1006 Heraclitus, fr. 104 Marcovich (29 DK). 1007 Demosthenes, De corona, 296, где также упоминается «предатель» Гиппарх. 1008 Эпитет из Платон, Софист, 237 а. 1009 Parmenides, fr. 1, 29—30 DK. 1010 Кол. 1: 9—11; 25—27. 1011 Ср. I Кор. 3: 10. 1012 I Кор. 8: 7. 1013 Кол. 2: 2—3; 4: 2. 1014 Евр. 5: 12 — 6: 1. 1015 Ср. Деян. 13: 1. 1016 Далее идет обширная цитата из послания псевдо-Варнавы (6, 5—10). 1017 Ср. Книга речений Иисуса 24: 16; cf. Spruche Jesu, p. 94; Resch, Agraphon 84 (S. 108). 1018 Пс. 50: 8; 18: 3—4; Иер. 23: 24. 1019 II Кор. 4: 4.6. 1020 Здесь имеется в виду миф о Пандоре. Ср. Гомер, Илиада, XXIV, 527—533; Гесиод, Труды и дни, 94 сл. 1021 [Платон], Письмо II, 312 d, 314 в-с. 1022 I Кор. 2: 6—7. 1023 I Кор. 3: 1—3. 1024 Ср. Письмо VII, 341c-d. 1025 Государство, II 378a. 1026 I Кор. 5: 7. 1027 Ср. Платон, Федон 65 е — 67 d. 1028 Лев. 1: 6. Cf. Philo, De sacrificiis Abelis et Caini, 84. 1029 De sacrificiis Abelis et Caini, 95.98.100.96. 1030 Callimachos, Epigr. 46, 4 (Anth. Pal. ХП, 150, II р. 94 Pfeiffer 1950). 1031 Bacchylides, Fr. 5 Snell. См. Пидар, Вакхилид. Оды, Фрагменты. Перевод М.Л. Гаспарова (Москва, 1980). Cf. Theodoretus, Graecorum affectiorum curatio I, 78; Cyrill. Alex., Contra Julian., I. 1032 Isocrates, Panath. 30—32. 1033 Этот же эпитет cf. Sextus Empiricus, Adv. Math. I, 288; Origen, Contra Celsum, IV, 77. 1034 Euripides, Fr. Inc. 912 TGF. 1035 В другом чтении: временности. 1036 Исх. 33: 13. Ср. Строматы II 6, 1.; Philo, De posteritate Caini, 14—16. 1037 Притч. 30: 2—3. Этот знаменитый пассаж о божественной fro nhsi» в Септуагинте читается так: «я не имею мудрости и не знаю святых». 1038 Иоанн. 1: 14. 1039 Притч. 3: 18. 1040 Втор. 30: 15—20. Этот пассаж, так же как и предыдущий, немного изменен в тексте Климента, по сравнению с канонической версией Септуагинты. 1041 Ср. Еф. 1: 18. 1042 I Кор. 13: 12. 1043 Ср. Платон, Государство, VII, 532 a-b. 1044 Euripides, Fr. dub. 1130. 1045 Еврипид, Геракл, 1345—6; перевод И. Анненского. 1046 Это место неизвестно, однако приписывается Платону также и Теодоретом (Graec. affect. curatio IV, 34; VII, 48). Возможно, что оба эти автора опирались на некий неизвестный нам источник, типа антологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3549...

1 De republ. I, 4. 2 Augustin. De civitate Dei, VI, 5. 3 Origenis. Contra Celsum. V, 37. 4 Лактанций. Божеств, установления, V, 20. 5 Тертуллиан. Апология, гл. 28. 6 Он же. Послание к Скапуле, гл. 2. 7 Он же. Апология, гл. 24. 8 Кроме Неандера эту мысль встречаем у Маассена в брошюре: Uber die Griinde des Kampfes zwisch. dem heindnischrom. Staat und dem Christenthum. S. 7. Wien. 9 Буассье. Римская религия от Августа до Антонинов. Перевод с фр. М., 1878. С. 60—61. 10 Там же. С. 258—260. 11 Неандер. Allgemeint Geschichte der christl. Religion und Kirche. Aufl. 3-te. Gotha, 1856. Band I, S. 48. 12 Hausrath. Neutestamentliche Zeitgeschichte. Aufl. 2-te. Heidelderg, 1875 Theil 2. S. 12. 85. 13 Ciceronis. De leg. II, 8 (Никто не должен иметь богов отдельно для себя и не должен поклоняться частным образом новым или чужеземным богам, если они не признаны государством); Тертуллиан. Апология, гл. 5. 14 Буассье. Ук. соч. С. 318—319. 15 Евсевий. Церковная история. VII, 11. 16 Tacit. Annal. lib. XI, 15; lib. II, 85. 17 Бердников. Государственное положение религии в Римской империи/Прав, собеседн. 1881. Т. I. С. 225—226. 18 Буассье. Ук. соч. С. 27, 125—127. 19 Там же. 144. 20 Там же. 140. 21 Tacit. Annal. XVI, 28—35. 22 Orig. Cont. Celsum. VII, 63 et 67. 23 Тертуллиан. Апология, гл. 45. 24 Бердников. Ук. соч. С. 211—212. 25 Hausrath. Op. cit. Bd. II. S. 84. 26 Ibid. S. 86. 27 Бердников. Ук. соч. С. 227—224. 28 Hausrath. Op. cit. Bd. II. S. 119—122; Neander. Ibid. S. 43. 29 Бердников. Ук. соч. С. 228—31, 234. 30 Orig. С. Celsum. V, 25. 31 Genus tertium («третий род» — лат.) означает кастратов, евнухов, т.е. ни мужчины, ни женщины, а что-то среднее между теми и другими, как древние представляли себе евнухов. 32 Минуций Феликс. Октавий, гл. 10. 33 Orig. С. Celsum. VIII, 72. 34 Тертуллиан. Об идолопоклонстве, гл. 15. 35 На такие случае указывает Тертуллиан в сочинении De corona militis; См. также: Минуций Феликс. Октавий, гл. 12. 36 Tertulliani. De praescriptionibus adv. omnes haereses, cap. 7.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2643...

1 Слово: календарь более употребляется у римлян. Святцы чисто русское название, соответствующее месяцеслову или мартирологу римскому. 2 Reallexicon des Class. Alterhums. Lubker. слово Iahr. 3 Оба календаря Полемея Сильвия и Консульсвие Фасты изданы в Acta SS. jun. Г. 178—188. 4 Binterim V. 42. 5 Увидим ниже, что и мартирологи имели значение церковных книг. 6 В уставе царицы Ирины, писанном около 1114 года, изданном Котельером (Monumenta Т. IV р. 220), весь устав церковный называется синаксарм, также и другие уставы, например Криптоферратский. Устав Евергетидского монастыря около половины XII века (о нем будет ниже) называется в заглавия: Синаксарь с Богом или Типикон церковного последования. 7 Опис. литург. рукописей. Дмитриев. Т. I стр. 899. 8 Деление не строго логическое для избежания несоразмерности частей. 9 Ruinart. Т. I, 47. 48, изд. 1802 г. 10 Ibidem р. 92, 93. 11 De corona milit. c. 3. 12 Ер. 37 р. 115. ed. Wenet. 13 Жизнь Константина кн. IV, гл. 23. 14 Орр. Т. IV, р. 701. 15 Ruinarm. Т. I, р. 77. 94. 16 Евсевия. Ц. Ист. кн. V, гл. 1. 17 Евсев. Ц. И. VI, 41. 42. 18 Florentinii Martyrol. Romanum р. 8. 19 Uita S. Hular. Hieron. Созом. Ист. кн. III, гл. 14. 20 Дю-Канж IV р. 220. 21 Дю-Канж IV, 129. Bandurii. imp. orient. р. 638. 22 Твор. св. отец XIV, стр. 101 и IV стр. 52. 23 Дю-Канж. IV, 125. 24 Bandurii imper. ог. Т. I, р. 49. Т. II, 690. 25 Bandurii Antiqu. р. 55. 26 О праздниках брошюра Рождественского 1870 г. стр. 69. См. Филарета подвижницы, стр. 143. 27 Созом. Ц. Ист. кн. VII, гл. 29. 28 Еще Дю-Канж. IV, 104. 29 Bandurii imper. orient. Т. I, р. 35. 30 Дю-Канж. IV, 105. 31 Bandurii imper. orient. Т. I, р. 40. 32 Притом были и полнейшие мартирологи, но не служебные или содержавшие имена многих святых, коим не было особенных празднеств, как увидим ниже. 33 Lib. 7. de arcanis. 34 Praefatio ad Damascinum. 35 Письмо 89. Твор. св. отец VI, 219—220. 36 Особенно видно сие в прологах, напр., Сирийские подвижники помещены из Истории боголюбцев Феодорита в январь и февраль по порядку его история за неизвестием о днях их кончины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

(4) Hotman F. Franco-Gallia. Genevae, 1573 (французский перевод: La Gaule franchise. Cologne, 1574; переиздано: La Gaule franchise. Paris: Fayard, 1981). (5) См.: Beati Rhenani Rerum Germanicarum libritres. Basiliae, 1531. Нужно между тем обратиться к изданию Ульма 1693 г., чтобы найти в комментарии и замечаниях, сделанных членами Имперской исторической коллегии, генеалогию и прославление «Europae Corona» Габсбургов (см.: Beati Rhenani libri tres Institutionum Rerum Germani-carum novantiquarum, historico-geographicarum, juxta primarium Collegi Historici Imperialis scopum illustratarum. Ulmae, 1693, в особенности с. 569–600. См. также комментарии в добавлении к страсбургскому изданию: Argentoratii, 1610). (6) См.: Hotman F. Franco-Gallia. Op. cit, chap. IV: «De ortu Francorum, qui Gallia occupata, eius nomen in Franciam vel Francogalliam mutarunt» (P. 40–52, издание 1576 г.). (7) Pasquier E. Recherches de la France. Paris, 1560–1567. 3 vol. Паскье был учеником Хотмана. (8) «Semper reges Franci habuerunt […] non tyrannos, aut carnefices: sed libertatis suae custodes, praefectos, tutores sibi constituerunt» (Hotman F. Franco-Gallia. Ed. citee, p. 54). (9) Ibid.P. 62. (10) Cesar Jules. Commentarii de bello gallico. См. в особенности книги VI, VII, VIII. (11) Hotman F. Franco-Gallia. Ed. citee, p. 55–62. (12) Ibid. P. 65 sq. Здесь Хотман описывает, в частности, «непрерывность власти общественного совета», сохранявшейся даже при смене династий. (13) Jean du Tillet. Memoires et Recherches. Rouen, 1578; Recueil des Roys de France. Paris, 1580; Remonstrance ou Advertissement a la noblesse tant du parti du Roy que des rebelles. Paris, 1585. Jean de Serres, Memoires de la troisierne guerre civile, et des derniers troubles de la France. Paris, 1570; Inventaire general de l " histoire de France. Paris, 1597. (14) Audigier P. De Forigine des Francois et de leur empire. Paris, 1676. (15) Tarault J.-E. Annales de France, avec les alliances, genealogies, conquetes, fondations ecclesiastiques et civiles en l " un et Tautre empire et dans les royaumes etrangers, depuis Pharamond jusqu " au roi Louis trei-zieme. Paris, 1635.

http://predanie.ru/book/221413-nuzhno-za...

Но это не должно давать язычникам повода превозноситься над евреями; по исполнении времён языков и иудеи примут проповедь о Христе, и все спасутся. К догматическим истинам апостол присоединил, как необходимые выводы, истины практические, «вместе и истине обучая и образуя нравы» (Феодорит). Место и время написания Место и время написания Послания к римлянам можно с точностью определить на основании самого Послания. Апостол Павел передает римлянам приветствия от Гаия, у которого он проживал, и от Эраста, городского казнохранителя ( Рим.16:23 ), а из Посланий его ( 1Кор.1:14 ; 2Тим.4:20 ) видно, что эти лица жили в Коринфе. Кроме того, это Послание было отправлено к римлянам с Фивой, которая была диакониссой Кенхрейской Церкви, а Кенхрея была коринфской пристанью со стороны Эгейского моря, то есть с Востока. Таким образом, Послание к римлянам было написано в Коринфе, в чём утверждают и древние надписи на Посланиях. Для определения времени написания Послания можно также найти в нём достаточные указания. Апостол извещает римлян, что он собирается идти в Иерусалим с милостыней , собранной в Македонии и Ахаии, и из Иерусалима намерен отправиться в Рим ( Рим.15:23–32 ). Из сличения этого указания с рассказом книги Деяний ( Деян.19:21; 20:3 ) открывается, что в таких именно обстоятельствах апостол находился во время третьего своего проповеднического путешествия, именно в тот период этого времени, когда он три месяца провёл в Элладе, то есть в 59-м году. А так как апостол начал своё путешествие в Иерусалим сухим путём, через Македонию, и в Филиппах провел праздник Пасхи ( Деян.20:3–6 ), то Послание своё к римлянам он написал в Феврале или Марте месяце 59 года. Подлинность и неповреждённость Подлинность Послания апостола Павла к римлянам подтверждается как внутренними доказательствами, так и внешними свидетельствами. Климент римский (ep.1 ad Cor. с.35), Поликарп Смирнский (ad Philipp.c.VI), Ириней (adv. haer. 3:16.3), Тертуллиан (de corona mil. c. 6; adv. Prax. c. 13), Климент александрийский (Strom. 3, p. 457) и все позднейшие писатели и даже еретики знают и цитируют это Послание. И само содержание его таково, что самая придирчивая критика не могла оспаривать происхождения его от апостола Павла. Только относительно целости Послания и вставки или пропуска некоторых глав и стихов существовали и существуют сомнения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

11 О религиозном календаре римской Империи Feriale Duranum и многочисленных праздниках предписанных им см. R.O. FINK, A.S. HONEY, W.F. SNYDER. The Feriale Duranum . New Haven. 1940. 12 Перевод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona , 11,4; Quinti Septimi Florentis Tertulliani Opera, Opera Montanistica. CCL 2. Turnhout. 1954. P. 1056. 13 Перевод автора, цит. по: TERTULLIEN, De Corona , 11,2; 14 Перевод автора. Цит. по: JUSTIN. Dialogue avec Tryphon , 110,3, ed. et trad. G. ARCHAMBLAULT, Paris. 1909. Pp. 164–166. 15 Св. ИППОЛИТ РИМСКИЙ . Апостольское предание. 16,9. 16 Les Canons d’Hippolyte. ed. R.G. COQUIN, PO 31, fasc. 2, Paris. 1966. P. 367. 17 Ibid., p. 369. 18 Les Constitutions Apostoliques, VIII,32,10, ed. et trad. M. METZGER. Paris. 1987. Pp. 238–239. 19 См. по этой теме работу греческого ученого Феодоракопулоса «Святой или солдат?»: I. THEODORAKOPOULOS. Saint ou soldat ? La saintete et la guerre a l’epoque byzantin (premiere moitie du IV siecle-deuxieme moitie du XI siecle), doctorat de l’Universite de Paris IPantheon-Sorbonne. 2005. 20 SULPICE SEVERE. Vie de saint Martin , 3,6. Ed. et trad. J. FONTAINE. Paris. 1967. P. 258. 21 Ibid. Pp. 258–259. 22 Ibid. Pp. 260–261. 23 EUSEBE DE CESAREE. La theologie politique de l’Empire chretien. Louange de Consta ntin ( Triakontaeterikos ), introd., trad., originale et notes P. MARAVAL. Paris. 2000. P. 123. 24 Св. АФАНАСИЙ ВЕЛИКИЙ . Послание к Аммуну монаху . Перевод автора, цит. по: Lettre d’Athanas a Ammoun, ed. G.A. RHALLES et M. POTLES, Syntagma ton theion kanonon … t. IV, Athenes. 1854. P. 133. 25 Перевод автора. Цит. по: Sancti Ambrosii Opera. De Fide. Pars Octava. II,16, 141–143, SCEL 78, (Ad Gratianum Augustum). Vindobonae. 1962. Pp. 106–107. 26 ZOSIME . Histoire Nouvelle , edit. et trad. Francois Paschoud. Vol. IV,36. Paris. 1989. 27 Concile d’Arles. Epistula ad Silvestrum , c.3, ed. et trad. J. GAUDEMENT. Conciles gaulois du IV siecle. Paris. 1977. Pp. 44–45. 28 См. KOLIA-DERMITZAKI. The Byzantine «Holy War». The Idea and Propogation of Religious War in Byzantine .

http://azbyka.ru/otluchit-ili-proslavit

174 De monog. С. 2: «Adversarius spiritus ex diversitate praedicationis appareret, primo regulam adulterans fldei». PL. T. 2. Col. 981A. Cfr.: Iren. Contra haer. III, 2, 1: unus quisque ipsorum... regulam veritatis depravans. PG. T. 7. Col. 847А. Сочинения. C. 221. 176 Contra haer. I, 9, 5: «Они сами разнятся между собой, как бы вдохновляемые различными духами лестчими. Ибо уже из этого и прежде доказательства ясно можно уразуметь твёрдость истины, возвещаемой Церковью, и ложность составленного ими учения (ψευδηγοραν)». PG. Т. 7. Col. 548–549 . Сочинения. С. 49. 177 Tertull. De praescr. С. 28: variasse debuerat error doctrinae Ecclesiarum. PL. T. 2. Col. 47A. 179 «Tertullien ne sépare pas la catholicité de l’apostolicité». Michaud E. L’ ecclésiologie de Tertullien. См.: Revue internationale de théologie. 1905. P. 270. В установлении принципа – кафолическое (quod apud multos unum invenitur)=апостольское (non est erratum, sed traditum) Adhémar d’Alès видит важную заслугу Тертуллиана в историческом развитии христианской догмы. См.: La theologie de Tertullien. P. 261. Cfr.: Batiffol P. L’église naissante et le catholicisme. P. 328–329. 181 Fragm. 3. PG. T. 7. Col. 1228С–1229А. Сочинения. С. 530–531; Eusebius. History Ecclesias. V, 24. 12–13. CrchSch. 9, 1. S. 494. 15–25. Ту же мысль выражал и Поликрат Ефесский от лица «великого множества соприсутствовавших ему епископов». Защищая свою практику, Поликрат в то же время говорит, что все ранее державшиеся этой практики не отступали от Правила веры, но во всём держались его. Так поступает и он, Поликрат. Η. Е. V, 24, 2–7. S. 490, 492. 182 Eusebius. Cit. op. V, 24, 14–17. GrchSch. 9, 1. S. 494, 496. PG. T. 7. Col. 1229B, 1232A. Сочинения. C. 531. 183 De praescr. 14: «Haec regula... nullas habet apud nos quaestiones, nisi quas haereses inferunt et quae haereticos faciunt». PL. T. 2. Col. 31B. 184 Idem. Col. 17A. E. Michaud и видит у Тертуллиана зачатки позднейшей известной формулы: «In necessariis unitas, in dubiis libertas, in omnibus caritas. L’ecclésiologie de Tertullien». Revue internationale de theologie, 1905. P. 265. В монтанистический период, как видно из рассуждений в de corona (cfp. 3. PL. T. 2. Col. 98В–С, Тертуллиан мыслил несколько иначе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

637 Adeo novit et apud inferos anima et dolere et gaudere sine carne; quia et in carne illaesa si velit dolet, et laesa si velit gaudet. Hoc si ex arbitrio suo in vita, quanto magis exjudicio Dei post mortem! 638 In summa, cum carcerem illum, quem Evangelium demonstrat, inferos intelligamus, et novissimum quadrantem modicum quodque delictum mora resurrectionis illic luendum interpretemur; nemo dubitabit animam aliquid pensare penes inferos, salva resurrectionis plenitudine per carnem quoque. Это явный намек на чистилище, однако возможность такого посмертного искупления грехов Тертуллиан предполагает только до Страшного Суда. О возможности изменения посмертной участи людей говорят и церковные жертвоприношения за усопших (oblationes pro defunctis, De corona, 3). 639 Enim vero et pro anima ejus orat, et refrigerium interim adpostulat ei, et in prima resurrectione consortium, et offert annuis diebus dormitionis ejus. 641 ut prius et orbis de pateris angelorum plagas suas ebibat, et prostituta illa civitas a decem regibus dignos exitus referat, et bestia Antichristus cum suo pseudopropheta certamen Ecclesiae Dei inferat, atque ita diabolo in abyssum interim relegato, primae resurrectionis praerogativa de soliis ordinetur, dehinc et igne dato, universalis resurrectionis censura de libris judicetur. 642 Второе Пришествие Христово исповедуется в символе веры (De praescr., 13), и его смешение с первым Пришествием является главной ошибкой иудеев (Apol., 21; Adv. Jud., 14). Впрочем, у Тертуллиана остается до конца не ясным, когда произойдет Второе Пришествие Христово: перед тысячелетним Царством (De spect., 30) или только в Судный День, с которым оно тоже непосредственно связано (см. De praescr., 13; Adv. Prax., 2; De virg. vel., 1; Adv. Marc.,IV.10; De resurr., 22). 643 Nam et confitemur in terra nobis regnum repromissum; sed ante caelum, sed alio statu; utpote post resurrectionem in mille annos, in civitate divini operis Hierusalem caelo delata... Hanc dicimus excipiendis resurrectione sanctis, et refovendis omnium bonorum utique spiritalium copia in compensationem eorum quae in saeculo vel despeximus, vel amisimus, a Deo prospectam. Siquidem et justum, et Deo dignum, illic quoque exultare famulos ejus, ubi sunt et afflicti in nomine ipsius. Haec ratio regni terreni, post cujus mille annos, intra quam aetatem concluditur sanctorum resurrectio, pro meritis maturius vel tardius resurgentium.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Quibus succedebant, qui ex hostibus capti erant, Duces vincti catenis.» 11. 59–60 cf sect. 6 «Currui praeferebantur coronae aureae»: «Currui praeferebantur coronae aureae, si quae nium phatori a provinciis per legationes fuerant oblatae.» 11. 61–8 cf sect. 7 «Cum purpura, diadem ate, et annulis»: «Sequebatur Imperator in curru triumphali, purpura fulgenti auro intexta. armillas in manibus gestans. corona laurea redimitus et ramum lauri in manu ferens.» 11. 69–72 cf sect. 8 «Coram pluribus spectatoribus»: «Spectatores, qui ex urbe et fere tota Italia advenerant, omnes applaudebant et fere in vestitu albo pompam spectabant.» 11. 73–6 cf sect. 9 «Porta Iubilaei aperta»: «Interim omnes aedes sacrae fuerunt apertae, et coronis ac suffitibus repletae.» 11. 77–82 cf sect. 10 «Ascendit ad caeli curiam»: «In Capitolium vehebatur, Romanorum Curiam splendidissim am, ubi praecepit hostes in triumphum ductos, vel iugulari vel perpetuo carceri mancipari. Et eo die penes ipsum im perium erat.» 11. 83–6 cf sect. 11 «Commendavit Ecclesiam Patri»: «In Capitolio Iovis gratias agebat, quod per manus eius rem Romanam bene gessisset, eam que ut servaret, foveret et protegeret rogabat, eique immolabat hostias et spolia dicabat.» 11. 87–92 cf sect. 12 «Epulum suis dédit»: «Epulum publicum inchoabat cum suis, ad quod invitabat primo Senatores, sed postea rogabat ut venire supersederent, nequis eo die, quo ipse triumphabat, maioris in eodem convivio esset imperii.» 11. 93 –6 cf sect. 13 «Dimisit Spiritum Sanctum»: «Pecunias plebi distribuebat.» Throughout the sermon Faber draws an analgoy with the Ascension, but Simeon has omitted this. Published in Eremin and PLDR. Троица непостижима . Taken from Faber, Dominica Trinitatis, No. 10 «Mysteria [on the Gospel for the day, viz. Matt. 28.18–20]» , sect. 5 «Cur non explicavit Christus mysterium Trinitatis». 11. 1–14 cf Faber: «Cum enim sanctus ille [Augustinus] librum de Trinitate componeret et ad litus maris prope Hipponem (cuius urbis Episcopus erat) deambularet meditabundus et " solus incederet, puemlum mirae pulchritudinis ibi sedentem invenit, qui facta in terra fossa parvula (sicut pueri in plateis ludentes soient) cochleari argenteo aquam de mari hauriebat: et in illam parvam fossam effundebat.» 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

6 Цит. по: Там же. Лат. текст: Tertullianus . De baptismo. Cap. XIX//PL 1. Col. 1222a—1222b. 7 Цит. по: Там же. Лат. текст: Tertullianus . De corona militis. Cap. III//PL 1. Col. 78c—80a. 8 Цит. по: Там же. Лат. текст: Tertullianus . De jejuniis. Cap. XIV//PL 1. Col. 973a. 9 Цит. по: Скабалланович M. H. Толковый Типикон. Вып. 1. С. 126. 10 Евсевий Памфил . Жизнь блаженного василевса Константина. М., 1998. С. 173. 11 См.: Rouwhorst G. The Origins and Evolution of Early Christian Pentecost//Studia Patristica. Vol. 35. Oxford, 2001. 12 Там же. P. 315–321. 13 Паломница не называет своего имени в тексте описания своих странствий; большинство исследователей отождествляют ее с Эгерией (или Этерией), упоминаемой в письме к братии неким монахом Валерием в 650 г. (см.: Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях//К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М., 1994 [Далее: Письма паломницы IV века. — Ред.] С. 135). 14 Письма паломницы IVbeka. С. 214—215. Лат. текст: Éthérie. Journal de voyage/text lat., et trad, de Héléne Pétré. Paris, 1948. P. 246, 250 (Sources chrétiennes [Далее: SC. — Ped.] 21). 15 См.: Ванюков С. Обзор истории праздника Пятидесятницы//Богословский сборник. Вып. 11. М., 2003. С. 245–247. 16 Grosdidier J. Romanos le Mélode. Hymnes. Vol. 5. Paris, 1981. P. 180—206 (SC 283). Нынешняя служба Пятидесятницы сохранила проимий и 1й икос произведения Романа. 17 Цит. по: Ванюков С. Указ. соч. С. 244–245. 18 Письма паломницы IV века. С. 215. 19 Храм Воскресения, Мартириум и Церковь у Креста (как ее называет Эгерия) являлись частями Базилики Гроба Господня, построенной в 335 г. императором Константином (см.: Письма паломницы IV века. С. 141–142). 20 См.: Левинская И . А. Указ. соч. С. 89. 21 См.: Письма паломницы IV века. С. 215–216. 22 RenouxA. Le Codex Arménien Jérusalem 121. Vol. 2. Tournhout, 1971. P. 338—345 (Patrologia Orientalis/Ed. F. Graffin. [Далее: PO. — Ред. ] T. XXXVI. Fasc. 1. 163). 23 Tarchnischvili M. Le Grande Lectionnaire de l’Église de Jerusalem (V—VIII siècles). T. 1. Édité. Louvain, 1959. P. 169–171. (Corpus Scriptorum Christianoaim Orientalium. [Далее: CSCO. — Pe д . ] Vol. 188; Scriptores Iberici, t. 9)/T. 1. Traduit. Louvain, 1959. P. 135–138. (CSCO. Vol. 189. Scriptores Iberici, t. 10); Кекелидзе К . С . Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912. С. 108—110.

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010