Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЖНЕАРХЫЗСКИЙ АРХИТЕКТУРНО-АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Нижнеархызское городище. Фотография. 2017 г. Нижнеархызское городище. Фотография. 2017 г. христ. городище X-XIV вв., находится на Сев. Кавказе в Карачаево-Черкесской Республике, близ пос. Н. Архыз Зеленчукского р-на, на правом берегу р. Б. Зеленчук. Помимо гражданских построек к нему относятся 3 сохранившихся купольных храма X-XII вв., а также развалины 3 крестообразных и более десятка зальных храмов (включая окрестности комплекса). Возникновение города и храмов совпадает по времени с принятием аланами христианства в нач. Х в.: в февр. 914 г. из К-поля в Аланию отправился первый Аланский архиеп. Петр. Отсутствие укреплений, необычное для региона большое количество храмов, особенно купольных, к тому же крупнейших в Алании, заставили предположить, что здесь находился центр Аланской архиепископии (со времени ок. 950 г.- митрополии) К-польского Патриархата. Древнее название города неизвестно. П. Г. Бутков ошибочно прочел в бумагах майора Потёмкина копию надписи на стене Северного храма, увидев там наименование «места, в коем сооружена церковь»,- Аспе; на самом деле там читается γιος (святой). С другой стороны, в работе: Darrouz è s. J. Notitiae episcopatuum Ecclesiae Constantinopolitanae (P., 1881), начиная с Notitia 12, т. е. со 2-го упоминания Алании в списках епархий, и далее до конца митрополия называется « Αλανα», в то время как ее предстоятель имеет титул «Αλανεας». Поэтому можно предположить, что для названия города - центра Аланской митрополии было избрано наименование епархии, а орфографическая разница в их названиях подчеркивает различие между Аланией как епархией и как кафедральным городом; в «Худуд аль-алам» (982/3) при описании Алании, в местности, расположенной между Кашаком (аланскими владениями на Черном м.) и Дарьялом, упоминается г. Хайлан. С XII в. здесь фиксируется начало процесса дезурбанизации. В XIV в. город был полностью разорен войсками Тамерлана .

http://pravenc.ru/text/2565218.html

еп. Дорофей, к-рый в 381 г. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. В IV-V вв. Н., избежавшая разорений в период кризиса, оставалась крупным и процветающим городом. В 363 и 368 гг. город сильно пострадал от землетрясений, но это не сказалось существенно на его экономическом положении. В марте 364 г. в Н. был провозглашен императором Валент (364-378). В кон. 365 и нач. 366 г. Н. краткое время находилась под контролем узурпатора Прокопия, к-рый останавливался здесь, безуспешно пытаясь собрать силы для борьбы с Валентом. В сер. 60-х гг. IV в. пров. Вифиния, центром которой ранее была Никомидия, была разделена; Н. стала митрополией Вифинии Второй. В связи с этим в ходе формирования церковной иерархии в кон. IV - 1-й пол. V в. Н. получила статус митрополии в составе диоцеза Понт и вошла в состав иерархии К-польской Церкви. В иерархии митрополий Н. занимала 8-е место после Никомидии. В ранневизант. эпоху ей подчинялись епархии Апамея-на-Меандре, Модрина (Мелины), Линоя и Гордосервы. В VII в. Апамея стала архиепископией и была выведена из подчинения Н. В сер. IX в. список епархий в митрополии Н. был расширен: появились кафедры Нумерики, Тайон и Максимианы ( Darrouz è s. Notitiae. P. 44-45, 248-261). Большие средства в развитие Н. вложил имп. Юстиниан I. При нем в сер. VI в. были реконструированы городской акведук (частично сохр. до наших дней), термы, мост на дороге из Н. в Никомидию, старый дворец (место заседаний I Вселенского Собора), неск. храмов и мон-рей (историк Прокопий Кесарийский , описавший эти работы, к сожалению, не привел их названий; Procop. De aedif. V 3). Сведения о епископах Н. в V-VIII вв. связаны в основном лишь с их участием в различных Соборах того времени. В 451 г. во Вселенском IV Соборе в Халкидоне участвовали представители еп. Анастасия пресвитеры Евсевий и Константин. В 60-х гг. V в. среди епископов, подписавших декрет патриарха Геннадия I К-польского, был еп. Петр Никейский. Еп. Анастасий из Н. присутствовал на Соборах в К-поле в 518, 520 и 536 гг. Еп. Стефан участвовал во Вселенском V Соборе в 553 г. На рубеже VI и VII вв. кафедру занимал еп. Феофил, к-рому посвятил похвальную речь пресв. Григорий Кесарийский (ActaSS. Ian. Т. 2. P. 78). Еп. Фотий участвовал во Вселенском VI Соборе в 680 г., еп. Георгий - в Пято-Шестом Трулльском Соборе 690-691 гг., еп. Ипатий - во Вселенском VII Соборе 787 г. Вселенский Собор, осудивший иконоборчество , был проведен в Н. по решению августы св. Ирины , к-рая, перенеся соборные заседания из столицы, стремилась избежать влияния сторонников иконоборчества на участников Собора. Заседания проходили в кафедральной базилике Св. Софии в Н.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 639-656; Pauly, Wissowa. T. 17. Col. 226-243; DACL. Vol. 12. Col. 1179-1183; Janin R. Nicée: Etude historique et topographique//EO. 1925. Vol. 24. N 140. P. 482-490; idem. Grands centres. P. 105-125; Schmim T. Die Koimesis-Kirche von Nikaia. B.; Lpz., 1927; Schneider A. M. Die romischen und byzantinischen Denkmaler von Iznik-Nikaea. B., 1943; Παπαδπουλος Ι. Ο εν Νικαα τς Βιθυνας νας το γου Τρφωνος//ΕΕΒΣ. 1952. Τ. 22. Σ. 110-113; ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 466-469; Laurent V. Le corpus des sceaux de l " empire byzantin. P., 1963. Т. 5(1). P. 282-285; 1972. Т. 5(3). P. 71-73; Trapp E. Die Metropoliten von Nikaia und Nikomedia in der Palaiologenzeit//OCP. 1969. Vol. 35. P. 183-192; Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor and the Process of Islamization from the XI through the XV Cent. Berkeley, 1971; Darrouz è s. Notitiae; Robert L. La titulature de Nicée et de Nicomedie//HarvSCPh. 1977. Vol. 81. P. 1-39; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 108-112; ODB. Vol. 2. P. 1463-1465; Foss C., Tulchin J. Nicaea: Byzantine Capital and it " s Praices. Brookline, 1996; Иванов C. А. В поисках Константинополя: Путев. по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 694-711. И. Н. Попов Рубрики: Ключевые слова: ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви МЕЛИТИНА [Мелитена], ныне Малатья (Юго-Вост. Турция); древний и средневек. город в М. Азии, на границе Каппадокии и Армении, древняя митрополия Константинопольской Православной Церкви АМАСТРИДА город (совр. Турция) на Юж. бер. Черного моря, визант. митрополия, ныне митрополия Вселенского Патриархата ВЛАХЕРНЫ район сев.-зап. части К-поля и его пригородов на юж. берегу бухты Золотой Рог; одно из мест особого почитания Пресв. Богородицы

http://pravenc.ru/text/2565344.html

В 1373 г. Д. была взята турками. В период османского господства Драмский митрополит был вынужден перенести кафедру в Алистрати (до 1821). В кон. XV в. Драмская митрополия занимала 60-е место среди 72 епархий К-польского Патриархата, в 1715 и 1855 гг.- 29-е, в 1900 г.- 25-е из 79. В 1498 г. К-польским патриархом был избран митрополит Д. Иоаким I. В 1619 г. в состав Драмской митрополии вошла Филиппийская митрополия, в 1663 г.- Зихнийская, в 1674 г.- Неврокопская. В 1882 г. Зихнийская митрополия была выделена из Драмской, а Филиппийская и Неврокопская остались в ее составе. В 1902-1912 гг. митрополию возглавлял национальный герой мч. Хризостом (Калафатис; впосл. митрополит Смирнский), сделавший много для духовного просвещения паствы. В окт. 1912 г. Д. была освобождена от турок болг. армией, в июле 1913 г. в город вошли греч. войска. С мая 1916 по сент. 1918 г. Д. снова была занята болгарами. Окончательно перешла к грекам в 1918 г. В нач. 20-х гг. ном Д. вместо покинувшего его значительного числа болг. и тур. жителей был заселен беженцами из М. Азии. Во время второй мировой войны Д. была оккупирована германо-болг. войсками (апр. 1941 - март 1945). В это время осуществлялись попытки насильственной болгаризации, проводились массовые репрессии. Из памятников визант. периода в Д. сохранились церкви Св. Софии IX-X вв. (фрески в алтарной части) и св. Таксиархов (Чиноначальников) сер. XIV в. (однонефная базилика, фрагменты фресок). На месте совр. кафедрального собора в честь Введения во храм Пресв. Богородицы находился раннехрист. храм. Под ц. мц. Параскевы существовали раннехрист. катакомбы. В наст. время в Драмской митрополии насчитывается 103 приходских и 4 монастырских храма, 3 действующих мон-ря: муж. Неа-Сумела в честь Преображения Господня, женские Пресв. Богородицы Икосифиниссы и Вознесения Господня, основанный старцем Георгием (Карслидисом) . Лит.: Janin R. Drama//DHGE. Vol. 14. Col. 784-786; Αναστασου Ι. Ε. ρμας, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 220-222; Darrouz è s. Notitiae. P. 489; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 437-438; πτυχα. 2007. Σ. 454-458; http://www.imdramas.gr (электр. ресурс).

http://pravenc.ru/text/180401.html

В 1307 г. Марония была разграблена каталон. наемниками. В 1315 г. Маронийская епархия в связи с мятежами и нестроениями была передана в управление Халкидонскому митрополиту Феодулу (в 1325-1327 он еще исполнял эти обязанности). В течение всего столетия фракийское побережье подвергалось нападениям пиратов, апогеем стала кампания 1332 г. эмира Умура. Это заставило жителей Маронии переселиться на новое место, дальше от побережья. В сер. XIV в. пришел в упадок и Мосинополь. В 1347 г. Синод К-польской Православной Церкви принял решение вернуть Мосинополь из подчинения Ксанфийского митрополита Траянопольскому. Согласно 17-й нотиции, «после кончины нашего царя господина Андроника Палеолога (имп. Андроника III - Авт.), во время смуты» ( Darrouz è s. Notitiae. N 17. Р. 402) Маронийская и ряд др. архиепископий получили статус митрополий (в 1341 г.? - Soustal. 1991. S. 350). По мнению Т. Грицопулоса, это произошло в 1365 г. ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 805), и тогда новой митрополии были отданы в подчинение вакантные епископии Полистила и Фасоса (Тасоса), а также район Неврокопа. Но после разорения Маронии турками в 1371 г. архиерей был вынужден перенести резиденцию в Месемврию в 13 км к востоку (после 1372). Существовавший в визант. эпоху небольшой укрепленный пункт Кумуцина (Κουμουτζην), Комотины (Κομοτηνα), или Комотина (Κομοτην), в поздний палеологовский период развился в городской центр, а в османский период стал одним из важнейших городов Фракии под именем Гюмюрджина (с 1920 - Комотини). Сразу с момента завоевания этой территории (ок. 1361 или 1372) османским полководцем Эвренос-беем началось его заселение малоазийскими турками. Приток тур. переселенцев и исламизация местного слав. населения (помаки) впосл. коренным образом изменили этническую и религ. картину региона. По мнению Грицопулоса, вскоре после османского завоевания Маронийская митрополия утратила свое положение и существовала просто как экзархия. Только в 1646 г. К-польский патриарх Иоанникий II восстановил прежний статус митрополии и передал ей под управление о-ва Тасос и Самотраки ( Γριτσπουλος. 1966. Σ. 805).

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Крепостная стена Кастории времени имп. Юстиниана Крепостная стена Кастории времени имп. Юстиниана В 3-й нотиции епархий К-польского Патриархата (нач. VIII в.) говорится о подчиненной Фессалоникийской митрополии Кастрской епископии (Κστρων), к-рую исследователи предположительно отождествляют с Касторийской ( Darrouz è s. Notitiae. N 3. Р. 236). В 780 г. имп. Ирина сослала в Касторию сторонников своего сына Константина VI ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 24). Ядро визант. города - территория в пределах крепости. На месте совр. мечети Куршум-джами размещалась большая раннехрист. базилика, к которой вела улица от Больших ворот. Древнейшие храмы относятся к IX-XI вв. и находятся в квартале Иконому, совпадающем с территорией крепости (ц. Панагии Кумбелидики - единственный в Кастории триконх; небольшие однонефные храмы вмч. Димитрия Солунского, св. Таксиарха (т. е. арх. Михаила) у Гимназии, Пресв. Богородицы у Гимназии), и в соседнем квартале Елеусы (3-нефная базилика первомч. Стефана, очевидно, бывш. соборный храм; однонефный храм вмч. Георгия Победоносца «тис Политиас»). Трехнефная базилика св. Таксиархов (т. е. Чиноначальников архангелов Михаила и Гавриила) у Митрополии, также относящаяся к IX-X вв., расположена довольно далеко от древнего ядра города. Скорее всего она была кладбищенской церковью, о чем свидетельствуют более поздние изображения усопших касторийцев на ее стенах. Регулярное упоминание Кастории в источниках начинается с описаний болгаро-визант. войн кон. Х в. В Х в. Касторию (болг. Костур) дважды завоевывали болгары - при царе Петре (927-948) и при царе Самуиле (997-1014). В 1018 г. Кастория была возвращена в состав Византийской империи имп. Василием II Болгаробойцей. К нач. XI в., вероятно, относится строительство одной из самых известных визант. церквей города - 3-нефной базилики св. Бессребреников в квартале Вмч. Пантелеимона. В хрисовуле Василия II, касающемся автокефальной Охридской архиепископии (1020), Кастория стояла на 1-м месте из 31 епископии, подчиненной Охриду, и поэтому именовалась «первопрестольной».

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАВКАСИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ (XIV в.), на Сев. Кавказе, в составе К-польского Патриархата, упоминается в неск. актах Свящ. Синода К-польской Церкви, а также в нек-рых др. визант. источниках XIV в. Предстоятель К. м. присутствовал в К-поле на заседаниях Свящ. Синода в авг. 1317 г. и неск. позднее (в соборном акте он указан перед митрополитом Литовским) ( Hunger. Register. T. 1. S. 334, 342). Вероятно, им был архиеп. Савва, к-рый поминается в «Сугдейском синаксаре» 2 апр. 1318 г. ( Νυσταζοπο λου. 1965. P. 131. 140). Время и обстоятельства создания К. м. неясны. Попытка исследователя В. А. Кузнецова отнести дату ее основания к кон. XIII в. безосновательна ( Кузнецов. 2002). Во-первых, приводимая им информация о том, что на Свящ. Синоде в К-поле при имп. Андронике II Палеологе (1282-1328) якобы присутствовал епископ К. м. Василий, основана на недоразумении в прочтении текста «Истории Иерусалимских патриархов» Досифея Нотары. В действительности на Влахернском Соборе в К-поле в 1285 г. присутствовали митрополиты Зихии Василий и Алании и Сотириуполя Никита ( Laurent. 1927. P. 147-148). Во-вторых, в 17-19-й нотициях К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. P. 400, 407, 413) К. м. перечисляется вслед за Литовской митрополией . Создание последней датируется в рукописях 17-й нотиции 1282 либо 1300 г., и при этом указывается, что она основана при имп. Андронике II Палеологе и патриархе Иоанне Глике (1315-1319). Т. о., дата явно неверная; в настоящее время учреждение Литовской митрополии датируют 1315-1317 гг. (ПЭ. Т.: РПЦ. С. 51). Присутствие предстоятелей Литвы и К. м. в составе Свящ. Синода 1317 г. дает возможность предположить, что около этого времени К. м. и была образована патриархом Иоанном Гликой из прежней Аланской митрополии, подобно тому как Литовская - из Киевской митрополии. В дальнейшем К. м. упоминается в деле Аланского митр. Симеона, который до июля 1356 г. совершил незаконное рукоположение в К. м., за что и был низложен патриархом Каллистом I ( Hunger. Register. T. 3. S. 212-229; Hinterberger. 1999; Kresten. 2002). Однако в 1364 г. права Симеона, в т. ч. на «места около Алании, Кавкасии и Ахохии», были подтверждены патриархом Филофеем Коккином (о деле Симеона см.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 477-478. N 221). Т. о., патриарх Филофей рассматривал действия Симеона как законные, что может свидетельствовать о том, что к началу его Патриаршества (1353) К. м. вновь вошла в состав Аланской митрополии. Произойти это могло еще при патриархе Исидоре I Вухире (1347-1350), к-рый упразднил такие решения своего предшественника патриарха Иоанна XIV Калеки , как раздел Киевской митрополии и отделение Сотириуполя от Аланской митрополии.

http://pravenc.ru/text/1319758.html

Особо почитаемые святые и святыни: на Карпатосе - вмч. Мина, прп. Иоанн Карпафийский, икона Божией Матери Врисиани в Месохори; на Касосе под именем прп. Кассиании чтится поэтесса и невеста имп. Феофила Кассия (Икассия). Епископы Карпафские: Васс (упом. в 347), Филон (383-400), Зотик (упом. в 518-520), Мина (упом. в 533). Архиепископы Карпафские: Иоанн (упом. в 680-681), Лев (упом. в 783-787), Филипп (упом. в 879-880), Иоанн (упом. в 1170), Иоанникий (1562-1576), Макарий (1576-1583), Иоасаф Авурис (1583-1590), Феодул (1590-1601), Иерофей (1601-1622), вдовство кафедры (1622-1636), Дамаскин (Агапитос) (1636-1643), Афанасий (1643-1665), Леонтий (1665-1674), Макарий (1674-1679), Неофит (Гриманис) (1680-1723), Никифор (1736-1744), Парфений (1744-1755), Макарий (1755-1760), Паисий (1760-1764), Даниил Синаит (1764-1780), Парфений (1780-1821), Неофит (1822-1832), Мефодий (Сапундзакис) (1832-1864), Никифор Критянин (1865-1869). Митрополиты Карпафские и Касосские: Игнатий (1869-1875), Герасим (Пигас) (1875-1885), Нил (Смирниотопулос) (1886-1889), Софроний (Аргиропулос) (1889-1897), Агафангел (Архитас) (1897-1908), Евгений (Масторакис) (1908-1912), Герман (Монодиадис) (1912-1940), Апостол (Папаиоанну) (1950-1975), Георгий (Орфанидис) (1975-1980), Нектарий (Хадзимихалис) (1980-1983), Амвросий (Лавриот) (с 1983 - по наст. время). Ист.: Le Quien. OC. Т. 1. Col. 947-948; Darrouz è s. Notitiae. N 1-5, 7-8, 11-12, 14-16, 18, 21; Р. 206, 218, 232, 250, 266, 273, 294, 345, 352, 377, 385, 389, 408, 420. Лит.: Βολδης Θ. Π. 14 πατριαρχικ γγραφα τς Αρχιεπισκοπς Καρπθου κα Κσου (τν τν 1762-1792) ερισκμενα ν τ Μον το Σιν//ΕΕΒΣ. 1937. Τ. 13. Σ. 211-223; Janin R. Carpathos//DHGE. 1949. Vol. 11. P. 1111-1112; Γριτσπουλος Τ. Α. Καρπθου κα Κσου, Μητρπολις//ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 366-369; Μουτσπουλος Ν. Κρπαθος: Σημεισεις στορικς τοπογραφας κα ρχαιολογας. Θεσσαλονκη, 1978; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 207-208; Kiminas D. The Ecumenical Patriarchate: A History of Its Metropolitanates with Annotated Hierarch Catalogs. S. l., 2009. P. 111. (Orthodox Christianity; Vol. 1); Δπτυχα. 2013. Σ. 990-992.

http://pravenc.ru/text/1681137.html

На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451), на к-ром присутствовал еп. К. Диоген, участник «разбойничьего» Эфесского Собора (449), Кизическая митрополия была помещена на 5-е место среди епархий К-польского Патриархата. В 1855 г. она была перемещена на 4-е место. Митрополит Кизический носил титул «ипертим и экзарх всего Геллеспонта». Кизической митрополии было подчинено 12 епископий: Герма, Пиманин, Ока, Варис (Сасаварис), Адрианофиры, Лампсак, Авидос, Дардан, Илион (Троя), Троада, Пионии, Мелитополь (иногда в качестве 13-й епископии назывались Адрания, Скамандр или Скипсис) ( Darrouz è s. Notitiae. P. 207, 220, 234, 253, 267, 276, 290, 297, 312, 355. N 1-4, 6-10, 13). Некоторые Кизические митрополиты упоминаются в источниках с титулом архиепископа (напр., Иоанн во 2-й четв. VII в. и Амфилохий в 3-й четв. IX в.). В 539 г. половина города была разрушена землетрясением. В 610 г. в ц. Пресв. Богородицы в Артаке (предместье К., ныне Эрдек) Кизический митр. Стефан короновал Ираклия еще до взятия им К-поля ( Theoph. Chron. P. 299). В мон-ре вмч. Георгия в К. с 615 г. ( Thunberg L. Man and the Cosmos: The Vision of St. Maximos the Confessor. N. Y., 1985. P. 18) или немного позже до 626 г. подвизался прп. Максим Исповедник . К архиепископу Кизическому обращены его «Амбигвы к Иоанну» (628-630). С созданием в VII в. фем К. вошел в фему Опсикий. В 671-678 гг., во время осады К-поля, К. был захвачен арабами. В 691 г. (в нек-рых источниках - в 688) имп. Юстиниан II поселил в окрестностях К. беженцев-киприотов во главе с архиеп. Иоанном I ( Theoph. Chron. P. 365). Кафедра Кипрского архиепископа находилась в Нов. Юстиниане (или Артаке). Пято-Шестой (Трулльский) Собор в К-поле (691-692) на короткий период подчинил митрополита Кизического Кипрскому архиепископу: «...и епископ града Кизического да подчиняется предстоятелю реченного Юстинианополя, по примеру всех прочих епископов, подвластных вышереченному боголюбезнейшему предстоятелю Иоанну; от которого, когда потребно будет, и самого Кизика града епископ да поставляется» ( Mansi. T. 11. Col. 961-962).

http://pravenc.ru/text/1684583.html

Льва VI Мудрого (886-912), Навпактская епископия была возведена в ранг митрополии. В 7-й Нотиции (перечне епархий) К-польского Патриархата (нач. X в.) она стоит на 35-м месте и ей подчинено 8 епархий зап. части материковой Греции ( Darrouz è s. Notitiae. P. 284). В дальнейшем в средневизант. период влияние митрополии росло и ей были подчинены еще несколько епархий (Ibid. P. 327, 363; Soustal, Koder. 1981. S. 84). О церковной жизни митрополии в X-XII вв. сохранились только отрывочные сведения. Историк Иоанн Скилица (XI в.) рассказывает, что имп. Константин VIII (1025-1028) в наказание за убийство стратига фемы Элладик Георгия ослепил не названного по имени архиепископа Навпактского, хотя тот был невиновен ( Scyl. Hist. P. 372; PMBZ, N 32006). Известна печать 1-й пол. X в. митрополита Навпактского Евстратия ( Laurent V. Corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1963. N 679; PMBZ, N 21892). Предстоятель Навпактской церкви Василий принимал участие в заседании К-польского Собора, состоявшемся 12 мая 1157 г., на к-ром осудили учение Сотириха Пантевгена (PG. 140. P. 180). Митр. Лев Семн участвовал в соборном заседании 5 мая 1172 г. ( Laurent V. Corpus des sceaux de l " Empire byzantin. P., 1963. N 680; RegPatr, N 1125). Вопрос о том, стал ли к концу жизни митрополитом Навпакта поэт и историк Константин Манасси , остается открытым. Большинство исследователей его творчества (О. Лампсидис, П. Магдалино) считают маловероятным отождествление поэта с дядей Иоанна Апокавка , носившим такое же имя и занимавшим Навпактскую кафедру в 80-х гг. XII в. После лат. завоевания в 1204 г. Навпакт стал центром культурной и церковной жизни Эпирского деспотата. В 10-20-х гг. XIII в. Иоанн Апокавк в церковной сфере, а деспот Феодор - в военно-политической боролись за автономию от Никейской империи и К-польского Патриархата в изгнании. Иоанн Апокавк резко осуждал попытки сближения Никеи с лат. Церковью и в споре с патриархами Мануилом I Сарантином (1217-1222) и Германом II (1223-1240) отстаивал право самостоятельно совершать епископские хиротонии во всем Эпире.

http://pravenc.ru/text/2564582.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010