After the expulsion of St. Eustatius, the See of Antioch passed over to the Arians for long. The extreme Nicaeans who started to call them Eustathians after the exiled Orthodox bishop had no church buildings in Antioch. The Council of Seleucia in 359 deposed Eudoxius, an extreme Arian, who soon managed to obtain the See of Constantinople. The See of Antioch became vacant, and St. Meletius occupied it. Almost all available sources make it clear that St. Meletius was installed at the See of Antioch by favour of Acacius of Caesarea, while most ancient writers are unanimous in saying that Meletius did not meet expectations of the Homoeans. When Meletius arrived in Antioch, he publicly “exhibited the unbending line of the canon of the faith” (Book II, ch. 27) St. Epiphanius also writes that the Acacius’s party was disappointed: “When Meletius was consecrated by Acacius’s own friends, they thought he shared their opinion. But as many report on him, he turned out not to” (Panarion, 73, 28) The first available document on Meletius’ theological position dates back to 360. This is his sermon on the verse from the Proverbs “The Lord created me in the beginning of his work, the first of his acts of old” (8,22). According to Theodoret, the election of a new bishop took place in Antioch in the presence of Emperor Constantius who ordered all candidates to expound the text This decision was not fortuitous, as it was the basis of the Arians’ teaching. Theological position of each candidate could be easily discerned in their interpretations. Relying on Theodoret’s testimony, some researchers believe that a theological dispute had been held in Antioch on the results of which the decision on a new bishop was taken Yet, other sources do not link Meletius’ sermon to election procedure. For instance, St. Epiphanius wrote that it had been Meletius’ first sermon at Antioch after his installation (Panarion, 73, 28) Thanks to St. Epiphanius, this text has come down to us (Panarion, 73, 29-33) As the sermon implies, St. Meletius was extremely cautious expounding the doctrine of the Son of God. He avoided the word “consubstantial,” preferring biblical terms. St. Epiphanius viewed this sermon favourably (Panarion, 73, 35)

http://mospat.ru/en/authors-analytics/89...

95 Hist. Bysant. Gregor. Vol. II, pag. 894 et seq. Demetr. Cydow. advers. Palam. vid. Petr. Arcud. opuscul. aur. Theolog. pag. 405–443. – Manuel. Calecae de substant. et opéral. Dei contr. Palam. Biblioth. Vet. Potr. ed. Lugd. T. XXVI, pag. 321–344. Leon. Allat, de perpel. consession. Eccl. Orient, atque Occident, ed. Colon. 1648 ann. pag. 802 et sequent. 98 Graetser. annotat, ad hist. Cantacuz. Vol. histor. Cantacuz. III, pag. 497, 498. Kirchengesch. Schröck. Th. XXIV, S. 438, 439 100 Dionys. Petav. de dogmat. Theolog. Tom. I. pag. 95–102, 304–306. Boivin, annotat, ad hislor. Cantacuz. Vid. Vol. Hist. III, pag. 500. Manuel. Calecae de essent et operat. Dei cedv. Palam. Vid. Biblioth. Veter. Patr. edit. Lugd. Tom. XXVII, pag. 321. Demetr. Cydon. adv. Palam, in Opuscul. aur. Petr. Arcud, pag. 405–443. 101 Dionys. Petav. de dogmat. Theolog. Tom. I, cap. 12, pag. 96. στορ. κκλ. Μελτ. Τομ. 3, σελ. 210. 102 Hist. Eccl. Ignat Hiacynti ed. 1740, Tom. V. pag. 80. 82. Kircheng. Schrück Tom. XXIV, Seite 450 et 451. 103 Δεκλογος ονσα Παλαμα, κδ. ϑν. Сравн. Прав. Исповед. Веры св. Паламы. Воскр. Чт. 1841 года стр. 17–21. 108 Manuel. Caleca de Substantia et operat. Dei Biblioth. veter. Patr. Lugd. Tom. XXVI, pag. 322. Dionys. Petav. Opus de Theolog. dogmat. Тот. 1, cap. XIII, pag. 97. 110 Все значение этих Соборов и подвигов на них святого Паламы в раскрытии православного учения о предметах тогдашнего спора, как и само изложение этого учения не могут быть представлены в подробнейших чертах: поскольку не изданы необходимые для этого сочинения святого Паламы против Варлаама, Акиндина и Григораса, и творения Патриарха Филофея и других писателей, защитников св. Паламы; а исследования об этих соборах и об известном учении врагов св. Паламы Никифора Григораса, Еммануила Калеки, Димитрия Кидония, Петавия и других представлены не полно и совершенно в извращенном виде. 111 На первом соборе председательствовали Император Андроник младший Палеолог и Патриархи Константинопольский Иоанн Калека и Иерусалимский – Лазарь; присутствовали послы от Патриархов Александрийского и Антиохийского также Иоанн Кантакузен, святой Симеон Солунский , святой Григорий Сиваит и Исидор, Филофей и Каллист, бывшие потом Патриархами Константинопольскими. (Hist. Cantacuz. Volum. I, pag. 551. Boivin ad histor. Gregor. Vol. histor. Gregor. II, pag. 1254, Dionys. Petav. de annotat. Theolog. dogm. Tom. I, cap. XII, pag. 95–96. Добролюбие издан. Москв. 1822, часть IV, стран. 15, предисловие к словам Диодоха. στορ. Μελτ. τομ. 3, S. 208–211)

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

407 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XXXIII. col. 363–364: „nonne semel immolatus est Christus in seipso, et tamen in sacramento non solum per omnes Paschae solemnitates, sed omni die populis immolatur, nec utique mentitur, qui interrogatus cum responderit immolari " …. 408 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XXXIII. col. 1115–1118: „fideles pro aliis defunctis orare, maximum animabus adjumentum credentes, pro quibus oratio defertur, dum sancta et... tremenda proposita... victima..., pro defunctis orationes offerentes, etiamsi peccatores sint, non coronam plectimus, sed Christum mactatum pro peccatis nostris offerimus, pro illis et pro nobis demereri et propitiari satagentes».... 409 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XVI. col. 94: „Christus offertur.... et offert se ipse...., ut peccata nostra dimittat».... Сравн. tom. XIV. col. 1051–1052: „vidimus principem sacerdotem ad nos venientem, vidimus et audivimus offerentem pro nobis sanguinem suum; sequamur, ut possumus sacerdotes, ut offeramus pro populo sacrificium....; quia etsi Christus nunc non videtur offerri, tamen ipse offertur in terris, quando Christi corpus offertur, immo ipse offere manifestatur in nobis, cujus sermo sanctificavit sacrificium, quod offertur " …. Сравн. tom. XVI. col. 94: „ante agnus offerebatur, nunc Christus offertur, sed offertur quasi homo, quasi recipiens passionem».... 410 Mansi. Amplis. col. concil. tom. II. col. 887: «iterum etiam hic in divina mensa ne humiliter intenti simus ad propositium panem et poculum: sed attollentes mentem, fide inteiligamus situm in sacra illa mensa agnum illum Dei, tollentem peccatum mundi, incruente а sacerdotibus immolatum»....; tom. IV. col. 1075–1078: «nempe unigeniti Filii Dei, hoc est, Jesu Christi mortem, et ex mortuis resurrectionem annuntiantes, ejus demque in coelum assumptionem confitentes, incruentum in ecclesia sacrificium nos celebrare, atque ad mysticas benedictiones accedere et sanctificari»….. 413 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 193–194. Сравн. Percival. A digest of theology. Pg. 148.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

386 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. IV. с. XXVIII–XXIX. col. 490: «confiteamur singuli, quaeso vos, fratres dilectissimi, delictum suum, dum adhuc qui deliquit in saeculo est, dum admitti confessio ejus potest, dum satisfactio et remissio jacta per sacerdotes apud Dominum grata est».... Сравн. col. 251–252. Epist. ad cler. 9. n. 2. Сравн. col. 253–254: Epist. ad martyr, et confess. 10. n. I. 387 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XII. In Psalm. XXXVI . hom. II. n. 6. col. 1386: «fortasse enim sicut ii qui habent intus inclusam escam indigestam, aut humoris vel phlegmatis stomacho graviter et moleste immanentis abundantiam, si vomuerint, relevantur: ita etiam hi, qui peccaverunt, si quidem occultant et retinent intra se peccatum, intrinsecus urgentur, et propemodum suffocantur a phlegmate, vel humore peccati. Si autem ipse sui accusator fiat, dum accusat semetipsum et confitetur, simul evomit et delictum, atque omnem morbi digerit causam»... Сравн. tom. XIII. In Luc. hom. XVII. col. 1845–1846. Сравн. tom XII. In Levit. hom. III. col. 429. 388 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. I. с. VII. col. 1241: „haec igitur venena ejus providens Deus, clausa licet ignoscentiae janua, et intinctionis sera obstructa, aliquid adhuc permisit patere. Collocavit in vestibulo poenitentiam secundam, quae pulsantibus patefaciat: sed jam semel, quia jam secundo».... 389 Migne. Patrol. curs. compl. ser. lat. tom. XL. col. 482: «quid ergo, eum viderit se nec ad baptismum admitti, si catechumenus, nec utiliter agere poenitentiam, si baptizatus hoc fecit, non corrigendo et reliquendo quod fecit, si eum voluerit et potuerit occidere cujus duxit uxorem, ut hoc scelus vel baptismate diluatur, vel poenitendo salvatur, atque ita etiam illum adulterium non permaneat, evacuata muliere a lege viri post mortem viri, sed de transacto quod factum est, per poenitentiam satis fiat, vel regeneratione deleatur»….. 390 Migne. Patrol. curs. compl. ser. gr. tom. XII. col. 418–419: «est adhuc et septima, licet dura et laboriosa, per poenitentiam remissio peccatorum, cum lavat peccator in lacrymis stratum suum, et fiunt ei lacrymae suae panes die ac nocte, et cum non erubescit sacerdoti Domini indicare peccatum suum et quaerere medicinam.... In quo impletur et illud, quod Jacobus apostolus dicit: si quis autem infirmatur, vocet presbyteros ecclesiae, et imponant ei manus»…..

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

Epistola canonica ad Basilidem, 1271–90 (cam commentario Balsamonis). 1 . Ad Domitium et Didymum, 1291–4. 2 . Ad Novatianum, 1295–6. 3 . Ad Fabium Antiochenum, 1295–1312. 4 . Ad Cornelium, papam, 1311–14. 5 . Seu 1 de Baptisms, ad Stephanum papam, 1313–16. 6 . Seu 2 de Baptismo, ad Xystum papam, PL., S. 7 . Seu 3 de Baptismo, ad Philemonem, PL., S, 91–94. 8 . Seu 4 de Baptismo, ad Dionysium, PL., Б, 93–96. 9 . Seu 5 de Baptismo, ad Xystum, papam, PL., 5, 95–100. 10 .Ad versus Germanum ep., 10, 1315–26. 11 .Ad Hermammonem, 1325–34. 12 .Ad Alexandrines, 1333–40. 13 .Ad Hieracem ep., 1339–42. 14 .Seu festalis 4, 1341–44. Ad Paulum Samosatenum, latine, 28, 1561–66. Commentarium in Ecclesiasten, 10, 1577–88. In Lucam, XXII, 42–8: 1589–96; græce plenius, 1597–1602. Alia fg., 1597–8; 1601–2. Notitia G., 1233–6. DIONYSIUS AREOPAGITA, s, V, 3–4. Ex editione Corderii cum scholiis S. Maximi, paraphrasi Georgii Pachymeræ et notis Corderii. I. De cælesti hierarchia, 119–370. De ecclesiastica hierarchia, 369–584. De divines nominibus, 585–990. De mystica theologia, 997–1064. Epistolæ 1–10, 1065–1120. Epistola 11 a ,. Apollophani, 1119–22; notæ Lanssetii. Liturgia S. Dionysii, 1123;32. Pachymeræ paraphrasis, 3–4. Maximi et Germani Scholia, 4. Lansselii præfatio, 4, 13–14, et notes, 509–26. Corderii onomasticon Dionysii, 3, 1133–76 Corderii observationes generates pro faciliore inlelligentia S. D., 3, 77–96. Corderii Isagoge ad mysticam theologiam S. D., 3, 95–108. Tabula tachygraphica, 4, 1687–88. Cf. 3, 509. II. DlONYSIANA. Vitæ antiquæ (ex Menæis, Symeone Meta- phrasia, Suida, Nicephoro, Michael Syngelo, Methodio, 4, 577–690. Delrio. Vindiciæ Areopagiticæ ex parte, 4, 953–82. Halloix. Vita S. D. A., 4, 695–870; de ejusdem vita et operibus quæstiones 1–4; 4, 869–954. Lanssel. De S. D. A., ejusque scriptis disputatio apologetica, 4, 981–1012. Guerin de S. D.A. martyrio, iombi, , 4, 689–96 J. de Chaumont. Areopagitæ defensio adversus hæreticum calvinistam Carenioni ministrum, latine a P. Nicolai, 4, 1011–26.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Кроме того, Дексий возражает: нигде в деяниях не сказано, что одно - нетварная сущность Божия и другое - нетварная энергия ее, что они отличаются друг от друга ( Theod. Dex. App. 46. 1-5) и что Фаворский свет является нетварной энергией (Ibid. 22. 6). Сторонники свт. Григория Паламы в свою очередь обвинили противников в извращении и перетолковании приведенных мест и процитировали фрагменты из сочинений свт. Василия Великого и свт. Григория Нисского (PG. 151. Col. 729С - 730С). После призыва императора к покаянию и отказа антипаламитов был прочитан томос (RegPatr, N 2289), составленный в авг. 1347 г. и низлагавший ряд митрополитов (см. также в ст. Григорий Палама ). Последовало развернутое изложение паламитского богословия, одобренное всеми участниками Собора, в результате чего «главы» свт. Григория Паламы вместе с его сочинениями были признаны правильными и согласными с мнениями святых (PG. 151. Col. 731B; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 619-634). С развернутой богословской речью выступил патриарх (PG. 151. Col. 731CD; Филофей Силиврийский вкладывает эту речь в уста патриарха Каллиста, Филофея Ираклийского (Коккина) и Макария Филадельфийского: Philoth. Selybr. Dial. 2523-2615) и в свою очередь призвал антипаламитов к покаянию. После повторного отказа последних предусмотренные томосом 1347 г. меры были приведены в исполнение и нераскаявшиеся епископы, в т. ч. Матфей Эфесский и Иосиф Ганский, были низложены. Оба митрополита, на к-рых, по свидетельству антипаламитов, патриарх Каллист намеревался даже «наложить руки» ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 608-610; Niceph. Greg. Hist. XXI 3. 11//Vol. 2. P. 1010), были лишены священных символов (PG. 151. Col. 731D; Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 602-603), у них были разодраны одеяния и вырваны волосы из бород ( Niceph. Greg. Hist. XXI 3. 12//Vol. 2. P. 1011). Затем одни антипаламиты были заключены в общественную тюрьму, другие же окружены стражей, так что желающие не могли к ним приблизиться и видеть их ( Arsen. Tyr. Tom. Antioch. 616-619). 5-е заседание. Первоисточники: PG. 151. Col. 731D - 757D. Через неск. дней по приказу императора был созван «другой Собор» (τραν σνοδον), чтобы «яснее явить истину благочестия». Антипаламиты допущены не были (согласно соборному томосу, они сами не захотели присутствовать). Император предложил на рассмотрение 6 вопросов (PG. 151. Col. 732AB): 1) есть ли в Боге богоприличное различение (δικρισις) сущности и энергии; 2) если такое различение есть, то тварная эта энергия или нетварная; 3) если она нетварная, то каким образом избежать сложности (составности) в Боге, в чем инакомыслящие обвиняют Церковь; 4) применяется ли богословами слово «божество» не только к сущности, но и к божественной энергии, ибо на основании этого враги Церкви обвиняют ее в двоебожии; 5) говорят ли богословы, что сущность чем-то превосходит энергию; 6) причаствуем ли Бог по сущности или по энергии?

http://pravenc.ru/text/2057126.html

В «Ответах» подробно описываются отношения между учеником и старцем. Вверивший себя в послушание старцу подобен больному, предавшему себя в руки врача (Отв. 150. С. 104/Ep. 59. 44 sqq.). «Вопрошать и верить ответам есть смирение и успех о Господе» (Отв. 90. С. 66/Ep. 165. 24-25), и напротив, «не вопрошать есть великое падение души» (Вопросоотв. 376. С. 255/Ep. 379. 5-6). С советом старца следует всегда соглашаться, хотя преподобные В. В. и Иоанн различают 2 типа ответов, «совет» (συμβουλ) и «заповедь» (ντολ): «совет есть наставление не понудительное, (а только) показывающее человеку правый путь жизни; заповедь же заключает в себе обязательную силу» (Отв. 365. С. 249/Ep. 368. 7-9; ср.: Отв. 56; Отв. 155. С. 114). Через добродетель послушания между старцем и его учеником устанавливается теснейшая духовная связь: «Сохрани сие (послушание), и я буду отвечать за тебя»,- говорил В. В. ученику (Отв. 620. С. 401/Ep. 614. 87-88). В одном из определений послушания, данных в «Ответах», говорится, что оно «состоит в том, чтобы не иметь своей воли» или, дословно - «послушание отсекает волю» ( πακο κπτει τ θλημα - Отв. 246. С. 186/Ep. 249. 6; Отв. 250. С. 188). Как послушание, так и отсечение воли исполняются до смерти: желающий быть учеником Христовым «должен до самой смерти исполнять послушание» (Отв. 356. С. 244/Ep. 359. 12); «отсечение своей воли есть кровопролитие, и для достижения сего человек должен потрудиться до смерти» (Отв. 251. С. 189/Ep. 254. 7-8). «Отсечение своей воли» (κκοπ το οκεου θελματος) является «центральным мотивом духовности» преподобных В. В. и Иоанна, как небезосновательно заметил Озерр (см.: Hausherr. 1937. Col. 1257). Вслед за прп. Аммоном (Послание 5, 4//Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, прп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперихий/Пер., вступ. ст. и коммент. А. И. Сидорова. М., 1997. С. 34), В. В. писал о 3 волях: «Отсекать волю свою пребывающему в келье своей - значит нерадеть о телесном покое во всех его видах… отсекать волю, пребывая с людьми, значит умереть для них и быть для них как бы несуществующим. Иметь же волю по Богу, как говорит апостол, значит отсекать волю телесную (ср.: Еф 2, 3). А воля, внушаемая демонами, состоит в том, чтобы оправдать себя и веровать себе, и тогда (человек) тот бывает уловлен (ими)» (Отв. 124. С. 89/Ep. 173. 7-16). Воля человека в зависимости от того, куда направлена, может быть доброй или злой (Отв. 132/Ep. 191. 11, 34). Поскольку человек по своей греховности не способен исполнить волю Божию, в «Ответах» преподобных В. В. и Иоанна говорится также о необходимости исполнять «волю святых», через к-рую, конечно, открывается воля Божия («Отсечение своей воли состоит в том, чтобы в добром отсекать свою волю и исполнять волю святых…» - Отв. 377/Ep. 380. 4-6).

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

434 De dif. essen. et hyp. 1–3; Ad Graec.//GNO. III. 1. P. 20–21; 32; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40–41; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 165; C. Eun. I.1.479.1; II.1.133.5; III.5.43.1; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 14.20. 438 Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 90.31–91.4; cp. C. Eun. I.1.231–232; I.1.276.5–6; II. 1.475.1–4; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 55.13–16; Adv. Apoll.//GNO. III.1. P. 133.22–23. 444 См. C. Eun. II.1.166.9–10; II.1.582.6; III.5.57.1; 58.1; 59.3; 60.2–9; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 43.1–20; De beat. VI//PG 44. Col. 1269A. 447 См. C. Eun. I.1.571–573; II.1.149.4–152.3; II.1.353; II.1.476; Ref. conf. Eun. 124.9–125.6; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.7–10; De beat. VI//PG 44. Col. 1268B– 1269B; In Cant. XI//GNO. VI. P. 334.7–8; 335.1; 339.7–8; De op. hom. 6; См. также Meredith. P. 95. 451 См. C. Eun. II.1.582.4–585.5; 149.6–150.1; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 44.14–45.1; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 22.4–6; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 15.1. 453 C. Eun. I.1.276.1–277.1; cp. C. Eun. I.1.208.5–9; 234–235; Adv. Maced.//GNO. III.1. P. 92.16–25. 468 См. Adv. Ar. et Sab.//GNO. III.1. P. 71.1–11; 85.19–23; Ad Eust.//GNO. III.1. P. 5.10–14; cp. C. Eun. I.1.499.4–500.3; II.1.14.6–15.6; о незыблемости в Боге Троицы Лиц см. Ad Graec.//GNO. III.1. P. 24.14–24. 470 De op. hom. 5; Or. Cat. 1; Ad Simpl.//GNO. III.1. P. 64.23–65.8; C. Eun. III.6.29.1–6; Ref. conf. Eun. 58.2. 480 См. De dif. essen. et hyp. 2.1–30; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 30.20–32.5; Ad Abl.//GNO. III.1, P. 40.5–23; 54.1–4. 486 См. Ad Abl.//GNO. III.1. P. 38.13–15; 40.24–41.7; 46.14–16; Ad Graec.//GNO. III.1. P. 19.15–16; 20.27–21.15; 22.13–24; 26.1–4; 29.9–11; 33.2–5; De dif. essen. et hyp. 4.2–21; 83–87; Ep. 5.9; См. также Cross. 2002. P. 280–281. 490 См. Or. Cat. 1–2; C. Eun. I.1.498.2; II.1.353.9; II.1.356.3; II.1.538.8; III.8.25.5–9; De dif. essen. et hyp. 3.5–12; Ad Abl.//GNO. III.1. P. 40.16–20; 54.2; De or. Dom. III//Oehler. S. 264.54. 491 См. C. Eun. I.1.277.8–278.2; De dif. essen. et hyp. 4.38–44; Ref. conf. Eun. 12.4–13.8; De or. Dom. III//Oehler. S. 262.19–28.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

178. С. 132/Ep. 87. 18) или «Иисусе! помоги мне» (Ιησο βοθει μοι - Отв. 39/Ep. 39. 12). Хотя слова, наиболее соответствующие совр. практике Иисусовой молитвы, дословно упоминаются всего лишь неск. раз (Вопросоотв. 126. С. 89/Ep. 175. 2-3; Отв. 443/Ep. 446. 17-18; ср.: Отв. 556/Ep. 559. 5-7), она непрестанно имеется в виду, особенно когда говорится о силе имени Божия. «Имя Божие, будучи призываемо… убивает все страсти» (νομα το Θεο νομαζμενον ναιρε... πντα τ πθη - Отв. 421. С. 282/Ep. 424. 31-32. Ср.: Отв. 173. С. 130/Ep. 82. 11-13). Болящему иноку Андрею В. В. отвечает, что «во имя Владыки нашего Иисуса Христа» можно «воскрешать… и демонов изгонять, и неизлечимые болезни исцелять и делать многие чудеса» (Отв. 181. С. 134/Ep. 90. 21-24). Одно из вышеуказанных мест станет классической формулой исихазма: «Молитвенно призывай святое имя Божие (προσεχου τ γιον νομα το Θεο), говоря: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» (Отв. 443/Ep. 446. 17-18). Если молитвенным призыванием имени Божия изгоняются страсти, то приобретение непрестанной молитвы есть победа над страстями: «...непрестанно молиться относится к мере бесстрастия» (τ διαλεπτως προσεχεσθαι ν τ μτρ στι τς παθεας - Отв. 178. С. 132/Ep. 87. 6-7). Лишь в состоянии бесстрастия достижима совершенная молитва ( τελεα προσευχ), связанная с предельной духовной сосредоточенностью. В. В. говорит: «Молитва совершенная состоит в том, чтобы беседовать с Богом, не рассеиваясь мыслями, собирая свои помыслы и чувства. Человек входит в такое (состояние), когда умрет для всех людей, для мира и для всего, что в нем находится… Признаком того, что (человек) коснулся совершенной молитвы, служит то, что он не смущается более, хотя бы и весь мир его оскорблял» (Отв. 79. С. 61/Ep. 150. 15-18, 24-25). В учении преподобных В. В. и Иоанна молитва Иисусова еще не имеет того исключительного значения, к-рое она приобретет впосл. в исихастской традиции, и может чередоваться с иными видами молитвы: «Надобно делать и то, и другое: немного того и немного другого попеременно…» (Отв.

http://pravenc.ru/text/Варсонофию ...

О. пишет: «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить» (In Ep. 1 ad Cor. 14. 19). Задачу экзегета Г. О. видит в том, чтобы говорить то, что полезно для «приготовления и созидания храма Божия в сердце слушающих» (In Ep. 1 ad Tim. 1. 4; ad Rom. 14. 19). Берущийся толковать Свящ. Писание прежде всего должен понять его текст, а затем уже переходить к разрешению возникающих в связи со священным текстом вопросов. Правильное истолкование подразумевает также увещание и утешение (In Ep. 1 ad Cor. 14, 3). Увещание - форма наставления и учения (species praedicacionis et doctrinae), но если оно обращено к страждущей душе, то должно быть и утешение (In Ep. ad Rom. 12. 8). Экзегет должен быть простым, чтобы быть понятным и, следов., полезным для других. Идеал «мудрого мужа» (vir sapiens) заключается в том, чтобы понимать Писание, вникнуть в него и изложить почерпнутое для пользы других. Так поступали древние толкователи Иероним, Августин и особо чтимый Г. О. папа Григорий Великий (Двоеслов) (In Ep. 1 ad Cor. 12. 8). «Мудрый муж» не ищет большого знания для себя, но ищет то, что служит к наставлению более простых людей. Для этого изучение Писания делается со смирением и любовью: «Знание велико и полезно само по себе, если оно смиряется в любви, которая делает его еще более изобильным кладезем» (In Ep. 1 ad Cor. 8. 1). Толкования Г. О. были хорошо известны в средневек. Европе. С его «Толкованием на Послание ап. Павла» были знакомы Эрве де Бурж-Дью († 1150), Ламберт Сент-Омерский († 1125), Гильберт Порретанский († 1154), Петр Ломбардский († 1160) и Петр Абеляр († 1142). Петр Дамиани советовал чтение комментариев Г. О. монахам аббатства Фонте-Авеллана как доставляющее пищу духовному размышлению (Opusculum 14//PL. 145. Col. 334). Фульберт , еп. Шартрский, дважды приводит буквальные цитаты из «Толкования на Послания ап. Павла» (Ep. 112; Sermo 8//PL. 141. Col. 258; 335). Вибальд из Ставло (Стабульский) († 1158) причислял Г. О. к выдающимся экзегетам христ. мира (PL.

http://pravenc.ru/text/161469.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010