В США 27 октября отметили 25-летнюю годовщину Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA) На слушаниях отметили, что 360 миллионов христиан во всем мире «подвергаются жестким преследованиям и дискриминации за веру» ВАШИНГТОН. В США 27 октября отметили 25-летнюю годовщину Закона о международной свободе вероисповедания (IRFA), напомнив, что 360 миллионов христиан во всем мире все еще «подвергаются жестким преследованиям и дискриминации за веру», пишет catholicnewsagency. Конференция католических епископов США (USCCB) на этой неделе отметила 25-ю годовщину принятия Закона о международной свободе вероисповедания (International Religious Freedom Act, IRFA), назвав его «краеугольным» законодательным актом, призванным защитить «главный и нерушимый» принцип свободы вероисповедания. Закон разработали с целью «придания приоритетного значения свободе вероисповедания во внешней политике США». Он был принят 25 октября 1998 года, а затем президент Билл Клинтон подписал его 27 октября. В преамбуле закона говорится, что он «утверждает свободу вероисповедания как приоритет внешней политики Соединенных Штатов, дабы продвигать и отстаивать свободу вероисповедания в странах, нарушающих это основное право человека, и усиливать защиту интересов граждан других стран, преследуемых по религиозным мотивам», напоминает пресс-релиз USCCB за 25 октября. В своем совместном заявлении , архиепископ Нью-Йоркский кардинал Тимоти Долан (Timothy Dolan), глава Комитета по свободе вероисповедания при USCCB, и епископ Рокфордский Дэвид Мэллой (David Malloy), глава Комитета по международной справедливости и миру, отметили, что Католическая церковь «давно признала главенство и нерушимость принципа свободы вероисповедания». «В 1965 году папа Святой Павел VI обнародовал Декларацию Второго Ватиканского собора о свободе вероисповедания Dignitatis Humanae, – напоминают прелаты. – В ней указывается, что это право основано «на неотъемлемом достоинстве человеческой личности», а потому каждый обладает правом на свободу вероисповедания. Далее в декларации говорится, что правительства должны защищать права и свободу вероисповедания всех своих граждан, дабы «никого не принуждали действовать вопреки своим личным убеждениям в надлежащих пределах, будь то в частной или публичной сфере».

http://sedmitza.ru/text/10322313.html

В 1978 г. на Папский престол был избран неитальянец (впервые с 1523), польск. кард. Кароль Войтыла, ставший папой Римским Иоанном Павлом II . Это во многом определило окончательный отход от вмешательства католич. Церкви в политическую жизнь И., которое ранее осуществлялось посредством определенных политических партий, прежде всего ИХДП. Продолжение секуляризации итал. общества и неэффективность ИХДП в отстаивании принципов католического социального учения продемонстрировал референдум 17 мая 1981 г., когда почти 68% голосовавших высказались за сохранение в силе закона о разрешении абортов (принят в мае 1978). В ответ папа Иоанн Павел II выпустил апостольское обращение «Familiaris consortio» от 22 нояб. 1981 г. о задачах христ. семьи в совр. мире, где указал на несовместимость абортов с достоинством и правами человеческой личности. 18 февр. 1984 г. Кракси и госсекретарь Папского престола кард. Агостино Казароли подписали Соглашения об изменении Латеранских соглашений 1929 г. Исходя из принципа религ. свободы, утвержденного декларацией II Ватиканского Собора «Dignitatis humanae», Римско-католическая Церковь в И. отказалась от статуса католицизма как гос. религии, но в Соглашениях был подтвержден суверенитет Римско-католической Церкви, закрепленный в конституции И. Соглашения предоставили право папе Римскому и католич. иерархам назначать епископов и ординариев на кафедры и др. церковные должности без утверждения итал. правительства, отменялась присяга главе гос-ва. Доходы Церкви, не связанные с религ. служением, лишались налогового иммунитета (в первую очередь это касалось финансовой деятельности «банка Ватикана» - Ин-та религиозных дел (Istituto per le Opere di Religione), а также доходов от сдачи в аренду церковных зданий), отменялось гос. финансирование Римско-католической Церкви. Церковь обязалась соблюдать действующее гражданское законодательство о браке в части препятствий к его заключению, а также признавала действительным брак, зарегистрированный гос. властями. Уроки католического катехизиса в гос. школах более не являлись обязательными, но сохранялись как факультативные занятия.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Основными объектами критики Л. в соборных выступлениях и в рамках деятельности «Coetus» были проекты декларации «О религиозной свободе» и пастырской конституции «О Церкви в современном мире». Данные документы рассматривались Л. как противоречившие традиц. социальному учению Римских пап XIX и XX вв. Они содержали новое социальное учение, которое основано на принципах христ. гуманизма и примиряет католич. Церковь с либеральной системой ценностей совр. западноевроп. цивилизации. В замечаниях по схеме «О религиозной свободе», направленных Л. 30 дек. 1964 г. в секретариат Собора, он указывал на осуждение принципа свободы совести папой Пием IX в энциклике «Quanta cura» с приложением «Syllabus errorum» (1864), а также на традиц. католич. позицию о государственно-церковных отношениях, изложенную папой Римским Львом XIII в энциклике «Immortale Dei» (1885), где осуждался принцип светского гос-ва. Л. выражал опасение, что принятие этой схемы в качестве соборного документа приведет к исчезновению гос-в, признающих католицизм гос. религией, католич. школы будут вынуждены принимать на обучение детей, исповедующих иные религии, католикам будет сложно осуществлять миссию из-за догматического и практического релятивизма ( Lefebvre. J " accuse le Concile! 19762. Р. 47). В ходе 3-й сессии Собора «Coetus» удалось организовать среди участников устойчивую оппозицию, выступавшую против проекта декларации, в связи с чем 9 окт. 1964 г. папа Павел VI принял решение создать специальную комиссию для переработки текста проекта; в состав комиссии был включен Л., что вызвало протест со стороны 17 кардиналов-«прогрессистов», к-рые добились от папы исключения Л. из числа членов комиссии. Во время 4-й сессии Собора Л. и др. члены группы продолжали выступать с критикой проекта декларации, побудив папу Павла VI распорядиться внести в преамбулу декларации фразу о сохранении «в неприкосновенности традиционного католического учения о нравственных обязанностях людей и сообществ по отношению к истинной религии и единой Церкви Христовой» (CVatII. DH. 38). Тем не менее при заключительном голосовании 19 нояб. 1965 г. значительное число участников Собора выступило против принятия декларации «Dignitatis humanae» (1954 голоса за, против - 249).

http://pravenc.ru/text/2463617.html

В изданной в период между соборными сессиями энциклике «Ecclesiam suam» от 6 авг. 1964 г. (AAS. 1964. Vol. 56. P. 609-659) П. изложил модель новой пастырской коммуникации, заявив о необходимости диалога Церкви с совр. миром - со всеми христианами, а также с теми, кто исповедуют иудаизм, ислам и др. религии. Однако, если в этой энциклике П., продолжив линию папы Римского Пия XII, изложил традиц. католич. учение, согласно которому единственной истинной Церковью является католич. Церковь, то в принятой 19 нояб. 1964 г. на 3-й сессии Собора догматической конституции «Lumen gentium» содержался отход от признания тождественности этих понятий, утверждалось, что Церковь Христова «пребывает в католической Церкви» (CVatII. LG. 8). 14 сент. 1964 г. папа открыл 3-ю сессию II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «In signo Sanctae Crucis» (AAS. 1964. Vol. 56. P. 805-816). В аллокуции «Post duos menses» (Ibid. P. 1007-1018), произнесенной в день закрытия соборной сессии (21 нояб. 1964), П. утвердил новое офиц. католич. учение о Деве Марии как Матери Церкви (Beatae Virginis gloriam ad nostramque solacium, Mariam Sanctissimam declaramus Matrem Ecclesiae - Ibid. P. 1015). 21 нояб. П. подписал принятые Собором документы: конституцию «Lumen gentium», декрет о Восточных католич. Церквах «Orientalium Ecclesiarum» и декрет об экуменизме «Unitatis redintegratio» . Последнюю, 4-ю сессию II Ватиканского Собора 14 сент. 1965 г. папа открыл аллокуцией «In hoc laetamur» (AAS. 1965. Vol. 57. P. 794-805). На этой сессии были приняты и подписаны П. 11 соборных документов: догматическая конституция о Божественном Откровении «Dei Verbum» (18 нояб.), пастырская конституция «Gaudium et spes» (7 дек.), декрет о пастырском служении епископов в Церкви «Christus Dominus» (28 окт.), декрет о монашестве «Perfectae caritatis» (28 окт.), декрет о духовном образовании и подготовке священства «Optatam totius» (28 окт.), декрет об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» (18 нояб.), декрет о миссионерской деятельности Церкви «Ad gentes divinitus» (7 дек.), декрет о священническом служении «Presbyterorum ordinis » (7 дек.), декларация о христ. воспитании «Gravissimum educationis» (28 окт.), декларация об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям «Nostra aetate» (28 окт.), декларация о религ. свободе «Dignitatis humanae» (7 дек.). 8 дек. 1965 г. П. завершил работу II Ватиканского Собора, выступив с аллокуцией «Ascolterete tra poco» (AAS. 1966. Vol. 58. P. 5-8).

http://pravenc.ru/text/2578533.html

свободе «Dignitatis humanae» и органически соединены с антропологией самой пастырской конституции. «Глубочайшее основание человеческого достоинства состоит в том, что человек призван к общению с Богом» (GS. 19). GS подчеркивает достоинство человека как «образа Божия»; человек «единый телом и душою» собирает в своем составе элементы материального мира, становясь т. о. над всем остальным творением, и он не может пренебрегать своим телом, «сотворенным Богом предназначенным воскреснуть в последний день» (GS. 14; о различии в учениях о всеобщем воскресении см. в статьях Апокатастасис , Воскресение мертвых ). Достоинство человека требует, чтобы он действовал по сознательному и свободному выбору. Конституция напоминает о религ. основаниях свободы (GS. 17). Нравственное сознание человека, совесть, может заблуждаться «вследствие неодолимого неведения», но достоинство все равно является неотъемлемым онтологическим качеством человеческой личности (GS. 16). В то же время осуществление истинной свободы человеком было бы затруднительно, если бы не помогала благодать Божия (о концепции благодати в католич. богословии см. в статьях Благодать , Грех первородный ). Потребность в утверждении собственного достоинства заложена в сердце человека как евангельская закваска (GS. 26), поэтому II Ватиканский Собор настаивает на необходимости уважения человека к человеку - «другому я» - и порицает все, что направлено против самой жизни, против нарушения целостности человека и оскорбления человеческого достоинства (GS. 27). Исходя из сущностного равенства всех людей, обладающих разумной душой, сотворенных по образу Божию и имеющих одинаковое Божественное предназначение, GS признает равенство между всеми людьми и осуждает всякую дискриминацию по половому, национальному, расовому, социальному, языковому или религ. признаку; подчеркивает необходимость социального, образовательного и культурного равенства между мужчинами и женщинами (GS. 29). Неприкосновенность прав человеческой личности распространяется и на различные сферы социальной жизни и, более того, на «справедливую свободу» в религ.

http://pravenc.ru/text/161754.html

Э. П. Б. Социальное учение совр. католичества было раскрыто В. С. в следующих документах: пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes», догматической конституции о Церкви «Lumen Gentium», декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae», декрете об апостольстве мирян «Apostolicam actuositatem» и декрете о средствах массовой коммуникации «Inter mirifica». Накануне Собора и к 70-летию 1-й энциклики, касающейся социальной темы, «Rerum novarum», папа Иоанн XXIII опубликовал послание о новом развитии социального вопроса в свете христ. учения «Mater et Magistra» (15 мая 1961). На соборную концепцию миссии Церкви в совр. мире оказала влияние энциклика папы Павла VI «Ecclesiam suam», в к-рой утверждалось, что наука, техника и в особенности труд являются для Церкви предметами живейшего интереса, говорилось о необходимости диалога с совр. человеком. Собор предпринял попытку определить место проблем общественного развития в спасительной деятельности Церкви. Конституция «Gaudium et spes» определяет место человека в совр. сложном общественно-экономическом и культурном мире, пытается рассмотреть весь комплекс проблем, оказывающих влияние на личность человека в его земном пути. В «Gaudium et spes» речь идет о методах и способах подхода к решению возникших проблем. На фундаменте кратко изложенных основ христ. антропологии (GS. 12-22) Собор строит учение о человеческом сообществе: об общественном характере призвания человека; о взаимозависимости личности и общества; о содействии общему благу; о сущностном равенстве людей и т. п. (GS. 23-32). «Бог сотворил людей не для того, чтобы они жили поодиночке, но ради осуществления социального единства» (GS. 32). Богу угодно было спасать людей не по отдельности, но составить из них народ (LG. 9). Уже с самого начала он избрал людей не только как отдельных лиц, но и как членов общины. «Этот общинный характер совершенствуется и завершается в деле Иисуса Христа» (GS. 32). Христос освятил семейные отношения между людьми (брак в Кане Галилейской), из к-рых возникают общественные связи, Он основал «новое братское общение в Его Теле» - Церковь (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/Ватиканский II ...

11), декларация утверждает, что Церковь следует этому пути и сохраняет учение о религ. свободе, хотя в ее истории и совершались действия, противные евангельскому духу (DH. 12). Признание права на религ. свободу за всеми людьми и религ. общинами тесно связано с требованием признания свободы Церкви - «основополагающего принципа отношений между Церковью и гражданскими властями и всем гражданским строем» (DH. 13). К благу общества относится свобода действий Церкви в той мере, в какой это требуется для спасения людей, поэтому «в человеческом обществе и перед лицом любой публичной власти Церковь отстаивает за собой свободу, будучи духовной властью, установленной Христом Господом» (Ibidem). Эволюция католического учения о религиозной свободе Декларация ознаменовала сближение совр. социального учения католич. Церкви с либеральной системой ценностей, отвергавшейся ею со времени Французской революции 1789-1799 гг. Впервые идея свободы человека в религ. вопросах была затронута папой Пием VI в послании «Quod aliquantulum» к епископам из франц. Национального собрания (1791), в к-ром одновременно осуждались принципы «Гражданской конституции духовенства» - свобода совести и невмешательство власти в религ. сферу (1790). В XIX в. развитие идейных течений в рамках т. н. либерального католицизма, стремившегося совместить христ. учение с общественно-политическими принципами либерализма, постоянно сталкивалось с конфронтацией со стороны Папского престола. В энциклике «Mirari vos» (1832), направленной против учения Ф. Р. де Ламенне , папа Григорий XVI связывал индифферентизм в религ. вопросах со свободой совести. Напрямую идея свободы совести и культов, а также принцип отделения Церкви от гос-ва были осуждены папой Пием IX в энциклике «Quanta cura» и в приложении к ней Syllabus errorum (1864). Отчасти эта позиция была смягчена папой Львом XIII , к-рый положительно отзывался о законодательно утвержденной в США свободе совести, но не одобрял реализацию этой модели государственно-церковных отношений в европ. странах, подтвердив осуждение индифферентизма гос-ва в отношении религии (энциклика «Immortale Dei», 1885) и принципа свободы культов (энциклика «Libertas», 1888). В целом позиция Римско-католической Церкви по вопросу религ. свободы оставалась неизменной до издания папой Иоанном XXIII энциклики «Pacem in terris» (1963), в к-рой впервые на уровне папского учительства говорилось о неотъемлемом праве человека «почитать Бога согласно благому внушению совести», а также признавалась правовая значимость Всеобщей декларации прав человека ООН (1948), провозглашающей в их числе право на свободу совести.

http://pravenc.ru/text/171981.html

После мессы по случаю окончания Собора папа произнес речь о результатах Собора, самым главным из которых он назвал попытку церкви " ясно понять саму себя и современный мир. " Затем было оглашено " Совместное заявление Римско-католической и Православной Константинопольской Церквей, " в котором провозглашалось, что папа Римский Павел VI и патриарх Константинопольский Афинагор ради развития " братских отношений " пожелали устранить " некоторые препятствия " на пути этих отношений - т.е. взаимные анафемы 1054 года - и выразили взаимное сожаление об " оскорбительных словах, необоснованных упреках и достойных осуждения поступках. " После этого заявления кардинал А. Беа зачитал апостолическое послание папы " Ambulate in dilectione " о снятии отлучения с Константинопольского патриарха Михаила I Кирулария . В свою очередь представитель Константинопольского Патриархата, митрополит Илиопольский Мелитон огласил томос патриарха Афинагора о снятии анафемы с кардинала Гумберта и других папских легатов. 8 декабря на площади перед базиликой святого Петра состоялась церемония закрытия Собора, на которой присутствовали около 2 тысяч римо-католических епископов, представители почти 100 государств и примерно 200 тысяч человек. Папа произнес речь, обращенную к людям во всем мире, в которой заявил, что для Римо-католической церкви никто не чужд, не исключен, не далек. По окончании этой речи была оглашена булла об официальном закрытии Собора и объявлено решение папы об учреждении Соборного архива. Для реализации соборных постановлений 3 января 1966 года папа motu proprio " Finis Concilio " создал постсоборные комиссии по епископам и управлению диоцезами , по монашеству , по миссиям , по христианскому образованию, по мирянам и центральную постсоборную комиссию по истолкованию соборных декретов, занимающуюся координацией работы всех постсоборных комиссий. Итоги и последствия Собором были приняты 4 конституции, 9 декретов и 3 декларации: конституция о литургии " Sacrosanctum Concilium, " догматическая конституция о церкви " Lumen gentium, " догматическая конституция о Божественном Откровении " Dei Verbum, " пастырская конституция о церкви в современном мире " Gaudium et spes, " декрет о средствах массовой коммуникации " Inter mirifica, " декрет об униатских (Восточных католических) церквах " Orientalium Ecclesiarum, " декрет об экуменизме " Unitatis redintegratio, " декрет о пастырском служении епископов " Christus Dominus, " декрет об обновлении жизни монашествующих в современных условиях " Prefectae caritatis, " декрет о подготовке к священству " Optatam totius, " декрет об апостольстве мирян " Apostolicam actuositatem, " декрет о миссионерской деятельности церкви " Ad gentes divinitus, " декрет о служении и жизни священников " Presbyterorum ordinis, " декларация о христианском воспитании " Gravissimum educationis, " декларация об отношении церкви к нехристианским религиям " Nostra aetate, " декларация о религиозной свободе " Dignitatis humanae. "

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

Учение о религиозной свободе Касательно отношений Церкви и государства, Собор провозгласил, что Церковь " никоим образом не смешивается с политическим сообществом... В сферах своей деятельности политическое сообщество и Церковь автономны и независимы друг от друга " . Однако, было заявлено что и Церковь, и политическое сообщество служат личному и общественному призванию одних и тех же людей . Собор утвердил право личности на религиозную свободу , основывающееся " на том достоинстве человеческой личности, которое познается и Словом Божиим, данным в Откровении , и самим разумом " ; " право на религиозную свободу коренится... в самой природе " личности . Утверждая свободу человека следовать своей совести , чтобы достичь Бога , Собор в то же время признал за религиозными общинами " право беспрепятственно учить своей вере и исповедовать ее открыто, устно и письменно " . Собор заявлял что забота о религиозной свободе должна осуществляться гражданами, социальными группами, Церковью, прочими религиозными общинами и особенно на гражданскими властями . Право пользования религиозной свободой подчинялось таким нормам как соблюдение прав других лиц, своих обязанностей по отношению к другим лицам; забота о всеобщем благе . По заявлению Собора Священное Писание свидетельствует, что акт веры - доброволен и исключает принуждение . Относительно акта веры Собор подчеркнул необходимость для человека руководствоваться разумом и совестью в поисках истины , тогда как I Ватиканским Собором акцент делался на Откровении истины и полном подчинении разума богооткровенной Истине . Социальное учение Собор уделил немало внимания определению места проблем общественного развития в деятельности Церкви : эти вопросы освещались в пастырской конституции о Церкви в современном мире " Gaudium et spes " , догматической конституции о Церкви " Lumen Gentium " , декларации о религиозной свободе " Dignitatis humanae " , декрете об апостольстве мирян " Apostolicam actuositatem " и декрете о средствах массовой коммуникации " Inter mirifica " . 15 мая 1961 года, накануне Собора и к 70-летию 1-й энциклики, касающейся " социальной " темы - " Rerum novarum " папы Льва XIII - папа Иоанн XXIII опубликовал послание о новом развитии социального вопроса в свете христианского учения " Mater et Magistra " . В соборной концепции миссии Римо-католической церкви в современном мире прослеживается влияние энциклика папы Павла VI " Ecclesiam suam " , в которой утверждалось, что наука, техника и в особенности труд являются для Церкви предметами живейшего интереса, говорилось о необходимости диалога с " современным человеком " .

http://drevo-info.ru/articles/23485.html

658 De praedest. I, i, c.357C: cum omnis piae perfcctaeque doctrinae modus, quo omnium rerum ratio et studiosissime quaeritur, et apertissime invenitur, in ea discipli-na, quae a Graecis philosophia solet vocari, sit constitutus, de ejus divisionibus seu partitionibus quaedam breviter edisserere necessarium duximus. «Sic enim», ut ait sanctus Augustinus, «creditur et docetur, quod est humanae salutis caput, non aliam esse philosophiam, id est sapientiae Studium, et aliam religionem, cum hi, quorum doctrinam non approbamus, nec sacramenta nobiscum communicant». Quid est aliud de philosophia tractare, nisi verae religionis, qua summa et principalis omnium rcrum causa, Deus, et humiliter colitur, et rationabiliter investigatur, regulas exponere? Conficitur inde, veram esse philosophiam veram religionem, conversimque veram re-ligionem esse veram philosophiam. 659 Homil. с. 290C: humana natura. Capax siquidem sapientiae est, non ipsa sapientia, cujus participatione sapiens fieri potest. 660 Comment, in Ev. sec. loan. с. ЗЗЗС: naturaliter rationis fontem appetit, unde siti suae, hoc est, indito sibi verae cognitionis appetitui satisfacere valeat, quod ante incarnationem conditoris, qui est fons vitae, adimplere nequiverat. Bibebat tamen laboriose ex naturali fonte rationis sibi insitae, naturam rerum physico motu vestigans, ipsiusque naturae creatorem et causam. De div. nat. II, 23, с. 577B:…ratio, quae veluti quidam obtutus substantialis in animo intelligitur. Cf. Exposit. super hier cael. с. 146Ä theologia, ilia videlicet virtus, quae naturaliter humanis inest mentibus ad divinas rationes quaerendas, investigandas, contemplandas, amandas. Cf. De praed. I, i, c.357; С.358А: partes philosophiae principales, ad omnem quaestionem solvendam necessariaë διαιρετικ, ριστικ, Αποδεικτικ, αναλυτικ. 661 De div. nat. I, 69, C.513Ä Mag. Non ignoras, ut opinor, majoris dignitatis esse, quod prius est natura, quam quod prius est tempore. Disc. Hoc paene omnibus notum est. Mag. Rationem priorem esse natura, auctoritatem vero tempore didicimus. Quamvis enim natura simul cum tempore creata sit, non tamen ab initio temporis atque naturae coepit esse auctoritas. Ratio vero cum natura ac tempore ex principio rerum orta est. Disc. Et hoc ipsa ratio edocet. Auctoritas siquidem ex vera ratione processit, ratio vero nequaquam ex auctoritate. Omnis enim auctoritas, quae vera ratione non approbatur, infirma videtur esse. Vera autem ratio, quoniam suis virtutibus rata atque immutabilis munitur, nullius auctoritatis astipulatione roborari indiget. Nil enim aliud mihi videtur esse vera auctoritatis, nisi rationis virtute reperta veritas, et a sanctis Patribus ad posteritatis utilitatem literis commendata. Sed forte tibi aliter videtur. Mag. Nullo modo. Ideoque prius ratione utendum est in his, quae nunc instant, ac deinde auctoritate.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010