общества и культуры VIII - 1-й пол. IX в. М., 1961; Festugi è re A.-J. Les moines d " Orient. P., 1961-1965. 4 vol. in 7; Camelot P. Th. Éphèse et Chalcédoine. P., 1962; Every G. The Byzantine Patriarchate, 451-1204. L., 19622; Hajjar J. Le Synode Permanent (synodos endèmousa) dans l " Église byzantine des origines au XIe siècle. R., 1962; Jenkins R. J. H. Three Documents Concerning the «Tetragamy»//DOP. 1962. Vol. 16. P. 230-241; Zernov N. Il cristianesimo orientale. Mil., 1962; Oikonomides N. La dernière volonté de Léon VI au sujet de la tétragamie//BZ. 1963. Bd. 56. S. 46-52; idem. Les listes préséance byzantines des IXe et Xe. P., 1972; Ortiz de Urbina I. Nicée et Constantinople. P., 1963; Guilland R. Recherches sur l " administration byzantine. P., 1964. 2 t.; Jones A. H. M. The Later Roman Empire, 284-602: A Social, Economic and Administrative Survey. Oxf., 1964. 3 vol.; Ritter A. M. Das Konzil von Konstantinopel und sein Symbol: Studien zur Geschichte und Theologie des II. Ökumenischen Konzils. Gött., 1965; The Cambridge Medieval History. Camb., 1966-1967. Vol. 4: The Byzantine Empire. 2 vol.; Wolter H., Holstein H. Lyon I et Lyon II. P., 1966; Chadwick H. The Early Church. Baltimore, 1967, 1973r; Stiernon D. Constantinople IV. P., 1967; Tiftixoglu V. Gruppenbildungen innerhalb der Konstantinopolitanischen Klerus wahrend der Komnenenzeit//BZ. 1969/1970. Bd. 62. S. 25-72; Weiss G. Joannes Kantakuzenos - Aristokrat, Staatsmann, Kaiser und Münch in der Gesellschaftsentwicklung von Byzanz im 14. Jh. Wiesbaden, 1969; Darrouz è s J. ΟΘΘΙΚΙΑ. 1970; idem. Le registre synodal du Patriarcat byzantin au XIVe siècle: Étude paléographique et diplomatique. P., 1971; idem. Notitiae. 1981; idem. Le Patriarche Méthode contre les Iconoclastes et les Stoudites//REB. 1987. Vol. 45. P. 15-57; Karlin-Hayter P. Le synode а Constantinople de 886 à 912 et le rôle de Nicolas le Mystique dans l " affaire de la tétragamie//JÖB. 1970. Bd. 19. S. 59-101; Каждан А. П. Византийский монастырь XI-XII вв.

http://pravenc.ru/text/2057124.html

нарастают к кон. XIII в. из-за анархии в султанате и притеснений христиан: К-польский патриарх Григорий II (1283-1289) жаловался на бедность митрополита И. (Ibid. N 1533). В 1327 г. патриарх Исаия передал в ведение митрополита Кесарии Каппадокийской, экзарха всей Анатолии, митрополии Евхаиты, Севастии, И., Мокисса и архиеп-ство Назианз. Это означает, что кафедра И., как и остальные из перечисленных, длительное время вдовствовала (Ibid. N 2133; Hunger. Register. 96. S. 542-545). Аналогичное распоряжение было издано патриархом Филофеем Коккином в 1365 г. (RegPatr, N 2487). Однако митрополит Кесарии оставался в К-поле. Избранный в 1370 г. новый митрополит И. Маркелл также предпочел своей обнищавшей кафедре пост игумена в одном из мон-рей в К-поле, за что и был смещен в 1380 г. (RegPatr, N 2594, 2595, 2602, 2604, 2696, 2706). Невозможность для митрополитов И. или их местоблюстителей осуществлять свои пастырские обязанности привела к тому, что между 1368 и 1370 гг. в И. совершал незаконные рукоположения Павел Палеолог Тагарис, экзарх Антиохийского патриарха, позднее выдававший себя за патриарха Иерусалимского. В 1370 г. в И. из К-поля отправили митрополитов Афанасия Кесарийского и Иоанникия Мокисского (Ibid. N 2598), чтобы отменить рукоположения Тагариса. Поставленный в 1382 г. новый митрополит И. предпочел уехать в Атталию (Ibid. N 2745, 2749, 2767, 2784). Последним известным митрополитом И. визант. эпохи был Феодосий (1392-1393; Ibid. N 2908, 2909, 2921, 2928). С кон. XIII в. до 1369 г. статус кафедры И. среди митрополий К-польского Патриархата был понижен до 29-го места ( Darrouz è s. Notitiae. P. 395, 406). Однако митрополия выжила и в числе немногих малоазийских епархий вошла с повышением до 16-го места в списки митрополий К-польского Патриархата периода тур. владычества (Ibid. P. 419). По данным османских кадастров, в 20-30-х гг. XVI в. в И. было лишь 22 двора христиан, что составило 2% от общего числа дворов - Barkan Ö . L. Éssai sur les données statistiques des registres de recensement dans l " Empire Ottoman aux XVe et XVIe siècles//JESHO.

http://pravenc.ru/text/389044.html

Последний регион - Саленто. Со времени своего основания калабрийская митрополия Санта-Северина подчинялась престолу Галлиполи, к-рый еще долгое время оставался греч. и после норманнского завоевания. Перед падением визант. господства к ним присоединился Палеокастрон (Кастро) ( Darrouz è s. Notitiae. N 10). С др. стороны, Лечче была греч. епархией и не исключено, что 2 еп-ства ниже Саленто - Удженто и Алессано (Левка) - были основаны незадолго до падения визант. власти в регионе. Отранто оставалось вне этой системы: оно было автокефальным с 968 г., и местный митрополит ставил новых епископов на границе Апулии и Лукании (Гравина, Матера, Ачеренца, Трикарико, Турси). Напротив, в 1-й пол. XI в. известно неск. епископов-греков, с одной стороны в Таранто, с др.- в принципате Салерно. Они исчезают к сер. XI в. Послание К-польского Патриарха Фотия Калабрийскому архиеп. Льву (Vat. gr. 456. Fol. 294, X - XII вв.) Послание К-польского Патриарха Фотия Калабрийскому архиеп. Льву (Vat. gr. 456. Fol. 294, X - XII вв.) На основании подписей в актах церковных Соборов известны нек-рые имена греч. епископов Калабрии и Саленто. Так, митр. Ипатий из Отранто присутствовал в 1054 г. на Соборе в К-поле, когда Патриарх Михаил I Кируларий анафематствовал легатов папы Льва IX , и, возможно, в 1066 г. в синоде Патриарха Иоанна VIII Ксифилина ; еп. Стефан из Реджо посещал К-поль в 1032 и 1039 гг.; митрополиты Василий и Иоанн из Санта-Северины подписывали документы в X и XI вв., так же как и митрополит Отранто. Единственный епископ, житие к-рого дошло до нас,- Лука, родом из юж. Калабрии, занимал кафедру в Капо-Риццуто в кон. XI в. Он проповедовал в своей епархии и на Сицилии, полемизировал с латинянами по вопросам церковной дисциплины. В то же время Лука из Бовы прославился как автор гомилий. Частноправовые акты дают нек-рые сведения о составе кафедрального клира, гл. обр. в Калабрии. Кроме протодиакона и протоиерея (протопапаса) в Санта-Северине известен доместик кафедрального собора, в Оппидо имелись примикирий, кимилиарх или скевофилак, канстрисий, кувуклисий, священник иеромнемон; в Реджо - примикирий, диакон-хартофилакс, лаосинакт. В этой митрополии получает владения «Великая Церковь»; кроме того, диаконат сообща пользуется нек-рыми владениями. Подобная организация во многом повторяет структуру патриаршего ведомства К-поля.

http://pravenc.ru/text/372678.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМИАН († после 1154, Киев?), еп. Юрьевский (Каневский) (см. Юрьевская на реке Рось епархия ). Сведения о Д. сохранились в Галицко-Волынском своде кон. XIII в. в составе Ипатьевской летописи и Московском летописном своде кон. XV в. Очевидно, архиерей был поставлен ранее 1145 г.: в этом году Киевский митр. Михаил уехал в К-поль и рус. епископы, в т. ч. Д., дали ему «рукописание», что не станут без митрополита «в Святей Софьи служити». В 1147 г., выполняя приказ вел. кн. Изяслава (Пантелеимона) Мстиславича , вместе с др. 6 южнорус. епископами Д. приехал в Киев для участия в Соборе, целью к-рого было поставление на Киевскую митрополию зарубского схимника и книжника Климента Смолятича , состоявшееся 27 июня. Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) Посольство киевлян во главе с еп. Дамианом к кн. Изяславу Давидовичу. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 199 об.) В 1154 г., после того как в битве под г. Белая Вежа войска правившего в Киеве смоленского св. блгв. кн. Ростислава (Михаила) Мстиславича потерпели поражение от войск черниговского кн. Изяслава Давидовича и кн. Глеба Юрьевича, в союзе с к-рыми выступили половцы, киевляне, опасаясь захвата города половцами, послали Д., находившегося в то время в Киеве, звать на княжение Изяслава Давидовича. Благодаря посредничеству Д., к-рого летописец уже титулует Каневским, передача власти в Киеве прошла мирно. По мнению Я. Н. Щапова , миссия Д. в 1154 г. говорит «об особой, не только епархиальной, но и киевской, компетенции главы пограничной с Полем кафедры» ( Щапов. С. 46). Изменение титула Д. между 1147 и 1154 гг. свидетельствует о переносе епархиального центра в этот период с верховьев Роси в ее низовье, в Канев, что может быть связано с усилением опасности со стороны степи в эти годы. В визант. перечне рус. епархий 60-х гг. XII в. центром епископии назван Канев ( Darrouz è s. Notitiae. P. 367. Note 768).

http://pravenc.ru/text/168776.html

в К-поль на Собор, а кто имел звание лишь титулярного епископа и постоянно жил в К-поле. Если предполагать, что большинство епископов все же исполняли свои обязанности на местах, то значит, что к кон. VII в. правосл. Церковь еще сохраняла в основном свою иерархию в К. Но в VIII-IX вв. о Православии в К. не известно ничего, кроме одного упоминания митр. Иоанна Помпейопольского. Не позднее нач. X в. Исаврия, бывшая еще под властью мусульман, была включена в нотиции К-польского Патриархата как митрополия, находящаяся в юрисдикции К-поля ( Darrouz è s. Notitiae. P. 72, 283, 337, 362). Второе византийское правление (сер. X - сер. XII в.) Возвращение имп. Цимисхия после победы в военной кампании. Фрагмент визант. гобелена. 1064/65 г. (Епархиальный музей, Бамберг) Возвращение имп. Цимисхия после победы в военной кампании. Фрагмент визант. гобелена. 1064/65 г. (Епархиальный музей, Бамберг) К кон. 50-х гг. X в. византийцы, наступая на юг с Армянского нагорья, отвоевали ряд областей Сев. Месопотамии. Их вторжения в Равнинную К. в это время стали еще более решительными. Мусульм. гос-ва региона, прежде всего эмират Алеппо (Халеб) во главе с Сайфом ад-Даулой, обладали лишь ограниченными силами для сдерживания византийцев. В 959 г. стратиг Лев Фока захватил и разграбил Иринуполь, после чего начал осаду Аназарва. Несмотря на упорное сопротивление и спешный ремонт стен, в 962 г. Аназарв был взят войсками Никифора Фоки (император в 963-969), после чего византийцы овладели еще неск. десятками мелких крепостей К. В 963-964 гг. Иоанн Цимисхий (император в 969-976) захватил Адану, Мопсуестию и ряд др. городов К. В 965 г. сдался Тарс, после чего вся область надолго перешла под контроль Византии. В 969 г. византийцы взяли Антиохию и до кон. 70-х гг. X в. продолжали активное наступление в Сирии, Палестине и Месопотамии. Византийцы распространили на К. свою систему военных округов - фем, к-рая уже не соответствовала прежнему делению провинций и церковных митрополий. По византийским печатям X-XI вв.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Набеги арабов и землетрясение ок. 670 г. причинили Г. большие разрушения. В эту эпоху кафедру занимал гимнограф свт. Андрей Критский. В 824 г. Г. была завоевана и разрушена арабами, столицей острова стал Рабд-эль-Хандак (средневизант. Хандакс, венецианская Кандия, совр. Ираклио), основанный ок. 824-827 гг. Крит был возвращен в состав Византийской империи в 960-961 гг. имп. Никифором II Фокой. Архиепископская кафедра была перенесена в Хандакс, но предстоятель Критской Церкви продолжал носить титул «архиепископ Гортинский». В кон. Х в. Критская архиепископия занимает 10-е место (перед Коринфской, Сицилийской и Фессалоникийской архиепископиями) в списке митрополий К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. P. 216). С 1204 г. остров находился под властью венецианцев. Избрание правосл. митрополита было запрещено. Неск. раз К-польскими патриархами предпринимались попытки назначить архиереев на Критскую кафедру (напр., критян по происхождению Никифора Мосхопула († 1322) и Анфима, митр. Афинского († 1371)), однако они оставались титулярными архиереями. В это время резиденция лат. архиепископа находилась в Кандии. После османского завоевания Крита, в 1647 г., было разрешено избрание правосл. митрополитов, к-рые с 1700 г. носили титул «архиепископ Крита и всей Европы». До 1900 г. Г. по-прежнему входила в митрополичий округ, только в 1725 г. Гортинская епархия была временно отделена от архиепископии Крита и на ее кафедру был поставлен еп. Григорий. При реорганизации епархий в соответствии с «Уставным законом Критской Церкви» (1900) Гортинская епархия была включена в состав Аркадийской епископии. В 1961 г. она была переименована в Гортинскую и Аркадийскую епископию, а в 1962 г. возведена в ранг Гортинской и Аркадийской митрополии . Памятники Сохранились руины храма Аполлона (VII, IV вв. до Р. Х., II в. по Р. Х.), святилища Исиды, Сераписа и Анубиса (I-II вв. по Р. Х.), одеон (I в. по Р. Х.), преторий, где находилась резиденция проконсула Крита (II в. по Р. Х., перестроен в 381-383 гг. по Р. Х.) и др.

http://pravenc.ru/text/166273.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОСИНОПОЛЬ [Максимианополь; греч. Μοσινοπολις, Μαξιμιανοπολις; близ совр. г. Комотини, Греция], позднеантичный и средневек. город в Зап. Фракии (подобласть Родопи). В позднерим. период близ М. находился населенный пункт, упоминаемый в Певтингеровой карте (Tabula Peutingeriana) под названием «Порсулис» (Porsulis). Город был основан в нач. IV в. и до VIII в. носил название «Максимианополь», полученное в честь имп. Максимиана Галерия (293-311). Для того чтобы отличить город от одноименных населенных пунктов, в источниках его часто именовали также Максимианополем Родопским (Μαξιμιανοπολις Ροδπης). О распространении в Максимианополе христианства свидетельствуют сохранившиеся раннехрист. гробницы. В V в. в городе появилась епископская кафедра. Известны имена епископов Максимианопольских, которые участвовали в III, IV и V Вселенских Соборах: соответственно Еннепий (ACO. T. 1. Vol. 1(2). P. 5; T. 1. Vol. 1(7). P. 86; ДВС. Т. 1. С. 337), Серин (ACO. T. 2. Vol. 1(1). P. 60; ДВС. Т. 3. С. 61) и Евстафий (ACO. T. 4. Vol. 1. P. 5, 226; ДВС. Т. 5. С. 13, 218). В правление имп. Юстиниана I (527-565) укрепления Максимианополя были обновлены, что обусловило его важность как военного центра. После заселения Фракии славянами (кон. VI в.) сведения о городе на некоторое время исчезают из источников. В VII в. Максимианополь, как и находившийся рядом г. Марония (в 3 км от совр. Маронии), стал центром автокефальной архиепископии, подчиненной непосредственно патриарху К-польскому. Упоминание об этом статусе Родопской епархии содержится уже в самом раннем перечне патриархатов и подчиненных им епископских кафедр (CPG, N 3787; Darrouz è s. Notitiae. N 1. P. 205). Составление данного перечня приписывается свт. Епифанию Кипрскому († 403), хотя, по всей видимости, он относится ко времени имп. Ираклия (610-641). Родопская автокефальная архиепископия имеется и в других, более поздних, перечнях епископских кафедр Константинопольской Православной Церкви (Ibid. N 2. Р. 217; N 3. P. 232; N 4. P. 250; N 5. P. 265). Тем не менее в нач. X в. епископ М. стал суффраганом митрополита Траянопольского (Ibid. N 7. Р. 285).

http://pravenc.ru/text/2564184.html

Кипрский архиеп. свт. Георгий I или Георгий Монах (эти лица отождествляются нек-рыми исследователями) был анафематствован вместе со свт. Германом I , патриархом К-польским, на иконоборческом Иерийском Соборе (754). Анафема была снята в 787 г. на VII Вселенском Соборе. С Кипра, а именно из Констанции происходил К-польский патриарх Павел IV (780-784), который, оставив кафедру и приняв схиму в мон-ре Флора, побуждал имп. Ирину к созыву VII Вселенского Собора ( Niceph. Const. Apol.//PG. 100. Col. 837; Theoph. Chron. Р. 453; Leo Gramm. Chron. P. 191; The Synodicon vetus/Ed. J. J. Duffy, J. Parker. Wash., 1979. P. 126. (CHFB; 15)). Председательствовавший на Соборе свт. Тарасий , патриарх К-польский, также был киприотом. Статус и взаимоотношения с Константинопольским Патриархатом Присутствовавший на VII Вселенском Соборе Кипрский архиеп. Константин II был сторонником иконопочитания и принимал активное участие в обсуждениях. Из его рассказа мы узнаем об отдельных случаях проявления иконоборчества на Кипре. Он упоминает о киприоте-землепашце, к-рый выколол глаз у иконы Божией Матери в одной из церквей Констанции, и о жителе Кития, проткнувшем гвоздем лоб изображения ап. Петра на стене храма. Обоих, по словам архиепископа, немедленно постигла Божия кара ( Mansi. T. 13. Col. 77-80). Любопытно, что Константин II ставил подпись на соборных документах не среди предстоятелей автокефальных Церквей, а среди старейших митрополитов К-польского Патриархата: после Агапия Кесарийского и Иоанна Эфесского, но перед Леонтием Ираклийским (Ibid. T. 12. Col. 994, 1087, 1147; Т. 13. Col. 133, 365, 380). Ранее Кипрский архиеп. Иоанн I подписывал акты Пято-Шестого (Трулльского) Собора (691-692) после патриархов (Ibid. T. 11. Col. 989), а представитель Кипрского архиеп. Епифания II на Вселенском VI Соборе (680/1) - дважды, после патриархов и их представителей (Ibid. T. 11. Col. 639, 688) и в одном случае - после них и Филалифа Кесарийского, экзарха диоцеза Понт (Ibid. T. 11. Col. 669). КПЦ занимает позицию 3-й митрополии К-польского Патриархата и в т. н. «Тактиконе» имп. Льва III Исавра (717-741), сохранившемся в рукописи Paris. gr. 1555A (XIV в.) ( Darrouz è s. Notitiae. N 3. Р. 230). Но в наст. время признано (Л. Дюшен, В. Лоран, Х. Г. Бек, Ж. Дарузес), что эта нотиция не относится к VIII в., а представляет собой компиляцию IX в. и не имеет исторической ценности: ее составитель привел перечень епархий до Пергийской митрополии в точном соответствии со списком подписей участников VII Вселенского Собора, к-рый он использовал в числе основных источников (Ibid. P. 22, 31-32).

http://pravenc.ru/text/1840111.html

Кроме целительной купальни, к-рая, согласно Житию прп. Феодора Сикеота, скорее всего перестала существовать к кон. VI в., в Г. были и др. святыни. Свт. Григорий Турский (VI в.) сообщает, что в ц. св. Архангелов хранилась туника Христа. В Житии Феодора Сикеота говорится о наличии у еп. Гермийского Емилиана мощей вмч. Георгия , к-рые, возможно, также находились в ц. св. Архангелов. Из актов Вселенского VII Собора известно о существовании в Г. мон-ря св. Сергия. В XIX в. европ. учеными было составлено первое описание руин ц. св. Архангелов в Г. Из совр. исследователей истории Г. посвятил неск. статей С. Манго, побывавший там в 1981 г. Он отметил, что храм во имя арх. Михаила носит следы по крайней мере 2, а возможно и 3, реконструкций, а его самая древняя часть вполне может быть датирована V в. Он также обратил внимание на то, что церковь расположена неподалеку от оврага, где когда-то действительно протекала вода, к-рая, видимо, затем была отведена. Манго предположил, что именно там могла располагаться целительная купальня, о к-рой рассказывает Пантолеон. Храм во имя арх. Михаила представлял собой 5-нефную базилику (26 ´ 40 м) с множеством скульптурных украшений. Его точная форма вряд ли может быть установлена без археологических раскопок. C большой вероятностью можно сказать, что первая реконструкция храма была произведена при Юстиниане I (527-565), поскольку на одной из капителей есть монограмма его и имп. Феодоры. Манго считает ц. св. Архангелов одним из самых больших из всех известных визант. храмов в М. Азии. Ист.: ACO. T. 4. Pars 1. Nr. 95 et passim; Mansi. Vol. 11. P. 992C; Vol. 12. P. 994D, 1095B; Vol. 13. P. 140E, 153D, 189A, 368A, 384E; Vol. 17. P. 373D; Greg. Turon. De gloria martyrum//MGH. Script. Rer. Germ. T. 1. S. 493. [Георгий, игум. ] Житие прп. Феодора, архим. Сикеонского/Пер., вступ. ст., коммент.: Д. Е. Афиногенов. М., 2005 (passim). Лит.: Crowfoot J. W. Notes upon Late Anatolian Art//Annual of the British School at Athens. L., 1897/1898. Vol. 4. P. 79-94; Wealkens M. Germa, Germokoloneia et Germia//Byz. 1979. Vol. 49. P. 447-464; Darrouz è s. Notitiae. N 1. 48. Cf. 2. 51, 3. 66, 4. 49, ets.; Stiernon D. Germia//DHGE. Vol. 20. Col. 975-981; Belke K. , Restle M. Galatien und Lykaonien//TIB. 1984. Bd. 4. S. 166-168; Mango C. St. Michael and Attis//ΧΑΕ. 1984-1986. Τ. 12. Σ. 45-53; idem. The Pilgrimage Centre of St. Michael at Germia//JÖB. 1986. Bd. 36. S. 117-132; idem. Germia: A Postscrypt//JÖB. 1991. Bd. 41. S. 297-300; Fedalto. Hierarchia. P. 63; Афиногенова О. Н. Город Гермии и храм Св. Архангелов//Житие прп. Феодора. М., 2005. Прил. 1. С. 161-166.

http://pravenc.ru/text/164835.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСАНФИЙСКАЯ И ПЕРИФЕОРИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Ξνθης κα Περιθεωρου], епархия Элладской Православной Церкви, расположена на территории нома Ксанти (Зап. Фракия); кафедра находится в Ксанти; кафедральный собор освящен во имя св. Иоанна Предтечи, который почитается небесным покровителем этого города. История К. и П. м. Ряд исследователей предполагают, что упоминаемый в источниках в I-VII вв. г. Топейр впосл. получил название Ксанфия (ныне Ксанти). Первый епископ Топейра упоминается в 431 г. В средневизант. период наиболее значительным населенным пунктом на территории К. и П. м. была крепость Перифеорий (τ Περιθεριον), к-рая находилась в сев.-зап. части оз. Вистонида. Авторы XIV в. и вслед за ними отдельные совр. исследователи отождествляют Перифеорий с Анастасиополем, однако эта идентификация неверна, т. к. в нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата одновременно упоминаются Анастасиопольская и Перифеорийская епископии ( Darrouz è s. Notitiae. P. 285. N 7). Перифеорийская епископия, подчиненная Филиппийской митрополии, и Ксанфийская епископия, подчиненная Траянопольской митрополии, появляются в источниках в кон. IX в. Их епископы Иаков и Георгий участвовали в К-польском Соборе 879 г. ( Mansi. T. 17/18. P. 376). Затем Перифеорийская епископия также стала суффраганом Траянопольской митрополии. В нотициях эта епископия иногда называется Датской, Феодорийской и Феорийской. В XI в. Ксанфия представляла собой скорее аграрное, чем городское, поселение (именуется χωρον в Типиконе Бачковского мон-ря), и только после разорения болг. царем Калояном в 1206 г. Перифеория и Мосинополя она начала быстро развиваться. В 1230-1241 гг. этот регион входил в состав Второго Болгарского царства. В 1264 г. Михаил VIII Палеолог решил перезимовать в Ксанфии со своим войском. Ксанфийская епископия при имп. Андронике II Палеологе (до 1316) была возведена в ранг архиепископии, а в 1341-1344 гг.- митрополии. Перифеорий играл важную роль в гражданских войнах сер. XIV в. и был укреплен имп. Андроником III. Перифеорийская епископия стала митрополией вскоре после 1341 г. В 1345 г. болг. правитель Момчил сделал Ксанфию своей резиденцией, в 1347 г. Иоанн VI Кантакузин передал ее своему сыну Матфею. В 1350 г. Перифеорийскую кафедру занимал бывш. проигумен Ватопеда Феофан, автор Жития прп. Максима Кавсокаливита. В 1369 г. Ксанфией, Перифеорием и Полистилом завладел серб. деспот Иоанн Углеша, в 1373 г. (или немного позже) эти места были завоеваны турками. В Ксанфии, которая получила тур. название Искее, преимущественно проживали греки, к северу от нее преобладало славянское население, среди к-рого получило распространение богомильство ; впосл. его приверженцы приняли ислам. Турки поселились в основанном ими к юго-востоку от Ксанфии г. Енидже-и-Карасу (ныне Енисея).

http://pravenc.ru/text/2462101.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010