9. Suscipe exemplum. Substantia est lapis, ferrum; duritia lapidis et ferri natura substantiae est. Duritia communicat, substantia discordat. Mollitia lanae, mollitia plumae: pariant naturalia earum, substantiua non pariant. Sic et, si saeua bestia uel proba uocetur homo, sed non eadem anima: nam et tunc naturae similitudo notatur, cum substantiae dissimilitudo conspicitur. Ipsum enim quod hominem similem bestiae iudicas, confiteris animam non eandem, similem dicendo, non ipsam. 10. Sic et diuina pronuntiatio sapit, pecudibus adaequans hominem natura, non substantia. Ceterum nec deus hominem hoc modo notasset et ipse, si pecudem de substantia nosset. XXXIII. 1. Etiam cum iudicii nomine uindicatur hoc dogma, quod animae humanae pro uita et meritis genera animalium sortiantur, iugulandae quaeque in occisoriis et subigendae quaeque in famulatoriis et fatigandae in operariis et foedandae in immundis, perinde honorandae et diligendae et curandae et appetendae in speciosissimis et probissimis et utilissimis et delicatissimis, et hic dicam: si demutantur, non ipsae dispungentur quae merebuntur. 2. Euacuabitur ratio iudicii, si meritorum deerit sensus. Deerit autem sensus meritorum, si status uerterit animarum. Vertit autem status animarum, si non eaedem perseuerauerint. Aeque si perseuerauerint in iudicium, quod et Mercurius Aegyptius nouit, dicens animam digressam a corpore non refundi in animam uniuersi, sed manere determinatam, uti rationem, inquit, patri reddat eorum quae in corpore gesserit, uolo iudicii utique diuini iustitiam grauitatem maiestatem dignitatem recensere, si non sublimiore fastigio praesidet humana censura, plenior utriusque sententiae honore, poenarum et gratiarum, seuerior in ulciscendo et liberalior in largiendo. 3. Quid putas futuram animam homicidae? Aliquod, credo, pecus lanienae et macello destinatum, ut perinde iuguletur, quia et ipsa iugulauerit, perinde decorietur, quia et ipsa despoliauerit, perinde in pabulum proponatur, quia et ipsa bestiis fecerit eos quos in siluis et auiis trucidauerit.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

Проблему отношения Церкви к исламу и другим нехристианским религиям на доктринальном уровне впервые в истории рассмотрел II Ватиканский Собор (1962–1965). Этому вопросу была посвящена специальная декларация «О взаимоотношениях Церкви с нехристианскими религиями» – «Nostra Aetate» (лат. «B наш век», «В наше время», «Наша эпоха»). Тот или иной его аспект был затронут в ряде других документов: в догматической конституции «О Церкви» («Lumen Gentium»), в пастырской конституции «О Церкви в современном мире» («Gaudium et Spes»), в декретах «Об апостолате мирян» («Apostolicam Actuositatem»), «О пастырском долге епископов» («Cristus Dominus»), «О миссионерской деятельности Церкви» («Ad Gentes»), в декларациях «О религиозной свободе» («Dignitates Humanae») и «О христианском образовании» («Gravissimum Educationes»). Особое внимание Собор уделил исламу. Впервые за четырнадцать веков сосуществования двух религий Церковь официально высказывалась в позитивном плане о мусульманах, признавая их особый религиозный статус. Католическая печать уподобила изменение позиции Римско-Католической Церкви по отношению к исламу «коперниковскому повороту». Это сравнение не покажется преувеличением, если учесть, что еще в конце 1950-х гг. энциклика папы Пия XII «Fidei Donum» (1957) расценивала распространение ислама в Африке как «угрозу для Церкви», а четырехтомная «История католических миссий» рассматривала его растущую активность «как бедствие, сравнимое разве что с коммунизмом» 11 . Идея отдельного документа, который затронул бы проблему взаимоотношений Церкви с нехристианскими религиями, зародилась на II Ватиканском Соборе неожиданно даже для многих его участников. В подготовительный период (1960–1961) о необходимости подобного документа говорили лишь немногие прелаты (в основном из стран Азии и Африки), и ни одна из рабочих комиссий не получила задания по его разработке. Решающие события, которые привлекли внимание Собора к исламу, развернулись в период между второй и третьей сессиями. Во время поездки на Ближний Восток в январе 1964 г. Павел VI в своих выступлениях в Аммане и Иерусалиме обращается «с братским приветствием к мусульманам», а в «Вифлеемском послании» (06.01.1964) подчеркивает особое уважение Церкви к тем, «кто исповедует монотеистические религии и вместе с нами поклоняется единому и истинному Богу». В мае того же года Павел VI объявляет о создании Секретариата по делам нехристианских религий, основной задачей которого должно стать осуществление «лояльного диалога с теми, кто еще верит в Бога и поклоняется Ему». Наконец, в августе Павел VI обнародовал энциклику «Ecclesiam Suam», в которой конкретно указывалось на необходимость сближения и диалога с мусульманами 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В этой статье мы хотели бы углубить данное папами толкование пункта 3 названной Декларации, как он использовался ими в диалоге с мусульманами. При этом мы будем также иметь в виду другие фундаментальные тексты II Ватиканского собора, а именно: декрет Ad gentes , посвященный миссионерской деятельности Церкви 3 ; декларацию Dignitatis Humanae о религиозной свободе 4 ; конституцию Gaudium et Spes , где речь идет о Церкви в современном мире 5 ; и – прежде всего – конституцию о Церкви Lumen Gentium 6 . Обозначив основные направления торжественного учительства обоих пап, мы сможем затем более подробно проанализировать тексты их ординарного учительства, следуя порядку, установленному в пункте 3 Декларации Nostra Aetate 7 . Торжественное учительство Павла VI и Иоанна Павла II [ к началу ] Павел VI в энциклике Ecclesiam Suam (от 6 августа 1964 г.), упомянув первый круг бытия Церкви, " совпадающий со всем человечеством " , обращается ко второму кругу – кругу " людей, которые поклоняются единому суверенному Богу " . " Мы имеем в виду достойных нашего уважения и восхищения сынов еврейского народа, верных религии, которую мы называем религией Ветхого Завета; затем тех приверженцев Бога – в частности, приверженцев мусульманской монотеистической религии, – которые заслуживают восхищения за то, чтó есть истинного и благого в их богопочитании; и, наконец, приверженцев крупных афро-азиатских религий... Мы готовы с уважением признать духовные и нравственные ценности различных нехристианских религиозных исповеданий; мы хотим вместе с ними развивать и защищать идеалы, объединяющие нас: в области религиозной свободы, человеческого братства, полноценной культуры, социального благополучия и гражданского порядка. Что касается этих совместных идеалов, диалог с нашей стороны возможен " (111 – 112). В энциклике Populorim Progressio (от 26 мая 1967 г.) Павел VI уточняет: " Между цивилизациями, как и между отдельными людьми, откровенный диалог поистине рождает братство... Диалог, в центре которого стоит человек, а не количественные или технические показатели. Он будет плодотворным, если доставит участвующим в нем народам средства для самовозвышения и одухотворения " (73 и 82). И, наконец, в Апостольском воззвании Evangelii Nuntiandi (от 8 декабря 1975 г.) Павел VI утверждает, что " воззвание обращено и к той весьма значительной части человечества, которая практикует нехристианские религии. Церковь относится к этим религиям с почтительным уважением, ибо они суть живое воплощение души обширных человеческих групп. Они несут в себе эхо тысячелетних поисков Бога – поисков незавершенных, однако исполненных искренности и сердечной прямоты. Они обладают внушительным наследием глубоко религиозных текстов и учили молитве многие поколения людей. Эти религии таят в себе бесчисленное множество " семян Слова " и могут служить подлинным " приуготовлением Евангелия " , по точному выражению II Ватиканского собора, заимствованному у Евсевия Кесарийского " 8 .

http://religare.ru/2_560.html

философских школ (Consilia et vota episcoporum ac praelatorum: Polonia. E. P. D. Caroli Wojtyla episcopi tit. Ombitani, auxiliaris Cracoviensis//Acta et documenta Concilio Oecumenico Vaticano II apparando. Ser. 1. Vat., 1960. Vol. 2. Pars 2. P. 741-748). Выступал на Соборе во время обсуждения документов о литургической реформе (конституция «Sacrosanctum Concilium» ), об апостольстве мирян (декрет «Apostolicam actuositatem» ), об экклезиологии (догматическая конституция о Церкви «Lumen gentium» ). Внес значительный вклад в составление декларации о религ. свободе «Dignitatis humanae» и входил в состав рабочей группы по подготовке пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» , основанных на позициях христ. гуманизма и персонализма. Развитию этих идей еп. К. Войтыла посвятил один из своих главных философских трудов - соч. «Личность и поступок» (Osoba y czyn), работу над к-рым он начал во время 4-й сессии. Восхищение «духом Собора» нашло отражение в цикле стихотворений «Церковь» (Koció//Znak. 1963. N 11. S. 1376-1382), написанных во время соборных заседаний. 13 янв. 1964 г. папа Римский Павел VI назначил К. Войтылу архиепископом Кракова. В 1966 г. был одним из организаторов торжеств по случаю 1000-летия Крещения Польши. 29 дек. того же года избран президентом епископской комиссии по апостольству мирян. 26 июня 1967 г. папой Павлом VI возведен в достоинство кардинала-пресвитера и 29 июня получил в качестве кардинальского титула рим. диаконию св. Цезария (S. Cesareo in Palatio). Одной из задач кард. К. Войтылы стало обновление церковной жизни Краковского архиеп-ства, для чего в 1970 г. им были подготовлены комментарии к документам II Ватиканского Собора, изданные в виде кн. «Основы обновления» (U podstaw odnowy). 8 мая 1972 г. он созвал синод Краковского архиеп-ства (сессии продолжались до 8 июня 1979), в ходе к-рого были выработаны решения по практической реализации соборных реформ. В 1963 г. установил ежегодное проведение экуменических богослужений с участием правосл.

http://pravenc.ru/text/471418.html

1993 г. (в связи с войной на Балканском п-ове) и в 2002 г. Внешнеполитическая, дипломатическая и миротворческая деятельность Провозглашая программой своего понтификата христ. гуманизм, согласно к-рому человек является «первым и главным путем Церкви» (Redemptor hominis. 14), И. П. полагал, что католич. Церковь, «не располагая иным оружием, кроме оружия духа, слова и любви» (Ibid. 16), должна защищать достоинство и свободу каждого человека и «вникать во все, что противостоит усилиям, направленным на улучшение жизни человека» (Ibid. 14). Заявленные принципы повлияли на формулировку нового направления дипломатии Папского престола, приоритетной задачей которой стало продвижение христианских нравственных и гуманитарных ценностей в сфере мировой политики. Этому способствовало значительное расширение с момента избрания И. П. международных связей Римско-католической Церкви: количество стран, имеющих дипломатические отношения с Папским престолом, увеличилось с 84 до 174; были установлены, возобновлены или повышены до уровня посольств отношения с Грецией (1980), Великобританией, Данией, Норвегией и со Швецией (1982), с США (1984), Польшей (1989), Венгрией, СССР, Чехословакией и Румынией (1990), Албанией (1991), РФ, Хорватией, со Словенией, с Украиной, Монголией, Арменией, Азербайджаном, Грузией, Молдавией, Узбекистаном, Казахстаном и Мексикой (1992), Израилем (1993), Иорданией, Организацией освобождения Палестины и ЮАР (1994), Ливией (1997) и др. 18 февр. 1984 г. между Папским престолом и Италией был заключен новый конкордат, пересматривавший Латеранские соглашения 1929 г. : на основании провозглашенного II Ватиканским Собором принципа религ. свободы (декларация «Dignitatis humanae») Римско-католическая Церковь добровольно отказалась от статуса гос. религии Италии (в т. ч. от обязательного преподавания католич. религии в школах и от финансовой поддержки гос-ва). Религиозно-нравственный и миротворческий характер дипломатической миссии католич. Церкви И. П. особо выделил в выступлении на Генеральной ассамблее ООН (2 окт.

http://pravenc.ru/text/471418.html

На Втором Ватиканском соборе было принято 16 документов (4 конституции, 9 декретов и 3 декларации). Важнейшими из них следует признать : «Sacrosanctum Concilium» - конституция о священной литургии; «Lumen gentium» - догматическая конституция о Церкви; «Gaudium et Spes» - пастырская конституция о Церкви в современном мире Из декретов наиболее важны : «Ad gentes» - декрет о миссионерской деятельности Церкви; «Orientalium Ecclesiarum» - декрет о Восточных католических церквах; «Unitatis redintegratio» - декрет об экуменизме; «Perfectae caritatis» - декрет об обновлении монашеской жизни применительно к современным условиям; «Inter mirifica» - декрет о средствах массовой коммуникации; «Apostolicam actuositatem» - декрет об апостольстве мирян Из деклараций : Dignitatis humanae» - декларация о религиозной свободе; «Nostra aetate» - декларация об отношении церкви к нехристианским религиям Какие же реформы произвел собор? Сразу оговорюсь, что за рамками сегодняшнего доклада я намеренно оставляю такие темы, как, к примеру, «теология освобождения», которая для некоторых (в основном «левых» политических кругов) вообще является главной темой собора, произведенная на соборе определенная ревизия принципа папской монархии, ранее окончательно провозглашенной Первым ватиканским собором и т.п. Мой интерес ко Второму Ватиканскому собору носит прикладной, инструментальный характер, мне интересны параллели, которые можно и нужно провести с сегодняшней ситуацией в нашей Православной Церкви, где церковный модернизм и реформаторство, а также отношение к нему также является насущной и актуальной проблемой. Главное, о чем следует говорить и о чем всегда говорят исследователи - это, конечно же, осуществленная собором реформа богослужения. Целью ее объявлялось более активное участие народа в мессе и привлечение большего числа верующих. После реформы большое место в богослужении стало отводиться проповеди, чтениям Писания, общим молитвам и т.д. Священнослужитель во время мессы развернулся лицом к молящимся и спиной к тому, что православные назвали бы Горним местом.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/12/...

Важно отметить, что диссертант умышленно рассматривает персоны большинства римских пап исключительно в период их правления. Для данного рода работы это представляется наиболее подходящим. Одной из главных задач диссертант ставит анализ церковного самосознания, что наиболее удобно сделать, изучая именно понтификаты. Позиция римских пап изучается диссертантом путем рассмотрения важных для темы исследования положений из энциклик 14 и иных папских документов. Каждой энциклике посвящен отдельный подпункт главы. В конце первой главы также рассматривается начало литургической реформы, начатой папой Пием XII. Среди основных результатов, достигнутых в ходе данного этапа исследования можно выделить следующие: 1 . Подробно описаны взгляды римских пап от Пия IX до Пия XII на модернизм. Освещены их политические и богословские позиции. 2 . Для лучшего понимания курса церкви в период каждого понтификата были изучены основные энциклики римских пап описываемого периода. Подавляющее большинство этих энциклик никогда не было переведено на русский язык. Перевод ключевых фрагментов позволяет лучше понять те политические и богословские настроения, которые преобладали в церкви в период правления конкретных пап, а также проследить изменения в этих настроениях. Третья глава «История католического модернизма во время II Ватиканского собора» изучает ключевое событие, оказавшее влияние на облик современной католической церкви и ставшее катализатором реформ, повлекших за собой литургический и экклезиологический кризис – Второй Ватиканский собор, который являет имел собой полноту теологической мысли современной было католической свое церкви этим и ярчайшее дать проявление сути её политических того и общественных один целей. Главное типа слово папы собора даже – «aggiornamento». Примерный его того перевод того звучит хотя как «приведение этой в соответствие сухо с сегодняшним года днём». Именно идеология обновления и осовременивая церковного сознания привела церковь , по мнению диссертанта, к современному состоянию кризиса. Для дальнейшего доказательства подобного тезиса вторая глава посвящена подробному описанию хода собора и разделена на подпункты, каждый из которых описывает ключевые этапы деятельности Второго Ватиканского собора. В первую очередь – это принятие конституции о Священной литургии «Sacrosanctum Concilium» и декларации о религиозной свободе «Dignitatis Humanae».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kriz...

Пастырская Конституция «Gaudium et Spes» (7 декабря 1965 г.) Четвертая, и последняя, сессия Собора была самой важной по числу принятых документов. После прочих текстов: 28 октября – Christus Dominus (О пастырском долге епископов) 128 , 18 ноября – Dei Verbum (О Божественном Откровении) 129 и Apostolicam actuositatem (Об апостолате мирян) 130 ,7 декабря – Dignitatis humanae (О религиозной свободе) 131 , и Presbyterorum ordinis (О служении и жизни священников) 132 – Собор увенчал свое учение в этот же последний день сессии принятием Конституции о Церкви в современном мире – Gaudium et Spes (Радость и надежда). Согласно уже ее преамбуле, Собор, лишь попытавшись в Lumen gentium «проникнуть глубже в тайну Церкви», в соответствии с одной из трех целей, поставленных ему папой Иоанном XXIII, сумел сформулировать эту пастырскую Конституцию. После первого проекта, обсуждавшегося на 3-й сессии, был разработан второй текст, который Отцы обсуждали в начале 4-й сессии. Но сама новизна затронутых проблем еще не дала этому проекту возможности достаточно адекватно ответить намерениям Собора. Только ценой интенсивной работы удалось за два месяца выработать более адекватный текст. За исключением главы о браке [ХВ 950/1–950/5], фигурирующей в начале части II – посвященной разным культурным, экономическим, социальным и политическим проблемам мира, – догматический вклад Gaudium et Spes содержится в основном в части I. Здесь можно выделить учения о личности, об общине, о человеческой деятельности [ХВ 269/1–269/14], о грехе [ХВ 290/1–290/2], об Иисусе Христе [ХВ 386/5–386/8] и об эсхатологии [ХВ 972/1]. Часть I. О церкви и призвании человека Глава 1: О достоинстве человеческой личности Собор вновь ставит вопросы, которые человек задает самому себе, чтобы помочь ему осознать, кто он. Черпая свое учение в Откровении, дающем основные черты человеческого состояния, Gaudium et Spes утверждает достоинство человека, «образа Божия», несущего в себе черты своего Создателя [ХВ 269/1]. Человек есть душа и тело; он не может пренебречь телесной жизнью, поскольку его телу обещано воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Ватиканский II Собор (1962-1965), провозгласивший курс на обновление Римско-католической Церкви, повлиял на отход от идей национал-католицизма большей части испан. духовенства. Принятые на Соборе принципы, зафиксированные в пастырской конституции о Церкви в совр. мире «Gaudium et spes» и в декларации о религиозной свободе «Dignitatis humanae», вступили в противоречие с действовавшей в И. моделью государственно-церковных отношений. Несмотря на стремление католич. Церкви отказаться от статуса гос. религии, позиция Франко оставалась неизменной. Переговоры о пересмотре конкордата, предпринимавшиеся в 1971 и 1974 гг., оказались неудачными; даже после личного обращения папы Римского Павла VI Франко продолжал настаивать на своем праве назначения епископов. Выполнение решений Собора способствовало обособлению испан. духовенства от режима (в 1969 только 10% клириков относили себя к сторонникам Франко). Священники чаще стали участвовать в выступлениях оппозиционных политических групп, в забастовках и демонстрациях. В Стране Басков и Каталонии часть клира поддерживала националистические выступления, что в т. ч. было связано с начавшейся после II Ватиканского Собора богослужебной реформой и переводом служб на национальные языки (использование баскского и каталанского языков во франкистской И. было сильно ограничено). В 1968 г., после совершенного ЭТА террористического акта, 32 священника Бильбао обратились к епископату с требованием вмешаться в дела арестованных террористов, но были подвергнуты тюремному заключению по обвинению в причастности к деятельности ЭТА. Несмотря на конфессиональный характер испан. гос-ва и статус католицизма как гос. религии, в И., как и в др. западноевроп. странах, в 60-х гг. ХХ в. происходили процессы секуляризации общества. Кроме того, в нек-ром отношении церковные институты и офиц. религию в виде национал-католицизма дискредитировало сохранение политического союза с режимом Франко. По данным опросов, на 1972 г. лишь 34% испанцев считали себя практикующими католиками. Из 38 млн населения в 1965 г. количество священников составляло ок. 36 тыс., монахов и монахинь - ок. 84 тыс., семинаристов - ок. 8 тыс. чел. С 1965 по 1975 г. количество семинаристов уменьшалось на 40% каждые 5 лет, увеличивалось количество священников, отказавшихся от сана (1189 чел. в 1965, 3700 чел. в 1970). 1975 г.- нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/674995.html

47.1. Propter peccatum primi hominis humano generi poena diuinitus inlata est seruitutis, ita ut quibus aspicit non congruere libertatem, his misericordius inroget seruitutem. Et licet per peccatum humanae originis, tamen aequus Deus ideo discreuit hominibus uitam, alios seruos constituens, alios dominos, ut licentia male agendi seruorum potestate dominantium restringatur. Namsi omnes sine metu fuissent, quis esset qui amalisquempiam cohiberet? Inde et in gentibus principes regesque electi sunt, ut terrore suo populos a malo coercerent, atque ad recte uiuendum legibus subderent. 47.2. Quantum ad penetrationem, non est personarum acceptio apud Deum, qui mundi elegit ignobilia et contemptibilia, et quae non sunt ut ea quae sunt destrueret, ne glorietur omnis caro, hoc est carnalis potentia, coram illo; unus enim Dominus aequaliter et dominis fert consultum et seruis. 47.3. Melius est subiecta seruitus quam elata libertas. Multi enim inueniuntur Deo libere seruientes sub dominis constituti flagitiosis; qui, etsi subiecti sunt illis corpore, praelati tamen sunt mente. XLVIII. De praelatis. 48.1. Vir iustus aut omni potestate saeculari exuitur aut, si aliqua cingitur, non sub illa curuatur ut superbus tumeat, sed eam sibi subicit ut humilior innotescat. Probatur autem hoc apostolico exemplo, qui datam sibi potestatem etiam nec ad hoc usus est quod licebat, sed, dum possit utere, licita abnuit seseque ut paruulum in medio eorum quibus praeerat ostendit. 48.2. Qui in adpetendis honoribus saeculi aut prosperitatibus mundi instanti desudat labore, et hic et in futuro uacuus inuenitur a requie, tantoque sarcinis peccatorum grauatur, quanto a bonis operibus alienus. 48.3. Quanto quisque amplius saecularis honoris dignitate sublimatur, tanto grauius curarum ponderibus adgrauatur, eisque magis mente et cogitatione subicitur, quibus sublimitatis gradu praeponitur. Namut quidam patrum ait: «Omne quod supereminet, plus maeroribus afficitur quam honoribus gaudet.» 48.4. Quanto quisque curis mundi maioribus occupatur, tanto facilioribus uitiis premitur. Si enim uix ualet peccata animus deuitare quietus, quanto magis occupatione saeculari deuinctus.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010