Уникальные сведения о святынях и храмах И. Ф. содержатся в Житиях прп. Парфения, еп. Лампсакского (IV в.), и прп. Елисаветы, чудотворицы (V в.), происходившей из дер. Фракокрина (Авидины) близ И. Ф. (см. подробнее в разделе «Христианские памятники»). Из Жития прп. Елисаветы явствует, что из мощей мц. Гликерии в И. Ф. осталась только ее честная глава ( Halkin. 1973. P. 253-254; с VIII в. появляются известия о местонахождении тела этой святой на о-ве Лемнос). В 475 г. в И. Ф. имп. Василиск (475-476) начал восстание против имп. Зинона. В 515 г. имп. Анастасий I собирался созвать в И. Ф. Собор с участием папы Римского свт. Гормизда , к-рый соглашался прибыть на Собор при условии признания императором решений Халкидонского Собора и возвращения из ссылки правосл. епископов. Однако позднее Анастасий отказался от намерения проводить Собор. В 518 г., после смерти Анастасия, был созван Собор в К-поле под председательством митр. Феофила Ираклийского, на к-ром был отменен «Энотикон» и анафематствован Севир Антиохийский. В VI в. растущее давление различных племен варваров на Балканы привело к постепенному упадку городской жизни в И. Ф. и к падению ее значения как церковной кафедры. Историк Прокопий Кесарийский отмечал, что во времена имп. Юстиниана I (527-565) И. Ф. стала «почти необитаемой». «То же самое сделало время и с находящимся там дворцом, бывшим в высшей степени замечательным». Император соорудил новый водопровод и отстроил город ( Procop. De aedificiis. IV 9. 14-16). В 591 г. в И. Ф. прибыл имп. Маврикий, по приказу к-рого был восстановлен храм с гробницей мц. Гликерии, разрушенный в предшествующие годы во время нападения аваров. В 610 г. гробницу святой посетил имп. Ираклий. В нотициях (списках епархий) К-польского Патриархата Ираклийская митрополия устойчиво занимает 3-е место после Кесарии Каппадокийской и Эфеса. Исключение представляют Тактикон имп. Льва III Исавра, в к-ром Ираклийская митрополия занимает 4-е место, уступив Кипрской архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae.

http://pravenc.ru/text/673873.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЗИЯ [греч. Βιζη] (совр. Визе, Турция), г. во Фракии, к северо-востоку от Аркадиополя (совр. Люлебургаз). Известна с античности, входила в состав рим. пров. Европа. C III в. по Р. Х. В. играла важную роль как крепость. В 922 г. была разрушена болг. царем Симеоном (893-927). Вновь была обнесена крепостными стенами и в XIII в. стала военно-стратегическим пунктом Никейской империи. Впервые попала под власть турок в кон. XIV в.; окончательно завоевана в 1453 г. Епископия В., подчиненная митрополии Ираклии Фракийской, в составе К-польского Патриархата, впервые упомянута в 431 г. В VII-VIII вв. возведена в ранг автокефальной архиепископии ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. P. 205), между 1342 и 1348 гг. стала митрополией (Ibid. N 17. P. 402). В 1682 г. объединена с Мидийской епархией. Упразднена в 1922 г. В. известна как место смерти в 304 г. святых Севира , Мемнона и с ними 37 мучеников (пам. 20 авг.). В В. находится гробница Антиохийского Патриарха свт. Евстафия, соратника свт. Афанасия Великого в борьбе с арианской ересью. Во время церковной борьбы при имп. Валенте сюда был сослан К-польский Патриарх Евагрий ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 15), а в 656 г.- богослов и философ прп. Максим Исповедник (PG. 90. Col. 159-160). Здесь, в кафедральном соборе Св. Софии, построенном в кон. VIII - нач. IX в., в 903 г. была похоронена св. Мария Новая (или Мария Младшая; пам. греч. 16 февр.) ( Mango. Р. 9-13). Собор представляет собой базилику с элементами крестово-купольного здания. Однако тур. ученый С. Эйидже ( Eyice. P. 293-297) считает, что св. Мария была похоронена в несохранившейся церкви, на месте к-рой в XIII-XIV вв. был построен совр. собор. Лит.: Λακδης Σ. Θ. Ιστορα τς παρχας Βιζης κα Μηδεας. Κωνσταντινοπολις, 1890; Delehaye H. Saints de Thrace et de Mésie/AnBoll. 1912. Vol. 31; Janin R. Bizya//DHGE. T. 9. Col. 44-46; Ιωαννδης Σ. Ιστορα τς Βιζης νατολικς Θρκης//Εταιρεα Θρακικν Μελετν. 1954. Т. 33; Κατστασις τς παρχας Βιζης π τν Βυζαντινν μοναρχαν 364-1204 Μ. Χ.//Αρχεον το Θρακικο Λαογραφικο κα Γλωσσικο Θησαυρο. 1957. Τ. 22. Σ. 270-280; Mango C. The Byzantine Church at Vize (Bizye) in Thrace and St. Mary Younger//ЗРВИ. 1968. Vol. 11; Γριτσπουλος Τ. Α. Βιζης, Μητρπολις//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 889-890; Eyice S. Monuments byzantins art atiliens inédits ou peu connus//Corsi di Cultura sull " arte Ravennate e Bizantina. Ravenna, 1971. Vol. 18. P. 293-297; Velkov V. Die thrakische Stadt Bizye//Studia in honorem V. Beševliev. Sofia, 1978. P. 174-181.

http://pravenc.ru/text/158436.html

Высокое положение Церкви К. нашло подтверждение на II Вселенском Соборе в К-поле в 381 г. По итогам Собора имп. Феодосий I издал эдикт, в котором перечислялись хранители православной веры на Востоке Римской империи,- к этим наиболее авторитетным епископам следовало обращаться за решениями, если возникали нестроения. Епископы Евладий Кесарийский и свт. Григорий Нисский из К. были названы таковыми для всего диоцеза Понт ( Greg. Nyss. Ep. 1. 31; Sozom. Hist. eccl. VII 9). На IV Вселенском Соборе в Халкидоне (451) присутствовало 14 епископов из бывш. Б. Каппадокии (Кесария, Тиана, Мелитина, Нисса, Василика-Ферма, Кивистра, Колония, Назианз, Парнасс, Арависс, Арка, Ариаратея, Комана, Кукус). В это время весь регион К. окончательно переходит в юрисдикцию К-польского Патриархата, а митрополичья кафедра Кесарии ввиду ее особого значения в церковной истории получает ранг первопрестольной. С нач. V в. резко сужается круг письменных источников, позволяющих реконструировать подробности церковной истории К. С этого времени регион сильно пострадал от нападений исавров, цаннов, гуннов-сабиров (нач. VI в.). В К. прекратилась активная богословская и лит. деятельность, прославившая ее в предшествующий период. Но тем не менее в V-VI вв. продолжилось церковное развитие, о чем можно судить по нек-рым сохранившимся или исследованным археологами храмам этого периода. О состоянии монашества в ранневизантийский период в К. практически ничего не известно. С V в. и на протяжении почти всего позднейшего византийского тысячелетия единственными надежными источниками сведений о положении Церкви К. служат акты церковных Соборов со списками участвовавших в них иерархов, а также нотиции К-польского Патриархата, представляющие собой перечни действующих церковных кафедр разного времени. 1-я нотиция К-польского Патриархата (VII-IX вв., старейший сохранившийся перечень визант. епархий) на 1-е место в числе митрополий, подчиненных К-полю, ставит К. с центром в Кесарии. Армения Первая (Севастия) стоит на 11-м месте; Армения Вторая (Мелитина) - на 13-м; Каппадокия Вторая (Тиана) - на 14-м; Каппадокия Третья (Мокисс) - на 26-м. Митрополии Кесарии подчинялись 5 епархий: Василика-Ферма, Нисса, Камулиана, Кискисс, а также Феодосиополь (ныне Эрзурум, вероятно титулярно). Армения Вторая (Мелитина) состоит из 5 епархий: Арка, Кукус, Арависс, Ариарафия и Команы. В Армении Первой (Севастия) - также 5 епархий: Севастополь, Никополь, Сатала, Колония, Верисса. В Каппадокии Третьей (Мокисс) - 4 епархии: Назианз, Колония, Парнасс и Доара ( Darrouz è s. Notitiae. P. 204-215). Этот перечень воспроизводит структуру церковных епархий К., сохранявшуюся с VI по IX в. (TIB. Bd. 2. S. 114).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАРПЕНИСИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [греч. Ιερ Μητρπολις Καρπενησου], епархия Элладской Православной Церкви на территории нома Эвритания; кафедра в г. Карпениси, с 1842 г. кафедральным собором служит храм Св. Троицы, построенный в 1645 г. прп. Евгением Этолийским (Яннулисом), к-рый основал рядом с ним школу, действовавшую в 1645-1814 гг. Собор неоднократно перестраивался, в т. ч. в 1838 г. В период османского господства кафедральным собором являлась ц. св. Параскевы Панагии. План базилики св. Леонида в с. Клафси со схемой расположения напольных мозаик. Кон. V в. План базилики св. Леонида в с. Клафси со схемой расположения напольных мозаик. Кон. V в. О существовании в раннехрист. период епископии на территории К. м. свидетельствуют раскопки в с. Клафси (в 9 км к югу от Карпениси) базилики кон. V в., посвященной св. Леониду; в надписях ее мозаичных полов упоминается еп. Емилиан. В визант. период на территории К. м. существовала Лицская епископия (Λιτζ, Λιτζς), подчиненная Ларисской митрополии. Предполагают, что эта епископия возникла в IX в. ( Βασιλεου. 1962. Σ. 304), хотя впервые она упоминается в нотиции (списке епархий), составленной в правление имп. Михаила VIII Палеолога (1261-1282) ( Darrouz è s. Notitiae. N 10. Р. 339). В более поздних нотициях эта епархия называется Лицской и Аграфской епископией (Ibid. N 13, 21. Р. 363, 421). Если в XIII в. она занимала 24-е место среди епископий, подчиненных Ларисскому митрополиту, то в поствизант. период - 2-е место (Ibid. N 10, 21. Р. 339, 421). В визант. период кафедра находилась в сел. Эпископи, к-рая вместе с одноименной церковью, освященной в честь Рождества Пресв. Богородицы (Х в.), была затоплена при сооружении в 1965 г. водохранилища Кремаста, фрески X-XIII вв. были сняты и хранятся в Византийском музее в Афинах. До XVI в. кафедра переносилась в Рендину, Змоковон, Аграфу, Клицос (ныне Клисто) и Фурну. С нач. XVI в. местом пребывания епископа становится Карпенисион (ныне Карпениси).

http://pravenc.ru/text/1681139.html

Chon. Hist. P. 215-218). Окончательное решение было компромиссным. М. К. и Синод согласились убрать упоминание об анафеме богу Мухаммада, но вставить анафему Мухаммаду, его учению и всем его последователям (RegImp, N 1534b-d; Darrouz è s. Tomos inedit. 1972). Ист.: Mich. Syr. Chron.; Cinnam. Hist.; Draseke J. Der Dialog des Soterichos Panteugenos//ZWTh. 1886. Bd. 29. S. 224-237; Васильевский В. Г. Василия Охридского, архиепископа (митрополита) Солунскаго, неизданное надгробное слово на смерть Ирины, первой супруги императора Мануила Комнина//ВВ. 1894. Т. 1. Вып. 1. С. 55-132; Павлов А. Синодальный акт Константинопольского патриарха Михаила Анхиала 1171 г.//ВВ. 1895. Т. 2. Вып. 2/3. С. 388-393; Petit L. Documents inedits sur le Concile de 1166 et ses derniers adversaires//ВВ. 1904. Т. 11. Вып. 3/4. С. 465-493; idem. Typikon du monastère de la Kosmosotira près d " Aenos (1152)//ИРАИК. 1908. Т. 13. Вып. 3/4. С. 17-77; Курц Э. Еще два неизвестных произведения Константина Манасси//ВВ. 1905. Т. 12. С. 69-98; Μιχαλ Γλυκς. Ες τς πορας τς Θεας Γραφς κεφλαια/Εκδ. Σ. Ευστρατιδης. Αθνα, 1906. 2 τ.; Darrouz è s J. Documents inédits d " ecclésiologie byzantine. P., 1966; idem. Dossier sur le charisticariat//Polychronion/Hrsg. P. Wirth. Hdlb., 1966. P. 150-165; Idem. Listes synodales et notitiae//REB. 1970. Vol. 28. P. 57-96; idem. Tomos inédit de 1180 contre Mahomet//REB. 1972. Vol. 30. P. 187-197; idem. Un recueil épistolaire du XIIe siècle: Académie romaine Cod. Gr. 508//Ibid. P. 199-229; idem. Décret inédit de Manuel Comnène//Ibid. 1973. Vol. 31. P. 307-317; idem. Notitiae; Mango C. The Conciliar Edict of 1166//DOP. 1963. Vol. 17. P. 317-336; Gouillard. Synodikon; idem. Quatre procès de mystiques à Byzance//REB. 1978. T. 36. P. 5-81; Σκκος Σ. Ν. Η ν Κωνσταντινουπλει Σνοδος το 1170/Χαριστριον ες τν καθηγητν Παναγιτην Κ. Χρστου//Σπουδατριον τς κκλησιαστικς γραμματολογας. Θεσ., 1967. Τ. 6. Σ. 311-353; idem. Ο πατρ μεζων μο στι. Θεσ., 1968: Τ. 2: Εριδες κα σνοδοι κατ τν ιβ ανα; Michel Italikos. Lettres et discours/Éd. P. Gautier. P., 1972; Gautier P. Le typikon du Christ Sauveur Pantokrator//REB. 1974. Vol. 32. P. 1-145; Nicet. Chon. Hist.; Nicephoro Basilace. Gli encomi per l " imperatore et per il patriarcha/Ed. R. Maisano. Napoli, 1977; Troianos Sp. Ein Synodalakt Michaelis III. zum Begnadigungsrecht//FM. 1984. Vol. 6. P. 205-218; Wilhelmi Tyrensis Chronicon/Ed. R. B. C. Huygens. Turnholti, 1986. 2 t.; Lappa-Zizica E. Une éloge anonyme de Manuel Ier Comnène//Texte und Textkritik: Eine Aufsatzsammlung/Hrsg. J. Dummer. B., 1987. S. 303-310.

http://pravenc.ru/text/МАНУИЛ I ...

Архетипические для христ. традиции З. в.- зап. приморские ворота К-поля (греч. Χρυσι Πλαι; лат. Porta Aurea; тур. Altnkap или Yldzlkap). В К-поле в отличие от Рима не было одной триумфальной дороги, древнейшая шла не так близко к берегу, как новый отрезок Виа Эгнатия (с 333). Новая дорога проходила через «Константиновы» З. в., которые единственный раз (причем впервые) названы Porta Aurea в византийских перечнях К-польских кафедр ( Darrouz è s. Notitia. P. 425); позже упоминались редко и под иными именами. Их украшали статуи (в т. ч. имп. Константина и Аттала), рухнувшие при землетрясении 740 г. От ворот вели улицы, украшенные скульптурой, колоннами со статуями, арками и т. п., к-рые перестали воздвигать с нач. VII в., хотя триумфы или близкие к ним церемонии проводились до XII в. Единственное описание старых З. в. относится к нач. XV в.: Мануил Хрисолор пишет о больших полированных мраморных блоках и о циклопической кладке, об очень широком проеме и о венчании в форме стои. Известен схематический рисунок этих ворот как отдельно стоящего тетрапилона. В стене эпохи имп. Константина напротив З. в. имелись и сами городские ворота; их византийское название Εξακιóνιον (6-колонные) напоминает о З. в. дворца имп. Диоклетиана в Сплите, верхний этаж к-рых украшен по наружному фасаду колоннами и нишами. Старые З. в. сохранялись, невзирая на быстрое разрушение древней стены, и пережили землетрясение 1509 г., хотя утратили верх и стали известны как Исакапы («Иисусовы ворота», т. к. в поздневизант. период на них имелась фреска с Распятием; сами ворота служили погребальной часовней). Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв. Золотые ворота Константинополя. V в., IX - X вв. В новых стенах, возведенных в эпоху имп. Феодосия II (ок. 412; M ü ller-Wiener. 1977. S. 297), были созданы З. в. сложного плана. Они отстояли от линии прежних стен примерно на 1,8 км; поскольку новая дорога лежала ближе к берегу моря, оси старых и новых ворот не совпали и прямой связи между ними не было.

http://pravenc.ru/text/199983.html

Базилика в Месемврии. V в. Базилика в Месемврии. V в. Во 2-й пол. IV-V в. в Мёзии, Дардании, Дакии, Фракии и Македонии велась активная церковная жизнь. Отдельные епископы в ряде случаев принимали деятельное участие в общественной жизни своих городов. К кон. VI - нач. VII в. на территории совр. Б. сложилась развитая церковная организация. С перемещением столицы Вост. Иллирика в Фессалонику местный митрополит в качестве папского викария получил в управление епархии этой префектуры. Важнейшее значение имело решение имп. Юстиниана придать архиерейской кафедре г. Юстиниана Первая статус автокефальной архиепископии (535). Под ее юрисдикцию перешла часть епархий Вост. Иллирика, в т. ч. и находившиеся на территории совр. Зап. Б.: Средиземная и Прибрежная Дакии, Вторая Македония. Вост. провинции, входившие в состав Фракийского диоцеза, находились под церковной юрисдикцией К-польского Патриархата ( Darrouz è s. Notitiae. N 1). Митрополиту Филиппополя (Фракийская епархия) подчинялись епископы Диоклетианополя, Севастополя и Диосполя. Митрополит Адрианополя (епархия Гемимонт) имел зависимые епископства в Месемврии, Созополе, Плотинополе, Анастасиополе и Цоиде. Митрополиту Маркианополя (та же епархия) подчинялись 5 епископий (в Доростоле, Трансмариске (совр. Тутракан), Новах, Зекедеспе и Апиарии (в окрестностях с. Ряхово, около г. Русе). Статус автокефальных архиепископий имели кафедры в городах Одесс (Мёзия), Вероя и Никополь (Фракия), Месемврия (Гемимонт). Несмотря на то что в сохранившихся перечнях епархий имеется ряд несоответствий, их сведения дают представление об устройстве Церкви на Балканском п-ове накануне массового переселения славян и предков болгар на Балканы, к-рое привело к существенным изменениям в религ. жизни и церковной структуре VII в. Славянская колонизация Систематический характер походы славян на земли империи приобрели с начала правления Юстиниана I (527-565). С 60-х гг. VI в. слав. племена, попавшие под власть Аварского каганата, участвовали в походах аваров на Балканы. В 550/51 г. славяне после совершения похода в земли Византийской империи впервые остались зимовать в ее пределах. В дальнейшем вслед за крупными военными походами происходило массовое переселение славян на захваченные земли. Местное романизированное и эллинизированное население было вытеснено на побережья Чёрного и Эгейского морей. Над теми землями, где селились славяне, визант. власти утрачивали контроль, и здесь образовывались слав. племенные протогос-ва и союзы племен - «склавинии» (от греч. σκλαβηνο- славяне). К сер. VII в. славяне стали основным демографическим элементом на Балканах; к этому времени относится окончательное оформление здесь значительного числа «склавиний» (в Мёзии, Фракии и Македонии). В Мёзии и Добрудже сложилась «склавиния» Семь родов, принявшая впосл. активное участие в формировании Болгарского гос-ва. Вплоть до Х в. нек-рые «склавинии» сохраняли автономию в рамках империи, а иногда отказывались признавать ее власть.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Ок. 640 г. благодаря почитанию св. Феодора Е. получили статус автокефального архиеп-ства ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. 206). С VII в. город фигурирует под 28 в списке автокефальных архиеп-ств К-польского Патриархата (Ibid. N 1. 206; 4. 250; 5. 266). В нач. IX в. Е. значились в списке уже под 29 (Ibid. N 2. 218). Статус митрополии Е. получили в 80-х гг. IX в., при имп. Льве VI Мудром (Ibid. N 16. 388). В списке митрополий того времени город занимал 51-е место; в подчинении у митрополита Е. находились епископии Газалы, Котзиагры, Сивикт и Вариана (Ibid. N 7. 287). В списке митрополий Нила Доксопатра (XII в.), где Е. значатся под 54, также указывается, что Е. подчинены 4 епископии (Ibid. N 14. 376). Однако во мн. рукописях отмечается, что эти епископии подчинялись митрополии Нов. Патр, а митрополия Е. не имела подчиненных епископий ( Parthey. 1866. S. 127). В дальнейшем Е., как правило, сохраняют 51-е место в иерархии кафедр К-польской Церкви ( Darrouz è s. Notitiae. N 7. 272). Ок. 940 г. Е. упоминаются под 51 в Να Τακτικ Константина Багрянородного в списке из 53 митрополий (Ibid. N 8. 292). При имп. Алексее I Комнине (1081-1118) Е. числилась 51-й митрополией (Ibid. N 12. 349), при имп. Андронике III Палеологе (1328-1341) - 50-й (Ibid. N 19. 413). В нояб. 1318 г. имп. Андроник II Палеолог уравнял в правах с митрополией Е. митрополию Апра, тогда же и Синод одобрил это решение ( Miklosich, M ü ller. T. 1. P. 89-91). В янв. 1327 г. по причине того, что мн. кафедры М. Азии оставались без пастырей, Синод назначил митрополита Кесарии Каппадокийской экзархом всей Анатолии. В числе других митрополий (Икония, Севастии, Мокисса, архиепископии Назианз) в юрисдикцию экзарха попали и Е. На К-польском Соборе 2 февр. 1347 г., низложившем К-польского патриарха Иоанна XIV Калеку, а также на Соборе 1351 г., на к-ром восторжествовало учение св. Григория Паламы и были осуждены Варлаам и Акиндин, вместо митрополита Е. присутствовал Гавриил, митр. Апра. В кон. XV в. Е. исчезают из списка митрополий. В документах XVII в. упоминается, что митрополия Е., имевшая в юрисдикции 4 епископии, теперь не имеет ни одной. В 1-й пол. XVII в. митр. Е. Мелетий отмечал, что его митрополия была вакантной по причине малого числа верующих. В тот период Е. уже не были действующей митрополией, хотя и тогда и позднее туда назначались титулярные митрополиты. В списках митрополий 1645 и 1715 гг. Е. не упоминаются. Архиереи

http://pravenc.ru/text/187898.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАРОНИЙСКАЯ И КОМОТИНИЙСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [Греч. Ιερ Μητρπολις Μαρωνεας κα Κομοτηνς], епархия Элладской Православной Церкви, входит в число митрополий «новых территорий» или «новых земель», временно переданных под ее управление в 1928 г. Константинопольской Православной Церковью , расположена в центральной части Зап. Фракии, кафедра в г. Комотини, кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1800, видимо, построен на месте поствизант. церкви 1548). История Крупнейшими античными городами на территории нынешней М. и. К. м. являлись Маронея (визант. Марония; в 3 км от совр. городка Марония) и Максимианополь (с VIII в.- Мосинополь; в 6-7 км к западу от совр. Комотини). Епископские кафедры в них существовали уже в V в. О расцвете христианской жизни свидетельствуют архитектурные памятники: раннехристианские гробницы в Максимианополе, 2 базилики в Маронее - в крепости (кон. V - нач. VI в.) и рядом с гаванью Айос-Хараламбос (VI в., мозаичный пол, фрагменты фресок эпохи иконоборчества), 3-нефная базилика времен имп. Юстиниана I в местности Синаксис, на фундаменте которой был построен мон-рь, действовавший в IX-XII вв. Епископская церковь в Максимианополе представляет собой центрический храм XI-XIII вв. (эксагон неправильной формы). После расселения славян в этом регионе упоминания о Маронейских (Маронийских) и Максимианопольских епископах надолго исчезают в источниках. Предполагают, что в VII в. Марония и Максимианополь стали автокефальными архиепископиями, подчинявшимися непосредственно К-польскому патриарху ( Darrouz è s. Notitiae. N 1. Р. 205; Soustal. 1991. S. 350, 369). Но с нач. Х в. архиерей Мосинополя находился в подчинении Траянопольского митрополита ( Darrouzè s. Notitiae. N 7. Р. 285). Расположенная недалеко от Мосинополя гора Папикий (ныне Папикио) в визант. период (особенно в XI-XII вв.) была важным монашеским центром. Следствием массового переселения в сер. VIII в. павликиан из Армении во Фракию стало широкое распространение здесь в средневизант. период этого дуалистического еретического движения. Представления ряда исследователей о помаках как о потомках исламизированных павликиан подкрепляют наблюдения филологов о наличии в слав. помакских говорах арм. лексики.

http://pravenc.ru/text/2562388.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОКЛ [греч. Ιεροκλς] (VI в.), автор географического трактата «Синекдим» (Συνκδημος, букв.- «Спутник в странствиях»), описывающего адм. устройство Вост. Римской (Византийской) империи по состоянию на 527/8 г. О личности И. ничего не известно; Константин VII Багрянородный , использовавший трактат И. для своего соч. «О фемах», называет его «грамматиком». Судя по названию, сочинение И. могло быть задумано как географический справочник-путеводитель. В качестве источников И. использовал офиц. регистры провинций сер. V в., а также, возможно, перечни епископских кафедр (нотиции). Трактат И. сохранился более чем в 10 рукописях, древнейшие из к-рых относятся к XII в.; полноценное критическое издание текста до сих пор отсутствует. В тексте, представляющем собой простой список, упомянуто 923 города (в заглавии указано 935), размещенных по 64 провинциям. Для каждой провинции указано общее число городов (не всегда соответствующее наличному перечню), а также титул наместника (августал, проконсул, консуляр, презид (игемон), корректор или дукс). Географический порядок провинций: Балканский п-ов, Паннония, М. Азия, Сирия, Месопотамия, Финикия, Палестина, Аравия, Египет, Ливия; в конце (без номера) упомянуты «7 западных провинций, подчиненных Риму». Близким по типу описанием адм. устройства империи является географический трактат Георгия Кипрского (VII в.), а также т. н. Иконоборческая нотиция К-польского Патриархата (VIII в.; в ркп. Paris. gr. 1555A; Darrouz è s. Notitiae. N 3). Соч.: PG. 113. Col. 141-156; Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum/Ed. G. Parthey. B., 1866. Amst., 1967r. P. 3-51; Hieroclis Synecdemus/Rec. A. Burckhardt. Lpz., 1893; Le Synecdèmos d " Hiéroclès et l " opuscule géographique de Georges de Chypre/Texte, introd., comment. et cartes par E. Honigmann. Brux., 1939. Лит.: Jones A. H. M. The Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 1971 2. P. 514-521; Gregory T. E. Roman Inscriptions from Aidepsos//GRBS. 1979. Vol. 20. P. 273-277. П. В. Кузенков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/293684.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010