После коронации деспота Феодора в Фессалонике в авг. 1227 г. клир Эпирской Церкви фактически провозгласил независимость от К-польской Церкви в изгнании. Конец схизме положили военные поражения деспота Феодора (битва при Клокотнице в марте 1230 г.). Новый деспот Мануил был вынужден просить помощи у Никеи, и в 1232 г. Эпир вернулся в лоно К-польской Церкви ( Karpozilos. 1973). Преемником Апокавка в 1232 г. на митрополичьем престоле стал Никита Хониат, интеллектуал и выходец из семьи митрополита Афинского Михаила Хониата и историка Никиты Хониата (RegPatr, N 1263, 1266, 1283). Начиная с 1294 г. Навпакт попеременно переходил в руки Анжуйской династии Капетингов и возвращался в состав Эпирского деспотата. С 1307 г. в Навпакте была учреждена кафедра лат. архиепископа. В ответ на это в 1318 г. имп. Андроник II Палеолог (1282-1328) возвел Янинскую епископию Навпактской митрополии в ранг митрополии и переподчинил ей неск. епископий, ранее подчиненных Навпакту ( Χρυσς. 1976). В перечнях епархий этого периода Навпактская митрополия перемещается с 35-го на 42-е место ( Darrouz è s. Notitiae. P. 396, 407). В 1361 г. Навпакт перешел во владения Афинского герц-ства. Ответной мерой стали попытки переподчинить епархии Навпактской митрополии др. митрополиям - Кефалинийской, Янинской, Левкадской ( Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 468-472). В 1367 г. резиденция митрополита была перенесена в г. Арта (Ibid. P. 493-494), а отдельная епископия Арты в связи с этим упразднена. В 1407 г. Навпактом завладели венецианцы, а в 1499 г.- турки. Перемещение кафедры в Арту воспринималось как временная мера. Офиц. именование «митрополит Навпактский и Артский» не использовалось регулярно до нач. XVI в. В дальнейшем такой титул носили выдающиеся греческие ученые эпохи турецкого владычества: Дамаскин Студит (1574-1577), философ Феофил (в монашестве Феодосий) Коридаллевс (1640-1641), географ и историк Церкви и впосл. митрополит Афинский Мелетий II в 1691/92-1696 гг., историк и богослов Неофит Мавроматис (1703-1722).

http://pravenc.ru/text/2564582.html

Алетодор (Аполлодор или Алподорий) (упом. в 325), Иовиан (сер. V в.), Сотирих (упом. в 451, 458), Хрисипп (упом. в 516), Стефан (VI в.), Алкисон (Лакисон или Алкесион) (упом. в 594-604), Иоанн (нач. VIII в.), Филипп (упом. в 787), Михаил (858-869), Пахомий (упом. в 884), Димитрий (кон. IX в.), Арсений, свт. (ок. 933 - ок. 953), Косма (кон. Х в.), Иоанн (нач. XI в.), аноним (XI в.), аноним (сер. XI в.), аноним (упом. в 1088), Николай (упом. в 1092 и 1117), Василий (XI-XII вв.), Феофан (XII в.), Георгий Хониат (упом. в 1146?), Константин (не позднее 1157-1170), Иоанн (?), Георгий Куфара (1177-1181), Василий Педиадит (ок. 1202-1219), Георгий Вардан (1219 - ок. 1236), Герасим (упом. в 1285), Иерофей (Кигалас, Цигалас или Дзигалас) (1800-1813), кафедра вакантна (1813-1824), Макарий (1824-1827), кафедра вакантна (1827-1833), Хрисанф (Маселлос) (1833-1848), Афанасий (Политис) (избрание 1848, хиротония 1850-1870), Антоний (Хариатис) (1870-1881), кафедра вакантна (1881-1884), Евстафий (Вулизмас) (1884-1895), кафедра вакантна (1895-1899), Севастиан (Никокавурас) (1899-1920), Афинагор (Спиру, впоследствии патриарх К-польский) (1922-1930), Александр (Димоглу) (1930-1942), Мефодий (Кондостанос) (1942-1967), Поликарп (Вайенас) (1967-1984), Тимофей (Тривизас) (1984-2002), Нектарий (Довас) (с 2002 по наст. время). Ист.: Parthey G., ed. Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum. Berolini, 1866; Lemerle P. Trois actes du despote d " Épire Michel II concernant Corfou, connus en traduction latine//Προσφορ ες Στ. Κυριακδην π τ εκοσαπενταετηρδι τς καθηγεσας ατο (1926-1951). Θεσσαλονκη, 1953. Σ. 405-426; Darrouz è s. Notitiae. 1981. Р. 245, 274, 294, 346, 350, 352, 368, 376, 382-383, 388, 400, 407, 413. N 3, 7, 8, 11-19; Παγκρτης Γ. Δ. Οι εκθσεις των Βενετν βαλων και προνοητν της Κρκυρας, 16ος αινας. Αθνα, 2008; Αγγελομτη-Τσουγκαρκη Ε. Ν., Τσελκας Α., Βλχου Ν. Επιστολς των Οικουμενικν Πατριαρχν προς τους μεγλους πρωτοπαπδες της Κρκυρας, 17ος-18ος αινας. Κρκυρα, 2009.

http://pravenc.ru/text/1684241.html

Печать Кипрского архиеп. Епифания III. 870 г. Прорись Печать Кипрского архиеп. Епифания III. 870 г. Прорись В одном из списков «Тактикона» (Athen. Bibl. Nat. Cod. 1372, 1779 г., копия рукописи 1311 г.), составленном в правление имп. Иоанна I Цимисхия (969-976), уже после освобождения Кипра от арабов, Кипрская Архиепископия перечислена среди епархий К-польского Патриархата, после Болгарской Архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 8. P. 290). Георгий Кедрин (рубеж XI и XII вв.), описывая обретение мощей ап. Варнавы в 488 г. архиеп. Анфемием, отметил, что «тогда Кипр стал митрополией, но принадлежал не Антиохии, а Константинополю» ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. P. 619). На основании этих фактов Г. Гельцер и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский, предположили, что на нек-рое время автокефалия КПЦ была упразднена и подчинялась К-польскому Патриархату ( Gelzer H. Ungedrückte und ungenügend veröffentlichte Texte der Notitiae episcopatuum. Münch., 1900. S. 572; Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Τ ρχαιτερον Τακτικν τς Εκκλησας Κωνσταντινουπλεως//Να Σιν. 1931. Τ. 26. Σ. 557). Иной т. зр. придерживался проф. Г. Конидарис. Он считал, что Кипр из-за араб. угрозы долгое время зависел от помощи К-поля и оказался под его покровительством и надзором, но без офиц. отмены автокефалии ( Κονιδρης. 1934. Σ. 36, 104; Idem. 1972. Σ. 91-92, 109; Idem. 1976. P. 23-25), равно как и позже автокефалия КПЦ не отменялась, а ограничивалась в силу тех или иных обстоятельств ( Idem. 1972. Σ. 101, 120). Совр. кипрские исследователи пытаются оспорить это мнение. В частности, в качестве объяснения места, занимаемого Кипрским архиепископом в перечнях подписей VII Вселенского Собора, некоторые ученые ( Παλος (Εγγλεζκης). 1996. Σ. 142-143; Μιτσδης. Τ ατοκφαλον. 2005. Σ. 141) приняли во внимание давнее наблюдение А. Леклерка, что очередность подписей в соборных актах не всегда отражала реальный иерархический порядок ( Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 1/1. P. 92, not. 2). По мнению архим.

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Авксентий Чудотворец (пам. 28 сент.), к-рый подвизался в кон. VII в. близ совр. с. Коми-Кебир; его современник прп. Созомен (пам. кипр. 20 нояб.), живший отшельником в окрестностях деревень Тавру, Галатия и Ливадия (ошибочно назван епископом Карпасийским в службе, составленной ему в 1733 мон. Акакием); прп. Фотиния или Фоту († ранее XV в.; пам. кипр. 2 авг.), которая в юном возрасте решила вести монашеский образ жизни и удалилась в пещеру близ совр. с. Айос-Андроникос; прп. Полихроний († ранее XI в.; пам. кипр. 7 окт.), во имя к-рого построена церковь в с. Меланарга; прп. Соломония (пам. кипр. 1 авг.), чья могила находится в ц. прп. Соломонии в Кома-ту-Ялу; а также святые, к-рым не установлены дни празднования, но в их честь сооружены церкви - прп. Павла (сестра прп. Фотинии), прп. Сотира (мать прп. Полихрония), прп. Василики (Васила) и прп. Микаллос ( Βλσιος (Σταυροβουνιτης). 1999. Σ. 130-132, 135-136, 140, 144-145; Χατζηχριστοδολου. 2010). Епископы Карпасийские: свт. Филон (до 382 - не позднее 394), Феопроп (кон. IV - нач. V в.) (?), свт. Синесий, свт. Сосикрат, Олимпий (упом. в 431), Ермолай (упом. в 451) (?), свт. Фирс, Епифаний, Иоаким (упом. в 1260). Епископы Карпасийские и Фамагустские: Марин или Марк (упом. в 1295), Иларион († до 1321), Лев (упом. в 1321), Михаил (упом. в 1340), Иоанн (упом. в 1369 или 1371), Макарий (упом. вскоре после 1406). Епископ Карпасийский: Христофор (с 2007 по наст. время). Ист.: Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. Berolini, 1866; Κυπριανς, ρχιμ. Ιστορα χρονολογικ τς νσου Κπρου. Λευκωσα, 1902 2; Cappuyns N. Le Synodicon de Chypre au XIIe siècle//Byz. 1935. Vol. 10. P. 489-504; Darrouz è s J. Notes pour servir à l " histoire de Chypre//Κυπριακα Σπουδα. Λευκωσα, 1956. Τ. 20. Σ. 31-73; idem. Lettre inédite de Jean Cantacuzène relative à la controverse palamite//REB. 1959. Vol. 17. P. 7-27; idem. Textes synodaux Chypriotes//Ibid. 1979. Vol. 37. P. 5-122; Excerpta Cypria/Transl. C. D. Cobham.

http://pravenc.ru/text/1681133.html

и т. н. фиванской школы XVI в., в т. ч. на уровне некоторых редких мотивов (напр., изображение Пилата на коне со свитой, включенное в сцену «Шествие на Голгофу»; особый вариант композиции «Предательство Иуды» и др.). По стилю живописи фрески Зевгостаси примыкают к росписям целого ряда касторийских храмов (вмч. Георгия Победоносца «ту Вуну», свт. Николая Чудотворца «ту Дзодза» и др.) и продолжают антиклассическую линию кон. XIV в. Самая близкая стилистическая параллель этим фрескам - росписи касторийского храма ап. Андрея Первозванного «ту Русули». Крупные, тяжеловесные фигуры в напряженных позах, специфические типы лиц с неправильными пропорциями, контрастные тени, стилизованные яркими пробелами в виде штрихов, расходящихся от глаз,- все это придает образам Зевгостаси острую выразительность. В нартексе имеются росписи, выполненные, согласно надписи, в 1749 г. В ц. Успения Пресв. Богородицы находится фрагментарно сохранившаяся большая рельефная икона неизвестного св. воина. Лит.: Nicol. 1956. S. 100-105; Τσιγαρδας. 1988. Σ. 16-20; idem. 1989. Σ. 335-338; Δρακοπολου. 1997. Σ. 118. Πιν. 100. А. В. Захарова Ист.: Le Quien. OC. T. 2. Р. 315-316; Т. 3. Р. 1087-1088; Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2. S. 26-78; Βαφεδης Θ. Κδηξ τς Ιερς Μητροπλεως Καστορας//Εκκλησιαστικ Αλθεια. 1900. Τ. 20. Σ. 125, 141, 320; Darrouz è s. Notitiae. N 3, 13. Р. 236, 371-372. Лит.: Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1924, 1995p. Т. 1. С. 23-25, 56, 62, 79, 81, 97, 99, 131, 132, 162, 166, 167, 190, 191, 193, 195, 218, 219, 339; 1932, 1995р. Т. 2. С. 26-28, 144-152, 159, 228-232, 289-290, 487-490; Ορλνδος Α. Τ βυζαντιν μνημεα τς Καστορις//Αρχεον βυζαντινν μνημεων τς Ελλδος. Αθναι, 1938. Τ. 4. Σ. 10-158; Janin R. Castoria//DHGE. 1949. T. 11. Col. 1457-1459; Τσαμσης Π. Η Καστορι κα τ μνημεα της. Αθναι, 1949; Πελεκανδης Σ. Καστορι. Θεσσαλονκη, 1953. Τ. 1: Βυζαντινα τοιχογραφαι; idem (Pelekanides S.).

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Ист.: Gelzer H. Ungedruckte und wenig bekannte Bistümerverzeichnisse der orientalischen Kirche//BZ. 1893. Bd. 2; Funk F. X. Didascalia et Constitutiones Apostolorum. Paderbornae, 1905. T. 1; Darrouz è s. Notitiae. P. 278, 299, 316, 342, 352, 358, 371, 386, 395, 406, 412, 419; Oikonomid è s N. Les listes de préséance byzantines des IXe et Xe siècles. P., 1972; Theophylacte: Discours, traités, poésies et lettres/Ed. P. Gautier. Thessal., 1980-1986. T. 1; Dolbeau F. Une liste latine de disciples et d " apôtres traduite sur la recension grecque du Pseudo-Dorothée//AnBoll. 1990. T. 108. Fasc. 1-2. Лит.: Γριτσπουλος Τ. Α. Βεροας κα Ναοσης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 823-826; Janin R. Berrhée (1)//DHGE. T. 8. Col. 885-887; Χιονδης Γ. Χ. Ιστορα τς Βεροας. Θεσσαλονκη, 1970. Т. 1-2; idem. Η ρχαα κα Βυζαντιν Βροια. Βροια, 1993; Mauropoulou-Tsioumi Ch. Verroia//Alte Kirchen und Klöster Griechenlands. Köln, 1972. S. 126-130; idem. Τα βματα του Αποστλου Παλου απ τους Θιλππους ως τη Βροια: προφορικ παρδοση κα αρχαιολογικς γνσεις. Βροια, 1995; Πελεκανδης Σ. Καλλιργης, λης Θετταλας ριστος ζωγρφος. Αθναι, 1973; Τσιγαρδας Ε. Ν. Ο τοιχογραφες τς πρθεσης στν Παλαι Μητρπολη Βεροας//Πρτο Συμπσιο Βυζαντινς κα Μεταβυζαντινς Αρχαιολογας κα Τχνης. Αθναι, 1981. Σ. 85-86; idem. Les peintures murales de l " Ancienne Métropole de Veroia//Milesheva dans l " histoire du peuple Serbe: Colloques scientifiques de l " acad. serbe des sciences et des arts. Belgrade, 1987. Vol. 38. P. 266-277 (Cl. d. sciences hist.; 6); idem. Ο τοιχογραφες το ναο τς Παναγας Γοργοεπηκου Βεροας//Μακεδονικ. 1992. T. 28. Σ. 92-100; idem. Ο τοιχογραφες τς Αγας Θωτεινς Βεροας//Τοιχογραφες τς περιδου τν Παλαιολγων σ ναος τς Μακεδονας. Θεσσαλονκη, 1999. Σ. 155-170; Γοναρης Γ. Χριστς Βεροας. Θεσσαλονκη, 1991; Παπαζτος Θ. Η Βροια κα ο ναο της (11ος-18oς α.). Αθνα, 1994; idem. Βυζαντινς εκνες τς Βεροας. Αθνα, 1995; Αχειμστου-Ποταμινου Μ.

http://pravenc.ru/text/158188.html

Осенью 1912 г., во время первой Балканской войны, Дидимотихон был освобожден от турок болгарской армией, в 1913 г. отвоеван турками, а в 1917 г. снова занят болгарами. В 1919 г. по договору в Нёйи-сюр-Сен Дидимотихон был передан Греции, в 1920 г. в город вошли греческие войска. В 1924 г. из Дидимотихской митрополии выделилась Суфлийская митрополия. В 1928 г. Дидимотихская митрополия вошла в состав Элладской Православной Церкви. В 1931 г. с Дидимотихской митрополией слилась упраздненная Неа-Орестиадская митрополия (г. Орестиада был основан в 1923 беженцами из М. Азии), в 1934 г.- Суфлийская епархия. С этого времени епархия получила название Д., О. и С. м. Митрополит носит титул «ипертим и экзарх всех Родоп и Гемимонта». В наст. время в митрополии 103 приходских храма, действующий мужской мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы близ городка Дадья и подворье афонского Иверского мон-ря в Корнофолье. Из памятников визант. периода в Дидимотихо сохранились развалины двойных стен с 18 башнями и 8 воротами (XIII-XV вв.), ц. вмц. Екатерины (ок. 1300), развалины средневек. мон-ря с фрагментами фресок близ совр. кафедрального собора, освященного во имя свт. Афанасия Великого, патриарха Александрийского (1834). Под полом этого собора находятся раннехрист. катакомбы. Лит.: Θυλρετος (Βαφεδης), μητρ. ιδυμοτεχου. Κατλοϒος πισκπων κα μητροπολιτν τς πλεως κα παρχας ιδυμοτεχου//Γρηϒριος Παλαμς. 1923. Τ. 7; Εθυμου Γ. Π. Τ ιδυμτειχον κατ τος βυζαντινος χρνους//Αρχεον το Θρακικο Λαοϒραφικο κα Γλωσσικο Θησαυρο. Αθναι, 1957. Τ. 22; Janin R. Didymoteichon//DHGE. Vol. 14. Col. 427-429; Αναστασου Ι. Ε. ιδυμοτεχου κα Ορεστιδος, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 1208-1210; Giannopoulos P. A. Didymoteichon: Geschichte einer byzant. Festung. Köln, 1975; idem. ιδυμτειχο. Αθνα, 1989; Darrouz è s. Notitiae. P. 489; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 331-333; ODB. T. 1. Col. 620; Χριστιανπουλος Ντ. Σντομη ιστορα του ιδυμοτεχου. Θεσσαλονκη, 1993; πτυχα. 2007. Σ. 448-454; http://www.imdos.gr (Электр. ресурс).

http://pravenc.ru/text/172000.html

Позиция противников Н. М. была изложена в анонимном сочинении, которое в единственной рукописи Sinait. gr. 1117. Fol. 338v-341 (сер. XIV в.) имеет заголовок «Акт о низложении патриарха Музалона в годы царствования господина Мануила Комнина» (Τ πραχθντα π τ καθαιρσει το πατριρχου κενου το Μουζλωνος κατ τν χρνον τς βασιλεας το Κομνηνο κυρο Μανουλ) ( Darrouz è s. 1966. P. 310-331). «Акт…» представляет собой диспут между имп. Мануилом и Н. М., также в нем принимают участие епископы, к-рые не поименованы отдельно. В ходе спора император, не прибегая ни к святоотеческим, ни к библейским свидетельствам и не опираясь на каноническую аргументацию, посредством логических приемов подводит участников диспута к выводу о том, что Н. М. не мог, оставив кафедру, не утратить при этом архиепископское достоинство. Следов., для занятия Патриаршего престола требовалось повторное совершение чина архиепископской хиротонии, а это в отношении одного человека невозможно. В научной литературе высказывалось мнение, что это сочинение представляет собой протокол 2-дневных заседаний под председательством императора, итогом которых стало низложение и пожизненное отлучение Н. М. ( Magdalino. 1993. P. 278; Cameron. 2016. P. 48). В действительности «Акт…» является тщательно выстроенным художественным произведением, стилизованным под платонический диалог и призванным возвеличить императора как блестящего полемиста, в совершенстве владеющего силлогистикой. «Акт…» завершается рассуждением об «убеждении через принуждение» (πειθανγκη): если Н. М. считает, что император осуществляет нелигитимное насилие (τυραννα), то, с т. зр. императора, он становится орудием истины, которая, по определению, является «удушением и принуждением» (τ γχειν κα τ ναγκζειν). Точно датировать «Акт…» невозможно: существует как мнение о том, что он создан еще до разрешения конфликта ( Darrouz è s. 1966. P. 67-68), так и гипотеза, согласно к-рой он написан после завершения Патриаршества Н. М. ( Ζσης. 1978. Σ. 285-287). Достоверным представляется рассказ историка Иоанна Киннама , считающего, что Н. М. не был низложен, а покинул кафедру добровольно, опасаясь разбирательства и видя, что имп. Мануил склоняется принять сторону его противников ( Cinnam. Hist. P. 83-84). Поздневизант. историки, в частности Никифор Каллист Ксанфопул , затрудняются с формулировкой, утверждая, что Н. М. одновременно и «сомнительно отрекся» (μφιβλως παραιτησμενος), и «был извержен» (ξεβλθη) «насилием раскольников, многих из которых он сам рукоположил» (PG. 147. Col. 461D-464A; PG. 119. Col. 921A; RegPatr, 1035).

http://pravenc.ru/text/2566038.html

Схолии на «Лествицу» до наст. времени не изданы и сохранились во мн. кодексах, в частности: Laurent. gr. IX 11 (XII в.), Hieros. Patr. 26 (XIII в.), Marc. 128-130 (XIV в.), Paris. gr. 868 (XIV в.), Paris. Coislin. 89 (XIV в.) ( Darrouz è s. Col. 575). Некоторые из схолий И. можно найти в издании М. Радера ( Joannes Climacus, St. Opera omnia/Ed. M. Rader. Lutetiae Parisiorum, 1633 [=PG. 88. Col. 631-1164]), однако их не всегда легко отличить от др. анонимных схолий. Схолии И. являются компиляциями предшествующих схолий на «Лествицу» и представляют интерес скорее в качестве хорошего флорилегия. Помимо 2 больших «Комментариев» И. является также автором неск. канонических ответов мон. Дионисию (PG. 119. Col. 985-998 [=Jus graeco-romanum/Ed. J. Loewenklau. Francofurti, 1596. P. 335-341]; Ρλλης, Ποτλς. Σνταγμα. Τ. 5. Σ. 374-388) и «Вопросоответов неизвестному священнику» (изд.: Laurent. 1958; публикация по единственной ркп. Paris. gr. 1234, XIII в.). «Вопросоответы...» занимают важное место среди источников XI-XII вв., затрагивающих вопросы порядка совершения и богословской интерпретации чина проскомидии, а также Божественной литургии в целом (перевод и литургический комментарий см. в: Бернацкий, Желтов. 2005, а также: Addenda et corrigenda//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1. 2006. Вып. 15. C. 220). Они интересны не только как документ, позволяющий уточнить биографию И., но в первую очередь как важнейшее свидетельство о литургической практике К-поля и Крита нач. XII в. (особенно это касается датировки появления чина теплоты (XI в.) и поминальных частиц (кон. XI - нач. XII в.)). Лит.: Salaville S. Élie de Crète//DTC. 1911. T. 4. Col. 2331-2333; Sajdak J. Historia critica scholiastarum et commentatorum Gregorii Nazianzeni. Cracoviae, 1914. Pt. 1. P. 95-120; Laurent V. Le rituel de la proscomidie et le métropolite de Crète Élie//REB. 1958. T. 16. P. 116-135; Darrouz è s J. Élie de Crète//DSAMDH. 1960. T. 4. Pt. 1. Col. 574-575; Бернацкий М. М., Желтов М., диак. [свящ.] Вопросоответы митр. Илии Критского: Свидетельство об особенностях совершения Божественной литургии в нач. XII в.//Вестн. ПСТГУ. Сер. 1: Богословие и философия: [Тр. кафедры Литург. богословия]. 2005. Вып. 14. C. 23-53.

http://pravenc.ru/text/389357.html

Д. могли назначаться как из числа клириков Великой ц., так и из мирян и монахов; назначение осуществлялось патриархом по общим правилам, принятым при назначении на церковные должности. Д. мог получить сан священника, если желал этого и отвечал требованиям, предъявляемым к кандидатам на рукоположение. Д. подчинялись К-польскому патриарху и его Синоду и получали от гос-ва жалованье деньгами и продовольствием (3 номисмы и 50 модиев пшеницы в год). Становясь священником, Д. получал прибавку к жалованью (до 4 номисм). Во время торжественных патриарших выходов Д. занимали место рядом с патриаршими чиновниками. Помимо религ. обучения мирян и монахов Д. могли произносить проповеди, надзирать за школьным образованием в столице и выполнять иные поручения патриарха. Число Д. не ограничивалось, однако есть свидетельства, что фактически Д. было 12 ( Anselmus Havelbergensis. Dialogi//PL. 188. Col. 1141ab, 1162cd). Феодор IV Вальсамон отмечает, что со смертью патриарха прекращались полномочия Д., поскольку считалось, что право церковного учения принадлежит патриарху и осуществляется Д. от его имени ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. Τ. 2. Σ. 348). С XI в. известны также 3 Д., занимавшиеся толкованием Свящ. Писания, а именно: Д. Псалтири (διδσκαλος το ψαλτηρου), Д. Апостола (διδσκαλος το ποστλου) и Д. Евангелия (διδσκαλος το εαϒϒελου), причем Д. Евангелия мог называться просто Д. или вселенским Д. (см.: Darrouz è s. ΟΘΘΙΚΙΑ. P. 71). Эти Д. всегда имели сан диаконов и занимали достаточно высокое место в списках патриарших чиновников. Согласно Псевдо-Кодину, Д. Евангелия, Апостола и Псалтири занимали соответственно 2, 3 и 4-е места в 4-й пентаде патриарших чиновников ( Ρλλης, Ποτλς. Σνταϒμα. T. 5. Σ. 532). В более позднем каталоге должностей Великой ц. упоминается только Д. Евангелия, замыкающий 3-ю пентаду (Ibid. Σ. 538). В различных поздневизант. списках церковных должностей, изданных Ж. Даррузесом, Д. также фигурируют в 3-й или 4-й пентаде ( Darrouz è s. ΟΘΘΙΚΙΑ. Append. P. 553-573 passim).

http://pravenc.ru/text/171983.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010