Кроме В., к-рое было вызвано общими запретами, законом, были и частные случаи добровольного В., цель к-рого была четко определена. Прор. Самуил , отданный по обету Богу, в период всей своей жизни, но особенно в годы детства и отрочества (1 Цар 1 - 2. 1-11), служивший Господу и постоянно находившийся перед лицом Божиим, даже спавший в храме (1 Цар 3. 3), следил за своим душевным настроением, имел приличествующее ему поведение. Прор. Иеремия по повелению Господа должен был отказаться от брака, ибо народ его был обречен на истребление (Иер 16. 2-4). Ангел Господень сообщает Маною и его жене, что сын их Самсон «от самого чрева до смерти будет назорей Божий» (Суд 13. 7 слл.) и поэтому должен воздерживаться от того, что запрещено назореям. 40-дневный пост выдержали пророки Моисей (Исх 34. 28) и Илия (3 Цар 19. 8). Прор. Даниил и спутники его при дворе Навуходоносора, отказавшись от пищи с царского стола, ели только овощи и пили воду и тем доказали преимущество воздержности в пище, явившись перед царем по прошествии 10 дней красивыми и лицом и телом (Дан 1. 5-15; ср. о вере Даниила: Hieron. In Dan. 1. 12). Елеазар и 7 братьев с их матерью предпочли вкушению запрещенной законом пищи мучительные казни и смерть (2 Макк 6. 18-31 - 7. 1-41). Товия, будучи в плену в Ниневии, не ел пищу язычников, тогда как соплеменники его ели (Тов 1. 10-12). Иудифь, находясь в стане врагов, не прикасалась к их пище. Более того, своим добровольным вдовством и покаянной жизнью (Иф 8. 4 слл.; 16. 22) она заслужила, подобно Деворе (Суд 5. 7), быть матерью своего народа (Иф 16. 4, 11, 17) и своим образом жизни подготовляла общее уважение к вдовству. Покаянный мотив выражается в том, что через пост и В. молитва становится более действенной (Иоиль 2. 12 слл.), это способ смирения (Ис 58. 3 слл.; Иф 4. 8-10; 8. 6). Характерно в этом отношении выражение, употребляемое для обозначения поста («смиряйте души ваши») в ВЗ (Лев 16. 29; 23. 27), к-рое в LXX передается как ταπεινον τν ψυχν, т. e. смирить душу. Здесь, т. о., на первый план выдвигается основное понятие смирения души, очевидно, посредством отвержения похоти. Следов., физическая сторона поста представляется моментом уже второстепенным, нужным только постольку, поскольку В. от пищи способствует приведению душевного настроения человека в такое нравственное состояние ( Зарин. С. 631).

http://pravenc.ru/text/155090.html

Коваленко Игорь Михайлович. Вы можете купить молитвослов с параллельным переводом с церковнославянского на русский и попробовать самостоятельно сравнить,молясь то на одном,то на другом. Душа почувствует разницу и сделает выбор сама. А потом вы сможете осознать аргументы защищающие определенную позицию. Так сказать проникнитесь апологетикой,если это вам будет еще необходимо. Коваленко Игорь Михайлович 11 июня 2013, 20:45 У меня вот такой вопрос: В Библии Ветхого и Нового Завета не сказано,что Церковнославянский язык самый главный.Поскольку это так,какой язык Богослужения обще главный Церковнославянский или Русский? Ведь Библию я читаю на Русском языке и для меня понятен Русский язык. И когда читается Евангелие в Православной Церкви на Церковнославянском языке конечно бывает кое что не понятно. Самое главное, чтоб небыло искожения Слова Божьего. Не в обиду и не в осуждение почему именно Церковнославянский язык самый главный для Богослужения? А не Русский? Объсните мне пожалуйста. Спасибо да благословит вас Господь наш Иисус Христос! Taisija 1 мая 2013, 19:11 Vera v Boga ne osparivaetsja ...v nego nado veritj, a pochemu stoljko diskussij iz-za jazika ? Ego nado prinimatj kakim on nam bil dan Алексей 19 декабря 2012, 20:13 Упаси Боже наших Пастырей от такого шага. Выведи из их среды Искариотов. Не допусти подрубать наши корни губителям. Лично моё мнение таково: Церковнославянский язык это наше сокровище. Ирина 10 ноября 2012, 19:39 Интересно, в чьей голове зародилась эта " замечательная " мысль? Язык,между прочим, называется церковно славянским. А упрощением всего и вся молодежь, особенно ту, которая и по русски-то с трудом, не привлечь. Это ложная мысль. Просто можно объяснить не понимающим людям как что и почему, к тому же если эти люди при таком обилии литературы и всяких толкований не могут немного потрудиться и открыть словарь, то почему все остальные должны страдать от нескольких лодырей? Может я не права, но переход на светский язык - это начало конца. Симеон 29 сентября 2012, 23:31

http://pravoslavie.ru/48636.html

Переход израильтян через Иордан, так же как и переход через Чермное м. во времена исхода, является самым распространенным (согласно с 1 Кор 10. 2) в святоотеческой традиции символом крещения (напр.: Ambros. Mediol. De Myst. 9, 51). Ориген отделяет эти 2 события: переход через Чермное м. он сопоставляет с оглашением катехуменатов, а переход через Иордан соотносит уже непосредственно с крещением ( Orig. In Jesu Nav. 4. 1). Блж. Феодорит Кирский видит в этом переходе указание на крещение Самого Христа в водах Иордана ( Theodoret. Quaest. in Jos. 2). Это христологическое истолкование раскрывается в православном богослужении, в песнях канона на Богоявление: «По разделении Иордана в древности народ израильский проходит по суше, прообразуя Тебя, Всесильного, Который ныне по струям неукоснительно проводишь тварь на неуклонную и лучшую стезю» (На Богоявление, 2-й канон, глас 2, песнь 7 - цит. по: Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии. СПб., 18942. Т. 1. С. 434). 12 камней свидетельства, установленные после перехода через Иордан, начиная с Илария Пиктавийского ( Hilar. Pict. De myster. 2. 6) и блж. Иеронима ( Hieron. Ep. 108. 12. 4) Св. отцами рассматривались в качестве символа 12 апостолов. Рассказ о чудесной остановке солнца служит в трудах отцов полемическим целям, предостерегая от обожествления небесных светил, к-рые являются всего лишь творением Божиим ( Ioan. Chrysost . Ad popul. Antioch. 10. 5; Hipp. In Dan. I 8). Остановка движения небесных светил во время битвы указывает на смерть Спасителя на кресте, когда «удержало солнце лучи свои и в полдень наполнила вселенную тьма» (Мф 27. 45 - Theodoret. Quaest. in Jos. 14). В мистическом толковании древней Церкви сияющее во время битвы солнце указывает на Христа - Солнце правды, к-рое должно сиять в сердце верующего, просвещая его ум и отгоняя тьму грехов ( Maximus Conf. Cap. theol. 2. 31, 33-34). Увеличенный солнечный день в сражении с гаваонитянами таинственно указывает на Господа Иисуса Христа, Который ради спасения людей может увеличить день или сократить его, когда наступит время суда ( Orig. In Jesu Nav. 11. 2-3).

http://pravenc.ru/text/293947.html

18. J. Оррегт, Expedition scietifique en Mesopotamie. Parus 1863. За исключением Puqudu Tayma Kirman Murghab Hyrcania, географические широты и долготы (конечно всегда и неизменно от Гринвича) всех местностей беру из 19. H.Kiepert, Nouvelle Carte Generale des Provinces Asiatiques de l?Empire Ottomane , Berlun 1884, 1:1.500,000. Для общего ориентирования в соприкосновенных исторических вопросах я пользовался сочинениями: 20. Th.Noldeke, Aufsatze zur persischen Geschichte, Leipzig 1887. (Цитую просто Noldeke). 21. C. Wachsmuth, Einleitung in das Studium der alten Geschichte, Leipzig 1895. 22. Е. Konig, Ein Prioritatsstreit betreffs der Chaldaer в Luthardt?s Theologisches Literaturblatt, XI. Jhg. (1890), 185–191. 201–203. 23. Kleine Schriften von Alfred von Gutschmid, Bd. I-V (Leipzig 1889–1894) цитую Gutschmid (далее цифры – том и страница). Ср. под 1. 24. Цитата Schoene означает Eusebi Chronicorum liber prior, edidit А. Schoene, Berolunu 1875 (цифры-страницы). Что, Delitzsch, Dan, Delitzsch, Gr., Delitzsch, Par. означают 9, 12, 16,-конечно ясно и без этого моего заявления. – А что я несколько знаком и с русскими сочинениями по рассматриваемому вопросу, допустит (и без „оказательств“ с моей стороны) благосклонный читатель. 3 Cf. Unger, 267. Кто не согласен с этим выводом, тот-по моему мнению-должен предполагать, что 1, 21 есть собственно дата, отмечающая год написания I-й, а может быть и некоторых других глав книги прор. Даниила; т. е. должен допустить, что эта пророческая книга слагается из отделов, записанных вт. разные годы, и окончательно не была пересмотрена (редижирована) пророком. Я признаю такое толкование не противоречащим букве текста, но и не особенно вероятным : для отметы времени написания пророк по всей вероятности употребил бы выражение аналогичное 7, 1; 8, 1; 9, 1; 10, 1. 5 Весьма важно, что справку первоначально наводили по ложному следу, очевидно исходя из предположения, оказавшегося потом ошибочным, что копия указа должна сохраниться в вавилонском архиве.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   (3) Подобно им, некоторые еретики (иудеи и христиане), хотя и почитают единого Бога, выражают это неточно и грешат против истины. Они изобрели иного Бога и учат о Христе не так, как это открыто в пророчествах. Однако не все их идеи являются ложными, несмотря на то, что в основном они противоречат истине и направлены против нас.    (124,1) Павел обрезал Тимофея для того, чтобы те из верующих иудеев, которые следовали закону и понимали его слишком буквально не отвернулись от веры, считая необрезанного неверным. (Act. 16:3.) Ради общего блага он поступился частностями, сохранив основное и наиболее важное. (2) И Даниил согласился надеть золотую цепь, подаренную ему царем Персии, не желая оскорблять общественное мнение. (Dan. 5:7.29) (3) Действительно лгут (yeu­stai) не те из них, которые искажают смысл замысла спасителя или заблуждаются в отдельных деталях, но те, которые извращают самое основное, отрицают само существование спасителя, искажают учения Господа, извращают смысл писания или преподносят их недостойным Господа и Бога способом.    (4) Завет, данный Богом через Господа и дошедший до нас через апостолов, единственный открывает истинный смысл и учит практике, достойной Бога.    О таинственном смысле писаний    (5) «Сказанное прямо в уши», — то есть, втайне, таинственно, что аллегорически выражено словами «в уши», — «открыто возвестите с возвышения в месте собрания (e)piU tw­n dwmatwn),» (Мф. 10:27.) — то есть, в соответствии с истинным каноном, высотой и возвышенностью предмета. (6) Пророки и сам спаситель ничего не сказали просто и общедоступно, но скрыли в притчах все божественные мистерии. (125,1) Сами апостолы свидетельствуют о Господе: «Обо всем говорил он притчами и ничего не сказал не в притчах.» (Мф. 13:34.) (2) А поскольку «все через него возникло и без него не возникло ничего» (Io. 1:3.), то и пророчество, и закон, возникшие через него, должны быть выражены в притчах.    Церковный канон    «Все верно для тех, кто понимает,» (Притч. 8:9.)- говорит писание, то есть тем, кому он сам объяснил все это и тем, которые усвоили это так, как передано в церковном каноне. (3) Церковным каноном же называется согласие и симфония закона, пророков и Нового Завета, который открыт после прихода спасителя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Когда все означенные должностные лица собрались и стали в определённое время пред статуей; тогда глашатай, обращаясь к ним, как представителям всех народов Вавилонской монархии, состоявших из разных племён и говоривших разными наречиями, обращаясь в то же время и ко всем тем, кои добровольно и, нет сомнения, во множестве пришли на торжество, громко прокричал: «вам говорится, народы, племена (iummaia арам., понятие здесь по своему объёму более тесное, чем понятие: народы и обозначает собой отдельные племена, составляющие один народ, ср. евр. iummah, iummomh, употребл. для обозначения отдельных племён народа измаильского ( Быт.25:1 ) и народа мадиамскаго ( Числ.25:15 , см. Сотт. Keil, wb. proph. Dan. 101) и языки (человеческие общества, говорящие одним языком. Понятие, отличное от понятия: народы и племена, так как не всегда целый народ говорит одним и тем же языком и, наоборот, не всегда все племена, говорящие одним и тем же языком, входят в состав одного и того же народа): во время, когда вы услышите звук трубы (собств. Рога – korna, евр. koren, трубы, сделанной из простого рога и свои сильные звуки распространявшей на далёкое пространство), свирели (maschrokita – простая деревенская, пастушеская дудка, доселе встречающаяся у всех народов почти с одинаковым устройством, евр. huggav), цитры (кифары, арфы, слав. гусли, струнного инструмента, сходного с еврейским киннор и египетскою арфой. Основной остов инструмента был лук, принявший здесь форму треугольника. Инструмент был деревянный, натянутый в длину жилами животных. Число струн было различно, от трёх до двадцати четырёх и даже до сорока семи. На малострунном кинноре играли при помощи смычка, а на многострунном при посредстве только пальцев), самбуки (киннор малых размеров, употребляемый женщинами, четырёхструнный, с острыми звуками, учёными изображаемый в форме „А“ по происхождению своему приписываемый или финикианам, или троглодитам и пр.), псалтири (также струнный инструмент, отличавшийся от киннора тем, что вместо обода служил здесь звучный ящик, по отверстию которого проходили струны двойные, или тройные, по рабби Абрагаму в числе 10, приводимые в движение помощью пальцев или смычка.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Душа, наконец, ожидает за гробом и Судного Дня, наказаний и блаженства. Поэтому-то люди называют иногда уже умерших людей несчастными или стараются так или иначе сохранить свою память в потомстве, что говорит о присутствии в душе какой-то надежды по смерти. Такое свидетельство души просто и естественно и, следовательно, божественно. Оно служит к осуждению язычников за то, что их душа [невольно] проповедовала Бога и [в то же время] не искала Его, гнушалась демонов и покланялась [им], представляла адские муки и не боялась; разумела (значит) имя христианское и преследовала его (6). 4.«Послание к Скапуле» Послание к Скапуле, проконсулу Африки, написано по поводу воздвигнутого им в 212 г. гонения. В этом сочинении Тертуллиан заявляет, что христиане не уклоняются от гонений, ибо это – условие, связанное с их званием, но, боясь не за себя, а за язычников, по любви к врагам своим, желают предупредить их о грозном Суде Божием за преследование христиан. Тертуллиан перечисляет знамения грозного Суда Божия над язычниками за гонения: указывает, как первый гонитель христианства в Африке (проконсул Сатурнин) был наказан слепотой; другой умер, заживо съеденный червями (3). Тертуллиан советует проконсулу Скапуле подражать примерам гуманного отношения к христианам некоторых проконсулов, которые просто отпускали христиан, усматривая какую-либо недобросовестность в начатых против них [судебных] процессах. В заключение Тертуллиан обращает внимание на многочисленность христиан. В частности, в Карфагене их 10% (5). 5.«Против иудеев» К памятникам противоиудейской апологетики относится небольшое сочинение Тертуллиана – «Против иудеев». Относительно подлинности этого сочинения существовали сомнения, главным образом, потому, что вторая его часть представляет собою нескладную компиляцию из 3-ей книги «Против Маркиона». Но сомнения эти теряют под собой почву, если эту вторую половину признать позднейшей добавкой. В пользу же подлинности 1–8 глав говорит не только особенность стиля, но и цитата у Иеронима (Hieron. Comm. in Dan. ad 9, 24//PL. T. 25. Col. 549B).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

По той же самой причине типично еврейскому выражению у Матфея приветствуете только братьев ваших (обычай, с неожиданной суровостью трижды осуж­даемый в Евангелии от Луки: 10:4; 11:43; 20:46) соответствует у Луки делаете добро тем, которые вам делают добро. Выражение от которых надеетесь получить обратно не очень ясно: labe‹n ‘получить’ может означать 1) возвращение основной суммы (капитала); 2) выплату процентов или 3) получение встречной ссуды. Параллель с предыдущими стихами говорит в пользу третьего понимания; в пользу первой говорит ст. 30, но он слишком далеко отстоит от данного стиха. Слова чтобы получить обратно столько же как будто говорят в пользу первого толкования, но это невероятно, ибо заем делается не с тем, чтобы вернуть капитал, но для получения процентов; если бы речь шла просто о подарке, не был бы использован глагол dan…zw ‘давать взаймы’. Очевидно, t¦ ‡sa ‘столько же’ означает не ‘ту же сумму денег’, а ‘подобную же услугу’. Первое толкование могло бы быть приемлемо ввиду того, что закон Моисеев запрещает евреям одалживать деньги в рост своим соплеменникам (Исх 22:25; Лев 25:35–37; Втор 23:20–21), однако в таком случае непонятно использование целевой конструкции (чтобы получить обратно…) . Милосердие Бога одновременно является образцом, которому Его дети должны подражать, и идеалом, с которым им надлежит сопоставлять свое поведение, ср. Пс 102:8; 110:4. Сходные заповеди обнаруживаются в иудейской традиции, например, в Иерусалимском таргуме на Лев 22:28: “Как Отец наш милостив на небесах, так и ты будь милостив на земле” (подобные изречения есть и в Талмуде). Если верующие в Бога становятся Его детьми (ст. 35), они должны быть похожими на своего Отца. У Матфея используется слово ‘совершенный’ (евр. либо которое обозначает цельность и единство в любви, отсутствие внутреннего “двоения” и различения между друзьями и врагами; у Луки проще — o„kt…rmwn ‘милосердный’, что согласуется с crhsmTj ‘благ’ в ст. 35. О неосуждении (6:37–38) Ученики не должны присваивать себе власть судить и осуждать других людей, которая принадлежит одному Богу.

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

et Antichrist. 1; In Dan. IV 5. 6; 15. 1). После того как по всей земле будет проповедано Евангелие, а Римское царство, существовавшее 500 лет, распадется на 10 царств, явится антихрист, к-рый устроит гонения на христиан (In Dan. IV 24). Енох и прор. Илия будут возвещать покаяние в течение 1260 дней и будут убиты им (De Christ. et Antichrist. 43). Антихрист будет внешне во всем подражать Христу, но на самом деле будет обманщиком, делающим все наоборот: вместо царства Божия он установит тиранию и станет царем этого мира; явится под видом агнца, в действительности будучи волком; придет в качестве мессии к иудеям (сам будет происходить из колена Данова); будет посылать лжеапостолов; соберет иудеев из рассеяния в единый народ; сам по виду будет как человек; восстановит каменный храм в Иерусалиме (Ibid. 6, 25). И. Р. дает неск. вариантов толкования имени антихриста, скрытого в Откровении Иоанна Богослова за числом 666, но полагает, что окончательный ответ можно будет дать, только когда антихрист явится (Ibid. 50). На сторону антихриста встанут язычники и иудеи. Его царствование будет продолжаться 1290 дней, а мерзость запустения - 1335 дней (на основании Дан 12. 12) (In Dan. IV 55). Тот, кто устоит в эту последнюю пятидесятницу, получит наследовать Царство со Христом. Второй раз Христос придет как Судия всего мира для наказания грешников (De Christ. et Antichrist. 46; In Dan. IV 18). Тогда мир придет к концу и мерзость запустения будет истреблена огнем (De Christ. et Antichrist. 64). Нечестивые будут сожжены вечным и неугасимым огнем (In Dan. IV 14. 3; 58. 3). Мучение грешников будет вечным (Ibid. IV 12, 56, 60). При этом для каждого человека суд наступает непосредственно после смерти (Ibid. IV 18. 7). Святые пророки, апостолы и мученики также уже царствуют со Христом (De Christ. et Antichrist. 30, 31, 59). Экзегеза И. Р. является первым христ. писателем, оставившим комментарии не к отдельным стихам ВЗ и НЗ, но к целым библейским книгам. И. Р. продолжает экзегетическую традицию мч.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Вообще с Рождества Госпо­да до смерти Коммода протекло 194 года 1 месяц и 13 дней.    (6) Некоторые из историков указывают не только год, но и день рождения Спасите­ля, утверждая, что он родился на 28-м году царствования Августа в 25-й день месяца Пахона. (146, 1) Последователи Василида праздну­ют также и день крещения Христа Иисуса, проводя ночь накануне его за чтением. (2) Они говорят, что крещение Господа последовало на 15-м году царствования Тиберия Цезаря в 15-й день месяца Туби. Иные же утверждают, что это случилось в 11-й день указанного месяца. (3) Некоторые из тех, кто тщательно исследует малейшие подробно­сти страданий нашего Господа, утверждают, что это случилось на 16-м году царствования Тиберия Цезаря, в 25-й день месяца Фаменофа; другие же — в 25-й день месяца Фармуфи; третьи утвержда­ют, что это последовало в 19-й день месяца Фармуфи. Иные из них говорят, что он родился 24-го или 25-го дня месяца Фармуфи.    (5) Добавим к нашей летописи и число дней, минувших, по словам Даниила, от разрушения Иерусалима до его окончательного падения […], и еще 7 лет 7 месяцев, завершающих царствование Веспасиана. Ведь если сложить первые два года этого царствования и 17 месяцев, 8 дней царствований Гальбы, Отона и Вителлия, (6) то полу­чается 3 года и 6 месяцев, составляющих половину той недели, о которой говорит пророк Даниил. (7) А он сказал, что пройдет 2300 дней со времени внесения Нероном «мерзости» в святой город до его разрушения. (8) Именно это показывают приведенные ниже слова: «До­коле продлится видение — отнятая жертва и попущенный грех запустения, и будут попраны сила и святое? И сказал ему: до вечера и утра дней две тысячи триста, и восстановится святое». (Dan. 8:13—14) (9) Эти 2300 дней составляют 6 лет и 4 месяца, поло­вина которых относится к царствованию Нерона и составляет поло­вину недели пророка; другую же половину этой недели занима­ют годы царствования Гальбы, Отона и Вителлия и два года цар­ствования Веспасиана. (10) Вот почему Даниил говорит: «Блажен пре­терпевающий и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней» (Dan. 12:12.), ибо именно до этих дней продолжалась война и потом прекратилась. (147, 1) Это число упоминается и в другом месте той же главы, откуда мы привели предыдущие слова. Вот это место: «И от того времени, как минует ежедневное жертвоприношение и будет опущена мерзость запустения, пройдет тысяча двести девяносто дней. Блажен претерпевающий и достигший тысячи трехсот тридцати пяти дней». (Dan. 12:11—12)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010