133 De bapt. с. 6 . Non quod in aquis Spiritum sanctum consegnatur , sed ia aqua emundati sub Angelo Spiritui sancto pracparamur ... Angelus baptismi arbiter (посредник, примиритель) superventuro Spiritui sancto vias dirigit ablutione delictorum, quam fides impetrat obsignata in Patre et Filio et Spiritu sancto. Хота выше (с. 4) пишет: supervenit enim statim Spiritus de coelis et aquis superest et ita sanctificatae, vim sanctificandi combibunt. Если, однако, под Spiritus de coelis разуметь Spiritus Creatoris, qui est Christus (Adv. Mare. I. III, с. 16, т. e. И. Христа или Angelus arbiter, то противоречие между с. 6 и 4 исчезнет. 134 Adv. Mare. I. V, с. 5, col. 430. Quam maturi pedes evangelizantium bona, evangelizantium pacem (Isa. LII, 7)! Evangelizator enim bonorum, i. c. gratiae Dei, paci eam praeferendam sciebat... Nec gratia enim fit nisi offensae , nec pax, nisi belli... Quae ergo gratia a non offenso? quae pax a non rebellato? В греч. и славянском тексте слово мир стоит на первом месте, а благая на втором; Тертуллианово чтение Исаии 7 разнится от существующего у нас. 135 Adv. Mare. V, с. 17, col. 514. Jpsius, inquit, sumus factura, conditi in Christo (Ephes. II, 10). Aliud est enim facere, aliud condere... Idem vero conditit in Christo, qui et fecit. Quantuni enim ad substantiam, fecit; quantum ad gratiam, condidit. 136 Ibid. I. V, c. 4, col. 476. Cujus gratiae, nisi eujus et promissio (Ioel. II, 28) gratiae? quis Pater, nisi qui et factor? 137 Ibid. I. III, c. 23, col. 354. Abtulit enim Dominus Sabaoth a ludaea et ab Hierusalem, inter caetera, et prophetam et Sapientem architectum ( Is. III , l, 2), Spiritum scilicet sanctum, qui aedificat, ecclesiam, templum scilicet et domum et civitatem Dei; nam exinde apud illos destitit Dei gratia. 138 De poenit. с. 2, col. 1229. Profetando universorum prophetarum emisit; ora, mox grafiam polhedus, quam extrenitalibus lempotum per Spiritum suum universo orbi illuminaturus esset... si quos per gratiam vocaret ad promissionem semini Abraham destinatam.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

357 Любопытно, что и пенитенциалы франкские, в отличие от британскоирландских и англосаксонских, требуют публичного покаяния за явные грехи. См. об этом Meuer, Die rechtliche Natur der Pönitenzen, стр. 196. 358 Cone. Cabilon. 813 а. с. 38: „Modus autem poenitentiae peccata sua confitentibus aut per antiquorum ranonum institutionem, aut per e. scriptu- rarum auctoritatem, aut per ecclesiasticam consuetudinem imponi debet, repudiatis ac penitus eliminatislibellisquospoenit cn- tiales vocaut, quorum sunt oerti errores, incertiauctores“. Cf. Cono. Paris, a. 829 c. 32, где возлагается на епископов обязанность разыскивать пенитенциалы и предавать сожжению. 359 Cone. Rhemens. 813 а. с. 31: „Ut discretio servanda sit inter poeni- tentes qui publice et qui absconse poenitere debent“. Cf. cono. Moguntin. 847 a. o. 31. 360 Cone. Regiaticin 850 a. c. 6 и 7. Надзор распространяется и на явных и на тайных грешников, т. е. на проходящих и тайное, и явное покаяние. 361 Judicia synodalia, Sendgerichte. Немецкое название этого института производилось иногда от „senden“ – посылать, но на самом деле оно есть не что иное, как искаженное латинское слово: synodus. См. Doye, назв, статья, стр. 15. 365 Устройство и отправления синодальных судов с замечательною живостию изображены Региноном, аббатом прюмским (f 915): Regino, Libri doo de synodalibus causis et disciplinis ecclesiasticis jussu Domini reverendissiroi arcliiepiscopi Treverensis etc. recens. Wasserschieben, Lipsiae, 1840. Первая книга относится к клирикам и начинается инструкцией относительно того, на что должно быть обращаемо внимание епископом, или его представителем, при обозрении парохиальных церквей и парохиального духовенства; вторая книга говорит о мирянах и их преступлениях, причем подробно изображаются присяга свидетелей епископу и все судопроизводство в синодальных судах. На востоке не видно за это время каких-либо соответствующих явлений; даже и епископская визитация не развилась в институт. 368 Амвросий, lib. II de poenit. с. 10: „Sicut uoue baptiemus, ita una poenitentia, quae tarnen publice agitur“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Ибо было сначала в обыкновении принимать от них покаяние, но не давать им св. причастия. В те времена, когда были непрерывные гонения на Христианство , Отцы опасались, чтобы надежда на разрешение, по крайней мере при конце жизни, не приводила малодушных к беспечности о спасении и к отпадению от веры, и поэтому, принимая от таких покаяние, Отцы не решались в то же время сподоблять их и св. причастия, и так. обр. заставляли чувствовать всю важность их падения. Но когда Господь утвердил мир, в Церкви своей и уже не было страха отпадений от веры, решено было давать причастие всем умирающим, как последнее напутствие в жизнь вечную, чтобы не подражать нерассудной строгости новатиан, не допускавших прощения грехов. Итак, с покаянием надобно преподавать и св. дары при конце жизни, чтобы грешных, по крайней мере в последние минуты, спасти от верной погибели.» Innocent. Ep. 3. ad Exup. Tholos. cap. 2. В древности епископы, в наставлениях пресвитерам между прочим напоминали, чтобы никто из их детей духовных не умирал без последнего напутствия. Beverg. annot. ad can. Nicaen 13. 38 Оглашенные первого разряда называюсь вообще слушающими αχρwοmενοj, audientes. Второго разряда назывались в особенности ищущими крещения, competentes. Tertull. de poenit. cap. 6, S. Cyprian. Ep. 14. 24 ad clerum. S. Ambros. lib. 5. Ер. 33. Isidor de eccl. off. lib. 2 cap.22; см. толкование на 14 ник. правило в славянской кормчей 39 Те же правила были на западе. Damas. ap. Theodoret.5, 2. 13. Hieronym ad Ocean. S. Leo Ep. 12 ad Anastasium Thessalon. Известный Евсевий Кесарийский отказался перейти на антиохийскую кафедру по просьбе тамошнего клира и народа, ссылаясь, на церк. правила, и за это получил одобрение от имп. Константина в. Euseb. de vita Constant. 3, 61 40 Loca vide apud Beveregium in annot. ad can 17 Nicaen. Рост вообще назывался κς, κς κςς usura, usura centisima. Св. Отцы в беседах к народу обличали такое лихоимство. S. Crysost. in Math. hom. 56 in Genes. 3 ad Roman. 7. S. Basil Hom ad ps 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

28 Тертулл. de poenit. cap. 9. de castitate 13. св. Амвросий: ad Lapsam. cap. 8 Сократ, 3, 13. Евсеев. 5, 28. 29 По правилам агкирского собора покаяние за убийство назначалось на всю жизнь (агкир. 22); по в. Григорию нисс. На 27 лет (пр.5). Но более следовали правилу св. Василия. 31 По другим могло быть очищено, при искреннем исправлении, и 7-ми летним покаянием (VI всел. 87. Агкир. 20), – что допускает и св. Василий (пр. 77). 32 Св. Григорий нисский разделяет воровство на два вида: явное грабительство с оружием в руках, и тайное хищение; первое наказывает 27-ми летним покаянием, последнее – побуждением к добрым делам, противным греху, напр. к разделению своего имения нищим и вообще благотворениям (прав. 6). 33 Св. Златоуст, отвечая тем, которые жаловались не продолжительность покаяния, говорит: «я ищу не продолжения времени, а исправления нравов. Покажи мне, сокрушались ли они (кающиеся) духом, исправились ли в жизни, – и все дело кончено». hom. 14 in 2Corinth. Вальсамон, в изъяснении 102 правила трулльского собора, говорит: «на многих соборах постановлено, что местный ерископ, имея власть вязать и решить, не все то (буквально) соблюдать должен, что определено о духовных наказаниях церковными правилами, но что он может изменять эти наказания, обращая внимание на лица согрешающие, на их душевные расположения, образ жизни, качество греха – и таким образом каждой болезни душевной предписывать сообразное врачевство. И настоящее правило (102-е VI-ro всел. соб.) тоже самое установляет, предоставляя употребление духовных наказаний благоразумию и опытности врача, т. е. епископа местного, или того, кому это от епископа поручено будет. Надобно также, по этому правилу, различать право от обычая; т. е. нам (епископам) надобно знать, когда, по всей строгости права, употребить сильнейшие меры, и когда меры кротчайшие, допущенные у нас обычаем для тех, которых неудобно подчинить всей строгости церковных правил: ибо что в обычае, тому уже никто не противится». Тот же Вальсамон, при изъяснении 74 правила Василия в., замечает: «гражданские судьи не могут ни прибавлять, ни умалять казни, установленной законами; но епископы, принимая на себя бремя грехов наших, могут не только сокращать меру наказаний, но изменять и самое наказание. На это дана им власть. Только не дано им права – связывать паутинными нитями то, что должно быть связано тремя канатами».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Λγοι σκετικο 57. 3//ΕΠΕ. Τ. 8 (Β). Σ. 364), но современные монахи, отказавшись от паллия, вместо него используют так называемый параман, в то время как название «параман» означает одежду наподобие второй мантии (кажется, поэтому и в Евхологии малая схима называется мантией), а не тот квадрат, величиной в пядь, который теперь носят на спине монахи-малосхимники. Паллий, продолжаю, означает одежду нетления и чистоты и Божественный покров и осенение, согласно Евхологию и словам Симеона Фессалоникийского (Sym. Thessal. De poenit. 273//PG 155, 497B). Кожаный пояс, стягивающий поясницу, где находятся почки и вожделевательная сила души, означает умерщвление плотских вожделений и целомудрие, а также то, что монах должен быть готов на служение, согласно Евхологию и писаниям Симеона, Кирилла Иерусалимского , Дорофея и Созомена (кн. 3, гл. 13) (Πο PG гл. 14. PG 67, 1072). Сандалии или иная обувь означают, что монах должен быть готов бежать дорогой благовествования мира, не претыкаясь, но попирая мысленных змиев. И как ноги находятся внизу всего тела, так и тело должно быть в низшем положении и подчинении душе, как сказано в Евхологии, у Симеона и Кирилла Иерусалимского . Таковы одеяния монаха, имеющего малую схиму, или ставрофорного, а великосхимник сверх того имеет еще три одежды: кукуль, аналав и мантию. Кукуль, по Евхологию, означает шлем спасения ( Еф. 6:17 ) и осенение Божественной благодатью, отгоняющее помышления о мире сем, a по словам Симеона и Кирилла Иерусалимского – беззлобие и смирение, потому что и незлобивые младенцы носят такие кукули, согласно Созомену и Дорофею. А аналав (Созомен называет его еще анаболевом и говорит, что делается он из кожи, – сейчас мы называем это полиставрием) означает, что монах восприемлет крест Господень и следует за Господом, как говорится в Евхологии и писаниях Симеона и Дорофея. A тο, что на нем спереди и сзади изображены кресты, означает, согласно Кириллу Иерусалимскому , что и мир должен быть распят монаху через удаление от него, и монах – миру через беспристрастие к нему, как сказано, для меня мир распят, и я для мира ( Гал. 6:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

S. 201). «Сообразно с величиной грехов должно определять продолжительность покаяния» (Poenit. Colubani, cap. 1. SS. 353–388). Если же и встречаются в некоторых пенитенциалах краткие главы «о качестве людей», то это не значит, будто духовник должен каждого врачевать по его нравственному состоянию; нет, духовник должен обратить внимание на качества лиц исповедающихся только для того, чтобы не наложить непомерного наказания, как поступают и благоразумные судьи при определении судебной кары (Poenit. Egberti. S. 231. Corrector Burchardi. SS. 667–668). Если мы обратим внимание на самые епитимии, которые назначаются в латинских пенитенциалах, то мы увидим, что много епитимий такого рода, что они возможны только при взгляде на покаяние как на суд и на епитимии как на наказания. Мы встречаем не мало таких епитимий, в которых совершенно нет врачующего элемента и которые по этому суть наказания в полном смысле этого слова, подобные наказаниям, определяемым в любом гражданском уголовном кодексе. Весьма часто в качестве епитимий назначается изгнание из отечества. Покаявшийся должен нести епитимию в странствовании (см. у Вассершлебена, стр. 103, 104, 186, 412, 506, 570, 712, 713, 718). Мерзебургский пенитенциал сравнивает несущего подобную епитимиию даже с Каином (Сар. 1. S. 391). Иногда предписывается оставить все земное, идти в монастырь и каяться там до смерти (Poenit. Theodori. S. 191. Can. Gregorii § 98. S. 71. Poenit. Pseudo-Theodori, cap. 4. S. 570. Poenit. Medilanense. S. 716). Убийца выдается родителям и они вольны делать с ним, что хотят» (Can. Wallici, § 4. S, 125). Иногда грешника предписывается предавать гражданскому суду; например в случае убийства епископа или пресвитера (Poenit. XXXV. Capitulorum. 1, 2. S. 506. Poenit. Pseudo-Gregorii III, cap. 3. S. 538). В качестве епитимии встречаются и телесные наказания. Бичевание назначается юными неразумным (Poenit. Pseudo-Egberti, Lib. II, cap. 6. S. 324). В некоторых случаях (si fornicationem Faciunt inter semetipsos) мальчиков каноны рекомендуют просто сечь (Poenit. XXXV Capitulorum. X, 1. S. 512), определяя иногда и количество ударов, например, 200 – за блуд до законного супружества (Poenit. Vigilanum, cap. 171. S. 532. Poenit. Remense, § 19. S. 502). Встречаются в пенитенциалах статьи, взятые из варварских кодексов, в которых за убийство епископа, князя или чиновника виновный приговаривается к распятию. Это будто бы определили какие-то мудрые (Вассершлебен, стр. 140). За воровство у тех же лиц – штраф в размере семи служанок (S. 141). Кровь епископа оценивается в 50 служанок (Can. Hibern. 2. S. 142). Все это изрекается от лица некоего собора (Synodus Hibernensis).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Bigotianum. S. 443). Кто согрешил телом, тот за это телом же должен и пострадать, понести наказание в виде епитимий, постов, стоянии и молитв ко Господу (Poenit. Egberti. cap. 14. S.245. Poenit. Cummeani. S. 464). Поэтому латинские пенитенициалы не столько дают руководство к познанию греховности человека и назначению приличествующего врачевания, сколько представляют кодекс всевозможных епитимий, которыми исповедающий должен наказывать признавшихся в своих преступлениях грешников. " Правила определяют (taxant) покаяние " – выражается Медиоланский пенитенциал (Wasserschleben. S. 704). За тяжкие грехи можно назначить строгую епитимию, а если наказываемый грешник усомнится, то следует показать ему пенитенциал, который в данном случае рассматривается, очевидно, как юридический кодекс наказаний (Poenit. Mediolanense S. 704). Если мы обратим внимание на самые епитимии, которые назначаются в латинских пенитенциалах, то мы увидим, что много епитимий такого рода, что они возможны только при взгляде на покаяние как на суд и на епитимии как на наказания. Мы встречаем не мало таких епитимий, в которых совершенно нет врачующего элемента и которые по этому суть наказания в полном смысле этого слова, подобные наказаниям, определяемым в любом гражданском уголовном кодексе. Весьма часто в качестве епитимий назначается изгнание из отечества. Покаявшийся должен нести епитимию в странствовании (см. у Вассершлебена, стр. 103, 104, 186, 412, 506, 570, 712, 713, 718). Мерзебургский пенитенциал сравнивает несущего подобную епитимиию даже с Каином (Cap. 1. S. 391). Иногда предписывается оставить все земное, идти в монастырь и каяться там до смерти (Poenit. Theodori. S. 191. Can. Gregorii § 98. S. 71. Poenim. Pseudo-Theodori, cap. 4. S. 570. Poenit. Medilanense. S. 716). Убийца выдается родителям и они вольны делать с ним, что хотят " (Сап. Wallici, § 4. S, 125). Иногда грешника предписывается предавать гражданскому суду; например в случае убийства епископа или пресвитера (Poenim. XXXV. Capitulorum.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

Си. Phillips, Kirchenrecht, Kegeosbarg, 1855, В. I, crp. 282, прим. 29. Cp. об этом в моих брошюрах: „Вопрос о номоканоне Иоанна Постника в новой постановке“, стр. 51 и сл. и „К вопросу о тайн. испов. и о духовниках в восточн. ц.“, стр. 34 и 35, еще в „Учебн. церк. пр.“, стр. 19. Однако, если Лев Великий не ввел чего-либо нового в отношении к тайной исповеди, то он высказал в этом же послании отчасти, но еще яснее и решительнее в другом послании iad Theodorum Forojulensem, opist. 108 по изд. Baller.) воззрение громадной важности для западного христианства, что прощение тяжких грехов и милость Божию виновные в тяжких грехах могут получить не иначе, как по посредническому ходатайству епископов перед Богом, хотя еще Августин говорил: „Бог, Который прощает через людей, может простить и без посредства людей, ибо кто может давать через другого, тот имеет власть давать и Сам по Себе“ (см. об этом Штейц, стр. 65), и хотя и на западе это воззрение долго еще не было общепризнанным. 274 См. К. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum и мою реценз. в „Визант. Временнике“, 1899, 3. 276 Ясное изложение устройства церковного и покаянной дисциплины между бриттами и ирландцами можно найти в статье профессора Сокольского, Влияние кельтического и германского права и проч. Ж. М. Н. Пр. 1882, сент., окт. и ноябрь. См. также Löning, I, 469 и сл. 278 В одном из древнейших пенитенциалов ирландских, Виньяя, требуется уже исповедь не только в грехах делом, но и в грехах мыслию (Poenit. Winniai, §§ 1–3 у Вассершлебена в Buseordnungen der abendländischen Kirche, стр. 108–109). Тоже требование находится в пенитенциале Колумбана, ирландского монаха, в конце VI и в начале VII в. насаждавшего на континенте ирландскую дисциплину (Poenit. Columb. А. с. 2. В. с. 30 у Вассершлебена, стр. 352 и 360). В более поздних пенитенциалах (напр. Poenit. Cummeani, cap. IX и X, и Poenit. Ecberti, cap. I, у Вассершлебена, стр. 483–484 и 233) ясно упоминаются те oeto crimina capitalia, которые создались на основе монашеской классификации греховных склонностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

При этом предположении легко объясняется и тот факт, которого Шмитду никак не удалось обратить в свою пользу. Болгары просили у папы Николая сборника покаянных правил; но хотя папа и говорит в своих ответах на болгарские вопросы, что препровождаемые им в Болгарию епископы принесут с собой пенитенциал, ниоткуда однако не видно, чтобы какому-либо пенитенциалу папа придавал официальное общеобязательное значение, напротив, он рекомендует обращаться к усмотрению епископов, как к главному регулятиву в вопросах о покаянии 157 . Этот факт мало вяжется с упомянутым ранее соображением Щмитца, что едва ли де римская церковь могла оказаться непроизводительною в сфере покаянной дисциплины, так как из Рима де всегда исходили нормы в отдельные национальные церкви. Предполагать, что в Риме в древности существовал пенитенциал, содержание которого составляли общеобязательные церковные каноны , но который в тоже время не был бы рекомендуем отдельным церквам, как общеобязательная норма, значит допускать историческую несообразность. Не обращаясь к деталям, которые желающими могут быть найдены в выше цитированных сочинениях, я представил положение вопроса о римском пенитенциале в западной науке настолько, чтобы сделать возможным историческое объяснение и установить научное значение констатируемого мною факта сущесгвования в славяяском переводе одного из латинских пенитенциалов. Прежде чем, однако, приступить к рассмотрению славянского перевода, мы должны упомянуть еще об одной важной контроверсе между западными учеными -т ак сказать специальной или частной, – которая стоит в тесной связи с вопросом о римском пенитенциале. Вассершлебен, как выше упомянуто, отрицая римское происхождение того poenitentiale romanum (называемого им pseudoromanun), о котором Галитгар говорил, что он извлек его из архива римской церкви, причисляет его к обширной группе франкских пенитенциалов, куда входят, по его мнению, в частности: 1) poenit. Columbani, 2) poenit, pseudoromanum. 3) poenit. hubertense, 4) poenit.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

carnis 1). Философия согласна с христианством в основных истинах догмы и морали, и некоторые из ее представителей имели хотя бы смутное понятие о Логосе, об ангелах и демонах и о некоторых других предметах христианской веры (Apologet. 21; 22; 48). «Сенека часто наш», – говорит Тертуллиан (De anima 20). Основание этого заключается в том, что разум от Бога и Бог все устроил разумно, почему Он хочет, чтобы ничего не рассматривали и ничего не старались понять без разума (De poenit. 1). Человеческому духу доступно естественное познание из творения (Adv. Marcionem I, 17; 18). Поэтому разум и вера не стоят в противоречии друг с другом. Мысль credo, ut intelligam [верую, чтобы понимать] обычна у Тертуллиана. Но познание из природы, конечно, несовершенно (De poenit. 1). «Чтобы мы полнее и точнее познали как Самого Бога, так и Его веления и желания, Он даровал священные книги для всех, которые хотят искать истинного Бога, искомого – найти, в найденного – уверовать, уверовав – служить» (Apologet. 18). Проповедь пророков древнее греческой мудрости и подтверждается исполнением предсказаний (Apologet. 19). Священное Писание состоит из двоякого instrumentum – Ветхого и Нового Завета (Adv. Marcionem IV, 1; cf. De praescr. haer. 36). Имея своим источником Св. Духа, Священное Писание целожно и имеет безусловный авторитет (De carne Christi 3). Противоречие между апостолами исключено (De pudicit. 19; De praescr. haer. 24). Ветхий Завет Тертуллиан энергично защищает против Маркиона. Относительно Нового Завета он стоит на той же точке зрения, что и Ириней. Против гностиков Тертуллиан чувствовал необходимость доказать, что Церковь  – хранительница апостольской истины. Эту истину она почерпает, во-первых, из Священного Писания, весь состав которого – апостольского происхождения. Писатели Евангелий – отчасти апостолы, отчасти apostolici, авторитет которых утверждается на авторитете апостолов (Adv. Marcionem IV, 5). Эти писания принадлежат Церкви и только она одна имеет право ссылаться на них в подтверждение своего учения (De praescr.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010