13 .Adhortatio ad pænitentiam, 351–70. 14 .In prinripium jejuniorum, 369–90. 15–9. In psalraum 5, hom. 15: 389–404; 16: 403–18; 17: 417–28; 18: 427–34; 19:433–44. 20 .In psalmum 6, 443–60. 21 .In psaimum 7, 459–78. Pholius de Asteriis, 477–80. Combefis præfatio, 159–62. Notitia PH., 155–60. ASTERIUS URBANUS, s. Ill, 10. Fg. Contra Montanistas, 145–56. Notitia G., 141–44. ATHANASII ALEXANDRINI ep., 373, 25–28. Ex editione Benedictinorum cum supplementis. I.. Apologetica. Oratio contra gentes, 25, 3–96. Oratio de incarnatione Verbi, 95–198, II. POLEMICA et DOGMATICA. Expositio fidë, 199–208. In illud Omnia mihi tradita (Matt., XI, 27), 207–20. Epistola encyclica, 221–40. Apologia contra Arianos, 239–410. De decretis nicænæ synodi, 415–76. De sententia Dionysii, 479–522. Epistola ad Dracontium episc, 523–34. Epistola ad episc Ægypti et Lybiæ, 537–94. Apologia ad Constantium imperat, 595–642. – de fuga sua, 643–80. Epistola ad Serapionem de morte Arii, 685–90. Historia Arianorum ad monachos, 691–796. Orationes 1–4 adversus Arianos, 26, 11–526. (Orat. 4: 467–526). Epistolæ 1–4, ad Serapionem, 529–676. De Synodis, 681–794. Tomus ad Antiochenos, 795–810. Epistola ad Jovianum, 813–824. De incarnatione et contra Arianos, 983–1028. Epistola ad Afros episcopos, 1029–48. –     ad Epictetum, 1049–70. –     ad Adelphium, 1071–84. –     ad Maximum, philosophum, 1085–90. Contra Apollinarium, lib. 1–2, 1093–1166. Epistola ad Joannem et Antiochum, 1165–68. –     ad Palladium presbyterum, 1167–70. –     ad Rufinianum, 1179–82. Epistolæ 1–2, ad Luciferum, latine, 1181–3, 1183–6. Epistola ad monachos, 1185–86, 1189–90. De Trinitate et Spiritu Sancto, 1191–1218. Epistolæ 1–3 (Vetera monumenta, 26, 1331–38, It. Interpretatio in symbolum, 1231–2 et 28, 1637–44. Sermo major de fide, 1263–94; 1237–4(1 et fg. gelasiana, 1247–50 et 1249–50, adversus hereticos). De azymis, 26, 1327–32. III . Exegetica. Epistola ad Marcellinum, ex ed. Veneta, 27, 11–46. Expositio in Psalmos, 1–146, cum supplementis. ex Ambrosiana, 59–546; fg. 547–90.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Аскетическое учение преподобных В. В. и Иоанна находится в тесной связи с учением, изложенным в Apophthegmata Patrum. И в том, и в др. памятнике много общих тем: о необходимости безропотного послушания (Отв. 285. C. 211. Ср.: Alph. Marc. 2. P. 296. 15-23); об отмене определенного правила правилом, творимым в течение всей жизни (Отв. 176. С. 131. Ср.: Alph. Amma Synclit. 15. P. 425. 43-44; Syst. 4,104. 1-8); о высоте безмолвия (Отв. 52. С. 38. Ср.: Alph. Ruph. 1. P. 389. 24-34); о нравственной стороне веры (Отв. 533/Ep. 536. 9-10. Ср.: Alph. Poem. 69. P. 337. 48-49). Из житийной литературы, чтение к-рой необходимо для монаха наряду с Писанием и творениями отцов Церкви (Вопросоотв. 466/Ep. 469), цитируются отрывки из Жития Антония, написанного свт. Афанасием Александрийским (Отв. 505/Ep. 508. 11. Ср.: Vita Antonii 7//PG. 26. Col. 853B), и из Житий Илариона и Малха, написанных блж. Иеронимом (Отв. 624/Ep. 618. 13-16. Ср.: Vita S. Hilarionis 18//PL. 23. Col. 36BC; Отв. 160/Ep. 69. 18 sqq. Ср.: Vita Malchi monachi 3, PL. 23. Col. 55B). В них также дважды содержатся аллюзии на «Лавсаик» Палладия, напр., в Вопросоотв. 74/Ep. 143. 2-3 упоминается практика чтения 100 молитв, к-рой, по описанию Палладия, занимался прп. Макарий Александрийский (ср.: Palladius. Hist. Laus. 20. 3/Ed. G. Bartelink. Verona, 1974), и один раз на «Историю египетских монахов» (Отв. 759/Ep. 752. 9-12. Ср.: Hist. Mon. Aeg. 20. 16 sqq./Ed. A.-J. Festugière. Brux., 1971). Преподобным В. В. и Иоанну было особо близко аскетическое учение аввы Исайи Газского, к-рый, так же как и В. В., переселился в Св. землю из Египта и в последние годы своей жизни находился в затворе, общаясь с миром только посредством своего ученика Петра. В «Ответах» авва Исайя упоминается один раз (Отв. 249/Ep. 252. 18-21) и 4 раза цитируется (Отв. 308/Ep. 311. 6-8; Вопросоотв. 237/Ep. 240. 4-5; Отв. 525/Ep. 528. 2-9; Отв. 525/Ep. 528. 6). В мон-ре аввы Серида монахи занимались чтением сочинений великих каппадокийских отцов, хотя наибольшее внимание уделялось аскетическим творениям свт.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

137b. 46-50). Последнее высказывание оставляет данный перечень, состоящий из 11 страстей, открытым, что вполне соответствует духовному учению двух старцев. Помимо вышеназванных страстей в «Ответах» обличаются «дерзость», или «свободное обращение» (παησα - Отв. 258. С. 197/Ep. 261. 10), к-рое «погубляет все плоды инока» (Отв. 337. С. 234/Ep. 340. 10-12), забвение и нерадение (λθη, μλεια - Отв. 223. С. 167/Ep. 226. 67 sqq.), но более всего своеволие, самооправдание и человекоугодие: «Отсеки эти три вещи: волю, самооправдание, человекоугодие, и поистине придет к тебе умиление, и покроет тебя Бог от всякого зла» (Отв. 234. С. 137/Ep. 237. 39-42). Человекоугодие называется также «ублажением» (μακαρισμς - Отв. 61. С. 48/Ep. 126. 9; ср.: Ис 3. 12). Как своеволие, так и самооправдание наносят подвижнику страшный удар: «Кто хочет исполнять свою волю, тот сын диавола …» (Отв. 548. С. 350/Ep. 551. 18-19); самооправдание (δικαωμα) одно, без помощи др. страстей, способно низвести во ад (Отв. 234. С. 176/Ep. 237. 21-23). По словам В. В., «зло никогда не истребляет зла… и самооправдание никогда не оправдывает человека» (Отв. 349. С. 241/Ep. 352. 8-10). Особенность гордости и самооправдания, по назиданию Иоанна, в том, что они «препятствуют покаянию» (Отв. 330. С. 231/Ep. 333. 22). С самооправданием связано осуждение: «Осуждение другого… случается с тобою за то, что еще не умерло в тебе самооправдание» (Отв. 104/Ep. 181. 4-5). «Не суди и не уничижай никого, потому что от сего изнемогает сердце и ослепляется ум. Отсюда является нерадение и рождается сердечное нечувствие» (Отв. 495. С. 322/Ep. 498. 15-18). «Берегись, чтобы не осуждать никого, и так придешь в смирение, и все страсти исчезнут из тебя» (Отв. 236. С. 178/Ep. 239. 37-39). Нельзя осуждать даже грешника и злодея, но только грех, гнездящийся в нем (Отв. 450. С. 293; Отв. 192. С. 145). Из фрагментарного перечня отдельных страстей видно, что В. В. предлагает целую аскетическую систему. Никакую страсть невозможно преодолеть без покаяния, плача и молитвы; напр., плач и молитва нужны для борьбы со страстями блуда, дерзости, уныния (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

Таинства . Н. А. призывал монахов искать спасения не только в аскетическом подвиге, но и в освящении через таинства Церкви (Ep. I 99; III 25//Ibid. Col. 125, 381). Духовная жизнь монаха, согласно Н. А., вращается вокруг 2 таинств: Покаяния и Евхаристии. Монашеская жизнь сама по себе является одной из форм покаяния. Находясь в пустыне, монах должен выполнить очень сложную задачу: исследовать собственную душу, вести внутренний диалог с самим собой. В условиях изоляции главной опасностью, к-рая подстерегает аскета, является отчаяние. Диавол, «мастер отчаяния», внушает монаху мысль о тяжести совершённых грехов, парализует его волю (Ep. II 172//Ibid. Col. 288). Н. А. напоминает, что Господь не хочет смерти грешника (Иез 33. 11), призывает падшего покаяться и надеяться на милосердие Христово ( Nil. Ep. III 171-172//Ibid. Col. 464). Отчаяние в собственном спасении есть отрицание благодати Св. Духа, хула на Св. Духа (Лк 12. 10) и духовная смерть ( Nil. Ep. III 63//PG. 79. Col. 420). Монах, предавшийся отчаянию, повторяет путь диавола (Ep. II 172//Ibid. Col. 288), в то время как покаяние - это победа Бога, оно является даром Божиим падшему человеку (Ep. III 115//Ibid. Col. 436). Спастись может только тот, кто обращает свой грех в пользу для себя (Ep. I 41//Ibid. Col. 101), т. е. побеждает грех через таинство Покаяния (Ep. I 64//Ibid. Col. 109). Прибегнуть к исповеди - значит признать свою человеческую слабость и объявить о своем желании получить помощь более сильного. Исповедуя грехи, монах подчиняется Богу, вверяет себя полностью в руки «духовного учителя». Следов., исповедь, говорит Н. А.,- это совершенная форма самоотречения и послушания. По мнению Н. А., только причастник Св. Таин живет «во Христе Иисусе» (Ep. III 39//Ibid. Col. 4095). Через Евхаристию верующие «потребляют» Христа, Который становится для них «пищей» и «одеждой» (Ep. II 144//Ibid. Col. 265). Те, кто отвергают эту «пищу», умирают от духовного голода (Ep. III 280//Ibid. Col. 521). Верующий должен приступать к Св. Таинам «со страхом и жаждой» (Ibidem). Н. А. обращает внимание на 2 основных аспекта Евхаристии. В «Комментарии на Песнь Песней» он толкует «кисть кипера» (Песн 1. 13) как аромат Евхаристии, радость причастности Богу, как ответную любовь верующих на любовь Бога к ним ( Nil. In Cant. 15. 1-5). Вместе с тем Н. А. рассматривает участие в Евхаристии как «свидетельство», возвещение о крестной смерти Христа, как «мученичество» (Ep. III 71//PG. 79. Col. 421), к-рое заключается в умерщвлении разума мира сего, погребении со Христом и воскресении с Ним. Божественная Евхаристия - это «залог» (ρραβν) и обещание вечной жизни, предвкушение буд. воскресения и вечного пребывания со Христом, с Отцом и со Св. Духом. Духовные упражнения

http://pravenc.ru/text/2577633.html

После их ухода (ср.: Theod. Dex. Ep. I 17. 10-19) последователи свт. Григория Паламы, по словам Григоры и Дексия, всячески восхваляли императора. Согласно соборному томосу, свт. Григорий Палама продолжил свою речь, сказав, в частности, что одно дело - прение о благочестии, а другое - исповедание веры и что он по примеру свт. Василия Великого не собирается спорить о точных выражениях и словах, однако согласен, что в исповедании веры необходима точность (PG. 151. Col. 723B). Затем по требованию императора было зачитано исповедание веры свт. Григория (ИАБ, 6. 956-963), снискавшее всеобщее одобрение. 3-е заседание. Ист.: Tom. synod.//PG. 151. Col. 724A - 725D; Niceph. Greg. Hist. XXI 2. 1-5//Vol. 2. P. 999-1001; Theod. Dex. App. 8-10; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 346-409. Состоялось 8 июня (RegPatr. P. 267). Под давлением императора Григоре и его сторонникам пришлось присутствовать на 3-м заседании ( Niceph. Greg. Hist. XXI 1//Vol. 2. P. 998-999; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 344-346). Однако Григора уже не принимал активного участия в прениях, поэтому его повествование о Соборе должно быть дополнено из др. источников (ср.: Polemis. 1993. P. 250). Сначала антипаламиты прочитали свое исповедание веры. Оно начиналось с Никео-Константинопольского Символа. Продолжение сохранилось в «Антиохийском томосе» Арсения Тирского ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 349-371). В исповедании содержались уверения в следовании постановлениям 7 Вселенских Соборов без к.-л. изъятий и без новых догматов; в заключение относительно Варлаама и Григория Акиндина утверждалось: «Мы одобряем то, что постановила и решила о них святая Божия Церковь» (PG. 151. Col. 724AB). По свидетельству Дексия, эти слова подразумевали «нашего патриарха» ( Theod. Dex. Ep. 1. 37). Протопр. Иоанн Мейендорф ( Meyendorff. 1959. P. 144, 409) ошибочно приписывал авторство письма Арсению Тирскому и думал, что речь шла о патриархе Антиохийском Игнатии, тогда как Дексий имел в виду, как справедливо полагает И. Полемис, патриарха Иоанна Калеку ( Polemis. 1993. P. 248).

http://pravenc.ru/text/2057126.html

Germ.I. Dorm. Patriarch Germanus I of Constantinople. On the Dormition of the Theotokos Germ.II. Bog. Patriarch Germanus II of Constantinople. Homily against the Bogomils Goth. Deit. Gottschalk of Arbais. That it is Permissible to Speak of the Deity as Trine Gr.M. Gregory the Great Ep. Epistles Ev. Homilies on the Gospels Gr.Naz. Gregory of Nazianzus Carm. Poems (Carmina) Ep. Epistles Hom. Homilies Or. Orations Gr.Nyss. Gregory of Nyssa Deit. On the Deity of the Son and of the Holy Spirit Hom.opific On the Creation of Man (De hominis opificio) Thdr. On Theodore the Martyr Gr.Pal. Gregory Palamas Ak. Against Akindynus Cap. 150 Physical, Theological, Moral, and Practical Chapters (Capitula) Conf. Confession of the Orthodox Faith Dec. Exposition of the Decalogue Hom. Homilies Theoph. Theophanes Tr. Triads Gregent. Herb. Gregentius of Taphar. Disputation with the Jew Herbanus Hadr. Ep. Pope Hadrian I. Epistles Hag.Tom. Hagioretic Tome (?????????????????) Heracl. Ecth. Emperor Heraclius. Ecthesis Herodot. Hist. Herodotus. History Hil. Trin . Hilary of Poitiers. On the Trinity Hil.Kiev. Sl. Hilarion of Kiev. Message (Slovo) Hinc.R. Hincmar of Riems Deit. On the Deity as One and Not Three Opusc.Hinc.L. Opusculum against Hincmar of Laon Hom. Il Homer. Iliad Hon.I. Ep. Pope Honorius I. Epistles Hor. A.p. Horace. Art of Poetry Horm. Ep. Pope Hormisdas. Epistles Humb. Humbert of Silva Candida Dial. Dialogue Proc. On the Procession of the Holy Spirit from the Father and the Son Resp.Nicet. Respnose to the Book of Nicetas Stethatos Isid.Sev. Eccl.off. Isidore of Seville. Ecclesiastical Offices Iso’yahb. Ep. Iso’yahb III. Epistles Jac.Bar. Ep.Thds. Jacob Baradaeus. Epistle to Theodosius of Alexandria Jac.Ed. Jacob of Edessa Can. Canons Conf. Confession Ep.Thos. Epistle to Thomas the Presbyter Hex. Exposition of the Hexaemeron Jer.CP. Ep.Tub. Patriarch Jeremiah of Constantinople. Epistle to the Lutheran Theologians at Tubingen Joh.Ant. Az. John of Antioch. Treatise on the Azymes Joh.Argyr. Proc.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

460 Epist. 48 (ed. Vall., или Ep. 30 ed. Bened., Ep. 50 в более старых изданиях), ad Pammachium, pro libris contra Jovinianum, и Comm. ad Gal. ii, 11 sqq. Иоанн Кассиан , ученик Златоуста, также говорит о допустимости лжи и обмана в некоторых случаях, Coll. xvii, 8, 17. 461 См. переписку отцов церкви у Иеронима, Epist. 101–105, 110, 112, 115, 134, 141, Vallarsís ed. (tom. i, 625 sqq.), или у Августина, Epist. 67, 68, 72–75, 81, 82 (Bened. ed., tom. ii, 161 sqq.); Августин, De mendacio, и Contra mendacium; также вышеупомянутый трактат Мелера, §41, об этом споре, весьма назидательный в том, что касается этики и экзегетики отцов церкви. 462 Regul. brev. interrogate 76, цитирует Неандер в своей монографии о Златоусте (3 d ed.), i, p. 97. Неандер, опираясь на Hist. Lausiaca Палладия, приводит и похожее свидетельство о недопустимости лжи, высказанное египетским монахом того времени Иоанном из Ликополя. 464 Причина, по которой они исключались из числа подлежащих рукоположению, объясняется в десятом каноне Римского собора 402 г.: «Тот, кто облечен гражданской должностью, не может стать священником без предварительного покаяния, так как занимающий такую должность почти обязательно грешит». См. также Mansi, iii, 1133; Hefele, ii, 75. 465 См. постановления соборов в Hefele, ii, 574, 638, 686, 687, 753, 760, &с. Даже Can. Apost. 27, 65, 72 посвящены осуждению распространенных среди клириков грехов, таких как рукоприкладство, убийство и воровство, которые, вероятно, уже наблюдались, ведь законы всегда отражают реальное положение вещей. В пастырских посланиях Павла нет увещеваний или запретов такого рода. 466 Иероним, Comm. ad Tit., i, 7: «Idem est ergo presbyter qui episcopus, et antequam diaboli instinctu studia in religione fièrent… communi presbyterorum consilio ecclesiae gubernabantur», etc. См. также Epist. ad Evangelum presbyterum (Ep. 146, ed. Vail. Opera, i, 1074 sqq.; Ep. 101, ed. Bened.), и Epist. ad Oceanum (Ep. 69, ed. Vall., Ep. 82, ed. Bened.). в последнем послании он замечает: «Apud veteres iidem episcopi et presbyteri fuerunt, quia illud nomen dignitatis est, hoc aetatis».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

De viris illustribus//PL. T. 23. Col. 604–631 (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Книга о знаменитых мужах//Там же. C. 258–314). Ер. Epistulae//PL. T. 22; CSEL. 56 (ed. I. Hilberg); (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. [Письма]//Там же. 1893, 1894, 1903. Ч. 1–3). In Amos. Commentaria in Amos//PL. T. 25. Col. 989–1097 (Комментарий на кн. пророка Амоса). In Ep. ad Gal. Commentarii in Epistolam ad Galatam libritres//PL. T. 26. Col. 307–139 (pyc. пер.: Иероним Стридопский, блж. Три книги толкований на Послание к Галатам//Творения. Ч. 17. Киев. 1901). In Is. Commentaria in Isaiam//PL. T. 24. Col. 17–678; (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Толкование на пророка Исаию//Творения. Ч. 7. Киев. 1882). In Matth. Commentaria in Matthaeum//PL. T. 26. Col. 15–218 (pyc. пер.: Иероним Стридопский, блж. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея к Евсевию//Творения. Ч. 16. Киев. 1901. С. 1–316). Quaest. Herb, in Gen. Quaestiones Hebraicae in Genesim//PL. T. 23. Col. 935–1010 (pyc. пер.: Иероним Стридонский , блж. Еврейские вопросы на книгу Бытия/Пер. С. Жуков. М. 2009). Hippolitus Romanus – Свт. Ипполит Римский Philos. Refutatio omnium haeresium (Philosophumena)//Refutatio omnium haeresium/Ed. M. Marcovich. B. 1968. S. 53–417. (PTS; 25) (Философумены или опровержение всех ересей). Ign. Ignatius Antiochenus – Свт. Игнатий Антиохийский (Богоносец) Ep. ad Magn. Ep. ad Magnesios//PG. T. 5. Col. 661–674; Ibid.//Ignatius Scr. Eccl. Epistulae vii genuinae (rec. media)/Ed. P.T. Camelot. Ignace d’Antioche. Polycarpe de Smyrne. Lettres. Martyre de Polycarpe. Paris. 1969. P. 80–92. (SC; 10) (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , cem. Послание к магнезийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //ПМА. С. 317–322). Ep. ad. Philad. Ep. ad Philadelphienses//PG. T. 5. Col. 697–708 (pyc. пер.: Игнатий Богоносец , свт. Послание к филадельфийцам/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 334–339). Ep. ad Polyc. Ep. ad Polycarpon//PG. T. 5. Col. 717–728 (pyc. пер.: Игнатий Богопосец, свт. Послание Поликарпу/Пер.: прот. П. Преображенский //Там же. С. 346­–350).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

Antiochena quoque ecclesia, in qua primum praedicante B. Ap. Petro christianum nomen exortum est, in paternae constitutionis ordine perseveret, et in gradu tertio collocata numquam se fiat inferior. Aliud sunt enim sedes, aliud praesidentes, et magnus unicuique honor est integritas sua. Cf. Leon. ep. 105 ad Pulch. c. 2. 3888 Leon. ep. 105 ad Anatol. Mansi VI, 203 Persuasioni tuae in nullo penitus suffragatur quorumdam episcoporum ante 60, ut jactas, annos facta, conscriptio numquam a praedecessoribus tuis ad apostolicae sedis transmissa notitiam, cui ab initio sui caducae dudumque collapeae sera nunc et inutilia subiicere fulcimenta voluisti, eliciendo a fratribus speciem concenafonis, quam tibi in suam injuriam verecundia fatigata praeberet. Cp. Leonis ep. 105 ad Pulcher, c. 2. 3889 Leon. ep. 104 c. 2 His autem propret quae tanta facta est congregatio sacerdotum, bono et optabili fine compositis, miror et doleo, quod pacem universalis Ecclesiae divinitus reformatam ambitionis rursus spiritus inquietat 3892 Leon. ер. 106 ad Anat. с. 3 ita abuti voluit (superba elatio) concilio synodali, ut fratres... ad consentiendam sibi aut depravando traduceret aut terrendo compelleret. Leon. ep. 105 c. 2: quod ei quorumdam consensum suum praebuisse dicitur extorta subscriptio. 3893 Leon. ep. 106 c. 2 Doleo etiam in hoc dilectionem tuam esse prolapsam, ut sacratissimas Nicaenorum canonum constitutiones coneris infringere, tamquam opportune se tibi hoc tampus obtulerit, quo secundi honoris privilegium sedes Alexandrina perdiderit et antiochena ecclesia proprietatem tertiae dignitatis amiserit, ut his locis juri tuo subditis omnes metropolitani episcopi proprio honore priventur. Quibas inanditis et numqaam ante tentatis ita praeveniris excessibus, ut s. synodum ad exstinguendam solum haeresin et ad confirmationem fidei... congregatam in occasionem ambitus trahas et, ut conniventiam suam tibi dedat, compellas; tamquam refutari nequeat, quod illicite voluerit multitudo. 3894 Leon. ep.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

928 Иероним. Dialog. contra Lucifer, cap. VIII. «Nam et multa alia, quae per traditionem in Ecclesiis observantur, velut in lavacro ter caput mergitare, deindo egresses, laclis et mellis gustare concordiam». Curs. Compl. Palrolog. Ser. Lat. Tom. XXIII, pag. 164. Здесь, по мнению Свицера, «mergitare» стоит вместо « βαπτξειν» Svicer. «Thesaur. Eccles». Tom. I, Edit. .1746, pag. 622. 934 Апост. прав. 50. Ε τις πσκοπος πρεσβτερος μ τρα βαπτσματα μιας μνσεως λλ ν βπτισμα, τ ες τν θνατο το Κυρου διδμενον, καθαιρεσθω… Σνταγμα κανον. Ραλλ κα Ποτλη. Tom. II, Αθην . 1852, pag. 60; срав, в русск. пер. «Курс ц. законов» Иоанна . т .I, СПб. 1851, стр. 196. Soicerus (Thesaurus Eccles. Tom. 1, pag. 623) останавливаясь на этом правиле замечает: « βαπτισμα » v el « βαπτισμς» notat proprie immersionem, intinctionem. Hinc baptisma idem quod " καταδυσις » Can. Apostol. Ubi tres immersiones dicuntur «tria baptismata» unius mysterii sev initiationis». 935 В истории Флорентийского собора, писанной Сиропулом (sect. IX, cap; IX) грек, Григорий Протосникель, по поводу спора с Петром Калабрийским, замечает: βπτισμα значит погружение в воду и потом извлечение из нее (См. приб. к Твор. отц. ч. XIV. стр. 438, прим. I.). 940 Подробнее относительно этого см. у Смирнова " Происхожд. и литургич. характер таинств». Труд. Киевск. дух. Акад. 1874 г. т, IV. 941 Тертуллиан ... " De Coron milit». cap. III, ter mergitamur. quam Dominus in Evangelio delerminavit», Curs. Compl. Patrol., ser. Lat. Tom. II. col. 79. 942 Апост. прав. 49. « Σνταγμα κανων« . » Ραλλη κα Ποτλη » Tom. II, Αθην . 1852, pag. 66. Иоанн . " Опыт, курс. церкв, закон.» Том. I, Спб. 1851, стр. 196. 944 Феодорит. «Hamil. fabul.». Lib. IV, cap. III. Curs. Compl. Patrol. ser. Graec, Tom. LXXXIII, col. 420. 945 Пелагий . «Epist ad. Gaudent. ар. Gratian. distinet. IV, cap. LXXXII. Evangelicum vero praeceptum, ipso I. Christo tradente nos admonet in nomine Trinitatis, trina ctiam mersione sanctum baptisma unicuique tribuere, dicente Domino discipulis suis. Ite.. et caet. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom, CLXXXVII, col. 1826 – 1827.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010