Игнатия Богоносца (Ad Philad., 8), у Тертуллиана (De роеп., 9), у св. Киприана Карфагенского (De laps. 29), у Оригена (In Lev. hom., V. 12; De orat., 28), у св. Амвросия Медиоланского (De роеп., II, 19; De Spiritu Sancto, III, 137; In Psalm. CXVIII. Expos., X, 17), у св. Иоанна Златоуста (De sacr., III, 5; In Ioan, hom., LXXXVI, 4), у бл. Августина (Serm. ad Cat., 14, 15; Enchir., 65), у бл. Иеронима (Ep. XIV. 8; Contr. Pelag., II, 7), у св. Льва Великого (Ep. CVIII, 2; CLXVIII, 2). – Находим, по взгляду американских богословов, у св. отцев и учителей древней нераздельной церкви свидетельства и о практическом приложении таинства покаяния к жизни. Например, у св. Климента Римского (Ad Cor. I, 57), у св. Ерма (Pastor. Vis. III, 5; Sim. VII), у св. Иринея (С. haeres. I. XIII. 5), у Тертуллиана (De poenit., passim), у Оригена (Hom. I in Ps. XXXVI, 5 ; Hom. II in Ps. XXXVII, 6 ), у св. Киприана Карфагенского (Delapsis, passim), в Апостольских постановлениях (Const. Ар. VIII, 8–9) и в постановлениях собора Эльвирского 305 года 414 . Общим предметом (the remote matter) таинства покаяния, по взгляду американских богословов, являются грехи, устраняемые чрез указанное таинство, частным же предметом (the proximate matter) – раскаяние кающегося, которое включает: а) истинное сокрушение о грехах, характеризуемое термином contrition; б) исповедание (confession) грехов пред священником, сопровождающееся отпущением их и в) удовлетворение (satisfaction) или выполнение таких покаянных актов, какие налагает священник, и совершение таких действий, которые свидетельствуют об исправлении кающегося. От совершенного покаяния, характеризуемого термином contrition, по взгляду представителей американско-епископальной церкви, следует отличать покаяние несовершенное, характеризуемое термином attrition, которое представляет из себя сокрушение о грехах, проистекающее из низших мотивов, напр., боязни адских мучений и проч. В содержание исповедания (confession) грехов должны входить все смертные грехи, в которых верующий ранее не исповедовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

S. 201). «Сообразно с величиной грехов должно определять продолжительность покаяния» (Poenit. Colubani, cap. 1. SS. 353–388). Если же и встречаются в некоторых пенитенциалах краткие главы «о качестве людей», то это не значит, будто духовник должен каждого врачевать по его нравственному состоянию; нет, духовник должен обратить внимание на качества лиц исповедающихся только для того, чтобы не наложить непомерного наказания, как поступают и благоразумные судьи при определении судебной кары (Poenit. Egberti. S. 231. Corrector Burchardi. SS. 667–668). Если мы обратим внимание на самые епитимии, которые назначаются в латинских пенитенциалах, то мы увидим, что много епитимий такого рода, что они возможны только при взгляде на покаяние как на суд и на епитимии как на наказания. Мы встречаем не мало таких епитимий, в которых совершенно нет врачующего элемента и которые по этому суть наказания в полном смысле этого слова, подобные наказаниям, определяемым в любом гражданском уголовном кодексе. Весьма часто в качестве епитимий назначается изгнание из отечества. Покаявшийся должен нести епитимию в странствовании (см. у Вассершлебена, стр. 103, 104, 186, 412, 506, 570, 712, 713, 718). Мерзебургский пенитенциал сравнивает несущего подобную епитимиию даже с Каином (Сар. 1. S. 391). Иногда предписывается оставить все земное, идти в монастырь и каяться там до смерти (Poenit. Theodori. S. 191. Can. Gregorii § 98. S. 71. Poenit. Pseudo-Theodori, cap. 4. S. 570. Poenit. Medilanense. S. 716). Убийца выдается родителям и они вольны делать с ним, что хотят» (Can. Wallici, § 4. S, 125). Иногда грешника предписывается предавать гражданскому суду; например в случае убийства епископа или пресвитера (Poenit. XXXV. Capitulorum. 1, 2. S. 506. Poenit. Pseudo-Gregorii III, cap. 3. S. 538). В качестве епитимии встречаются и телесные наказания. Бичевание назначается юными неразумным (Poenit. Pseudo-Egberti, Lib. II, cap. 6. S. 324). В некоторых случаях (si fornicationem Faciunt inter semetipsos) мальчиков каноны рекомендуют просто сечь (Poenit. XXXV Capitulorum. X, 1. S. 512), определяя иногда и количество ударов, например, 200 – за блуд до законного супружества (Poenit. Vigilanum, cap. 171. S. 532. Poenit. Remense, § 19. S. 502). Встречаются в пенитенциалах статьи, взятые из варварских кодексов, в которых за убийство епископа, князя или чиновника виновный приговаривается к распятию. Это будто бы определили какие-то мудрые (Вассершлебен, стр. 140). За воровство у тех же лиц – штраф в размере семи служанок (S. 141). Кровь епископа оценивается в 50 служанок (Can. Hibern. 2. S. 142). Все это изрекается от лица некоего собора (Synodus Hibernensis).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Bigotianum. S. 443). Кто согрешил телом, тот за это телом же должен и пострадать, понести наказание в виде епитимий, постов, стоянии и молитв ко Господу (Poenit. Egberti. cap. 14. S.245. Poenit. Cummeani. S. 464). Поэтому латинские пенитенициалы не столько дают руководство к познанию греховности человека и назначению приличествующего врачевания, сколько представляют кодекс всевозможных епитимий, которыми исповедающий должен наказывать признавшихся в своих преступлениях грешников. " Правила определяют (taxant) покаяние " – выражается Медиоланский пенитенциал (Wasserschleben. S. 704). За тяжкие грехи можно назначить строгую епитимию, а если наказываемый грешник усомнится, то следует показать ему пенитенциал, который в данном случае рассматривается, очевидно, как юридический кодекс наказаний (Poenit. Mediolanense S. 704). Если мы обратим внимание на самые епитимии, которые назначаются в латинских пенитенциалах, то мы увидим, что много епитимий такого рода, что они возможны только при взгляде на покаяние как на суд и на епитимии как на наказания. Мы встречаем не мало таких епитимий, в которых совершенно нет врачующего элемента и которые по этому суть наказания в полном смысле этого слова, подобные наказаниям, определяемым в любом гражданском уголовном кодексе. Весьма часто в качестве епитимий назначается изгнание из отечества. Покаявшийся должен нести епитимию в странствовании (см. у Вассершлебена, стр. 103, 104, 186, 412, 506, 570, 712, 713, 718). Мерзебургский пенитенциал сравнивает несущего подобную епитимиию даже с Каином (Cap. 1. S. 391). Иногда предписывается оставить все земное, идти в монастырь и каяться там до смерти (Poenit. Theodori. S. 191. Can. Gregorii § 98. S. 71. Poenim. Pseudo-Theodori, cap. 4. S. 570. Poenit. Medilanense. S. 716). Убийца выдается родителям и они вольны делать с ним, что хотят " (Сап. Wallici, § 4. S, 125). Иногда грешника предписывается предавать гражданскому суду; например в случае убийства епископа или пресвитера (Poenim. XXXV. Capitulorum.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

P. Mar, Izbranie Patriarcha Tichona (Svjatoj pamjati 100– letija ego rodenija), in: Prav. Rus’ 1965,4,8–9. M. Bourdeaux, Opium of the People. The Christian Religion in the UdSSR, London 1965, passim. Rklickij, Kratija svedenija i v Boepoivajušem Patriarche Tichone, in: Prav. Rus» 1965,3,7–8. K.Chr. Felmy, Patriarch Tichon im Urteil der Russisch-Orthodoxen Kirche der Gegenwart, in: Kirche im Osten 8(1965)25–54. A. Kazem-Beck, Patriarch Tichon – Primas an einer Zeitwende, in: StdO 1967,9,47–54. R.Ju. Plaskin, Krach cerkovnoj konterrevoljucii 1917–1923 gg. Moskau 1968. A. ertkov, Krach. Moskau 1968, hier: Mitropolit Moskovskij Tichon, S.18–22, passim. P.E. Kovalevskij, Svjatejšij Patriarch Tichon (1865–1925), in: Vest.russ.ehr.dv. 1968(89–90)10–16. P. Joh. Chrysostomus, Kleine Kirchengeschichte Rußlands nach 1917, Freiburg 1968, passim. R. Rössler, Kirche und Revolution in Russland. Köln 1969. A.A. Siškin, Sušnost‘ i kritieskaja ocenka «Obnovleenskogo“ raskola Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi. Kazan’ 1970, passim. W.C. Fletcher, The Russian Orthodox Church Underground, 1917–1970, London 1971, passim. G.Fireside, Icon and Swastika, Cambridge 1971, passim. – Dopros Patriarcha Tichona, in: Vest.russ.ehr.dv. 22(1972) 111–136. V.A. Kuroedov, Iz istorii vzaimootnošenij Sovestkogo gosudarstva i cerkvi, in: Voprosy istorii 1973,9,15–31. R. Rössler, Poslanie Svjatejšego Patriarcha Tichona kduchovensmvu ot 25.9. st.st. 1919 g., in: Vest Ekzarchata 85–88 (1974)23–29. G. Grabbe, Patriarch Tichon, in: Prav. Put‘ 1975,1–32 (re‘). Nikon (Rklickij), O duchovnoj sušnosti Moskovskoj Patriarchìi in: Prav. Put’ 1975,33–50, hier 34–39. Averkij (Taušev), Pjatidesjatiletie prestavlenija Sv. Patriarcha Tichona 1925–1975, in: Prav. Rus’ 1975,6,1–4. P. Johannes Chrysostomus OSB, Gedanken zum 50. Todestag des Patriarchen Tichon von Moskau und Ganz Rußland, in: Ostkirchliche Studien 1975,4,318–332. Svjatejšij Tichon, Patriarch Moskovskij i vseja Rossii, in: Prav. izn‘ 26(1975)1–42. ---Tikhon as Archbishop in America and as Patriarch, in:

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Си. Phillips, Kirchenrecht, Kegeosbarg, 1855, В. I, crp. 282, прим. 29. Cp. об этом в моих брошюрах: „Вопрос о номоканоне Иоанна Постника в новой постановке“, стр. 51 и сл. и „К вопросу о тайн. испов. и о духовниках в восточн. ц.“, стр. 34 и 35, еще в „Учебн. церк. пр.“, стр. 19. Однако, если Лев Великий не ввел чего-либо нового в отношении к тайной исповеди, то он высказал в этом же послании отчасти, но еще яснее и решительнее в другом послании iad Theodorum Forojulensem, opist. 108 по изд. Baller.) воззрение громадной важности для западного христианства, что прощение тяжких грехов и милость Божию виновные в тяжких грехах могут получить не иначе, как по посредническому ходатайству епископов перед Богом, хотя еще Августин говорил: „Бог, Который прощает через людей, может простить и без посредства людей, ибо кто может давать через другого, тот имеет власть давать и Сам по Себе“ (см. об этом Штейц, стр. 65), и хотя и на западе это воззрение долго еще не было общепризнанным. 274 См. К. Holl, Enthusiasmus und Bussgewalt beim griechischen Mönchtum и мою реценз. в „Визант. Временнике“, 1899, 3. 276 Ясное изложение устройства церковного и покаянной дисциплины между бриттами и ирландцами можно найти в статье профессора Сокольского, Влияние кельтического и германского права и проч. Ж. М. Н. Пр. 1882, сент., окт. и ноябрь. См. также Löning, I, 469 и сл. 278 В одном из древнейших пенитенциалов ирландских, Виньяя, требуется уже исповедь не только в грехах делом, но и в грехах мыслию (Poenit. Winniai, §§ 1–3 у Вассершлебена в Buseordnungen der abendländischen Kirche, стр. 108–109). Тоже требование находится в пенитенциале Колумбана, ирландского монаха, в конце VI и в начале VII в. насаждавшего на континенте ирландскую дисциплину (Poenit. Columb. А. с. 2. В. с. 30 у Вассершлебена, стр. 352 и 360). В более поздних пенитенциалах (напр. Poenit. Cummeani, cap. IX и X, и Poenit. Ecberti, cap. I, у Вассершлебена, стр. 483–484 и 233) ясно упоминаются те oeto crimina capitalia, которые создались на основе монашеской классификации греховных склонностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

При этом предположении легко объясняется и тот факт, которого Шмитду никак не удалось обратить в свою пользу. Болгары просили у папы Николая сборника покаянных правил; но хотя папа и говорит в своих ответах на болгарские вопросы, что препровождаемые им в Болгарию епископы принесут с собой пенитенциал, ниоткуда однако не видно, чтобы какому-либо пенитенциалу папа придавал официальное общеобязательное значение, напротив, он рекомендует обращаться к усмотрению епископов, как к главному регулятиву в вопросах о покаянии 157 . Этот факт мало вяжется с упомянутым ранее соображением Щмитца, что едва ли де римская церковь могла оказаться непроизводительною в сфере покаянной дисциплины, так как из Рима де всегда исходили нормы в отдельные национальные церкви. Предполагать, что в Риме в древности существовал пенитенциал, содержание которого составляли общеобязательные церковные каноны , но который в тоже время не был бы рекомендуем отдельным церквам, как общеобязательная норма, значит допускать историческую несообразность. Не обращаясь к деталям, которые желающими могут быть найдены в выше цитированных сочинениях, я представил положение вопроса о римском пенитенциале в западной науке настолько, чтобы сделать возможным историческое объяснение и установить научное значение констатируемого мною факта сущесгвования в славяяском переводе одного из латинских пенитенциалов. Прежде чем, однако, приступить к рассмотрению славянского перевода, мы должны упомянуть еще об одной важной контроверсе между западными учеными -т ак сказать специальной или частной, – которая стоит в тесной связи с вопросом о римском пенитенциале. Вассершлебен, как выше упомянуто, отрицая римское происхождение того poenitentiale romanum (называемого им pseudoromanun), о котором Галитгар говорил, что он извлек его из архива римской церкви, причисляет его к обширной группе франкских пенитенциалов, куда входят, по его мнению, в частности: 1) poenit. Columbani, 2) poenit, pseudoromanum. 3) poenit. hubertense, 4) poenit.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

46 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 472–473. 47 О происхождении монашества см.: Schiwietz S. Das Morgenlдndische Мцпснтит. Bd. I, passim. Особенно: S. 48–90, 148–225. 48 Justinian. Novellae/Ed. К. Ε. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 133, 535, 538, 539, 554; Knecht Α. System des Justinianichen Kirchenvermцgensrechmes. S. 57–60. 49 Hefele C. J. H istoire des Conciles, в переводе на франц. Η. Leclercq (HefeleLeclercq). T. III, I. P. 560 ff., особенно P. 568–569. 50 См.: Gardner A. Theodore of Studium. P. 66 ff. 51 Brehier L. Le Monde Byzantine. Vol. II. Institutions de I Empire Byzantine. P. 545–546. 52 Ibid. P. 550–559. 53 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 564–565. 54 Benjamin of Tudela. Itinerary/Transl. M. N. Adler. P. 11–14. 55 Tafra Ii О. Thessalonique au XIV е siecle. P. 99–107. 56 См. выше в этой же главе. 57 Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. IV. P. 298–301; Wiegand T. Der Latros, passim. 58 Об Афоне см.: Meyer Р. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster, passim. 59 Delehaye Ε. Les Saints Stylites, passim. 60 Vita S. Lucae Junioris//PG. T. CXI. Col. 441–480, passim. 61 См.: Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveaux Theologien/Ed. I. Haussher and G. Horn, with introduction//Orientalia Christiana. Vol. XII. 62 О никейских монастырях см.: Nicephorus Blemmydas. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. Α. Heisenberg. P. 39.0 Трапезунде см.: Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα του Τραπεζοντας. Σ. 471–478.; Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 276–281. 63 Janin R. La Geographie ecclesiastique de l Empire Byzantin. Pt. 1, III. Les Eglises et les monasteres. P. 222–223. О церкви монастыря Хора см.: Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. I. P. 316. Единственный монастырь, основанный Михаилом, находился на маленьком острове Оксия. 64 Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 191–193. 65 Nicol D. M. M eteora, the Rock Monasteries of Thessaly. P. 70 ff. 66 Meyer P. Op. cit. Р. 54, 190–194. 67 Ibid. Р. 203–210. 68 Ibid. Р. 57 ff. 69 О положении мирян см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 79–80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

E.L., Svjatejšij Patriarch Tichon i Tichonovcy, ebda 7–10. I. Andreev, Sv. Patriarch Tichon i sud’by Russkoj Cerkvi, ebda 12–13. I.M. Andreev, izn’ i dejatel’nost‘ sv. Patriarcha Tichona, in: Kratkij obzor Istorii Russkoj Cerkvi ot revoljucii do našychdnej, Jordanville 1952, S.16–27. M.I. Andreev, Delo Sv. Patriarcha Tichona, ebda 37–46. K. Rose, Drei Patriarchen von Moskau und ganz Rußland (Tychon, Sergius, Alexius), in: Sammlung «ökumenische Profile (Gestalten der Einen Kirche in aller Welt), H. III/3, Berlin 1952, Heimatdienstverlag. J.S. Curtis, The Russian Church and the Soviet State 1917–1950, Boston 1953, passim. G.Rar, Plennaja Cerkov’, Frankfurt 1954, passim. Svjatejšij Patriarch vseja Rossii Tichon, in: Cerk.Vest.Zap.Ev. Ekz. 1955(54)3–6. D.Chvostov, Pamjati Svjatejšago Patriarcha Tichona, Cerk.Vest. Zap.Ev.Ekz. 1955(55)16–18. M. Spinka, The Church in Soviet Russia, New York 1956, passim. V.P. Vinogradov, O nekotorych vanejšich momentach poslednego perioda izni i dejatel’nosti sv. Patriarcha Tichona 1923–1925 gg) po linym vospominanijam. München 1959, 72 S. A. Szczesniak, The Russian Revolution and Religion. A Collection of Documents concerning the Suppression of Religion by the Communists, 1917–1925, Notre Dame 1959, passim. G.Š., V Moskve, v pervyja nedeli posle osvobodenija patriarcha Tichona, i audiencija u Svjatejšago, in: Prav. Rus’ 1960, 22,7–9. N.F. Platonov, Pravoslavnaja cerkov’ v borbe s revoljucionnym dvieniem v Rossii, in: Eegodnik muzeja istorii religii i ateizma IV (1960) 103–209, hier 195f. N.F. Platonov, Pravoslavnaja Cerkov’ v 1917–1935 gg., in: Eegodnik muzeja istorii religii i ateizma V (1961) 206–271, passim. G. Grabbe, Pravda oRusskoj Cerkvi na Rodine i za Rubeom, Jordanville 1961, S.7–60. V.E. Ladorenko, К voprosu ob izmenenii politieskoj orientacii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi (1917–1945), in: Voprosy istorii religii i ateizma 12(1964)106–122. J. Swan, A Biography of Patriarch Tikhon. Jordanville 1964, 112 S. Padenie svjatejšego Patriarcha, in: NiR 1964,3,88–90. (Vorwürfe, der Patriarch habe mit ausländischen Diplomaten gegen die Sowjetregierung gearbeitet und die Auslieferung der Kirchenschätze für die Hungernden durch einen Hirtenbrief verboten.)

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

186. Кекелидзе, Литург. Груз. пам. 350 и д. Ср. там же (372 и д.) месяцеслов по груз. Октоиху с Праздн. Миней в ркп. Тифлис. Общества распространения грамотности Х в., имеющий 14 янв. память всех скитских отцев, 28 янв. всех пустынников, 16 нояб. Введение, 1 дек. Иакова брата Господня. 187. Болотов В. Следы древних месяцесловов поместных церквей Христ. Чт. 1893, I, 177 и д. 188. Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 97. Kellner, Heortol. 223. 189. Близость к западным месяцесловам по местам наблюдается и в нескольких более поздних восточных, особенно южно-славянских, например, Охридском XII b. (Агния 21 и 28 янв., Перпетуя и Фелицатита 6 и 13 марта), Дечанском (3 и 7 мая Креста, муч. Христофора не 9 мая, а 28 апр.), и даже в Остромировом (п. Сильвествра 31 дек., а не 2 янв., Поликарпа Смир. 26 янв., а не 23 февр.). 190. Издал Bolland, Acta sanct. Mart. I, 1668 an. p. 861 sq., Albani в 1727 г. (с изображениями не цветными. Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 278 Kellner, Heortol. 221. 191. Арх. Сергий Полн. мес. вост. I, 293. 301. 323. 303 и д. 192. Kellner, Heorologie, 234. 193. Alt H. Das Kirchenjahr, Berl. 1860, passim. Серединский Т. свящ. О богослужении Западной Церкви. Спб. 1894, II, passim. 194. Ркп. Криптоф. библ. А. VI 7, л. 102. Дмитриевский Τυπικ, 907. 195. Арх. Сергий Полн. месяц. Востока I, 401. 196. Подробнее об этом в Месяцеслове в соотв. местах. 197. Никон Черног. Пандекты., сл. 57, л. 489. 198. Breviarium romanum, passim. 199. Cotelerius, Eccl. graecae monum. III, 126–430. 200. Вальсамон, Ответ на 3 вопр. монахов. (Иером. Алексий) Историч. рассужд. о постах пра. Церк. 38, 69. 201. Codinus, De off. ecll. et. cueiae, cap. 7. Martene, De ant. eccl. eitib. III, 76. Подробнее — Скабалланович М. Филиппов пост. Руков. для сел. паст. 1907, 202. Дмитриевский, Τυπικ, 252 и д. 203. Дмитриевский, Τυπικ, 817. 204. Martene De ant. eccl. rit. III, 75. 205. Кормчая, ч. 1, л. 156 об. Истор. расс. о постах 53, 67. 206. Cotelerius Ecc. gr. mon. III, 435 sq. 207. Истор. расс. о пост. 24.

http://predanie.ru/book/72342-tolkovyy-t...

Сам Доминик настолько был специалистом этого дела, что в течение одной четыредесятницы, работая обеими руками, успевал отбыть епитимию тысячелетнюю нанося себе по 3.750 ударов в день, а всего 150.000 (Н. А. Заозерский. Номоканон Иоанна Постника, стр. 72, прим. 2). Католический ученый Шмитц, вполне сознавая весь вред подобных покаянных правил для нравственной жизни человека (Die Bussbucher. SS. 572, 605), пытается однако защищать римские пенитенциалы в тесном смысле слова. Выкупы, говорит он, специальная принадлежность англо-саксонских и германских поместных церквей, в пенитенциалах же римской вселенской церкви находятся инструкции, которые предписывают священникам обращать тщательное внимание на личные качества кающегося и налагать соответствующие этим качествам канонические наказания, но в них нет и следа подробного изложения общих правил выкупа. Напротив, в римских пенитенциалах даже постоянно повторяется определение, что тот, кто чужие грехи возьмет на себя или будет за плату поститься вместо другого, тот должен быть исключен из церковного общения и недостоин называться христианином (Poenit. Merseburgense a, cap. 44. S. 396. Poenit. Vindobo-nense, cap. 48. S. 420). Пенитенциалы Рабана Мавра и Галтигара не упоминают о выкупах (Die Bussbucher. SS. 223, 149). Но и в римских пенитенциалах есть задатки учения о выкупе (Merseburgense а, cap. 110. S. 402), а главное – они проникнуты тем же юридическим жизнепониманием, что и пенитенциалы англо-саксонские и германские, да и эти последние ведь только в более резкой форме выразили те идеи, которые усвоены были от Рима. Наконец, римская церковь освятила юридический взгляд на смысл покаяния и на значение епитимий тем, что ввела его в свою догматику и установила соответствующую покаянную практику. По католической догматике в исповеди кающийся освобождается только от вечного наказания за грех (culpa et роепа aeterna), но в удовлетворение правды Божией должен понести временное наказание на земле или в чистилище (см. Ioannes Perrone.

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010