. Lexicon. P. 795), а затем и в сочетании Θεα λειτουργα или само по себе. При этом в V-VII вв. в грекоязычном мире обычным термином для обозначения евхаристической службы все еще оставалось слово σναξις - «собрание», к-рое было вытеснено термином λειτουργα лишь в послеиконоборческую эпоху. Вне грекоязычного мира евхаристический чин традиционно имеет иные названия: в коптской терминологии он сохраняет наименование «Синаксис», т. е. «собрание» (но в араб. версии «Куддас», т. е. «освящение»), в сирийской - «Курбана» (т. е. «Приношение», или «Жертва»; так же переводится арм. наименование Л.- «Патараг»), в латинской - «Месса» (это слово фактически означает «отпуст» - от финального обращения священника в конце лат. евхаристической службы: «Ite, missa est [congregatio]», т. е. «Идите, [собрание] завершено», либо «Идите, отпуст дан») и т. д. Однако во избежание путаницы в литературе евхаристические чины различных восточных (реже западных) традиций обычно обозначаются как Л. Л. в ранней Церкви

http://pravenc.ru/text/Литургия.html

Мелетий Антиохийский. Собор избрал преемником Мелетия пресв. Флавиана ( Theodoret. Hist. eccl. V 23), несмотря на то что Церковь на Западе и нек-рые участники Собора выступали за объединение антиохийской общины под властью Павлина. Римский Собор 382 г. вновь объявил Павлина единственным законным епископом Антиохии ( Hieron. Ep. ad Eustochium. 108. 6//PL. 22. Col. 881; Idem. Ep. ad Principium//Ibid. Col. 1091). В актах Собора зап. епископов в Аквилее (381), проходившего одновременно со II Вселенским Собором, стоит подпись некоего пресвитера и легата Евагрия. Им вполне мог быть Е., к-рый представлял еп. Павлина, не имевшего своей делегации на К-польском Соборе. Ок. 388 г. Павлин избрал своим преемником Е. и сам рукоположил его ( Theodoret. Hist. eccl. V 23; Socr. Schol. Hist. eccl. V 15). В VI в. еп. Севир Антиохийский приводил поставление Е. как образец неканоничного рукоположения епископа ( Sever. Antioch. Ep. 5. 6//The Sixth Book of the Select Letters/Ed. E. W. Brooks. L., 1904. Vol. 2. Pt. 2. P. 302-303). Сомнительным с канонической т. зр. признавали положение Е. даже на Западе ( Theodoret. Hist. eccl. V 23). Став епископом, Е. развернул в Антиохии активную борьбу против Флавиана, вызвавшую недовольство имп. Феодосия I Великого . Свт. Амвросий Медиоланский также неодобрительно относился к деятельности Е. ( Ambros. Mediol. Ep. 56). Обе партии в Антиохии не желали прийти к согласию. Зап. епископат вновь попытался вмешаться в дела Антиохии, и на Соборе в Капуе (зима 391/2) от лица папы Сириция было принято решение просить архиеп. Феофила Александрийского быть посредником в урегулировании конфликта. Однако Феофил уклонился от этой миссии. По сообщению Севира Антиохийского, в 393 г. в Кесарии Палестинской состоялся Собор по делу Флавиана и Е., к-рый вынес решение в пользу Флавиана. Ему предписывалось принять в общение всех клириков Е. ( Sever. Antioch. Ep. 2. 3//The Sixth Book. 1904. Vol. 2. Pt. 1. P. 223-224; Idem. Ep. 5. 6//Ibid. Pt. 2. P. 302-304). Смерть Е., последовавшая вскоре, облегчила исполнение этих решений.

http://pravenc.ru/text/180857.html

60 Nicolai patr. epistolae. Migne, Patrologiae cursus. Series Gr. t. CXI. Ер. XXXII, p. 196–197. Leo Gram. p. 1111, Theoph. Cont. p. 370. 67 Nicolai patr. Loc. cit. Николай патр. константинопольский, стр. 178 („Прибавл. к твор. св. отцевъ», т. XX. 73 Niocetas. Ignatii vita, p. 1218. Ар. Labbeum. Concilia, t. VIII. Касательно времени события ученые не, соглашаются: Hergenrother (Photius patr. von Constantinop. В. I, s. 525) относить к маю 862 года, a Muralt (Essai dechronogr. Byzantine, p. 441. Edit. 1855) относит к маю 865 года. Мы принимаем дату первого. 74 Labbei. Concilia, tom. VIII, p. 1118. 1136.1365. Подробнее об этом см. нашу книгу: „История разделения церквей», стр. 191 – 194. 75 Окружное послание М. Керуллария к Иоанну Транийскому. Migne, Partologiae Curs. Lat. Tomus 143, p. 929 –32. 85 Anna Comnena. Alexiades, tom. I, p. 153 – 5. Edit. Bonn. Русс, переводъ, часть 1, стр. 146–9. Петрбургъ. 1859. 96 Photii epistolae. Lib. I, ep. 8, p. 626 и д.; lib. III, ep. 5, p. 930; lib. Ill, ep. 59, p. 967. 101 Anastasii, praefatio in Cone. 869 an. pag. 965. Apud Labbeum. Concilia. Tom. VIII. Hergenrother. Baud II, s. 583–4. 116 Leo Diaconus, p. 98–99. Cedrenus, p. 379–381. Вальсамона толко- вание на 12 пр. Анкирского собора. Beveregif, Pandectae canonum Apo- stolorum et conciliorum. Tom I, p. 385. 118 Ioannes Scylitza. Excerpta ex breviario historico, p. 641 – 644. Bonnae. Zonara, p. 269. Проф. Скабаланович впрочем н совсем верит в правдивость этих известий. „Визант. государство и церковь в XI в.», стр. 386–7. Спб. 1884 120 Hergenrother. Photius. Band II, s. 680 – 1. Theophan. Continuatus, Chronographia, p. 321: „Basilius plerasque sacrosanctas et divinas aedee errexit». 122 Cedrenus. Historiarum Compendium. Tom. II. p. 413: „templum aedificavit nulli sumptui parcens, qum id quam opnatissimum faceret». 133 Theophanes Contin. p. 432. Symeon Magister. Annales, p. 748–749. Georgius monachus. Vitae imperatorum recentiorum. p. 918–919. A. Rimbaud, L " empire Grec, au 10 siecle (Constantiu Porphyrogenete) p. 107 – 110. Paris, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

—501— поэтому считаться первым епископским столом; папа главою, а остальные христиане членами Церкви; римской кафедре подобает председательство на соборах, ибо епископу её перед всеми другими дана не только власть вязать и решить (cui cum prae ceteris solvendi et ligandi tradita sit potestas), но и поручена забота об овцах (prascenqum tamen ovium cura specialius mandata est): ибо трехкратное приказание Христа Петру: «паси моих овец» всё еще имеет свое значение за кафедрой Рима (Ep. X, 11; Ep. XVI, предисловие). Кто поэтому не признаёт приматства ап. Петра, а следовательно и его преемников, тот низвергается во ад (Cui quisquis principiatum aestimat denegnandum, illius quidem nullo modo potest minuere dignitatem; sed inflatus spiritu superbiae suae, semetipsum in inferna demergit Ep. X, 2); и кто как член отрицается от него, главы, уходит лишенным божественного обетования (Ep. X, предисл.). О себе самом Лев В., при таких взглядах на столь тесную связь римских епископов с ап. Петром, выражается в таких словах: «Я теперь предстою о имени Петра Церкви» (memor enim sum me sub illius nomine Ecclesiae praesidere Ep. LXI, 2); «по его (Петра) и по внушению Господа решаю я» (Ep. X, 9); «по наставлению Св. Духа говорю я и учу» (instruente sancto spiritu et didicinus, et docemus... Ep. LXXXVII); «подкрепляю колеблющиеся сердца братьев» (CLXVI, предисловие); «на меня излита более богатая благодать, чем на других членов Церкви» (…ut unum celebretur in toto Ecclesiae corpore pontificii sacramentum, quod, effuso benedictionis unguendo copiosius quidem in superiora profluxit Sr. IV, 1); «на меня падает честь, если Церковь хорошо управляется» (Ep. V, 1), «ибо забота о ней передана мне по божественному постановлению» (Ep. XIV, 1). «Епископы должны покоряться постановлениям апостольской кафедры» (Ep. XIII, 1); ибо я хотя разделяю с ними заботу о Церкви, но не власть (XIV, 1 …Vices enim nostras ita tuae credidimus charitati, ut in partem potestatis... к Анаст. Фессал.); и как между апостолами один отличается перед всеми другими по власти, так стоит кафедра Петра выше всех епископских кафедр (XIV, 11. quonian inter beatissimos apostolos in similitudine honoris fuit quaedam discretio potestatis; et cum omnium par esset electio, uni tamen datum est ut ceteris

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Lpz., 1866. Darmstadt, 1988r. S. 88-98), по-видимому подлинные. Неск. гомилий имеется на копт. и араб. языках, целиком или фрагментарно (CPG, N 5272-5279, 5295), но для большинства из них авторство К. отвергнуто или подвергается сомнению. Письма Разнообразная и обширная переписка К. не только является важным церковно-историческим документом, но и имеет глубокое догматическое содержание. В наст. время она насчитывает 111 наименований (CPG, N 5301-5411). Наиболее полное собрание (88 писем) представлено в «Патрологии» Миня ( Cyr. Alex. Ep. 1-88; CPG, N 5301-5488; PG. 77. Col. 9-390). Среди них 17 не принадлежат К., но написаны к нему его респондентами, а несколько являются подложными (Ep. 80, 86-88). Шварц издал греч. текст 5 писем ( Schwartz. 1927), из к-рых 4 были прежде неизвестны (CPG, N 5389-5390, 5392-5393), а 1 известно только в лат. переводе ( Cyr. Alex. Ep. 32). Большинство писем К. относятся ко времени несторианской полемики (от 429) и касаются возникновения и развития спора (Ep. 1-19), Эфесского Собора и избрания К-польского архиеп. Максимиана (Ep. 20-32), переговоров с Антиохией и достижения мира (Ep. 33-65), полемики по поводу Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского (Ep. 66-74). Среди адресатов К. кроме Нестория - вовлеченные в эти события предстоятели Церквей (свт. Келестин Римский, архиеп. Иоанн Антиохийский, свт. Иувеналий Иерусалимский, еп. Акакий Веррийский, архиеп. Максимиан К-польский, свт. Прокл К-польский), сторонники К. на Востоке (прп. Акакий Мелитинский, Раввула Эдесский, Валериан Иконийский, Суккенс Диокесарийский), клирики и монахи К-поля, Александрии и Сирии, имп. чиновники и император. Нек-рые письма имеют преимущественно догматическое (христологическое) содержание (Ep. 1, 4, 10, 11, 17, 39, 44-46, 50, 55) и представляют собой настоящие богословские трактаты. На 1-м месте по вероучительному значению стоят 3 послания (Ep. 4, 17, 39), традиционно именуемые «вселенскими» (oecumenicae). 2-е послание Несторию, «Καταφλυαροσι...» (Ep. 4; CPG, N 5304; ACO.

http://pravenc.ru/text/1840255.html

Eccl. 5; о параллелях тринитарного и экклезиологического догмата см.: Seagraves. 1993. P. 49). По мысли К., единство Церкви обеспечивается единством ее епископата: «Вселенская и единая Церковь не разрывается и не разделяется, но связана и скреплена связью священников (т. е. епископов.- А. Ф.), взаимно соединенных друг с другом» (Ep. 66. 8; 55. 24). Епископат был учрежден Самим Господом, ибо «когда Христос определял достоинство епископа и принцип устройства (rationem) Своей Церкви, в Евангелии Он сказал ап. Петру: «Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и чтó свяжешь на земле, тó будет связано на небесах, и чтó разрешишь на земле, тó будет разрешено на небесах» (Мф 16. 18-19). Отсюда последовательно во времени и по преемству проистекает поставление (ordinatio) епископов и устройство Церкви, так что Церковь утверждается на епископах, и всяким деянием Церкви управляют те же предстоятели; это основано на божественном законе», т. е. на словах Самого Христа ( Cypr. Carth. Ep. 33. 1; ср.: Ep. 3. 3; De unit. Eccl. 4). Как ясно из этого текста, К. относит слова из Мф 16. 18-19 не лично к ап. Петру, но ко всему епископату, члены к-рого, соединенные друг с другом союзом любви и согласия (Ep. 57. 1; 67. 5), совместно управляют Вселенской Церковью ( Quasten. Patrology. Vol. 2. P. 375). К. рассматривает ап. Петра в качестве образца для всех последующих епископов и символа единства Церкви: хотя Господь наделяет равной властью (par potestas) всех апостолов (ср.: Ин 20. 21-23), Он основывает Церковь на Петре, чтобы Своей властью установить «начало и принцип церковного единства» (unitatis origo atque ratio - Cypr. Carth. De unit. eccl. 4, 23; ср.: Exhort. mart. 11; Ep. 43. 5; 70. 3). По мнению К., хотя остальные апостолы были тем же, что и Петр, однако первенство (primatus) дается Петру, чтобы показывать единую Церковь и единое председательство (una Ecclesia et cathedra una); и хотя все суть пастыри, но указывается единое стадо, к-рое пасется всеми апостолами в единодушном согласии (De unit. Eccl. 4). Многочисленное общество священников как преемников апостолов связано узами взаимного согласия и единства (Ep. 68. 3; ср.: Ep. 55. 8); все предстоятели Церкви являются наследниками и заместителями апостолов (apostolis vicaria ordinatione succedunt - Ep. 66. 4). Богоучрежденный «епископат един, и каждый отдельный епископ целостно в нем участвует» (episcopatus unus est cuius a singulis in solidum pars tenetur - De unit. Eccl. 4; ср.: Seagraves. 1993. P. 49, 51-52). В Церкви существует единый «союз священников» (collegium sacerdotum), и кто не сохраняет единства и мира с епископатом, тот от него отделяется и не может иметь ни власти, ни достоинства епископа ( Cypr. Carth. Ep. 55. 24). Видимым образом единство епископата выражается на Соборах епископов (Ep. 1. 1; 55. 4 и др.).

http://pravenc.ru/text/1684710.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010