V. De Oratione. Patavii 1713, ed. Muratorius. VI. De Spectaculis. VII. Ложно-Тертуллиановские стихотворения: Tertulliani opera poetica, ed. Andr. Rivinus, 1651. Carmen de Iona et Ninive, ed. a Chr. Daumio. Lips. 1684. Tertulliani poemata. Lond. 1715. Tertulliani carmina, ed. Pisaurii, 1780. Все указаны у Migne, Patrolog. Cursus, Tom II. Fragmentum ex libris Tertulliani de exsecrandis gentium diis, erutum e Bibliotheca Vaticana, studio Ios. Mar. Suarezii. Paris. 1630. Касательно соч., ложно приписываемых Тертуллиану , см. Walchius, Bibliotheca patristica, p. 199. G. Переводы I. На немецкий яз.: Rösler, Bibliothek der Kirchenväter in Uebersetxungen und Auszügen. Lips. 1776. III, p. 32. Besnard, Tertullian’s sämtliche Schriften, übersetzt und bearbeitet von Franz Ant. Besnard, 2 Bd. Augsburg. 1837–1838. Karl. Ad. Kellner, Tertull. sämtl. Schrift., aus dem lat. übersetzt. 2 Bd. Köln. 1882. Laur. Alb. Franc, de Praescript. adv. haeret. übersetzt. 1572. Luc. Maii, de Patientia. 1582. Apologeticum. 1682. Lüneburg. Ad. Scapulam. 1682. Apologeticum. 1797, Frankfurt. De Praescript. adv. haeret. 1797, Wien. Joh. Hein. Lud. Schrder, de Patientia. Thorn. 1836. II. На французский яз.: Aubert de Maiere., de Praescript. adv. haeret 1562. Brosse. 1612; 1683. Lud. Gyrius, Apologeticum. 1636, 1646. Amsterdam. 1701. Paris. 1714 – 15, 1780; 1822. Apologeticum et de Praescript. adv. haeret. Lyon. 1823. Apologeticum. 1827. De Pallio, Titreville. Paris, 1640. De Pallio, Patientia, exhortatio, ad Martyres. 1665. De Cultu feminarum и de Virg. velandis, Paris, 1565; Genf, 1580; de Cult. fem., de Spectacul., de Baptismo, de Patient. 1733. De Poenitentia, Paris, 1645; 1667. De Corona militis раг Aub. de Hacere. 1563; par Richeaume. 1594. De Oratione и de Patientia, Ηobiorius. 1640. De Carne Christi. Paris. 1601. Ad Martyres, 1673; 1733. De Testimonio animae, 1832. III. На итальянский язык: Opere di Tertull. trad. in Toscano, Roma. 1756. Degli abbigliamenti e delle acconciature delle donne, Firenze. 1781

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

1534 Печатается по изданию: И. В. Попов. Тертуллиан : Опыт литературной характеристики, Сергиев Посад 1893. Дошедшие до нас сочинения Тертуллиана можно разделить на три группы: апологетические, полемико-догматические и нравоучительные. Апологетические: Apologeticus, Ad nationes I-II, Ad Scapulam, De testimonio animae, Adversus judaeos. Полемико-догматические De praescriptionibus adversus haereticos, De baptismo, Adversus gnosticos scopriace, Adversus Marcionem I-V, De anima, Adversus Praxeam, De resurrectione carnis, De carne Christi. Нравоучительные De poenitentia, De oratione, De jejuniis, Ad uxorem I-II, De cultu feminarum, De habitu mulierum, De virginibus velandis, De patientia, Ad martyres, De spectaculis, De idololatria, De corona militis, Exhortatio ad castitatem, De monogamia, De pudicitia, De fuga in persecutione, De pallio. Мы пользовались русским переводом Корнеева (Творения/Пер. Е. Корнеева. СПб., 1847 и 1850) и немецким переводом Кельнера (Kellner К.А.Н. Bibliothek der Kirchenväter: Tertullians Ausgewählte Schriften ins Deutsche Übersetzt. Kempten, 1912–1915). – И.В.Попов . 1537 Например, в своем учении о материальности души и ее седалище ( γεμονικν), Idem. De anima V, XV, PL 2, 652–653, 670–672. 1546 Idem. Ad nationes I, 10, PL 1, 572–577; De spectaculis, 19, PL 1,651–652; Apologeticus, 15, PL 1, 357–363. 1573 Hieronymus Stridonensis. De viris illustribus, 53, PL 23, 661. См. Hauck A. Tertullians Leben und Schrifien Erlangen, 1877. 1578 Idem. Scorpiace adversus gnosticos, II, PL 2, 144–146, De resurrectione carnis, 26, PL 2, 831–833. 1588 Idem. De cultu feminarum I, 4, PL 1, 1308–1309; De virginibus velandis, 7, PL 2, 898–900. Adversus Marcionem V, 18, PL 2, 516–519. 1612 Idem. De testimonio animae, 2, PL 1, 611–612; Apologeticus, 49, PL 1, 528–530; De poenitentia, 5, PL 1, 1234–1236. 1644 Книгу против Маркиона он начинает описанием родины этого еретика в чертах, самых преувеличенных и невероятных, затем переходит к нему самому. «Но нет ничего в Понте, – продолжает он, – столь варварского и мрачного, как то обстоятельство, что там родился Маркион, человек более угрюмый, чем какой-либо скиф, более беспокойный, чем странствующий кабитчин, более бесчеловечный, чем какой-нибудь Массагет, более бесстыдный, чем амазонка, Маркион, который мрачнее тучи, холоднее зимы, коварнее Дуная, костлявее Кавказа. Он более невыносим, чем дикие звери этой варварской страны... Да, о Евксим, ты произвел чудовище, более достойное философов, чем христиан!» (Idem. Adversus Marcionem I, 1, PL 2, 246–247). Далее он называет Маркиона отступником, бессердечным и безумным человеком (Ibid. II, 4, PL 2, 288–289), а его последователей – «безрассудным и злым отродьем», «собаками, лающими на истинного Бога» (Ibid II, 5, PL 2, 289–290).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

1) Книги, относящиеся к католическому периоду жизни автора, до 200 г. по P. X., а именно: Apologeticus или Apologeticum (осень 197 г., по утверждению Бонветша; 198 – по Эберту; 199 – по Гессельбергу; 200 – по Ульхорну); Ad Martyres (197); Ad Nationes (вероятно, вскоре после ApoL); De Testimonio Animae; De Poenitentia; De Oratione; De Baptismo (судя по гл. 15, ему предшествовал греческий труд против действительности еретического крещения); Ad Uxorem; De Patientia; Adv. Judaeos; De Praescriptione Haereticorum; De Spectaculis (и утраченный труд на ту же тему на греческом языке). Кей относит De Spectaculis к монтанистскому периоду. Некоторые исследователи относят к монтанистскому периоду и De Praescriptione, до или после Adv. Marcionem. Но Бонветш (р. 46) датирует его написание между 199 и 206 г., вероятно, 199 г. Хаук считает его написанным одновременно с De Baptismo. Он относит к этому периоду и De Idololatria. 2) Труды, которые точно были написаны после обращения Тертуллиана к монтанизму, между 200 и 220 г., а именно: Adv. Marcionem (5 книг, по крайней мере отчасти написанные на пятнадцатый год правления императора Септимия Севера, то есть в 207 или 208 г.; см. I. 15); De Anima; De Carne Christi; De Resurrectione Carnis; Adv. Praxean; Scorpiace (то есть противоядие от гностической ереси); De Corona Militis; De Virginibus velandis; De Exhortatione Castitatis; De Pallio (208 или 209); De Fuga in persecutione; De Monogamia; De Jejuniis; De Pudicitia; Ad Scapulam (212); De Ecstasi (утрачен); De Spe Fidelium (также утрачен). Келлнер (1870) относит De Pudicitia, De Monogamia, De JejunionAdv. Praxean к периоду между 218 и 222 г. 3) Труды, вероятно, относящиеся к монтанистскому периоду, а именно: Adv. Valentinianos; De cultu Feminarum (2 книги); Adv. Hermogenem. §198. Минуций Феликс (I.) M. Minucii Felicis Octavius, лучшее издание – Car. Halm, Vienna 1837 (в vol. II. «Corpus Scriptorum eccles. Latin.»), и Bernh. Dombart, с немецким переводом и критическими примечаниями, 2 nd ed. Erlangen 1881. Халм очень тщательно изучил единственную рукопись этой книги, которая раньше находилась в Ватиканской библиотеке, а теперь – в Париже («tanta diligentia ut de nullo jam loco dubitari possit quid in codice uno scriptum inveniatur»).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

«Изрядно совокупляются обоя, и той же есть венец милости, той же и венец правды, аще тыя право рассудим, понеже бо ничтоже благо творити не можем без божия милости и благодати его ( Ин.15:5 ), того ради самая благая дела имамы от божия милости. Блаженство убо вечное поскольку дается за благая дела, есть венец правды, поскольку же та самая дела, происходят от милости Божия и благодати его, возбуждающия нас к благому деланию, наставляющия же и пособствующия нам: се ради вины тоеже ублажение вечное, делаемое за дела, происходящая от божия милости, есть милость божия, и венец милости. Един убо и той же живот вечный, в различном рассуждении есть и венец правды. Святым Божиим есть венец милости, делом же их есть венец правды» (там же, ч. II, гл. I, стр. 954). Beatitudo tribnatur miserico rdiae, non quia non sit vera merces meriti, sed quia merita ipsa ex misericordia data sunt. Non enim potest opera meritoria facere homo, nisi prius justificatus. Justificatur autem non ex operibus, sed ex gratia et misericordia. Quare solet etiam Augustinus ita distinguere, ut dicat, ipsi justifiae vitam aeternam esse mercedem, non gratiam, ipsi autem homini esse gratiam, non mercedem, quoniam homini justitia gratia est (Bellarm. ibid., lib. V, cap. V, p. 499 1, 2 A). Vita aeterna est corona justitiae, qui ex meritis et propter merita confertur, servato divine justitiae commutatine et distributiue. Nam unicuiue pro quantitate meritorum maior aut minor portio tribuitur… Ceterum, quia ipsa merita, quibus debetur corona justitiae habent vim suam ex gratia Dei, et gratia datur ex misericordia Dei hinc fit ut corona, quae illis tribuitur, vocari etiam possit corona misericordiae, non quidem respectu ipsorum meritorum (quia illis debetur ex justitia), sed respectu nostri, qnibus ipsa quoq, merita ex misericordia concessa sunt (Bec. op. tract. IV de gratia, cap. IV de merito Calv. p. 282, §7). Таким образом, здесь блаженство мыслится, как результат двух начал: 1) правды Божией, принимающей во внимание дела человека и вознаграждающей за них и 2) милости Божией, поскольку добрые дела происходят от благодати. Но что служит основанием для разграничения между правдою и милостию? Объектом правды дела являются не сами по себе, а настолько, насколько они суть произведения благодати. Следовательно, основанием как правды, так и милости служит одно и то же – благодать Божия. А потому и жизнь вечная может быть представлена, как венец милости, даруемой человеку единственно по снисхождению Божию. Эта мысль довольно ясно выражается и в других изречениях как православного, так и католических богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Bibliografía mercedaria. Madrid, 1968. Vol. 1-2; 1983. Vol. 3. Лит.: Mariano Ribera M. Centuria Primera de la Real, y Militar Instituto de la ínclita Religión de Nuestra Señora de la Merced, Redempción de cautivos christianos. Barcelona, 1726; Gari y Siumell J. A. La Órden redentora de la merced... ó sea Historia de las redenciones de cautivos cristianos... desde su fundacion hasta nuestros dias… Barcelona, 1873; Eubel C. Die avignonische Obedienz der Mendikanten-Orden: Sowie der Orden der Mercedarier und Trinitarier zur Zeit des grossen Schismas. Paderborn, 1900; V á zquez N úñ ez G. Los grados académicos entre los Mercedarios//Boletín de la Orden de la Merced. R., 1931. Vol. 19. P. 283-287; idem. Manual de historia de la Orden de Nuestra Señora de la Merced. Toledo, 1931. T. 1; Madrid, 1936. T. 2; Serratosa Queralt R. Las constituciones primitivas de la Merced comparadas con la legislación militar religiosa: Estudio crítico, histórico y canónico//Estudios: Rev. publicada por los padres de la Orden de la Merced. Madrid, 1956. Vol. 12. N 35/36. P. 413-583; P é rez Rodriguez P. N. Historia de las misiones mercedarias en América. Madrid, 1966; Brodman J. W. The Origins of the Mercedarian Order: A Reassessment//StMon. 1977. Vol. 19. P. 353-360; idem. The Mercedarian Order: The Problem of Royal Patronage during the Reign of James I//Jaime I y su época: X Congreso de História de la Corona de Aragón. Zaragoza, 1982. Vol. 2. P. 71-76; idem. Ransoming Captives in Crusader Spain: The Order of Merced on the Christian-Islamic Frontier. Phil., 1986; Devesa Blanco J. Las primitivas constituciones de la Orden de la Merced o «Constituciones Amerianas»: Códice del P. Nadal Gaver//Analecta Mercedaria. R., 1983. Vol. 2. P. 5-119; Gonz á lez Castro E. Las constituciones del P. Raimundo Albert, Segundo texto constitucional de la Orden de la Merced: Persentación y análisis//Ibid. P. 121-208; V á zquez Fern á ndez A. La formación en las diversas constituciones de la Orden//Ibid. P. 317-362; Gazulla Galve F.

http://pravenc.ru/text/2563024.html

In Ieremiam Homiliae (In Ierem. Нот.) - Гомилии на книгу пророка Иеремии Exhortatio ad martyrium (Exhort.) - Увещание к мученичеству Homiliae in Genesim (In Gen. Нот.) - Гомилии на Книгу Бытия Homiliae in Psalmos (In Ps. Нот.) - Гомилии на Книгу Псалмов Татиан Сириец Oratio adversus graecos (Adv. gr.) - Слово к эллинам Тертуллиан Ad martyrus (Ad martyr.) - К мученикам Ad nationes (Ad nat.) - К язычникам Ad Scapulam (Ad Scap.) - К Скапуле Adversus Hermogenes (Adv. Herm.) - Против Гермогена Adversus Judeos (Adv. Jud.) - Против иудеев Adversus Marcionen (Adv. Marc.) - Против Маркиона Adversus Praxeam (Adv. Prax.) - Против Праксеана Adversus Valentianos (Adv. Valent.) - Против валентиниан Apologeticus (Apol.) - Апологетик De baptismo (De bapt.) - О крещении De carne Christi (De carn. Chr.) - О плоти Христа De carnis resurrectione (De carn. resur.) - О воскресении плоти De corona militis (De cor.) - О венке воина De cultu feminarum (De cult. fem.) - Об одеянии женщин De idololatria (De idol.) - Об идолопоклонстве De oratione (De orat.) - О молитве De paenitentia (De paenit.) - О покаянии De pallio (De pal.) - О плаще De patientia (De pat.) - О терпении De praescriptione haereticorum (De praes. haer.) - Об отводе дела против еретиков De spectaculis (De spect.) - О зрелищах De testimonio animae (De test. anim.) - О свидетельстве души Scorpiace (Scorp.) - Скорпиак Феофил Антиохийский Ad Autolycum (Ad Aut.) - К Автолику Юстин Философ Apologia I (Apol. I) - Апология I Apologia II (Apol. II) - Апология II Dialogus cum Tryphone (Tryph.) - Диалог с Трифоном Псевдо-Юстин Cohortatio ad Graecos (Coh. ad gr.) - Увещание к эллинам Oratio ad Graecos (Orat. ad gr.) - Речь к эллинам Epistola ad Diognetum (Ad Diogn.) - Послание к Диогнету (Христианский памятник II - III вв.) ZUSAMMENFASSUNG Das vorliegende Buch ist der erste Band der grundlegenden Forschungen des Verfassers zur " AESTHETICA PATRUM " . Die Kirchenväter befaßten sich - wie insgesamt die antiken und mittelalterlichen Denker - nicht ausdrücklich mit den Problemen der Ästhetik, da die ästhetische Problematik erst später, nämlich in der Neuzeit, der wissenschaftlichen Untersuchung unterzogen wurde. Doch das ästhetische Bewußtsein, das eins von den ältesten Formen des Bewußtseins darstellt, verkörperte sich implizit in vollkommener Form im künstlerischen Schaffen und im Kult und drückte sich hinreichend in zahlreichen patristischen Werken aus. Das vorliegende Werk ist der systematischen Analyse der ästhetischen Vorstellungen der Kirchenväter gewidmet. Die Notwendigkeit einer Aufarbeitung der unterschiedlichen Auffassungen der Kirchenväter resultiert insbesondere aus der Tatsache, daß viele ihrer Probleme, wie in der Monographie immer wieder nachzuweisen versucht wird, die Basis für die mittelalterlich-christliche Ästhetik sowohl des Westens, der lateinisch sprechenden Welt, als auch der des Ostens, von Byzanz und Rußland, bildete.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

De Prescript. adv. haer. 1784. IV. На испанский язык: Obras, parte I: de Patientia, de Testimonio animae, ad Scapulam etc. – Jos Pellecier, Barcelona. 1639. Apologeticum Petr. Manero. 1644; Madrid. 1657, 1789. Ad Scapulam, 1644, 1792. de Patientia, 1644. V. На английский язык: Apologeticum. London. 1655; Cambridge. 1843. Ad Uxorem, 1550, London; de Praescript adv. haer. Oxf. 1722. Ad Scapulam. 1780. VI. На шведский язык: Forswarskrift for de Kristen mod. Haedningerne. Oversat af C. I. Arnesen. Christiania. 1880. Udvalgte Skriften. Oversat af I. Arnesen. Christiania. 1887 (in Vidnesbyrd af Kirke fadrene XV). H. Потерянные сочинения Относительно этих сочинений см: N. Funecius, De vegeta Lat. linguae senectute, Marburg. 1714, X, § 3. P. G. Lumper, Historia Theologico-critica de vita, scriptis et doctrinis patrum. Aug. Vindel. 1783. V. p. 231. Из известных сочинений, находящихся на лицо, были писаны на греческом языке и переведены самим Тертуллианом на латинский следующие: de Spectaculis, de Baptismo, de Virgin. velandis, de Corona militis. Известны, на основании цитат, следующие потерянные сочинения: de Censu animae, de Spe fidelium, do Paradiso, de Extasi libri VI, de Aaronis vestibus, de Animae submissione, de Superstitione saeculi, dc Carne et Anima, de Trinitate, de Animalibus mundis et immundis, de Circumcisione, de Virginitate. I. Исследования частные. Критические исследования касаются преимущественно следующих пунктов: возникновение (время) Тертулл. соч.; их объяснения; выраженных в них религиозных и философских взглядов Тертуллиана ; характеристики Тертуллиана , как писателя, и наконец – языка. I. Время возникновение сочинений Allix, de Tertulliani Vita et Scriptis. Paris. 1680. Lumper, de Vera aetate ac doctrina scriptorum Tertulliani в цитованной «Historia theol. crit., ve vita... patrum, Aug. Vind. 1789. (напечатана у Migne. Patrolog. Curs. I. p. 126). J. A. Nsselt, de Vera aetate ac doctrina scriptorum Tertullani в его же opuscula ad histor. eccles. 3, 1, нанечатано у Oehler’a T. 3. p. 540).

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

ДОМОНТАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: Группа сочинений апологетического характера: Apologeticus; ad Nationes; de Testimonio animae; adv. Judaeoss. Антигностические: de Praescriptionibus; adversus Marcion. Lib. I Аскетические: ad Martyres; de Spectaculis; de Culta feminarum; da Idololatria; de Patientia. Дисциплинарные: de Baptismo; de Poenitentia; de Oratione; ad Uxorem libr . II. МОНТАНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД: Апологетического характера: de Pallio; ad Scapulam. Антигностические: Scorp.; adv. Hermog.; adv. Valentinian. (adv. Apell.; de Fato.; de Paradis.; de Orig. anim.); de Anima; de Carne Christi; de Resurrect. carn., (de Spe fidel.); adv. Marcion. 2 и 3 изд.; adv. Praxeam; (de Exstasi). Аскетические: de Virg. vel.; de Corona militis; de Fuga in persecut.; Adhort. cast. Дисциплинарные: de Pudicitia; de Monogamia; de Jejuniis. Для удобства изложения, книги против Маркиона мы рассматриваем вместе. Сочинение ad Nationes считаем просто дополнением к Apologeticum. Часть II. Творения Тертуллиана Апологетикон 52 («Apologeticus adversus gentes»). В правление Септимия Севера, Тертуллиан , побуждаемый пламенною ревностью к жестоко гонимой религии, счел своим долгом предпринять защиту христианства и представил римским властям апологию с целью укротить их свирепость против христиан. Его апология принадлежит к превосходнейшим произведениям в этом роде: по характерному способу выражения, по силе доводов, по многосторонности научных сведений, наш писатель своим произведением далеко оставляет за собою более ранние попытки в том же роде. К доказательствам в защиту христианства, известным уже из прежних апологий, он прибавляет много нового, а, самое главное, из обвиняемого становится обвинителем, обращая против язычества и язычников большинство упреков, которые делались христианам. Argumentum: Гл. 1. Недостаточность сведений о христианстве служит причиной ненависти к нему и гонений на него. Гл. 2. Образ действия, принятый начальствующими лицами по отношению к христианам, нарушает все формы судопроизводства и принципы юриспруденции.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

ст. Невмы ). Важнейшие рукописи с каталон. нотацией относятся к X-XI вв.: Антифонарий из монастыря Арль-сюр-Тек (Paris. lat. 14301), Тонарий из мон-ря Санта-Мария-де-Риполь (Barcelona. Corona de Aragón. Ripoll. 74), Градуал из мон-ря Сан-Рома-де-лес-Бонс (Barcelona. Bibl. de Cataluña. 1805). Значительное количество произведений содержится во фрагментарно сохранившихся рукописях: Barcelona. Bibl. de Cataluña. M. 1403-3, X в.; M. 7, XI в. (Градуал); M. 1408-2a; M. 4b, обе XII в. (Антифонарии оффиция); Barcelona. Corona de Aragón. Monacals. 381, XI в. (Антифонарий); Paris. lat. 557, XI в.; Montserrat. Monasterio de S. María. 72, XI в. (Респонсориал мессы). В X-XI вв. в Каталонии употреблялись обе нотации - каталонская и аквитанская, иногда в одних и тех же рукописях (напр.: Barcelona. Corona de Aragón. Ripoll. 116, XI в.). С XI в. в каталон. нотации используется процарапанная горизонтальная линия, заимствованная из аквитанской нотации. В X-XI вв. в этой нотации появляются знаки, отсутствующие в более ранних рукописях,- связанный со староиспан. нотацией скандикус (лат. scandicus от scandere - восходить) и зубчатая килизма (quilisma); в более поздних рукописях, как правило, количество невм уменьшается, начертание становится более грубым. В XII-XIII вв. аквитанская нотация как более удобная для чтения окончательно вытесняет каталонскую. В западной части Пиренейского п-ова продолжали использовать, иногда даже в книгах рим. обряда, староиспанские нотацию и письмо (см., напр., ркп. кон. XI в. Lond. Brit. Lib. Add. 30.850 из мон-ря Санто-Доминго-де-Силос), от к-рых в Кастилии отказались к сер. XII в. Самые ранние испанские рукописи с аквитанской нотацией, с X в.- с процарапанными линиями, с XII в.- с линией, начерченной красными или черными чернилами, происходят из Каталонии и Арагона. Аквитанская нотация, распространившаяся с XII в. вместе с римским обрядом по всему полуострову, использовалась до сер. XIII в. Фрагмент листа Псалтири. XV в. (Avila. Catedr.) Фрагмент листа Псалтири.

http://pravenc.ru/text/2007791.html

До Французской революции поминовение И. совершалось в мон-рях Сен-Серж в Анже (21 мая, вместе со св. Мевенном), Сен-Флоран в Сомюре, Сен-Жуэн-де-Марн, Сен-Жос-сюр-Мер. С 1893 г. память святого 17 дек. праздновалась в еп-стве Кемпер. В наст. время поминовение И. совершается в архиеп-стве Рен (17 дек.) и еп-стве Кемпер и Леон (16 дек.). Ист.: BHL, N 4503; Extrait des Actes de saint Judicaël// Morice H. Mémoires pour servir de preuves à l " histoire ecclésiastique et civile de Bretagne. P., 1742. T. 1. Col. 204-206; Excerpta ex vita inedita S. Judicaeli//AnBoll. 1884. T. 3. P. 157-158; Sanctorale Macloviense, seu officia propria Dioecesis Macloviensis. Saint-Malo, 1768. P. 465-472; Albert le Grand. Les vies des Saints de la Bretagne Armorique. Quimper, 1901. P. 711-713; Lobineau G. A. Les vies des saints de Bretagne. Rennes, 1725. P. 143-152. Лит.: La Borderie A., de. Histoire de Bretagne. P., 1898, 1972. Vol. 1. P. 459-489; Le Lay F. Une résidence de Judicaël, roi de Domnonée//Annales de Bretagne. 1903. T. 19. N 1. P. 21-28; Duine F. Memento des sources hagiographiques de l " histoire de Bretagne. Rennes, 1918. P. 92-96; idem. Inventaire liturgique de l " hagiographie bretonne. P., 1922. P. 10, 27, 36, 45, 47, 200, 207; Fawtier R. Ingomar, historien breton//Mélanges d " histoire du Moyen Âge offerts à M. Ferdinand Lot. P., 1925. P. 181-203; Evenou J. Giudicaele//BiblSS. Vol. 6. Col. 1157-1158; idem. Judicaël//DHGE. T. 28. Col. 422-424; Fleuriot L. Le «gorchan» de Iudicael//Documents de l " histoire de la Bretagne/Éd. J. Delumeau. Toulouse, 1971. P. 156-159; idem. Les origines de la Bretagne. P., 1980. P. 191-192, 280; Ch é deville A., Guillotel H. La Bretagne des saints et des rois, Ve-Xe siècle. Rennes, 1984. P. 64-68, 75-77, 82, 122-123, 135-136, 142; Vauchez A. Le duc Charles de Blois († 1364) et le culte des saints rois bretons du Haut Moyen Âge//Haut Moyen Âge: Culture, éducation et société: Études offertes à P. Riché. La Garenne-Colombes, 1990. P. 605-615; Jankulak K. The Medieval Cult of St. Petroc. Woodbridge, 2000. P. 154-158; Bourg è s A.-Y. Le dossier littéraire des saints Judicaël, Méen et Léri//Corona monastica: Moines bretons de Landévennec: Mélanges offerts au P. Marc Simon/Éd. L. Lemoine, B. Merdrignac. Rennes, 2004. P. 91-101; Koch J. T. Iudic-hael//Celtic Culture: A Historical Encyclopedia/Ed. J. T. Koch. Santa Barbara, 2006. Vol. 3. P. 1028-1029.

http://pravenc.ru/text/1237777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010