Но связь Грацианова Декрета с римским правом была не только формальная, а и материальная. В его компиляции содержится громадная масса выписок из источников римского гражданского права, как действующего и в церковной сфере. Объясняется это тем, что во все продолжение средних веков римская церковь в своих мирских делах исключительно руководилась римским правом, т. е. по нему определяла свои чисто юридические отношения во всех новых германских государствах, возникших на развалинах западной римской империи. Отсюда общее положение тогдашнего публичного права: Ecclesia jure romano vivit. Этого мало: сознавая высокие преимущества римского права сравнительно с грубыми юридическими воззрениями и обычаями германских народов, церковь на западе усиленно стремилась к тому, чтобы провести римское право и в жизнь этих народов, обращенных ею в христианство . В известной мере она и достигла этого в эпоху полного развития созданной ею священной римской империи, когда римское право в сознании народов, входивших в состав этой империи, получило значение всеобщего гражданского права. Но, как уже выше замечено, это новое римское право во многих отношениях было не то, какое содержалось в Юстиниановой кодификации. Оно существенно изменилось и преобразовалось под влиянием германских юридических воззрений и обычаев, благодаря главным образом тому, что эти воззрения и обычаи были усвоены и церковью. Таким образом, для догматической конструкции многих институтов этого нового римского права требовалось знакомство и с каноническим нравом. Вот причина, почему Декрет Грациана, вскоре после его издания, был принят болонской юридической школой и сделался здесь предметом таких же ученых работ, kak u Corpus juris civilis. Юристы, с одинаковым успехом изучавшие и то и другое право, стали получать титулы doctor juris utriusque. Научная разработка церковного права по Декрету Грациана и позднейшим сборникам источников церковного права, по папским декреталам, получившим вместе с Декретом название Corpus juris canonici, совершалась точно так же, как и разработка римского права, именно на полях или между строками рукописей, содержащих в себе текст источников, писались объяснительные замечания (глоссы) к отдельным их местам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Папа Григорий I Великий (590–604 гг.), один из четырех западных отцов церкви, происходил из знатной римской семьи, представители которой на протяжении нескольких поколений играли заметную роль в Римской церкви. Прежде, чем удалиться в монастырь, Григорий Великий занимал должность высшего магистра в Риме, префекта города. Впоследствии, став папой, он проявил себя как чрезвычайно деятельный глава Римской церкви: он не только управлял ее обширными имениями, но и принял на себя попечение о жителях Рима и его окрестностей. Из деловой переписки, которую он вел на протяжении своего понтификата, сохранились 866 посланий. Они служат ярким свидетельством применения римского права в практической деятельности церкви: в них выявлено 74 очевидные и 54 скрытые цитаты из «Corpus juris civilis». Оставаясь подданным византийского императора, Григорий Великий не представлял себе иной юридической основы общественного порядка, чем имперское право, поэтому соблюдение действовавших на территории Римской империи норм права и законного разграничения полномочий государства и церкви являлось для папы предметом первостепенной заботы. Согласно римскому праву, церкви предоставлялась юрисдикция по вопросам веры, внутрицерковной дисциплины, по гражданским и отчасти уголовным делам, в которые было вовлечено духовенство или люди, подпадавшие под церковную юрисдикцию. Григорий Великий позволял себе выходить за ее пределы лишь в исключительных случаях: 1) когда имперские законы угрожали церковному порядку, например, закон императора Маврикия, запрещавший государственным чиновникам и воинам постригаться в монастырь; 2) когда они расходились с церковными установлениями, например, законы, устанавливавшие условия заключения или расторжения брака; 3) когда их смягчения требовало милосердие. Многие послания Григория Великого и отрывки из его творений были включены в «Decretum Gratiani» и таким образом в «Corpus juris canonici», составив основу канонического права. Григорий Великий оставил после себя ряд творений, оказавших заметное влияние на европейскую культуру. Прежде всего, это «Диалоги о жизни и чудесах святых италийских отцов», за что он получил в восточной традиции прозвище Двое слова (Диалоги-Двоесловия), и «Пастырское правило», т. е. руководство для пастырей. В Антологии публикуются переводы некоторых посланий Григория Великого , демонстрирующих отношение папы к римскому праву и его применение в церковной практике.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Byzantion – Byzantion. Bruxelles; Paris, 1924–1952. BZ – Byzantinische Zeitschrift. Leipzig, 1892–1943; Munchen, 1944–1991; Leipzig, 1992-. Bd. 1-. CC – Corpus Christianorum/Hrsg. von der Abtei St. Peter in Steenbrugge (Belgien). Tournhout. CCL – Series Latina. 1953-. CCO – Les Canons des Conciles Oecumeniques//Fonti. Ser. I. Fase. 9. T. 1. Pars I. Grottaferrata, 1967. CJ – Codex Justinianus/Ed. P. Krueger. Berlin, 195411 (­ CJC. Vol. 2). CJC – Corpus Juris Civilis/Ed. R. Schoell et G. Kroll. Berlin, 1954. 3 vols. COD – Conciliorum Oecumenicorum Decreta. Bologna; Freiburg, 1962. CPG – Les canons des Peres Grecs//Fonti. Ser. I. Fase. 9. T. 2. Grottaferrata, 1963. CSEL – Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1866-.Vol. 1-. CSP – Les canons des Synodes particuliers/Fonti. Ser. I. Fasc. 9. T. 1. Pars 2. Grottaferrata, 1962. CT – Codex Theodosianus/Ed. Th. Mommsen, P. Meyer et P. Krueger. Berlin, 1905. DACL – Dictionnaire d " archeologie chretienne et de liturgie/Ed. F. Cabrol et H. Leclercq. Paris, 1924-. DDC – Dictionnaire de droit canonique contenant tous les termes du droit canonique/Publie sous la direction de R. Naz. Paris, 1935–1965. 7 t. DHGE – Dictionnaire d " histoire et de geographie ecclesiastique/Ed. A. Baudrillart etc. Paris, 1912-. T. 1-. DOP – Dumbarton Oaks Papers. Cambridge (Mass.); Washington, 1941-. DTC – Dictionnaire de theologie catholique/Ed. A. Vacant, E. Mangenot, cont. E. Amann. Paris, 1903–1950. 15 t. EO – Echos d " Orient. Paris, 1897–1942. EOMIA – Ecclesiae occidentalis monumenta iuris antiquissima/Ed. C. H. Turner. Oxford, 1899–1939. 2 t. Prisca Gallica Interpretatio Isidori Interpretatio Ingilrami Codex Caeciliani Interpretatio Attici Interpretatio Rufini Interpretatio Gallo-Hispana Interpretatio Dionysii I et II (Fasc. 1. Pars altera.) Fonti – Codicis Iuris Canonici Orientalis Fontes. Pontificia Comissio ad redigendum Codicem Iuris Canonici Orientalis. GCS – Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte. Leipzig, 1897–1941; Berlin und Leipzig, 1953; Berlin, 1954-.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

5 Слово sanctio выводят из sanctum, sanctitas. В Дигестах (lib. I, tit. VIII, 8) читаем: «sanetnm est, quod ab injnria hominum defeosum atque munitum est. Sanctum autem dictum est a sagminibus. Sunt autem sagmina quaedam herbae, quas legati populi romani ferre solent, ne quis eos violaret, sicuti legati Graecorum fuerunt ea, quae vocantur cerycia». Ed. Dion. Gothofredi, Corpus juris civilis, Francof ad Moen, 1688, tom. I, col. 22. Cp. Basilicorum libri LX, lib. XLVI, tit. III, 6 (ed. Car. G. E. Heimbach, Lipsiae, 1833–1870, tom. IV, pag. 561–562). Санкция в применении к законам означает обеспечение силы закона установлением наказания для нарушителей. Ср. G. F. Puchta, Cursus der Institutionen, Leipzig, 1856, I, 291. Церковная санкция является тогда, когда известный закон бывает обеспечен наказанием церковного, духовного характера. О религиозной санкции см. A. Prosmini-Serbati, Filosofia del diritto, Intra, 1865, I, 117. 7 Удивительно, что и среди римско-католических канонистов некоторые смотрят на церковь в ее целости, как на субъект права, Напр. Dr. Jos. A. Ginzel, Handbuch des neuesteu in Oesterreieh geltenden Kirchenrechtes. Wien, 1857, который определенно говорит: «Dass die Kirche ein Rechts Subject sei, legt sich aus ihretn Begriffe aufs Unwidersprechlichste dar» (Bd. I, S. 19). См. правильный римско-католический взгляд на это в Th. Pachmann, Lehrbuch des Kirchenrechtes, Wien, 1863, Bd. 1, 8. 52–53. 9 Самое слово означает некоторое орудие, употреблявшееся при тесании и шлифовании камня или дерева, а отцы церкви, по словам М. Властаря употребили его с тем, чтобы метафорически обозначить им церковные предписания. См. Σνταγμα κατ στοιχεον, Προθεωρα в синодальном издании Г. . λη κα Μ. ΙΙτλη, Σνταγμα τν θεων κα ερν καννων, ν θναις, 1852–1859, τμος κτος, σελ. 5–6. Cp. Joh. Suiceri, Thesaurus ecclesiasticue. Amstelaed, 1682, tom. II, со!. 37. 10 Словом канон обозначали и то, что мы называем церковным правом (см. 2 канон I Всел. собора); называются каноническими и послания епископов, в которых трактовалось о некоторых важных церковных предметах, также грамоты, которые епископы давали некоторым лицам священного сана, когда последние уходили в другую епархию. В римско-католическом церковном праве, так же, как и в православном, каноном называется всякий положительный церковный закон «Ecclesiastica constitutio canonis nomine censtetur». Gratianus ad D. III, in princ. § 1. Vide Corpus juris canonici, ed. Aem. Lud. Richter, Lips., 1839, I, 4.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАНОНЫ (правила), основополагающие церковные законы, относящиеся к церковному устройству и дисциплине. Значение Термин многозначный, употребляется также в библеистике (см. ст. Канон библейский ) и литургике (см. ст. Канон мессы ). В церковно-правовой практике термин «канон» в широком смысле обозначает отдельный нормативно-правовой акт либо часть крупного систематизированного правового сборника. Эти К. могут иметь различный статус (так, не имеют общеобязательного значения К., помещенные в Номоканон при Большом Требнике , К. поместных Соборов, не включенные в состав общецерковного законодательства, напр. К. Эльвирского Собора или Арелатских Соборов , а также К., составляющие свод основных законов католич. Церкви,- включенные в средневек. «Corpus juris canonici» или Codex juris canonici ). В узком смысле слова К., часто с уточняющей характеристикой «священные каноны», называются те основополагающие нормативно-правовые акты (законы), к-рые действуют во всей Вселенской Православной Церкви и в своей совокупности составляют фундамент законодательства Поместных Церквей. Это Апостольские правила , правила соборные и святоотеческие. Во 2-м прав. Трулльского Собора , содержащем наиболее полный (по сравнению с др. нормативными документами древней Церкви) перечень авторитетных церковных К., сформулировано положение об обязательности их исполнения и об их неотменяемости: «Прекрасным и крайняго тщания достойным признал сей Святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а также и нам преданныя, именем святых и славных апостолов, осмьдесят пять правил (καννες)... Согласием нашим запечатлеваем и все прочия священныя правила, изложенныя от святых и блаженных отец наших, то есть, трех сот осмьнадесяти богоносных отец, собравшихся в Никеи: такожде от отец, собиравшихся во Анкире, и в Неокесарии, равно и в Гангре… (далее в приблизительной хронологической последовательности приведен перечень Вселенских и Поместных Соборов, издававших К.- В. Ц.)… такожде правила Дионисиа, архиепископа великаго града Александрии… (следует перечень отцов Церкви - авторов правил.- В. Ц.)… Никому да не будет позволено вышеозначенныя правила изменяти, или отменяти…» Известный серб. богослов архим. Иустин (Попович) давал такое определение К. в перспективе богословского сознания Церкви: «Святые каноны - это святые догматы веры, применяемые в деятельной жизни христианина, они побуждают членов Церкви к воплощению в повседневной жизни святых догматов - солнцезрачных небесных истин, присутствующих в земном мире благодаря Богочеловеческому телу Церкви Христовой» ( Jycmuh архим. Догматика Православне Цркве. Београд, 1978. С. 257). Состав канонического корпуса

http://pravenc.ru/text/1470259.html

2 . Римско-католическая церковь особенными источниками права признает: 1) Corpus Juris Canonici – средневековый канонический сборник 51 , имеющий значение для католической церкви германских государств только в тех случаях и в том объеме, в каком признает это государственная власть. В 16–18 ст. этот Corpus был вспомогательным источником права даже для некоторых церковных отношений евангелической церкви, и ортодоксальные лютеране выражали к нему свое особенное расположение. В настоящее время, этот Corpus большею частью противоречит евангелического церковного устройства и свободе совести. 2) Определения или декреты Тридентского собора (1545–1563), имевшего целью сгладить вероисповедные разности между католиками и протестантами. Постановления его касаются частью догматических положений, частью же церковной дисциплины во всех направлениях. Для объяснения смысла декретов и для наблюдения за правильным их применением, папа Пий IV, тотчас же после собора, учредил и теперь еще существующую особую конгрегацию кардиналов 52 . 3) Папские указы в различных формах, особенно в форме рескриптов, декретов, бреве и булл. Буллы приготовляются в апостолической канцелярии (cancellaria apostolica), пишутся большею частью на темноцветном пергаменте; старым готическим шрифтом, с привесною печатью (bulla) из свинца или из золота, с изображением голов апостолов Петра и Павла и начинаются именем папы, этого Servi Servorum Dei. Бреве пишутся на белом пергаменте или бумаге обыкновенным шрифтом и припечатываются, так называемым, annulus piscatorius или кольцом с изображением апостола Петра в рыбачьей лодке. С конца 16 столетия все папские указы помещаются в особых сборниках – булляриях 53 . 4) Договоры или конкордаты пап с верховною государственною властью. Заключая конкордат, обе власти смотрели на него как на двусторонний договор двух равноправных властей, одинаково обязательный для той и для другой стороны. На самом деле, ни католическая церковь , ни государство, особенно в последнее время, не признавали этой координативной, двусторонней обязательности конкордатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

Из этого следует, что сначала это правило не было в обычае у всех них. В виду же того, что 7-е правило II Всел. Собора совсем иного требует от обращающихся еретиков и раскольников, чем это послание, то предписания последнего и были оставлены " По этим основаниям, упомянутое правило Киприана и не вошло в общецерковный канонический кодекс, который в 920 г. на известном Константинопольском Соборе утвержден был для всей церкви Это важное правило Трулльского Собора вошло сполна и в Corpus juris canonici римско-католической церкви, так что и в этой церкви оно должно бы иметь силу закона Примечания: 5. Обо всех этих правилах см. сказанное на 9-42 стр. настоящей книги. 6. Ч.I, отв.72. См. митр. Макарий, Введение в православное богословие, §§138 и 139. 7. Подробнее об этом сборнике в его целом и в частях см.: Dr J. S. v. Drey, Neue Untersuchungen uber die Constitutionen und Kanones der Apostel. Erstes Buch. Untersuchungen uber die Bestaudtheile, Entstehung und Zusammensetzung, und den kirchlichen Werth der Apostol. Constitutionen, S.1-200. - J. W. Bickell, Geschichte des Kirchenrechts, I,52-70,221-229. - C. C. J. Bunsen, Hippolytus und seine Zeit, I,418-433,455-527. - Ad. Harnack, Die Lehre der zwolf Apostel, S.170-192. - F. Funk, Doctrina duodecim apostolorum. Proleg., p.LVIII-LXI,74-97. - Φ. Βρυννιος, Διδαχ τν δδεκα ποστλων, σ.35-50, - Н. Заозерский, Об источниках права... в первые два века в " Прибавлениях к Творениям св. отцев " 1889, I,170-235 и 476-523. 8. См. сочинения, упомянутые в предыдущем примечании. 9. Drey, упом. соч., S.40 и сл. - Bickell, упом. соч., S.55 и сл. 10. Ср. Φ. Βρυεννου Διδαχ, стр.51 и сл. - Drey, упом. соч. - Bickell, упом. соч. - Harnack, упом. соч. - Pitra, Juris eccles. etc. Tom.I, Synopsis hist, pag.XXXVI-XXXVIII. 11. Φ. Βρυεννου Διδαχ, стр.35 и сл. - Harnack, упом. соч., S.170. - Funk, упом. соч., pag.74 и сл. 12. Drey, упом. соч., S.103 и сл. - Bickell, упом. соч., S.59 и сл. 13. Drey, упом. соч., S.154 и сл. - Bickell, упом. соч., S.61 и сл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

505 Никодим 1911, I. С. 43 (о правилах); II. С. 574–602. При переводе этого труда еп. Никодима (Милаша) на русский язык авторские переводы канонов, выполненные по изданию Ралли-Потли, заменялись славянскими пере­водами из «Книги правил». Поскольку каноны Никифора в данном сборнике отсутствовали, они были переведены на русский непосредственно с греческого (также по Ралли-Потли). Перевод, очевидно, принадлежит проф. И. С. Пальмову , под редакцией которого опубликованы «Правила Православной Церкви». 506 У Бека (Beck 1959. S. 490–491) указаны другие редакции: Pitra 1858. Р. 389–393 и Pitra 1868. Р. 330–332; Cotelerius 1686. Р. 451–453. Все издания греч. текста и лат. перевода восходят к Бонефидию (Juris Orientalis libri III/Ab E. Bonefidio digesti ac notis illustrati... cum latina interpretatione. Lib. II. Paris, 1573. P. 19–21) и Левенклаву (Juris graeco-romani tarn canonici quam civilis tomi duo.../Ed./. Leunclavius. Francofurti, 1596 [repr. Farnborough, 1971]. Т. I. P. 196), опубликовавшим 17 канонов. 507 37 главных правил, собранные Матфеем Властарем из всех канонических сочинений Никифора и помещенные им в свою «Алфавитную Синтагму» в качестве одного из приложений (приложения имеются в ряде рукописей, но до сих пор не опубликованы в составе «Синтагмы» Властаря, включая и ее рус. пер.). Позднее вошли (в новогреч. пер.) в «Пидалион». Из этих правил в славянскую «Кормчую» (57 гл.) вошли только 23 правила. См. таблицу 1 сравни­тельной нумерации канонов свт. Никифора. 510 Послание принадлежит прп. Феодору Студиту (PG 99, 1645–1653, ер. lib. II, 215==ер. 549/Ed. G. Fatouros, Theodori Studitae Epistulae. Vol. 2. Berlin: De Gruyter, 1992 [Corpus Fontium Historiae Byzantinae, Series Berolinensis 31]. P. 831–838. TLG 2714/2). Перевод в Никодим 1911 заимствован из рус. пер. писем прп. Феодора Студита 216. Т. 2. СПб., 1908. С. 622–627. Переизд.: Т. 2. М., 2003. LXXXVII. С. 191–198), с неко 512 Питра опубликовал текст по рукописи, не зная, что он уже был издан ранее (Graecolat. Patr. Bibliothec. Nov. Auct. Parisiis, 1648. P. 603–610). По парижскому изданию осуществлен русский перевод: Никифор Константи­нопольский, свт. О шести Вселенских Соборах//ХЧ 1841. Ч. 3. С. 69–75. На самом деле данный текст является фрагментом сочинения (см. ниже, примеч. 349): Refutatio et eversio definitionis synodalis anni 815/Ed. J. Featherstone. Leuven, Turnhout, 1997 (CCSG 33). P. 72:6–73(TLG 3086/12).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Its essential intuition that «deification» does not suppress humanity, but makes man truly human, is, of course, greatly relevant for our own contemporary concerns: man can be fully «human» only if he restores his lost communion with God. 6. Ecclesiology: Canonical Sources In Greek Patristic literature, accepted throughout the entire Byzantine period as the ultimate expression of Church tradition, there was, generally speaking, no systematic treatment of «ecclesiology.» This does not mean, however, that such factors of Christian life as Church order, the sacraments, and tradition were not central for the Byzantines. A major source of our knowledge of Byzantine ecclesiological ideas is constituted by ancient canonical texts: conciliar decrees, commentaries, and later synodal legislation. Even imperial laws concerning the Church, inasmuch as they were accepted as guiding principles of ecclesiastical polity, often witness to ecclesiastical consciousness essentially identical to that of the conciliar canons. Viewed from a juridical point of view, the entire body of Byzantine canonical sources hardly constitutes a coherent whole. The attempts at codification, which we shall mention later, are far from exhaustive and do not eliminate important contradictions. They were never intended to provide the Byzantine Church with a complete corpus juris. Many Western polemicists have pointed to this state of affairs as an essential weakness of Eastern Christianity, which has failed to provide itself with an independent and consistent canon law, and, thus, has surrendered to the power of the state. These judgments, however, have generally taken for granted that the Church is a divine «institution» whose internal existence could be adequately defined in juridical terms, a presupposition which Byzantine Christians did not consider. For them the Church was, first of all, a sacramental communion with God in Christ and the Spirit, whose membershipthe entire Body of Christis not limited to the earthly oikoumene («inhabited earth») where law governs society, but includes the host of angels and saints, as well as the divine head.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Самые блестящие достижения отечественного источниковедения церковного права связаны с трудами канониста XX века В. Н. Бенешевича (1874 – 1937 гг.). Ему принадлежат безукоризненные в текстологическом отношении публикации важнейших памятников церковного права: «Синагоги в 50 титулах» Иоанна Схоластика и «Синтагамы в XIV титулах» 37 . Учёный поставил своей целью выяснить, чем объяснить почти полное отсутствие императорских новелл по церковным делам в этих памятниках: утратой источников или тем, что новеллы не признавались Церковью, как обязательные для неё законы. Скрупулёзное исследование рукописных источников привело его к убеждению, что, в отличие от «Кодекса» Юстиниана, ни один императорский закон иконоборческой эпохи (VII – IX вв.) не был признан как общецерковная норма. Эти выводы он изложил в книге «Канонический сборник XIV титулов со второй четверти VII века до 883 года» (1905 г.). Большой заслугой В. Н. Бенешевича является издание текста славянской «Кормчей» в XIV титулах параллельно с греческими источниками 38 . Свои исследования В. Н. Бенешевич продолжал в 20-е и 30-е годы. В софийском сборнике «Известия на Болгарския археологически институт» (1935 г.) он опубликовал статью «Corpus scriptorum juris graeco-romai tam canonici quam civilis» (Корпус памятников греко-римского права как канонического, так и гражданского), где писал о том, что изучение древних «Кормчих» вскроет новые и важные факты в истории культурного развития в отношении Византии, юга славянства и Древней Руси» 39 . Некоторые работы этого автора остались неопубликованными и хранятся в архивах. Крупным специалистом по источникам древнерусского церковного права был С. В. Юшков (1888 – 1952 гг.). Заслуживают внимания также источниковедческие труды современного учёного Я. Н. Щапова, посвящённые изучению славянских и русских редакций «Кормчей», а также княжеским уставам и уставным грамотам Церкви 40 . Среди работ, посвящённых частным вопросам каноники, большой интерес представляют: монография Н. С. Бердникова «Государственное положение религии в Римско-Византийской империи (1881 г.), труд Н. А. Заозерского «Церковный суд в первые три века христианства» (1878 г.), церковно-канонические труды профессора Московской Духовной академии А. Ф. Лаврова, впоследствии архиепископа Виленского Алексия, профессора П. А. Лашкарёва, протоиерея М. Горчакова , М. Е. Крастожена, учёного XX века М. В. Зызыкина, профессора кафедры церковного права Варшавского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010